Содержание
Введение 3
Задание №1. Закончить фразу 4
Задание №2 Объяснить тезис 4
Задание №3 Перечислите современные проблемы ресурсопользования 10
Задание №4 Дайте определение понятию ресурсы. 11
Задание №5 Раскройте смысл понятия « экономического плодородия» 12
Задание №6 Разработка туристического маршрута 12
Заключение 17
Список литературы. 18
Введение
Человек, будучи представителем высшей ступени эволюции живых организмов отличается от них прежде всего своим разумом, речью и способностью к труду. Вследствие этого он оказывает на свое местообитание влияние гораздо большее, чем другие животные, вплоть до его разрушения, причем результат своей деятельности он ощущает и понимает как правило позже. С самого начала своей истории человек столкнулся с законами природного равновесия.
Поэтому ресурсоведение, как наука о рациональном использовании природных ресурсов является необходимой составляющей мировоззрения современного человека.
Данная контрольная работа направлена на раскрытие следующих вопросов:
1. Необходимо дать понятие фундаментальным исследованиям;
2. Объяснить тезис о том, что развитие технологий ресурсопотребления идет в направлении «природа-мать – природа-соратник – природа-экспонат»;
3. Перечислить современные проблемы ресурсоиспользования;
4. Дать определение понятию ресурсы (не менее 5);
5. Раскрыть смысл понятия «экономического плодородия»;
6. Разработать 2-хдневный туристический маршрут, в котором необходимо отразить следующее:
- Цель и задачи тура;
- Время, способы продвижения и численность групп;
- Описание и структура тура;
- Описать туристические объекты по туру;
- Проанализировать используемые туристические ресурсы
- Сделать вывод.
Задание №1. Закончить фразу
Закончите фразу: фундаментальные исследования ориентированы…
Фундаментальные исследования ориентированы на получение знаний в следующих направлениях:
- Изучение свойств и законов микромира (различные поля; элементарные частицы; фундаментальные взаимодействия и т.п.);
- Изучение природных и социальных систем (законы свойства, процессы эволюции и развития и т.п.);
- Изучение свойств мегамира (астрономические исследования, влияние космических процессов на Землю и т.п.);
- Фундаментальные исследования онтологического характера (пространственно-временные проблемы, проблемы сознания, материи, энергии и т.д.).
Задание №2 Объяснить тезис
Объясните тезис о том, что развитие технологий ресурсопотребления идет в направлении «природа-мать – природа-соратник – природа-экспонат».
Длительная история развития человечества - это, прежде всего, история природопользования, развития производительных сил, познания человеком законов природы и общества, смена на этой основе, общественно-экономических формаций. Поэтому, вполне естественно, что взаимоотношение человека с природой и ее ресурсами подчиняется, с одной стороны - характеру ресурсов в самом широком понимании этого слова, начиная с размеров самой территории и кончая залегающими в недрах земли полезными ископаемыми и, с другой, состоянием производительных сил. В том числе - уровнем развития науки, техники и теми производственными отношениями, которые складываются в конкретном обществе на протяжении его истории. Hаскальные рисунки первобытного человека, изображающие сценки охоты или собирания плодов, свидетельствуют о том времени, когда человек, производное от природы, приступил к осмысленному использованию наиболее доступных и, одновременно, необходимых биологических ее ресурсов, приступил к “покорению” природы[1].
Анализируя результаты, масштаб и последствия использования природных ресурсов, правомерно наметить следующие периоды развития технологий ресурсопотребления человека с природой[2].
1. охватывает эру примитивной культуры и первобытно-общинного уклада жизни до начала землепользования;
2. соответствует времени от начала землепользования (примерно VIII-VII вв. до н.э.) до становления промышленного производства (XIX в.);
3. связан с изобретением парового двигателя и развитием промышленного производства (XIX-ХХ вв.) и научно-технического прогресса
Первый период природопользования. Итак, первый период взаимодействия человека с природой отвечает наиболее примитивной культуре каменного века и первобытнообщинного уклада жизни, когда человеческие племена были сравнительно малочисленны и рассеяны по поверхности Земли и в этот период отношения человека к природе можно охарактеризовать как «природа-мать». Это связано с тем, что первые люди жили за счет природы: сбора плодов, съедобных растений и тех животных, которых они могли ловить. Они видели в природе мать, которая их кормит, и без которой они не смогли бы прожить. Изобретение орудий позволило заниматься охотой и рыбной ловлей практически на все виды животных, деятельность человека становилась более хищнической. На этой стадии человек неотделим от окружающей среды и полностью от него зависит. Изменения в среде, которые определяют количество необходимой пищи, заставляют его приспосабливаться к данным условиям или искать другие местообитания. Хищническая деятельность должна была ограничиваться саморегулированием, подобным тому, которое существует в мире животных между хищником и добычей.
Второй период природопользования относится ко времени от начала земледелия и скотоводства до становления развитого промышленного производства в XIX в. Этот период в социально-экономическом отношении характеризуется постепенным развитием государственности, переходом примитивных, родовых и общинных общественных отношений к рабовладельческим и феодальным государствам, возникновением городов-государств. В связи с этим изменилось и отношение человека к природе, которая стала сотрудником и помощником человека. Природа давала человеку необходимое сырье для производства, но в те времена не было глобального экономического роста, и поэтому природа полностью давала то, что было необходимо. Но уже тогда были заложены основы потребительского отношения к природе, что дало свои плоды к концу XX века.
Так, все домашние животные, кроме ламы и альпаки, родом из Старого Света. Одомашнивание животных произошло на Ближнем Востоке примерно восемь тысяч лет назад. Воздействие скотовода на внешнюю среду несравненно более глубокое, чем воздействие охотника. Перекидывающийся огонь - самое могучее средство преобразования внешней среды, которым скотоводы пользовались для увеличения открытых пространств. Ландшафт оказывался полностью трансформированным: начинались явления эрозии, изменения водного режима и, соответственно, климата регионов. Пятнадцать тысяч лет тому назад на Земле не было пустынь. Имеется образное выражение, что кочевник является не столько сыном пустыни, сколько ее родителем. Сегодня трудно поверить, что песчаная ныне Сирия когда-то снабжала Египет лесом, что слонов для своей армии Ганнибал отлавливал в обширных лесах Северной Африки, где сейчас лишь песчаные барханы пустыни.
Скот, который уже являлся не только источником пищи, но и признаком богатства и могущества его владельца, также мог иметь религиозное значение, например, священные коровы Индии. Увеличение поголовья стада приводит к нарушению естественного равновесия почв и всей экосистемы.
В экологическом отношении это период активного вовлечения в сферу использования все новых земель, сокращения лесных массивов, интенсивного использования ирригации и поливного земледелия. Именно тогда были созданы предпосылки к глобальным преобразованиям ландшафтов, преимущественно в аридной и семиаридной зонах Земли, где климатические условия жизни и возделывание почвы наиболее благоприятны, а экологические последствия земледелия - наиболее ощутимы. Именно поэтому можно назвать этот период отношений человека к природе как «природа-соратник».
Третий период развития технологий ресурсопотребления связан с переосмыслением мира. То есть наряду с образным и художественным осмыслением устройства мира, шел непрерывный процесс накопления эмпирических знаний о конкретных предметах, явлениях и процессах природы. В этот период возникают идеи об особом положении человека в мире. Согласно Аристотелю “...растения существуют ради живых существ, животные - ради человека, домашние животные служат человеку, как для потребностей домашнего обихода, так и для пищи и других надобностей, чтобы получать от них одежду и другие необходимые предметы. Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что создает все упомянутое ради людей...” [3]
Окончательно господство человека над природой было освящено христианством. И не просто освящено. Вспомним самое начало человечества: создав мужчину и женщину - “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, над птицами небесными и всякими животными, пресмыкающимися на земле” (Ветхий завет, 1.28). Господство над природой - вот предназначение человека.
Наконец, в конце ХVIII в. была изобретена и задействована в Англии паровая машина, использовавшая в качестве топлива каменный уголь. Принципиальное отличие третьего периода природользования от второго - наличие двигателя, позволяющего использовать сконцентрированную в недрах Земли энергию каменного угля, нефти, газа, радиоактивных элементов, что вызвало резкий рост энергетических возможностей развития человечества и радикальное изменение мировоззрения человека в сторону потребительского отношения к природе, которая стала экспонатом, которым можно пользоваться как угодно.
Третий период природопользования, относящийся к ХIX – XX веку отмечен нарастающей концентрацией производительных сил, развитием частного предпринимательства, свободной конкуренцией между многочисленными, предпринимателями, окончательным разделом мира, становлением и развитием капитализма на всех континентах планеты. Этот период ознаменовался, прежде всего, ускоренным освоением минерально-сырьевых невозобновимых ресурсов недр, развитием угольной и металлургической отраслей промышленности, освоением энергии пара, а затем - электрической энергии, началом нефтедобычи, зарождением химии и нефтехимии.
Hефть, эта черная кровь планеты, материализованная солнечная энергия, заключенная в пластах горных пород, оказалось могучим двигателем прогресса и одновременно источником беспощадной эксплуатации природных ресурсов нефтепроизводящих регионов, политических катаклизмов и глобального загрязнения природной среды.
С развитием горнодобывающих и перерабатывающих отраслей промышленности начался процесс перераспределения химических элементов в земной коре, нарушение геохимического баланса на ее поверхности. В нарастающих темпах продолжается освоение новых земель, создание культурных агроландшафтов, истребление наземных и морских животных. Примером наиболее варварских деяний этого времени служит колонизация североамериканского континента. Первые колонисты имели возможность овладеть обширными участками лучших земель, пригодных для возделывания, используя интенсивно развивающуюся технику. Распашка территории Великих американских равнин, характеризующихся неустойчивым засушливым климатом, равно, как и усиление эксплуатации земель в качестве пастбищ, привело к массовому развитию водной и ветровой эрозии. На колоссальной площади Великих Североамериканских равнин земли потеряли свою продуктивность и не поддаются восстановлению. Сходные явления наблюдались в Австралии, Греции, Ливане, Испании, Турции, где разрушение почвенно-растительных комплексов связано с неумеренным выпасом скота.
Таким образом, человек, в процессе взаимодействия с природой познает ее и учится управлять ей. На начальном этапе развития общества, человек только потреблял производимые природой продукты, т.е. природа была кормилицей человека и полностью его содержала. Можно сказать, что на этом этапе природа была матерью.
По мере развития способностей человека и освоения им природы, меняется и отношение человека к природе. Так, на определенном этапе развития человек почувствовал, что он самостоятелен, сам может производить необходимые продукты и содержать себя. На этом этапе природа превращается в соратника, т.е. человек на равных правах с природой преобразует мир, использует объекты природы в собственных творческих целях и таким образом существует.
Наконец, когда уровень самосознания человека достигает уровня современного человека, он начинает ставить себя выше природы, думать, что он вершина эволюции и соответственно творить, что ему вздумается. На этом этапе природа превращается в экспонат, с которым можно делать все что угодно.
В результате отношения человека к природе как к экспонату породило в конце XX те серьезные глобальные проблемы, о которых так много говорят и ничего не могут сделать. Для их решения необходимо изменить мировоззрение человека: от потребительского к созидательному.
Задание №3 Перечислите современные проблемы ресурсопользования
На сегодняшний день существует множество проблем ресурсопотребления, самыми важными из них являются следующие[4]:
1. по мере исторического своего развития, как это было показано выше, человечество использовало все большие количества и все более расширяющийся ассортимент компонентов природы, причем этот процесс никак не закончен, а продолжается в геометрической прогрессии;
2. сроки, временные интервалы, образующиеся между глобальными экологическими кризисами и, соответственно - революциями в природопользовании, сокращаются в той же прогрессии и в случае сохранения этой тенденции человечеству грозит уже состояние непрерывного экологического кризиса;
3. использование в сельском и лесном хозяйстве инсекцтидов и произведенные уже более 2000 раз испытания атомного оружия, изменили общий геохимический и радиационный фон поверхности Земли;
4. если ранние экологические кризисы затрагивали интересы, состояние здоровья, и самой жизни, сравнительно ограниченного количества людей, населявших ограниченную же территорию, то в настоящих условиях они затрагивают здоровье и жизнь огромного количества людей на огромных же площадях, а в отдельных странах и случаях - практически на всей территории планеты Земли;
5. если на ранних стадиях развития человечества, отходы жизни людей составляли естественную компоненту биологического оборота веществ, в последующем - вызывали загрязнение локальных территорий, в геохимических рамках естественного кругооборота веществ, но в настоящее время, в связи с синтезированием массы соединений, чуждых природе, природный геохимический баланс оказывается нарушенным, а проблема рециркуляции отходов сочетается с проблемой изъятия все новых и новых территорий и геологического пространства для их складирования или захоронения;
6. огромный энергетический и химический вклад человечества в развитие производства, сопоставимый с глобальными геологическими процессами, вызывает активизацию глобальных же природных процессов, в частности - развитие тепличного эффекта и разрушение защитного озонового слоя, что грозит очередной экологической катастрофе уже не только всему человечеству, а биосфере в целом. Ее предотвращение уже сейчас требует совместных действий всех экономически развитых стран, к чему пока не готовы ни правительства, ни народы этих стран;
7. наконец, природа значительных территорий Земли существенно загрязнена, что вызывает ухудшение здоровья людей, сокращение продолжительности жизни, высокую смертность детей в раннем возрасте
Задание №4 Дайте определение понятию ресурсы
Ресурсы - (от франц. ressource — вспомогательное средство), ценности, запасы, возможности, денежные средства, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы)[5].
Ресурсы - средства, запасы, возможности, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы).
Ресурсы - денежные средства, ценности, запасы, возможности; источники дохода в государственном бюджете. Различают ресурсы экономические (материальные, трудовые, финансовые) и природные.
Ресурсы - 1. Средства, имеющиеся в наличии, но к которым обращаются лишь при необходимости. 2. Источник чего-либо.
Ресурсы - факторы, без которых невозможен любой вид деятельности. К экономическим ресурсам относятся сырьё и другие природные ресурсы (земля, вода и пр.), капитал (основные и оборотные фонды), трудовые ресурсы и предпринимательская способность.
Задание №5 Раскройте смысл понятия « экономического плодородия»
Экономическое плодородие - это экономический потенциал, выгода, которую можно получить от использования каких-либо ресурсов, реализации различных мероприятий и т.п., выраженное в стоимостных категориях.
Экономическое плодородие - естественное и искусственное плодородие, реализуемое в виде прибыли. Экономическое плодородие зависит не столько ресурсов, сколько от условий ведения деятельности, уровня развития науки и техники[6].
Задание №6 Разработка туристического маршрута
Разработайте структуру и содержание двухдневного туристического маршрута и дайте анализ используемых при его реализации ресурсов.
Можно предложить следующий проект 2-х дневного туристического маршрута: сплав оз. Эворон – река Девятка – река Горин.
1. Цель и задачи тура
Целью данного туристического маршрута является организация 2-х дневного путешествия по природным ландшафтам хабаровского края.
Главными задачами тура являются:
- Изучение и обзор ландшафтов оз. Эворон;
- Путешествие по реке Девятка;
- Посещение нанайского поселка;
- Организация сплава по реке Горин.
2. Время, способы передвижения, численность групп.
Сезонность или точные даты заезда: с 9 мая по 10 октября.
Минимальные сроки бронирования мест в группе: 15 дней.
Длительность тура от 2-х до 3-х дней.
Продолжительность: 2,5 дня.
Количество человек в группе: 3 - 35 чел.
Способы передвижения: автобус, надувные лодки, автомобили; катер.
3. Структура и описание тура
Нитка маршрута: Комсомольск-на-Амуре - озеро Эворон - река Девятка - нанайский поселок Кондон - река Горин.
Структура маршрута
Время |
Действие, мероприятие на маршруте |
Туристические ресурсы |
8-00 |
Встреча на автовокзале (Комсомольск-на-Амуре) |
Автотранспорт |
11-00 |
Прибытие на оз. Эворон |
|
11-30 |
Подготовка к сплаву по озеру |
Припасы, лодки |
12-30 |
Сплав по озеру |
|
17-00 |
Отдых, ужин |
Материальные ресурсы |
19-30 |
Организация лагеря |
|
21-00 |
Свободное время |
|
6-00 |
Подъем |
|
6-30 |
Завтрак, сборы |
|
8-00 |
Сплав по озеру и выход на реку Девятка |
Инструменты, лодки |
12-00 |
Привал, обед |
Припасы, инструменты, |
14-00 |
Продолжение сплава по реке |
Инструменты, лодки |
15-30 |
Пересадка в автомобили, ожидающие на 50-м километре сплава по реке |
Транспорт |
17-00 |
Прибытие в нанайский поселок |
Финансовые ресурсы, материальные ресурсы |
19-00 |
Сплав по реке Горин |
Лодки, инструменты |
22-00 |
Привал, подготовка к ночлегу |
|
6-00 |
Сборы и завтрак |
|
7-30 |
Пешком до станции Заречная |
|
8-30 |
Посадка на автобус |
|
10-00 |
Прибытие в Комсомольск-на-Амуре |
|
4. Описание туристических объектов по туру
Озеро Эворон - уникальный водоем в 100 км от Комсомольска площадью 194 кв.км. (Место гнездования редких птиц: уток, гусей, цапель, журавлей, и других). В озере много рыбы. Эворонский карась - известный деликатес. Восемь речек впадает в озеро и только одна, река Девятка, вытекает. Прогретая в озере вода, становится теплой, пригодной для купания все лето. Кондон - нанайский поселок на берегу р. Девятки, в прошлом древнее стойбище. Его посещали первые исследователи Дальнего Востока Маак, Шренк, Здесь останавливались известные мореплаватели Бошняк и Чихачев. В Кондоне находится самая старая в регионе, бывшая туземная церковно-приходская школа, (в советское время "Красная Яранга"), где бережно хранятся материалы и фотографии об ее истории. В 30-е годы здесь проходили маршруты экспедиции дальневосточного исследователя В.К. Арсеньева (все знают его "Дерсу Узала" или "По Уссурийскому краю") и известного писателя-фантаста и ученого И.Е. Ефремова (его произведения "Лезвие бритвы", "Туманность Андромеды" и др. имеют всемирное признание). Люди, изучающие историю литературы, стремятся приехать сюда. Река Горин (приток р. Амур) - одна из красивейших таёжных рек Дальнего Востока, в нижнем течении которой расположился Комсомольский-на-Амуре Государственный заповедник. Наш несложный маршрут (в принятой в России спортивной туристической квалификации относятся к 1 категории сложности (всего категорий от 1 до 6), позволяет, путешествуя по реке, познакомиться с редкими птицами озера Эворон, увидеть пути миграции лососевых рыб (кеты и горбуши), узнать историю и современный быт аборигенов Амура - нанайцев.
5. Анализ используемых туристических ресурсов
Для реализации программы тура необходимы следующие ресурсы и затраты:
1. материальные и финансовые ресурсы: транспортные средства (автомобили, автобусы, лодки) – 15000 руб.; продукты питания – 10500 руб.; спальные принадлежности (одеяла, палатки) – 12500 руб.; предметы личной гигиены – 3000 руб.
Материальные и финансовые ресурсы составляют самую значительную и необходимую часть ресурсов. Она используется с максимальной эффективностью, т.к. цена тура относительно недорогая, а содержание путешествия очень насыщенно.
2. природные ресурсы: оз. Эворон; река Девятка; река Горин.
Данные природные ресурсы исчерпывают возможности материально-финансовых ресурсов и дают максимальный эффект для покупателей путевок, хотя, в перспективе можно расширить масштаб путешествия.
3. культурологические ресурсы: нанайский поселок.
Кроме путешествия в нанайский поселок можно организовать дополнительный 4-х часовой выезд на древние захоронения в долине реки Горин. Это потребует привлечения дополнительных трудовых, материальных и временных ресурсов.
4. трудовые ресурсы: водитель; проводник.
3 водителя, 2 проводника вполне удовлетворяют запросы данного тура, но при использовании новых объектов для посещения, придется увеличивать количество трудовых ресурсов.
6. Заключение
Таким образом, можно предложить клиентам новый туристический маршрут, проходящий по нитке Комсомольск-на-Амуре - озеро Эворон - река Девятка - нанайский поселок Кондон - река Горин.
Любители дикой природы, экстремальных ситуаций, длительных переходов по труднодоступным местам найдут для себя много интересных приключений и событий на данном маршруте. Это незабываемое 2-хдневное путешествие оставит незабываемые воспоминании, поможет обрести новых верных друзей и ознакомиться с особенностями дикой природы Хабаровского края.
Главной целью нового туристического маршрута является двухдневный поход по диким природным ландшафтам хабаровского края.
Главными элементами путешествия являются следующие природные комплексы: ландшафты оз. Эворон; река Девятка; нанайский поселок; места в районе реки Горин.
Сезонность или точные даты заезда: с 9 мая по 10 октября. Минимальные сроки бронирования мест в группе: 15 дней. Длительность тура от 2-х до 3-х дней. Количество человек в группе: 3 - 35 чел.
Заключение
В результате проделанной работы были раскрыты следующие вопросы:
1. Фундаментальные исследования ориентированы на получение новых научных знаний о природе, человеке и обществе. Эти знания связаны с естественными законами существования и развития мироздания.
2. Объяснен тезис о том, что развитие технологий ресурсопотребления идет в направлении «природа-мать – природа-соратник – природа-экспонат».
3. Перечислены современные проблемы ресурсопользования. Из всего сказанного позволительно сделать парадоксальный вывод о том, что зависимость людей от природы не ослабевает со временем, а наоборот, усиливается. И этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будут найдены принципиально новые пути взаимодействия между людьми и природой.
4. Дано определение понятию ресурсы. Вот одно из них: Ресурсы - факторы, без которых невозможен любой вид деятельности. К экономическим ресурсам относятся сырьё и другие природные ресурсы (земля, вода и пр.), капитал (основные и оборотные фонды), трудовые ресурсы и предпринимательская способность.
5. Дано понятие термина «экономическое плодородие» - это экономический потенциал, выгода, которую можно получить от использования каких-либо ресурсов, реализации различных мероприятий и т.п., выраженное в стоимостных категориях.
6. Разработан 2-дневный туристический маршрут: сплав оз. Эворон – река Девятка – река Горин.
Список литературы
1. Дубнищева Т.Я. Концепции Современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.
2. Небел Б. Проблемы отношений человека и природы. – М.: Мир, 2000.
3. Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001.
4. Экология и ресурсопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2001.
5. Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 1995.
6. С. Г. Макевнин, А. А. Вакулин. Природные ресурсы. – М.: изд. Агропромиздат, 1999.
[1] Небел Б. Проблемы отношений человека и природы. – М.: Мир, 2000. – с. 87.
[2] Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – с. 148.
[3] Экология и ресурсопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 75.
[4] Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 1995. – с. 218.
[5] С. Г. Макевнин, А. А. Вакулин. Природные ресурсы. – М.: изд. Агропромиздат, 1999. – с. 14.
[6] С. Г. Макевнин, А. А. Вакулин. Природные ресурсы. – М.: изд. Агропромиздат, 1999. – с. 16.