Содержание

 

 

Введение.. 3

1. Появление государственной Думы в России.. 4

2. Место Государственной думы в системе высших органов власти России.. 7

Заключение.. 11

Тестовые задания.. 12

Список литературы... 15

Введение

Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако, пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, а именно Государственной думы, ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно – правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух парламентов, двух присутствий и канцелярии.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение Государственной Думы в годы первой революции в России.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-        Описать появление Государственной Думы в России;

-        Рассмотреть место Государственной думы в системе высших органов власти в России.


1. Появление государственной Думы в России

Как известно в России после 1768 г не было общеимперского представительного учреждения. В XIX в неоднократно разрабатывались (в том числе и в правительственных кругах) проекты введения представительного строя, но все они не были осуществлены. Это было вызвано рядом причин.

Подавляющее большинство населения страны не понимало полезности представительного строя. Острые социальные противоречия между помещиками и крестьянами требовали максимальной самостоятельности правительства в то время как парламент в XIX в неизбежно бы превратился бы говоря современным языком в орудие помещичьего лобби. Официальная идеология утверждала что абсолютизм якобы соответствует характеру русского народа а конституция есть великая ложь нашего времени которая вредна на Западе и будет вредна и для России. Большие размеры и полиэтничность страны создавали угрозу распада государства при демократизации режима. Важную роль сыграли и случайности например убийство императора Александра II накануне подписания им законопроекта о созыве законовещательного представительного органа.[1]

В начале XX века условия кризиса режима движение либеральной интеллигенции и части дворянства за представительный строй усилилось. Конституции требовали также французские банкиры- кредиторы России. Среди высших чиновников империи обсуждался вопрос о создании представительного строя но в декабре 1904 года единого мнения по данному вопросу не было и Николай II его отклонил.

В феврале 1905 года Совет Министров вновь обсуждал вопрос о введении представительного строя. На этот раз решение было положительным.

Совещание было образовано в основном из чиновников министерств внутренних дел и финансов, а также государственной канцелярии. Попытки представителей земств и предпринимательских организаций войти в его состав успехом не увенчались. Совещание разработало проект учреждения Государственной думы

Предлагалось также не вводить выборных членов в Государственный совет, так как это привело бы либо к небольшому числу выборных и низкой представительности либо к растворению назначаемых членов в сотнях выборных.

По этим же причинам было предложено создать отдельную выборную законосовещательную палату. Положение о ней составлял помощник начальника главного управления по делам местного хозяйства МВД Сергей Крыжановский.

Законопроекты в Государственную думу должны были вноситься министрами и главноуправляющими отдельными частями. После обсуждения и голосования проектов в Думе заключение и журналы её заседаний поступали в государственный совет. Затем законопроекты с мнениями обеих палат представлялись на утверждение императора. При этом предполагалось ввести правило что законопроекты отклоненные обеими палатами на утверждение императора не представляются то есть считаются отклоненными. Это правило бы формально ограничило бы абсолютизм и таким образом выходило за рамки рескрипта 18 февраля.[2]

Проект учреждения Государственной наделял её рядом прав которые не имела существующая совещательная палата - Государственный совет. Думе предполагалось предоставить право законодательной инициативы(хотя и очень ограниченное).

Составленный МВД проект обсуждался в Совете министров под руководством председателя департамента государственной экономии Государственного совета действительного тайного советника графа Дмитрия Сольского который еще в 1881 году высказывался в пользу созыва общеимперского представительства и в 1905 году довольно последовательно проводил курс на преобразование государственного строя. Итогом работы Совета были «Мемория по делу о порядке осуществления высочайших предсказаний возвещенных в рескрипте 18 февраля 1905 года» и новая редакция проекта учреждения Государственной думы.

Совет министров в основном одобрил проект. Императору предоставлялось право роспуска Думы (с одновременным назначением новых выборов) до истечения сроков её полномочий (5 лет). Был изменен также порядок назначения на должность председателя и секретаря Думы. 28 июня 1905 года Совет Министров закончил обсуждение вопроса.

Избирательный закон перерабатывали в Совете министров с участием ряда членов Государственного совета и лидеров «Союза 17 октября» а также в Царскосельском Особом совещании из министров и ряда членов Государственного совета на которое были приглашены для дачи объяснения несколько деятелей этого союза.

Одновременно шла разработка Основных законов Российской империи. Соответствующий документ был составлен в государственной канцелярии под руководством товарища государственного секретаря тайного советника Петра Харитотонова. Этот проект представлял собой компиляцию различных европейских конституций и предоставлял законодательным палатам широкие полномочия.[3]

Избирательный закон 1907 года был составлен товарищем министра внутренних дел Крыжановским и был рассмотрен в мае 1907 года в Совете министров с участием ряда членов Государственной думы. Государственная дума избиралась населением империи на 5 лет. По избирательным законам 1905-1906 гг она состояла из 524 депутатов по закону 1907 года- из 442 с 1910- из 446 депутатов. На практике депутатов было меньше, так как всегда имелись вакансии. Некоторые из них возникали из-за того, что не назначались своевременно выборы на окраинах.


2. Место Государственной думы в системе высших органов власти России

Основные законы 1906 года постановляли что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с государственным советом и Государственной думой»и что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государя императора» а также что «законопроекты не принятые государственным советом или государственной думой признаются отклоненными».

На полномочия Государственной думы отрицательно сказались ограниченные полномочия дореформенного Государственного совета. Он не был единственным законосовещательным органом с ним конкурировал целый ряд учреждений. Часть из них (Главный Военный суд Опекунский совет и тд) рассматривала проекты законов по определенным отраслям государственного управления.

Другие совещательные органы (Комитет министров и Особые совещания) рассматривали разнообразные законопроекты которые почему-либо было неудобно проводить через Государственный совет.

Законодательной инициативой пользовались министры и законодательные палаты. Основные законы представляли законодательную инициативу еще императору. При этом лишь он обладал инициативу еще императору.[4]

Учреждение Государственной думы не предусматривало непосредственное внесение законопроектов императором. Он действовал через министров. Перед внесением в думу законопроектов распространяющихся на Финляндию(проекты изменений в Основные законы не вносились вплоть до 1917 года) публиковались высочайшие повеления министру о внесении проектов.

Правительственные законопроекты(кроме выработанных по инициативе Государственного совета) вносились в Государственную думу. Это правило противоречило европейской практике(обычно законопроекты кроме финансовых могли вноситься в любую палату) и были нецелесообразными: в начале легислатуры было нечего делать Совету а в конце-Думе. Это правило было по всей видимости заимствовано из проектов совещательной Думы когда её заключение должно было учитываться советом.

Законопроекты одобренные I и II Государственными думами и не рассмотренные к моменту их роспуска государственным советом были признаны им отклоненными однако законопроекты III думы он принял к рассмотрению. IV дума постановила что проекты её предшественницы возвращенные Советом или переданные в согласительные комиссии рассматриваются как выработанные Государственным советом.

Проекты выработанные министрами по инициативе Государственного совета или его комиссиями вносились в совет и после его одобрения поступали в Думу которая пользовалась теми же правами что и совет в отношении законопроектов одобренных думой. Следует отметить что Государственный совет пользовался правом законодательной инициативы крайне редко. В 1906-1912 гг по его инициативе возникло лишь 6 проектов.

Из числа одобренных думой проектов 2197 (97%) приобрели силу закона 2 были не утверждены императором а остальные не были одобрены Государственным советом.

Финансовые полномочия думы.

Прежде всего, в государственную роспись доходов и расходов включались не все финансовые средства государства. В неё не вносили железнодорожные тарифы цены на водку таможенные тарифы удельные и кабинетные доходы ведомства учреждений императрицы Марии. В бюджет не включались специальные средства различных ведомств. Однако их число под давлением думы сокращалось.

Ко второй группе расходов относились платежи государственного долга и других обязательств государства а также расходы основанные на действующих законов.

К третьей группе относились все остальные расходы. Они могли изменяться законодательными палатами.

Государственная роспись доходов и расходов вносилась одновременно в обе палаты.[5]


Отношение правительства и думы.

По основным государственным законам 1906 года во главе государства стоял император. Он наделялся верховной властью. Его особа объявлялась священной и неприкосновенной. Императору принадлежала власть управления во всем её объеме.

Император назначал председателя Совета министров главноуправляющих отдельными частями других чиновников I-IV классов и часть чиновников V класса по табели о рангах.

Император также утверждал приговоры судов о тяжких наказаниях дворян чиновников священников кавалеров орденов и знаков отличия присеваемых императором.

При роспуске императора тем же указом должен был назначить новые выборы и дату созыва думы. При роспуске Государственной думы первого созыва не был назначен срок выборов что послужило формальным поводом Выборского воззвания. При последующих роспусках срок выборов назначался.

Как известно государственный и общественный строй Российской империи в начале XX века переживал кризис. Очевидно что общественная организация является устойчивой лишь в том случае когда во-первых существующая в неё иерархия функций признается общественным мнением необходимой во-вторых - признаются справедливыми способы распределения мест в этой иерархии. Ничего подобного в России того времени не было.

Государственная дума почти не смогла выполнить важнейшие функции парламента: внесение изменений в правовую систему страны в соответствии с настроением общественного мнения контроль общества над правительством. Другой причиной невыполнения думой этих функций был небольшой срок её существования.

В итоге политическая система Российской империи и государственная дума вместе с ней не выдержали испытания первой мировой войны.

Говоря о значении Государственной думы можно заметить что, она не оказала сколько-нибудь значительного влияния на последующую историю России.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности возникновения и деятельности Государственной Думы в годы первой революции в России.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-        Описано появление Государственной Думы в России;

-        Рассмотрено место Государственной думы в системе высших органов власти в России.

Манифест 17-го октября создал возможность образования в России открытых политических партий. Партии социал-демократов (у меньшевиков лидер Мартов, у большевиков - Ленин) и эсеров (лидер Чернов) продолжали существовать на нелегальном положении (хотя имели свою легальную печать), партии, не ставившие своей целью революционный переворот, могли организовываться открыто. Из множества возникавших в то время партий и союзов надлежит упомянуть несколько.

Дума - это первый опыт представительного (т.е. путем избрания представителей различных слоев общества) правления в России. С ней связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Дума мыслилась как законодательный орган с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан. наконец, по мнению многих, Дума должна была стать средством недопущения революционного движения. Об этом очень красноречиво сказал П.Н.Милюков: «Для нас укрепление привычек свободной политической жизни есть способ не продолжать революцию, а прекратить ее».

20 февраля 1906 года Государственный Совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, находящуюся между Думой и царем. Половина членов Госсовета назначалась царем, половина избиралась, причем 3/4 мест было у помещиков. Рабочие и крестьяне в Госсовете представлены не были.



Тестовые задания

1. Политика в области идеологии, науки и культуры СССР в 1945-1953 г.г.:

а)     Борьба с «идолопоклонством пред Западом»;

б)    Исключение из репертуаров театров пьес зарубежных авторов;

в)     Борьба с «формализмом в музыке»;

г)     Разгром ряда направлений в науке.


2. Международное положение и внешняя политика СССР в 1945-1953 г.г.:

а)     Усиление влияния СССР в Восточной Европе;

б)    Разрыв отношений СССР с коммунистической Югославией;

в)     Достижение СССР равенства с США в обладании ядерным оружием.

3. Кто сменил И.В. Сталина на посту Совета Министров СССР:

а)     Г.М. Меленков;

б)    Н.С. Хрущев;

в)     Н.А. Вознесенский.


4. Черты внешней политики СССР в 1953-1964 г.г.:

а)     Нормализация отношений с Югославией;

б)    Выдвижение концепции мирного сосуществования и соревнования социалистической и капиталистической системы;

в)     Ухудшение отношений с Китаем.


5. Основные постулаты советской идеологии в середине 50-ых – середины 60-ых:

а)     Тезис о построении коммунистического общества при жизни «нынешнего поколения советских людей»;

б)    Тезис о построении в основном социалистического общества в СССР;

в)     Тезис о мирном сосуществовании и соревновании социалистической и капиталистической системы.


6. Черты кризиса политики Н.С. Хрущева:

а)     Недовольство партийного аппарата нестабильностью своего положения;

б)    Расстрел демонстрации в Новочеркасске;

в)     Ухудшение продовольственного снабжения.


7. Назовите официальную причину ухода Н.С. Хрущева с постов Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР:

а)     Уход на пенсию по состоянию здоровья;

б)    Перевыборы в связи с истечением срока полномочий;

в)     Увольнение в связи с волюнтаристскими методами руководства.


8. Важнейшие черты внутриполитического и экономического развития СССР в 1953-1956 г.г.:

а)     Начало пересмотра крупных политических дел периода правления Сталина;

б)    Реабилитация осужденных за «политические преступления» в годы правления Сталина;

в)     Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;

г)     Начало освоения целины.


9. Когда и кем совершено разоблачение культа личности И.В. Сталина:

а)     Л.П. Берией сразу после смерти Сталина;

б)    Г.М. Маленковым на торжественном заседании ЦК КПСС и Совета Министров СССР, посвященном годовщине Октябрьской революции, в 1955г.;

в)     Н.С. Хрущевым на XX съезде КПСС в 1956 г.


10. Черты политического развития СССР во второй половине 50-ых годов:

а)     Официальное осуждение культа личности Сталина;

б)    Перенесение критики с личностных качеств Сталина на сталинскую систему;

в)     Ликвидация «антипартийной группы» Маленкова, Молотова, Кагановича;

г)     Реабилитация некоторых народов репрессированных в годы правления Сталина.

Список литературы

1.     Верт Н. История Советского Государства. – Екатеринбург.: УАИПиЭ, 2000.

2.     Грушевский М.Н. История России. – СПб: Питер, 1997.

3.     История России. Учебник для вузов. / под ред. Орлова А.С. – М.: Инфра-М, 2003.

4.     Кара-Мурза С. История советского государства и права. – СПб.: Питер, 2000.

5.     Милов Л. В. История России с начала XVIII до конца XX века. - М.: ООО Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

6.     Россия и мир. Учебник для вузов. / Под редакцией Данилова А. А. – М.: Дело, 1994.

7.     Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XX век.: Учебник для ВУЗов. – М.: ОАО Мелтон-2000.


[1] Кара-Мурза С. История советского государства и права. – СПб.: Питер, 2000. – с. 331.

[2] Верт Н. История Советского Государства. – Екатеринбург.: УАИПиЭ, 2000. – с. 464.

[3] История России. Учебник для вузов. / под ред. Орлова А.С. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 510.

[4] Грушевский М.Н. История России. – СПб: Питер, 1997. – с. 476.

[5] История России. Учебник для вузов. / под ред. Орлова А.С. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 516.