Содержание
Содержание.. 1
1.Теоретическое задание. Теоретические основы составления и виды бухгалтерских записей.. 2
Введение. 2
1.1 Счета бухгалтерского учета и двойная запись. 3
1.2 Исправление бухгалтерских записей. 7
1.3 Документирование хозяйственных операций. 11
Заключение. 13
Список литературы... 15
1.Теоретическое задание. Теоретические основы составления и виды бухгалтерских записей
Введение
Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических, социально-экономических, политических, культурных особенностей каждой страны.
Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Основная цель стандартов бухгалтерского учета, имеющихся в России заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета является имущество организации.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ составления бухгалтерских записей. Для достижения этой цели в курсовой работе будут решены следующие задачи:
1.Рассмотрены счета бухгалтерского учета и двойная запись.
2. Виды бухгалтерских проводок.
3. Порядок исправления ошибочных бухгалтерских записей.
1.1 Счета бухгалтерского учета и двойная запись
Для руководства бухгалтерским процессом и осуществления контроля необходимо иметь показатели движения средств предприятия. Получение сведений о движении средств осуществляется с помощью бухгалтерских счетов.
Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в средствах предприятия. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет.
В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.
Независимо от счета их строение одинаково. Они представляют собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой называется «Дебет», а правая - «Кредит».[1]
Различают активные, пассивные, активно- пассивные счета.[2]
Активные и пассивные счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения информации делятся на синтетические и аналитические.
Аналитические счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для детализации, конкретизации информации о наличии, состоянии и движении средств и их источников, содержащейся в синтетических счетах.
Для удобства контроля за счетами, проверки правильности записей на них и обобщения информации используют оборотные ведомости.
Осуществление принципа тождества данных аналитического учета, оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, реализуется посредством составления оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета.
Для удобства контроля за счетами, проверки правильности записей на них и обобщения информации используют оборотные ведомости.
В оборотной ведомости по синтетическим счетам по итогу должно быть равенство:
· Остатки на начало отчетного периода по дебету и кредиту;
· Обороты по дебету и кредиту;
· Остатки на конец отчетного периода по дебету и кредиту.
Первое равенство показывает, что итоговая сумма всех средств предприятия на начало периода равна итоговой сумме источников этих средств. Эти цифры отражают баланс предприятия на начало периода.
Второе равенство вытекает из принципа двойной записи, при котором каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов и если суммы не совпадают, то это свидетельствует об ошибках при записях по счетам бухгалтерского учета либо в подсчетах.[3]
Третье равенство вытекает из равенства итогов средств и их источников и показывает баланс на конец отчетного периода.
Метод двойной записи заключается в следующем: всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи) и поэтому должна записываться дважды в дебет одного счета и в кредит другого.
Объекты бухгалтерского учета благодаря методу двойной записи, получают отражение на счетах бухгалтерского учета во взаимосвязи, что имеет важное значение для контроля.
Взаимная связь между счетами, возникающая при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает такая связь, называются корреспондирующими счетами, а взаимосвязь с различными счетами корреспонденцией.[4]
Счет 75 |
|
ДЕБЕТ |
КРЕДИТ |
|
10000 |
Счет 51 |
|
ДЕБЕТ |
КРЕДИТ |
10000 |
|
Рис.1 Схема счетов бухгалтерской проводки.
В результате обработки документов бухгалтер устанавливает корреспонденцию счетов или проводку (сумма операции как бы проводится от счета к счету), указывая дебетуемый и кредитуемый счета.
Проводка (корреспонденция) может быть простой, если на основании документа по операции указывается два счета, и сложной – при участии трех и более счетов.
Многообразие хозяйственных операций, совершаемых на предприятии, оказывает влияние на величину имущества и источники его образования. Одни операции изменяют состав средств, другие – источники этих средств, третьи увеличивают одновременно как состав, так и их источники, четвертые одновременно уменьшают и то и другое. Это находит отражение в балансе.[5]
Но как бы ни были разнообразны эти изменения, в конечном итоге, все они сводятся к четырем видам.
Первый вид хозяйственных операций:
· вызывает изменения только в активе баланса: одна его статья увеличивается, а другая уменьшается на сумму хозяйственной операции, т.е. видоизменяется состав хозяйственных средств, их размещение. Итог баланса меняется.
Второй вид хозяйственных операций:
· вызывает изменение только в пассиве баланса: одна статья увеличивается, другая уменьшается, т.е. видоизменяется источники хозяйственных средств. Итог баланса изменяется.
Третий вид хозяйственных операций:
· вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса также увеличивается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву.
Четвертый вид хозяйственных операций:
· вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения его статей. Итог баланса также уменьшается на сумму хозяйственной операции.
Все четыре вида хозяйственных операций можно выразить формулами, заменив буквенным выражением,[6]
А- актив,
П – пассив,
Х – хозяйственная операция, повлекшая за собой изменения (уменьшение или увеличение).
1 вид: А-Х +Х=П
изменения произошли только в активе баланса.
2 вид: А= П-Х+Х
изменения произошли равные и противоположные по значению, только в пассиве баланса
3 вид:
А+Х = П+Х
Изменения произошли в активе и пассиве баланса в сторону увеличения
4 вид:
А-Х = П-Х
Изменения произошли в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения.
Хозяйственная операция отражается одновременно двойной записью:
на одном счете со знаком минус, на другом – плюс.
Денежные средства предприятия как бы «перелились» с одного счета на другой. Для простоты записи знаки «плюс» и «минус» опускаются. [7]
Рассмотрим сложную проводку. Так, согласно действующему законодательству, с рабочего предприятия в момент начисления заработной платы необходимо удержать налог на доходы . данная хозяйственная операция будет выглядеть так:
Дт 20 «Основное производство»
Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
- 1000 рублей начисленная заработная плата;
Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам»
-130рублей – удержан подоходный налог.
Видно, что в данный момент сложной проводке одновременно задействованы и кредит и дебет счеты 70.
1.2 Исправление бухгалтерских записей
Способ исправления ошибочно сделанных записей в первичных документах, учетных регистрах зависит от момента их выявления и характера ошибки. Исправление может производиться одним из следующих способов: корректурным способом, способами дополнительной и сторнировочной бухгалтерских записей.
Сущность корректурного способа состоит в зачеркивании ошибочной записи и в случае необходимости в написании правильного текста или суммы. Исправление должно быть подтверждено подписью ответственного лица.
Способ дополнительных бухгалтерских записей (дополнительных проводок) применяется тогда, когда фактически разнесенная в учетные регистры сумма меньше правильной. на разницу делается дополнительная проводка. При этом составляют бухгалтерскую справку, на основании которой исправляют ошибку во всех регистрах.
Способ сторнировочной бухгалтерской записи(«Красное сторно») применяется в следующих случаях:
· если в регистрах записана большая, чем следовало, сумма;
· если составлена и разнесена по счетам ошибочная бухгалтерская запись.
Исправления в бухгалтерский учет за прошлый год не вносятся, а отражаются в году, в котором были обнаружены ошибки в учете.
Например в марте 2003 года бухгалтер обнаружил ошибку: в декабре 2002г. была начислена амортизация в сумме 1000руб. по поступившим в декабре основным средствам ( Дт 25 Кт 02 1000руб). В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» амортизационные отчисления по объектам основных средств начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их принятия к бухгалтерскому учету.
В нашем случае амортизационные отчисления по поступившим в декабре 2002г. средствам были начислены не в январе следующего года, как это требуют нормативные акты по бухгалтерскому учету, а в декабре, т.е. в месяце принятия их к бухгалтерскому учету. В результате было излишне начислено амортизационных отчислений на сумму 1000руб, что привело к завышению себестоимости и соответственно к занижению налогооблагаемой прибыли в размере 1000руб.
Ошибка произошла в 4квартале, но обнаружена в следующем отчетном году(в марте) после утверждения отчета за прошлый год. Исправления в бухгалтерский учет, бухгалтерскую отчетность за прошлый год не вносятся, поэтому их следует внести в 1-ом квартале отчетного года, в котором и была обнаружена ошибка, путем составления записи:
Дт 02 Кт 91/1 1000руб
В налоговую инспекцию организация дополнительно представляет исправленный расчет налога от фактической прибыли за прошлый год.
Если бы ошибка была обнаружена в 4-ом квартале прошлого года до сдачи расчета налога от фактической прибыли за год, то следовало сделать только сторнировучную запись на излишне начисленной суммы амортизации по поступившим основным средствам:
Дт 25 Кт 02 (1000 руб)-сторно
Проверка первичных документов – контроль, проводимый на предмет соответствия документа установленным правилам.
Первичные документы поступающие в бухгалтерию подлежат обязательной проверке.
При проверке по форме необходимо проконтролировать заполнение обязательных реквизитов документа, они должны быть оформлены надлежащим образом.
Ошибки, выявленные в результате проверки, можно разделить на несколько групп:
· по причинам возникновения- небрежность, бухгалтерская неграмотность и т д.
· по месту возникновения- в тексте или цифрах первичных документов, при разноске в регистры;
· по значению – локальные ошибки и транзитные .
по форме подсчет сумм законность,
документированных
операций.
Рис 2. Проверка первичных документов
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускаются. В остальные первичные документы исправления вносятся по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.[8]
Ошибки в первичных документах созданных вручную, исправляются следующим образом:
· зачеркивается одной линией неправильный текст, чтобы можно было прочитать исправленное;
· надписывается над зачеркнутым исправленный текст или сумма;
· на полях соответствующей строки делается оговорка «Исправлено» за подписью лиц, производивших исправление, а также проставляется дата исправления.
В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и не оговоренные исправления не допускаются.
Если документ составлен в нескольких экземплярах, то исправление делается на каждом экземпляре.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных документах составляется сводная учетная документация.
1.3 Документирование хозяйственных операций
Документ – это письменное свидетельство, составленное в порядке, предусмотренном законом и удостоверяющее юридический факт совершения хозяйственной операции.[9]
Документальное оформление хозяйственных операций позволяет бухгалтерской службе вести:
· предварительный;
· текущий;
· последующий контроль
за деятельностью материально ответственных лиц, движением имущества и состоянием расчетно-платежной дисциплины.
В бухгалтерском учете порядок создания, принятия и отражения первичных документов регламентируется «Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденным МФ СССр 29.07.83г. №105.
Бухгалтерский учет это:
· сплошное;
· непрерывное;
· взаимосвязанное отражение деятельности предприятия на основании документов в различных измерителях.
Непрерывность – требует постоянного наблюдения и записи в документах, совершающихся на предприятии фактов о движении материальных ценностей, денежных средств, расчетов, фондов и т.д.
Взаимосвязанность отражения – хозяйственной операции в бухгалтерском учете вызвана зависимостью совершающихся между собой фактов.
Наряду с бухгалтерским учетом предприятия в соответствии с требованиями современной практики хозяйствования ведут оперативный, статистический, налоговый учет.
Бухгалтерский учет должен обеспечивать:
· объективность при получении учетных данных;
· полноту, оперативность и экономичность планируемых, нормативных и учетных данных.
Организация:
· самостоятельно, устанавливает организационную форму бухгалтерской работы;
· определяет в установленном порядке и методы бухгалтерского учета;
· разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
Заключение
Целью курсовой работы являлось исследование теоретических основ составления бухгалтерских записей.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены счета бухгалтерского учета и двойная запись.
2. Виды бухгалтерских проводок.
3. Порядок исправления ошибочных записей.
Выявлено, что счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в средствах предприятия. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет.
В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.
Метод двойной записи заключается в следующем: всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи) и поэтому должна записываться дважды в дебет одного счета и в кредит другого.
Объекты бухгалтерского учета благодаря методу двойной записи, получают отражение на счетах бухгалтерского учета во взаимосвязи, что имеет важное значение для контроля.
Первичные документы поступающие в бухгалтерию подлежат обязательной проверке.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускаются. В остальные первичные документы исправления вносятся по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и не оговоренные исправления не допускаются.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных документах составляется сводная учетная документация.
Документальное оформление хозяйственных операций позволяет бухгалтерской службе вести предварительный, текущий и последующий контроль.
Так как бухгалтерский учет должен обеспечивать объективность при получении учетных данных; полноту, оперативность и экономичность планируемых, нормативных и учетных данных то, своевременное внесение исправительных записей очень важно для получении достоверной информации.
2. Практическая часть. Вариант 5
Список литературы
1. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г., № 129-ФЗ.
2. Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н.
«Бухгалтерский учет»; Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-576с(Серия «высшее образование»)
3. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Анализ бухгалтерской отчетности», Москва1998г., Издательство «Дело и Сервис»
4. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. «Бухгалтерская отчетность организации» ; Москва «бухгалтерский учет», 2002г.-286с
5. Рябова Р.И «Аудит».Законодательные и нормативные документы/ Составитель Р.И.Рябова.-М.,ЗАО «Бухгалтерский бюлютень»,1998.-320с
6. Пошерстник Н.В., Мейксин М.С «Бухгалтер торгового предприятия»; М- Санкт-Петербугрг, «Издательский дом Герда», 2002г.736с
7. Самохвалова Ю.Н,«Бухгалтерский учет»; М.: ИНФРА-М, 2003г.-144с
8. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа»; М, Инфра –М, 1995г.
9. Учет по новому Плану счетов», разъяснения и рекомендации. Типовые проводки/Под ред. И.Д.Юцковской.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.,ИД ФБК-ПРЕСС,2002,-368с.
[1] Самохвалова Ю.Н. «Бухгалтерский учет»; М.: ИНФРА-М, 2003г.-10с
[2] Пошерстник Н.В., Мейксин М.С. «Бухгалтер торгового предприятия». – СПб.: «Издательский дом ГЕРДА», 2002г.- 37с
[3] Самохвалова Ю.Н. «Бухгалтерский учет»; М.: ИНФРА-М, 2003г.-14с
[4] Бакина С.И , Злобина Л.В, Исаева И.А, Исаев С.Г. «Самоучитель по бухучету».5-е издание, перераб. и доп. – М.: бератор, 2004.-31с
[5]Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»; Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-20с(Серия «высшее образование»)
[6] Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н.
«Бухгалтерский учет»; Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-12с(Серия «высшее образование»)
[7] Новодворский В.Д., Пономарева Л.В «Бухгалтерская отчетность организации» ; Москва «бухгалтерский учет», 2002г.-26с
[8]Н.В.Пошерстник, М.С.Мейксин «Бухгалтер торгового предприятия»; М- Санкт-Петербугрг, «Издательский дом Герда», 2002г.34с
9.Н.В.Пошерстник, М.С.Мейксин «Бухгалтер торгового предприятия»; М- Санкт-Петербугрг, «Издательский дом Герда», 2002г.36с
10 1.Ю.Н.Самохвалова «Бухгалтерский учет»; М.: ИНФРА-М, 2003г.-14с