Товарооборот торгового предприятия.
Понятия розничного и оптового товарооборота.
Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:
1) Товара, как объекта продажи.
2) Продажи, как формы движения товара от производителя к потребителю.
Товарооборот можно рассматривать:
ü как результат деятельности предприятия торговли, его экономический эффект;
ü как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.
В торговле товарооборот выражается в объеме денежной выручке за проданные товары. Как экономический показатель, розничный товарооборот отражает объем товарной массы в денежном выражении, переходящий в сферу личного потребления и характеризует с одной стороны денежную выручку торговли, а с другой – сумму расходов населения на покупку товаров.
Розничный товарооборот, как статистический показатель, отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации. Розничный товарооборот имеет количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота – это объем реализации в денежном исчислении. Качественная характеристика связана со структурой товарооборота. Структура или ассортиментный состав товарооборота – это доля отдельных групп товаров в общем объеме реализации. Состав розничного товарооборота классифицируется по видам продаж:
1) как выручка от продаж проданных и непроданных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;
2) товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продуктов собственного производства и покупных товаров, включая наценки;
3) выручка от продажи газет, журналов, книг, в том числе и по подписке и др.
Состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина – из суммы товарной выручки, сданной в банк или кассу, объем мелкооптовых продаж по безналичному расчету, расходов, произведенных за счет кассовой выручки.
Оптовый товарооборот – продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти перепродажи для последующей перепродажи, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов.
Оптовый товарооборот классифицируется по назначению и в форме организации товародвижения. По назначению товарооборот делится на оптовый товарооборот по реализации и внутрисистемный товарооборот. Оптовый товарооборот по реализации – продажа товаров предприятиями оптовой торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клерингу (безналичный расчет). Внутрисистемный оптовый товарооборот – отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других, непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Сумма этих видов товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.
В зависимости от организации товародвижения каждый из этих видов товарооборота может делиться на складской и транзитный. Складской оптовый товарооборот – это продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий. Транзитный оптовый товарооборот – поставка товара производителями непосредственно розничной сети.
Транзитный товарооборот в свою очередь подразделяется на транзитный товарооборот без участия торговой базы в расчетах (организуемый) и транзитный товарооборот с участием торговой базы в расчетах, то есть торговое предприятие участвует в процессе товарообмена либо как посредник, получающий за организацию товародвижения комиссионные, либо как собственник, оплативший стоимость товара.
В тех случаях, когда имеет место определенная технологическая обработка товара на предприятии (транспортировка, хранение, оптовая подсортировка и т.д.) товарооборот относится к оптовому. В случаях реализации товара без какой-либо технологической обработки (например, через биржи, ярмарки) имеет место оптово-посреднический товарооборот.
Отличительная особенность предприятий внедомашнего питания: объединения в рамках одного предприятия процессов производства, реализации и организации потребления продукции. Оборот делится по реализации продукции собственного производства (наибольший удельный вес) и по реализации покупных товаров. Розничный товарооборот включает в себя:
1) продажу продукции собственного производства и покупных товаров через обеденные залы, буфеты, а также продажа продукции через розничную и мелкорозничную сеть, принадлежащую самим предприятиям;
2) реализацию продукции через передвижную сеть;
3) отпуск питания работникам предприятия по льготным ценам.
Оптовый товарооборот состоит из продажи полуфабрикатов, мучных и кондитерских изделий другим предприятиям внедомашнего питания и розничной торговли.
Сущность и назначение товарных запасов.
Товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе ее движения из сферы производства к потребителю, то есть товары, находящиеся в сфере обращения. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:
1) время, необходимое для транспортировки товара от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;
2) сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
3) несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки;
4) особенности территориального размещения производства;
5) условия транспортировки товара, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
6) звенность товародвижения;
7) возможности для хранения товара и т.д.
Таким образом, существование товарных запасов необходимо для осуществления нормального процесса обращения товаров. До момента продажи любой товар находится в категории товарных запасов.
Кругооборот товаров, смена статичной формы товара динамичной формой товарооборота составляет экономическое содержание процесса товарообращения.
Классификация товарных запасов.
Товарные запасы классифицируются:
1) по место нахождению:
ü в торговле;
ü в производстве;
ü в пути;
2) по срокам:
ü товарные запасы на начало периода;
ü товарные запасы на коне периода;
ü и т.д.
3) по единицам измерения:
ü в абсолютных показателях (стоимостных, денежных);
ü в относительных показателях;
4) по назначению;
5) в зависимости от текущего хранения;
6) в зависимости от сезонного назначения для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса и предложения;
7) в зависимости от досрочного завоза для обеспечения бесперебойной торговли в местах новых завозов;
8) целевые торговые запасы для осуществления определенных целевых мероприятий.
Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптовых пропорций между величиной товарооборота и размерами товарных запасов одна из важнейших задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением торгового предприятия. Излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению товарных запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое положение предприятия. Поэтому, вопрос количественного измерения товарных запасов торгового предприятия и определения соответствия величины потребителям товарных запасов является весьма актуальным.