Содержание

Единый социальный взнос.. 3

1.1 Единый социальный  налог (взнос), его место и роль в налоговой системе и доходных источниках бюджетов. 3

1.2 Налогоплательщики и основные элементы налога. 5

1.3 Порядок исчисления, порядок   и сроки уплаты налога различными категориями налогоплательщиков. 13

Задача №1. 16

Задача №2. 18

Список литературы... 19

Единый социальный взнос

1.1 Единый социальный  налог (взнос), его место и роль в налоговой системе и доходных источниках бюджетов

  Единый социальный налог (ЕСН) – федеральный налог, который предназначен для мобилизации средств в целях реализации права граждан на:

·        государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и

·        медицинскую помощь.

Правовыми основами ЕСН являются нормы гл.24 («Единый социальный налог») части второй НК РФ, с учетом последующих изменений, а также других федеральных законов в области социального обеспечения граждан (в частности – Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). В Российской Федерации единый социальный налог впервые введен с 1 января 2001г. [1]

Поступления от данного налога зачисляются в три государственных внебюджетных фонда – пенсионный фонд российской Федерации, Фонд социального страхования российской федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога утверждены приказом МНС РФ от 29 декабря 2000г. № БГ – 3- 07 /467 (с изм.) Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога утверждены приказом МНС РФ от 29 декабря 2000г. № БГ -3-07/466.

Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства о едином социальном налоге, доведены письмом МНС РФ от 19 июня 2001г. № СА -6-07/467.

Налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом РФ мероприятия налогового контроля по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды:

·        осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога;

·        осуществляют взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам;

·        проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога(взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000г. №118-ФЗ).
















1.2 Налогоплательщики и основные элементы налога

Плательщиками единого социального налога являются:

·        работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе-

- организации,

- индивидуальные предприниматели,

- родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования,

- крестьянские (фермерские) хозяйства,

-   физические лица,

·        лица, осуществляющие индивидуальную или частную деятельность, в том числе:

- индивидуальные предприниматели,

- родовые, семейные общины малочисленных народов севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования,

- крестьянские (фермерские) хозяйства,

- адвокаты.

Объектом налогообложения для исчисления единого социального налога для налогоплательщиков   - работодателей (кроме работодателей физических лиц) являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:

- вознаграждения по авторским и лицензионным договорам,

- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц,

- выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000руб. в расчете на одного работника за календарный месяц.

Причем выплаты в размере до 1000руб. включительно на одного работника, произведенные в виде сельскохозяйственной продукции и (или) товаров для детей, не облагаются социальным налогом (взносом) у работодателей в том месяце, в котором они были начислены. Суммирование этих выплат в налоговом периоде не производится. [2]

Объектом налогообложения для исчисления единого социального налога для налогоплательщиков работодателей – физических лиц являются:

- выплаты и иные вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.

Объектом налогообложения для исчисления единого социального налога для налогоплательщиков -  неработодателей являются:

- доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Индивидуальные предприниматели, применяющие в соответствии с федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога.

Выплаты не признаются объектом налогообложения, в том случае, если производятся за счет средств остающихся в распоряжении:

·        организации - после уплаты налога на доходы организации;

·        индивидуального предпринимателя либо физического лица- после уплаты налога на доходы физических лиц (п. 4 ст. 236 ч. 2 НК РФ).

Средствами организации, остающимися в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, следует считать средства, полученные как разность между конечным финансовым результатом, определяемым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом  Минфина России от 29.07.98 № 34н, и суммой налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, отраженных в налоговых декларациях и других документах (Приказ МНС РФ от 28.04.2001 № БГ -3-07/138).

Порядок использования средств, остающихся в распоряжении организации, определяется ее собственниками (акционерами,  учредителями).

Налоговым периодом признается календарный год.

Датой получения дохода  для исчисления единого социального налога считается:

·        для доходов, начисленных у налогоплательщиков – работодателей- день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты);

·        для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также иных доходов, включая материальную выгоду – день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода.

При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счета налогоплательщика.

Статьей 238 части второй Налогового кодекса РФ определен перечень выплат, не подлежащих налогообложению единым социальным налогом.[3]

Для налогоплательщиков – работодателей (за исключением физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями) налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся для них объектом налогообложении, которые начислены налогоплательщиками в пользу физических лиц за налоговый период.

Для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговая база определяется как сумма выплат и вознаграждений, являющихся для них объектом налогообложения за налоговый период в пользу физических лиц.

При этом необходимо отметить, что налогоплательщики – работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.[4]

Для налогоплательщиков, не являющихся работодателями, налоговая база определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме  от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном установленному для налогоплательщиков налогу на прибыль организаций ст. 252- 269 гл. Нк РФ.

Отдельно следует сказать о выплатах и вознаграждениях в натуральной форме в виде товаров(работ, услуг). При расчете налоговой базы такие выплаты и вознаграждения учитываются как стоимость этих товаров(работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен.  Но при государственном регулировании цен на эти товары необходимо исходить из государственных регулируемых розничных цен.

Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части авторского договора, определяется в соответствии со ст.210 НК РФ с учетом расходов, предусмотренных п.3 части первой ст.221 НК РФ.

  Налоговым периодом по ЕСН является календарный год. С 1 января 2002г., в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31 декабря 2001г. № 198-ФЗ, отчетными периодами по налогу признаются:

·        первый квартал;

·        полугодие;

·        девять месяцев календарного года.

Напомним, что в 2001г. отчетным периодом по ЕСН был календарный месяц.

Перечень налоговых льгот по ЕСН установлен в ст. 239 НК РФ. Согласно положениям указанной статьи от уплаты налога освобождаются:

1.     организации любых организационно- правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000рублей на каждого работника, являющимся инвалидом 1группы;

2.     следующие категории налогоплательщиков – работодателей – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

·        общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляются не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

·        организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

·        учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздоровительных, физкультурно- спортивных, научных,  информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Однако эти льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством российской Федерации по представлению  общероссийских общественных организаций инвалидов;[5]

3.     налогоплательщики, не являющиеся работодателями- инвалиды 1, 2, 3, группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода;

4.     российские фонды поддержки образования и науки – с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грандов, представляемых учителям, преподавателям , школьникам, студентам и аспирантам государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Кроме того, льготы по ЕСН на каждый конкретный финансовый год могут устанавливаться бюджетным законодательством.

Для налогоплательщиков – работодателей, производящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков- сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, положениями п.1 ст. 241 НК РФ установлены следующие базовые ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала  года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 100000руб

лей

28%

4,0%

0,2%

3,4%

35,6%

От 100001 до 300000 рублей

28000+15,8% с суммы, превышающей 100000

4000 рублей +2,2%, с суммы 100000 руб

200 руб +0,1%, с суммы, превышающей 100000рублей

3400 рублей +1,9%, с суммы превышающей 100000 руб

35600+20%, с суммы превышающей 100000руб

От 300001 рубля до 600000руб

59600руб+7,9%с суммы превышающей 300000руб

8400+1,1% с сумы, превышающей 300000руб

400руб +0,1% с суммы превышающей 300000рублей

7200рубей +0,9% с суммы, превышающей 300000рублей

75600рублей +10,0% с суммы превышающей 300000рублей

Свыше 600000

83300 руб + 2,0%, с суммы превышающей 600000рублей

11700 рублей

700 рублей

9900рублей

105600рублей +2,0% с суммы, превышающей 600000

руб


1.3 Порядок исчисления, порядок   и сроки уплаты налога различными категориями налогоплательщиков

Сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.[6]

При этом ЕСН, подлежащая в составе ЕСН уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах сумм, исчисленных исходя  из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным   законом от 15 декабря 2001года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

    В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.

Уплата ежемесячных авансовых платежей  производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом  с налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за этот период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления  расчета по налогу.

Отметим, что если в отчетном периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей , данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представленном не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммам налога, уплаченным в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возвращается налогоплательщику.

Если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и возвращается налогоплательщику.

Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, а также сумм налогового вычета и порядок ее заполнения утверждены Приказом МНС РФ от 21 февраля 2002г. № БГ -3-05/ 91.

Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом,    налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации   сведения (отчеты) по форме, утвержденной ФСС РФ.

Уплата ЕСН осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования и территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством   Российской Федерации по налогам и сборам, не позднее 30 марта, следующего за истекшим налоговым периодом.







Задача №1

Рассчитать налог на имущество предприятий за 9 месяцев текущего года.

Решение

Для расчета соответствующего варианта все данные, необходимые для расчета уменьшим на 50 (5*10).

Налог на имущество рассчитывается исходя из данных бухгалтерского учета, облагать следует имущество, которое учитывается в соответствии с ПБУ 6/01 «учет основных средств».  

При определении налоговой базы надо взять дебетовые остатки по счетам 01 «Основные  средства» и 03 «Доходные вложения» и вычесть из них кредитовый остаток по счету 02 «амортизация основных средств» и сумму по счету 010 «Износ основных средств». 

Остаток на 01.01.  по счету 01 17895/ 50 = 357,90

                               по счету 02 10845 / 50 = 216,90

                                                     Итого          141,00

Остаток на 01.04  по  счету 01 20345/50= 406,90

                                              По счету 02  11241/50 = 224,82

                                                        Итого                   182,08

Остаток  на 01.07  по счету   01  17849/ 50 = 356,98

02    9352/ 50 = 187,04

 Итого             169,94

 

Остаток на 01.10 по счету    01  19345/50 = 386,90

                                                  02 5321 / 50 = 106,42

                                                    Итого            280,48

Рассчитаем среднегодовую стоимость

( 141,00 + 182,08 + 169,94 + 280,48) / 4 = 193,375

Льготируемое имущество

на 01.01     (1895 – 845)/50 = 21

на 01.04.    (2345 – 124 ) / 50 = 22,08

на 01.07  (1849 – 352) /50 = 29,94

на 01.10 (1345-321)/ 50 =  20,48

рассчитаем среднегодовую стоимость

(21 + 22,08 + 29,94 + 20,48) / 4 = 23,375

подлежит налогообложению 193,375 – 23,375 = 170,00

Ставка  налога установлена законом субъектов российской Федерации и не может превышать 2,2%, следовательно

170,00 * 2,2% = 3,74 рубля – налог на имущество

по данным задания у организации есть филиал.

 С 1 января 2004г. организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по местонахождению филиала, в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения.

На 01.01  остаток по счету 01    (2895 – 1084) / 50 = 36,22

На 01.04 остаток по счету 01     (2345 – 1241)/ 50 = 22,08

На 01.07 остаток по счету 01     (1849 – 1352) / 50 = 9,94

На 01.10 остаток по счету 01    (1845 – 1321) /50 = 10,48

Среднегодовая стоимость имущества

(36,22 + 22,08 + 9,94 + 10,48) /4 = 19,68

    19,68 * 2,2% = 0,43 рубля










Задача №2.

Используя данные, определить сумму налогов от реализации продукции и распределить платежи в бюджеты  различного уровня. Результат представить в таблице.[7]


Результат расчета

  

№ п/п

показатели

Ставка

в %

Налоговая база

Сумма налога

Бюджет


Фед.

Рег.

Мест.


1

2

3

4

5

6

7

8

1

НДС

20

5850

900

900



2

Налог с продаж

5

5850

450

450



3

Налог на пользователей автомобильных дорог

1

5850




58,50

4

Налог на прибыль

24

5850

1404

6% - 351

16% - 936

2 % - 117








Список литературы



1. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г., № 129-ФЗ.

2. Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»; Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-576с (Серия «высшее образование»)

3. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Анализ бухгалтерской отчетности», Москва1998г., Издательство «Дело и Сервис»

4. Новодворский В.Д.,  Пономарева Л.В. «Бухгалтерская отчетность     организации» ; Москва «бухгалтерский учет», 2002г.-286с

5. Рябова Р.И  «Аудит».Законодательные и нормативные документы/ Составитель Р.И.Рябова.-М.,ЗАО «Бухгалтерский бюлютень»,1998.-320с

6. Пошерстник Н.В., Мейксин М.С «Бухгалтер торгового предприятия»; М-      Санкт-Петербугрг, «Издательский дом Герда», 2002г. - 736с

7. Самохвалова  Ю.Н,«Бухгалтерский учет»; М.: ИНФРА-М, 2003г.-144с

8. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа»; М, Инфра –М, 1995г.

9. Учет по новому Плану счетов», разъяснения и рекомендации. Типовые проводки/Под ред. И.Д.Юцковской.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.,ИД ФБК-ПРЕСС,2002,-368с








[1] Тедеев А.А., Парыгина В.А. «Финансовое право». Учебник/ А.А.Тедеев, В.А Парыгина.- М.: изд-во ЭКСМО,2004.-354с

[2] Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н.«Бухгалтерский учет»; Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-136(Серия «высшее образование»)


[3] Новодворский В.Д.,  Пономарева Л.В. «Бухгалтерская отчетность     организации» ; Москва «бухгалтерский учет», 2002г.-200с


[4] Рябова Р.И  «Аудит».Законодательные и нормативные документы/ Составитель Р.И.Рябова.-М.,ЗАО «Бухгалтерский бюлютень»,1998.-120с


[5] Рябова Р.И  «Аудит».Законодательные и нормативные документы/ Составитель Р.И.Рябова.-М.,ЗАО «Бухгалтерский бюлютень»,1998.-120с


[6] . Пошерстник Н.В., Мейксин М.С «Бухгалтер торгового предприятия»; М-      Санкт-Петербугрг, «Издательский дом Герда», 2002г.536с


[7] НДС в размере 20% – это условие задачи.