Содержание

1. Затранскрибировать любую половину текста (до – или после -) 3

2. Указать проклитики и энклитики. 3

3. Фонетический разбор: младший и попасть. 3

5. Привести примеры фонетических чередований гласных и согласных в разных морфемах. 4

6. Привести примеры исторических чередований в тексте. 4

7. Сделать фонемный анализ слова. 4

8. Указать способы обозначения фонемы «йот» на примере слов текста. 5

9. Указать способы обозначения твердости и мягкости согласных. 5

10. Примеры орфограмм.. 5

Список литературы.. 6

1. Затранскрибировать любую половину текста (до – или после -)

[Дайэдайа] [с] [маслам] [булку],

[брат’йа] [шл’и] [по] [периулку]

[вдрук] [на] [н’их] [из] [закаулка]

[п’ос] [бал’шой] [залайал] [гулка].

[сказал] [млатшый] [вот] [напаст’]

[хочэт] [он] [на] [нас] [напаст’]

2. Указать проклитики и энклитики

Проклитики: по переулку; на них; из закоулка; не попасть; на каждую.

Энклитики отсутствуют.

3. Фонетический разбор: младший и попасть

1. [М л а т ш и й];

Младший. Ударение падает на первый слог - млад. Ударная гласная – а.

Разделим на фонетические слоги: Млад и ший. Первый слог ударный, состоит из трех согласных: м, л и д и гласной а. Второй слог – безударный, состоит из 2-х гласных: ш и й.

Охарактеризовать каждый звук в слове:

М – согласный, твердый, звонкий;

Л – согласный, твердый, звонкий;

А – гласный, ударный;

Т – согласный, мягкий, глухой;

Ш – согласный, мягкий, глухой;

И – гласный безударный.

2. [П а п а с’ т’]

Ударение падает на второй слог - пасть. Ударная гласная – а.

Разделим на фонетические слоги: Па – безударный слог, состоит из одной гласной и одной согласной; пасть – ударный слог, ударная гласная – а, согласная – п, с и т.

П – согласный, твердый, глухой;

А – гласный, безударный;

П - согласный, твердый, глухой;

А – гласный, ударный;

С – согласный, мягкий, глухой;

Т – согласный, мягкий, глухой.

4. Разделить на фонетические слоги по теории сонорности

Да – йэ – да – йа; За – ка – у – лка.

5. Привести примеры фонетических чередований гласных и согласных в разных морфемах

Гласные: До – еда - я: до – еда – ю; до – еда – ем; про – еда – я; за – еда – я; вы – еда – я.

Согласные: Пере – ул – к - у; пере – ул – оч - ек; за – ко – ул – ок; про – ул – ок.

6. Привести примеры исторических чередований в тексте

Закоулка; Брать; прекрасно.

7. Сделать фонемный анализ слова

Окончилось [а к о н ч и л о с’]

[а] – гласный, безуд. Слабая позиция <а>;

[к] – согл. Глух. Сонорн., сильная позиция, (перед гласн.) <к>;

[о] – гласный, ударн. Сильная позиция. <о>;

[н] – согл., тверд., звонкий, слаб. позиция  <н>;

[ч] – согл., шумн., глух. неп., тверд.; в С. п. <ч>;

[и] – гласн., безуд., слаб. Позиц. <и>;

[л] – согл., звонк., тверд., в сильной позиции, сонорн. (перед гласной) <л>;

[о] – гласн., безударн., слаб. Позиция. <о>;

[с’] – согл., глух., мягк., слаб. Позиция <с’>;

Буквенная запись: о к о н ч и л о с ь.

8. Указать способы обозначения фонемы «йот» на примере слов текста

Доедая [йэд]; всё [йо], братья [йа].

9. Указать способы обозначения твердости и мягкости согласных

Способы обозначения мягкости: Братья, брать, всё, пёс, попасть.

Способы обозначения твердости: маслом, булку, сразу, стало, ясно.

10. Примеры орфограмм

Фонематический принцип: доедая; большой; младший; беду; окончилось; прекрасно; с собою; бросим; хочет; чтоб.

Традиционный принцип: маслом; переулку; гулко, вдруг.

Список литературы

1.     Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русский  язык: теория и практика. - М. Инфра-М, 1999.

2.     Брянов Н.В. Русский язык. – СПб.: Издательство СПбГТУ, 2001.

3.     Волдин С.Н. Русский язык. Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.

4.     Геращенко Н.Ф. Русский  язык. Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика, 2002.

5.     Теория русского языка. Учебник / Под ред. Гетманова А.Д. – М.: Инфра-М, 2001.