Содержание

Введение. 3

1. Сущность и назначение подготовки товаров к продаже. 5

2. Основные процессы подготовки непродовольственных товаров к продаже. 7

2.1. Сортировка товаров по качеству. 7

2.2. Калибровка товаров. 7

2. 3. Мойка товаров. 7

2. 4.  Фасовка товаров. 8

2. 5. Упаковывание товаров. 8

3. Технология подготовки различных видов непродовольственных товаров к продаже  10

3. 1. Подготовка к продаже швейных, трикотажных, пушно-меховых, овчинно-шубных товаров и головных уборов. 13

3. 2. Подготовка текстильных товаров к продаже. 14

3. 3. Подготовка радиотоваров к продаже. 14

3.4. Подготовка электробытовых товаров к продаже. 15

3. 5. Подготовка мебельных товаров к продаже. 16

3. 6. Подготовка к продаже товаров бытовой химии. 16

3. 7.Подготовка обуви к продаже. 17

3. 8. Подготовка галантерейных товаров к продаже. 18

3. 9. Подготовка парфюмерно-косметических товаров к продаже. 19

3.10. Подготовка мотовелотехники к продаже. 19

Заключение. 20

Список используемых источников. 21

Приложение. 23

Введение


Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль[1].

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью[2].

Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:

операции с товарами до предложения их покупателям;

операции непосредственного обслуживания покупателей;

дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:

разгрузку транспортных средств;

доставку товаров в зону приемки;

приемку товаров по количеству и качеству;

доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);

хранение товаров; подготовку товаров к продаже;

перемещение товаров в торговый зал; выкладку товаров на торговом оборудовании[3].

 Предпродажная подготовка товара является одним из критически важных этапов розничной реализации товара.

Целью данной работы является изучение организации и технологии подготовки к продаже непродовольственных товаров. Задачами работы являются: рассмотрение сущности и назначения процесса подготовки товаров к продаже, изучение технологии подготовки к продаже различных групп непродовольственных товаров.

В магазинах, торгующих непродовольственными товарами, различают три основные схемы технологического процесса продажи.

Первая включает  приемку  товаров  и  подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи. Такая  схема может  быть использована при  применении  в  торгово-технологическом  процессе та­ры-оборудования. Применение этой схемы технологического процесса обус­лавливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональ­ных помещения: для приёмки товаров и для их продажи.

Во второй схеме  технологический  процесс состоит из трех опера­ций: приемки, хранения товаров и их продажи.

Наиболее сложной является третья схема технологического процесса, которая применяется  при организации продажи товаров, требующих предварительной доработки перед подачей их в торговый зал (например, освобож­дение от фабричной упаковки, утюжка, чистка и т.д.). Её применение требу­ет наличие еще одного функционального помещения-помещения для подготов­ки товаров к продаже. В большинстве случаев в непродовольственных мага­зинах применяются все три схемы технологического процесса[4].

1. Сущность и назначение подготовки товаров к продаже

Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров  к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в  процессе обслуживания покупателей, быстрому  отпуску  товаров  и увеличению про­пускной способности магазинов, сокращает  товарные  потери  и  повышает коэффициент использования торгового зала.

Операции по подготовке товаров к продаже делятся на:

1. Общие, к ним относятся распаковка, сортировка товаров, проверка правильности обозначения цен, придание изделиям товарного вида (чистка, утюжка), укладка на тележки, в контейнеры, ящики, корзины для  подачи  в торговый зал, размещение товаров в торговом зале, выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем мес­те продавца.

2. Специальные, включают в себя: комплектацию, сборку и монтаж изделий, поступающих в разобран­ном виде, устранение мелких дефектов, накатку тканей, нарезку электропро­вода, фасовку отдельных товаров хозяйственного назначения.

Назначение подготовки товаров к продаже  – обеспечение надлежащего качества и необходимого количества или комплектности товаров.

В ряде случаев на этом этапе происходит и формирование качества. Так, при одной из операций товарной обработки – сортировке – в результате отбраковки низкокачественных экземпляров товаров качество товарной партии в целом повышается. Существуют и другие операции, улучшающие качество товаров.

Обеспечение надлежащего качества достигается с помощью следующих основных операций: сортировке, калибровки, мойки, покрытия защитными оболочками или, наоборот, их удаления.

Формирование необходимого количества товаров, предназначенного для продажи покупателям, производится путем его фасования и упаковывания либо разупаковывания.

Цель основных операций товарной обработки – придание привлекательного внешнего вида, а также удобных для потребителей количественных характеристик единичным экземплярам товаров для создания потребительских предпочтений.

Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов. В связи с тем, что большинство из перечисленных операций носит производственный характер, в современных условиях они передаются предприятиям промышленности или торговым складам. Такая централизация операций по подготовке товаров к продаже позволит использовать высокоэффективное оборудование, рациональнее использовать площади, трудовые и материальные ресурсы[5].

Многие организации торгуют различными непродовольственными товарами: одеждой, обувью, мебелью, бытовой техникой, парфюмерией, косметикой и т. д. Осуществляя такую деятельность, они должны соблюдать определенные правила.

До того, как выставить одежду, белье, головные уборы или обувь в торговый зал, их необходимо подготовить к продаже: распаковать, рассортировать и осмотреть; проверить по внешним признакам качество товара; проверить наличие необходимой информации о товаре (размер, состав, правила эксплуатации, например при чистке или стирке, и т. д.) и его изготовителе; в случае необходимости почистить и отутюжить изделия, осуществить их мелкий ремонт (например, пришить пуговицу).

Затем товары надо сгруппировать по видам, моделям, размерам, ростам и выставить в торговом зале. Отметим, что в торговом зале можно выставить только образцы товаров, которые предлагаются покупателю. Одежда и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в зале отдельно. Ткани надо разделить по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары – по видам меха. На товарах должны быть ярлыки, на которых указывается: наименование, артикул и цена; размер (для одежды, белья, обуви, головных уборов); рост (для одежды и белья); вид меха и цвет его окраски (для шуб, головных уборов и воротников из меха и т.д.).

Таким образом, подготовка непродовольственных товаров к продаже состоит в окончательной проверке качества, сборке или монтаже изделия, устранении мелких дефектов, очистке, утюжке, накате, фасовке и др[6].


2. Основные процессы подготовки непродовольственных товаров к продаже

2.1. Сортировка товаров по качеству

Сортировка товаров по качеству – операция по разбраковке товарной партии или градации качества и удалению некачественных экземпляров.

При сортировке товаров отбраковывают нестандартные товары и отходы. При де­лении товаров на сорта проверяют соответствие факти­ческого качества стандартной продукции сорту, указанно­му на маркировке или в товарно-сопроводительных доку­ментах.

Если товарная партия представляет собой смесь сор­тов, то ее разбраковывают по сортам. Сортировка — одна из важнейших операций товарной обработки. Особое зна­чение она имеет для товаров, качество которых при хране­нии существенно изменяется, но эти изменения неодинако­во происходят у разных единичных экземпляров товаров. Вследствие этого возникает неоднородность товарной пар­тии, что, в свою очередь, требует разбраковки на однород­ные по качеству градации.

Организация работ по обеспечению надлежащего каче­ства сортировки входит в должностные обязанности товароведов.

Наряду с сортировкой для отдельных товаров приме­няют калибровку.


2.2. Калибровка товаров

Калибровка — операция по разделению товаров по раз­мерам. Для этих целей применяют простейшие приспособ­ления — калибры или калибровочные машины. Калибро­ванные товары — одинакового размера — имеют более привлекательный товарный вид, лучше размещаются в таре, а в ряде случаев характеризуются одинаковым качеством, в том числе и сохраняемостью.

Наиболее часто калибруют товары, которые являются природными объектами и отличаются неравномерными размерами. Товары промышленного производства, как пра­вило, в калибровке не нуждаются, так как однозначность их размеров обеспечивается на стадии производства.


2. 3. Мойка товаров

Мойка — операция по удалению поверхностного за­грязнения товаров. Загрязнения могут быть почвенными, химическими, радиационными и микробиологическими. Они попадают на поверхность товаров из атмосферного воздуха с пылью, при контакте с загрязняющими объектами (земля, другие загрязненные товары, грязные руки и т. п.), а также вследствие развития микроорганизмов. При мойке удаля­ется от 30 до 10.0 % поверхностных загрязнителей, в ре­зультате чего улучшаются товарный вид и безопасность товаров.

Для некоторых товаров, качество которых снижается при сильном увлажнении, мойку заменяют сухой очисткой или протиранием тряпками, смоченными в воде или масле (например, колбасы и сыры — для удаления налета плесе­ни, непродовольственные товары, бутылки с напитками — для удаления пыли и т. п.). Протирают обувь, кожаные изделия, бытовые приборы; пятна на одежде стирают или выводят.

После мойки или взамен ее для придания привлека­тельного внешнего вида некоторым товарам применяют покрытие окрашенными или неокрашенными защитными пленками (цветные воски, парафин, термоусадочные плен­ки). Такие защитные пленки к тому же повышают сохраня­емость товаров.

Товары, покрытые смазочными материалами, протира­ют для удаления их. При этом товар приобретает свойст­венный ему внешний вид. Кроме того, удаление смазки пред­отвращает ущерб, который может быть нанесен имущест­ву потребителей при контакте со смазочными материала­ми. Реализация товаров, покрытых смазочными материа­лами, не допускается[7].

 

2. 4.  Фасовка товаров

Фасовка -  операция по разделению товарной массы на единичные экземпляры товаров или их совокупность заданных размеров. Фасовка осуществляется путем разрезания или отделения товаров необходимой массы или дли­ны с последующим их измерением (взвешивание, отмеривание). Цель фасовки — придание товару определенных количественных характеристик.

Фасованные товары упаковывают в потребительскую тару или упаковочные материалы и чаще всего маркируют путем наклеивания этикетки с указанием наименования товара и продавца, массы (или длины) фасовки, цены. Эти товары предназначены в основном для продажи методом самообслуживания[8].


2. 5. Упаковывание товаров

Упаковывание — операция по укладыванию товаров в тару или завертывание их в упаковочные материалы для обеспечения сохраняемости.

Перед подготовкой к продаже проводят разупаковывание товаров из транспортной тары. Товары освобождают от упаковки в тех случаях, когда необходимо проверить их качество для предупреждения реализации некачественных единичных экземпляров, для фасования или придания го­товым изделиям более привлекательного внешнего вида или для выкладки единичных экземпляров в торговом зале. После разупаковывания и фасования товары могут быть вновь упакованы, если они не имеют производственной упа­ковки.

Многие товары, подготовленные для продажи покупа­телю, должны иметь производственную или торговую упа­ковку для обеспечения сохраняемости их количества и ка­чества. Лишь отдельные товары могут реализовываться без упаковки или по желанию потребителя взвешиваться либо отмериваться в его тару.

Указанные операции предреализационной товарной об­работки могут рассматриваться и как торговые услуги, если они являются результатом непосредственного взаимодей­ствия продавца с потребителем и осуществляются в про­цессе отпуска товаров.

При распаковке товары освобождают от внешней транспорт­ной тары, сортируют, т. е. группируют по ассортиментным при­знакам (размер, фасон и т. д.), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие де­фекты[9].

3. Технология подготовки различных видов непродовольственных товаров к продаже

Согласно Федеральному закону РФ «О техническом регламенте розничной торговли» непродовольственные товары до их подачи в торговый зал (размещения в месте реализации) должны пройти предпродажную подготовку, которая включает проверку наличия необходимой информации о товаре, осмотр товара (по внешним признакам) с целью определения качества, целостности упаковки (товара), сортировку, иные действия, предусмотренные техническими регламентами на продукцию.

Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами. Например, для подготовки к продаже радио- и электротоваров в универмаге должна быть мастерская, оборудованная сетевыми электрическими розетка­ми и телевизионными антеннами. Здесь проверяют наличие ин­струкций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием.

Швейные изделия, готовя к продаже, подбирают по размерам и ростам, устраняют в них мелкие дефекты, чистят и утюжат. Для утюжки выделяется специальное помещение, оборудованное гладильными досками.

Шерстяные и шелковые ткани перед подачей в торговый зал перемеривают и накатывают на специальные дощечки, на тор­цах которых указывают артикул, сорт и цену ткани.

Некоторые мелкие изделия металлической галантереи пред­варительно фасуют в пакетики по 10, 15 и 20 шт. Ленты, круже­ва, тесьму наматывают на фанерные или картонные планшетки.

При подготовке к продаже парфюмерно-косметических това­ров особенно тщательно проверяют качество упаковки.

Перед подачей в торговый зал фото-, кино- и проекционных аппаратов следует проверить их исправность. Музыкальные то­вары необходимо привести в рабочее состояние.

Велосипеды и мотоциклы очищают от смазки, собирают, ком­плектуют и проверяют работу их основных механизмов[10].

Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару-оборудование.

Предпродажная подготовка технически сложных товаров имеет следующие особенности.

К технически сложным товарам бытового назначения относятся радиоэлектронная аппаратура, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, бытовое газовое оборудование и т. д.

До того, как продавец выставит такие товары в торговый зал или выдаст покупателю, он должен их подготовить:

– распаковать, удалить заводскую смазку, пыль, стружки;

– осмотреть, проверить комплектность и качество изделия, наличие необходимой информации о товаре и его изготовителе;

– при необходимости собрать и наладить изделие.

Затем продавец должен разместить в торговом зале образцы товаров, оформить на них ярлыки. На ярлыках указываются наименование, марка, модель, артикул, цена и основные технические характеристики.

При продаже парфюмерии и косметики продавец должен сообщить покупателю не только обязательную информацию о товаре (наименование, информация об изготовителе, основные свойства, срок годности, цена и т. д.),

о и дополнительные сведения:

– назначение;

– входящие в состав изделия ингредиенты, их действие и оказываемый эффект;

– противопоказания для применения;

– способы и условия применения;

– массу нетто, объем или количество единиц изделия в упаковке;

– условия хранения товаров.

По просьбе покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности конкретного товара (например, сертификатом соответствия или декларацией о соответствии), изготовленного на территории России, или его заверенной копией. До того, как товары выставлены в торговом зале, продавец должен их распаковать и осмотреть, проверить качество каждой единицы товара по внешним признакам и наличие необходимой информации о нем (например, на этикетках или в прилагаемых аннотациях).

Продавец обязан предоставить покупателю следующую информацию о непродовольственных товарах:

а) наименование товара (словесное обозначение, характеризующее товар и позволяющее отличить его от товаров других групп, а также от других товаров одной группы);

б) место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), место нахождения организации (при наличии), уполномоченной изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) на принятие претензий от покупателей на территории Российской Федерации, и способы контакта с этой организацией;

в) товарный знак изготовителя (при наличии), утвержденный или принятый изготовителем в порядке, установленном в странах местонахождения изготовителя или юридического лица, являющегося владельцем товарного знака;

г) основные потребительские свойства или характеристики товара, установленные техническим регламентом;

д) правила и условия безопасного использования товара;

е) информацию об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям технического регламента на продукцию (в отношении товаров, обязательность подтверждения соответствия которых, предусмотрена техническими регламентами на продукцию на момент их выпуска в обращение). Указанная информация доводится в порядке, установленном пунктом 6 статьи 9 настоящего Федерального закона;

ж) обозначение документа (технического регламента), в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован товар).

Техническими регламентами на отдельные виды продукции, федеральными законами об обороте отдельных групп товаров может предусматриваться обязательность доведения до покупателей следующей информации:

а) об основном или функциональном предназначении товара или области его применения;

б) о правилах и условиях безопасного использования товара, его хранения, транспортировки, ремонта, восстановления, а также при необходимости – о правилах и условиях утилизации, захоронения и уничтожения;

в) о массе нетто, основных размерах, объеме или количестве, составе (комплектности) товара;

г) о гарантийном сроке, если он установлен;

д) о сроке хранения или сроке годности (для товаров с определенными технически возможными сроками хранения или годности), сроке службы товара, а также сведений о необходимых действиях покупателя в отношении товара, если по истечении указанных сроков он представляет опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя, иных лиц, для окружающей среды или становится непригодным для использования по назначению;

е) иных сведений, в том числе по безопасности, экологичности и энергоэкономичности товара.

Если товар, реализуемый в розничной торговле, был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Стандартами на отдельные виды продукции, условиями договоров может предусматриваться включение в состав информации о товаре иных дополнительных сведений.

Информация о товаре должна быть однозначно понимаемой и исключать возможность введения покупателя в заблуждение относительно свойств, характеризующих прямо или косвенно безопасность товара[11].

Запрещается реализация непродовольственных товаров, в отношении которых отсутствует информация о сроках годности, указанных в табл. 1, непродовольственных товаров без информации о сроке службы, установленной изготовителем, указанных в табл. 2 (Приложение), бывших в употреблении изделий медицинского назначения, лекарственных препаратов, предметов личной гигиены, парфюмерно-косметических товаров, товаров бытовой химии, бельевых изделий, швейных, трикотажных и чулочно-носочных изделий, посуды разового использования.



3. 1. Подготовка к продаже швейных, трикотажных, пушно-меховых, овчинно-шубных товаров и головных уборов

До подачи в торговый зал товары распаковывают, тщательно осматривают, рассортировывают, проверяют качество, маркировку и цены, Швейные и трикотажные изделия в необходимых случаях чистят и отутюживают.

При отсутствии маркировки на отдельных изделиях или повреждении ярлыка предприятия-изготовителя (отсутствие пломбы, загрязнение, потертость, неразборчивая запись и т. д.) специалистом-товароведом восстанавливаются все маркировочные реквизиты, выписывается дубликат товарного ярлыка, который подписывается и прикрепляется к изделию.

До начала торговли торговые залы пополняются товарами в достаточном количестве и в полном ассортименте, имеющемся в подсобных помещениях магазинов.

Все пальто (в том числе пушно-меховые и овчинно-шубные), плащи, костюмы, пиджаки, брюки, платья, жакеты, джемперы, свитера, юбки, блузки, комбинации, сорочки мужские шелковые и сорочки женские вывешиваются в торговом зале на открытых вешалах, пристенных или островных горках, оборудованных кронштейнами и, держателями. Товары группируются по видам, моделям, размерам, ростам и полноте. Изделия размещаются на вешалах так, чтобы покупателям обеспечивалась возможность свободного их осмотра. Указатели размеров должны быть хорошо видны покупателям

Белье, сорочки мужские, хлопчатобумажные, детское платье, чулочно-носочные изделия, перчатки, варежки, платья, шарфы, размещаются на полках или в кассетах пристенных и островных горок. На полках, или в кассетах изделия укладываются стопками.

Головные  уборы размещаются на полках оборудования стопками:

фетровые — не более пяти, мужские шляпы велюровые и под замшу — по три в стопке, модельные женские головные уборы отдельно каждый убор на подставках и кронштейнах.

Во внутримагазинных витринах образцы имеющихся в продаже товаров размещаются на манекенах и стендах. Образцы основного для данного магазина ассортимента товаров выставляются также в наружных витринах. Все размещенные в витринах образцы должны иметь четко оформленные ценники, которые подвешиваются к ним на шнурках, нитках или пришиваются.

3. 2. Подготовка текстильных товаров к продаже

Перед подачей текстильных товаров в торговый зал или к месту выдачи покупок должны быть проведены проверка по количеству и качеству, очистка и торговая уборка товара (выравнивание кусков, правильная укладка штучных изделий и прочее), подготовлены товарные ярлыки.

В торговом зале магазина ткани размещаются на стендах, кронштейнах, островных горках, столах или прилавках и другом торговом оборудовании с таким расчетом, чтобы обеспечивались удобства для выбора покупок и покупатели имели свободный доступ к товарам.

Образцы тканей и штучных изделий групп соответственно по роду волокна, видам тканей и другим признакам и снабжаются товарным ярлыком с обозначением наименования предприятия-изготовителя, наименования и  артикула товара, содержания в процентах основных волокон в ткани, ширины ткани или размера штучных изделий и цены за 1 м, штуку.

В случаях если в соответствии с оборудованием торгового зала магазина и применяемым методом продажи куски тканей размещаются на полках, для удобства обозревания товара покупателями они выкладываются не прямо, а наискось. Куски ткани должны быть уложены ровными стопками и сгруппированы по роду волокон, из которых ткань изготовлена, по виду ткани) назначению, расцветкам, сортам, цене. Прикрепленный к ним товарный ярлык должен быть обращен в сторону торгового зала. Товарные ярлыки, прикрепляемые к образцам тканей и штучных изделий, подписываются заведующим магазином или его заместителем, или уполномоченными на это дирекцией магазина другими материально ответственными лицами.

Фабричный ярлык пришивается к внутреннему хазовому концу и убирается внутрь куска.

В витринах магазинов помещаются образцы имеющихся в продаже текстильных товаров. Ко всем образцам прикрепляются ярлыки с указанием цены товара за 1 м или штуку изделия.

3. 3. Подготовка радиотоваров к продаже

Перед подачей радиотоваров в торговый зал производятся их распаковка, проверка маркировки, а также наличия инструкций по эксплуатации, паспортов или гарантийных талонов, проверка комплектности изделий, на стройка и регулировка, устраняются мелкие неисправности, не требующие ремонта изделий в условиях специальной мастерской или завода.

До начала торговли оборудование торгового зала, предназначенное для выкладки радиотоваров, пополняется изделиями в необходимом количестве и в полном ассортименте, имеющемся в магазине.

Выставленные образцы радиоизделий снабжаются четко оформленными ярлыками с указанием наименования, марки, артикула и цены, а также краткими аннотациями содержащими основные технические данные изделий.

Запрещается выпускать в продажу товары недоброкачественные, некомплектные или с признаками механических повреждений, а также изделия без инструкций, паспортов 14 гарантийных талонов.

3.4. Подготовка электробытовых товаров к продаже

Перед подачей электробытовых товаров в торговый зал производятся распаковка, проверка маркировки, наличия инструкций по эксплуатации, пас портов или гарантийных талонов, группировка изделий по видам, напряжению, мощности, назначению, емкости, размерам и другим признакам.

Перед подачей в торговый зал или к месту выдачи покупки с изделий должна быть снята заводская смазка, удалена пыль, устранены мелкие дефекты, проверена комплектность изделий, при необходимости осуществлена их сборка. Укомплектованные и собранные изделия проверяются подключением к электросети. Швейные машины проверяются в действии.

Запрещается выпускать в продажу недоброкачественные, некомплектные или загрязненные товары, изделия без инструкций, паспортов или гарантийных талонов.

До начала торговли островные и пристенные горки и другое оборудование торгового зала, предназначенное для выкладки товаров, пополняются товарами в достаточном количестве и в полном ассортименте, имеющемся в магазине.

Выставленные образцы изделий снабжаются четко оформленными ярлыками с указанием наименования, марки, артикула и цены. К образцам технически сложных изделий прилагаются также аннотации, содержащие основные технические данные.

В соответствующих местах торгового зала устанавливаются электро- измерительные и испытательные приборы (щитки или пульты для опробования электроламп и электроприборов), универсальные трансформаторы, шнуры с вилкой, патроны и лампочки, катушки для хранения рабочего запаса электрошнура, шесты для подвешивания и снятия осветительной арматуры и абажуров, кусачки для резки электрошнура и другое оборудование и инвентарь.

Электротовары в торговом зале магазина размещаются по подгруппам. Установочные изделия, батарейки и другие мелкие товары выкладываются в прилавочных витринах или деревянных кассетах на пристенных и островных горках.

Образцы электроламп размещаются на настенных пультах отдельно на 127 и 220 В.

Люстры и абажуры подвешиваются на штангах. Плафоны,  электронагревательные приборы, настольные вентиляторы, трансформаторы, рефлекторы размещаются на пристенных и островных горках.

Пылесосы, полотеры, стиральные машины, холодильники, ножные швейные машины устанавливаются на подставках-постаментах или специальных тележках.

3. 5. Подготовка мебельных товаров к продаже

В торговом зале размещаются мебельные товары в полном ассортименте, имеющемся в магазине.

До подачи в торговый зал мебель распаковывается, тщательно осматривается и все обнаруженные в ней повреждения устраняются, а лицевая, поверхность при необходимости освежается.

В торговом зале мебель размещается так, чтобы покупатели имели возможность, осмотреть гарнитуры и отдельные предметы.

В крупных магазинах оформляются интерьеры квартир с показом имеющихся в продаже гарнитуров мебели и с использованием сопутствующих товаров.     

На каждом образце товара помещается ценник с указанием названия изделия, артикула и розничной цены. В ценнике на гарнитур указываются все входящие в него предметы, цена каждого предмета и общая стоимость гарнитура.


3. 6. Подготовка к продаже товаров бытовой химии

Перед подачей в торговый зал или к месту выдачи покупок товары бытовой химии должны быть проверены по количеству и качеству, распакованы, тщательно осмотрены, рассортированы, очищены от стружек и пыли. Непроверенные, загрязненные, с истекшими сроками реализации, потерявшие свои первоначальные свойства из-за неправильного или длительного хранения товары продаже не подлежат.

В торговом зале магазина товары бытовой химии размещаются на стендах, кронштейнах, островных горках, столах или прилавках и другом торговом оборудовании по группам в зависимости от назначения изделий (моющие, чистящие, полирующие и т. д.) и с таким расчетом, чтобы обеспечивалось удобство выбора.

До начала торговли островные и пристенные горки и другое оборудование торгового зала, предназначенное для размещения и выкладки товаров, пополняются (с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства для покупателей) товарами в достаточном количестве и в полном ассортименте, имеющемся в магазине.

Выкладка товаров пирамидой, спиралью и другими способами, затрудняющими их отбор, в поврежденной и деформированной упаковке не разрешается[12].

Продавцы обязаны следить в течение рабочего дня за своевременным пополнением запасов товаров.

Выставленные для продажи товары бытовой химии или их образцы снабжают четко и красиво оформленными ярлыками с указанием наименования, сорта и цены за килограмм или штуку, флакон, пачку, банку, бутылку, тюбик и т д.

Продавцы товаров бытовой химии должны знать отличительные признаки, назначение, химические свойства отдельных изделий, методы их применения, режим хранения, хорошо знать ассортимент соответствующих групп товаров и их взаимозаменяемость, цены и другие сведения о товарах, уметь определять основные дефекты изделий, давать квалифицированную консультацию покупателям.

При продаже отдельных товаров бытовой химии продавцы должны предлагать покупателям имеющиеся в магазине сопутствующие товары.

3. 7.Подготовка обуви к продаже

Перед подачей обуви в торговый зал проверяют ее качество и маркировку. Розничные цены на импортную обувь обозначаются на коробках или другой индивидуальной упаковке, в которой товар продается населению,  при этом цена заверяется подписью материально ответственного лица.

Торговый зал магазина до его открытия обеспечивается всем имеющимся в подсобных помещениях ассортиментом обуви в количестве, необходимом для бесперебойной торговли. Обувь выкладывают на торговом оборудовании по группам, видам, размерам и моделям с учетом сезонности.

Независимо от специализации магазина (отдела, секции) мужская, женская и детская обувь должна быть размещена в торговом зале отдельно.

Выкладка и продажа недоброкачественной и потерявшей товарный вид обуви запрещаются.

Размещенная на торговом оборудовании обувь обеспечивается единообразными указателями размеров. При продаже методом самообслуживания отечественной обуви, имеющей обозначение цен на товаре, ценники не применяются.

Образцы импортной обуви обеспечиваются четко оформленными ценниками.

Образцы основного ассортимента имеющейся в продаже обуви выставляют в оконных витринах с учетом сезона и снабжают единообразными, четко и красиво оформленными указателями цен.

3. 8. Подготовка галантерейных товаров к продаже

До подачи в торговый зал товары распаковывают, тщательно осматривают, рассортировывают, проверяют количество изделий в пачках, коробках, а также качество, маркировку и цены. Галстуки, воротники, косынки, шарфы, платки и другие изделия в необходимых случаях чистят и отутюживают.

До начала торговли торговый зал пополняется в достаточном количестве и полном ассортименте товарами, имеющимися в подсобных помещениях магазина. Товары выкладываются на оборудование в индивидуальной упаковке. Выкладка и продажа недоброкачественных и потерявших товарный вид изделий запрещаются Образцы галантерейных товаров, не имеющие обозначенных цен, обеспечиваются четко оформленными ценниками единого образца.

Галантерейные товары размещаются в торговом зале следующим образом:

 платки — на горках стопками, причем в каждой стопке должны быть платки одной цены, но разных расцветок, или на подставках (трех-пятиместных) веерообразной формы;

легкие шелковые шарфы, кашне и платки прикрепляют к металлическим держателям иди развешивают на кронштейнах;

образцы тюля и тюлевых изделий вывешивают на кронштейнах;

намотанные на картонные или фанерные планшетки кружева, тесьму, ленту укладывают в кассеты наприлавочных витрин и пристенных горок;

пуговицы группируют по назначению виду, фасону и выкладывают в кассетах;

зонты размещают в вертикальном положении по видам материала в гнездах, стойках и других приспособлениях;

образцы женских сумок, портфелей раскладывают на подиумах, горках или подвешивают на прикрепленных к стене кронштейнах;

чемоданы размещают на полках или специальных подтоварниках;

мелкую кожаную галантерею (кошельки, портмоне, бумажники, ремешки для часов и др.) выкладывают в витрине на прилавке или в наприлавочных кассетах;

металлическую галантерею, щеточные изделия, зеркала, нитки выкладывают в наприлавочных кассетах по группам; мелкую металлическую галантерею размещают россыпью в кассетах прилавка;

пластмассовую галантерею выкладывают на полках шкафов или помещают в наприлавочных кассетах.

3. 9. Подготовка парфюмерно-косметических товаров к продаже

До подачи в торговый зал товары распаковывают, изделия тщательно осматривают, проверяют маркировку.

До начала торговли и в течение рабочего дня торговый зал пополняется необходимым количеством товара в ассортименте, имеющемся в подсобных помещениях магазина.

3.10. Подготовка мотовелотехники к продаже

Магазины должны перед выпуском мотовелотехники в продажу проверить качественные показатели изделий и исправность отдельных деталей и механизмов.

Мелкие неисправности и дефекты производственного характера, не требующие ремонта в условиях специальной мастерской или завода, устраняются на месте магазином за счет изготовителя (поставщика) или изготовителем (поставщиком) в установленном порядке.

Другие дефекты мотовелотехники, обнаруженные при проведении про верки качественных показателей изделий, устраняются силами и средствами заводов-изготовителей (поставщиков) или мастерскими, осуществляющими гарантийный ремонт.

Перед подачей мотовелотехники в торговый зал производятся полная распаковка изделий, проверка заводской марки удаляются заводская смазка, пыль и проверяется комплектность каждого изделия в соответствии с утвержденным перечнем принадлежностей и запчастей.

Запрещается выпускать о продажу недоброкачественные некомплектные или загрязненные товары, без инструкций, паспортов или гарантийных талонов и не прошедшие предпродажной подготовки.

Выставленные образцы изделий снабжаются четко оформленным ценниками с указанием наименования, марки, артикула и цены, а также аннотациям содержащими их основные технические данные[13].

Заключение

В работе рассмотрена организация и технология подготовки непродовольственных товаров к продаже.

Непродовольственные товары до их подачи в торговый зал (размещения в месте реализации) должны пройти предпродажную подготовку, которая включает проверку наличия необходимой информации о товаре, осмотр товара (по внешним признакам) с целью определения качества, целостности упаковки (товара), сортировку, распаковку, очистку, фасовку, утюж­ку, маркировку и т. д.

Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к про­даже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.

Товары (образцы товаров) должны быть выставлены в торговом зале (месте реализации) таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к ним покупателей и персонала и безопасность осмотра товаров покупателями.

Продавец обязан провести проверку безопасности товаров (осмотр, испытание), проверку работоспособности и исправности товаров, демонстрацию их действия (если это не исключено ввиду характера товаров) в присутствии покупателя в случае, когда проведение таких проверок, демонстрации предусмотрено техническими регламентами на продукцию.

На этапах предреализационной подготовки товаров отмечаются определенные количественные и качественные изменения. К наиболее распространенным относятся: улучшение товарного вида, изменение количественных и качественных характеристик, нарушение целостности товарных партий, а в ряде случаев и единичных экземпляров товаров, отпускаемых определенной мерой и в упаковке, удобной для потребителя. Конечным результатом этих изменений является создание таких количественных и качественных и стоимостных характеристик, которые обеспечивают формирование потребительских предпочтений.

Список используемых источников

1. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для Вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 283 с.

2. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров  —  М.: Экономика, 1988.

3. Алексеев Н.С. Товароведение хозяйственных товаров — М.: Экономика, 1984.

4. Справочник товароведа. Непродовольственные товары: В 3-х т. Т2/ Под ред. С.И. Баранов,  Е.В. Веденеев,  А.Я. Володенков  и  др.3-е изд. перераб. - М.: Экономика, 1990

5. Теплов В.И. и др. Коммерческое товароведение. - М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2001.

6. Николаева М.А. Товарная экспертиза. – М.: Деловая литература, 1998.

7. Красовский П.А. и др. Товар и его экспертиза. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.

8. Николаева М.А. и др. Средства информации о товарах. - М.: Экономика, 1997.

9. Федько В.П. Упаковка и маркировка.- М.: ПРИОР, 1998.

10. Товароведение непродовольственных товаров / Под ред. Сыцко В.Е., Миклушова М.Н. – Минск, 1999;

11. Потребитель в законе.- М.: ФИЛИН, 1995;

12. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов/ Швандар В.А.-М., 1999;

13. Федько В.П. Маркировка и сертификация товаров и услуг.- Ростов - на- Дону,1998;

14.  Федеральный закон «О защите прав потребителей» от  7 февраля 1992г., №2 – Ф3 (в ред. Федерального закона от 17 декабря 1999г. № 212-Ф3).

15. Правила продажи отдельных видов товаров. утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 Января № 55.

16. ГОСТ Р 51303-99 Торговля, термины и определения.- М.: Издательство стандартов РФ, 1999.

17. ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.

18. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. Учебник для вузов. М., ИВЦ «Маркетинг», 1999.

19. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.:ИВЦ «Маркетинг», 2000.

20. Российская торговая энциклопедия. В 5-ти т. Т.1-5. Глав. ред. Я.Л. Орлов. – М.: РООГИиП, 1999.

21. Торговое дело: экономика и организация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997.

22. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста.- М.: Издательство Дело и Сервис», 2002.

23. Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления, М., Министерство торговли РФ, 1999.

24. Письмо Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети».

Приложение

Таблица 1

№ п/п

Наименование товаров

Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях

1

Лечебно-профилактические средства

2

Воды минеральные лечебные и лечебно-столовые

3

Косметические средства по уходу за зубами и полостью рта

Парфюмерно-косметические товары

4

Наборы косметические

5

Продукция косметическая

Товары бытовой химии

6

Средства моющие

7

Средства для отбеливания, подсинивания и аппретирования изделий из тканей

8

Средства для очистки и полировки

9

Средства по уходу за автомобилями, мотоциклами велосипедами

10

Средства клеящие

11

Средства против бытовых насекомых, грызунов, для дезинфекции и антисептики

12

Средства для защиты растений садов и огородов от сельскохозяйственных вредителей и сорняков

Культтовары, товары для досуга и развлечений

13

Элементы и батареи первичные

14

Товары фотохимические

15

Фломастеры, узлы пишущие к ручкам автоматическим шариковым

16

Лента для пишущих машин и принтеров

17

Игрушки пиротехнические

Средства для домашнего содержания рыб, птиц и зверей

18

Корм для аквариумных рыбок, певчих и декоративных птиц, домашних зверей


Таблица 2

№ п/п

Наименование товаров

Товары для детей

1

Игрушки

2

Коляски и велосипеды детские, узлы и детали к ним

3

Видеоигры

4

Персональные бытовые компьютеры детские

Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях

5

Инструменты, приборы и аппараты медицинские

6

Очки и линзы для коррекции зрения

Оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника

7

Аппараты (печи) отопительные

8

Котлы отопительные

9

Водоподогреватели и колонки водогрейные

10

Оборудование санитарно-техническое из металлов и полимеров, из фаянса, полуфарфора и фарфора

11

Арматура и гарнитура санитарно-технические

Предметы обстановки дома

12

Диваны, кушетки, тахты, кресла-кровати, диваны-кровати, матрацы, шкафы

13

Мебельные гарнитуры, наборы мебельных изделий

Хозяйственные товары

14

Электробытовые товары (кроме элементов и батарей первичных)

15

Станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые

16

Оборудование бытовое для обеззараживания, очистки и доочистки питьевой воды, насосы и компрессоры бытовые

17

Аппаратура газовая бытовая, в том числе работающая на жидком и твердом видах топлива

18

Емкости для хранения и транспортирования продуктов

Культтовары

19

Бытовая радиоэлектронная аппаратура

20

Бытовая вычислительная и множительная техника

21

Музыкальные инструменты

Спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства

22

Изделия спортивного назначения

23

Прогулочные суда и плавсредства бытового назначения, агрегаты, узлы и детали к этим судам и плавсредствам

Технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями

24

Принадлежности для домашнего содержания рыб, птиц и зверей

25

Средства малой механизации садово-огородные



[1] Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров  —  М.: Экономика, 1988.

[2] Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста.- М.: Издательство Дело и Сервис», 2002.

[3] Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для Вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 283 с.


[4] Федько В.П. Упаковка и маркировка.- М.: ПРИОР, 1998.


[5] Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – с.341.

[6] Торговое дело: экономика и организация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997.


[7] . Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. Учебник для вузов. М., ИВЦ «Маркетинг», 1999.

[8] Николаева М.А. и др. Средства информации о товарах. - М.: Экономика, 1997.


[9] Федько В.П. Маркировка и сертификация товаров и услуг.- Ростов - на- Дону,1998;


[10] Правила продажи отдельных видов товаров. утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 Января № 55.


[11] . ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.


[12] Николаева М.А. и др. Средства информации о товарах. - М.: Экономика, 1997.


[13] Товароведение непродовольственных товаров / Под ред. Сыцко В.Е., Миклушова М.Н. – Минск, 1999;