Содержание
Введение. 2
1.Бухгалтерская профессия. 3
2. Профессия аудитора. 9
3.Профессиональная этика. 12
Заключение. 16
Список литературы.. 18
Введение
Бухгалтерская профессия как и профессия аудитора в настоящее время являются одними из наиболее престижных и высокооплачиваемых. Вместе с тем работа в должности бухгалтера и аудитора сопряжена с повышенной ответственностью за результаты принятых решений и совершенных действий. Кроме того, имеется ряд обстоятельств, которые делают необходимым разработку кодекса этики профессионального бухгалтера и аудитора.
Усложнение задач, стоящих перед бухгалтерским учетом и аудитом в настоящее время, необходимость адаптации требований вновь вышедших нормативных документов к реальным условиям, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, требует консолидации усилий бухгалтерских работников и аудиторов. Такая консолидация возможна и в последнее время активно реализуется в форме профессиональных объединений – они, как правило, являются некоммерческими организациями.
Основная цель таких объединений – выработка общеметодологических подходов к проблемам реформирования бухгалтерского учета и аудита и его гармонизации с международными стандартами, а также разработка практических рекомендаций по применению отдельных требований стандартов бухгалтерского учета и аудита в различных отраслях и видах деятельности.
Целью данной работы является исследование формирования профессии современного бухгалтера и аудитора.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность бухгалтерской профессии .
2. Описать профессиональную этику бухгалтера и аудитора.
1.Бухгалтерская профессия
Отношение к бухгалтерской профессии изменялось с развитием бухгалтерского учета от практики к науке и от совокупности технических операций к содержимому элементу управленческой деятельности.[1]
Вплоть до середины двадцатого века бухгалтерская профессия предполагала выполнение набора сравнительно простых учетных процедур, механическое отражение стоимостных характеристик хозяйственных операций, последующую группировку и детализацию данных в соответствии с правилами, жестко установленными нормативными документами. Это обусловило невысокую требовательность к уровню квалификации и профессионального опыта бухгалтера. На определенном этапе развития бухгалтерского учета для занятия этим видом деятельности достаточно было знания четырех действий арифметики и общих требований к заполнению простейших учетных регистров.
С развитием и усложнение процессов производства и управления постепенно повышались и требования к уровню и составу специальных знаний бухгалтерских работников. В частности, для грамотного отражения в учете данных о составе производственных затрат, о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами, процессов формирования и использования прибыли бухгалтер должен был обладать знаниями о технологии производства, ориентироваться в основах права (для обеспечения юридической чистоты расчетов), а так же знать механизм управления различными видами ресурсов.
Последняя четверть прошлого века характеризуется становлением и развитием бухгалтерского учета как инструмента стратегического управления. В связи с этим фигура бухгалтера вообще и главного бухгалтера в частности становится одной из главных в системе управления. Теперь для того, чтобы бухгалтер мог в полной мере выполнять возложенные на него задачи и обеспечивать достижение целей, стоящих перед бухгалтерским учетом, он должен обладать высшим специальным образованием, необходимым опытом работы, умением управлять коллективом и располагать знаниями, которые позволяют принимать управленческие решения.
Вместе с тем в составе бухгалтерских служб продолжают оставаться участки, где работа не требует высокого уровня специальных знаний и навыков. То есть профессия бухгалтера в настоящее время охватывает достаточно большую группу специалистов, уровень квалификации у них определяется конкретными задачами и весьма существенно варьируется.
В нашей стране бухгалтерский учет так же прошел разные стадии развития. До 1917 года работа бухгалтера сводилась в основном к выполнению счетоводческих функций. В период плановой экономики это положение изменилось несущественно: бухгалтерские работники разных уровней занимались отражением хозяйственных операций и формированием учетных регистров и форм бухгалтерской отчетности.
Для этого времени характерно наличие большого числа показателей, обязательных к отражению в отчетности, а также пояснения и приложения к ним включали несколько сотен показателей, сформированных, сгруппированных и детализированных по различным признакам. Общий объем бухгалтерской отчетности в несколько раз превышал объем отчетности, предъявляемой в настоящее время.
С другой стороны, нельзя не отметить и положительные стороны подхода к формированию отчетных данных. Показатели отдельных отчетных форм были связаны настолько сложно и многообразно, что допущение ошибок в окончательном варианте отчетов практически исключалась – некорректное исправление ошибки в одной бухгалтерской форме неизбежно вело к расхождению в другой. Кроме того, детализация данных позволяла сделать вывод не только о финансовом состоянии предприятия или организации, но и об отдельных сторонах ее деятельности (включая инвестиционную и непроизводственную сферу).
Во многом такой подход был обусловлен тем, что основным заинтересованным пользователем бухгалтерской отчетности в тот период явились органы государственного управления и практически все существенные управленческие решения принимались на этом уровне. Самостоятельность хозяйствующих объектов была ограниченной. [2]
С переходом к рыночным отношениям изменились задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом, и, соответственно, изменилось отношение к бухгалтерской профессии. В течение нескольких лет отрасли материального производства, и особенно торговли, испытывали дефицит в квалифицированных кадрах. Положение усложнилось тем, что отсутствовала надлежащая методологическая основа для подготовки бухгалтерских кадров в изменившихся экономических условиях.
Все это явилось мощным импульсом к развитию системы подготовки профессиональных бухгалтеров, в том числе и негосударственными образовательными учреждениями. К началу 21 века ситуация с обеспеченностью кадрами несколько улучшилась. Однако возрастающие требования к профессии бухгалтера обуславливают необходимость выработки новых и совершенствования действующих методологических подходов к системе образования, а также необходимость создания постоянного повышения квалификации бухгалтерских работников.
В настоящее время профессию бухгалтерского работника можно классифицировать по нескольким признакам.
По функциональным обязанностям и месту в управленческом аппарате. Здесь принято выделять следующие уровни, основываясь на специфике выполняемой деятельности:
1. Бухгалтер – кассир. Обычно эта должность является первой ступенью в профессиональной карьере бухгалтера. Даже в том случае, когда бухгалтер приходит в организацию, обладая специальным образованием, весьма полезно овладеть профессией кассира на практике. Это позволяет выработать такие необходимые для бухгалтера качества, как обязанность, добросовестность, самостоятельность. Работа на этом участке требует знания Порядка ведения кассовых операций. обязательным условием ее являются заключение договора о полной материальной ответственности.
2. Бухгалтер- специалист. Этот термин относится к работникам, занятым на различных участках бухгалтерского учета:
· учета основных средств;
· материально- производственных запасов;
· расчетов с работниками и т.д.
Работа здесь требует боле глубоких знаний. Так, бухгалтер занимающийся учетом основных средств, должен знать содержание нескольких нормативных документов, а также иметь представление о жизненном цикле объектов основных средств, особенностях их восстановления, ремонта и списания.
Бухгалтер, занятый начисление заработной платы, помимо правил бухгалтерского учета должен знать требования трудового законодательства, а также уметь организовывать взаимодействие с кадровыми службами. С работниками, занятыми на учете отдельных видов имущества и обязательств, договор о полной материальной ответственности, как правило, не заключается. Однако при определенных условиях за допущенные ошибки и нарушения бухгалтер – специалист может нести материальную ответственность. Например, по переплатам заработной платы.
3. Бухгалтер – ревизор. Как явствует из должности, такой бухгалтер занимается проверкой отдельных вопросов производственной или торговой деятельности, правильности оформления документов, выполнения требований законодательных актов и т.д. очевидно он должен обладать не только знаниями по отраслям, в которых производится проверки, но и необходимым опытом работы в должностях, но и необходимым опытом работы в должностях, так или иначе связанных с бухгалтерским учетом.
4. Бухгалтер – методист. Бухгалтерских работников занимающихся только методологической деятельностью, в настоящее время можно встретить только на очень крупных предприятиях. В обязанности входят как правило разработка внутренних распорядительных документов, адаптация федерального и отраслевого законодательства к специфике деятельности данной организации, анализ использования учетных схем и т.п.такие работники обязаны не только в совершенстве знать требования нормативных документов и все участки бухгалтерского учета, но и обладать способностями к аналитической деятельности.
5. Бухгалтер- эксперт также специализация, которая встречается весьма редко. Эти работники непосредственно не занимаются учетом имущества и обязательств каких-либо организаций. В их обязанности входит экспертная оценка различных материалов в области бухгалтерского учета, налогообложения и права. Чаще всего такими материалами являются научные разработки, публикации и т.д. отличительной чертой работы бухгалтера- эксперта является необходимость законодательной и нормативной оценки различных документов, включая документы органов отраслевого или ведомственного управления.
6. Главный бухгалтер. В условиях рыночной экономики эта должность является не только специальной, но и административной. Вне зависимости от иерархии, установленной штатным расписанием организации, главный бухгалтер фактически является одним из заместителей руководителя.
Кроме того, применяется классификация бухгалтерских работников по сферам, где они выполняют свои обязанности. Это могут быть:
· Отрасли материального производства;
· Торговля и общественное питание;
· Кредитные организации;
· Негосударственные пенсионные фонды;
· Образование;
· Аудит и консалтинг;
· Бюджетные организации.
Бухгалтерский учет в перечисленных сферах различается спецификой выполняемых функций, составом и структурой рабочего плана счетов.
В Российской Федерации в настоящее время создана и успешно функционирует система подготовки и переподготовки кадров бухгалтерской службы, которая включает государственные и негосударственные образовательные учреждения среднего и высшего специального образования; курсы переподготовки при учебных заведениях; курсы переподготовки при органах отраслевого и ведомственного управления и т.д.
2. Профессия аудитора
Аудит имеет достаточно большую историю возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием.
В России звание аудитора введено Петром I.должность аудитора совмещала в себе несколько обязанностей, а именно делопроизводителя, секретаря, прокурора. Аудиторов называли присяжными бухгалтерами.
Мировой экономический кризис усилил потребность в услугах бухгалтеров- аудиторов. Ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная потребность в такого рода услугах.
Во всех странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера- аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Специалисты Палаты аудиторов, институты профессиональных бухгалтеров и другие регулярно проверяют работу аудиторов, и исключение из этих организаций означает запрещение дальнейшей деятельности.
Потребность в профессии аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1. возможность необъективной информации со стороны ее составителей в случае конфликта между ними и пользователями этой информации;
2. зависимость последствий принимаемых решений;
3. необходимость специальных знаний для проверки информации;
4. отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.
Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка и капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники, и прежде всего коллективные собственники нуждаются в услугах аудиторов.
Для обоснования необходимости аудита была создана теория агентов. Подход этой теории к аудиту состоит в рассмотрении круга лиц, заинтересованных в достоверной финансовой информации, и изучении их интересов и потребностей.
Аудитор является агентом, действующим, как правило, от имени акционеров.[3]
Правильные данные нужны не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация:
· о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую возможность;
Работников:
· стабильность;
· рентабельность.
Правительство заинтересованно в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.
Компании, в которых администрация и собственники представлены одними же и теми же лицами, проводят аудит потому, что проведение аудита имеет ряд преимуществ:
· возможность избежать споров;
· упрощение процедуры нового партнера;
· упрощение процедуры финансовой помощи;
· упрощение отношений с налоговыми органами;
· возможность получить квалифицированную помощь.
Все эти причины способствовали развитию профессии аудитора в нашей стране.
3. Профессиональная этика
Этика- это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной организации.
По аналогии с международной практикой, российская Палата аудиторов разработала кодекс профессиональной этики аудиторов с целью поддержания высоких моральных качеств профессиональной ответственности в сообществе специалистов. Кодекс был утвержден общим собранием Аудиторской палаты России 04.12.1996г. № 11.[4]
Особые требования к этике бухгалтера обусловлены несколькими факторами, в числе которых:
· Обладание большими объемами конфиденциальной информации, разглашение или некорректное использование которой может повлечь нанесение материального ущерба организации и ее работником;
· Непосредственное участие в формировании и регулировании денежных потоков и движении иных видов имущества;
· Постоянное обращение с трудовым коллективом по вопросам, носящим не только производственный характер;
· Непосредственное участие в разработке нормативных актов, затрагивающих интересы всего персонала организации;
· Возможность возникновения разногласий с руководством организации по вопросам, связанным с движением денежных потоков;
· регулярные контакты с налоговыми органами;
· работа в коллективе.
Исходя из перечисленного можно сформулировать общие принципы для любого бухгалтерского работника вне зависимости от отраслевой принадлежности или организационно- правовой формы организации, в которой он работает.
В качестве основных этических принципов выделяют следующие:
· Профессиональная честность. Нечестность в профессиональной деятельности, как правило, проявляется в попытках получить личные выгоды в ущерб интересам предприятия посредством нарушения законных или нормативных актов.
· Объективность. Требуется бухгалтеру во взаимоотношениях с работниками организации.
· Принципиальность. Необходима при работе с руководством организации и контролируемыми органами.
· Умение хранить коммерческую тайну.
· Профессиональное и достоверное выполнение функциональных обязанностей. В практической деятельности данное качество проявляется в четком знании, своевременном и полном выполнении своих обязанностей, а также в постоянном самосовершенствовании.
Некоммерческие и общественные организации бухгалтеров вырабатывают и утверждают собственные кодексы профессиональной этики бухгалтеров. Такие кодексы, например, утверждены Институтом профессиональных бухгалтеров, клубом бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций России и рядом других организаций. Основные положения этих кодексов сводятся к совокупности перечисленных этических принципов.
Поскольку в современном обществе деятельности аудитора отводится весьма важная роль, существует объективная необходимость в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора. Для поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности аудиторов разрабатывают кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов МФБ.
Этика профессионального поведения аудиторов определяет нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское общество, готовое защитить их от всех возможных нарушений и посягательств.
Рассмотрим важнейшие требования к деятельности профессионального бухгалтера, публично практикующего профессионального бухгалтера (аудитора, которые отражены в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров):
· Общественные интересы. Отличительной чертой данной профессии является признание своей ответственности перед обществом.[5] Обязанности профессионального бухгалтера не сводятся исключительно к удовлетворению потребностей отдельного клиента или работодателя.
· Цели. Кодекс признает, что цели бухгалтерской профессии – выполнение работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, обеспечение самых лучших результатов работы.
· Фундаментальные принципы. Для достижения целей бухгалтерской профессии профессиональные бухгалтеры должны соблюдать ряд следующих принципов:
1. Порядочность.
2. Объективность.
3. Профессиональная компетентность.
4. Конфедициальность.
5. Профессиональное поведение.
6. Технические стандарты.
· Порядочность и объективность
· Разрешение этических конфликтов.
· Профессиональная компетентность
· Конфедициальность
· Налоговая практика.
· Обнародование информации
· Независимость
· Профессиональная компетенция и ответственность в связи с использование лиц, не являющихся бухгалтерами.
· Гонорар и комиссионное вознаграждение.
· Деятельность, не совместная с публичной бухгалтерской практикой;
· Денежные средства клиентов;
· Отношения с другими публично практикующими профессиональными бухгалтерами.
· Реклама и предложение услуг
Заключение
Итак целью данной работы является исследование формирования профессии современного бухгалтера и аудитора.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена сущность бухгалтерской профессии .
2. Описана профессиональная этика бухгалтера и аудитора.
На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что для правильной организации и эффективного функционирования бухгалтерского учета необходимо знание о фикциях, которые должны быть посредством бухгалтерского учета и аудита , и о задачах, которые должны быть решены бухгалтерским четом и аудитом.
С переходом к рыночным отношениям изменились задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом и аудитом, и, соответственно, изменилось отношение к бухгалтерской профессии и профессии аудитора. В течение нескольких лет отрасли материального производства, и особенно торговли, испытывали дефицит в квалифицированных кадрах. Положение усложнилось тем, что отсутствовала надлежащая методологическая основа для подготовки бухгалтерских кадров в изменившихся экономических условиях.
В Российской Федерации в настоящее время создана и успешно функционирует система подготовки и переподготовки кадров бухгалтерской и аудиторской службы, которая включает государственные и негосударственные образовательные учреждения среднего и высшего специального образования; курсы переподготовки при учебных заведениях; курсы переподготовки при органах отраслевого и ведомственного управления и т.д.
По аналогии с международной практикой, российская Палата аудиторов разработала кодекс профессиональной этики аудиторов с целью поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности в сообществе специалистов. Кодекс был утвержден общим собранием Аудиторской палаты России 04.12.1996г. № 11. Некоммерческие и общественные организации бухгалтеров вырабатывают и утверждают собственные кодексы профессиональной этики бухгалтеров.
Информация получаемая из бухгалтерского учета, является основой для принятии большей части управленческих решений. Поэтому бухгалтерская профессия и профессия аудитора занимают ведущее место на любом предприятии.
Список литературы
1.Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. «Аудит». Серия «высшее обрахзование».-Ростов н/Д: феникс,2003г.-608с
2.Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»; Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-576с(Серия «высшее образование»)
3.Захарьин «Теория бухгалтерского учета». Учебник .-М.: ИНФРА-М.: ФОРУМ,2003.- 304с 4.Кондраков Н.П «Бухгалтерский учет». Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,1996г. – 560с
4.Кондраков Н.П «Бухгалтерский учет». Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,1996г. – 560с
5Шеремет А.Д., Суйц В.П. «Аудит». Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М,2003.- 410с
[1] Захарьин «Теория бухгалтерского учета». Учебник .-М.: ИНФРА-М.: ФОРУМ,2003.- 284с
[2] Захарьин «Теория бухгалтерского учета». Учебник .-М.: ИНФРА-М.: ФОРУМ,2003.- 286с
[3]Шшеремет А.Д., Суйц В.П. «Аудит». Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М,2003.- 11с
[4] Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. «Аудит». Серия «высшее обрахзование».-Ростов н/Д: феникс,2003г.-30с
[5]Шшеремет А.Д., Суйц В.П. «Аудит». Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М,2003.- 52с