Содержание


Введение. 3

1. Рентабельность, как показатель эффективности работы организации. 4

2. Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции и факторов ее изменения. 12

2.1 Краткая характеристика ЗАО ДВ АРТА.. 12

2.2 Анализ динамики и структуры выручки ЗАО ДВ АРТА.. 14

3. Анализ прибыли. 20

3.1 Факторный анализ прибыли от реализации продукции. 25

3.2 Факторный анализ прибыли до налогообложения. 28

3.3 Факторный анализ чистой прибыли. 30

3.4 Анализ распределения чистой прибыли. 32

4. Анализ рентабельности деятельности предприятия. 34

4.1 Анализ динамики коэффициентов рентабельности. 34

4.2 Факторный анализ общей рентабельности индексным методом. 35

4.3. Факторный анализ  рентабельности  имущества предприятия. 36

4.4 Факторный анализ рентабельности собственного капитала. 37

Заключение. 38

Список литературы.. 39


Введение


Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Анализ финансовых результатов и рентабельности работы организации является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Поэтому столь актуальной является тема данной работы «Рентабельность как показатель эффективности работы предприятия».

Одним их наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности являются показатели рентабельности, которые позволяют дать оценку финансовых результатов деятельности предприятия и в конечном счете эффективности.

Целью выполнения данной работы является освоение методологических основ и приобретение практических навыков анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия.

В теоретической части раскрывается понятие рентабельности как показателя эффективности работы предприятия.

Контрольная работа содержит практическую часть, в которой проводится анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции, который состоит из анализа выручки от реализации, анализа прибыли. В работе также проведен факторный анализ основных показателей прибыли и рентабельности условного предприятия.


1. Рентабельность, как показатель эффективности работы организации

 

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли. Одним из основных препятствий к максимизации прибыли являются понесенные затраты на осуществление хозяйственной деятельности.

Эффективность и целесообразность функционирования организации оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительные показатели, позволяющие дать оценку финансовых результатов организации, называются показателями рентабельности.

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции, работ, услуг покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала.[1]

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

В обобщенном виде формулы финансовых коэффициентов выглядят следующим образом:


Оборачиваемость                        Выручка от реализации

средств или                 = 

их источников                    Средняя за период величина средств

                                                           или их источников



                                                             Прибыль

Рентабельность   = 

        Продаж                            Выручка от реализации



Рентабельность                                   Прибыль

  средств или          =

их источников                     Средняя за период величина средств или их источников



В данной формуле намеренно не конкретизирован показатель прибыли, поскольку в качестве него может быть взята прибыль от реализации продукции, балансовая прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Если рентабельность средств или их источников вычисляется на основании прибыли от реализации и тем самым достигается сопоставимость с рентабельностью продаж, то между рассматриваемыми финансовыми коэффициентами существует определенная взаимосвязь:


Рентабельность         Рентабельность                    Оборачиваемость

    средств или      =          продаж               х                средств или

их источников                                                              их источников    



Эта формула показывает, что прибыльность средств предприятия или источников обусловлена как ценообразовательной политикой  предприятия и уровнем затрат на производство реализованной продукции (они комплексно отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой активностью предприятия, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников.

Формула указывает пути повышения рентабельности средств или их источников (по сути дела, степени прибыльности использования капитала предприятия или его составных частей): при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быт компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. повышением рентабельности продаж.

В ходе оценки рентабельности важным является выявление факторов, повлиявших на величину достигнутых финансовых результатов. Идентификация этих факторов выполняется как в отношении прибыли, так и в отношении коэффициентов рентабельности.

Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции, работ, услуг покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Разные показатели отражают разные стороны деятельности организации, поэтому в целом эффективность работы организации может определить лишь система показателей рентабельности. К этим показателям в экономической литературе обычно относят уровень рентабельности или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе.

Система показателей рентабельности включает в себя пять групп показателей[2]:

·        рентабельность продукции;

·        рентабельность продаж;

·        рентабельность активов;

·        рентабельность собственного капитала;

·        прочие показатели.

Первую группу показателей – рентабельность продукции можно выразить двумя способами.

Рентабельность единицы продукции (Р прод.) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):[3]

Р прод. = (П / С) * 100

Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат организации на единицу выпускаемой продукции.

Второй этап предполагает анализ возможностей организации на основе оценки структуры затрат, то есть определения точки безубыточности для данного вида продукции. Организация должна решить: позволяют ли ее производственные возможности при существующих условиях получать прибыль при производстве данного вида продукции.

На третьем этапе ценообразования организация должна оценить условия рынка, то есть спрос и предложение по данному виду продукции и сопоставить их с результатами предыдущих двух этапов. На основе сопоставления результатов трех этапов, а также с учетом других факторов должна определяться цена. Именно в этом, прежде всего, состоит роль показателя рентабельности продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».

Второй способ расчета показателя продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал,

Р в.к. = (ВК * УД в.к.) / (С ед * ОР нат) * 100,

где

Р в.к. рентабельность на вложенный капитал;

ВК – вложенный в данное производство капитал;

УД в.к. – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;

С ед – себестоимость единицы продукции;

ОР – объем реализации в натуральном выражении.

Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле:

ROS = (П р / В) * 100,

где

ROS – рентабельность продаж;

П р – прибыль от реализации продукции;

В – выручка от продаж.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от продаж, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя организация может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли – снижать себестоимость продукции или увеличивать объем производства.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

Третья группа показателей рентабельности – рентабельность активов (или доход на инвестиции):

ROA = П / А ср,

где

ROA – рентабельность активов;

П – прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, балансовая или чистая);

А ср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Этот показатель может встречаться в литературе под названием ROI, то есть рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, то есть по балансовой, и по прибыли после налогообложения, то есть по чистой прибыли.

Рентабельность активов можно представить как произведение следующих двух показателей:

ROA = ROS * О акт = (П / В) * (В / А ср) = (П / А ср),

где

О акт – оборачиваемость активов.

Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, то есть оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле:

Р о.а. = ЧП / ЧП АII ,

где

Р о.а. – рентабельность оборотных активов;

ЧП – чистая прибыль организации;

АII – средняя величина второго раздела актива баланса предприятия – оборотные активы.

Четвертая группа показателей рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых организацией – собственных средств:

ROE = ЧП / ПIII,

где

ROE – рентабельность акционерного капитала;

 П III  - средняя величина собственного капитала организации за определенный период.

Особенность этого показателя заключается в том, что он показывает во-первых, эффективность использования собственных средств, то есть чистую прибыль, полученную на вложенный 1 рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост рентабельности акционерного общества.

На основе этого показателя организация может прогнозировать темпы роста своей прибыли. Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета:

D П = (ROE * К р.н.) / 100,

где

D П – прирост прибыли в планируемом году;

К р.н. – коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли, который отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства.

Во взаимосвязи с ROE может быть использована знаменитая формула Дюпона:

ROE = (ЧП / В) * (В / А ср) * (А ср / ПIII)

Данная формула значительно расширяет аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:

·        динамику чистой прибыли в выручке от продаж – рентабельность продаж;

·        эффективность использования активов на основе выручки от продаж и существующие тенденции – оборачиваемость активов;

·        структуру капитала организации на основе той доли, которую составляют в активах собственные средства;

·        влияние выше перечисленных факторов на рентабельность акционерного капитала.

Вместе с расчетом рентабельности акционерного капитала следует рассчитывать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

Рентабельность перманентного капитала устанавливается следующим образом:

Р п.к. = ЧП / (ПIII + ПIV),

где

ПIV – средняя величина долгосрочных кредитов и займов, полученных организацией за определенный период, то есть четвертый пассив раздела баланса.

К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели:

·        рентабельность акций

EPS = ЧПА / КА,

где ЧПА – чистая прибыль, предназначенная для выплаты акционерам;

       КА – среднее число обращающихся за год акций.

·        показатель выплаты дивидендов

PR = ДВ / ЧП,

где ДВ – сумма дивидендов, выплачиваемая из чистой прибыли.

·        рентабельность инвестиций

Р инв = (Д ф.в. / ФВ) * 100,

где Д ф.в. – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;

       ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Таким образом в целом эффективность работы организации может определить лишь система показателей рентабельности, которая отражает разные стороны деятельности организации.



2. Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции и факторов ее изменения


2.1 Краткая характеристика ЗАО ДВ АРТА


Ателье по пошиву мужской и женской верхней одежды ДВ АРТА создано в 2002 году для осуществления производственной деятельности с целью извлечения прибыли.

Правовое положение организации определяется Гражданским кодексом РФ. ДВ АРТА является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на его местонахождение, расчетный счет. Общество приобрело право юридического лица с момента его регистрации в государственных органах.

Основной деятельностью организации является пошив верхней мужской и женской одежды. ДВ АРТА не только производит одежду по индивидуальным заказам, но и реализует ее через сеть магазинов одежды и в самом ателье.

Хозяйственная деятельность осуществляется на основе Устава общества.

Уставный капитал составляет 20 тыс. руб. Структура производства и управления построена на принципе централизации и специализации всех структурных подразделений (Рисунок 1).

ДВ АРТА с численностью персонала 79 человек не относится к крупному предприятию, тем не менее, обладает  высоким производственным потенциалом, основой которого является техническая база, оснащённая современным производственным оборудованием, и высококвалифицированным промышленно – производственным персоналом.





 


















Рисунок 1. Организационная структура ЗАО ДВ АРТА


Организационная структура ЗАО ДВ АРТА обеспечивает рациональное разделение труда, создает действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений.

Содержание выполняемых функций работников, способствующих обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, регламентируют должностные инструкции и положения об отделах.


2.2 Анализ динамики и структуры выручки ЗАО ДВ АРТА


Для того, чтобы эффективно управлять прибылью, необходимо проводить объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволит выявить резервы ее роста. Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье предприятия.

Можно выделить следующие основные задачи анализа прибыли:

·        оценка плана (прогноза) прибыли;

·        изучение состава и структуры прибыли  в динамике;

·        выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль;

·        выявление резервов роста прибыли;

·        разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

   Анализ должен показать также влияние на прибыль нарушений договорной, технологической и финансовой дисциплин.

Таким образом, основной задачей анализа прибыли является выявление и количественное измерение факторов, напрямую влияющих на формирование прибыли, с целью принятия соответствующих решений, направленных на процветание бизнеса.

Информационной базой анализа выручки от реализации продукции является отчетность организации (См. приложения):

-  форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2003 год;

- форма №1 « Бухгалтерский баланс» за 2003 год;

- форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» за 2003 год.

Факторная модель выручки от реализации имеет следующий вид:

ВР = Ппр + Zпол = Прп + МЗ +А + ЗП + Осоц + Z              (1)

где

Ппр – прибыль от реализации продукции;

Zпол – полная себестоимость выпущенной и реализованной продукции, включая управленческие и коммерческие расходы;

МЗ – стоимость материальных затрат;

А – амортизация;

ЗП – заработная плата;

Осоц – отчисления на социальное страхование;

Z – прочие затраты.

Для анализа динамики и структуры выручки от реализации продукции применим таблицу 1.

Таблица 1

Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции

ЗАО ДВ АРТА за период 2003 год


Факторы- показатели

Базовый период

Отчетный период

Изменение

тыс. руб.

уд. вес

тыс. руб.

уд. вес

тыс. руб.

уд. вес


Прибыль от реализации продукции

428

2,34

870

4,30

442

1,96

Полная себестоимость выпущенной и реализованной продукции

17896

97,66

19361

95,70

1465

-1,96

материальные затраты

9938

55,53

9158

47,30

-780

-8,23

Амортизация

16

0,09

20

0,10

4

0,01

заработная плата

5679

31,73

7350

37,96

1671

6,23

отчисления на социальные нужды

2033

11,36

2631

13,59

598

2,23

прочие затраты

230

1,29

202

1,04

-28

-0,24

ИТОГО выручка

18324

100,00

20231

100,00

1907

0,00


Анализируя полученные результаты (Таблица 1) можно отметить следующее:

- прибыль от реализации продукции в 2003 году увеличилась на 442 тыс. руб. в абсолютном значении, ее доля в выручке увеличилась на 1,96 процентных пункта;

- несмотря на то, что полная себестоимость в 2003 г. увеличилась на 1465 тыс. руб., ее доля в объеме выручки снизилась на 1,96%, что является положительным фактором.

В структуре полной себестоимости в 2003 г. по отношению к 2002 г. произошли следующие изменения:

- материальные затраты снизились на 780 тыс. руб., при этом их доля в структуре себестоимости так же снизилась на 8,23%;

- амортизация увеличилась на 4 тыс. руб., ее доля в структуре себестоимости также увеличилась на 0,01 %;

- заработная плата увеличилась на 1671 тыс. руб., доля  ее   в структуре себестоимости при этом также увеличилась на 6,23%;

- при росте заработной платы соответственно увеличились отчисления на социальные нужды на  598 тыс. руб., при этом их доля в структуре себестоимости увеличилась на 2,23%;

- сумма  прочих затрат уменьшилась на 28 тыс. руб., их доля в структуре себестоимости  также уменьшилась на 0,24%.

Для анализа показателя используем  три факторные модели:

ВР = О0 + ТП1 –ВРпр – Пот – О1                  (2)                  

где    ВР – объем реализованной продукции без НДС и акцизов

         Оо -  остаток нереализованной  продукции на начало года

         ТП 1- фактический объем производства ТП

         В пр -  прочее выбытие продукции

         О1 – остаток нереализованной продукции на конец отчетного года

         Пот – продукция отгруженная, но не оплаченная в отчетном периоде

Проведем анализ модели (2) балансовым методом (Таблица 2). Данный метод применяется при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между собой. Своим названием он обязан бухгалтерскому балансу, который был одним из первых исторических примеров увязки большого числа экономических показателей двумя равными итоговыми суммами. Общее изменение результативного показателя должно равняться сумме изменений за счет отдельных факторов.[4]

         Таблица 2

Анализ балансовым методом первой факторной модели

Показатели (факторы)

 

Начало

отчетного

периода

Конец

отчетного

периода

Изменение

 

Остаток нереализованной продукции на начало периода

0

0

0

Фактический объем производства

18422

20342

1920

Прочее выбытие продукции

0

0

0

Остаток нереализованной продукции на конец отчетного периода

98

85

-13

Продукция отгруженная, но не оплаченная в отчетном периоде

0

0

0

ВЫРУЧКА

18324

20231

1907


Анализ влияния факторов на изменение выручки от реализации продукции балансовым методом показал увеличение выручки на конец отчетного периода на 1907 тыс. руб. за счет влияния факторов «фактический объем производства», который увеличился на 1920 тыс. руб., и «остаток нереализованной продукции на конец отчетного периода», который снизился на 13 тыс. руб. Баланс 1907 = 1920-13 = 1907

Вторая факторная модель имеет вид:

ВР = р * q,                    (3)

Где    р -   цена продукции, тыс. руб.

         q -  объем реализации продукции

Далее проведем анализ второй факторной модели (3) методом разниц абсолютных и относительных величин (Таблица 3)

Таблица 3

Анализ влияния факторов на изменение выручки от реализации продукции методом разниц абсолютных и относительных величин


Показатели (факторы)

Начало

Конец

Изменения

 

отч.периода

отч.периода

абсолютные

относительные,%

Среднеоптовые цены единицы

1,7

1,9

0,2

111,8

реализованной продукции, тыс. руб.





Объем реализованной продукции, шт.

10779

10648

-131

98,8

Выручка от реализации

18324

20231

1907

110,4


Анализ влияния факторов на изменение выручки от реализации продукции методом разниц абсолютных и относительных величин выявил, что на рост выручки от реализации оказал влияние фактор «среднеоптовые цены единицы реализованной продукции», которые увеличились на 11,8% (111,8-100). Объем реализованной продукции  уменьшился на 1,2% (100-98,8), следовательно, основным фактором, который оказал влияние на рост выручки от реализации (на 1,04%) явился фактор увеличения цены.

Третья факторная модель имеет вид:

ВР = О б * К об,                    (4)

Где    Об -  средний остаток оборотных активов по балансу, тыс. руб.

         К об – коэффициент оборачиваемости оборотных активов

         Используем метод  цепных подстановок в третьей факторной модели (Таблица 4).

                                                                  Выручка от реализации

Коэффициент оборачиваемости[5] =                                                        (5)

                                                               Средняя стоимость активов



Таблица 4

Исходные данные для метода цепных подстановок

Показатель

Отчетный период

Базовый период

обозначение

тыс. руб.

обозначение

тыс. руб.

Оборотные средства

Об 1

927

Об о

749

Коэффициент оборачиваемости

Коб 1

21,82

Коб о

24,46

Выручка

ВР 1

20231

ВР о

18324


Алгоритм расчета:

ВР0 = Об 0 * Коб 0 = 749*24,46 = 18324 тыс. руб. – базовое значение результативного показателя.

В это выражение сделаем первую подстановку фактического значения Об1:

ВР1 = Об1 * Коб0 = 927*24,46 = 22674 тыс. руб.

Сделаем вторую подстановку  - фактического значения фактора Коб1:

ВР2 = Об1 * Коб1 = 927*21,82 = 20231 тыс. руб.

Тогда:

ВР1 – ВР0 = 22674 – 18324 = 4350 тыс. руб. – влияние первого фактора «оборотные средства».

ВР2 - ВР1 = 20231 – 4350 = 15881 тыс. руб. – влияние второго фактора «коэффициент оборачиваемости».

Как видно из приведенных расчетов наибольшее влияние на увеличение суммы выручки оказал коэффициент оборачиваемости средств в активах, который характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия.

3. Анализ прибыли


В практике хозяйственной деятельности предприятия различают несколько видов прибыли: балансовая (валовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая (валовая) прибыль коммерческой фирмы характеризует совокупный эффект всей хозяйственной деятельности; это сумма прибылей коммерческой организации, полученная от всех видов хозяйственной деятельности.

Балансовая прибыль (убыток) - Пб - рассчитывается по формуле:

Пб = Пр + Пп + Пво,  (6)

где, Пр - результат от реализации продукции (за выполненные работы, оказанные услуги);

         Пп - результат от прочей реализации (от реализации основных средств и иного имущества предприятия);

          Пво - сальдо доходов и расходов от внереализационных операций;

Прибыль (убыток) от реализации продукции (услуг) - Пр - рассчитывается по формуле:

Пр = ВД - Ио - Зу,

Где, ВД - валовой доход (выручка от реализации товаров за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров);

        Ио - издержки обращения;

         Зу - материальные затраты на оказание услуг.

В практике хозяйственной деятельности, кроме этого, выделяют налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой величину балансовой (валовой) прибыли уменьшенной на сумму корректировок по доходам, исключаемых при расчете налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль отличается от балансовой на величину превышения фактических затрат, включаемых в издержки обращения (превышение норм по командировочным расходам, и т.п.) и уменьшается на сумму льгот по налогообложению прибыли и другие элементы.

Другой вид прибыли коммерческой организации – чистая прибыль – представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами, отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.[6]

Чистая прибыль также уменьшается на величину уплаченных в бюджет штрафов, пошлин и платежей на право торговли, в результате получаем прибыль остающуюся в распоряжении предприятия.

Прибыль в распоряжении предприятия представляет собой чистую прибыль  за минусом налогов, платежей, финансируемых из чистой прибыли.

Кроме рассмотренных видов прибыли в мировой практике выделяют такие виды прибыли, как экономическая прибыль, недополученная прибыль.

 Экономическая прибыль – это чистый доход предприятия, остающийся после вычитания из валового дохода величины экономических издержек. Ее расчет осуществляется по формуле:

Эпр = ВД – БИ – НИ,            (7)

Где, Эпр – экономическая прибыль;

ВД – валовой доход;

БИ – бухгалтерские (явные) издержки;

НИ – неявные издержки.

  Таким образом, предприятие получает экономическую прибыль, когда его валовой доход превышает сумму явных бухгалтерских издержек, то есть

ВД > (БИ + НИ)       (8)

 В случае, когда валовой доход равен экономическим издержкам (ВД = ЭИ), экономическая прибыль равна нулю, предприятие получает нормальную прибыль.

  Валовая прибыль отличается от экономической на сумму неявных издержек. Неявные издержки обусловлены использованием собственных ресурсов предприятия, т. е. прибыль, которую владельцы могли бы получить, вложив свои ресурсы в лучшее из всех прочих альтернативных вариантов.

Недополученная прибыль – прибыль, которую могли бы получить владельцы предприятия, при вложении средств в более выгодную сферу деятельности.

Прибыль – это сложный расчетный показатель, значение которого находится под влиянием множества факторов: виды доходов и расходов, их оценка, момент признания конкретного расхода, степень централизованной регулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др.

Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности организаций, который выполняет две важнейшие функции:

- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

Деятельность любого предприятия в той или иной степени входит в сферу интересов множества лиц. В основном эти интересы касаются принятия решения о целесообразности взаимодействия с данным предприятием, то есть участия (прямого или косвенного) в генерировании им дохода и, как результат, получения своей части этого дохода. И на момент принятия подобного решения, и в ходе участия в деятельности предприятия заинтересованное лицо оценивает целесообразность своего выбора по некоторым критериям – чаще всего показателям прибыли и рентабельности.

Государство интересует размер валовой (балансовой) прибыли, полученной от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь, так как с этого вида прибыли начисляется налог на прибыль.

Собственников, кредиторов и инвесторов интересует размер чистой прибыли, которая после уплаты всех налогов остается в распоряжении организации.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким об­разом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным так и с отрицательным знаком.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли.

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею.

Общая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фон­дов, ином имущества предприятия  и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по  этим операциям.

П до = П рп + Д оп – Р оп + Д вн – Р вн,                           (9)

где    Доп, Двн – доходы от операционной и внереализационной деятельности, тыс. руб.

Р оп, Р вн- расходы от операционной и внереализационной деятельности, тыс. руб.


Прибыль (убыток) от реализованной продукции (работ, услуг) определяется  как разница между выручкой от реализации продук­ции (работ, услуг) без НДС  и акцизов и затратами на производ­ство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (ра­бот, услуг).

П рп = ВР – З пол,                         (10)

Где    З пол – полные затраты., тыс. руб.


При определении прибыли от реализации  основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложе­ния  учитывается разница между продажной ценой и первоначаль­ной или остаточной стоимости этих фондов и имущества, увели­ченной на индекс инфляции.

Чистая прибыль:

ЧП = П до +ОНА – ОНО +НП,                        (11)

Где    ОНА-  отложенные налоговые активы, тыс. руб.

         ОНО -  отложенные налоговые обязательства, тыс. руб.

         НП – налог на прибыль, тыс. руб.


Распределение и использование прибыли – важный хозяйственный процесс, обеспечивающий как покрытие потребностей предприятий, так и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.


3.1 Факторный анализ прибыли от реализации продукции


Для определения факторов, влияющих на прибыль П рп, используют две формулы:

П рп = ВР – З пол,                         (12)

П рп = ∑ qi*pi - ∑qi*зi,                             (13)


где    qi –  объем реализации продукции, шт.

         pi –  цена продажи товара, тыс. руб.

         зi – себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

Таблица 5

Расчет факторов  по формуле (12)


Показатель

Базовый период

Отчетный период

Изменение

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Выручка ВР

18324

100

20231

100

1907

0

Себестоимость  З

17002

92,79

18376

90,83

1374

-1,95

Прибыль Прп

1322

7,21

1855

9,17

533

1,95


Как видно из таблицы 5, доля прибыли в выручке в отчетном году увеличилась на 1,95 процентных пункта, в то время как доля себестоимости в выручке снизилась, что является положительным фактором деятельности организации.

Таблица 6

Расчет  факторов по формуле (13)

Год

qi

pi

qi*pi

qi

Зi

qi*зi

П рп

 

 

 

гр.2*гр.3

 

 

гр.5*гр.6

гр.4-гр.7

1

2

3

4

5

6

7

8

Базовый (1)

10779

1,7

18324

10779

1,66

17896

428

Отчетный (0)

10648

1,9

20231

10648

1,82

19361

870

        

Как видно из расчетов, приведенных в таблице 6, основное влияние на рост прибыли в отчетном году оказал фактор увеличения средней цены продаж.

Далее рассчитываем  следующие вспомогательные показатели:

1)    Выручка от  реализации  отчетного года в ценах базового года:

ВР 1пер = q  о* p б,                           (14)

ВР 1пер = 10648*1,7=18102 (тыс. руб.)

2)    Полная себестоимость реализации отчетного периода в базовых  затратах на единицу продукции:

З 1пер = q о*з б,                                      (15)

З 1пер = 10648*1,66 = 17676 (тыс. руб.)


3) Базовая прибыль, рассчитанная исходя из фактического объема и ассортимента:

П о пер  = ВР 1 пер – З 1 пер,                           (16)


П о пер = 18102 - 17676 = 426 (тыс. руб.)

Затем строим таблицу 7.


Таблица 7

Расчет вспомогательных показателей

Показатели

Базовый период

Фактический показатель,  пересчитанный  в цены  и затраты базового года

Отчетный период

Выручка от реализации

ВР о

18324

ВР 1 пер

18102

ВР 1

20231

Полная себестоимость

З о

17896

З 1пер

17676

З1

19361

Прибыль от реализации

По

428

По пер

426

П1

870


4)  К ед = ВР 1 пер/ ВР о,                                     (17)

К ед = 18102/18324 = 0,98

Так как К ед меньше 1, то изменения есть.

Далее рассчитываем количественное влияние каждого фактора на величину Прп:

1)    выручка от реализации:

а) П вд = По * К ед – По= П о пер – По,                  (18)

П вд = 428 * 0,98 – 428 = -8,56 тыс. руб.

б) П вд = Поед – 1),                                (19)

П вд = 428 (0,98-1) = - 8,56

2) Полная себестоимость:

П з = З1 – З 1 пер ,                                          (20)

П з = 19361- 17676 = 1685 тыс. руб.

3) Продажная цена р:

Пр = ВР 1 – ВР 1 пер,                                 (21)

Пр = 20231 – 18102 = 2129 тыс. руб.

4) Влияние  структурных сдвигов в ассортименте реализации продукции:

R1 = П1 / ВР1 = 870 / 20231 = 0,04

R0 = П0 / ВР0 = 428 / 18324 = 0,02

R = R1 – R0 = 0,04 – 0,02 = 0,02

П стр = (По пер/ ВР 1пер – По/ ВРо) ВР 1 пер                       (22)

П стр = (426 / 18102 – 428 / 18324) * 18102 = 0

Результаты расчетов сводятся в аналитическую таблицу 8.

Таблица 8

Результаты расчетов причин изменения прибыли от продаж

Факторы

Влияние факторов

абсолютная величина

в % к Прп

в % к базисному периоду

Выручка от реализации

-8,56

 -

 -

Полная себестоимость

1685

193,68

0,09

Продажная цена

2129

244,71

1,25

Структурные сдвиги

0

 -

ИТОГО изменений

3805,44

 -


 

3.2 Факторный анализ прибыли до налогообложения

Прибыль до налогообложения  в форме № 2 «отчет о прибылях и убытках» можно рассчитать по формуле:

Пдо = ВР – З пол – Доп – Р оп + Д вн – Р вн,                    (23)

где    ВР – выручка от реализации, тыс. руб.

З пол – полная себестоимость, тыс. руб.

Д оп – операционные доходы, тыс. руб.

Р оп – расходы операционные, тыс. руб.

Д вн – доходы от  внереализационных  операций, тыс. руб.

Р вн – расходы от внереализационных операций, тыс. руб.

Анализ прибыли до налогообложения начинают с изучения динамики и структуры прибыли до налогообложения, при этом сравнивают отчетные данные с данными базисного периода, как по общей величине прибыли о налогообложения, так и по отдельным составляющим ее элементам (Таблица 9, 10).

Таблица 9

Анализ динамики прибыли до налогообложения

Показатели

Базисный

 период

Отчетный

период

Изменения

 

 

 

тыс. руб.

%

Прибыль от реализации (Прп),

тыс. руб.

428

870

442

203,27

Доходы от операционной деятельности (Доп),

тыс. руб.

 

 

 

 

Расходы от операционной деятельности (Р оп),

тыс. руб.

 

 

 

 

Доходы от внереализационной деятельности (Двн),

тыс. руб.

 

 

 

 

Расходы от внереализационной деятельности (Р вн),

тыс. руб.

 

 

 

 

Доходы от участия в других организациях,

тыс. руб.

112

120

8

107,14

Прибыль до налогообложения (Пдо),

тыс. руб.

540

990

450

183,33



Результаты расчетов показали следующую динамику:

-         прибыль от реализации увеличилась на 442 тыс. руб. или на 203,27%;

-         доходы от участия в других организациях увеличились на 8 тыс. руб. или на 107,14%;

-         прибыль до налогообложения увеличилась на 450 тыс. руб. или на 183,33%.

Таким образом, по всем показателям наблюдается положительная динамика.






Таблица 10

Анализ структуры прибыли до налогообложения

 

Базисный период

Отчетный период

Изменения

Показатели

тыс. руб.

уд.вес,%

тыс. руб.

уд.вес,%

тыс. руб.

уд. вес,%

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль от реализации (Прп), тыс. руб.

428

79,26

870

87,88

442

8,62

Доходы от операционной деятельности

(Доп),  тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

Расходы от операционной деятельности

(Р оп),  тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

Доходы от внереализационной деятельности

(Двн),  тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

Расходы от внереализационной деятельности  (Р вн),  тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

Доходы от участия в других организациях, тыс. руб.

112

20,74

120

12,12

8

-8,62

Прибыль до налогообложения (Пдо),

 тыс. руб.

540

100,00

990

100,00

450

0,00


Таким образом, из таблицы 10 видно, что структура прибыли до налогообложения в отчетном периоде изменилась следующим образом: удельный вес прибыли от реализации продукции увеличился на 8,62%, в то время как доходы от участия в других организациях снизились соответственно на 8,62%.


3.3 Факторный анализ чистой прибыли


ЧП = П до – НП,                             (24)

где    ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.

         Пдо – прибыль до налогообложения , тыс. руб.

         НП – налог на прибыль,  тыс. руб.

Чтобы определить количественное влияние каждого фактора, необходимо  произвести ряд дополнительных расчетов (Таблица 11)


Таблица 11

Анализ доходности предприятия

Показатели

Базовый период

Отчетный период

Изменение

тыс. руб.

в % к ВР

тыс. руб.

в % к ВР

тыс. руб.

%

Выручка от реализации продукции

18324

100

20231

100

1907

0

Себестоимость продукции

17002

92,79

18376

90,83

1374

-1,95

Валовая прибыль

1322

7,21

1855

9,17

533

1,95

Коммерческие расходы

894

4,88

985

4,87

91

-0,01

Прибыль от реализации

428

2,34

870

4,30

442

1,96

Доходы от участия в других организациях

112

0,61

120

0,59

8

-0,02

Прибыль до налогообложения

540

2,95

990

4,89

450

1,95

Налог на прибыль

130

0,71

238

1,18

108

0,47

Чистая прибыль

410

2,24

752

3,72

342

1,48

Уровень рентабельности

 

2,24

 

3,72

 

1,48


Далее определяется количественное влияние каждого фактора на изменение чистой прибыли:

1)     влияние изменения прибыли о реализации:

1) ∆ ЧП (Прп) = П рп 0о – Прп б,                    (25)

∆ ЧП (Прп) = 870 – 428 = 442 (тыс. руб.)

2) ∆ ЧП Z = ( ∆ d ВД * ВР 1)/100 %,                     (24)

∆ ЧП (З) = (-1,95*20231)/100 = -394,5 (тыс. руб.)

3) ∆ ЧП (Доп) = Доп о – Доп б,                        (25)

∆ ЧП (Доп) = 120-112 = 8 (тыс. руб.)

4) ∆ ЧП (НП) = НП б – НП о,                                    (26)

  ∆ ЧП (НП) = 752-410 = 342 (тыс. руб.)

         Сумма дополнительно полученной  прибыли из-за изменения  уровня рентабельности:

П доп = ∆ R  * З1/100,                                        (27)

П доп = 1,48*18376 /100 = 271,96 (тыс. руб.)



3.4 Анализ распределения чистой прибыли


Анализ проводится с помощью таблиц 12, 13, 14.

Таблица 12

Распределение прибыли


 

Базисный период

Отчетный период

Изменения

Показатели

тыс. руб.

уд. вес,%

тыс. руб.

уд. вес,%

тыс. руб.

уд. вес,%

 

 

 

 

 

 

 

1. Прибыль до налогообложения

540

100,00

990

100,00

450

 

2. Платежи в бюджет

157

29,07

288

29,09

131

0,02

а) налог на прибыль

130

 

238

 

108

0,00

б) местные налоги

27

 

50

 

23

0,00

3. Дивиденды акционерам

283

52,41

552

55,76

269

3,35

4. Фонд потребления

100

18,52

150

15,15

50

-3,37


Анализ распределения прибыли выявил следующие тенденции в отчетном году:

-         платежи в бюджет увеличились лишь в абсолютном значении, их доля в прибыли до налогообложения осталась неизменной, это означает, что ставки налогов не изменились;

-         на выплату дивидендов акционерам направлено на 269 тыс. руб. больше, чем в предыдущем периоде или на 3,35% в относительном значении;

-         несмотря на то, что отчисления в фонд потребления в абсолютном значении увеличились на 50 тыс. руб., их доля в общем объеме снизилась на 3,37%.





Таблица 13

Распределение платежей в бюджет

 

Базисный период

Отчетный период

Изменения

Показатели

тыс. руб.

уд.вес,%

тыс. руб.

уд.вес,%

тыс. руб.

уд.вес,%

1. Налог на имущество

1,2

0,03

1,2

0,03

0

0,00

2. Налог на прибыль

130

3,30

238

5,27

108

1,97

3. НДС

3060

77,76

3308

73,30

248

-4,46

4. Подоходный налог

730

18,55

950

21,05

220

2,50

5. Транспортный налог

12

0,30

14

0,31

2

0,01

6. Прочие налоги

2

0,05

2

0,04

0

-0,01

Итого налогов

3935,2

100,00

4513,2

100,00

578

0,00


Анализируя данные, полученные в таблице 13, можно отметить, что наибольший удельный вес в общей сумме налогов занимает НДС: 77,76% в предшествующем периоде и 73,3% - в отчетном. Снижение доли НДС обусловлено ростом доли налога на прибыль на 1,97 процентных пункта, что свидетельствует об увеличении прибыли до налогообложения в отчетном периоде в абсолютном значении.

Также следует отметить увеличение доли подоходного налога в отчетном периоде на 2,5 процентных пункта, что свидетельствует о росте заработной платы.

Таблица 14

Контроль соблюдения нормативов по платежам и отчислениям в бюджет

 

Причитается

Фактически

Отклонения

Показатели

по расчету

внесено


1. Налог на имущество

1,2

1,2


2. Налог на прибыль

217

238

21

3. НДС

3281

3308

27

4. Подоходный налог

950

950


5. Транспортный налог

14

14


6. Прочие налоги

2

2


Итого налогов

4465,2

4513,2

48


Из таблицы 13 видно, что организация в основном соблюдает платежную дисциплину по уплате налогов.

4. Анализ рентабельности деятельности предприятия

4.1 Анализ динамики коэффициентов рентабельности

Анализ динамики показателей рентабельности осуществляется  методом горизонтального анализа (Таблица 15).

Таблица 15

Расчет динамики показателей рентабельности

Показатели

Базовый период

Отчетный период

Изменения

Выручка от реализации

18324

20231

1907

Балансовая прибыль

1322

1855

533

Прибыль от реализации  продукции

428

870

442

Чистая прибыль

410

752

342

Полная себестоимость реализованной продукции

17896

19361

1465

Валюта баланса (стоимость имущества предприятия)

934

1126

192

Собственный капитал

610

922

312

Краткосрочные обязательства

324

204

-120

Стоимость оборотных активов

749

927

178

Стоимость основных средств

185

199

14

Общая рентабельность

2,24

3,72

1,48

Рентабельность основной деятельности

2,34

4,30

1,96

Рентабельность реализации

2,34

4,3

1,96

Рентабельность собственного капитала

67,21

81,56

14,35

Рентабельность имущества

43,90

66,79

22,89

Рентабельность текущих активов

54,74

81,12

26,38

Рентабельность основных средств

221,62

377,89

156,27


Динамика показателей рентабельности имеет положительное значение:

-         общая рентабельность увеличилась на 1,48%;

-         рентабельность основной деятельности  и рентабельность реализации увеличились  на 1,96%;

-         рентабельность собственного капитала увеличилась на 14,35%;

-         рентабельность имущества увеличилась на 22,89%;

-         рентабельность текущих активов увеличилась на 26,38%;

-         рентабельность основных средств увеличилась на 156,27%.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в организации производится грамотное управление производственными и финансовыми средствами, организация развивается за счет собственного капитала.


4.2 Факторный анализ общей рентабельности индексным методом

На изменение общей рентабельности (Rобщ) влияют следующие факторы: себестоимость реализации продукции (Z), средняя оптовая цена (Р), структурные сдвиги в ассортименте реализуемой продукции.

1) Rо = (ро * qо/ qо * зо) -1,                        (28)

Rо = ((1,9*10648)/(10648*1,82)) – 1 = 0,04

2) R1 = (р1 * q1/ q1 * з1) -1,                        (29)

R1 = ((1,7*10779)/(10779*1,66)) – 1 = 0,02

3) R11 = (ро * q1/ q1 * з1) -1,                       (30)

R11 = ((1,9*10779)/(10779*1,66)) – 1 = 0,14

4) Rо1 = (ро * q1/ q1 * зо) -1,                       (31)

Rо1 = ((1,9*10779)/(10779*1,82)) – 1 = 0,04

         Выявление влияния факторов:

1)    Влияние изменения цены:

∆ R р = R 1-R11,                                            (32)

∆ R р = 0,02-0,14 = -0,12

2)    Влияние изменения себестоимости

∆ R з = R 11-Rо1,                                            (33)

∆ R р = 0,14-0,04 = 0,1

3)    Влияние изменения ассортимента            

∆ R асс = R о1-Rо,                                              (34)

∆ R р = 0,04-0,04 = 0

Таким образом, на изменение рентабельности оказали влияние следующие факторы:

-         изменение цены на –0,12;

-         себестоимость на 0,1.


4.3. Факторный анализ  рентабельности  имущества предприятия

Данная методика построена на использовании формулы, где в качестве финансового результата выступает чистая прибыль, а имущество предприятия представлено всей его величиной, рассчитанной по балансу:

R пр реал  = ЧП / Бн = Ир / Бн + ВР / Ир + ЧП/ ВР,                   (35)

Факторный анализ  рентабельности имущества предприятия осуществляется методом  ценных подстановок.

Таблица 16

Дополнительная информация

Показатели

Базовый период

Отчетный период

Изменения

Чистая прибыль (ЧП)

410

752

342

Стоимость имущества предприятия

934

1126

192

Рентабельность имущества предприятия (R им)

43,9

66,79

22,89

Стоимость имущества  реально находящегося

в обороте предприятия (Ир)

43,9

66,79

22,89

Объем реализации продукции  (ВР)

18324

20231

1907

Удельный  вес имущества (У)

5,10

5,57

0,47

Ресурсоотдача (Фо)

114,53

116,27

1,74

Рентабельность продукции (R прод)

2,34

4,3

1,96


Количественное влияние каждого фактора:

1) Влияние изменения удельного веса имущества, реально находящегося  в обороте предприятия

∆ R имущ (У) = ∆ У * Фо б * R реал б,                     (36)

 ∆ R имущ (У) = 0,47*114,53*2,34 = 125,96

2) Влияние  изменения оборачиваемости имущества., реально находящегося в обороте:

∆ R имущ (Фо) =  Уо * ∆ Фо  * R реал б,                           (37)

 ∆ R имущ (Фо) = 5,57*1,74*2,34 = 22,68

3) Влияние изменения рентабельности реализации:

∆ R имущ (R реал) =  Уо * Фо о *∆ R реал о,           (38)

 ∆ R имущ (R реал) = 5,57*116,27*1,96 = 1269,34

4)    Общее влияние факторов:

125,96+22,68+1269,34 = 1417,98


4.4 Факторный анализ рентабельности собственного капитала

Для того, чтобы провести факторный анализ R  ск  используется следующая факторная модель этого показателя:

R  = Фо * R реал * Кфз ,                          (39)

Где    К фз – коэффициент финансовой зависимости

К фз = И р / СК,                                         (40)

         Коэффициент финансовой зависимости в базовом периоде:

 К фз б = 610/0 = 0

В отчетном периоде:  К фз о = 902/0 = 0

Учитывая, что коэффициент финансовой зависимости равен 0, нет смысла проводить факторный анализ, т.к. умножение на 0 даст в результате 0.

Заключение


В контрольной работе в теоретической части раскрыто понятие рентабельности как показателя эффективности работы предприятия.

Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.

В ходе оценки рентабельности важным является выявление факторов, повлиявших на величину достигнутых финансовых результатов. Идентификация этих факторов выполняется как в отношении прибыли, так и в отношении коэффициентов рентабельности.

Разные показатели отражают разные стороны деятельности организации, поэтому в целом эффективность работы организации может определить лишь система показателей рентабельности. К этим показателям в экономической литературе обычно относят уровень рентабельности или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе.

Контрольная работа содержит практическую часть, в которой проводится анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции, который состоит из анализа выручки от реализации, анализа прибыли. В работе также проведен факторный анализ основных показателей прибыли и рентабельности условного предприятия.



Список литературы

1)    Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М: ИНФРА-М, 2003.

2)    Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М: Проспект, 2004.

3)    Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2004.

4)    Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001

5)    Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003



        



[1] Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М: ИНФРА-М, 2003. – с. 124

[2] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001. - с. 135.

[3] Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 136-137


[4]Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М: Проспект, 2004. – с. 59

[5] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М: Проспект, 2004. – с. 274

[6] Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 284