Содержание
1. Затранскрибировать любую половину текста (до – или после -) 3
2. Указать проклитики и энклитики. 3
3. Фонетический разбор: младший и попасть. 3
5. Привести примеры фонетических чередований гласных и согласных в разных морфемах. 4
6. Привести примеры исторических чередований в тексте. 4
7. Сделать фонемный анализ слова. 4
8. Указать способы обозначения фонемы «йот» на примере слов текста. 5
9. Указать способы обозначения твердости и мягкости согласных. 5
10. Примеры орфограмм.. 5
Список литературы.. 6
1. Затранскрибировать любую половину текста (до – или после -)
[Дайэдайа] [с] [маслам] [булку],
[брат’йа] [шл’и] [по] [периулку]
[вдрук] [на] [н’их] [из] [закаулка]
[п’ос] [бал’шой] [залайал] [гулка].
[сказал] [млатшый] [вот] [напаст’]
[хочэт] [он] [на] [нас] [напаст’]
2. Указать проклитики и энклитики
Проклитики: по переулку; на них; из закоулка; не попасть; на каждую.
Энклитики отсутствуют.
3. Фонетический разбор: младший и попасть
1. [М л а т ш и й];
Младший. Ударение падает на первый слог - млад. Ударная гласная – а.
Разделим на фонетические слоги: Млад и ший. Первый слог ударный, состоит из трех согласных: м, л и д и гласной а. Второй слог – безударный, состоит из 2-х гласных: ш и й.
Охарактеризовать каждый звук в слове:
М – согласный, твердый, звонкий;
Л – согласный, твердый, звонкий;
А – гласный, ударный;
Т – согласный, мягкий, глухой;
Ш – согласный, мягкий, глухой;
И – гласный безударный.
2. [П а п а с’ т’]
Ударение падает на второй слог - пасть. Ударная гласная – а.
Разделим на фонетические слоги: Па – безударный слог, состоит из одной гласной и одной согласной; пасть – ударный слог, ударная гласная – а, согласная – п, с и т.
П – согласный, твердый, глухой;
А – гласный, безударный;
П - согласный, твердый, глухой;
А – гласный, ударный;
С – согласный, мягкий, глухой;
Т – согласный, мягкий, глухой.
4. Разделить на фонетические слоги по теории сонорности
Да – йэ – да – йа; За – ка – у – лка.
5. Привести примеры фонетических чередований гласных и согласных в разных морфемах
Гласные: До – еда - я: до – еда – ю; до – еда – ем; про – еда – я; за – еда – я; вы – еда – я.
Согласные: Пере – ул – к - у; пере – ул – оч - ек; за – ко – ул – ок; про – ул – ок.
6. Привести примеры исторических чередований в тексте
Закоулка; Брать; прекрасно.
7. Сделать фонемный анализ слова
Окончилось [а к о н ч и л о с’]
[а] – гласный, безуд. Слабая позиция <а>;
[к] – согл. Глух. Сонорн., сильная позиция, (перед гласн.) <к>;
[о] – гласный, ударн. Сильная позиция. <о>;
[н] – согл., тверд., звонкий, слаб. позиция <н>;
[ч] – согл., шумн., глух. неп., тверд.; в С. п. <ч>;
[и] – гласн., безуд., слаб. Позиц. <и>;
[л] – согл., звонк., тверд., в сильной позиции, сонорн. (перед гласной) <л>;
[о] – гласн., безударн., слаб. Позиция. <о>;
[с’] – согл., глух., мягк., слаб. Позиция <с’>;
Буквенная запись: о к о н ч и л о с ь.
8. Указать способы обозначения фонемы «йот» на примере слов текста
Доедая [йэд]; всё [йо], братья [йа].
9. Указать способы обозначения твердости и мягкости согласных
Способы обозначения мягкости: Братья, брать, всё, пёс, попасть.
Способы обозначения твердости: маслом, булку, сразу, стало, ясно.
10. Примеры орфограмм
Фонематический принцип: доедая; большой; младший; беду; окончилось; прекрасно; с собою; бросим; хочет; чтоб.
Традиционный принцип: маслом; переулку; гулко, вдруг.
Список литературы
1. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русский язык: теория и практика. - М. Инфра-М, 1999.
2. Брянов Н.В. Русский язык. – СПб.: Издательство СПбГТУ, 2001.
3. Волдин С.Н. Русский язык. Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.
4. Геращенко Н.Ф. Русский язык. Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика, 2002.
5. Теория русского языка. Учебник / Под ред. Гетманова А.Д. – М.: Инфра-М, 2001.