Товарооборот торгового предприятия.

Понятия розничного и оптового товарооборота.

Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

1)      Товара, как объекта продажи.

2)      Продажи, как формы движения товара от производителя к потребителю.

Товарооборот можно рассматривать:

ü  как результат деятельности предприятия торговли, его экономический эффект;

ü  как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.

В торговле товарооборот выражается в объеме денежной выручке за проданные товары. Как экономический показатель, розничный товарооборот отражает объем товарной массы в денежном выражении, переходящий в сферу личного потребления и характеризует с одной стороны денежную выручку торговли, а с другой – сумму расходов населения на покупку товаров.

Розничный товарооборот, как статистический показатель, отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации. Розничный товарооборот имеет количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота – это объем реализации в денежном исчислении. Качественная характеристика связана со структурой товарооборота. Структура или ассортиментный состав товарооборота – это доля отдельных групп товаров в общем объеме реализации. Состав розничного товарооборота классифицируется по видам продаж:

1)      как выручка от продаж проданных и непроданных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;

2)      товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продуктов собственного производства и покупных товаров, включая наценки;

3)      выручка от продажи газет, журналов, книг, в том числе и по подписке и др.

Состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина – из суммы товарной выручки, сданной в банк или кассу, объем мелкооптовых продаж по безналичному расчету, расходов, произведенных за счет кассовой выручки.

Оптовый товарооборот – продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти перепродажи для последующей перепродажи, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов.

Оптовый товарооборот классифицируется по назначению и в форме организации товародвижения. По назначению товарооборот делится на оптовый товарооборот по реализации и внутрисистемный товарооборот. Оптовый товарооборот по реализации – продажа товаров предприятиями оптовой торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клерингу (безналичный расчет). Внутрисистемный оптовый товарооборот – отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других, непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Сумма этих видов товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.

В зависимости от организации товародвижения каждый из этих видов товарооборота может делиться на складской и транзитный. Складской оптовый товарооборот – это продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий. Транзитный оптовый товарооборот – поставка товара производителями непосредственно розничной сети.



Транзитный товарооборот в свою очередь подразделяется на транзитный товарооборот без участия торговой базы в расчетах (организуемый) и транзитный товарооборот с участием торговой базы в расчетах, то есть торговое предприятие участвует в процессе товарообмена либо как посредник, получающий за организацию товародвижения комиссионные, либо как собственник, оплативший стоимость товара.

В тех случаях, когда имеет место определенная технологическая обработка товара на предприятии (транспортировка, хранение, оптовая подсортировка и т.д.) товарооборот относится к оптовому. В случаях реализации товара без какой-либо технологической обработки (например, через биржи, ярмарки) имеет место оптово-посреднический товарооборот.

Отличительная особенность предприятий внедомашнего питания: объединения в рамках одного предприятия процессов производства, реализации и организации потребления продукции. Оборот делится по реализации продукции собственного производства (наибольший удельный вес) и по реализации покупных товаров. Розничный товарооборот включает в себя:

1)      продажу продукции собственного производства и покупных товаров через обеденные залы, буфеты, а также продажа продукции через розничную и мелкорозничную сеть, принадлежащую самим предприятиям;

2)      реализацию продукции через передвижную сеть;

3)      отпуск питания работникам предприятия по льготным ценам.

Оптовый товарооборот состоит из продажи полуфабрикатов, мучных и кондитерских изделий другим  предприятиям внедомашнего питания и розничной торговли.


Сущность и назначение товарных запасов.

Товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе ее движения из сферы производства к потребителю, то есть товары, находящиеся в сфере обращения. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

1)      время, необходимое для транспортировки товара от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;

2)      сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;

3)      несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки;

4)      особенности территориального размещения производства;

5)      условия транспортировки товара, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;

6)      звенность товародвижения;

7)      возможности для хранения товара и т.д.

Таким образом, существование товарных запасов необходимо для осуществления нормального процесса обращения товаров. До момента продажи любой товар находится в категории товарных запасов.

Кругооборот товаров, смена статичной формы товара динамичной формой товарооборота составляет экономическое содержание процесса товарообращения.


Классификация товарных запасов.

Товарные запасы классифицируются:

1)      по место нахождению:

ü  в торговле;

ü  в производстве;

ü  в пути;

2)      по срокам:

ü  товарные запасы на начало периода;

ü  товарные запасы на коне периода;

ü  и т.д.

3)      по единицам измерения:

ü  в абсолютных показателях (стоимостных, денежных);

ü  в относительных показателях;

4)      по назначению;

5)      в зависимости от текущего хранения;

6)      в зависимости от сезонного назначения для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса и предложения;

7)      в зависимости от досрочного завоза для обеспечения бесперебойной торговли в местах новых завозов;

8)      целевые торговые запасы для осуществления определенных целевых мероприятий.

Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптовых пропорций между величиной товарооборота и размерами товарных запасов одна из важнейших задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением торгового предприятия. Излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению товарных запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое положение предприятия. Поэтому, вопрос количественного измерения товарных запасов торгового предприятия и определения соответствия величины потребителям товарных запасов является весьма актуальным.