Содержание
Введение. 3
1. Социально- экономическая сущность бюджета и его роль в современных условиях. 5
1.1.Понятие бюджета, его экономическое значение и роль. 5
1.2. Бюджетное устройство Российской Федерации. 7
1.3. Федеральный бюджет Российской Федерации. 10
2. Доходы федерального бюджета Российской Федерации. 12
2.1. Понятие доходов федерального бюджета. 12
2.2.Состав и структура доходов федерального бюджета. 13
2.3. Направления укрепления доходной базы федерального бюджета. 15
3. Расходы федерального бюджета Российской Федерации. 17
3.1. Понятие расходов федерального бюджета. 17
3.2. Состав и структура расходов федерального бюджета. 18
3.3. Направления совершенствования расходов федерального бюджета. 22
4. Проблемы бюджетного дефицита. 23
4.1. Причины бюджетного дефицита и способы его финансирования. 23
4.2. Концептуальные подходы к проблеме бюджетного дефицита. 25
Заключение. 33
Список литературы.. 35
Приложение 1. 36
Приложение 2. 37
Введение
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государства финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетной системе, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществить регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Бюджет, денежное обращение- это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падает духовность, нравственность и культура в обществе.
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны, и обуславливает значение изучения бюджетной системы.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав- федеральный бюджет. Именно через федеральный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Вопросы разработки, а также выполнения плана федерального бюджета сегодня являются очень актуальными для большинства экономистов и политиков нашей страны. Поэтому именно вопросам, касающимся федерального бюджета Российской Федерации, посвящена данная работа.
Целью данной работы является выявление социально- экономической сущности бюджета как экономической категории, а также рассмотрение его основных составляющих частей- доходов и расходов.
Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:
1) рассмотреть социально-экономическую сущность бюджета;
2) описать современное бюджетное устройство в Российской Федерации;
3) дать понятие федерального бюджета и описать его место в существующем бюджетном устройстве страны;
4) рассмотреть состав доходной и расходной частей федерального бюджета;
5) проанализировать состав и структуру доходной и расходной частей федерального бюджета за предыдущие четыре года;
6) предложить основные мероприятия по укреплению обоих частей федерального бюджета.
Объектом исследования в данной работе является федеральный бюджет Российской Федерации в 2000- 2003 годах. Все данные для исследования были взяты из соответствующих нормативных документов в исследуемых хронологических рамках, в частности, были использованы федеральные бюджеты 2000, 2001, 2002 и 2003 годы.
В процессе исследования были использованы основные методы экономического анализа: исследование структуры доходной и расходной частей бюджета и их динамики в 2000- 2003 годах. Результаты исследования представлены в виде таблиц в приложениях, а также диаграмм и графиков.
1. Социально- экономическая сущность бюджета и его роль в современных условиях
1.1.Понятие бюджета, его экономическое значение и роль
Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы и расходы, содержание которых не меняется при переходе от одной общественно- экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию.
Под бюджетом понимают форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства [6,с.6].
Бюджет- это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку «финансы»- это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и «бюджет» представляет собой систему денежных отношений, но более узкую.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, то есть для выполнения государством возложенных на него функций [6,с.7].
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального продукта и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет- категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.
Бюджет призван выполнять следующие основные задачи [6,с.7]:
1) перераспределение ВВП;
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение бюджетной системы;
4) контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств.
Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Под функциями понимают форму проявления общественного назначения [5, с.14].
Выделяют следующие основные функции бюджета [5,6 и др.]:
1) распределительная функция бюджета;
2) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
3) использование бюджетных средств (бюджетные расходы);
4) контрольная функция.
Распределительная функция проявляется через формирование и использование централизованных денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50 % ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
О доходах и расходах бюджета подробнее будет рассказано в следующих главах.
Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Она обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью. Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.
Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации).
Наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получать бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет страны перераспределяется 30- 40 % национального дохода.
Таким образом, под бюджетом понимают систему денежных отношений, в процессе которых образуется и используется денежный фонд. Сущность бюджета проявляется в выполняемых им функциях, среди которых основными выступают распределительная и контролирующая функция, а также функция образования доходов и перераспределение расходов государства. Бюджет играет наиважнейшую роль в экономической жизни всей страны.
1.2. Бюджетное устройство Российской Федерации
Бюджетное устройство- это принципы построения бюджетной системы государства и организация ее функционирования.
Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируются следующими законодательными документами [7,с. 56]:
1) Положения Конституции Российской Федерации;
2) Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации»;
3) федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год;
4) правовые акты представительных местных органов власти о бюджетах на очередной год;
Устройство бюджетной системы состоит из следующих звеньев, что отражено на рисунке 1 [7, с. 58].
Рис.1. Звенья бюджетной системы Российской Федерации
Консолидированный бюджет- это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах и анализе.
Консолидированный бюджет Российской Федерации это свод Федерального бюджета и консолидирующих бюджетов субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь представляют собой свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий, административно входящих в субъекты Российской Федерации [7, с. 58].
Таким образом, каждое звено бюджетной системы Российской Федерации решает задачи по социально- экономическому развитию соответствующей территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, должны быт законно закреплены в Бюджетном Кодексе, устанавливающем права и взаимные обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса [8,с. 46].
Бюджетный кодекс - очень важный финансово- экономический документ, который затрагивает интересы около одной трети трудоспособного населения страны, работников бюджетных организаций и предприятий. Его структура основывается на трех принципах: бюджетная система, бюджетное устройство и бюджетный процесс [14, с.241].
Однако бюджетный кодекс по многим позициям не вполне отвечает предъявляемым к нему современным требованиям, а также зачастую находится в противоречии не только с федеральными законами, но и с гражданским кодексом, а также с другими нормативно- правовыми актами.
Таким образом, бюджетная система Российской Федерации включает три основных типа бюджетов: федеральный, субъектов федерации и местный. Основные принципы функционирования бюджетной системы заложены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
1.3. Федеральный бюджет Российской Федерации
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется центральный финансовый фонд - федеральный бюджет. В статье 71 Конституции Российской Федерации зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов [6, с.64].
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании искусства, культуры, средств массовой информации.
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально- экономической политики России. Через параметры федерального бюджета регулируются темпы преобразований. С принятием Налогового кодекса и Бюджетного кодекса Российской Федерации был осуществлен переход к новой системе принципов федерального бюджета [4, с. 19].Основные принципы федерального бюджета Российской Федерации наглядно представлены на рисунке 2.
Рис.2. Основные принципы федерального бюджета Российской Федерации
Ежегодно в предусмотренные законодательством сроки правительство Российской Федерации разрабатывает Федеральный бюджет на предстоящий финансовый год. В Бюджетном кодексе РФ предусматривается следующий порядок составления проекта федерального бюджета [3, с. 72]:
1) разработка вариантов проекта федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана прогноза функционирования экономики на очередной год;
2) разработка основных характеристик федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов федерального бюджета и проектировок основных доходов;
3) распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования
4) рассмотрение правительством прогноза социально- экономического развития и проекта федерального бюджета для внесения его в Государственную Думу.
Итак, центральным понятием в бюджетном устройстве государства выступает федеральный бюджет, по основным показателям которого можно судить об уровне экономического развития государства. Федеральный бюджет является основным документом, который разрабатывается и утверждается органами власти на очередной финансовый год в соответствии с основными принципами, заложенными в существующем Бюджетном кодексе и Налоговом кодексе Российской Федерации.
2. Доходы федерального бюджета Российской Федерации
2.1. Понятие доходов федерального бюджета
Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти [6, с.7].
В процессе образования доходов федерального бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства.
Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты. Но вместе с тем, они отличаются единством, так как преследуют одну цель- формирование доходной части федерального бюджета. Им свойственна денежная форма и обезличенность.
Доходы федерального бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основной источник налоговой части доходов федерального бюджета- вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыли, заработной платы, добавленной стоимости, ссудного процента, ренты, дивиденда).
Неналоговые доходы бюджета образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.
Классификация доходов федерального бюджета является группировкой доходов всех уровней бюджетной системы РФ. Она основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы РФ. Классификация доходов подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи [1, с.4].
Итак, понятие доходов федерального бюджета является основным и подразумевает все денежные средства государства, поступающие в установленном законодательством порядке.
2.2.Состав и структура доходов федерального бюджета
Состав и структура доходов федерального бюджета позволяют судить об устойчивости бюджета. Они отражают степень реализации концептуальных основ финансово- бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов, а также характеризуют уровень отношений центрального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными обстоятельствами и экономическими условиями. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.
Рассмотрим состав доходной части бюджета более подробно. Доходы федерального бюджета включают следующие элементы [6, с.64]:
1) К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственная пошлина в соответствии с законодательством;
2) К неналоговым доходам относят:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
- часть прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- прибыль Банка России;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы от реализации государственных запасов и резервов;
3) Доходы целевых бюджетных фондов.
Состав и структуру доходов федерального бюджета характеризуют данные таблицы 1 (приложение 1).
Как видно из таблицы 1, главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (более 80%). Наиболее весомые налоги- налог на добавленную стоимость (более 30%), налог на прибыль (более 15%), а также акцизы (более 10%). Наименее весомый налог - спецналог (менее 1%). Неналоговые доходы составляют вторую группу доходов федерального бюджета и занимают в среднем около 9 %. Третья группа - поступления от целевых бюджетных фондов- 7%. Динамика изменения долей всех трех групп налогов отображена на рисунке 3.
Рис.3. Динамика долей разных групп доходов федерального бюджета Российской Федерации в 2000- 2003 годах
На рисунке 4 изображена динамика долей различных налогов в части доходов федерального бюджета за 2000- 2003 годы.
Рис.4. Динамика долей налогов доходной части федерального бюджета Российской Федерации в 2000- 2003 годах.
Как видно из рисунка 4, к концу 2003 года наблюдается снижение доли налога на прибыль с 19% до 9%. Доля НДС сокращается с 45% до 36%. Доля акцизов растет 17% до 29%. Резко увеличивается доля таможенных пошлин с 5,4% до 23%. Доли остальных налогов остаются примерно на том же уровне. Такая динамика долей разных налогов связана, прежде всего, с реформированием налогового законодательства в 2002- 2003 годах в части изменения порядка исчисления, уплаты и ставок некоторых налогов.
2.3. Направления укрепления доходной базы федерального бюджета
Одной из центральных проблем нескольких последних лет экономических реформ в России является невыполнение плана федерального бюджета в части пополнения его доходов. Заложенные изначально в бюджет показатели не оказываются адекватными реальной экономической ситуации. Одним словом, программа пополнения бюджета доходами просто срывается. Соответственно, часть средств, предусмотренных в расходах федерального бюджета, просто отсутствует или сокращается. Ведь основной принцип построения федерального бюджета заключается в соответствии доходов и расходов бюджета, как соответствие показателей активной и пассивной частей баланса у организаций. Причин срыва программы пополнения доходной части бюджета очень много, главная из них состоит в несовершенстве российского законодательства, в особенности налогового. Ведь основную часть доходной части бюджета составляют налоги. Несовершенство налогового законодательства ведет к тому, что часть предприятий скрываются от фактической уплаты налогов. Поэтому в сложившейся ситуации вполне актуальным является ряд мероприятий по укреплению доходной части федерального бюджета. Перечислим основные из них [5, с.83]:
1) разработка и утверждение программы действий по мобилизации доходов федерального бюджета, укреплению платежной дисциплины;
2) совершенствование налогового законодательства в части изменения порядка исчисления, уплаты и ставок ряда налогов;
3) создание благоприятных условий функционирования ряда предприятий таким образом, чтобы они не скрывали свои доходы для налогового исчисления;
4) усиление и применение мер административной и уголовной ответственности за налоговые правонарушения;
5) подготовка предложений об особом порядке проведения реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет с учетом периода ее образования;
6) увеличение доходов федерального бюджета от использования государственной собственности;
7) разработка мер роста доходов от приватизации государственного имущества.
8) усиление мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции;
9) принятие положения об ускоренном порядке применения процедуры банкротства;
Таким образом, при внедрении вышеуказанных мероприятий в экономические процессы в стране вполне возможно устранение ряда существующих в российских условиях кризиса проблем. Необходим жесткий государственный контроль за исполнением мероприятий и создание при необходимости специально уполномоченных на то органов.
3. Расходы федерального бюджета Российской Федерации
3.1. Понятие расходов федерального бюджета
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства [6, с. 9].
Государство, выступая как хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем, бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов, различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов [5, с. 15].
Через бюджетные средства финансируются бюджетополучатели - предприятия производственной и непроизводственной сферы. Таким образом, расходы носят транзитный характер. В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов, а непосредственное расходование осуществляют бюджетополучатели.
Расходы носят безвозвратный характер. На возвратной основе предоставляются только бюджетные кредиты и ссуды.
Функциональная классификация расходов федерального бюджета Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов. Она отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативно- правовых актов. Классификация предполагает три основных уровня. Первый уровень включает разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Второй уровень включает подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Третий уровень включает целевые статьи расходов бюджетов, которые отражают финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов. Четвертый уровень подразумевает виды расходов бюджетов, которые детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей [1, с.5].
Реализация принципов бюджетного федерализма в Российской Федерации предусматривает необходимость обоснованного и жесткого распределения государственных расходов между звеньями бюджетной системы на основе разделения прав и ответственности федеральных, региональных и местных органов власти и управления. Расходование средств бюджета осуществляется по направлениям в суммах, установленных федеральными законами [5, с.73].
3.2. Состав и структура расходов федерального бюджета
Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации. Она подвержена еще большим изменениям, чем структура доходов федерального бюджета. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в сторону первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.
Рассмотрим классификацию расходов федерального бюджета более подробно [6, с. 66]:
1) В соответствии с законодательством из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
- фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
- исследование и использование космического пространства;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга;
- компенсация внебюджетным фондам расходов на выплату пенсий и пособий, прочих социальных выплат;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов;
- проведение выборов и референдумов;
- федеральная инвестиционная программа;
- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
- официальный статистический учет;
2) Финансирование мероприятий регионального и местного значений:
- государственная поддержка отраслей промышленности;
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- научно- исследовательские и проектно- изыскательские работы;
- обеспечение социальной защиты населения;
- обеспечение охраны окружающей среды;
- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение деятельности избирательных комиссий
- обеспечение деятельности средств массовой информации;
- финансовая помощь другим бюджетам.
Конкретный состав расходов, финансируемых из бюджетов разных уровней, определен ст.84- 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2]. Основными принципами бюджетного финансирования различных статей расходов выступают следующие:
1) выделение средств в минимально необходимых размерах и в соответствии с лимитами бюджетных обязательств
2) выделение средств в меру выполнения плана и с учетом использования ранее полученных средств;
3) предметно- целевой характер выделения средств;
4) экономия средств.
Структура расходов федерального бюджета в 2000- 2003 годах представлена в таблице 2 (приложение 2).
Как видно из таблицы 2, спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, фундаментальные исследования. Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% расходов на оборону, 93% - на фундаментальные исследования, 76%- на правоохранительную деятельность, 89% - на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета, как видно из таблицы 2, занимают ассигнования на национальную оборону (более 16%), на социальную политику (более 13%). на мобилизационную подготовку экономики (более 10%). Причем отметим, что к концу 2003 года наблюдается резкое отчисление расходов на социальную политику с 13,4% до 29,01%, что соответствует разработке новой правительственной программы в области социальной защиты населения в 2002- 2003 годах. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, профессиональных и средних специальных учреждений около 50%, на социальную политику- около 50%, культуру и искусство- более 20%. Примечателен факт сокращения расходов на национальную оборону с 18,4% до 16,3%. Однако, весьма неблагоприятна тенденция сокращения расходов на промышленность, энергетику и строительство с 11,3% до 2,53%, что свидетельствует о том, что в данные отрасли гораздо больше стало притекать частных инвестиций, нежели государственных. Определенную долю в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на обслуживание государственного долга. Причем их доля в общей сумме расходов выросла с 2,3% до 7,28%.
На рисунке 5 отображена структура расходов федерального бюджета в 2003 году.
Рис. 5. Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации в 2003 году
Как видно из рисунка, первое место в расходах занимают расходы на социальную политику (29,01%), второе место - на национальную оборону (16,3%), третье место - расходы на правоохранительную деятельность (8,93%), четвертое место - расходы на обслуживание государственного долга (7,28%). Самыми минимальными остаются расходы на пополнение государственных запасов и резервов.
Таким образом, федеральный бюджет является важным инструментом межотраслевого и межрегионального перераспределения общегосударственных средств.
3.3. Направления совершенствования расходов федерального бюджета
Проблема рационального и правильного расходования средств федерального бюджета в настоящее время очень остро стоит перед органами власти. Она самым непосредственным образом оказывает влияние на экономическую жизнь всей страны в целом, а также затрагивает значительную часть трудоспособного населения страны. Опыт последних нескольких лет российских преобразований показал отрицательный результат и выявил тот факт, что расходование части средств федерального бюджета главными его распорядителями является нерациональным. Нередки в нашей стране случаи присвоения части таких средств в личных целях, а также использовании их не по назначению, недостоверность отражения движения части средств в федеральном бюджете Российской Федерации. Такие негативные процессы тесно связаны с отсутствие должного контроля над расходованием бюджетных средств со стороны компетентных органов. Имеют место случаи взяточничества и кражи, теневого сокрытия фактов и улик. Таким образом, требуются немедленные преобразования по повышению эффективности и рациональности расходования средств федерального бюджета. Среди основных мероприятий назовем следующие [5, с. 81]:
1) конкурсное размещение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями;
2) развитие системы государственных гарантий для высокоэффективных и быстроокупамых проектов;
3) предоставление средств бюджета для развития только предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по займам федерального бюджета;
4) безусловное направление средств бюджета, поступающих в виде возврата выданных ранее средств и начисленных процентов по ним, в бюджет развития страны;
5) утверждение и реализация программы снижения государственных расходов, в особенности на содержание аппарата управления государством;
6) проведение анализа использования средств государственного финансирования поддержки организаций негосударственного сектора экономики;
7) подготовка программы мероприятий по мобилизации средств от возврата внешних кредиторов;
8) разработка мероприятий по финансовому оздоровлению ряда регионов;
9) проведение других мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Итак, при реализации государством хотя бы некоторой части предложенных выше мероприятий вполне вероятной является возможность улучшения и рационального использования бюджетных средств в нашей стране в сложившихся условиях кризиса экономики.
4. Проблемы бюджетного дефицита
4.1. Причины бюджетного дефицита и способы его финансирования
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».
Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
4.2. Концептуальные подходы к проблеме бюджетного дефицита
Большинство бюджетов бюджетной системы РФ сводится с дефицитом, т. е. с превышением расходов над доходами. При формировании каждого бюджета предусматриваются источники покрытия дефицита.
Источниками государственного (центрального) бюджета являются:
1) Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.
2) Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от10 до 20%;
3) Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.
В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и ужесточение налогооблажения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, это собственное производство денег, или «сеньоранж» (печатанье денег).
Однако «сеньоранж» сегодня не принимает форму простого печатания денег (это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм «сеньоранжа» как средства оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая тем самым рост инфляции. Казалось бы, избежать этих отрицательных последствий легко: ФРС может отказаться от покупки казначейских векселей и тем самым не помогать Казначейству. Однако практика показывает, что при достижении бюджетным дефицитом определенного критического уровня, его дальнейший рост принимает взрывоопасный характер, и никакие меры фискальной политики уже не способны остановить этот процесс.
Статьей 167 проекта Бюджетного Кодекса в качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета называются внутренние и внешние заимствования.
Внутренними заимствованиями федеральных органов власти определяются: кредиты, полученные Правительством РФ от кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Внешними заимствованиями федерального бюджета являются: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке; кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций.
Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ могут быть внутренние заимствования в форме средств от продажи ценных бумаг субъектов РФ; кредитов, полученных органами исполнительной власти субъектов РФ; ссуд, полученных от федерального и других бюджетов.
Внешние заимствования при финансировании дефицита бюджета субъектов РФ могут иметь форму облигаций субъектов РФ, размещаемых на зарубежных рынках и номинированных в иностранной валюте; кредитов правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций. В целом проект Бюджетного Кодекса обобщает уже имеющуюся практику.
Источниками финансирования дефицита бюджета местных бюджетов могут быть внутренние заимствования в форме средств от продажи местных целевых инвестиционных займов; кредитов кредитных организаций; ссуд, полученных от других бюджетов.
Главные стратегические направления сокращения дефицита бюджетов:
· Развитие экономики;
· Реструктуризация расходов бюджетов всех уровней;
· Совершенствование налоговой системы и системы межбюджетных отношений;
· Усиление контроля за собираемостью налогов, за целевым и экономичным использованием бюджетных ассигнований;
· Глубокая реформа жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и др.;
· Четкое законодательное разграничение компетенции уровней власти по бюджетным вопросам и др.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До «Великой депрессии» 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.
На другом примере можно показать, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.
Основной вывод ясен: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающие на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникающего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом – пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет является - во-первых, и, прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на ведение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны.
Такая политика предполагает:
q Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
q Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
q Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Так, в конце 80-х годов бюджетный дефицит во Франции составлял 9,6% от ВНП, в США – 11,6, в ФРГ = 14, в Японии – 15,6, в Бельгии – 25,1, в Италии – 25,5, в Греции - 31,2%.
Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционировала в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но к середине
90-х годов дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные масштабы, что заставило правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.
Что касается российской бюджетной политики, то она длительное время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности бюджета являлось «альфой и омегой» нашего экономического развития.
Ситуация в самом начале экономических преобразований была плачевной. С разрушения командно-административной системы нормальное соотношение между доходами и расходами прекратило поддерживаться силовыми методами, что проявилось в огромном росте бюджетного дефицита. По итогам 1991 года дефицит бюджета бывшего СССР достиг почти 20% ВНП. Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Только за три квартала 1991 г. Рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн. руб., и ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги (видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (скрытая инфляция). До 1994 г. Дефицит бюджета продолжал оставаться на критическом уровне – 10,8%.
Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии Центрального банка для финансирования бюджетного дефицита в 1995-1996 годах привел к радикальному сокращению темпов инфляции к существенному оздоровлению общеэкономической ситуации. Однако подавление инфляции было достигнуто лишь за счет превращения бюджетного дефицита в Государственную задолженность. Место кредитов Центрального банка заняли займы внутри страны и за рубежом. Если в 1994г. внутренние и внешние займы составляли 21,5% реальных бюджетных доходов, то уже в первой половине 1996 г. Они достигли 68,7%. Финансирование же за счет займов расходов федерального правительства увеличилось за этот период с 10% до более трети (около 19% - за счет прироста внутреннего долга, около 16% - внешнего).
В 1996г. общая задолженность предприятий поднялась до 17% ВВП.
Некоторый рост производства возможен, но повышение его эффективности (выработки на одного занятого) представляется маловероятным; неизбежна новая инфляционная волна со всеми ее деструктивными последствиями. Подобные меры ведут к нарастанию долгового бремени, использованию национального дохода без учета потребности в модернизации потенциала. В 1996г. общая задолженность предприятий поднялась до 17% ВВП. Бюджетное финансирование возрождает практику «раздачи» госкредитов и прочих льгот.
Нарастание государственного долга ведет к «утяжелению» бюджетных расходов, к «дисконтированию будущего». Финансовые тяготы перекладываются на детей и внуков. Корректный подход обязывает, однако, учитывать и то, что займы, перераспределяя средства в пользу финансирования перспективных программ, могут способствовать экономическому росту и совершенствованию технологий. Разумеется, последнее относится только к производительному использованию бюджетных средств. Еще Рикардо писал, что, когда речь идет об инвестициях, будущие поколения вполне могут участвовать в их финансировании.
Заключение
В ходе выполнения данной работы была достигнута основная ее цель, а именно, была выявлена социально-экономическая сущность такой экономической категории как бюджет, а также рассмотрены основные составляющие его части- доходы и расходы.
В процессе выполнения работы были выполнены основные задачи. Общие итоги выполнения работы можно кратко сформулировать в основных выводах:
1) под бюджетом понимают форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства;
2) экономическая сущность понятия бюджет наиболее ярко выражена в основных функциях, которые он выполняет. Среди них: распределительная функция, контролирующая функция, функция образования доходов бюджета, а также функция использования бюджетных средств;
3) роль бюджета очень велика, так как он дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий;
4) центральное место в бюджетном устройстве Российской Федерации занимает федеральный бюджет;
5) через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного дохода между отраслями;
6) под доходами бюджета понимают денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в распоряжение органов власти в соответствии с законодательством;
7) в состав доходной части федерального бюджета входят три основные группы: налоговая часть, неналоговая и доходы от целевых бюджетных фондов;
8) структура доходов федерального бюджета непостоянна и зависит от конкретной экономической ситуации, наибольшую долю в общей сумме дохода занимают налоги;
9) под расходами понимают денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов управления;
10)состав расходной части бюджета определяется законодательно, основными группами являются расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность, социальную политику, науку, образование и культуру;
11)в структуре расходов бюджета наибольшую долю занимает социальная политика государства;
12) в последнее время разрабатывается и предлагается к рассмотрению много различных программ по укреплению доходной части бюджета, а также сокращению его расходной части.
Список литературы
1) Бюджетная классификация. Указания по применению. - М.: ПРИОР, 2001.- 256 с.
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации: Закон РФ от 31.07.98 № 145 – ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1998.- № 31.- Ст.3823
3) Бюджетное планирование и прогнозирование: Хрестоматия / Сост. М.М. Сорокина. - Новосибирск: СибАГС, 2002.- 88 с.
4) Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособ./ Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: Перспектива, Инфра - м, 1998.- 222 с.
5) Бюджетная система Российской Федерации: Учеб./ М.В.Романовский и др.; Под ред.М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – 2 –е изд., перераб., испр. - М.: Юрай – М, 2001.- 615 с.
6) Бюджетная система России: Учеб. пособ./ Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999.- 550 с.
7) Денисов Е.Ф., Павлов Г.С., Тимошенко О.Ф. Финансовая и денежно- кредитная система. Федеральный и местный бюджеты. Учеб. пособ./ Под ред. В.А.Гневко, А.Ф. Бучинского. - СПб.: ИУЭ, 1998.- 127 с.
8) Татаркин А.И., Пыкова И.А., Шеломенцев А.Г. Бюджетный федерализм и его роль в формировании и развитии системы межбюджетных отношений. - Екатеринбург: УрОРАН,2002 .- 188 с.
9) Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. - М.: Диалог МГУ, 1999.- 50 с.: ил.
10) Федеральный бюджет на 2000 год // Росс. газ. – 1999.- 31 дек.
11)Федеральный бюджет на 2001 год // Росс.газ. – 2000.- 31 дек.
12)Федеральный бюджет на 2002 год // Росс.газ. – 2001.- 31 дек.
13)Федеральный бюджет на 2003 год // Росс.газ. – 2002.- 31 дек.
14)Швецов Ю.Г. Концептуальные основы формирования системы бюджетного регулирования в Российской Федерации: монография. - Барнаул: АлТГТУ, 2002.- 304 с.
Приложение 1
Таблица 1
Динамика структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации в 2000-2003 годах, (в %) [10,11,12,13]
Доходы |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
||||
в % к общей сумме дохода |
в % в разделе |
в % к общей сумме дохода |
в % в разделе |
в % к общей сумме дохода |
в % в разделе |
в % к общей сумме дохода |
в % в разделе |
|
1. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего |
81,4 |
100 |
86,3 |
100 |
83,5 |
100 |
84,34 |
100 |
1.1. Налог на прибыль |
16 |
19,6 |
17,6 |
20,4 |
13,1 |
15,7 |
7,61 |
9 |
1.2. НДС |
36,6 |
44,9 |
39,6 |
45,9 |
38,4 |
46 |
30,4 |
36 |
1.3. Акцизы |
12,7 |
15,6 |
17,5 |
20,3 |
21,4 |
25,6 |
18,4 |
21,8 |
1.4. Лицензионный сбор |
1 |
1,3 |
0,8 |
0,9 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
1,2 |
1.5. Платежи за пользование природными ресурсами |
2,3 |
2,9 |
2,8 |
3,2 |
2,3 |
2,8 |
2 |
2,4 |
1.6. Таможенные пошлины |
4,5 |
5,4 |
5 |
5,8 |
7,4 |
8,8 |
19,26 |
22,8 |
1.7. Подоходный налог |
1,4 |
1,8 |
- |
- |
- |
- |
5,33 |
6,3 |
1.8. Спецналог |
0,3 |
0,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1.9. Другие налоги |
6,6 |
8,1 |
3 |
3,5 |
0,8 |
0,9 |
3,16 |
0,5 |
2. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего |
11,5 |
100 |
5,8 |
100 |
7,8 |
100 |
6,97 |
100 |
2.1. Доходы от имущества |
1,5 |
13,2 |
0,9 |
15 |
1,5 |
18,7 |
1,67 |
24 |
2.2. Доходы от внешнеэкономической деятельности |
3,9 |
33,9 |
1,7 |
30,6 |
1,9 |
24,2 |
4,92 |
70,6 |
2.3. Другие |
6,1 |
52,9 |
3,2 |
54,4 |
4,4 |
57,1 |
0,38 |
5,4 |
3. ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, всего |
7,1 |
100 |
1,9 |
100 |
7,8 |
100 |
8,69 |
100 |
ИТОГО ДОХОДОВ |
100 |
- |
100 |
- |
100 |
- |
100 |
- |
Приложение 2
Таблица 2
Динамика структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации в 2000-2003 годах (в %) [10,11,12,13]
№ п/п |
Расходы |
2000 год, |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
1 |
Государственное управление |
1,5 |
2,2 |
2,4 |
2,4 |
2 |
Международная деятельность |
6,4 |
1,9 |
2,9 |
6,36 |
3 |
Национальная оборона |
18,4 |
19,7 |
16,4 |
16,3 |
4 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
8 |
8,8 |
8,3 |
8,93 |
5 |
Федеральная судебная система |
0,6 |
0,55 |
0,9 |
0,85 |
6 |
Фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу |
2,7 |
2,9 |
2,2 |
2,01 |
7 |
Промышленность, энергетика, строительство |
11,3 |
9,4 |
5,5 |
2,53 |
8 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
3,3 |
3 |
2,4 |
1,61 |
9 |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
10 |
Транспорт, дорожное хозяйство |
0,2 |
0,6 |
0,3 |
0,16 |
11 |
Связь и информатика |
- |
0,2 |
- |
- |
12 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
1,3 |
1,6 |
1,8 |
- |
13 |
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий |
3,6 |
3,5 |
3,4 |
1,28 |
14 |
Образование |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
3,63 |
15 |
Культура и искусство |
0,5 |
0,55 |
0,4 |
0,54 |
16 |
Средства массовой информации |
1,8 |
2,2 |
1,9 |
0,36 |
17 |
Здравоохранение и физическая культура |
2,9 |
3,4 |
7 |
1,78 |
18 |
Социальная политика |
13,4 |
14,8 |
24,8 |
29,01 |
19 |
Обслуживание государственного долга |
2,3 |
2 |
1,3 |
7,28 |
20 |
Пополнение государственных запасов |
- |
0,2 |
0,7 |
0,01 |
21 |
Мобилизационная подготовка экономики |
14,6 |
13,6 |
10,4 |
7,66 |
22 |
Прочие расходы |
6,1 |
13,6 |
5,7 |
6,8 |
|
ИТОГО РАСХОДОВ |
100 |
100 |
100 |
100 |