Содержание

Введение. 4

1.Понятие внешнеэкономической деятельности и её субъекты.. 5

2.Внешнеэкономической деятельности России и  глобализация экономических отношений в мире. 7

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

Распад СССР вылился для Российской Федерации в огромные геополитические потери и существенно ухудшил возможности ее взаимодействия с мировым хозяйством. Россия оказалась далеко отодвинутой на северо-восток (если исходить из границ бывшего СССР) в глубь Евразийского материка. Стал более отчетливо про­являться континентальный характер России, несмотря на то что она омывается тремя из четырех мировых океанов — Атлантичес­ким, Северным Ледовитым и Тихим. Россия лишилась половины морских портов, при этом особенно значительными оказались потери по незамерзающим портам.

В настоящее время железнодорожные, автомобильные маги­страли, трубопроводы России на запад и юг и авиатрассы в воз­душном пространстве проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для Российской Федерации.

Российская Федерация унаследовала и примерно 70% внешне­экономических связей СССР. Однако следует отметить, что еще в составе СССР в 1986—1991 гг. внешнеторговый оборот РФ сокра­тился почти вдвое, и эта тенденция падения сохранялась и в по­следующие годы. Переломным в этом отношении стал 1994 г. В 1994 г. объем российской внешней торговли по сравнению с 1993 г. увеличился на 52% (с 92,0 млрд. долл. в 1993 г. до 141,3 млрд. долл. в 1994 г.). Внешнеторговый оборот России продолжает расти и в настоящее время.

Цель работы: рассмотреть основные моменты внешнеэкономической деятельности в  России на современном этапе.

Задачи:

1. Дать понятие внешнеэкономической деятельности, определить субъектов внешнеэкономической деятельности по российскому законодательству;

2. Рассмотреть тенденции глобализации происходящие в сфере международных экономических отношений и некоторые способы регулирования внешнеэкономической деятельности.

1 . Понятие внешнеэкономической деятельности и её субъекты

 

Внешнеэкономическая деятельность  -  внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Существенной специфической чертой международных экономических отношений является объединение в единую систему различных по субъектной структуре отношений, обусловливающих применение различных методов и средств правовой регламентации. Существуют два уровня отношений: во-первых, отношения между государствами и иными субъектами международного права (в частности, между государствами и международными организациями) универсального, регионального, локальною характера; во-вторых, отношения между физическими и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и так называемые диагональные отношения - между государством и физическими или юридическими лицами, принадлежащими иностранному государству).[9 с.376]

 Внешнеэкономическая деятельность осуществляется в специфической сфере экономики, характеризующейся взаимодействием.[3 ст.1]

 юридических и физических лиц - участников ВЭД, как правило, двух и более государств.

Статья 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" относит к участникам ВЭД:

российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица) - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

иностранные лица - юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства.

2.    Внешнеэкономической деятельности России

Современные международные экономические отношения представляют собой высокоразвитую сложную систему, объединяющую разнород­ные по содержанию (по объекту) и по субъектам, но тесно взаимодейст­вующие между собой виды общественных отношений. Беспрецедентный рост значения международных экономических отношений для каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к интернацио­нализации общественной жизни достигла глобального масштаба, охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая экономиче­скую.

Одним из способов регулирования внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) является введение разрешительного порядка, представляющего собой установление государством требований получения лицензии на экспорт (импорт) какого-либо товара. Вопросы получения лицензии освещены в Положении о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.96 г. N 1299 "О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации". Выдача лицензий осуществляется Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (МВЭС России) через своих уполномоченных в регионах.

Копии документов должны быть прошиты, заверены подписью и печатью заявителя. Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых сведений. Предъявляемые заявителем документы подлежат регистрации в МВЭС России. Решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 25 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости доработки представленных документов срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на 10 дней со дня представления доработанных документов.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор).

МВЭС России может отказать в выдаче лицензии. Основанием для отказа в выдаче лицензии может явиться неправильное оформление заявления, либо сообщение недостоверных сведений о производимой экспортной или импортной операции, либо включение в контракт условий, наносящих ущерб экономическим интересам Российской Федерации. Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и направляется заявителю в письменной форме.

Оформленная лицензия выдается в одном экземпляре и не подлежит передаче другим заявителям. Владелец лицензии направляет оригинал лицензии в таможенный орган Российской Федерации по месту регистрации. Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг).[8]

Нетарифное регулирование

Проводимые в Российской Федерации экономические реформы обусловили необходимость радикальных изменений в механизме регулирования государственной внешнеторговой деятельности, которое осуществляется посредством применения экономического и административного методов управления внешнеторговой деятельностью в соответствии с действующим российским законодательством. Каждый метод предполагает использование конкретных инструментов регулирования, которые могут быть объединены в следующие группы:

- таможенно-тарифные инструменты, то есть импортный и экспортный тарифы;

- квазитарифные инструменты (таможенные сборы, акцизы и НДС, взимаемые таможенными органами, и т.д.);

- валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);

- антидемпинговые и компенсационные пошлины;

- государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

- установление различного рода технических барьеров;

- контингентирование (квотирование);

- лицензирование внешнеторговых операций.

Большое значение в торгово-политическом механизме имеют нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженный характер. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же - налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше - технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС.

Под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля, которые создают препятствие для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин).

Система мер нетарифного регулирования и экспортного контроля внешней торговли, применяемых в Российской Федерации, включает:

- запрет на ввоз, вывоз и транзит определенных товаров;

- сертификацию некоторых товаров на безопасность и соответствие существующим госстандартам;

- квотирование и лицензирование;

- разрешительную систему для ввоза и вывоза отдельных товаров;

- процедуру экспортного контроля. ).[13]

Внешнеторговый оборот России с  1990  по  2000 годы (по данным Центрального Банка России)

Внешнеторговый оборот со стра­нами вне СНГ), млрд. долл. США

114,0

152,9

109,7

118,4

121,2

102,4

92,7

122,2

127,3

139,8

в том числе:

экспорт

57,6

71,1

65,4

71,1

67,8

58,7

63,6

90,8

86,6

91,0

импорт

56,4

81,8

44,3

47,3

53,4

43,7

29,2

31,4

40,7

48,8

Внешнеторговый оборот со стра­нами СНГ), млрд. долл. США

35,3

39,4

37,7

30,1

22,4

27,7

28,3

28,4

в том числе:

экспорт

17,0

18,6

19,1

15,8

12,0

14,3

15,3

16,3

импорт

18,3

20,8

18,6

14,3

10,4

13,4

13,0

12,2

Объем экспорта из России в 2000г. по отраслям

Заключение

Несмотря на неустойчивый характер современного экономичес­кого положения, Россия сохраняет мощный научно-технический потенциал, огромные, не реализуемые в полной мере интеллекту­альные ресурсы, высокий общеобразовательный и культурный уровень основной части населения.

Однако коренные преобразования в механизме функциониро­вания российской экономики, достаточно болезненный переход к рыночной экономике требуют определенного времени для адап­тации важнейших факторов развития к новым условиям хозяйст­венной жизни. В России формируется и совершенствуется со­ответствующая рыночная инфраструктура: банковская система, фондовый рынок, страховые институты и т.д.

Вместе с тем целый ряд проблем из области внешнеэкономи­ческих связей остаются весьма сложными. Одна из них — пробле­ма внешней задолженности. Другая, не менее важная проблема — привлечение иностранных инвестиций, являющихся существен­ным фактором развития экономики России и включения ее в ми­рохозяйственные связи.

Однако с точки зрения долгосрочных перспектив Российская Федерация, безусловно, обладает очень большой привлекатель­ностью для иностранных инвесторов. Это определяется как об­щими масштабами сферы приложения иностранных инвестиций, так и позитивными сдвигами в процессе рыночных преобразова­ний, в стабилизации политической обстановки. Действует и ряд дополнительных факторов, связанных, в частности, с присоеди­нением России в 1992 г. к ведущим международным финансовым организациям — Международному валютному фонду (МВФ), Ми­ровому банку (МБ), Международной финансовой корпорации (МФК). Россия заняла место СССР в Европейском банке рекон­струкции и развития (ЕБРР), учрежденном в 1991 г. специально для содействия реформам, проводимым странами Восточной Ев­ропы. Вступление России в ГАТТ/ВТО (Всемирную торговую ор­ганизацию).

Список литературы

1.     Конституция РФ от 12.12.1993г. Официальное издание М.; 1993.-

2.     Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ

3.     ФЗ "Об экспортном контроле" от 18. 07.1999 г. N 183-ФЗ

4.     ФЗ от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами"

5.     Постановление Правительства РФ от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля"

6.     Комаров А.С. Международная унификация правового регулирования внешнеэкономической деятельности // "Законодательство", 1999, N 11

7.     Комментарий к Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" / под ред. А.М. Эрделевского М.; 1999г.

8.     Лабендзкая Ю.  Лицензирование внешнеэкономической деятельности  // "Финансовая газета", февраль 2003 г. N 8, 9

9.     Международное право / под ред. К.А. Бекяшева М.; 2003.-

10.           Новый Таможенный кодекс облегчит жизнь экспортерам // "Главбух", N 2, январь 2003 г.

11.           Спиридонов А.И. Мировая экономика. М.; 1998 236 с.

12.           Темпы мировой торговли замедляются // Независимая газета 27.10.2000.-

13.           Трошкина Т.Н. Меры нетарифного регулирования и экспортного контроля в таможенной практике // "Налоговый вестник", N 10, 11, октябрь, ноябрь 2002 г.

14.           Шепенко Р.А. Антидемпинговые обязательства при осуществлении внешнеторговых сделок  // "Законодательство", N 8, август 2001 г.

15.           Шепенко Р.А., Компенсационные меры  // "Гражданин и право", N 10, октябрь 2001 г.)

16.           Эксперт № 27 16 июля 2004г.