Содержание
10. Мочевыделительная система. 3
14. Роль желчи в переваривании и всасывании жиров. 5
23. Методы определения суточных энергозатрат. 10
33. Роль различных классов углеводов в питании человека и их суточная потребность 12
41. Потребности в пищевых веществах и энергии школьников в зависимости от возрастной группы (6 лет, 7-10 лет, 11-13 лет) 15
58. Составить меню обеда, учитывая нормы потребности в основных пищевых веществах (белки, жиры, углеводы) и энергию для студента университета (18 лет) 17
Список литературы.. 21
10. Мочевыделительная система
Работа клеток приводит к образованию вредных веществ, которые организму необходимо выводить. Эта задача решается путем всасывания одних веществ для повторного их использования и выведения наружу других. Выведение вредных продуктов осуществляется четырьмя путями: при дыхании, с потом, с калом и с помощью мочевыделительной системы. Последняя и является собственно выделительной системой, состоящей из сложного органа - почек, а также мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Мочевыделительная, или экскреторная, система фильтрует кровь и выводит продукты метаболизма (обмена веществ), то есть продукты, появившиеся в результате преобразований, которые претерпевает съеденная пища до ее превращения в усвояемые вещества. Таким образом, клетки получают необходимую энергию для выполнения своих функций, а вредные вещества через кровь поступают в почки.
Строение мужского и женского мочеиспускательного канала различное ввиду разной структуры мужских и женских половых органов.
Мужской мочеиспускательный канал представляет собой трубку длиной около 18 см, предназначенную для вывода наружу мочи и спермы. В нее открываются семявыносящие протоки, и заканчивается она отверстием канала в головке полового члена.
Женский мочеиспускательный канал имеет длину 3-4 см. Он начинается у мочевого пузыря и заканчивается наружным отверстием.
Почки фильтруют всю кровь системы кровообращения более 30 раз за сутки, что соответствует 170 литрам каждые 24 часа.
99% профильтрованной жидкости возвращается в кровоток и только 1,5 л мочи выводится из организма.
Нормальный человек выделяет за свою жизнь около 41 000 л мочи – количество, достаточное, чтобы покрыть поверхность футбольного поля.
Нефрон является функциональной единицей почки (в каждой почке их насчитывается больше миллиона). В каждом нефроне имеются многочисленные кровеносные сосуды, которые ветвясь, превращаются в тончайшие капилляры. Каждая капиллярная сеть окружает сферическое тельце размером в 0,1-0,2 мм, называемое клубочком Мальпиги, покрытое мембраной, или капсулой Шумлянского-Боумена.
Кровь поступает в капсулу по маленькой артерии и расходится по сети кровеносных капилляров клубочка. Через тончайшие стенки капилляров кровь освобождается от воды и вредных веществ.
Мочевой пузырь - это эластический мышечный орган, расположенный в нижней части брюшной полости и предназначенный для накопления мочи, стекающей по мочеточникам.
Мышечная ткань, из которой он состоит, придает ему эластичность, позволяющую удерживать большой объем мочи, примерно 300-350 см3.
В мочевом пузыре имеются две мышцы, называемые сфинктерами, которые не дают выходить моче до наполнения мочевого пузыря. Один из них находится внутри пузыря, вокруг отверстия мочеиспускательного канала, а другой расположен в самом мочеиспускательном канале, на 2 см ниже. Этот второй, или внешний, сфинктер, мы можем сжимать произвольно.
Расширение мочевого пузыря, когда он полон, вызывает сокращение мышцы и расслабление внутреннего сфинктера. Если произвольно расслабить внешний сжиматель, то моча начнет течь по мочеиспускательному каналу[1].
14. Роль желчи в переваривании и всасывании жиров
Желчь - жидкий секрет желтовато-коричневого цвета, отделяемый печеночными клетками; в кишечнике животных и человека играет важную роль в физико-химической обработке, переваривании и всасывании жира и других веществ липидной природы. В составе желчи экскретируются конечные продукты обмена гемоглобина и других порфиринов, а также конечные продукты обмена холестерина; химический состав и количество желчи служат одним из диагностических тестов при ряде заболеваний; желчь животных используется в качестве лекарственногo средства. Главными компонентами желчи являются: соли желчных кислот, фосфолипиды, билирубин, белки и ряд физиологически активных веществ: гормоны щитовидной железы - трийодтиронин, тироксин и витамины - (ианокобаламин, фолиевая кислота, ретинол и а-токоферол. Желчнокислые соли составляют основную часть плотного остатка желчи. В желчи присутствуют также холестерин и небольшие количества других липидов (жира и жирных кислот). С физиологической точки зрения разные компоненты желчи имеют неодинаковое назначение. Среди них имеются секретируемые вещества, выполняющие важную роль в пищеварении (например, желчнокислые соли), и экскретируемые вещества, подавляющая часть которых после известных превращений в кишечнике выводится из организма (например, желчные пигменты). Некоторые из этих веществ имеют и то, и другое физиологическое назначение (например, желчные кислоты). Наконец, в желчи содержатся агенты, воздействующие на метаболические процессы в слизистой оболочке кишечника, а после всасывания используемые в общем обмене веществ (гормоны, витамины, фосфолипиды и др.). В связи с совершенствованием методов исследования в желчи установлено более высокое содержание фосфолипидов, чем принималось ранее: в печеночной желчи - 0,6 г%, а в пузырной - до 5,8 г%. Подавляющая часть их относится к фосфатидилхолинам. После всасывания в кишечнике эти вещества служат источником незаменимого вещества-холина. Желчь секретируется печенью непрерывно. Вне пищеварения печеночная желчь переходит в желчный пузырь. Удельный вес печеночной желчи равен 1,01, а пузырной - 1,04. Концентрация основных компонентов в пузырной желчи в 5 - 10 раз выше, чем в печеночной желчи. Исключение представляет билирубин, который в желчном пузыре в некоторой степени всасывается и потому концентрируется меньше. Альбумины, постоянно присутствующие в печеночной желчи, в пузырной желчи в нормальных условиях не обнаруживаются. Большая часть минеральных веществ, включая бикарбонат, также всасывается в желчном пузыре. Реакция пузырной желчи близка к нейтральной (рН 6,0 - 7,0); печеночная желчь имеет щелочную реакцию (рН 7,5 - 8,0). Физиологическая роль желчи главным образом связана с процессами переваривания и всасывания жира и других веществ липидной природы. Поступая в кишечник, желчь активирует панкреатическую липазу, т. к. в присутствии желчных кислот оптимум рН для действия липазы смещается с 8,0 до 6,0, т.е. до уровня, наблюдаемого в двенадцатиперстной кишке после приема жирной пищи. Кроме того, желчь участвует в эмульгировании пищевого жира в кишечнике и обеспечивает образование мицеллярного раствора липидов, что делает возможным их всасывание в кишечнике.
Жир выполняет и ряд других функций. В его составе выделяются экскретируемые вещества: конечные продукты обмена гемоглобина и других порфиринов, конечные продукты обмена холестерина. В кишечнике эти вещества претерпевают превращения под влиянием микроорганизмов, с чем, по-видимому, главным образом связана способность желчи стимулировать деятельность кишечной микрофлоры. Желчь несет в своем составе вещества, стимулирующие различные функции тонкой кишки (образование ферментов, моторную функцию), и вещества, участвующие в общем обмене веществ. Кроме того, желчь способствует нейтрализации кислого желудочного содержимого, поступающего в двенадцатиперстную кишку. При этом белки желчи образуют осадок, связывающий пепсин и этим способствующий защите слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки от разрушающего действия желудочных протеиназ. В секреции желчи исключительную роль играет печеночно-кишечная циркуляция ее компонентов. В этом процессе активную функцию несут желчные кислоты. В циркуляции между печенью и кишечником участвуют также гормоны щитовидной железы, находящиеся в желчи витамины, в некоторой степени фосфолипиды и небольшая часть желчных пигментов. Такой кругооборот разгружает обмен веществ, облегчает синтетическую работу печени и тем самым играет роль одного из важнейших механизмов внешнесекреторной деятельности печени и ее приспособления к факторам окружающей среды. В основе выделения желчи из гепатоцитов лежат процессы активного транспорта некоторых ее составных частей - органических и неорганических. Эти процессы связаны с действием специфических переносчиков в мембране гепатоцитов и освобождением энергии за счет распада АТФ. Подобные же процессы лежат в основе перехода компонентов желчи из крови в гепатоциты. Ярким примером активно транспортируемых соединений являются желчные кислоты. Существует также фракция желчи, независимая от желчных кислот. Она связана с активным транспортом неорганических компонентов. Полагают, что у человека такими компонентами являются ионы хлора и натрия (а не бикарбоната, как у собак и некоторых других животных). Транспортные механизмы в печени являются самостоятельными для целого ряда веществ, однако один и тот же механизм может осуществлять транспорт нескольких близких между собой соединений. Механизм транспорта липидов отличается от других транспортных механизмов в печени. Липиды накапливаются в вакуолеподобных структурах, в процессе их секреции происходит экструзия содержимого этих структур в просвет желчных капилляров. В образовании желчи некоторое участие принимает эпителий желчных протоков. В мелких протоках осуществляется активный транспорт неорганических компонентов, сопровождаемый выделением соответствующего количества жидкой части желчи, обмен ионами между желчью и межклеточной жидкостью, всасывание некоторых веществ эпителием протоков из желчи в кровь и, наконец, выделение в желчь муцина. В нормальных условиях, при реабсорбции компонентов желчи в кишечнике, количество ее составляет 1500 - 2000 мл в сутки. На секрецию желчи и ее увеличение воздействуют главным образом импульсы блуждающего нерва, секретин, гастрин и желчные кислоты, реабсорбируемые из кишечника. Действие всех этих факторов различно. Существует:
а) гидрохолеретическое действие (например, под влиянием секретина), которое обусловливает увеличение объема отделяемой желчи, но не влияет на количество ее органических компонентов, концентрация которых уменьшается, а количество, экскретируемое в единицу времени, не меняется;
б) истинно холеретическое действие (под влиянием блуждающего нерва, поступающих в кровь желчных кислот и т.п.), при котором усиливается отделение как жидкой части желчи, так и ее органических компонентов, концентрация к-рых удерживается на высоком уровне;
в) холепоэтическое действие, характеризующееся увеличением отделения и концентрации в желчи основных органических компонентов, особенно желчных кислот, без существенного изменения ее объема (под влиянием рациона с высоким содержанием полноценных животных белков). Особенностью желчи является то, что в ее составе могут экскретироваться также разнообразные вещества, поступающие в организм различные ксенобиотики, лекарственные вещества и антибиотики. Все они подразделяются на три группы. К первой группе относятся вещества, концентрация которых в желчи нередко в 10 - 100 раз превышает их концентрацию в плазме крови, к ним относятся: некоторые антибиотики и другие лекарственные вещества, бромсульфалеин, и-аминогиппуровая кислота, флюоресцеин, фенол красный и др. Эти вещества выделяются в желчь посредством активного транспорта. Ко второй группе относятся соединения, концентрация которых в желчи близка к их концентрации в плазме крови (например, введенный в кровь маннит, некоторые электролиты и пр.). Проницаемость ткани печени для этих веществ высока. Сохранение неизменной концентрации вещества возможно лишь при очень быстром его переходе из плазмы крови в желчь. Наконец, к третьей группе относятся вещества, выделяемые с желчью в очень низкой концентрации относительно к их концентрации в плазме крови (например, инулин, введенный в кровь, хотя и выделяется с желчью, но его концентрация в ней в 10 раз ниже, чем в плазме крови). В клинике для исследования желчи с диагностической целью получают дуоденальное содержимое.
Три порции этого содержимого представляют собой смесь нескольких пищеварительных соков - желчи, панкреатического и кишечного соков, иногда с примесью желудочного содержимого. Тем не менее благодаря преимущественному содержанию печеночной или пузырной желчи в определенных порциях они успешно используются для анализа. При патологических состояниях состав желчи может резко меняться. Особенно значительные изменения ее состава наблюдаются при выделении так называемой белой желчи, что может быть связано либо с нарушением механизмов образования и экскреции желчных пигментов из гепатоцитов при сохранении секреции других компонентов, либо с полным расстройством желчевыделения - холестазом, когда бесцветная жидкость представляет собой продукт секреции желчных протоков, не содержащий специфических компонентов желчи[2].
23. Методы определения суточных энергозатрат
Расчет суточной затраты энергии (уравнение Гарриса-Бенедикта)
Для женщин = 65,5 + [9,6 * Вес(кг)] - [1,8 * Рост(см)] - [4,7 * Возраст(годы)].
Для мужчин = 65 + [13,7 * Вес(кг)] + [5 ? Рост(см)] - [6,8 * Возраст(годы)]
Расход энергии в организме осуществляется тремя путями: в результате так называемого основного обмена, специфического динамического действия пищи и мышечной деятельности.
Физическая деятельность оказывает существенное влияние на расход энергии в организме человека. Чем больше физическая активность, тем больше энергии затратит организм человека.
Суточные энергозатраты человека зависят от возраста, пола, массы тела, характера трудовой деятельности, климатических условий и индивидуальных особенностей протеканий реакций обмена веществ в организме[3].
Таблица 1
Энергозатраты «стандартного» человека (массой 60 кг) при различных видах деятельности, ккал/ч
Сон |
50 |
Отдых лежа без сна |
65 |
Чтение вслух |
90 |
Делопроизводство |
100 |
Работа в лаборатории сидя |
110 |
Домашняя работа |
120-240 |
Работа в лаборатории стоя |
160-170 |
Спокойная ходьба |
190 |
Быстрая ходьба |
300 |
Бег трусцой |
360 |
Ходьба на лыжах |
420 |
Гребля |
150-360 |
Езда на велосипеде |
210-540 |
Катание на коньках |
180-600 |
Плавание |
180-400 |
Суточный расход энергии человеком
Таблица 2
Работник умственного труда |
2200-2400 |
14-15-летний учащийся |
2400-2500 |
Швея, врач |
2600-2800 |
Студент |
2800-3000 |
Тракторист |
2900-3000 |
Слесарь |
3300 |
Литейщик |
3200-3400 |
Работник на сенокосилке |
3600 |
Штукатур |
3900 |
Каменщик |
4000 |
С/х рабочий, спортсмен |
4000-4500 |
Косец |
7200 |
33. Роль различных классов углеводов в питании человека и их суточная потребность
Углеводы, одна из основных и важнейших групп пищевых веществ.
Основное их значение в питании человека - энергетическое снабжение организма: они обеспечивают более половины суточной калорийности пищевого рациона. По своей энергетической ценности углеводы равноценны белкам (1 г углеводов при сгорании в организме освобождает 4 ккал). Они используются в качестве энергетического материала для любой деятельности человека, связанной с физической работой, поэтому при всех видах физического труда отмечается повышенная потребность в них. Доля углеводов при смешанном питании человека в среднем в 4 раза превышает долю белков и жиров, поэтому питание имеет выраженную углеводную ориентацию.
Обмен углеводов связан с обменом жиров. Если энергозатраты высоки и не компенсируются углеводами пищи, в организме начинается образование сахара из жира. В то же время ограниченная способность углеводов запасаться в организме влечет за собой относительно легкое превращение их избыточного количества в жир, который накапливается в жировых депо. В современных условиях в связи с повсеместным сокращением объема мышечной работы снизились энергозатраты, соответственно снизилась и средняя потребность в углеводах. Наиболее низкую потребность в углеводах испытывают люди умственного труда, ведущие малоподвижный образ жизни.
Норма потребления углеводов, считавшаяся ранее вполне нормальной, сегодня становится избыточной, что, естественно, приводит к повышенному жирообразованию, то есть к избыточной массе тела. Весьма важным обстоятельством является и то, что обмен углеводов тесно связан с обменом белка: достаточное поступление углеводов с пищей и их легкая усвояемость обеспечивают минимальное расходование белка, а малое поступление углеводов в организм приводит к его усиленному расходу и возможному развитию белково-энергетической недостаточности.
Источниками углеводов в питании человека служат зерновые продукты, содержание углеводов в которых составляет не менее 75% сухого вещества. Значение животных продуктов как источника углеводов несущественно: гликоген в незначительных количествах содержат печень и мясо; лактоза (молочный сахар) содержится только в молоке в количестве около 5%.
Углеводы пищевых продуктов в зависимости от химической структуры, скорости усвоения и использования делятся на простые (моносахариды и дисахариды) и сложные (полисахариды). Простые углеводы при поступлении в организм быстро поступают в кровь и при необходимости окисляются с выделением энергии. Сложные сахара используются медленнее. Кроме того, углеводы можно разделить на рафинированные и нерафинированные (защищенные). Рафинированные углеводы - это сахара, освобожденные от сопутствующих примесей в процессе очистки. Продукты на основе рафинированных углеводов очень легко усваиваются в организме, что в большей степени способствует формированию избыточного веса, нарушению холестеринового и жирового обмена. Источники рафинированных углеводов - свекловичный и тростниковый сахар, все виды кондитерских изделий, изделий из высших сортов пшеничной муки, концентраты, смеси и изделия из зерновых. К источникам защищенных углеводов относятся растительные продукты, в которых углеводы представлены преимущественно крахмалом с сопутствующей клетчаткой (не менее 0,4%), что защищает крахмал от быстрого воздействия пищеварительных ферментов и создает тем самым условия для их медленного переваривания и меньшего использования для жирообразования. Источники защищенных углеводов - хлебные изделия из муки, приготовленной из цельного зерна, крахмал картофеля, большинство овощей, фруктов и ягод. Суточное потребление углеводов составляет примерно 350-500 г. Углеводы в питании человека наряду с белками и жирами являются основными энергетическими компонентами пищи. Они подразделяются на моносахариды, олигосахариды и полисахариды[4].
Моносахариды (простые углеводы) - самые простые представители углеводов и при гидролизе не расщепляются до более простых соединений. Моносахариды - самый быстрый и качественный источник энергии для процессов, происходящих в клетке. Моносахариды сразу окисляются до двуокиси углерода и воды, тогда как белки и жиры окисляются до тех же продуктов через ряд сложных промежуточных процессов. Моносахариды имеют сладкий вкус и потому их называют «сахарами».
Олигосахариды - более сложные соединения, построенные из нескольких (от 2 до 10) остатков моносахаридов. Дисахариды (олигосахариды), как и моносахариды, имеют сладкий вкус и потому их называют «сахарами».
Полисахариды - высокомолекулярные соединения - полимеры, образованные из большого числа моносахаридов. Они делятся на перевариваемые (крахмал, гликоген) и не перевариваемые (пищевые волокна - клетчатка, гемицеллюлоза, пектиновые вещества) в желудочно-кишечном тракте. Полисахариды сладким вкусом не обладают. Если сладость раствора сахарозы оценить условно в 100 баллов, то по сравнению с ней лактоза получит 16 баллов, мальтоза и галактоза получат 32 балла, глюкоза - 81 и фруктоза - 173 балла[5].
41. Потребности в пищевых веществах и энергии школьников в зависимости от возрастной группы (6 лет, 7-10 лет, 11-13 лет)
Таблица 3
Нормы физиологических потребностей для детей[6]
Возраст. |
Энергия (ккал) |
Белки (г) |
Жиры (Г) |
Углеводы (г) |
|
|
|
Всего |
В т.ч. жив. |
|
|
6 (школьники) |
2000 |
69 |
45 |
67 |
285 |
7-10 лет |
2350 |
77 |
46 |
79 |
335 |
11-13 лет |
2750 |
90 |
54 |
92 |
390 |
Таблица 4 Минеральные вещества и витамин С (МГ/СУТКИ)[7] |
|||||||
Возраст |
Кальций |
Фосфор |
Магний |
Железо |
Цинк |
Йод |
С мг |
6 (школьники) |
1000 |
1500 |
250 |
12 |
10 |
0,08 |
60 |
7-10 лет |
1100 |
1650 |
250 |
12 |
10 |
0,10 |
60 |
11-13 мальчики |
1200 |
1800 |
300 |
15 |
15 |
0,10 |
70 |
11-13 девочки |
1200 |
1800 |
300 |
18 |
12 |
0,10 |
70 |
Таблица 5
Потребности детей в витаминах[8]
Возраст |
А мкг per. экв. |
Е мг ток. экв. |
Д МКГ |
В1 МГ |
Рибофлавин мг |
В6 МГ |
Ниацин мг ниац. экв. |
Фолат МКГ |
В12 МКГ |
6 (школьники) |
500 |
10 |
2,5 |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
13 |
200 |
1,5 |
7-10 лет |
700 |
10 |
2,5 |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
15 |
200 |
2,0 |
11-13 мальчики |
1000 |
12 |
2,5 |
1,4 |
1,7 |
1,8 |
18 |
200 |
3,0 |
11-13 девочки |
800 |
10 |
2,5 |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
17 |
200 |
3,0 |
58. Составить меню обеда, учитывая нормы потребности в основных пищевых веществах (белки, жиры, углеводы) и энергию для студента университета (18 лет)
У детей подросткового возраста формируется половое развитие, они быстро растут, прибавляя в весе и мышечной силе. Большинство подростков сейчас очень крупные, хорошо развиты физически. Ускоренное физическое и половое созревание носит название акселерации. Нервная система человека в возрасте 18-ти лет находится в состоянии значительного напряжения под влияние интенсивной познавательной информации, сложности школьного обучения. Занятия спортом и физическим трудом ведут к резкому возрастанию энерготрат. Вот почему так важно обеспечить подростков полноценной пищей, правильно организовать режим питания.
Составим режим питания и комплексный обед, сбалансированный по белкам, жирам, углеводам и калорийности для студента университета 18 лет.
Прежде чем приступить к решению задачи оформим таблицу 1, рассмотрев рекомендуемое суточное потребление основных пищевых веществ и энергии для юношей 18-ти лет.
Таблица 1
Условия задания
Пол |
Возраст |
Суточная потребность в |
Режим питания |
|||
Белках, г |
Жирах, г |
Угле-водах, г |
Кало-рийности, ккал |
|||
Мужской |
18 лет |
100 |
100 |
400 |
2900 |
Четырех-разовое питание |
Для юношей обучающихся в университете, предусматривается дополнительная пищевая потребность в пищевых веществах в размере 10-15% в зависимости от характера учебно-производственной работы. Таким образом мы получим следующую таблицу (таблица 2):
Таблица 2
Пол |
Возраст |
Суточная потребность в |
Режим питания |
|||
Белках, г |
Жирах, г |
Угле-воды, г |
Кало-рийность, ккал |
|||
Мужской |
18 лет |
110 |
110 |
440 |
3190 |
Четырех-разовое питание |
Оформим распределение суточного рациона в виде таблицы (таблица 3).
Таблица 3
Распределение пищевых затрат
Прием пищи |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Калорийность, ккал |
Завтрак |
27,5 |
27,5 |
110 |
797,5 |
Обед |
44 |
44 |
176 |
1276 |
Полдник |
16,5 |
16,5 |
66 |
478,5 |
Ужин |
22 |
22 |
88 |
638 |
Пользуясь химическим составом пищевых продуктов и блюд, подберем комплексный обед по следующей таблице (таблица 4).
Таблица 4
Комплексный обед для юноши 18 лет, учащегося в университете
Наименование блюд |
Выход порции, г |
Химический состав рациона |
|||
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Калорийность |
||
Борщ с картофелем и сметаной |
100 |
15,8 |
21,1 |
54,3 |
270 |
Отварная вермишель |
100 |
4,2 |
0,4 |
39,6 |
150 |
Говяжья котлета |
100 |
24,6 |
10,8 |
23,6 |
220 |
Апельсины |
100 |
0,9 |
8,1 |
--- |
40 |
Яблоки |
100 |
0,4 |
5,8 |
--- |
45 |
Десерт |
100 |
2,1 |
2 |
64,8 |
530 |
Итого за обед |
600 |
48 |
48,2 |
182,3 |
1255 |
С учетом коэффициента усвоения |
|
43,3 |
45,3 |
173 |
|
Норма за обед |
|
44 |
44 |
176 |
1276 |
Отклонения |
|
-0,7 |
+1,3 |
-3 |
-21 |
Самыми основными продукты, необходимые в возрасте 18-ти лет - молочные продукты, хлеб, мясо, овощи, картофель, фрукты, крупы, жиры, сахар.
В этом возрасте используются все существующие продукты питания, преимущество все же отдается полноценным белковым продуктам, легкоусвояемым углеводам, достаточному количеству сливочного масла и растительных жиров (20% всех жиров в рационе). Натуральное мясо всех сортов можно лишь частично заменять колбасными изделиями и консервами. Очень полезно использование мяса морских животных (морские гребешки, кальмары, креветки, мидии).
Рекомендуется употреблять наиболее ценные специальные хлебобулочные изделия: булочки, хлеб, обогащенный обезжиренным молоком, молочным белком или белково-минеральными обогатителями с добавлением железа.
Желательно включить в рацион сливочное диетическое масло (75% молочного и 25% растительного жира), сметану (с повышенным содержанием ненасыщенных жирных кислот)
Мясо, молоко, молочные продукты, овощи, фрукты, хлеб подростки должны получать ежедневно. Питание должно быть разнообразным. При недостатке какого-либо продукта можно заменять его равноценным: мясо – рыбой, творогом; натуральное молоко – порошковым или сгущенным, желательно несладким. Но нельзя мясо заменять хлебом или крупой, молоко – супом, овощи – кашами.
Утром можно дать закуску (салат или сыр, колбасу), затем мясное или рыбное блюдо с гарниром или кашу, творожные или яичные блюда, чай, молоко, кофе, хлеб с маслом.
На обед – салат или винегрет (можно с сельдью), суп, мясо или рыбу с гарниром, компот или сок.
В полдник – молоко, кефир или ацидофилин, выпечку, фрукты.
На ужин – блюда из творога, овощей, яиц и питье.
Режим питания учащихся университета схематично можно представить так:
7 – 8 ч – завтрак дома
11-12 ч – горячий завтрак в университете
1430 – 1530 – обед дома
19 – 1930 – ужин
Список литературы
1. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР: Утв. 8 мая 1991 г., № 5786-91.
2. Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2001.
3. Воробьев Р.И. Питание и здоровье. М.: «Медицина», 1990.
4. Книга о вкусной и здоровой пище / Под ред. Л.И. Воробьева. М.: Агропромиздат, 1985.
5. Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.В., Эйдельман М.М. Физиология питания. М.: Высшая школа, 1989.
[1] Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2001. С. 56-58.
[2] Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.В., Эйдельман М.М. Физиология питания. М.: Высшая школа, 1989. С. 90-92.
[3] Книга о вкусной и здоровой пище / Под ред. Л.И. Воробьева. М.: Агропромиздат, 1985. С. 7.
[4] Воробьев Р.И. Питание и здоровье. М.: «Медицина», 1990. С. 83.
[5] Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2001. С. 171.
[6] Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР: Утв. 8 мая 1991 г., № 5786-91.
[7] Там же.
[8] Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР: Утв. 8 мая 1991 г., № 5786-91.