Содержание
О профессии секретаря-референта 2
Паспорт рабочего места секретаря-референта 5
1. Назначение и общая характеристика рабочего места 5
2. Планировка рабочего места секретаря-референта 5
3. Функции, задачи и требования 6
4. Регламентирующая документация 8
5. Мебель и оборудование 8
6. Технические средства 8
7. Загрузка рабочего места 9
8. Условия труда 9
9. Оплата труда 9
10. Охрана труда и техника безопасности 9
11. Социальные льготы 10
Список литературы 11
О профессии секретаря
Проблема повышения статуса секретаря в общественном сознании намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Она кроется в отношении современного российского общества к желанию женщины реализовать свои профессиональные способности и возможности. Секретарь-референт – скорее женская профессия, так сложилось на практике, и никаких правовых нарушений здесь нет. В то же время современный российский бизнес, производство, политика и общество в целом живут и действуют по мужским законам. Это одна из причин, по которой женская профессия «секретарь» считается не заслуживающей серьёзного внимания.
Определённый вклад в снижение имиджа профессии секретаря внёс период становления рыночных отношений в России, когда перед секретарём ставились чисто представительские задачи по привлечению клиентов в создаваемые фирмы.
На сегодняшний день многое изменилось и ситуация с отношением общества к профессии секретаря уже не так безнадёжна, как несколько лет назад. Среди современных менеджеров, имеющих престижное образование, опыт работы в западных компаниях или прошедших стажировку за рубежом и исповедующих западный стиль руководства и корпоративной культуры, пренебрежительного отношения к профессии секретаря практически не наблюдается. Такое положение дел подтверждают и показатели рынка труда. К претендентам на работу в крупных компаниях с высокой заработной платой предъявляются достаточно жёсткие профессиональные требования.
Кандидата, претендующего на место секретаря руководителя крупной компании, попросят предъявить не только резюме и рекомендации предыдущих работодателей, но собственный портфолио, где должны быть образцы самостоятельно разработанных, оформленных и внедренных секретарём нормативных документов.
Отношение к профессии секретаря в обществе меняется и под влиянием тех, кто выбирает эту работу. Современные молодые женщины и девушки с высшим образованием, хорошим знанием компьютера и иностранного языка всё чаще выбирают эту профессию как первую ступень профессиональной карьеры.
По поводу интима как способа строительства профессиональной карьеры можно заметить, что профессиональные секретари имеют высокую самооценку и хорошо развитое чувство собственного достоинства.
Из этого следует, что статус современного секретаря достаточно высок. Но это вовсе не означает, что профессия секретаря не нуждается в повышении статуса. Быстро и эффективно изменить укрепившийся в общественном сознании стереотип невозможно.
Существуют объективные критерии, позволяющие судить о повышении статуса той или иной профессии. К таким критериям можно отнести:
- уровень требований к кандидатам на должность;
- уровень заработной платы в соотношении с уровнем заработной платы других сотрудников организации;
- текучесть кадров, т. е. срок пребывания в должности конкретного работника.
Объективное представление о статусе профессии «секретарь» можно получить, обобщая и сопоставляя соответствующие статистические данные. Многие факты сейчас свидетельствуют о том, что существует определённая тенденция повышения (а точнее, возвращения на прежние позиции) статуса профессии секретаря.
Развитие профессии «секретарь» обусловлено общими тенденциями изменения системы управления организацией, спецификой делегирования полномочий и степенью развития компьютерных технологий. Наиболее очевидно появление таких тенденций в частных компаниях, на предприятиях малого и среднего бизнеса. В частности, появляются признаки децентрализации системы управления: сокращается количество решений, принятых «наверху», а следовательно, объём (удельный вес) распорядительной деятельности и количество распорядительных документов; сокращается общее количество документов на бумажных носителях и т. д. Естественно, что эти тенденции не могут не оказывать влияния на содержание секретарской деятельности.
Развитие бизнеса в России постоянно увеличивает количество профессиональных менеджеров, предъявляющих высокие и обоснованные требования к квалификации своего персонала. В том числе и к квалификации своего секретаря.
В прежние годы некоторые руководители при подборе секретаря в качестве плюса отмечали опыт работы секретарём в солидных советских министерствах, например, в Министерстве иностранных дел или Министерстве внешней торговли. Сейчас обычным является пожелание об опыте в солидных компаниях с развитой бизнес-культурой.
Очень часто секретарская должность является стартовой позицией для карьеры внутри компании или за её пределами.
Но идеальным кандидатом всё же является секретарь, который осознанно выбрал для себя именно эту профессию и видит свою карьеру и профессиональный рост именно в этой должности[1].
Паспорт рабочего места секретаря-референта
|
|
|
журнальный столик
|
Рис. 1 Планировка рабочего места секретаря-референта
1. Назначение и общая характеристика рабочего места
Предприятие ООО «ТСТ Карго», транспортно-экспедиторская компания, работающая на рынке грузовых авиаперевозок.
Структурное подразделение – ассистент руководителя.
Категория персонала – секретарь-референт.
Адрес: г. Хабаровск, ул. Ленина 2а, офис 421.
2. Планировка рабочего места секретаря-референта
Планировка рабочего места секретаря-референта показана на рис. 1.
Правильная организация рабочего места является необходимым условием достижения высокой эффективности, оперативности и качества труда, сохранения работоспособности сотрудника в течение всего рабочего дня.
Рабочее место секретаря-референта располагается в специальном помещении – приёмной рядом с кабинетом руководителя, недалеко от дверей в кабинет и не так, чтобы оттуда можно было свободно видеть всех входящих.
Рабочее место секретаря-референта состоит из трёх зон: основная, где находится его стол с приставками и необходимой оргтехникой, зона обслуживания посетителей и вспомогательная зона, где располагаются шкафы, копировальный аппарат, факс и т. д. общая площадь приёмной, где находится секретарь, должна быть не менее 12 – 16 м2. Помещение оборудуется кондиционерами или ежедневно хорошо проветривается[2].
Зона обслуживания посетителей – это визитная карточка учреждения, по которой посетители оценивают культуру работы и качество труда. Эта зона должна быть продуманной и уютной, представлять собой красивый цветовой и световой художественный ансамбль, включающий источники света и озеленение.
Мебель для посетителей находится в зале, хорошо просматриваемом секретарём-референтом; мебель выбирается не громоздкая, удобная для размещения. Рядом с основной и вспомогательными частями рабочего места целесообразно расположить журнальный столик. Если посетителя по тем или иным причинам сразу не принимают, секретарь предлагает ему присесть. На столике – свежие газеты и журналы, чистая бумага, ручки и карандаши.
Рабочее место секретаря строится в модульном варианте из взаимодополняемых и заменяемых элементов. Главным является стол. Чтобы не тратить зря рабочее время, секретарю лучше всего выработать определённую, оптимальную для его рабочих условий последовательность движений при пользовании материалами и средствами труда, причём материалы и принадлежности следует подготавливать заранее. Тогда каждый предмет будет находиться на своём месте, а письменный стол не превратится в склад различных бумаг, документов, канцелярских принадлежностей[3].
3. Функции, задачи и требования.
Функции, задачи и требования для секретаря-референта представлены в таблице 1.
Таблица 1- Функции, задачи и требования для секретаря-референта
Функции /требования |
Секретарь-референт |
Должностные обязанности: |
|
Документационное обеспечение управления |
Делопроизводство (отличное знание делопроизводства, документооборот в полном объёме, кадровое делопроизводство), осуществление (и документирование) отдельных хозяйственных операций, машинописные работы |
Информационное обеспечение управления |
Формирование информационных баз, обработка информационных ресурсов |
Организационное обеспечение управления |
Фильтрация и распределение телефонных контактов, организация и планирование рабочего дня руководителя, выполнение его поручений, приём посетителей, организация и ведение переговоров |
Технические умения и навыки: |
|
Знание иностранного языка |
От базовых навыков до свободного владения |
ПК |
Пользователь (уверенный пользователь) |
Факс, ксерокс |
Обязательно |
Мини-АТС |
Обязательно |
Машинопись |
120 – 150 зн./мин. |
Интернет, электронная почта |
Входит в понятие «уверенный пользователь» |
Биографические данные: |
|
Высшее образование |
Желательно |
Опыт работы |
От 2 лет |
Возраст |
До 30 – 35 лет |
Личные качества |
Высокая грамотность, исполнительность, коммуникабельность, аккуратность, представительная внешность, знание этикета |
4. Регламентирующая документация
Устав предприятия
Философия предприятия
Правила внутреннего трудового распорядка
Штатное расписание
Положения о подразделениях
Регламенты предприятия
5. Мебель и оборудование
Рабочий стол 120 x 80 см – 1 шт.
Книжный шкаф – 2 шт.
Кресло секретаря-референта – 1 шт.
Кресло для клиента – 1 шт.
Диван для клиентов угловой – 1 шт.
Журнальный столик – 1 шт.
Тумба – 1 шт.
6. Технические средства
Персональный компьютер – 1 шт.
Телефонный аппарат (факс) – 1 шт.
Кондиционер бытовой БК 1500 – 1 шт.
Множительный аппарат «XEROX»[4] - 1 шт.
Канцелярский набор «Органайзер» - 1 шт.
7. Загрузка рабочего места
Нормативная общая трудоёмкость – 1950 чел.-ч.
Трудоёмкость выполнения основных функций – 1500 ч.
Отпуска и регламентируемые перерывы – 180 ч.
Коэффициент равномерности загрузки – 0,95
8. Условия труда
Общая площадь – 20 м2
Рабочее освещение – 400 лк
Тип источника освещения – ЛХБ80
Микроклимат в холодный период времени:
Температура: +190С
Подвижность воздуха: 0,1 м/с
Влажность: 50%
Микроклимат в тёплый период времени:
Температура: +220С
Подвижность воздуха: 0,1 м/с
Влажность: 50%
Уровень шума: 50 дБа
9. Оплата труда
Гарантированный должностной оклад – 4000 руб.
Вознаграждение за конечные результаты – 2000 руб.
Премия – 3,5% от чистой прибыли
Ежегодная премия (бонус) – 1 должностной оклад
10. Охрана труда и техника безопасности
Инструкция по эвакуации при пожаре
Инструкция по охране труда
Инструкция по эксплуатации технических средств
Инструкция по электробезопасности
Фирменная одежда[5]
11. Социальные льготы
Творческий день – 1 раз в месяц
Право воспользоваться местными авиалиниями в любую точку России и обратно (бесплатно) – 1 раз в год
Список литературы
1. Мурнина И. В. Новый статус старой профессии // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2003. №5
2. Ларин М. В. Информационная инфраструктура организации // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2003. №5
3. Секретариат: требования к работникам. Обзор рынка труда // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2003. №11
4. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. – М.: издат. дом «Экономические новости». – 1998.- 400 с.
5. Холщева Л. А. Организация рабочего места секретаря // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2003. №5
6. Кадры предприятия. 300 образцов должностных инструкций: Практическое пособие / Д. Л. Шур, Л. В. Труханович – М.: Изд-во «Дело и сервис». 2000. – 880 с.
[1] Холщева Л. А. Организация рабочего места секретаря // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2003. №5
[2] Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. – М.: издат. дом «Экономические новости». – 1998.- 400 с.
[3] Ларин М. В. Информационная инфраструктура организации // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2003. №5
[4] Мурнина И. В. Новый статус старой профессии // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2003. №5
[5] Кадры предприятия. 300 образцов должностных инструкций: Практическое пособие / Д. Л. Шур, Л. В. Труханович – М.: Изд-во «Дело и сервис». 2000. – 880 с.