7 Тех эксплуатация МТП Техническая эксплуатация машин как наука определяет
пути и методы наиболее эффективного управления техничес-ким состоянием
машин в целях их высокопроизводительной и надежной работы при оптимальных
материаль-ных и трудовых затратах.
Техническая эксплуатация машин как область практической деятельности — это
комплекс технических, экономи-ческих, организационных и других мероприятий,
обеспечивающих поддер-жание машин в работоспособном, исправном состоянии,
предупреждение их простоев из-за технических неисправностей.
Техническая эксплуатация включа-ет: обкатку, техническое обслуживание,
заправку, хранение, технические осмотры, диагностирование машин и
предупреждение или устранение неис-правностей, т. е. неплановый ремонт
машины.
Обкатка. Под обкаткой понимается период работы машины после ее изготовления
или ремонта при определенной увеличивающейся нагрузке в целях хорошей
приработки трущихся деталей, обеспечивающей их длительный срок службы.
Техническое обслуживание — это комплекс операций по поддержанию
работоспособности или исправности машины при использовании по назначению,
ожидании, хранении и транспортировании (операции очистки, контроля или
диагностирования, крепления, регулирования, смазыва-ния, замены некоторых
составных частей машин, например фильтрующих элементов).
Заправка машин включает опе-рации заполнения ее баков, картеров и других
емкостей топливом, смазочными материалами и рабочими жидкостями
(охлаждающей).
Хранение машин — содержание в местах их размещения в соответствии с
установленными правилами, выполнение которых обеспечивает сохраняемость
машин до использования по назначению.
Технический осмотр машин — комплекс контрольных операций, прово-димых перед
началом напряженных полезных работ в целях проверки готовности машин к их
использованию.
Диагностирование машин — процесс определения их технического состояния с
определенной точностью.
Ремонт машин — комплекс опера-ций по восстановлению их исправности или
работоспособности, что характеризуется восстановлением ресурса
составных частей.
8 МТА и их классификация Машинно-тракторный агрегат (МТА) - агрегат в
котором в качестве источника энергии используют двигатель трактора,
самоходного шасси или какой-либо другой мобильной энергомашины. МТА
классифицируют по виду выполняемого технологического процесса; принципу
соединения рабочих машин с трактором или другой энергомашиной; типу привода
рабочих органов машины; числу технологических операций, выполняемых за один
рабочий ход.
По виду выполняемого технологи-ческого процесса агрегаты разделяют на
пахотные, посевные, уборочные и т. д.
По принципу соединения рабочих машин с трактором МТА их подразделяют на
прицепные, навесные и полунавесные. Прицепные агрегаты комплектуют из
трактора, сцепки и прицепных машин с ходовыми колесами. У навесных
агрегатов рабочие машины не имеют ходовых колес и отсутствует сцепка. У
полунавесных агрегатов вес рабочих машин воспри-нимается одновременно
трактором или сцепкой, а также ходовыми колесами самих машин.
По типу привода рабочих машин различают тяговые и тягово-приводные МТА. У
тяговых агрегатов вся полезная мощность двигателя реализуется через крюк
или другой тяговый орган типа навесного механизма. Полезная мощность
двигателя у тягово-приводного агрегата реализуется одновременно через
тяговый орган и вал отбора мощности.
По числу выполненных за один рабочий ход технологических операций МТА
подразделяют на простые и комбинированные (комплексные).
Простые агрегаты состоят из одно-типных рабочих машин (пахотные,
бороновальные и др.).
В состав комбинированных агрегатов входят два и более рядов разнотипных
машин (культиватор и бороны; культиваторы, сеялки и бороны и др.).
Применение комбинированных агрега-тов обеспечивает уменьшение числа
проходов трактора по полю и меньшее уплотнение почвы. Сокращаются также
затраты труда и сроки выполнения полевых работ, однако при этом возможно
увеличение простоев, связанных с устранением отказов при недостаточной
надежности машин.
10Выбор и обоснование передвижных средств ТО и диагностирования. Основные
факторы, оказывающие влияние на выбор средств ТО, сводятся к следующим:
количественный состав и структура парка машин по маркам; годовая загрузка
машин и неравномерность их использования; структура и рассредоточение
материально-технической базы ТО для проведения определенного вида работ;
характер специализации и структура организации ТО и ремонта машин в
хозяйстве и на районном уровне.
Передвижные средства применяют в основном для оперативного обслуживания
машин, особенно в напряженный период сельскохозяйственных работ, а также
при небольшом количестве тракторов в бригаде или в хозяйстве.
Для ориентировочного выбора числа передвижных средств ТО используют
нормативы их среднего количества на 100 физических тракторов по
респуб-ликам и стране в целом.
При более точном определении потребностей в средствах ТО необходимо
учитывать особенности материально-технической базы хозяйств и района. При
этом в первую очередь учитывают макси-мальный объем работ за смену в
напряженный период загрузки МТП. Этот объем работ может быть выражен в ТО в
смену, заправок в смену, устранений неисправностей в смену и др.
Необходимое число передвижных средств обслуживания определяют по формуле
Аjn=(мjn*ncмj)/djn
Где мjn — коэффициент, учитывающий часть суммарного объема работ ТО,
выполняемую с помощью передвижного средства jго назначения (заправка,
диагностирование, ТО, устранение неисправностей). Этот коэффициент обычно
изменяется в зависимости от условий в диапазоне 0,15. .0,35; ncмj --
максимальное число обслуживании в смену j-го назначении; djn — сменная
пропускная, способность передвижного средства j-го назначения с учетом
времени на переезды, обслуживании в смену. Пропускную способность средства
устанавливают по его технической характеристике.