Содержание

Введение________________________________________________________ 3

1. Основы государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации________________________________________________________________ 4

2 Анализ основных показателей степени государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации_____________________________________ 11

3. Основные направления государственной политики в сфере труда на 2004-2005 гг._______________________________________________________________ 18

Заключение_____________________________________________________ 22

Список литературы_______________________________________________ 23


Введение

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. При сокращении внутреннего валового продукта в 1990 - 1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3 процента.

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии.

В настоящее время государственное регулирование является наиболее действенным механизмом обеспечения и регулирования занятости граждан и рынка труда, так как именно государство обеспечивает гарантии гражданам в сфере труда и их социальную защищенность.

Объект исследования: рынок труда.

Предмет исследования: государственное регулирование рынка труда.

Цель исследования: определить основные механизмы государственного регулирования рынка труда.

Задачи исследования:

1.                  Рассмотреть основы государственного регулирования рынка труда.

2.                  Проанализировать основные показатели степени регулирования рынка труда в Российской федерации.

3.                  Выделить основные направления государственной политики в сфере труда 

1. Основы государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации

В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка труда. Современное государственное регулирование рынка труда включает комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.

Государственную политику занятости, выражающую и осуществляющую государственное регулирование рынка труда, целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В генерализованном виде иерархию процесса можно представить в виде трех условий: макроуровня, регионального уровня и микроуровня (уровня предприятий и домохозяйств).

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают следующие кардинальные задачи политики занятости:

1) согласование социальной, демографической, миграционной политики с целями и приоритетами политики занятости. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж ("утечка мозгов"), содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда, регулирование качества (состояния здоровья и др.) населения трудоспособных возрастов и др.;

2) согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политики с системой целей и приоритетов политики занятости. Это основной блок общегосударственного регулирования занятости. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие виды транспорта, связь и др.), экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях, политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости/и других структур (в том числе негосударственных фирм, занятых трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой населения и др.). Основой данного блока является политика Минтруда (служб занятости) на рынке труда. Среди ее приоритетов должны быть развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда, целевая поддержка рабочих мест, развитие механизмов трудоустройства вообще и в частности поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп. В число задач данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки безработных, организации общественных и временных работ и другие.

На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях.

На микроуровне политика занятости включает законодательное регулирование, финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей).

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете именно на предприятиях производятся сохранение и создание новых рабочих мест, "деление" рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

В домохозяйствах (семьях) осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются наряду с предприятиями субъектами создания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств также входит в число приоритетов политики занятости.[1]

Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости.

Государство также предоставляет безработным гражданам определенные гарантии. Они сводятся к следующим мерам: бесплатная профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдельных категорий граждан, в частности инвалидов.[2]

Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2003 - 2005 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация системы среднего и высшего образования и др.).

В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2003 - 2005 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.

Одним из важных направлений регулирования рынка труда является зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы. Эта зависимость в экономической науке выражается посредством кривой Филлипса.

Английский экономист О. Филлипс, используя эмпирические данные по Англии за 1861—1957 годы, вывел нелинейную зависимость между уровнем безработицы и заработной платой. Чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен. И наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы и выше темп роста цен.

Кривая Филлипса использовалась в кейнсианской теории инфляции, где связь между уровнем занятости и инфляцией устанавливалась через динамику заработной платы. Вместе с тем в последнее время закономерности кривой Филлипса не всегда подтверждаются. Это заставило многих экономистов усомниться в том, что кривая Филлипса является надежным регулятором в экономике.[3]

Успешное функционирование рынка труда во многом зависит от эффективной работы системы государственной службы занятости. Данная служба осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров, демографической, молодежной и миграционной политики.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 году в соответствии с Законом РФ “О занятости населения в РФ” и является организационно самостоятельной службой на территории РФ. В августе 1996 года на базе трех социальных ведомств – Министерства труда, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости населения образовано Министерство труда и социального развития РФ.

Основными направлениями деятельности службы занятости являются:

-         разработка и реализация Федеральной, территориальных и иных целевых программ занятости населения;

-   содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

-         организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

-         обеспечение социальных гарантий в виде выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящихся на их содержании[4].

Для осуществления указанных функций Министерство труда и социального развития Российской Федерации создает свои органы по вопросам занятости населения на территориальном и местном уровнях.

Первостепенная задача органов службы занятости населения - наполнить активную политику на рынке труда новым содержанием, с учетом изменившейся психологии безработных и работодателей. Серьёзная  государственная  проблема  -  остановить развивающийся процесс деквалификации профессиональных кадров, снижение мотивации населения к трудовой деятельности. Проблема деквалификации кадров характерна и для самой службы занятости молодые специалисты, получив необходимый опыт работы и ознакомившись с порядком формирования информационных банков данных, уходят в предпринимательскую среду, где услуги содействия в трудоустройстве крайне востребованы.

На основе накопленного опыта работы с работодателями и незанятым населением, с учетом позитивно развивающихся тенденций на рынке труда и финансовых возможностей важнейшим направлением работы становится целевой подбор, обучение и переобучение нужного работодателю специалиста. В связи с чем, должны серьёзно перестроиться как служба трудоустройства, так и профессионального обучения. Необходимо работать не только с зарегистрированными безработными, но и со всеми, кто обращается за содействием в трудоустройстве.

Естественно, это потребует усиления взаимодействия органов службы занятости с работодателями. Критерием деятельности центров занятости должны стать не регистрация безработных и выплата им пособий, а эффективность их работы с руководителями и кадровыми службами предприятий. Если благодаря тесному сотрудничеству работодателей с органами службы занятости увеличился банк вакансий, больше безработных трудоустроено, на предприятиях организовано переобучение на новые рабочие места или проводятся общественные оплачиваемые работы - значит, коллектив центра работает хорошо.

Часть работодателей всё еще сторонится службы занятости, низка их ответственность в сохранении, создании новых и квотировании рабочих мест. Поэтому директорам центров занятости необходимо укреплять деловые связи с первыми руководителям больших и малых предприятий.

Допускается возможность оказания платных услуг в содействии занятости граждан. Такое право предоставляется негосударственным организациям на основе лицензии, выдаваемой местной администрацией.

Одним из направлений государственного регулирования рынка труда является организация общественных работ.[5]

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения (далее именуются - органы службы занятости).

Общественные работы проводятся в организациях по договорам.

Общественные работы призваны обеспечивать:

осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода);

сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:

строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

уход за престарелыми, инвалидами и больными;

обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;

организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);

другим направлениям трудовой деятельности.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.[6]

Общественные работы позволяют смягчить социально-экономические последствия безработицы, создать условия для временной занятости безработных, получить гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, временный заработок, вовлечь в активную трудовую деятельность молодежь, а также лиц, имеющих длительный перерыв в работе.

Виды и объем общественных работ определяются местными органами власти. К общественным работам обычно относятся озеленение территорий, подсобные работы в строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения, ирригационные работы, отдельные работы по строительству дорог, водопроводных и канализационных коммуникаций, некоторые виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений.

Большую роль в организации общественных работ играет государственная служба занятости. Общественные работы проводятся на договорной основе. Заключается договор между органами службы занятости и предприятиями региона, а также между работодателями и гражданами, направляемыми службой занятости для участия в общественных работах.

Общественные работы оплачиваются. Оплата труда производится за фактически выполненный объем работ. За гражданами, участвующими 'в общественных работах, сохраняется право на получение пособия по безработице. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы[7].

2 Анализ основных показателей степени государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации

В настоящее время для рынка труда характерны:

- устойчивая тенденция к уменьшению численности занятых в материальном производстве при некотором росте доли занятых в непроизводственной сфере. Несмотря на позитивную, с формальной точки зрения, направленность указанных структурных изменений, их внутреннее содержание достаточно противоречиво;

- перераспределение рабочей силы из государственного в рыночный сектор экономики. Важное значение здесь имеет недовольство людей организацией и оплатой труда, условиями работы в государственном секторе, поставленном в условия жестких финансовых ограничений. При этом нехватка инвестиций не позволяет компенсировать отток работников техническими или организационными инновациями;

- рост общей и сохранение скрытой безработицы, повышающей напряженность на рынке труда;

- усиление дифференциации региональных рынков труда, формирование группы регионов с критическим уровнем реальной и скрытой незанятости населения;

-         невысокая мобильность рабочей силы (в различных ее формах), причинами которой являются сложности трудоустройства, нехватка жилья, высокая его стоимость и неразвитость рынка жилья в целом и т.д.

Таблица 1

Основные показатели российского рынка труда, тыс. чел.


1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Численность экономически активного населения

76085

75808

75665

75012

73692

73140

73000

Занятые в экономике

75325

73848

72071

70852

68484

67100

66500

Безработные (данные ФСЗ на конец года)

62

578

836

1637

2327

2500

Безработные (рассчитано по методике МОТ)

760

1960

3594

4160

5478

6040

6500

Вакансии Госкомстат

877

397

633

549

517

390


Для оценки динамики сдвигов, происходящих в отраслевой структуре занятости населения пользуются показателем, предложенным Д. Лильеном (ie). Результаты расчетов индекса за 1971-1995 годы для российской Федерации приведены на рисунке.


Рис 1[8]

До 1987 г. значение индекса держалось в среднем на уровне 2%, что в целом свидетельствует о целенаправленном воздействии государства на процессы в сфере занятости, ориентированном на поддержание полной занятости и пропорциональное ее изменение в отраслях в связи с теми или иными приоритетами развития. Нетрудно заметить четырех-пятилетние циклы колебания рассматриваемого показателя в дореформенный период. Такая цикличность связана прежде всего с системой пятилетнего планирования, предопределявшей в связи с изменением народнохозяйственных приоритетов цикличность в инвестиционной сфере и, как следствие, в структурах производства и занятости.

Правомерно рассмотреть поведение данного индекса и в приложении к другим макроэкономическим показателям: это позволит углубить анализ структурного неравновесия. Значения ie, рассчитанные на временном интервале 1980-1995 гг. для валовых выпусков и основных фондов в экономике РФ (в сопоставимых ценах), приведены на рис.2.

Рис.2[9]

Как видно на рис. 2, до 1989 г. колебания индекса для валовых выпусков и основных фондов происходят к некотором ограниченном интервале с условной средней 3-4%, для отраслевой структуры занятости она примерно вдвое ниже. Колебания значения индекса по годам связаны с теми или иными приоритетами и мероприятиями социально-экономической политики государства в тот период времени. При этом в конце 80-х годов для отраслевой структуры занятости наметились тенденция к усилению ее динамизма, однако в целом эта тенденция весьма противоречива. В 90-е годы она вызвана соответствующими изменениями в структуре выпусков (при общем спаде производства) и разнонаправленной динамикой отраслевых фондов оплаты труда, что привело к усилению дифференциации населения по уровню денежных доходов и углублению социальной дифференциации на фоне падения реальных располагаемых денежных доходов населения (в процентах к 1990 г. они составляли в 1993 г. - 74%, 1994 г. - 83%, 1995 г. -72%). Доходы населения все в большей степени формируются за счет видов деятельности, непосредственно не связанных с производством товаров и услуг. Доля оплаты труда в денежных доходах населения неуклонно снижалась и в 1995 г. составляла уже менее 40% (в 1992 г. около 70%). При этом не учтен рост задолженности по оплате труда, что еще более усложняет ситуацию.

В реформенные годы значение индекса для валовых выпусков резко возросло, что объясняется неравномерностью спада производства. Экономика перестает функционировать как единое целое, разбившись на слабо взаимодействующие хозяйственные анклавы (по экспортным возможностям, региональному признаку и т.п.). "Затухающая" динамика индекса для основных фондов связана со спадом.

Рынок труда выступает как инструмент, обеспечивающий взаимосвязи между людьми, самостоятельно принимающими решения по поводу покупки и продажи рабочей силы. На первый взгляд, он практически не отличается, например, от рынка, где объектами купли-продажи являются основные фонды. Однако ему присущи определенные особенности. Они обусловлены прежде всего тем, что труд не отделим от человека. Лица наемного труда как граждане и продавцы специфического товара, потребление которого и рамках рыночной экономики принимает форму услуги, обладают определенными правами. Это обстоятельство в контексте демократического государства обусловливает характер и функции рынка труда, его определенную социализацию. Последняя по мере экономического развития становится все более настоятельной. Причина этого коренится прежде всего в противоречии между экономикой и личностью, необходимость сглаживания которого вызывается не только альтруистическими, сколько экономическими соображениями. Роль человека как работника, значение человеческого капитала как источника экономического равновесия и роста все более возрастают, а следовательно, увеличиваются и вложения предпринимателей в человека. Все это существенно усложняет взаимоотношения по поводу купли-продажи рабочей силы.

В России указанные особенности сопряжены с трудностями становления рыночных отношений. Современная ситуация характеризуется сочетанием новых, еще слабых рыночных механизмов и старых командных рычагов. Кроме того, нельзя забывать и самое главное - Менталитет народов России. Ведь в стране исторически весьма сильна была роль государства в решении многих экономических и социальных задач. У народа велика тяга к справедливости, понимаемой зачастую как уравнительное распределение благ, достаточно широко нашли свое развитие и различные формы социального иждивенчества. Устранение этих негативных моментов, характеризующих жизнедеятельность общества, требуют времени и активного участия Предпринимателей и государства. В такой ситуации необходимы усложнение инфраструктуры рынка труда и существенное увеличение численности его субъектов.

Методами государственного регулирования в инфраструктуре рынка труда можно увеличить количество субъектов следующим образом:

1)       увеличение числа предпринимателей в данной сфере за счет содействия развитию предоставления платных услуг населению и облегчения порядка лицензирования предпринимательской деятельности в этой сфере;

2)       воздействовать на структуру спроса и предложения труда путем воздействия на качество и структуру спроса и предложения труда методами государственной поддержки занятости в определенных отраслях хозяйства, законодательного регулирования подготовки кадров, государственного заказа на специалистов определенных профессий и т.д.;

3)       регулирование количественно-качественного соответствия занятых в основном вышеуказанными методами;

4)       обеспечение равновесия на рынке труда путем соответствующей технической, инновационной, инвестиционной, финансово-кредитной, демографической политики и т.д., правовых норм, в том числе недопускающих широкого толкования и отсутствия четких формулировок, а также нарушения трудовых прав граждан;

5)       социальная защита экономически активного населения, позволяющая расширить число занятых и снизить число безработных;

6)       повышение роли бирж труда, привлечение населения к услугам данных субъектов рынка труда.

Рис.3 Инфраструктура рынка  труда (переходный период)[10]


База данных для анализа рынка труда представлена на рисунке 4. Из данной схемы следует, что государственное регулирование осуществляется применительно ко всем показателям. Так, показатели производства являются результатом в том числе и экономической, финансово-кредитной политики государства; показатели рынка труда являются результатом прямого государственного регулирования рынка труда в ходе государственного политики в сфере труда; финансовые показатели также во многом зависят от проводимой экономической политики и ее результатов; показатели доходов и потребления также напрямую контролируются государством. Так как показатели рынка труда и показатели доходов и потребления являются ключевыми в анализе рынка труда, то это еще раз показывает важность государственного регулирования рынка труда.

Рис. 4. База данных для анализа рынка труда[11]


Государственное воздействие на рынок труда может оказываться посредством воздействия на реальную заработную плату, так как по исследованиям как отечественных, так и зарубежных авторов, она объединяет все многофакторные функции спроса и предложения на рынке труда (рис.5).

На рисунке 6 показана взаимозависимость безработицы и инфляции, показываемой кривой Филлипса.

По оценкам современных исследователей достоверные оценки по данной модели получить достаточно сложно, так как видение инфляции лишь как следствия избыточной занятости, и безработицы–как следствия ее снижения представляется слишком упрощенным. В связи с этим воздействие на инфляцию с целью снижения безработицы может иметь непредсказуемые последствия.[12]

Рис 5. [13]Сечения функций спроса и предложения рабочей силы в координатах «реальная заработная плата–занятость»


Рис. 6. Безработица и инфляция в 1992-1993 годах.


3. Основные направления государственной политики в сфере труда на 2004-2005 гг.

На основе изученной литературы можно сформулировать следующие основные положения необходимого государственного регулирования рынка труда:

1)в области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения:

обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;

разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;

динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;

создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения; обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;

2) в области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации:

разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи; создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;

развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

разработка общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит унифицировать системы кодирования профессиональной деятельности с учетом международных классификаторов в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию; разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;

создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства;

3) в области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования форм социального партнерства на отраслевых рынках труда:

проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию; совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда;

разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливно-энергетической, текстильной и легкой промышленности; поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями;

поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;

развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда; развитие системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей экономики;

содействие созданию в организациях, предусматривающих высвобождение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для консультирования перед увольнением и содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников;

организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

4) в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите:

внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поиска работы; реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вынужденных переселенцев и др.;

создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам;

обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов и др.) получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;

разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости; развитие различных форм семейного бизнеса;

развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Заключение

В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка труда. Современное государственное регулирование рынка труда включает комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.

Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости, государство  также предоставляет определенные гарантии безработным гражданам.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется во многом благодаря Государственной службе занятости населения.

Одним из направлений государственного регулирования рынка труда является организация общественных работ.

Современная ситуация характеризуется сочетанием новых, еще слабых рыночных механизмов и старых командных рычагов. Кроме того, нельзя забывать и самое главное - Менталитет народов России. Ведь в стране исторически весьма сильна была роль государства в решении многих экономических и социальных задач. У народа велика тяга к справедливости, понимаемой зачастую как уравнительное распределение благ, достаточно широко нашли свое развитие и различные формы социального иждивенчества. Устранение этих негативных моментов, характеризующих жизнедеятельность общества, требуют времени и активного участия Предпринимателей и государства. В такой ситуации необходимы усложнение инфраструктуры рынка труда и существенное увеличение численности его субъектов.

Государственное регулирование рынка труда может быть эффективным при воздействии на основные показатели экономической деятельности страны, прежде всего реальной заработной платы, имеющей прямую взаимосвязь со спросом  и предложением на рынке труда. Государственное воздействие на инфляцию может быть неэффективным, так как современные исследователи считают модель Филлипса слишком упрощенной.

На основе анализа ситуации в сфере государственного рынка труда в данной работе были предложены  основные направления государственной политики в сфере труда на 2004-2005 г.г.

Список литературы


1.      Базир М.А. Методы и средства политики занятости в Российской Федерации. Самара,2001.-80с.

2.      Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2002.–№2

3.      Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы – новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения.1999.№8.С.20-26.

4.      Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун 21 века. Основные тенденции // Труд за рубежом.2001.№2.С.3-27.

5.      Коровкин А.Г. Оценка сбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда//Проблемы прогнозирования.–2002.–№7.

6.      Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1989.-120с

7.      Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2001

8.      Кузьмин С.А. Эффективность занятости населения.М.,1990.-143с

9.      Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2002.№5.С.39-84

10. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (с изменениями от 12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г.)

11. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике //Человек и труд.1999.№2.С.28-33, №3.С.48-52.

12. Семенов А.С., Кузнецов С.Г. Взаимосвязь динамики занятости и важнейших

13. Старовойтова Л.И. Занятость и ее регулирование.  М.,2001

14. Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001



[1] Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2001. С.120-139

[2] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.233

[3] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.234

[4] Старовойтова Л.И. Занятость и ее регулирование.  М.,2001. с.126-128

[5] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.235

[6] Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (с изменениями от 12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г.)

[7] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.235

[8] Коровкин А.Г. Оценка сбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда//Проблемы прогнозирования.–2002.–№7.–с.68

[9] Там же, с.69.

[10] Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2002.–№2.–с.52

[11] Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2002.–№2.–с.55

[12] Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2002.–№2.–с.62

[13] Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2002.–№2.–с.57