Аудит расчетов по претензиям
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов.
Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года).
В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия
Аудит расчетов по претензиям ведется на счете 76-2, субсчет "Расчеты по претензиям". На этом счете сосредоточивается информация о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным (или присужденным) штрафам, пеням, неустойкам
- обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию (в случае удовлетворения претензий нужно проверить, проводились ли административные расследования в целях установления виновных лиц, и если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб);
- правильность ведения аналитического учета (он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере N 8, Главной книге и балансе; - правильность составления бухгалтерских проводок по субсчету 76-2 "Расчеты по претензиям".
Основным нормативным документом, регламентирующим аудиторскую
деятельность по проверке расчетов по претензиям является “Положение о
претензионном порядке урегулирования споров” (постановление Верховного Совета
РФ от 24 июня
При проверке необходимо обратить внимание на:
Þобоснованность, своевременность и правильность оформления документов. Несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства;
Þобоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию. В случае удовлетворения претензий нужно проверить проводились ли административные расследования с целью установления виновных лиц, и если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб;
Þправильность составления бухгалтерских проводок по счету 63 “Расчеты по претензиям”;
Þправильность ведения аналитического учета - он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям; соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере №8, главной книге и балансе.
Список используемых литературных источников:
1. В.Д. Андреев "Практический
аудит". М.: "Экономика",
2. В.В. Нитецкий, Н.Н. Кудрявцев "Аудит предприятия".
3. Р.А. Альборов
"Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК".М.:Дело и сервис"
4. Ю.А. Данилевский "Практика
аудита".М.: "Финансовая газета",
5. Постановление Правительства РФ "О вопросах
государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской
Федерации" от 6 февраля
6. Постановление Правительства РФ "О
лицензировании аудиторской деятельности" от 29 марта
7. Федеральный закон РФ от 7 августа