Содержание

Введение. 3

1. Теоретические и методические основы формирования финансовых результатов  4

1.1 Понятия и видя финансовых результатов. 4

1.2 Методика определения финансовых результатов. 8

2. Анализ финансовых результатов. 13

2.1. Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции и факторов ее изменения. 13

2.2.Факторный анализ прибыли от реализации продукции. 15

2.3 Факторный анализ прибыли до налогообложения. 18

2.4. Факторный анализ чистой прибыли. 20

3. Рекомендации по увеличению прибыли. 23

Заключение. 25

Список использованной литературы.. 26

Приложение №1. 28

Приложение №2. 30













Введение

Социально-экономическое развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождался качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.

В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.

Основной источник доходов фирмы – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. По этому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии и расходования средств и наиболее эффективного их использования. А это в свою очередь зависит от успешного управления формированием прибыли.

Среди задач данной работы можно выделить следующие:

-  изучение теоретических аспектов управления операционной прибылью;

-        выявление факторов, определяющих размер прибыли;

-        оценка влияния факторов на прибыль;

Цель - предложить возможные мероприятия по улучшению деятельности организации.





1. Теоретические и методические основы формирования финансовых результатов

1.1 Понятия и видя финансовых результатов.

На предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.

Прибыль - это объемный абсолютный показатель, результирующий показатель деятельности предприятия.

Помимо массы прибыли на расчетном счете, в кассе и так далее, мы можем получать по учетным регистрам показатели деятельности предприятия. Прибыль, как главный финансовый источник деятельности предприятия, есть не одномоментное значение, а система прибылей и доходов, которые складываются из нескольких источников, формирующих доходы предприятия. К числу главных относят следующие:

Ø   прибыль от реализации продукции, работ и услуг предприятия;

Ø   прибыль от прочей реализации;

Ø   доходы от внереализационных операций (за минусом расходов по этим операциям);

Ø   балансовая прибыль (валовая);

Ø   чистая прибыль;

Ø   налогооблагаемая прибыль;

Ø   необлагаемая налогом прибыль;

Ø   консолидированная прибыль (представляет собой сводную прибыль по бухгалтерской отчетности. Эта прибыль от корпоративной деятельности: по ряду причин отдельные предприятия образуют финансово-хозяйственный комплекс, который с одной стороны имеет самостоятельный юридический статус, а с другой стороны нацелен на решение единых задач, что способствует получению высокого уровня прибыли, так как наличие консолидации позволяет уменьшить налогообложение).

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг - разница между выручкой от реализации (без налога на добавленную стоимость) и затратами, которые обусловили ее создание. Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов.

К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле


Пр =     ( Цi – Сi ) * Vi  ,  где


Цi  -  отпускная цена единицы i-ой продукции,

Сi  -  себестоимость единицы i-ой продукции,

Vi  -  объем реализации i-ой продукции.


Это - главная цель деятельности предприятия. Но предприятие, как и любой другой хозяйственный субъект, обладает свободой выбора и может получать прибыль и из других источников.

Прибыль от прочей реализации - выделают здесь прибыль от реализации:

ü   основных фондов и другого имущества (по причине убыточности или неэффективности содержания). Это дополнительная доходная часть - цена реализации может быть выше остаточной стоимости, в этом случае и возникает дополнительных доход;

ü   отходов основного производства;

ü   нематериальных активов;

ü   других материальных и нематериальных активов, которые могут быть реализованы предприятием.

Доходы от внереализационных операций – сумма доходов, получаемая от внереализационных операций и увеличивающая прибыль, должна рассматриваться с двух сторон:

¨            доходы по внереализационным операциям;

¨            доходы от прочей реализации.

Доходы по внереализационным операциям:

·              доходы, получаемые предприятием от долевого участия в деятельности других предприятий;

·              дивиденды по акциям, доходы по ценным бумагам (государственным краткосрочным облигациям, векселям и так далее);

·              доходы от сдачи имущества в аренду;

·              доходы от дооценки производственных запасов и изготов­ленной продук­ции;

·              полученные суммы штрафов, пени, неустоек;

·              доходы от возмещения причиненных убытков;

·              прибыль прошлых лет;

·              положительные курсовые разницы по операциям с валютой;

·              безвозмездно получаемые средства, спонсорская помощь;

·              прочие доходы и поступления, не связанные с производством и реализацией продукции.

Расходы по внереализационным операциям:

·              "бросовые затраты" (к ним относятся начатые, но не реализованные заказы и продукция);

·              содержание законсервированных мощностей на предприятии (при отсутствии этих расходов оборудование перестает существовать, например это характерно для машиностроительного, химического оборудования: поддержание соответствующей температуры, влажности);

·              потери от простоев по вышеизложенным причинам (не компенсируются виновниками);

·              потери от уценки запасов;

·              убытки по операциям с тарой (предприятие работает с тарой, которая является оборотной и имеет высокую залоговую стоимость, но потребитель может вам ее запросто не вернуть - предприятие несет убытки);

·              судебные и арбитражные издержки;

·              суммы сомнительных долгов, которые подлежат резервированию в соответствии с действующим законодательством;

·              убытки от долгов, нереальных к взысканию;

·              убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

·              некомпенсируемые убытки и потери от стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств;

·              убытки от хищений, виновники по которым не найдены;

·              отрицательные курсовые разницы по операциям с валютой.

Балансовая прибыль - совокупность прибыли от реализации продукции, работ и услуг, прибыли от прочей реализации и доходов от внереализационных операций. Это валовая прибыль, которая и отражается в балансе.

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле

Пб = + Пр + Пи + Пв.о. ,  


Где Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,

Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,

Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.

Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Налогооблагаемая прибыль - Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

Чистая прибыль - это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты соответствующих налогов, источником уплаты которых и является прибыль. Этот остаток позволяет решать задачи предприятия и используется им без каких-либо регламентаций.

По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

Исходя из целесообразности, предприятия могут создавать или не создавать фонды и резервы, используемые как дополнительные источники финансирования затрат, не включаемых в себестоимость продукции.


1.2 Методика определения финансовых результатов

Процесс управления формированием прибыли начинается с планирования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для  экономики в целом.

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные из них – метод прямого счета и аналитический.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль (П) исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (В) в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов (С).

Расчет ведется по формуле:


П = В -С                 (1)

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль, и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому  виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

а) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

в) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности изменения ассортимента, цен и т.д.

При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

На основе найденного таким  образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора – изменения объема сравнимой товарной продукции.

Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.

Кроме изложенных выше способов планирования прибыли – методом прямого счета и аналитическим – существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Метод совмещенного расчета используется далее в факторном анализе.

Исчисление оптимального  размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования.

Для прогнозирования максимально возможной прибыли в плановом году целесообразно (исходя из  зарубежного опыта рыночных отношений) сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные.

В связи с небольшим удельным весом смешанных затрат сосредоточим внимание на переменных и постоянных расходах и попытаемся выявить влияние их изменения на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного уменьшения переменных или постоянных затрат.

Разделение все совокупности операционных затрат предприятия постоянные и переменные позволяет использовать также механизм управления прибылью от продаж, известный как “операционный леверидж (рычаг)”. Действие или эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Иначе – постоянные издержки самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов.

Но степень такой чувствительности операционной прибыли к изменению объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различные соотношения постоянных и переменных затрат.

Чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.

Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее использовать механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется “коэффициентом операционного левериджа”:


Кол = Н / (Н+Р)                                                 (2)


Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.


















2. Анализ финансовых результатов.

2.1. Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции и факторов ее изменения

Рассчитаем показатели выручки:


1.     ВР = О0 + ТП1 - Впр - П от - О1,


где ВР - объем реализованной продукции;

О0 - остаток нереализованной продукции с прошлого периода.

ТП1 - фактический объем производства

Впр - прочее выбытие продукции,

Пот - продукция отгруженная,

О1 - остаток нереализованной продукции на конец отчетного периода


ВРпл. = 9460+236779 = 246239 руб.


2.     ВР = Пр. п. + Zпол,


где Пр. п. - прибыль от реализации продукции;

Zпол - полная себестоимость реализованной продукции.


ВР0 = 184 184 + 18 102 + 34 393 = 236 779 руб.


ВР1 = 155 280 + 19 846 + 24 496  = 199 622 руб.


Рассмотрим влияние различных факторов на изменение выручки.

1. группа

1.     прибыль от реализации продукции.

2.     себестоимость реализованной продукции.

Для этого используем метод вертикального и горизонтального анализа.

1.     Таблица вертикального анализа.

Фактор - показат.

Базисный период

Отчетный период

Изменение

руб.

Уд. вес. %

руб.

Уд. вес. %

руб.

Уд. вес. %

Прп

Себ.

34 493

202 286

14,57

85,43

24 296

175 126

12,17

87,73

-9 997

-27 160

-28,98

-13,43

ВР

236 779

100

199 622

100

-37 157

-15,69


В отчетном году произошло уменьшение доли прибыли, это объясняется увеличением себестоимости продукции, что говорит о неэффективном использование основных средств производства и оборотных.

2.     группа

1.     средняя оптовая цена единицы реализованной продукции.

2.     объем реализованной продукции.


ΔВР (Ц) = V1*(Ц1 - Ц0)

ΔВР (Ц) = 1500* (133 - 118) = 22 500 руб.


ΔВР (V) = Ц0*(V1 - V0)


ΔВР (V) = 118 *(1 500 - 2 000) = -59 000 руб.

Увеличение выручки произошло за счет увеличения цены реализации и составило 22 500 руб., уменьшение выручки произошло за счет уменьшения объема реализации продукции на 59 000 руб. общее уменьшение выручки составило 37 157 руб.

3.     группа

1.     Средний остаток оборотных средств

2.     Коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

Коб0 =


Коб1 =

ΔВР (Коб) = ОБ с.1*(К об1 - К об0)


ΔВР (Коб) = 307 360 (0,65 - 4,87) = -1 297 221,2 руб.


ΔВР (ОБ с.) = Коб.0*(ОБ с об1 - ОБ с об0)

ΔВР (ОБ с.) = 4,87*(307 360 - 48 630) = 1 260 015,1 руб.

Изменение выручки было обеспечено за счет роста оборотных средств и это увеличило выручку на 1 260 015,1 руб., а снижение коэффициента оборачиваемости снизило выручку на 1 297 221,2 руб.

2.2.Факторный анализ прибыли от реализации продукции


Прп = ВР - Zпол  - УР - КР,


где Прп - прибыль от реализации продукции;

ВР - выручка;

Zпол  - полные издержки;

УР - управленческие расходы;

КР - коммерческие расходы,


Ппр0 = 236 776 - 184 184 - 18 102 = 34 493 руб.

Ппр1 = 199 622 - 155 280 - 19 846 = 24 496 руб.

Балансовая прибыль:


БП = Прп + ОП - Уоп + Пвн - Увн


где БП - балансовая прибыль;

Прп - прибыль от реализации продукции;

ОП - операционная прибыль;

Уоп - операционные убытки;

Пвн - внереализационная прибыль;

Увн  - внереализационные расходы.


БП0 = 34 496 + 330 429 - 337 224 = 27 698 руб.

БП1  = 24 496 + 250 234 - 238 876 = 35 854 руб.


На прибыль от реализации продукции влияют следующие факторы:

Ø Объем реализованной продукции;

Ø Себестоимость реализованной продукции;

Ø Продажная цена за единицу реализованной продукции;

Рассчитаем следующие вспомогательные показатели:

1. выручку от реализации продукции отчетного года в базисных ценах:

ВР 1пер = q1*p0


ВР 1пер = 1 500*118 = 177 000 руб.

2. полную себестоимость реализованной продукции отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции:


Z 1пер = q1*z0


Z 1пер = 1 500*101 = 151 000 руб.


3. базисную прибыль, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента:


П0пер = ВР 1пер - Z 1пер


П0пер = 177 000 - 151 000  = 26 000 руб.


2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции.

Фактор - показатель

Базисный период

Фактический показатель, пересчитанный в цены и затраты базисного периода

Отчетный период

ВР

Z

Ппр

236 779

202 286

34 493

177 000

151 000 

26 000

199 622

175 126

24 296


4. пересчет показателей можно произвести при помощи коэффициента изменения выручки от реализации:

Квр =


Квр =


Объем реализации уменьшился, так как Квр < 1


Рассчитаем количественное влияние каждого фактора на величину прибыли от продаж:

1. ВР.

Пвр = П0вр - 1)


Пвр = 34 493 (0,7475 - 1) = -8 709,48 руб.

За счет выручки прибыль уменьшилась на 8 709,48 руб.


2. полная Z

Пz = Z 1 - Z 1пер


Пz = 175 126- 151 000= 24 126 руб.

За счет увеличения себестоимости прибыль уменьшилась на 24 126 руб.

3.     продажная цена р


Пр = ВР1 - ВР1пер


Пр = 199 622 - 177 000 = 22 622 руб.

За счет увеличения цены прибыль увеличилась на 22 622 руб.

4.     влияние структурных сдвигов в ассортименте реализованной продукции:

Пстр =

Пстр =

За счет структурных сдвигов в ассортименте реализованной продукции прибыль увеличилась на 215,36 руб.

Прпобщ = -8 709,48 - 24 126 + 22 622 + 215,36 = 9 997 руб.

Общее изменение прибыли составило 9 997 руб.

3. Результаты факторного анализа прибыли от реализации продукции


Фактор - показатель

Влияние факторов

Абсолютная величина


В % к Ппр.


В % к БП

1.     ВР

2.     Z пол

3.     р

4.     структурные сдвиги

-8 709,48

-24 126

22 622

215,36

-25,25

-69,94

65,58

0,62

-31,14

-87,10

81,67

0,78

Итого изменения

-9 997

-28,56

-35,79


2.3 Факторный анализ прибыли до налогообложения.


На балансовую прибыль влияют следующие факторы:

1.     Прибыль от реализации;

2.     Операционная прибыль;

3.     Операционные убытки;

4.     Внереализационные прибыли;

5.     Внереализационные убытки.

4.Анализ динамики балансовой прибыли.

Фактор - показатель

Период

Влияние на БП

Базисный

Отчетный

Тыс. руб.

% к БП базисного периода

ПРп

Поп

Уоп

Пвн

Увн

БП

34 493

330 429

337 224

-

-

27 698

24 496

250 234

-238 876


-

35 854

-9 997

-80 194

98 348

-

-

8 156

-36,09

-289,53

355,07

-

-

29,45

За текущий год балансовая прибыль имела положительную динамику, она увеличилась на 29,45 %, это было обеспечено уменьшением прибыли от реализации продукции, уменьшением операционной прибыли, увеличение произошло за счет снижения операционных убытков.

5.Анализ структуры БП.

Показатель, тыс. руб.

Предыдущий период

Отчетный период

Отклонение доли

руб.

Доля, %

руб.

Доля, %

руб.

Доля, %

  ПРп

34 493

124,53

24 496

68,32

-9 997

-56,21

   Поп

330 429

1193

250 234

697,92

-80 195

-495

  Уоп

337 224

1217,5

238 876

666,25

+98 348

-551,3

  Пвн

-


-

-

-

-

  Увн

-


-

-

-

-

   ВП

27 698

100

13 141

100

-14 557

0


За отчетный год структура балансовой прибыли существенно изменилась, доля операционной прибыли существенно изменилась, это связано с ее уменьшением, так же изменилась доля операционных расходов, в остальных случаях произошедшие колебания незначительны.


6. Операционные доходы и расходы

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Изменения

В %к отч. г.

Абс.

Проценты к получению

-

-

-

-

Проценты к уплате

-

-

-

-

Доходы от участия в других организациях

-

-

-

-

Прочие операционные доходы

330 429

250 234

75,73

-80 195

Прочие операционные расходы

337 224

238 876

70,74

-98 348


За отчетный год сократились как операционные доходы, так операционные убытки. При этом операционные расходов сократились более значительно, чем доходы.


2.4. Факторный анализ чистой прибыли.


ЧП = ВР - Zпол + ОП - Уоп + Пвн - Увн - НП,

где ЧП - чистая прибыль;

ВР - выручка от реализации;

Zпол - полная себестоимоть;

ОП - операционная прибыль;

Уоп - операционный убытки;

Пвн - внереализационная прибыль;

Увн - внереализационные убытки;

НП - налог на прибыль


ЧП0= 27 689 - 9 121 = 18 276 руб.

ЧП1 =  13 141 - 4 327 = 8 814 руб.

На чистую прибыль влияют следующие факторы:

1.     прибыль от реализации продукции;

1.1.         выручка от реализации продукции;

1.2.         полная себестоимость реализованной продукции;

2.     операционная прибыль

3.     операционные убытки

4.     внереализационные прибыли

5.     внереализационные расходы

6.     налог на прибыль.

7.Анализ доходности предприятия.

Фактор -показатель

Предыдущий период

Отчетный период

Δ абс

Δ доли

руб.

В % к ВР

руб.

В % к ВР

ВР

236779

100

199622

100

-37157

0

Z пол

202286

85,43

175126

87,73

-27160

2,30

ПРп

34493

14,57

24496

12,27

-9997

-2,29

Поп

330429

139,55

250234

125,35

-80195

-14,20

Уоп

337224

142,42

238876

119,66

-98348

-22,76

Пвн







Увн







БП

27698

11,69

35854

17,96

8156

6,26

НП

9121

3,85

11806

5,91

2685

2,06

ЧП

18576

7,85

24048

12,05

5472

4,20

Ур.-ньR,%

17,05


13,99


-3,06


За истекший период произошло уменьшение выручки, при чем доля себестоимости увеличилась, а доля прибыли от реализации уменьшилась, это говорит о том, что уменьшение прибыли произошло за счет экстенсивного.

Чистая прибыль так же имеет отрицательную динамику, уровень рентабельности понизился.

Далее определяем количественное влияние каждого фактора на изменение чистой прибыли:

1.

ΔЧПвр = (14,57 * (-37157))/100% = -5 170,69 руб.


2.

ΔЧПzпол = (2,3*199 622)/100% = -4 591,31 тыс. руб.


Проверка ΔЧППрп = ΔЧПвр + ΔЧПzпол

ΔЧППрп = -5 170,69 - 4 591,31 = -9 997 руб.


3. ΔЧППоп = Поп1 - Поп0

ΔЧППоп = 250 234 - 330 429= -80 195 руб.


4. ΔЧПУоп= Уоп0 - Уоп1

ΔЧПУоп = 337 224 - 238 876 = 98 348 руб.

Проверка : Δ ЧПБП = -9 997 - 80 195 + 98 348= 8156


5. Δ ЧПНпр = Нпр1 - Нпр0

Δ ЧПНпр = 11 806 - 9 121 = 2 685 руб.

Проверка: Δ ЧПобщ = - 2 685 + 8 156 = 5 472 руб.

В заключении рассчитаем сумму дополнительно полученной или недополученной прибыли из-за изменения уровня рентабельности предприятия:

Пдоп. пол. (упущ) = ΔR*Z1/100

Пдоп. пол. (упущ) = -3,06 * 175 126 / 100 = -5 358,86 руб.

В отчетном году чистая прибыль увеличилась, за счет балансовой прибыли на 8 156 руб., уменьшилась за счет прибыли от реализации продукции на 9 997 руб., за счет на прибыль на 2 685 руб.

Дополнительно недополученная прибыль равна 5 358,86 руб.


3. Рекомендации по увеличению прибыли

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

ü увеличение выпуска продукции,

ü улучшение качества продукции,

ü продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду,

ü снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени,

ü диверсификация производства,

ü расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.

Данному предприятию необходимо увеличить выручку от реализации, а так же уменьшить долю постоянных издержек:

1.     активизация спроса на товар.

2.     расширение производственных мощностей.

3.     рост производительности труда


При этом необходимо уменьшать издержки производства:

1.     увеличение объема выпуска продукции

2.     рост производительности труда.

3.     лучшее использование фондов.


Пути повышения производительности труда:

1.                                 совершенствование стимулирования труда: более высокий уровень зарплаты, более высокое поощрение.

2.                                 совершенствование технологического процесса.

3.                                 улучшение организации труда

3.1.             условий труда.

3.2.             совершенствование корпоративной дисциплины.

3.3.             совершенствование психологического климата
























Заключение

Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

При этом необходимо решать следующие задачи.

1. На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов

1.               Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.










Список использованной литературы

1.          Анализ и диагностика финансово-ходяйственной деятельности предприятия. П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А. и др.: Учебное пособие для вузов / Под.ред П.П. Табурчака, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. - Ростов н./Д: Феникс, 2002.

2.          Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб.. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 416 с.

3.          Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М. «Финансы и статистика», 1999.

4.          Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. -

5.          Башкатова Е.И., Здерева Т.А., Стельмаховский Ю.С. Оценка основного и оборотного капитала предприятия. - К.: Высшая школа, 2001 -

6.          Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. Т. 1.- К.: Ника-Центр, 2000.

7.          Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. – Спб., ТОО ТК “Петрополис”, 2000.

8.          Ефимова О. В. Особенности анализа финансовых результатов в условиях новой информационной базы // Консультант, 2001. № 8 с. 63.

9.          Ковалева А. М., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: Инфра – М, 2000.

10.     Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебн. пособие / Пер. с франц. под ред. проф. Я. В. Соколова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

11.     Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. – М.: Изд-во “Дело и сервис”, 2000.

12.     Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000

13.     Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: ООО “Новое знание”, 2000.

14.     Финансы предприятий: Учебник / Н. В. Колчина, Г. Б. Поляк, Л. П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н. В. Колчиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

15.     Шеремет А. Д. "Теория экономического анализа" 2000

16.     Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. "Методика финансового анализа" Москва "Инфра-М" 2000.

























Приложение №1

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС


Коды

Форма № 1 по ОКУД

0710001

на 1 января 2002 г.

Дата (год, месяц, число)




Организация: Общество с ограниченной ответственностью «Планета»

по ОКПО

05757937

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН


Вид деятельности: Черная и цветная металлургия

по ОКДП


Организационно-правовая форма / форма собственности: общество с ограниченной ответственностью

по ОКОПФ/ОКФС


Единица измерения: тыс. руб.

по ОКЕИ



АКТИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Нематериальные активы (04, 05)

110



патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

111



организационные расходы

112



деловая репутация организации

113



Основные средства (01, 02, 03)

120

6442

6442

земельные участки и объекты природопользования

121



здания, машины и оборудование

122

6442

6442

Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61)

130



Доходные вложения в материальные ценности (03)

135



имущество для передачи в лизинг

136



имущество, предоставляемое по договору проката

137



Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140



инвестиции в дочерние общества

141



инвестиции в зависимые общества

142



инвестиции в другие организации

143



займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

144



прочие долгосрочные финансовые вложения

145



Прочие внеоборотные активы

150



ИТОГО по разделу I

190

6442

6442

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Запасы

210

27873

27575

сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16)

211

18413


животные на выращивании и откорме (11)

212



затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44)

213



готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41)

214

9460


товары отгруженные (45)

215



расходы будущих периодов (31)

216



прочие запасы и затраты

217



Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)

220



Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

16725


покупатели и заказчики (62, 76, 82)

231



векселя к получению (62)

232



задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

233



авансы выданные (61)

234

12674


прочие дебиторы

236

14051

57289

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240



покупатели и заказчики (62, 76, 82)

241



векселя к получению (62)

242



задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

243



задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)

244



авансы выданные (61)

245



прочие дебиторы

246



Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)

250

3853

3853

займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев

251


2076

собственные акции, выкупленные у акционеров

252

3851

1546

прочие краткосрочные финансовые вложения

253



Денежные средства

260

26627

27817

касса (50)

261



расчетные счета (51)

262



валютные счета (52)

263



прочие денежные средства (55, 56, 57)

264



Прочие оборотные активы

270



ИТОГО по разделу II

290

75078

302797

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300

81520

302409


ПАССИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ




Уставный капитал (85)

410

26459

26458

Добавочный капитал (87)

420



Резервный капитал (86)

430



резервы, образованные в соответствии с законодательством

431



резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432



Фонд социальной сферы (88)

440



Целевые финансирование и поступления (96)

450



Нераспределенная прибыль прошлых лет (88)

460



Непокрытый убыток прошлых лет (88)

465



Нераспределенная прибыль отчетного года (88)

470



Непокрытый убыток отчетного года (88)

475



ИТОГО по разделу III

490

26459

26458

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА




Займы и кредиты (92, 95)

510



кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

511



займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

512



Прочие долгосрочные обязательства

520



ИТОГО по разделу IV

590



V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА




Займы и кредиты (90, 94)

610

35046

73176

кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

611


35000

займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

612

35046

38176

Кредиторская задолженность

620

13576

221314

поставщики и подрядчики (60, 76)

621



векселя к уплате (60)

622



задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78)

623

1339

715

задолженность перед персоналом организации (70)

624

1285

731

задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69)

625



задолженность перед бюджетом (68)

626

468

11278

авансы полученные (64)

627

6315

197195

прочие кредиторы

628

4166

11395

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75)

630



Доходы будущих периодов (83)

640



Резервы предстоящих расходов (89)

650



Прочие краткосрочные обязательства

660



ИТОГО по разделу V

690

48619

294490

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

700

81520

309402


Приложение №2

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ


Коды

Форма № 2 по ОКУД

0710002

за 2002 год

Дата (год, месяц, число)




Организация: общество с ограниченной ответственностью «Планета»

по ОКПО


Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН


Вид деятельности: черная и цветная металлургия

по ОКДП


Организационно-правовая форма / форма собственности: общество с ограниченной ответственностью

по ОКОПФ/ОКФС


Единица измерения: тыс.  руб.

по ОКЕИ


 

по отгрузке

Наименование показателя

Код стр.

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

1

2

3

4

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности




Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

199662

236779

в том числе от продажи : продукции

011



товаров

012



аренда

013



Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

155280

184184

в том числе проданных: продукции

021



товаров

022



аренды

023



Валовая прибыль

029



Коммерческие расходы

030



Управленческие расходы

040

19846

18102

Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 - 020 - 030 - 040))

050

24496

34493

II. Операционные доходы и расходы




Проценты к получению

060



Проценты к уплате

070



Доходы от участия в других организациях

080



Прочие операционные доходы

090

250234

330429

Прочие операционные расходы

100

238876

337224

III. Внереализационные доходы и расходы




Внереализационные доходы

120



Внереализационные расходы

130



Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100 + 120 - 130)

140

35854

27698

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

150

11806

9121

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

160

24048

18576

IV. Чрезвычайные доходы и расходы




Чрезвычайные доходы

170



Чрезвычайные расходы

180


3675

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки (160 + 170 - 180))

190


14901

СПРАВОЧНО. Дивиденды, приходящиеся на одну акцию: по привилегированным

201



по обычным

202



Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидендов, приходящиеся на одну акцию: по привилегированным

203



по обычным

204

-

-