Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое избранной властью в рамках экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направление их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищённых категорий населения.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и   в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищённым слоям населения.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Этот кризис послужил  стимулом для начала  положительных изменений в бюджетной системе России. Резко сократились внешние  и внутренние заимствования, расходы бюджета  также были сокращены  и приведены в соответствие с доходами.  В результате  в последние годы  дефицита государственного бюджета удалось избежать, а бюджеты   последних лет изначально  приняты профицитными  (в 2006 г. профицит бюджета составил  19 трлн. руб.). Составной частью выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998 года  нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса РФ.

Целью настоящей работы является анализ расходов бюджета в экономической и социальной сферах общества; выявление наиболее важных моментов в планировании расходов бюджета;  анализ изменений в составе и структуре расходов в связи с экономическими реформами, проводимыми в России.

Работа состоит из трех частей. В первой главе речь пойдёт о самом понятии бюджета и его расходов.  Будет рассмотрено назначение федерального бюджета, его место в функционировании экономической системы, его основные функции; описано экономическое содержание бюджетных расходов. Вторая глава полностью посвящена анализу действующего механизма бюджетного финансирования социальных расходов и расходов на экономику. Решить эти проблемы мы попытаемся в третьей главе. В ней будут высказаны основные направления совершенствования финансирования расходов бюджета.

Для написания работы был использован широкий круг материалов: учебная литература, периодические издания, законодательные акты, кроме того, статьи, представленные в сети  Интернет.

 Глава I. Характеристика расходов бюджета в экономической и социальной сферах общества

1.1. Социально-экономическая сущность расходов бюджета

Государство использует бюджет в качестве одного из  основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Новый Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных социально-экономических задач.  Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории – бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.  Это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями и учреждениями и гражданами – с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Ранее, до принятия БК РФ, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным звеном российской финансовой системы. С принятием БК РФ  федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования и  управления  внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения отчётов об их использовании регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное  обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья, медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Расходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета.

Следует помнить, что расходы бюджета осуществляются за счёт денег налогоплательщиков, и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение функциональных обязательств.

Каждый вид расходов имеет качественную и количественную характеристики. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

-        природой и функциями государства

-        уровнем социально-экономического развития страны

-                     административно-территориальным устройством государства

-                     формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Внутренняя структура бюджета предопределяет  существование в нем двух частей:  доходной и расходной. В ст. 6 главы I БК РФ даны следующие определения доходам и расходам бюджета:

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти  РФ, в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Финансирование расходов федерального бюджета  осуществляется Федеральным казначейством.

По определению, доходы и расходы бюджета -  противоположные друг другу экономические категории. Противоположны  и их функции: доходы формируют бюджетные ресурсы, в то время как расходы опосредуют процесс их использования.

Получение бюджетных  доходов подразумевает  изъятие у субъектов хозяйствования средств  в бюджет государства, что ведет к уменьшению  материальных возможностей предприятий и населения. Расходы же, наоборот, увеличивают эти возможности благодаря передаче государственных ресурсов различным субъектам  хозяйствования.

Однако при всей своей очевидной противоположности, доходы и расходы бюджета тесно связаны между собой. Они влияют на развитие экономики, но и сами зависят от  него в значительной степени. Эта связь  выглядит следующим образом.

Объем расходов бюджета ограничивается объемом поступающих доходов, размер которых зависит от  благосостояния субъектов хозяйствования, а значит, и от степени  развития экономики. С другой стороны, бюджетные расходы способствуют увеличению материальной базы предприятий и населения.  Это улучшает различные  макроэкономические показатели, что приводит к росту доходов государственного бюджета.

Таким образом, бюджет,  структура  его доходов и расходов – мощнейший  элемент государственного регулирования хода воспроизводства. И обязательным условием эффективности государственного бюджета является соответствие показателей и структуры доходов и расходов показателям развития экономики. Структура  бюджетных расходов играет важную роль в макроэкономическом регулировании. От того, каким секторам  экономики будет отдано предпочтение, зависит развитие экономики страны. С другой стороны, развитие экономики на определенный момент  диктует необходимость выделения государственных средств одним отраслям  народного хозяйства больше, чем другим. Кроме того, разрабатывая и утверждая  государственный бюджет, органы власти  декларируют тем самым свои намерения относительно перестройки экономики и провозглашают программу экономического развития государства на соответствующий год.

Так,  например, в 2005 году представители  органов власти неоднократно заявляли о неудовлетворительном  состоянии социальной сферы и необходимости   совершения в ней изменений. В результате, в федеральном бюджете на 2006 год были значительно увеличены расходы на проведение социальной политики. Хотя, значительных изменений в социальной сфере не произошло, Правительство подтвердило  серьёзность  своих намерений относительно перестройки финансирования социальной сферы.

В связи с нестабильностью  российской экономики довольно проблематично строить  предположения о структуре расходов федерального бюджета на ближайшие годы. Однако с большой долей уверенности можно заявить следующее:

-                      будет продолжаться увеличение расходов на финансирование социальной сферы, т.к. ее состояние по-прежнему остается неудовлетворительным;

-                      будут увеличены расходы на содержание судебной системы с целью обеспечения  реальной независимости этой ветви власти;

доля военных расходов будет сохранена на высоком уровне, что связано с необходимостью проведения военной реформы.


1.2  Понятие, содержание и роль расходов бюджета на экономическую функцию  государства

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах.  Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить изучение бюджетных расходов, их количественную характеристику.  Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально – экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно – территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально - экономического развития. В теории и практике финансов  существует несколько признаков  классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечи­вающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включен­ные в капитальные расходы.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы явля­ются преобладающей частью.

К  текущим расходам относятся:

·        закупки товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры (оплата труда служащих, оплата транспортных и коммунальных услуг и т.п.)

·        трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.п.)

·        текущие субсидии предприятиям и нижестоящим органам власти

·        выплата процентов по государственному долгу и др.

Текущие расходы составляют  текущий бюджет, на долю которого приходится  подавляющая часть всех бюджетных затрат.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспе­чивающая инновационную и инвестиционную деятельность, вклю­чающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в дейст­вующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреж­дения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных креди­тов на инвестиционные цели, расходы на проведение капиталь­ного (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъек­тов Российской Федерации, муниципальных образований.


1.3 Сущность  и структура расходов бюджета на социальную политику

Очевидно, что развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни  населения, что является, в конечном счете, основой роста национально экономики, а также укрепления  социальной стабильности в обществе. Традиционно социальная сфера имеет бюджетное финансирование, что влечет  за собой множество проблем, особенно в переходный период. В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль играет непроизводственная сфера.  Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения  народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях  социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозйстве.

Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена  свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально – экономической развитии страны.  Важнейшей обязанностью государства является обеспечение  социальных прав, поскольку Россия заявила  себе как социальное государство.

Реализация конституционных прав  граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, при безработице, а также на получение бесплатной медицинской помощи по болезни обеспечивается  не только за счет бюджетных средств, но и за счет  средств государственных и негосударственных внебюджетных фондов целевого назначения.

Рассмотрим классификацию расходов бюджета на социальные цели. Для этого используем функциональную классификацию расходов бюджета. К расходам на социальные цели относятся пять разделов этой классификации:

-         образование (код – 1400)

-         культура и искусство, кинематография (1500)

-         СМИ (1600)

-         Здравоохранение и физическая культура (1700)

-         Социальная политика (1800).

На содержание и развитие этих учрежде­ний из консолидированного бюджета Российской Федерации еже­годно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.

Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня раз­вития материального производства, объема созданного здесь на­ционального дохода и его распределения между производствен­ной и непроизводственной сферами.

В современных условиях на содержание и развитие социаль­ной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из не­скольких источников:

• бюджета;

• внебюджетных фондов;

• средств предприятий и населения.

Общественные фонды потребления — это средства бюджета, внебюджетных средств и предприятий, направляемые на соци­альную инфраструктуру. Главное их назначение — социальное развитие общества и социальная защищенность населения. Средства общественных фондов потребления позволяют предос­тавлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обес­печения.

Бюджетные ассигнования. Более 2/3 средств общественных фондов потребления составляют бюджетные ассигнования. По­этому эти фонды доводятся до населения в основном через бюджетную систему в виде расходов:

1) на социально-культурные мероприятия;

2) жилищно-коммунальное хозяйство.

Бюджетные ассигнования на социально-культурные мероприятия и жилищно-коммунальное хозяйство являются финансовой гарантией конституционных прав граждан на минимальный размер социально-культурных и жилищно-коммунальных услуг.

Эти права зафиксированы в Конституции Российской Федера­ции:

1. Каждый гражданин России имеет право на вознагражде­ние за труд не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты груда. Кроме того, каждый граж­данин имеет право на оплачиваемый ежегодный отпуск. Это право граждан, работающих в организациях и учреждениях, финансируемых из бюджетных средств, гарантируется бюдже­том, в котором предусматриваются соответствующие ассигно­вания (ст. 37).

2. Гарантируется защищенность материнства, детства и се­мьи (ст. 38). Финансовым выражением этой гарантии со сторо­ны государства являются бюджетные ассигнования на содержа­ние медицинских учреждений, связанных с обеспечением мате­ринства и обслуживанием детей, на выплату пособий по рожде­нию детей, по уходу за ними, многодетным семьям, одиноким матерям, на содержание дошкольных детских учреждений и др.

3. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспече­ние по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор­мильца, для воспитания детей (ст. 39). Средства на эти цели вы­деляются как из бюджета, так и из внебюджетных фондов.

4. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоро­вья и медицинскую помощь (ст. 41). При этом установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных уч­реждениях здравоохранения должна быть оказана гражданам бесплатно. Источником финансирования этих услуг долж­ны быть бюджетные ассигнования и фонды, создаваемые за счет страховых взносов.

5. За счет бюджетных средств гарантируются общедоступ­ность и бесплатность дошкольного, основного общего среднего профессионального и высшего образования в государственных и муниципальных учреждениях (ст. 43).

6. Малоимущим гражданам России, нуждающимся в жили­ще, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных жилищных фондов (ст. 40). Финансовые ресурсы для этих целей предусматриваются в мест­ных бюджетах.

В развитие этих положений Конституции Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» предусмотрен механизм осуществления конституционных прав граждан. В ст. 37 этого Закона преду­смотрено, что органы местного самоуправления должны обеспе­чивать удовлетворение основных жизненных потребностей насе­ления не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Для выполнения этих стандартов федеральные и ре­гиональные органы государственной власти должны передавать в доходы местных бюджетов часть своих финансовых ресурсов.

В целях организации проведения мероприятий по социаль­ной защите населения Правительство РФ разрабатывает и осу­ществляет федеральные целевые программы. В их числе такие программы: «Дети России», «Чернобыль», «Развитие образова­ния», «Социальная поддержка инвалидов», «Радиационная реа­билитация населения и территорий», «Молодежь России». «Жилище» и др. Государственными заказчиками таких программ выступают федеральные министерства и ведомства.

В республиках, краях и областях Российской Федерации раз­рабатываются и осуществляются региональные целевые программы, в том числе связанные с социальной защитой населения.

Бюджетные ассигнования, предназначенные на удовлетворе­ние социально-культурных и жилищно-коммунальных потреб­ностей и социальную защиту граждан, поступают населению по каналам федерального, региональных и местных бюджетов.

Отсюда можно сделать вывод о том, что подавляющая часть бюджетных расходов, ис­пользуемых на социально-культурные мероприятия и жилищно-коммунальное хозяйство, поступает населению через бюджеты территорий, главным образом, через местные бюджеты, которые в финансировании учреждений народного образования и здра­воохранения и жилищно-коммунального хозяйства занимают главенствующее положение. Роль бюджетов территорий наибо­лее велика в социальной защите населения, а федерального бюджета — в финансировании искусства, средств массовой ин­формации, высших учебных заведений, науки.






















Глава II. Механизм бюджетного финансирования  социальных расходов и расходов на экономические нужды

2.1 Основные источники, структура и механизм государственного финансирования экономики

В последние годы основной объем бюджетных ресурсов на­правляется на финансирование капитальных вложений в госу­дарственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций.

Сокращение объема бюджетного финансирования затрат в сфере материального производства связывается со следующими причинами:

1) постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;

2) сокращением участия государства в производственных ин­вестициях за счет уменьшения централизованных капитальных вложений и приватизации предприятий;

3) отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по большинству продовольственных и промышленных товаров;

4) жесткой экономией в расходовании бюджетных средств, дос­тигаемой не только исключением из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития, но и контролем за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований.

С переходом на рыночные отношения система расходования бюджетных средств претерпела существенные изменения. Бюд­жетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее крупных и важных государственных задач:

• финансирование приоритетных мероприятий, связанных с развитием ключевых отраслей экономики, способных наладить производство высокотехнологичной продукции и сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке, среди которых авиастроение, производства, обеспечи­вающие функционирование космических программ, атомная промышленность, энергомашиностроение и др.;

• сохранение научно-технической и кадровой базы россий­ского ВПК, создание экономических условий для совер­шенствования технологий военного и двойного назначе­ния, позволяющих увеличить на этой основе экспортный потенциал страны;

• поддержка реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, оказываемая как пу­тем выделения бюджетных средств, так и путем предос­тавления государственных гарантий для этих проектов;

• сосредоточение инвестиционных расходов на вводимых объектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации объектов незавершенного строительства;

• оказание поддержки агропромышленного комплекса на базе рыночных механизмов в целях обеспечения его устойчивой работы, направленной на сохранение плодородия почв, пре­одоление спада сельскохозяйственного производства;

• создание финансовых возможностей для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

За последние годы доля затрат на финансирование промыш­ленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета снизилась более чем в четыре раза.

Сокращение бюджетных ассигнований сопровождалось и снижением объемов промышленного производства, ростом чис­ла убыточных предприятий. К основным причинам кризисного положения можно отнести:

1) изъятие капитала предприятий через рынок государствен­ных и муниципальных облигаций;

2) высокие темпы инфляции издержек, которые привели к обесценению оборотного капитала, росту взаимных неплатежей и расширению сферы бартера;

3) недоступность кредитных ресурсов для многих промыш­ленных предприятий из-за высоких процентных ставок, превы­шающих рентабельность вложений.

2.1.1 Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса

Один из важнейших секторов экономики — агропромыш­ленный комплекс (АПК) как жизнеобеспечивающий — имеет специфические особенности, которые обусловливают необходимость его государственной поддержки и регулирования. К этим особенностям можно отнести:

• сезонный характер сельскохозяйственного производства;

• основное средство производства — земля, состояние ко­торой постоянно меняется;

• относительно длительный цикл производства, включаю­щий наряду с промышленным естественный цикл,

• диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйствен­ную продукцию,

• значительный размер затрат капитального характера на осушение, орошение земель, реконструкцию действую­щих мелиоративных систем, улучшение качества земель и т. п., что отражается на себестоимости и цене сельско­хозяйственной продукции.

В силу этой специфики развитие АПК является важнейшим приоритетным направлением перестройки экономики. Удельный вес сельского хозяйства в расходной части бюдже­та постоянно снижается.

Либерализация цен и ужесточение кредитной политики ухудшили финансовое положение АПК. В значительной мере были приостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития со­циальной инфраструктуры на селе.

Особенности АПК и специфика состояния его в настоящее время определяют политику государства по финансированию АПК.

Бюджетная поддержка АПК осуществляется по следующим основным направлениям:

•    финансирование проведения земельной реформы;

• финансовая поддержка развития фермерства/развитие рыночных отношений в АПК;

• поддержка социальной инфраструктуры села/ жилищного строительства, возведение объектов здравоохранения, школ, дошкольных учреждений, строительство дорог;

•    мелиорация земель и содержание мелиоративных систем;

•    улучшение земель, связанное с повышением плодородия;

• строительство и реконструкция предприятий пищевой и пе­рерабатывающей промышленности и рыболовецкого флота;

• поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов;

• финансовая помощь по землеустройству, противоэпизоотическим мероприятиям и мероприятиям по защите рас­тений от вредителей и болезней, содержанию ветеринар­ной и санитарной служб.

Расходы бюджета направляются на сохранение плодородия почв, обновление и пополнение основных производственных фондов в сельском хозяйстве. Предусматривается дальнейшее развитие лизинговой формы приобретения техники, машин и оборудования. В расходах бюджета выделяются средства на выплаты дота­ций и компенсаций сельхозтоваропроизводителям. В частности, предусматривается возмещать часть затрат на приобретение ми­неральных удобрений, на развитие элитного семеноводства, на компенсацию части затрат на потребляемую энергию тепличным производством.

Учитывая, что основные сельскохозяйственные районы Рос­сии находятся в зоне рискованного земледелия, продолжается государственная поддержка страхования в аграрном секторе экономики. Предусматривается увеличение этой доли расходов за счет сокращения других видов дотаций. В животноводстве выделяются дотации на поддержку пле­менного дела, компенсации части затрат на приобретение ком­бикормов, закупаемых крупными животноводческими комплек­сами и птицефабриками.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропро­изводителей не ограничивается перечисленными выше мерами:

1) Периодически проводится списание задолженности сель­скохозяйственных предприятий по кредитам и процентов по ним с отнесением этих сумм на государственный внутренний долг.

2) Как один из способов регулирования розничных цен на сельскохозяйственную продукцию сохранено дотирование из бюджета стоимости средств производства, приобретаемых для села. Дотирование осуществляется на конечной стадии произ­водственного цикла. Продолжается практика обеспечения села горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и пестицидами на условиях товарного кредита.

3) АПК предусматривается льготная налоговая политика, по­ниженные нормативы отчислений во внебюджетные фонды.

4) В соответствии с Законом «О социальном развитии села» осуществляется политика приоритетности бюджетного финанси­рования, предоставления льгот, увеличения норм расходов на развитие социально-культурной сферы в сельской местности. Финансируются мероприятия по охране материнства и детства в низкорентабельных и убыточных хозяйствах системы Минсельхоза России.

5) Для поддержки отечественного сельскохозяйственного машиностроения и стабилизации аграрного производства Пра­вительство РФ внедрило лизинг как новую форму приобретения продукции машиностроения.

6) В 1997 г. для финансовой помощи агропромышленному производству был создан специальный фонд, общая сумма кото­рого оценивается в 11,8 трлн. руб. Формируется он на федераль­ном и территориальном уровнях — из федерального целевого бюджетного фонда выделяются субсидии и дотации субъектам Федерации за счет средств земельного налога и арендной платы за землю, таможенных пошлин, акцизов и НДС на ввозимое продовольствие.

Наибольший удельный вес в расходах федерального бюд­жета России на развитие АПК занимают целевые дотации и субвенции на развитие растениеводства и животновод­ства (35%), а также средства фонда льготного кредитова­ния (21%) и средства на формирование лизингового фон­да (18%).

2.1.2 Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

Постановлением Верховного Совета РФ от 25 февраля 1993 г. было утверждено Положение о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ. В по­следующем средства внебюджетного фонда были консолидиро­ваны в состав федерального бюджета. В качестве целевого бюджетного фонда  Фонд воспроизводства мине­рально-сырьевой базы был образован в соответствии со ст. 60 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1997 г.” Средства Фонда направляются на финансирование осущест­вляемых для федеральных нужд мероприятий по воспроизводст­ву минерально-сырьевой базы, включая геологическое изучение недр на территории Российской Федерации, ее континенталь­ном шельфе и в Мировом океане, и расходов по управлению государственным фондом недр Российской Федерации. Средства Фонда образуются за счет зачисляемой в доход фе­дерального бюджета части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, производимых пользователями недр, осуществляющими добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Плательщиками отчислений на воспроизводство минераль­но-сырьевой базы являются пользователи недр независимо от статуса, за исключением пользователей, осуществляющих свою деятельность на условиях соглашений о разделе продукции. Средства Фонда имеют целевое назначение, не подлежат изъятию, не могут быть использованы для получения прибыли, распределяются и используются по направлениям, установлен­ным федеральным законом о федеральном бюджете на соответ­ствующий год.

Средства Фонда, не использованные в отчетному году, на­правляются в доходы фонда при его формировании на следую­щий финансовый год.


2.1.3  Водные ресурсы

Водообеспечение, отвод и очистка сточных вод являются жизненно необходимыми с точки зрения как благоустройства жилых районов, дальнейшего развития промышленности, так и охраны окружающей среды. Наличие водных источников и средств подачи воды позволяет развивать промышленное произ­водство и связанное с ним жилищно-коммунальное строительст­во. Строительство водоотводных и очистных со­оружений позволяет сохранять экологическое равновесие окру­жающий среды, беречь водные ресурсы страны.

Рост доходов и прибыли этих предприятий не будет прямо пропорционален росту производственных мощностей и увеличению подачи воды. Дальнейшее развитие водопро­водно-канализационного хозяйства будет проходить при нарас­тающем дефиците водных ресурсов в индустриальных районах. Это потребует доставки воды из других, как правило, отдален­ных районов, где имеются пока свободные водные ресурсы.

Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных ра­бот требуют повышения уровня технической оснащенности от­расли, квалификации ее работников. Все это связано с ростом капитальных вложений, амортизационных отчислений, заработ­ной платы и т. д. Естественно, это ведет к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.

При объективном влиянии удорожающих факторов особо важное значение приобретают активизация разработки и осуще­ствления мероприятий, содействующих снижению себестоимости воды. К их числу в первую очередь надо отнести сокращение нерациональных расходов и потерь воды у потребителей, эконо­мию энергоресурсов в водопроводно-канализационном хозяйст­ве, повышение уровня механизации и автоматизации работ в целях высвобождения трудовых ресурсов отрасли.

Главными статьями эксплуатационных расходов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства являются расходы по электроэнергии, заработной плате и амортизации, удельный вес которых в общей сумме расходов достигает 90%.  Расходы по оплате за электроэнергию составляют более 40% всех затрат водопроводных предприятий. С удлинением сетей, рос­том многоэтажного жилищного строительства, с необходимостью увеличения напора воды и мощностей насосов расход электро­энергии повышается, увеличиваются и затраты на ее оплату. С оснащением предприятий новым, более мощным и доро­гим оборудованием увеличиваются амортизационные отчисле­ния, удельный вес которых составляет 35—55% всех расходов. Возрастают и расходы, связанные с повышением заработной платы работникам водопроводно-канализационного хозяйства.

Анализ состояния и перспективы развития водопроводно-канализационного хозяйства показывают, что в будущем при стабильности тарифов и росте эксплуатационных расходов, вы­зываемом необходимостью доставлять воду, отводить сточные жидкости на более удаленные расстояния и повышать уровень их очистки, опережение роста расходов над доходами будет уве­личиваться. Это приведет к дальнейшему снижению темпов рос­та прибыли водопроводно-канализационных предприятий.

В связи с такой тенденцией особую актуальность приобрета­ют вопросы улучшения экономических показателей предпри­ятий этой отрасли городского хозяйства. Помимо повышения уровня технической оснащенности и организации производства важное значение имеет проблема тарифов.

Опережающие темпы роста средней себестоимости над тем­пами роста средних тарифов снижают рентабельность водопроводно-канализационных предприятий. В этих условиях необхо­димо проводить работу по регулированию тарифов. Устанавли­ваемые тарифы должны покрывать все издержки системы водо­проводно-канализационного хозяйства, способствовать усилению его заинтересованности в достижении наилучших результатов, ак­тивизировать работу промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и организаций в направлении более эко­номного и рационального использования водных ресурсов.


2.1.5 Городской пассажирский транспорт

С увеличением территорий городов возросла дальность поез­док их жителей. Увеличиваются затраты времени на передвиже­ние в городах. Еще недостаточна насыщенность территорий го­родов линиями общественного транспорта и значительны интер­валы движения машин. При этом в региональном разрезе име­ются существенные различия в насыщенности транспортных линий подвижным составом. Отсутствие нужного количества подвижного состава является причиной его переполнения.

Основную часть средств на развитие транспорта составляют бюджетные ассигнования. Это объясняется тем, что городской пассажирский электротранспорт не только не располагает собст­венными средствами для финансирования дальнейшего разви­тия, но в значительной мере требует бюджетных дотаций на со­держание.

Для улучшения транспортного обслуживания населения го­сударство увеличивает капитальные вложения на развитие всех видов городского транспорта, на расширение его подвижного состава, при этом происходит замена старых машин на более вместительные.

В результате повышения цен на основные средства, материа­лы и электроэнергию, увеличения заработной платы водителей, амортизационных отчислений, стоимости ремонта и др. экс­плуатационные расходы транспортных организаций возросли, себестоимость одной пассажиро-поездки систематически увели­чивается, превышая действующие тарифы.

Наряду с объективными причинами роста себестоимости пе­ревозок пассажиров увеличение затрат связано и с недостатками в организации перевозок, а также с непроизводительными рас­ходами и потерями транспортных предприятий. Велико выбытие подвижного состава по технической неис­правности, поскольку рост подвижного состава нередко опере­жает строительство производственной базы пассажирского транспорта. Имеются серьезные трудности с техническим об­служиванием и размещением подвижного состава. Все это при­водит к росту эксплуатационных расходов и увеличению убытков. Действуют и другие факторы, снижающие рентабельность этой отрасли местного хозяйства. Велики потери городского пассажирского транспорта от безбилетного проезда и провоза багажа.

Анализ структуры эксплуатационных затрат городского пас­сажирского транспорта показывает, что наиболее высокий удельный вес в них занимают расходы на заработную плату, электроэнергию, амортизационные отчисления, техническое об­служивание и накладные расходы.

Особо следует рассмотреть экономическую сторону решения вопроса об улучшении транспортного обслуживания в городах. Действующая система тарифов за проезд приводит к тому, что чем больше подвижного состава выпускается на линию, чем комфортабельнее машины, тем выше эксплуатационные расходы транспортных хозяйств и, следовательно, их убыточность. Сис­тема показателей, с помощью которых оценивается работа транспортных предприятий, снижает из заинтересованность в повышении качества обслуживания. Выход из такого положения — в изменении порядка организации производственной дея­тельности транспортных предприятий, оценки их результатов, в совершенствовании системы оплаты транспортных услуг.

2.1.6 Расходы на фундаментальные научные исследования

Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло сокращение выделения средств на эти цели.

Для более рационального использования бюджетных средств приоритетное финансирование расходов на науку предусмотрено в части осуществления фундаментальных исследований, прово­димых Российскими академиями наук, а также расходов, преду­смотренных на реализацию федеральных целевых программ. В ка­честве приоритетных определены программы:

• Федеральная космическая программа России;

• Индустрия детского питания;

• Развитие медицинской промышленности;

• и ряд других.

Бюджетные средства, предусмотренные на финансирование проектов, реализуемых в рамках перечисленных программ, на­правляются непосредственно исполнителям, определяемым на конкурсной основе, творческим коллективам, группам отдельных ученых, что позволяет обеспечивать повышение заработной пла­ты непосредственным исполнителям работ и улучшать матери­альное оснащение исследований, имеющих первостепенное зна­чение для развития науки и экономики в целом.

Кроме бюджетных ассигнований на науку, для финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ сформированы внебюджетные фонды.


2.1.7 Расходы бюджета на охрану окружающей среды

 Из бюджета выделяются ассигнования на финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды. Эти сред­ства направляются:

• на осуществление государственного экологического кон­троля;

• организацию и содержание заповедников и националь­ных парков;

• на реализацию целевых программ «Лесовосстановление в России» и «Охрана лесов от пожаров».

Предусматриваются ассигнования на укрепление берегов рек и других водоемов, противопаводковые работы, ремонт дамб, расчистку устья рек, очистку водохранилищ, содержание насос­ных станций и гидротехнических сооружений, а также на другие мероприятия по воспроизводству, охране и восстановлению водных объектов и обеспечению на этой основе населения и предприятий и организаций качественной водой.

Выделяются средства на реализацию целевой программы «Развитие системы гидрометеорологического обеспечения на­родного хозяйства Российской Федерации в   годах и на период до  года».

Кроме того, предусмотрены средства на проведение топографо-геодезических и картографических работ, дистанционного зондирования земли, демаркации границ Российской Федера­ции, а также на реализацию федеральной целевой программы «Развитие сейсмологических наблюдений и прогноза землетря­сений на годы».

На финансирование дополнительных мероприятий по строи­тельству и перевооружению природоохранных объектов, выпол­нению связанных с экологией научно-исследовательских и про­ектных работ, сохранению памятников природы используются средства Федерального экологического фонда Российской Федерации.


2.2 Механизм и методы  бюджетного финансирования социальных расходов

 2.2.1 Расходы на образование

Образование  представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. В РФ более 9% населения заняты в этой отрасли. Необходимо отметить, что право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена в первую очередь свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально – экономическом развитии стран.

Прежде всего следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений  федерального ведения; на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные  и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эсплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.  Образовательное учреждение  самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены в объем финансирования следующего года.

Расходы на общеобразовательные школы:

·    на текущее содержание;

·    приобретение оборудования и инвентаря;

·    капитальный ремонт;

·    строительство новых зданий.

Расходы на текущее содержание — это заработная плата педагоги­ческого, учебно-вспомогательного и административно-обслуживаю­щего персонала, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные разъезды и др.

Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей:

1) числа учащихся;

2) количества классов.

Основной статьей расходов является заработная плата, которая вместе с начислениями составляет 45% всех расходов на текущее содержание школ.

Следующей значительной статьей являются учебные расходы, которые включают приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных, канцелярских принадлежно­стей, мелкого физкультурного инвентаря, проведение экскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования на создание, обнов­ление и использование библиотечных фондов учебников.

В сметах школ предусматриваются также расходы на при­обретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зданий. Потребность школы в инвентаре и оборудовании на новый год определяется исходя из обеспеченности школы на начало года и необходимости его обновления в плановом периоде с учетом установленных норм на одну школу или на одно учени­ческое место.

Расходы на хозяйственное обслуживание:  расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нуж­ды, а по школам, расположенным в сельской местности, — так­же ассигнования на бесплатное предоставление квартир работ­никам с отоплением и освещением.

Финансирование расходов на высшие учебные заведения

В стране сформировалась система государственного и негосударственного высшего образования. Бюджетные ассигно­вания направляются в основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специально­стям, необходимым для развития экономики и непроизводст­венной сферы страны.

Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей

В расходах на вузы значительный удельный вес имеет заработная плата. В фонд заработной платы вузов включается заработная плата штатного профессорско-преподавательского персонала (включая преподавателей-совместителей) дневных, ве­черних и заочных учебных заведений, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а также административно-технического, учебно-вспомогательного и про­чего персонала.

Второе место по величине в расходах вузов занимают за­траты на выплату стипендий, которые определяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих стипендии, и установленных размеров стипендий.

Кроме того планируются затраты на производственную практику студентов, учебные расходы, расходы на научно-исследовательскую работу, на инвентарь и оборудование, капительный ремонт и т.д.

 Расходы на средние специальные учебные заведения

Главная задача средних специальных учебных заведений — подготовка квалифицированных специа­листов со средним специальным и общим средним образовани­ем, имеющих необходимые теоретические знания и практиче­ские навыки по специальности, для различных отраслей эконо­мики и непроизводственной сферы страны.

 Основные показатели при расчете затрат на средние специ­альные заведения:

·      среднегодовое число учащихся;

·      количество групп, определяемое раздельно по дневному, вечернему и заочному обучению.

Расходы на текущее содержание средних учебных заведений включают затраты на заработную плату с начислениями, выпла­ту стипендий, учебные, хозяйственные и прочие расходы.

2.2.2  Расходы на культуру, искусство, а также СМИ

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого на­правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

Отрасль хозяйства «культура», представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовая база сохранения и развития отечественной культуры – Закон РФ      «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.92 г №3612-1.

 В Основах законодательства России о культуре указано, что на культуру ежегодно должно направ­ляться не менее 2% федерального бюджета и 6% территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения  объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.  В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти этого требования не выполняют.

Принцип финансирования расходов на культуру - сочетание бюджетного финансирова­ния с элементами коммерческой деятельности, что вполне соот­ветствует структуре современного рыночного механизма. На­пример, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, ис­пользуя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, ис­пользуя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эсте­тических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.    

Однако бюджетные ресурсы преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтому существует не­сколько способов определения необходимости в средствах:

·                    в зависимости от норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;

·                      на основе определенного процента от суммы националь­ного дохода региона;

·                      на основе процента от общей суммы бюджетных расходов.

В законодательстве о культуре принят последний подход.

Проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным про­цессам, оказывают влияние на финансирование учреждений культуры.      

Распределение расходов осуществля­ется по целевым и экономическим статьям посредством поста­тейного принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная ме­тодика. Так, например,  особенности финансирования музеев зависят от чис­ленности       хранителей музейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспо­натов, необходимости их приобретения, наличия охранной сиг­нализации.                            

Из федерального бюджета финансируются учреждения и органи­зации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры.

2.2.3  Расходы на здравоохранение и физическую культуру

  С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством в нашей стране происходит внедрение механизма медицинского страхования.

Медицинское страхование является формой социальной защиты инте­ресов населения в охране здоровья и представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного за медицин­ские услуги, включенные в программу медицинского страхования. Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и  финанси­ровать профилактические мероприятия.

Закон РФ « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 №1499-1, предусматривает введение в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной.

Обязательное является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставленной за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Добровольное расширяет перечень обязательных программ дополнительными медицинскими услугам, действуя на коммер­ческих началах.

Субъектами, которые выплачивают страховые взносы на обеспечение всех граждан медицинским страхованием (в системе ОМС), выступают работодатели (для работающих граждан) и местные органы исполнительной власти (для неработающих граждан).

Механизм обязательного медицинского страхования (ОМС) в России:

1). Плательщики перечисляют платежи на ОМС в фонды (федеральный-0,2%  и территориальные – 3,4%) медицинского страхования.

2). Органы исполнительной власти перечисляют платежи на неработающих граждан

3). Территориальный фонд ежемесячно перечисляет на счета страховщиков ОМС средства для оплаты медицинских услуг с учетом среднедушевых нормативов и количества застрахованных. Страховщики производят оплату, проверяют обоснованность счетов за медицинскую помощь, контролируют объем, сроки и качество ее предоставления.

4). Оплата счетов-фактур медицинских учреждений производится ежемесячно в режиме «аванс-окончательный расчет». Окончательный расчет осуществляется в соответствии с фактически выполненными объемами медицинской помощи.

В дополнение к обязательной (государственной) системе ме­дицинского страхования действует дополнительная система доб­ровольного медицинского страхования, организованная, как пра­вило, на «смешанной», акционерной форме собственности. Функционирует она на коммерческих принципах, на которых построены страховые тарифы.

В соответствии с утвержденной номенклатурой учреждения здравоохранения подразделяются на:

·                    Лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, поликлиники, санатории и т.д.)

·                    Учреждения профилактической медицины

·                    Аптечные учреждения

Затраты на содержание лечебно-профилактических учреждений занимают наибольшую долю в расходах на здравоохранение.  Медицинская помощь населению может осуществляться в стационарной и амбулаторно-поликлинической формах. В основе расчета расходов на содержание стационара лежит показатель среднегодового количества коек.В амбулаторно-поликлинических учреждениях основные показатели при планировании расходов: среднегодовое число врачебных должностей и число врачебных посещений.

Основные статьи расходов медицинских учреждений:

·                    Заработная плата - со­ставляет 60% затрат на содержание медицинского учреждения. В настоящее время она устанавливается в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы.

·                    Административно-хозяйственные расходы включают широкий перечень затрат по обслуживанию лечебного процесса.

·                    В стационарах большое внимание уделяется расходам на питание больных, определяемым умножением норм затрат на количество койко-дней, планируемых в каждом отделении.   

·                    В таком же порядке осуществляется планирование расходов на приобретение медикаментов и перевязочных средств. С целью контроля за стоимостью медицинских услуг в расчет цен принимаются наиболее дешевые медикаменты.

·                    Расходы на приобретение медицинского оборудования и расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются в пределах выделенных ассигнований и по диффе­ренцированным нормам в зависимости от профиля отделений.

·                    Затраты на капитальный ремонт зданий медицин­ских учреждений определяются на основе финансово-сметных расчетов в пределах выделяемых бюджетных ассигнований.

К бюджетным ассигнованиям медицинские учреждения вправе привлекать средства, полученные в ходе оказания плат­ных медицинских услуг, в том числе по договорам доброволь­ного медицинского страхования.

Таким образом, медицинское учреждение в условиях рыноч­ной экономики финансируется из нескольких источников:

1) бюджетные ассигнования на неработающее население;

2) финансирование целевых государственных программ;

3)средства обязательного медицинского страхования (платежей, хозяйствующих субъектов);

4) платные услуги по договорам добровольного медицин­ского страхования (ДМС);

5) другие средства.

Расходы на здравоохранение ежегодно предусматриваются в бюджетах всех трех уровней, но основную нагрузку по финансированию массовой сети лечебно-профилактических учреждений и проведению мероприятий в области здравоохранения несут субъекты РФ. Формирование расходов бюджета на здравоохранение каждым субъектом Федерации осуществляется самостоятельно.

2.2.4  Расходы на социальную политику

Социальная политика направлена на выполнение конкретных социальных функций государства. Расходы государства на ее обеспечение могут осуществляться за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных фондов и т.д.

Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудо­способных и престарелых граждан, оказание материальной по­мощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семь­ям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный тру­доспособными гражданами и прошедший затем перераспределе­ние через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

Средства государственных целевых внебюджетных фондов, соз­данных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджет­ного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагопри­ятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

1. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. был создан Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации, цель которого — государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд форми­руется главным образом за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассиг­нований из республиканского бюджета Российской Федерации. Предприятия и организации всех форм собственности обязаны вносить в Пенсионный фонд взносы в размере 28% от размера начисленной заработной платы, совхозы, колхозы и предпри­ятия по производству сельскохозяйственной продукции — 20,6%. Крестьянские хозяйства вносят 5% от размера дохода, работающие — 1% от величины дохода.

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства использу­ются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от полутора до шести лет, компенсаций пенсионерам и др

2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ, образованный в со­ответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его — финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособ­ности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

Источниками формирования Фонда социального страхова­ния являются:

• страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в размере 5,4% от величины начисленной оплаты труда;

• ассигнования из республиканского бюджета РФ;

• добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

3. В соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. создан Государственный фонд занятости населения РФ. Средства этого Фонда используются для реализации государственной по­литики занятости населения. Фонд формируется за счет сле­дующих источников:

• страховых взносов предприятий и организаций в размере 2% от размера начисленной заработной платы;

• страховых взносов с заработка работающих;

• ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

За счет этих средств решаются задачи по профессиональной переподготовке населения, трудоустройству и др.

Бюджетные ассигнования — один из важных источников пе­речисленных социальных фондов. Бюджетные средства посту­пают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды могут также направляться бюджетные дотации.

Из федерального бюджета финансируются:

• комплекс мероприятий по социальной защите населения.

• выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенси­онному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соот­ветствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

• финансирование федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на соци­альную защиту населения, проходит через региональные и мест­ные бюджеты. Эти средства используются:

• на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

• на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;

• на их обучение и трудовое устройство;

• оказание им санаторно-курортной помощи;

• социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

• на проведение молодежной политики и др.

Кроме бюджетных ресурсов территориальные органы испол­нительной власти используют для оказания материальной по­мощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональ­ные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фон­дов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др.

Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодо­вого числа получателей и среднего расхода на одного получате­ля. При этом используются статистические данные органов Ми­нистерства труда и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.

Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам, провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Реализация таких прав и гарантий предполагает предостав­ление гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованиях.

Однако в условиях сложного финансового положения, в ко­тором находится Россия, государство в лице своих органов ока­зывается в состоянии обеспечить лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем доходов, матерям-одиночкам и др.

Поэтому становление России как социально ориентирован­ного государства предполагает развитие новых адекватных со­временным условиям институтов социальной сферы в дополне­ние к прежней системе социального обеспечения.

Одной из таких структур является система социального об­служивания населения, предоставляющая населению — престаре­лым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан — бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

Программно-целевой принцип реализации социальной полити­ки является приоритетным.

В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законо­дательные акты о социальных стандартах, в соответствии с кото­рыми каждому жителю предоставляется гарантированный мини­мальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.

При этом главными должны стать мероприятия по поддерж­ке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и терри­ториальными органами власти и местного самоуправления.

В дальнейшем по мере проведения реформ в системе соци­альной защиты населения будет разработана нормативная база для формирования бюджетов на основе государственных мини­мальных социальных стандартов. Предоставление социальных услуг будет осуществляться на конкурсной и лицензионной ос­нове при увеличении объема бесплатных и субсидированных социальных услуг.






Глава III.  Основные направления совершенствования финансирования экономики и социальных расходов государства

3.1 Перспективы  совершенствования механизма финансирования расходов на экономические функции государства

Для преодоления негативных тенденций в реальном секторе экономики в 1998 г. была принята Программа финансово-экономической стабилизации, которая предусматривает:

• снижение общего объема налоговых платежей с предприятий;

• снижение тарифов на грузовые железнодорожные пере­возки и оптовых цен на газ и электроэнергию для про­мышленных потребителей;

• реструктуризацию задолженности предприятий при усло­вии уплаты текущих платежей в бюджет;

• разрешение предприятиям продавать продукцию ниже себестоимости;

• поддержку российского экспорта.

Реальное преодоление кризисного состояния базовых отрас­лей экономики возможно только за счет увеличения реальных инвестиций, т. е. капитальных вложений.

С ростом водопотребления связано повышение мощностей канализационных предприятий. Предполагается, что объем сточных вод в бли­жайшей перспективе увеличится в 2,5 раза, а на более далекую перспективу — в 5—10 раз. Такой рост обусловлен развитием городов и современных отраслей промышленности с повышен­ной водоемкостью производства. Все это повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут бюджетные средства.

Кроме того, надо учесть, что в результате увеличения водо­потребления промышленными предприятиями и объема сбрасы­ваемых в водоемы стоков, недостаточной их очистки возрастает загрязненность водоемов. Положение усугубляется химизацией сельского хозяйства, смывом с полей удобрений в открытые во­доемы. Это в свою очередь требует расширения работ по очист­ке воды. Таким образом, перед отраслью стоят важные задачи. В их числе:

• создание крупных централизованных систем водоснабжения;

• централизация и специализация строительно-монтажных работ по созданию водопроводно-канализационных со­оружений;

• автоматизация работ насосных станций;

• внедрение в крупных городах автоматизированных систем управления водопроводным хозяйством;

• повышение в общем балансе подаваемой воды удельного веса воды, добываемой из артезианских скважин;

• обеспечение высокой санитарной очистки воды;

• разработка эффективных средств фторирования и озони­рования питьевой воды.

На развитие водопроводно-канализационного хозяйства не­обходим значительный объем капиталовложений. Поэтому вопрос о повышении эффективности их использования чрезвы­чайно актуален. Наиболее важный резерв в водопроводно-канализационном хозяйстве — снижение потерь воды из-за технического несовер­шенства водопроводного оборудования и его несвоевременного ремонта, а также халатного отношения потребителей. Основную роль в снижении потерь воды из-за неисправно­сти и несовершенства конструкции водопроводного оборудова­ния должна играть организация действенного контроля, включающая систематическую проверку сети оборудования и прибо­ров, проведение профилактических ремонтов, организацию ава­рийных бригад, учет и инспектирование расходования воды с целью выявления ее сверхнормативных расходов и перерасходов. Определено, что с организацией действенного контроля расход воды снижается на 25%.

Помимо мероприятий технического характера, способствую­щих снижению темпов роста расходов в водопроводном хозяйст­ве, большое значение должно иметь строительство крупных предприятий и объединение мелких. Крупные сооружения и систе­мы по сравнению с мелкими позволяют добиваться более высо­кой производительности труда. Одновременно с этим объединение и укрупнение систем позволяет добиваться лучшего использования водных ресурсов.

Удовлетворение потребностей населения городов в транс­портных услугах связано со значительным объемом работ и рос­том капитальных вложений. В ближайшее десятилетие предсто­ит значительно расширить линии городского транспорта, в связи с чем капитальные вложения на эти цели значительно возрастут.

Для укрепления финансового положения городского пасса­жирского транспорта необходимо осуществление ряда организа­ционных технических и экономических мероприятий, направ­ленных на повышение рентабельности его работы.

Пути снижения себестоимости перевозок видятся в более эффективном использовании средств на заработную плату, в по­вышении производительности труда на транспорте.

 

3.2  Мероприятия по совершенствованию  системы бюджетного финансирования социальных расходов

Реформы в социальной сфере начались с 1998 г. Значительные изменения внесены в систему социальных пособий и льгот, пен­сионное обеспечение и социальное страхование.

Главными направлениями в реформировании фондов соци­ального страхования являются:

• пересмотр некоторых условий отдельных выплат по бо­лезни, беременности и родам;

• постепенный переход к финансированию пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работода­телей в пределах 1,5% фонда заработной платы с возме­щением расходов, превышающих этот уровень;

• отказ от субсидирования санаторно-курортных мероприя­тий (не предусматривается финансирование из бюджета путевок на лечение наименее обеспеченных категорий на­селения через местные органы социальной защиты);

• перевод страховых выплат по инвалидности в систему обязательного пенсионного страхования.

Предусматривается рассмотрение Государственной Думой РФ законопроектов «О ветеранах», «О социальной защите инва­лидов в РФ», «О статусе военнослужащих» и других содержащих наибольшее число льгот.

В соответствии с этими законопроектами 100 миллионов че­ловек, или 2/3 населения, должны быть обеспечены льготами. Для этого необходимо около 350 млрд. руб., или около 50% фе­дерального бюджета. Поэтому предполагается пересмотр ряда льгот отдельных категорий населения.

Необходимо пересмотреть оплату больничных листов. Пред­полагается ограничить размер пособий по нетрудоспособности и родам до минимальных размеров оплаты труда. Эти меры обес­печат снижение затрат Фонда социального страхования на 1,3 — 1,4 млрд. руб.

Предполагается 50%-ная скидка по оплате жилья ветеранам труда, если с ними не проживают члены семьи.

Законопроект «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предполагает выплату пособий любой семье в размере 70% минимального размера оплаты труда, семьям воен­нослужащих по призыву до достижения ребенком возраста 16 лет.

Выплату детских пособий предполагается сосредоточить в органах социальной защиты.

К применению этих законов «подталкивает» Мировой банк который настаивает на осуществлении пенсионной реформы, принятии нового трудового законодательства.

Необходимо отметить, что реформирование внебюджетных фондов, в том числе социального страхования, позволит увели­чить норму сбережений в российской экономике приблизительно на 5—6% ВВП за счет взносов в накопительную пенсионную систему и сформировать страховые резервы в системах социального и медицинского страхования. Благодаря этому норма сбе­режений в России может превысить 30% ВВП, что составляет уровень большинства стран с высокими темпами экономиче­ского развития (например, Китай — 40% ВВП).














 












Заключение

Расходы бюджета имеют важнейшую роль в финансовой системе РФ. Бюджет классифицирует направления расходования средств, соотношения расходов по отраслям и территориям и является выражением экономической политики государства.

В настоящее время существует целый ряд задач, которые необходимо решить в области бюджетных расходов:

1)    Обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

2)    Снизить расходы на содержание государственного аппарата;

3)    Расширить практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

4)    Повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

5)    Снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

6)    Усилить контроль над использованием бюджетных средств;

7)    Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Все эти задачи направлены на то, чтобы сделать экономику РФ социально-ориентированной.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства, играет и экономическую и политическую роль.