Вариант 3 (Г)

Содержание

1. Отличие аудита от ревизии......................................................................... 3

2. Аудиторская проверка банковских операций........................................... 8

Список литературы....................................................................................... 14


1. Отличие аудита от ревизии

При условиях рыночной экономики и разнообразия форм собственности встала необходимость усовершенствования функций управления процессом производства, которое вызвало потребность создания хозрасчетных органов финансового контроля, то есть аудиту. В мировой практике аудит приобрел широкого распространения. Аудит являет обязательной частью цивилизованного функционирования рыночной экономики любой страны.

Аудиторы стали нужные как собственникам компаний, фирм, объединений, так и незаинтересованной стороне — суда, арбитража, которые отстаивают справедливость. Развития аудиту оказывало содействие также размежевания функций и интересов между предпринимателями (администрацией, управленцами, менеджерами), когда собственник для руководства своими предприятиями нанимал специальный аппарат управления. Для предупреждения недостатков, злоупотреблений, утаивания затрат и доходов, неправильного распределения прибылей, намеренного присвоения их нанимаемыми управляющими собственник должен был прибегать к проверке финансовой отчетности независимым аудитором.

В условиях рынка никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, отчетные данные которых не подтвержден аудиторским выводом. Аудиторские службы на договорных началах предоставляют также консультации, разрабатывают рекомендации относительно ведения и постановки учета, увеличения прибылей, повышение рентабельности, оздоровления финансового состояния. Привлеченные к аудиту высококвалифицированные внешние консультанты наиболее объективно и профессионально решают исследуемые вопросы.[1]

Хотя сам понятия аудиторства неравнозначное таким понятием, как анализ хозяйственной деятельности, документальная ревизия, судейско-бухгалтерская экспертиза, но во время осуществления своей деятельности аудиторы широко используют процедуры из приведенных т друг сфер учетной и контрольно-аналитической деятельности.

Ревизия — это составная системы управленческого контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность осуществляемых хозяйственных операций. Основные задачи ревизии такие: осуществления контроля за соблюдением государственной дисциплины, использованием средства, сохранением материальных ценностей, правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности и предупреждения фактов бесхозяйственности, злоупотреблений и краж.

Аудит — независимая проверка финансовых отчетов и бухгалтерских балансов субъектов предпринимательской деятельности с целью получения выводов.

Общность аудита и ревизии состоит в том, что они исследуют один предмет — хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, пользуются одинаковыми методическими приемами и процедурами хозяйственно-финансового контроля. Они в одинаковой мере призванные выявлять отрицательные явления в деятельности юридических и физических лиц с целью ликвидации и предупреждения их в будущем, то есть активно реагируют на выявление причин и виновников бесхозяйственности и нарушений нормативно-правовых актов. Кроме тот, они используют одинаковые источники информации — первичные документы, регистры бухгалтерского учета, балансы и отчеты, законы и инструктивно-нормативные акты по вопросам производственной деятельности предприятий и организаций, которые подлежат проверке.[2]

Однако выводы аудитора являет взвешенным и обоснованным доказательством во время решения имущественных споров в арбитражном и народном судах между собственником и его контрагентами. Аудит дает возможность субъектам предпринимательской деятельности прогнозировать повышения эффективности и расширения сфер влияния предпринимательских структур, оказывает содействие развитию маркетинга и коммерческой деятельности как на внутреннему, так и на международному рынках, помогает избегнуть банкротства.

Широкое внедрение деятельности аудиту в сферу экономики Украины обусловленное такими преимуществами:

–                    резким сокращением бюджетных средств на удержание ведомственного контрольно-ревизионного аппарата;

–                    поступлением дополнительных средств в бюджет от аудиторских фирм и физических лиц — предпринимателей-аудиторов и т.п.

Иногда путают аудит с бухгалтерским учетом, так как они тесно связаны между собою. Бухгалтерский учет как составная системы управления выполняет три отдельных функции — информационную, контрольную и аналитическую. Бухгалтерский учет — это запись, классификация и обобщения хозяйственных процессов на основании документов для подготовки информации и принятия соответствующих решений. С одной стороны, бухгалтеры призваны овладевать принципами и положениями, которые являются базой для подготовки информации, с другого — во время аудиту бухгалтерских данных возникает потребность установить правильность отображения бухгалтерской информации соответственно фактическим процессам.

Поскольку бухгалтерские правила — критерии оценки того, правильно ли сформулирована бухгалтерская информация, то аудитор, используя эту информацию, должен хорошо знать эти правила. Он обязан не только понимать бухгалтерский финансовый и управленческий учет, а и являть компетентным в накоплении и толковании аудиторских свидетельств, что и отличает аудитора от бухгалтера. Аудитор сталкивается с определением правильности процедуры аудиту, размера выборки, хронометража проверок (тестов) и оценки результатов.

В зависимости от приемов и способов контроля и системы контрольных процедур различают аудит, ревизию, судейско-бухгалтерскую экспертизу. Они являет составными элементами финансово-хозяйственного контроля. Аудит, ревизия и судейско-бухгалтерская экспертиза рассматривают один предмет (хозяйственно-финансовую деятельность предприятия или предпринимателя), а также используют совместные методические приемы и процедуры контроля, их цель — обнаружить отрицательные явления в производственной и финансово-хозяйственной деятельности хозяйничающих субъектов, устранить и предотвратить им в будущем. Объектами контроля для них являются одинаковые источники информации, законодательные и нормативно-инструктивные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичная учетная документация, регистры бухгалтерского финансового и управленческого учета, финансовая отчетность хозяйничающих субъектов. Совместное для них также и то, что они обосновываются свои выводы документально проверенными доказательствами.

Вместе с тем между аудитом, ревизией и судейско-бухгалтерской экспертизой существуют существенного отличия.

Во время ревизии исследуется финансово-хозяйственная деятельность предприятия в статике после завершения хозяйственных процессов (преимущественно не реже однажды на трех года). Функции ревизии (сравнительно с аудитом) суживаются интересами собственника, от лица которого проводят ревизию.

Основной целью ревизии является выявления и фиксация фактов злоупотреблений с обязательным сообщением вышестоящей организации и правоохранительных органов. Как правило, ревизоры осуществляют проверки лишь из позиций соблюдения законности хозяйственных операций, не вникая в определение перспектив деятельности. Результаты ревизии сообщают трудовому коллективу для употребления мероприятий по ликвидации выявленных недостатков.[3]

В процессе судейско-бухгалтерской экспертизы исследуются конфликтные ситуации, которые стали предметом рассмотрения в судейско-следственных органах. Она должен установить истину и предоставить помощь субъекту в разработке профилактических мероприятий, направленных на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности. Судейско-бухгалтерская экспертиза проводится преимущественно, чем решение судейско-следственных органов после выявления недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, отмеченных в акте ревизии ли в аудиторском выводе. Во время ее также выясняются причинные связи, которые ввели в материальный убыток, подтверждают их сумму.


2. Аудиторская проверка банковских операций

Отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. Отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление проверок кредитных организаций и осуществляющей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет. Лицензии на осуществление аудиторских проверок кредитных организаций выдаются в соответствии с федеральными законами аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность не менее двух лет.[4]

Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При проведении аудита кредитных организаций (банковских/консолидированных групп) и подготовке аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций (банковских/консолидированных групп) необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".

По итогам деятельности кредитных организаций за год аудиторские организации проводят аудиторскую проверку с целью выражения мнения о достоверности следующих публикуемых форм годового отчета, кредитных организаций: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, данных о движении денежных средств, а также информации об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов, составленных в соответствии с Указанием Банка России от 14 апреля 2003 года N 1270-У "О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп".

Для обеспечения возможности выразить мнение о достоверности публикуемых форм годового отчета кредитных организаций аудиторские организации вправе требовать от аудируемых лиц представления форм годового отчета, перечисленных в пункте 1.1 Указания Банка России от 13 декабря 2001 года N 1069-У "О годовом отчете кредитной организации".

По итогам деятельности банковских/консолидированных групп за год аудиторские организации проводят аудиторскую проверку с целью выражения мнения о достоверности форм публикуемой отчетности, определенных в пункте 1.12 Положения Банка России от 30 июля 2002 года N 191-П "О консолидированной отчетности", а также информации о составе участников группы, уровне достаточности капитала и величине сформированных группой резервов на возможные потери по ссудам и иным активам (Указание Банка России от 14 апреля 2003 года N 1270-У "О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп").

Аудиторские организации составляют аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций (банковских/консолидированных групп) в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности должно быть выражено в одной из следующих форм.[5]

1. Если аудиторской организацией подтверждена достоверность отчетности и должно быть выражено безоговорочно положительное мнение:

"По мнению аудиторской организации (указывается наименование), бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, данные о движении денежных средств и информация об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов (консолидированный бухгалтерский баланс, консолидированный отчет о прибылях и убытках и информация о составе участников группы, уровне достаточности капитала и величине сформированных группой резервов на возможные потери по ссудам и иным активам) отражают достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение кредитной организации (банковской/консолидированной группы) (указывается наименование кредитной организации или головной кредитной организации банковской/консолидированной группы, аудит которой проводился) по состоянию на 1 января 20(ХХ) года.".

2. Если в аудиторском заключении содержатся факты, не влияющие на аудиторское мнение, но к которым, по мнению аудиторской организации, необходимо привлечь внимание пользователей, то мнение аудиторской организации, приведенное выше, должно быть дополнено текстом следующего содержания:

"Констатируя достоверность отчетности кредитной организации (банковской/консолидированной группы), обращаем внимание на то, что (далее кратко излагается информация, к которой необходимо привлечь внимание пользователей, в том числе и в части соблюдения принципа непрерывности деятельности аудируемого лица)".

3. Если аудиторская организация не может по каким-либо обстоятельствам выразить безоговорочно положительное мнение о достоверности отчетности и в соответствии с суждением аудиторской организации данные обстоятельства оказывают либо могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности:

"По мнению аудиторской организации (указывается наименование), за исключением обстоятельств, изложенных ниже, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, данные о движении денежных средств и информация об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов (консолидированный бухгалтерский баланс, консолидированный отчет о прибылях и убытках и информация о составе участников группы, уровне достаточности капитала и величине сформированных группой резервов на возможные потери по ссудам и иным активам) отражают достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение кредитной организации (банковской/консолидированной группы) (указывается наименование кредитной организации или головной кредитной организации банковской/консолидированной группы, аудит которой проводился) по состоянию на 1 января 20(ХХ) года.[6]

Обстоятельства, за исключением которых подтверждена достоверность отчетности, включают: _______________ (далее кратко излагаются обстоятельства)".

4. Если аудиторская организация отказалась от выражения мнения:

"Вследствие существенности обстоятельств, указанных ниже, аудиторская организация (указывается наименование) не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, данных о движении денежных средств и информации об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов (консолидированного бухгалтерского баланса, консолидированного отчета о прибылях и убытках и информации о составе участников группы, уровне достаточности капитала и величине сформированных группой резервов на возможные потери по ссудам и иным активам) (указывается наименование кредитной организации или головной кредитной организации банковской/консолидированной группы, аудит которой проводился) и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Обстоятельствами, препятствующими выражению мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, являются: _______________ (далее кратко излагаются обстоятельства)".

5. Если аудиторская организация выразила отрицательное мнение:

"По мнению аудиторской организации (указывается наименование), вследствие влияния обстоятельств, указанных ниже, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, данные о движении денежных средств и информация об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов (консолидированный бухгалтерский баланс, консолидированный отчет о прибылях и убытках и информация о составе участников группы, уровне достаточности капитала и величине сформированных группой резервов на возможные потери по ссудам и иным активам) недостоверно отражают финансовое положение кредитной организации (банковской/консолидированной группы) (указывается наименование кредитной организации или головной кредитной организации банковской/консолидированной группы, аудит которой проводился) по состоянию на 1 января 20(ХХ) года.

Обстоятельствами, обусловившими выражение отрицательного мнения, являются: __________________ (далее кратко излагаются обстоятельства)".

Аналогичным текстом выражения аудиторской организацией мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности должно сопровождаться опубликование публикуемых форм отчетности кредитной организации (годовой консолидированной отчетности банковской/консолидированной группы) в открытой печати.

Кроме того, публикация должна содержать следующую информацию: наименование аудиторской организации; номер, дату предоставления и срок действия лицензии; наименование органа, ее выдавшего; фамилию, имя, отчество руководителя аудиторской организации, а также фамилию, имя, отчество, должность лица, заверившего публикуемую отчетность, с указанием номера и даты документа, подтверждающего его полномочия.

Данные разъяснения могут быть использованы и индивидуальными аудиторами при проведении инициативного аудита кредитных организаций (банковских/консолидированных групп).

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует использовать данные разъяснения в практической работе до вступления в силу федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности об особенностях аудита кредитных организаций и банковских/консолидированных групп.

Кредитная организация представляет в территориальное учреждение Банка России аудиторское заключение в порядке и сроки, установленные Указанием Банка России от 15.11.2001 N 1051-У "О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских групп". Аудиторское заключение вместе с приложенными к нему оборотной ведомостью по счетам бухгалтерского учета кредитной организации за декабрь 2001 года с учетом заключительных оборотов (форма N 101), отчетом о прибылях и убытках кредитной организации за 2001 год (форма N 102), консолидированным балансовым отчетом и отчетом о прибылях и убытках банковской группы, имеющими отметку о представлении их ранее территориальному учреждению Банка России и заверенными печатью и подписью руководителя (уполномоченного лица) аудиторской организации, публикуемыми формами отчетности и сведениями о выполнении основных требований, установленных нормативными актами Банка России, в обязательном порядке должно быть аудиторской организацией сброшюровано и оформлено в установленном порядке.

Доведите содержание настоящего разъяснения до аудиторских и кредитных организаций.


Список литературы

1.     Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 2004г.

2.     Аудит Монгомери Ф.Л. Дефлис Г.Р. Дженни В.М. Орейли М.Б. Хэрги: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000г.

3.     Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок) – М.: ИВЦ «Маркетанг» 2001г.

4.     Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика аудиторской деятельности – М.: Инфра-М., 2003г.

5.     Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и международные стандарты аудита, 2001 – М.: МЦРСБУ 2002

6.     В.И. Подольский А.А Савин Л.В. Сотникова И.А. Савина Н.С. Макарова Н.С. Щербакова, Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003

7.     Аудит и ревизия. Справ. Пособие/Под ред. И.Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 1994.



[1] Аудит и ревизия. Справ. Пособие/Под ред. И.Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 1994г. с. 6


[2] Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика аудиторской деятельности – М.: Инфра-М., 2003г. с.3


[3] Аудит и ревизия. Справ. Пособие/Под ред. И.Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 1994г. с. 11


[4] Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок) – М.: ИВЦ «Маркетанг» 2001г. с.113


[5] Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 2004г. с. 368


[6] Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 2004г. с. 369