Содержание

Содержание................................................................................................... 2

Введение......................................................................................................... 3

1.  Продажа товаров: понятия, значение, основные элементы......................... 4

2.  Нормативная база, регулирующая правила продажи товаров................ 12

3.  Правила продажи отдельных видов товаров............................................. 13

Заключение................................................................................................. 21

Список использованной литературы.......................................... 22



Введение

Из-за кругооборота средств, вложенных в производство товара, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения — одна из важных функций торговли. Для достижения этой цели нужны более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, создание сети складов и баз. От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Целью данной курсовой работы является раскрытие основных моментов организации, технологии и продажи товаров.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.     Продажа товаров: понятия, значение, основные элементы.

2.     Нормативная база, регулирующая правила продажи товаров.

3.     Правила продажи отдельных видов товаров.

1.     Продажа товаров: понятия, значение, основные элементы


Товарооборот является одним из основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности коммерческих предприятий. Различают розничный и оптовый товарооборот.

Розничный товарооборот — это продажа товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается, и он поступает в сферу потребления. Товарооборот предприятий массового (общественного) питания тоже относится к розничному товарообороту.

Оптовый товарооборот представляет собой продажу товаров либо для последующей перепродажи, либо для производственного потребления в форме сырья, материалов, комплектующих и т. д. В результате оптового товарооборота товары не выходят из сферы обращения.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена:

–       юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);

–       юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);

–       физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.[1]

Объемы продажи населению товаров физическими лицами на вещевых, сметанных и продовольственных рынках определяются на основе специальных обследований, осуществляемых региональными статистическими органами в соответствии со статистическим инструментарием, утвержденным постановлениями Госкомстата России от 14 октября 1995 г. № 206 и от 21 августа 1995 г. №. 134.

Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена:

–       продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);

–       продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых, аппаратов.

Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов — товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.

Товарооборот подразделяется на товарооборот розничной торговли и товарооборот общественного питания.

В соответствии с Инструкцией по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдение №11-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», утвержденной постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России от 17 ноября 1997 г. № 76 (в ред. постановлений Госкомстата РФ от 25 мая 1998 г. № 56, от 8 декабря 1998 г. № 122 и от 23 февраля 1999 г. № 14) в состав товарооборота розничной торговли включается:

–       стоимость проданных населению потребительских товаров:

а)        за наличный расчет;

б)        по кредитным карточкам;

в)        по расчетным чекам банков;

г)         по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет);

–       стоимость товаров, проданных по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);

–       стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) — в объеме полной стоимости товара;

–       стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) — в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;

–       стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

–       полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);

–       стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);

–       стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

–       стоимость проданной порожней тары.

Не включается в оборот розничной торговли:

–       стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

–       стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

В товарооборот общественного питания включается стоимость проданной собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и других предприятиях общественного питания; мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий и других покупных товаров для потребления на месте без кулинарной обработки; стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных на дом по заказам населения.

В состав оборота общественного питания включается также стоимость кулинарной продукции, отпущенной работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы, отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам и др.) и полностью оплаченной органами социальной защиты, отпуск питания по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания.

Оборот розничной торговли и оборот общественного питания учитываются в розничных ценах — фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж.

В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется.

Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.

Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующем условии:

Iн > Iт > Iтз > Iс

где: Iн — индекс роста поступления товаров;

Iт — индекс роста объема товарооборота;

Iтз — индекс роста суммы товарных запасов;

Iс — индекс роста объема спроса населения.

Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:

Iпр > Iт > Iфот > Iч

где: Iпр — индекс роста массы прибыли;

Iт — индекс роста объема товарооборота;

Iфот  — индекс роста фонда оплаты труда;

Iч  — индекс роста численности работников.

Или:

IР > IПТ > IЗ

где: IР — индекс роста уровня рентабельности (в % к обороту);

IПТ — индекс роста производительности труда одного работника;

IЗ — индекс роста средней заработной платы одного работника.[2]

Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.

Структура продовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп:

–       мясо и мясопродукты;

–       рыба и рыбопродукты;

–       жиры;

–       молоко и молочные продукты;

–       яйца;

–       сахар;

–       кондитерские изделия;

–       чай;

–       соль;

–       хлеб и хлебобулочные изделия;

–       мука, крупа и макаронные изделия;

–       картофель;

–       овощи;

–       плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни;

–       другие продовольственные товары.

Структура непродовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп:

–       ткани;

–       одежда, белье, головные уборы и меха;

–       трикотажные и чулочно-носочные изделия;

–       обувь;

–       хозяйственное мыло;

–       синтетические моющие средства;

–       туалетное мыло и парфюмерия;

–       галантерея и нитки;

–       табачные изделия;

–       спички;

–       товары культурно-бытового и хозяйственного назначения;

–       другие непродовольственные товары.

К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся:

–       объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;

–       объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;

–       ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб., %);

–       однодневный объем товарооборота (руб.);

–       объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;

–       объем товарооборота на 1 м2 общей площади, в том числе торговой площади;

–       время обращения товаров, дни оборота;

–       скорость товарооборота, число оборотов. Основные термины и определения розничной торговли

закреплены Государственным стандартом РФ (ГОСТ Р 51303-99), введенным в действие 11 августа 1999 г. А общие требования к услугам розничной торговли утверждены Государственным стандартом РФ (ГОСТ Р 51304.99), введенным в действие 1 января 2000 г. Полные тексты названных стандартов приводятся в приложениях № 1 и № 2 соответственно.[3]



2.     Нормативная база, регулирующая правила продажи товаров


С 1994 г. административное регулирование цен и тарифов применяется только на продукцию (товары, услуги) естественных монополий, которые в федеральном масштабе включают: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировку газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. В этих отраслях и других подобных отраслях местного масштаба создание конкурентной среды в обозримом будущем экономически неэффективно или технически невозможно. Для государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти, которые могут создавать свои территориальные органы регулирования естественных монополий.

На остальные товары, включенные в реестр, применяются не административно регулируемые, а свободные цены. Для них реестр превратился из инструмента ценового регулирования в инструмент наблюдения за поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. Доминирующее положение определяется как исключительное положение одного или нескольких субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Некоторые виды услуг отраслей товарного обращения имеют особо важное значение для жизни, здоровья или нравственности человека, другие — для экономической безопасности государства, третьи представляют особые требования к их организации. В таких случаях применяются методы государственного регулирования — лицензирование и сертификация услуг. Принципы и порядок лицензирования установлены Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. В нем лицензия определена как разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. А лицензирование — как процедура, связанная с выдачей, приостановлением или аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Под последними понимаются совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К числу обязательных лицензионных требований относится соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Определены следующие принципы лицензирования:

–       защита прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

–       обеспечение единства экономического пространства на территории России;

–       утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории России;

–       гласность и открытость лицензирования;

–       соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности, перечень которых установлен законом и применительно к отраслям товарного обращения включает:

–               деятельность по распространению специальных защитных знаков, предназначенных для маркировки товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг;

–       оптовую торговлю драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и камни;

–       заготовку и переработку вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни;

–       заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов;

–       хранение нефти и продуктов ее переработки;

–       хранение газа и продуктов его переработки;

–       деятельность по закупке зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;

–       деятельность по хранению зерна для государственных нужд;

–       деятельность по реализации зерна для государственных нужд;

–       хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

–       распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

–       распространение, в том числе предоставление в пользование, медицинской технике;

–       реализацию предметов антиквариата;

–       распространение, за исключением розничной торговли, аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;

–       финансовую аренду (лизинг);

–       оптовую реализацию минеральной к природной питьевой воды.

Лицензированию подлежат также те виды деятельности, которые предусмотрены федеральными законами, вступившими в силу до 16 сентября 1998 г., например лицензирование оборота алкогольной продукции. В соответствии с Законом РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г. под оборотом этой продукции понимается ее экспорт, импорт, поставки, закупки, оптовая и розничная реализация. В рамках проводимой политики восстановления государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции с ноября 1998 г. введена система аккредитации организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукцией для розничной торговли и общественного питания. Такая аккредитация проводится на основе конкурса среди организаций, имеющих лицензии на поставки алкогольной продукции.

Деятельность по лицензии, выданной федеральными органами власти, может осуществляться на всей территории России. Деятельность по лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации территории другого субъекта Российской Федерации, может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующего субъекта Российской Федерации.

Срок лицензии и конкретные условия лицензирования устанавливаются положением о лицензировании определенного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Меньший срок лицензии может быть указан только по заявлению соискателя лицензии. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии в случае:

–       выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;

–       невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией при следующих условиях:

–       обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, предоставленных для получения лицензии;

–       неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований или условий;

–       незаконность решения о выдаче лицензии.

В целях осуществления государственной политики по обеспечению безопасности продуктов питания для здоровья и жизни населения в рыночных условиях в 1995 г. начата сертификация услуг общественного питания. Услуги общественного питания должны соответствовать государственным стандартам: «Услуги общественного питания. Общие требования»; «Общественное питание. Классификация предприятий»; «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические требования» и отраслевым стандартам: «Общественное питание. Требования к производственному персоналу»; «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу».

Сертификации подлежат услуги питания, изготовление и реализация кулинарной продукции и кондитерских изделий.

Аналогичная нормативно-правовая база разрабатывается для введения сертификации услуг розничной торговли, включающая следующие государственные стандарты: «Торговля. Термины и определения»; «Услуги розничной торговли. Общие требования»; «Розничная торговля. Классификация предприятий»; «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу»; «Торговля. Методы обеспечения качества услуг»; «Торговля. Методы оценки и контроля безопасности и качества услуг».

Объектами сертификации предприятий розничной торговли должны стать следующие услуги:

–       реализация товаров в зависимости от типов предприятий и видов товаров;

–       упаковка реализуемых товаров;

–       погрузка и доставка покупателю крупногабаритных изделий;

–       послепродажное обслуживание.

Выдача сертификатов и контроль за сертифицированными предприятиями осуществляется органами сертификации, создаваемыми при региональных органах регулирования торговли, региональных центрах стандартизации и метрологии, при научно-исследовательских институтах. А координация и организация работ по сертификации услуг торговли и общественного питания возложены на региональные органы регулирования торговли. Начало сертификации в отраслях товарного обращения положено постановлением Госстандарта России, Роскомторга и Госкомэпиднадзора от 18 января 1995 г, «О введении обязательной сертификации в сфере общественного питания». Однако низкая рентабельность или убыточность значительной части предприятий общественного питания, дорогостоящие процедуры испытания качества его услуг стали существенным тормозом их распространения. Вопросы оплаты испытаний: качества услуг общественного питания должны решаться исходя из хозрасчетных интересов органов сертификации и финансовых возможностей сертифицируемых предприятий.

Лицензирование и сертификация услуг товарного обращения должны стать важными факторами повышения качества торгового обслуживания и конкурентоспособности предприятий и отраслей товарного обращения в рыночных условиях.

Положения Закона «О сертификации продукции к услуг» нашли отражение в других законодательных актах — в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Законах РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 199.2 г. № 2859-1, «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 20 июня 1991 г. № 1488-1, «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. № 1545-1, «О товарных биржах и биржевой торговле» от 30 апреля 1993 г. № 4919-1, в Таможенном кодексе РФ.

Государственная защита прав потребителей закреплена Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ). Закон регулирует отношения, возникающие у субъектов сферы обращения при продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ. В нем декларировано право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Закон наделил потребителей правом получения информации о товарах, их изготовителях, продавцах: гарантировал государственную и общественную защиту интересов потребителей и определял механизм реализации этих врав.

В ст. 4 Закона определено понятие «качество товара (работы, услуги)», что позволяет во многом снять потенциальные разногласия между потребителями и продавцами. Предусмотрены права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара, а также гарантийного срока на товар. В ст. 5 (п. 5) подчеркнуто: «продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, запрещается».

Четко обозначена ответственность изготовителя за безопасность товара (ст. 7, 14), которая должна обеспечиваться в течение установленного срока службы или срока годности. Запрещена «продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям безопасности».

Указана ответственность продавца за нарушение прав потребителей на информацию о производителе, продавце, товаре (ст. 8—12). В документе отмечено: «Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах)». До сведения потребителя должна быть доведена информация о государственной регистрации, наименовании организации-продавца, ее юридическом адресе. Информация о товарах должна содержать обозначения стандартов, которым надлежит соответствовать, сведения об основных потребительских свойствах, цену, условия приобретения, гарантийный срок, правила использования товаров.

Более жесткие требования предъявляются к информации о продуктах питания — необходимо наличие данных о составе, в том числе о пищевых добавках, весе, объеме, калорийности, содержании вредных для здоровья веществ, противопоказаний к употреблению. Предусмотрена ответственность продавца (изготовителя) за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя (ст. 13, 14). В Законе определено: «Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной настоящим Законом или договором» и, более того, «уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем».

Отдельная глава Закона — «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» — регламентирует взаимоотношения продавца и покупателя при продаже товара ненадлежащего качества.

Установлены сроки предъявления потребителем требований при обнаружении недостатков товаров. В ст. 19 (п. 1), в частности, указано: «В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить требования, если недостатки товаров обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи их потребителю...»

Предусмотрены и сроки удовлетворения претензий потребителей, обнаруживших недостатки товаров (ст. 20, 21, 22): недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены в течение 20 дней со дня предъявления потребителем требований. Более того, на период ремонта товаров длительного пользования потребителю в 7-дневный срок должны предоставить аналогичный товар. Право потребителя на замену товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению в 7-дневный срок, а если при необходимости в дополнительной экспертизе качества товара — в течение 20 дней.

В ст. 23 Закона определена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя: «продавец (изготовитель) уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара».

В соответствии с Законом права потребителя подлежат государственной и общественной защите.[4]



3.     Правила продажи отдельных видов товаров


Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируют разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правила продажи отдельных видов товаров.

При этом под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, а под продавцом — организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

Правилами установлено, что ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания продавец определяет самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности. При этом он обязан соблюдать требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.

В распоряжении продавца должны иметься необходимые помещения, оборудование и инвентарь, позволяющие сохранить качество и безопасность товаров при их хранении и реализации в месте продажи, обеспечить надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.

Средства измерения должны содержаться в исправном состоянии и представляться на метрологическую поверку в установленном порядке.

Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее покупателю по его требованию.

На вывеске торговой организации должны быть приведены ее фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Другая необходимая информация размещается в удобных для ознакомления покупателей местах.

До сведения покупателей в наглядной и доступной форме своевременно должна быть доведена необходимая и достоверная информация о товарах и их изготовителях, обеспечивающая возможность правильного выбора товаров.

Покупателю должна быть предоставлена информация, подтверждающая соответствие товаров установленным требованиям (например, в виде их маркировки знаком соответствия). Он вправе потребовать у продавца один из следующих документов:

сертификат или декларацию о соответствии;

копию сертификата, заверенную держателем его подлинника, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика) с указанием его адреса и телефона.

Кроме того, покупателю предоставляется информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о формах обслуживания при продаже товаров.

Объем обязательной информации о товаре и его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром, должен соответствовать обязательным требованиям стандартов. Так, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» информация о реализуемых на территории Российской Федерации пищевых продуктах должна содержать следующие данные:

–       наименование продукта;

–       наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта, наименование страны и места происхождения;

–       товарный знак изготовителя (при наличии);

–       массу нетто, объем и количество продукции;

–       состав продукта;

–       пищевую ценность (кроме алкогольной продукции, кофе, чая, пряностей и пищевкусовых добавок) с учетом специфики продукции;

–       условия хранения;

–       срок годности;

–       срок хранения;

–       срок реализации;

–       обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;

–       информацию о сертификации пищевых продуктов.

Перечисленная выше, а также другая, в том числе рекламная, информация наносится в виде текста или маркировки на упаковку (потребительскую тару), этикетку, контрэтикетку, ярлык либо лист-вкладыш, прилагаемый к каждой единице упаковки.

Стандартом также установлены требования к информации по отдельным группам товаров.

Требования к информации для потребителей о непродовольственных товарах отечественного и импортного производства, реализуемых на территории Российской Федерации, установлены ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». В соответствии с этим стандартом информация для потребителя в зависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена в виде текстового документа (паспорта, формуляра, руководства по применению и др.), прикладываемого к товару, или в виде маркировки, или и того, и другого одновременно.

Информация должна содержать следующие данные, наносимые на товар изготовителем или продавцом:

–       наименование товара;

–       наименование страны-изготовителя;

–       наименование фирмы-изготовителя (дополнительно оно может быть обозначено буквами латинского алфавита);

–       основное назначение товара или область его применения;

–       правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, восстановления, утилизации и т. п.;

–       основные потребительские свойства или характеристики;

–       информацию об обязательной сертификации;

–       юридический адрес изготовителя и (или) продавца.

В зависимости от вида и технической сложности товара информация может включать в себя также данные, приведенные ниже:

–       массу нетто, основные размеры, объем или количество;

–       состав (комплектность);

–       товарный знак или товарную марку изготовителя (при наличии);

–       дату изготовления;

–       срок годности или срок службы;

–       обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар (для товаров отечественного производства);

–       информацию о добровольной сертификации (при наличии);

–       информацию о знаке соответствия товара государственным стандартам (на добровольной основе);

–       штриховой код товара (при наличии).

Сведения о товаре могут дополняться и другой информацией, в том числе о его безопасности, экономичности и энергоэкономичности, но только при подтверждении этих характеристик компетентными органами.

Для отечественных товаров информация для потребителя должна быть дополнена в соответствии с требованиями других государственных стандартов или других нормативных документов, регламентирующих требования к маркировке непродовольственных товаров.

При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с ними. Он вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это позволяет характер товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. В случаях, предусмотренных действующим законодательством или условиями договора, продавец обязан проверить качество и безопасность предлагаемого для продажи товара, то есть произвести его осмотр, испытание, анализ, экспертизу и т. п.

Все реализуемые товары должны иметь единообразные и четко оформленные ценники с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара,

Услуги, предлагаемые продавцом в связи с продажей товаров, могут оказываться только с согласия покупателя. Он вправе отказаться от них, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.

Продажа одних товаров не может быть обусловлена продавцом обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей. Исключение составляют случаи, когда без участия соответствующих специалистов товары (например, технически сложные) не могут быть собраны или установлены (подключены).

Если приобретенный покупателем крупногабаритный товар доставляется им самим, то продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя.

Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, в упаковке, в определенном наборе и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями.

Если на товар установлен срок годности, то продавец обязан передать его покупателю с таким расчетом, чтобы товар мог быть использован им до истечения этого срока.

При продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок продавец не может продать товар другому покупателю до истечения этого срока. Покупатель имеет право обменять купленный непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Такой обмен производится в месте покупки или иных объявленных продавцом местах в течение 14 дней с момента передачи товара покупателю (не считая дня покупки), если продавцом не был установлен более длительный срок. При наличии разницы в цене товаров производится соответствующий перерасчет.

Если у продавца отсутствует необходимый для обмена товар, покупатель вправе возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него сумму или обменять на аналогичный товар при первом поступлении его в продажу. Обязанность продавца в этом случае — сообщить покупателю о поступлении соответствующего товара в продажу.

Требования покупателя об обмене или возврате товара подлежат удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца.

Некоторые товары надлежащего качества не могут быть обменены или возвращены продавцу. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе предъявить ему требования, предусмотренные законом «О защите прав потребителей», о которых подробно говорилось в предыдущем параграфе.

Покупатель может отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы. При этом товар ненадлежащего качества возвращается по требованию продавца и за его счет. Из суммы, уплачиваемой покупателю за возвращенный товар, продавец не вправе удерживать сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Кроме рассмотренных выше вопросов Правилами продажи отдельных видов товаров также установлен порядок предпродажной подготовки и продажи:

–       продовольственных товаров;

–       текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви;

–       технически сложных товаров бытового назначения;

–       парфюмерно-косметических товаров;

–       автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов;

–       изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

–       лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

–       животных и растений;

–       товаров бытовой химии;

–       пестицидов и агрохимикатов;

–       экземпляров фильмов, воспроизведенных на видеоносителях;

–       оружия и патронов к нему.

Контроль над выполнением рассмотренных Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы в пределах своей компетенции.[5]




Заключение

В заключении хотелось бы сказать несколько слов о российской розничной торговле. Следует отметить, что здесь пока еще не существует четкой грани между различными формами и видами магазинов, что вполне объясняется небольшим сроком ее развития в условиях рынка. Тем не менее розничная торговля стала одной из первых отраслей, где заработали рыночные механизмы и сегодня можно констатировать факт, что основные тенденции развития розничной торговли в странах с развитой рыночной экономикой находят свое практическое подтверждение в России. Думается, что в ближайшие 10-15 лет в России сформируется четкая структура розничной сети, которая будет отвечать всем рыночным принципам.

Список использованной литературы

1.     Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростовн/Д: Феникс, 2002. – 448 с.

2.     Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. – 450 с.

3.     Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.

4.     ГОСТ 51303-99. Торговля. Термины и определения. – М.: Госстандарт РФ, 1999.

5.     ГОСТ 51304-99. Услуги розничной торговли. Общие требования. – М.: Госстандарт РФ, 1999.

6.     Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.



[1] Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.


[2] Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.

[3] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростовн/Д: Феникс, 2002. – 448 с.


[4] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростовн/Д: Феникс, 2002. – 448 с.


[5] Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. – 450 с.