Аудит расчетов по претензиям

 

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов.

Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года).

В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия

Аудит расчетов по претензиям ведется на счете 76-2, субсчет "Расчеты по претензиям". На этом счете сосредоточивается информация о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным (или присужденным) штрафам, пеням, неустойкам

- обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию (в случае удовлетворения претензий нужно проверить, проводились ли административные расследования в целях установления виновных лиц, и если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб);

- правильность ведения аналитического учета (он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере N 8, Главной книге и балансе;     - правильность составления бухгалтерских проводок по субсчету 76-2 "Расчеты по претензиям".

Основным нормативным документом, регламентирующим аудиторскую деятельность по проверке расчетов по претензиям является “Положение о претензионном порядке урегулирования споров” (постановление Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. №3116-1).

При проверке необходимо обратить внимание на:

Þобоснованность, своевременность и правильность оформления документов. Несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства;

Þобоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию. В случае удовлетворения претензий нужно проверить проводились ли административные расследования с целью установления виновных лиц, и если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб;

Þправильность составления бухгалтерских проводок по счету 63 “Расчеты по претензиям”;

Þправильность ведения аналитического учета - он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям; соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере №8, главной книге и балансе.

Список используемых литературных источников:

1. В.Д. Андреев "Практический аудит". М.: "Экономика", 2000 г.

2. В.В. Нитецкий, Н.Н. Кудрявцев "Аудит предприятия".

3. Р.А. Альборов "Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК".М.:Дело и сервис",2003 г.

4. Ю.А. Данилевский "Практика аудита".М.: "Финансовая газета", 2001 г.

5. Постановление Правительства РФ "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 6 февраля 2002 г. N 80.

6. Постановление Правительства РФ "О лицензировании аудиторской деятельности" от 29 марта 2002 г. N 190.

7. Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".