СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.    Предпосылки возникновения и сущность МСФО.. 4

1.1.   Социально-экономические факторы.. 4

1.2.   Гармонизация и стандартизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности. 7

1.3.   Цель и принципы подготовки и составления финансовой отчетности по МСФО.. 10

2.    Структура и содержание бухгалтерского баланса по международным стандартам.. 13

2.1.   Общая структура бухгалтерского баланса. 13

2.2.   Учет активов. 15

2.3.   Учет обязательств. 22

2.4.   Учет капитала и резервов. 23

3.    Переход на МСФО российских предприятий. 25

3.1.   Основные проблемы перехода на МСФО.. 25

3.2.   Перспективы перехода на МСФО.. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 29



ВВЕДЕНИЕ

Трансформация бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в последнее время становится все более необходимой. Это обусловлено развитием мировой экономики, требующей единой информационной бухгалтерской системы, адекватного языка общения между компаниями, действующими на международных рынках. Применение международных стандартов избавляет совместные предприятия от дорогостоящей процедуры трансформации из одной учетной системы в другую и позволяет достичь большей корректности за счет единства требований к составлению финансовой отчетности.

Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности являются результатом решения проблемы гармонизации – согласования методологии бухгалтерского учета на мировом уровне. Хотя международные стандарты учета регулируют только внешнюю финансовую отчетность, тем не менее они влияют и на национальную методологию бухгалтерского учета.

МСФО нацелены на достижение единообразия бухгалтерской практики, которое позволит использовать учет в качестве универсального языка бизнеса. Тенденция к глобализации рынков капитала привела к необходимости сблизить существующие методики учета.

Целью работы является изучение международных стандартов финансовой отчетности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть предпосылки возникновения МСФО, его сущность и цели; раскрыть основные принципы подготовки финансовой отчетности по МСФО, а также особенности составления бухгалтерского баланса в соответствии с МСФО; показать проблемы и перспективы перехода на МСФО.



1.    Предпосылки возникновения и сущность МСФО

1.1.         Социально-экономические факторы

Во второй половине XX в. история развития бухгалтерского учета вступила в новую фазу – фазу международной стандартизации. Этому способствовали объективные предпосылки, среди которых следует выделить:

–       развитие мировых производительных сил достигло такого уровня, при котором экономические процессы стали всеобъемлющими, глобальными и интернациональными;

–       взаимное проникновение капиталов различных стран в виде производственных, капитальных и финансовых инвестиций приобрело повсеместный характер, а создание систем международного кредитования и экономического регулирования обусловило интенсивное развитие Общего рынка;

–       возникновение интегрированных совместных предприятий, корпораций, транснациональных компаний (ТНК) способствовало дальнейшей взаимообусловленности и взаимозависимости экономик различных стран;

–       свободная конвертация валют ведущих стран, а также введение единой европейской валюты евро стимулировали дальнейшее укрепление международных экономических связей любого уровня;

–       необходимость реализации межнациональных программ в социальной и экономической сферах, в освоении космоса предопределила необходимость единых подходов к управлению экономическими процессами.

Примером влияния налоговой системы на характер финансовой отчетности является практика «отсроченного» налогообложения, применяемая в британской модели учета. Она заключается в том, что доход компаний, измеряемый по общим правилам бухгалтерского учета, отличается от налогооблагаемого дохода. Одной из причин подобного расхождения является то, что налоговая скидка на ускоренную амортизацию вычитается из дохода вне зависимости от избранного метода расчета амортизации отчислений.

Следующим фактором, определяющим существенные различия в финансовой отчетности разных государств, является правовая система. В зависимости от типа законодательства и степени влияния государства на различные стороны жизни большинство стран условно можно объединить в две группы:

·     страны, которые имеют законодательство общеправовой ориентации – законы как бы указывают на пределы, в рамках которых физические и юридические лица имеют свободу действия; деятельность компании детально не регулируется, а также не указаны правила подготовки и публикации финансовой отчетности);

·     страны с разветвленными (обширными) кодексами законов - законодательство базируется на римском праве и обуславливает законы жестко детерминированного характера, физические и юридические лица должны следовать букве закона. Большинство стран вводит в ранг закона и учетные стандарты; все мероприятия в области бухгалтерского учета детализируются и достаточно жестко регламентируются.

Влияние учетных правил одной страны на учетные правила другой страны может быть обусловлено политической или экономической зависимостью, географическим положением.

В этих условиях бухгалтерский учет, признанный мощной информационной базой, не мог оставаться в рамках национальных принципов и правил. Требовались унификация и стандартизация учета на международном уровне. Целью разработки международных стандартов и их использования - гармонизация национальных систем учета и отчетности в направлении повышения потребительских качеств финансовой отчетности предприятия.

В результате принятого соглашения организации бухгалтеров Австрии, Канады, ФРГ, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании и США 29 июня 1973 г. образовали Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В настоящее время Комитетом разработано и внедрено свыше 40 международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), в соответствии с которыми около 400 ТНК и международных финансовых институтов публикуют свою бухгалтерскую отчетность.

«Пользователи финансовой отчетности во всем мире хотят иметь сопоставленную и понятную информацию для принятия решений. В отсутствие стандартов приходится тратить колоссальные финансовые ресурсы для приведения отчетности в соответствие с теми или иными международными правилами или национальными нормами стран-партнеров».[1]

Возможность объединения национальных бухгалтерских стандартов в классификационные группы обуславливает возможность сглаживания различий между ними в процессе стандартизации по крайней мере внутри группы. Возможность стандартизации учета на мировом уровне объясняется тем, что почти все пользователи принимают сходные экономические решения, например, такие, как: когда купить, придержать или продать акции; оценка качества и подотчетности управления; оценка способности компании оплачивать труд работников или предоставлять им другие льготы; оценка обеспечения сумм, предоставленных компаниям в кредит и др.

Важно отметить, что в задачу КМСФО не входит навязывание своей воли всему международному сообществу. Его целью является создание образца, которому легко следовать, гармонизация национальных систем учета и отчетности в направлениях повышения потребительских качеств бухгалтерской отчетности предприятия, и в первую очередь ТНК, влияние которых на мировую экономику становится все более и более существенным. Нужно отметить, что ни одна экономически развитая страна в настоящее время не применяет напрямую МСФО, а пользуется своими, национальными стандартами. В полной мере международными стандартами руководствуются только ТНК, для которых применять национальные методы учета каждой страны неудобно. Однако в каждой стране проводится работа по сопоставлению с МСФО национальных стандартов, во многих странах национальные стандарты максимально приближены к международным.[2]

1.2.         Гармонизация и стандартизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Проблема стандартизации учета на международном уровне до сих пор является дискуссионной в разных странах мира. Дискуссии начинаются уже с терминологии. Термины «стандартизация», «гармонизация» не всеми понимается одинаково. Одни подразумевают унификацию или полную стандартизацию, другие – процесс развития сопоставимости методов бухгалтерского учета. Во многих случаях термины «стандартизация» и «гармонизация» употребляются почти в одном и том же смысле. Вместе с тем для гармонизации характерен более гибкий подход, чем для стандартизации, которая в свою очередь тяготеет к унификации. Представляются наиболее отражающими суть процессов следующие определения:

–             унификация – это исключение альтернативных методов учета хозяйственных операций, событий и обстоятельств;

–             стандартизация – ограниченный набор альтернативных методов для поддержания гибкости бухгалтерского учета;

–             гармонизация – увязка различных систем бухгалтерского учета и отчетности путем введения их в рамки общей классификации, т.е. стандартизация формы с сохранением существенных различий.[3]

Международное сближение принципов и процедур финансового учета предопределяет гармонизацию финансовой отчетности. В широком смысле под гармонизацией экономических процессов, отношений товаров, налогов следует понимать взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия.[4]

Гармонизация финансовой отчетности может происходить на разных уровнях: международном и локальном. Гармонизация финансовой отчетности на международном уровне означает, что финансовая отчетность отдельно взятой страны должна соответствовать требованиям МСФО. Гармонизация финансовой отчетности на международном уровне – длительный и трудоемкий процесс. Однако тенденции развития этого сближения существуют, о чем свидетельствуют отчеты КМСФО, которые подтверждают объективность и неуклонность этого процесса.

Способы гармонизации финансовой отчетности могут быть существенными и формальными. Под существенными способами гармонизации финансовой отчетности следует понимать сближение внутренних и международных стандартов учета (принципов, понятий, методов, процедур учета и отчетности) и на этой основе составление гармонизированной финансовой отчетности.

Под формальным способом гармонизации финансовой отчетности следует понимать механические приемы перевода финансовой отчетности отдельно взятой страны в условиях функционирования принципов и стандартов учета другой страны или группы стран.

В настоящее время формальные способы гармонизации финансовой отчетности получили свое развитие в следующих видах:

–       трансформации финансовой отчетности с помощью коэффициентов пересчета. Коэффициенты учитывают особенности оценки активов, своеобразие методологии учета и т.д. Они показывают, какое значение имел бы информационный показатель, если бы учет велся по предлагаемым принципам и стандартам. К недостаткам способа относится трудоемкость разработки корректных коэффициентов пересчета для предприятий различных отраслей и мощностей;

–       трансформации финансовой отчетности на основе дополнительных расчетов. Зная отличительные черты одной системы учета от другой, составляют таблицы, позволяющие определить положительные и отрицательные влияния отдельных факторов на информационный показатель. На основе проведенных расчетов вносятся изменения в финансовую отчетность;

–       составлении финансовой отчетности по методологии другой страны на основе первичных документов, заполненных согласно международным требованиям. При таком способе исключаются погрешности пересчета финансовой отчетности. Работа выполняется в автоматизированном режиме.

Характерной чертой второй половины XX столетия стала интернационализация хозяйственной жизни государства, приведшая к международной специализации труда, кооперированию производства практически между всеми странами и континентами. Национальные экономики стали интегрироваться в единый мировой экономический организм. Этот процесс затрагивает все аспекты жизни людей различных стран: экономику, культуру, технологию, управление. Решающую роль в мире стали играть транснациональные компании, которых в настоящее время насчитывается более 37 тысяч. Интернационализация экономик вызвала потребность в сопоставимых учетных данных, получаемых корпорациями в различных странах, и в конечном итоге обусловила международную стандартизацию национальных систем бухгалтерского учета.[5]

Стандарт в переводе с английского означает норма, образец. Применительно к нормативной документации по бухгалтерскому учету стандарт означает комплекс документально оформленных правил ведения учета. Каждое из таких правил определяет терминологию, способы, методы, сущность бухгалтерских операций при отражении того или иного факта хозяйственной жизни. Стандарт учета и отчетности, как правило, имеет несколько типовых частей.

Цель – эта часть предназначена для краткого изложения учетной проблемы и раскрытия задач выпуска стандарта. Сфера применения – здесь определяются границы стандарта, оговариваются условия, при которых он не применяется. Кроме того, дается информация об упразднении ранее действующих стандартов в связи с выходом новых. Определения – даются понятия основных терминов, применяемых в тексте стандарта. Описание стандарта – эта часть стандарта наиболее емкая. Она обычно представлена несколькими разделами, разнообразными по тематике. Например, излагаются принципы учета, варианты оценок, методы учета, способы отражения в отчетности и т.п.

Раскрытие информации – обязательная часть стандарта, в которой приводится содержание информации, которая должна раскрываться при описании учетной политики предприятия. Дата вступления в силу – указывается дата введения стандарта в действие. Иногда стандарт имеет приложения, в которых приводятся сведения об опытах различных стран по данному вопросу или дополнительные пояснения, расшифровки и формы. Наличие типовых разделов позволяет ориентироваться в информации, изложенной в стандарте.

1.3.         Цель и принципы подготовки и составления финансовой отчетности по МСФО

Целью финансовой отчетности по МСФО является предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности компании. В соответствии с МСФО выделяют принципы формирования финансовой отчетности, которые определяют концептуальные основы формирования отчетности. Концептуальные основы не заменяют нормативные акты, а устанавливают лишь общие требования и подходы к формированию информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. В ряде случаев возможны даже противоречия между нормативными актами и концептуальными основами, в таком случае нормативные акты превалируют над принципами концепции. Концептуальные основы формирования бухгалтерской отчетности существуют, практически, во всех странах.

Принципы составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО подразделяются на две группы: основополагающие допущения и качественные характеристики финансовой отчетности. Основополагающие допущения состоят из двух базовых принципов:

1.     учет по методу начисления, согласно которому, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся.

2.     непрерывность деятельности предполагает, что компания будет действовать в обозримом будущем и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и принимаемая основа должна раскрываться.

Качественные характеристики определяются четырьмя основными атрибутами отчетности, делающими ее полезной для пользователей:

1.     Понятность. Основным качеством информации представленной в финансовой отчетности, является ее доступность для понимания пользователем.

2.     Уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки.

3.     Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи могут положиться на нее как представляющую правдиво то, что она должна представлять.

4.     Сопоставимость. Измерение и отражение финансовых результатов от аналогичных операций и других событий должны осуществляться по методологии, единой для всей компании и на протяжении ее существования, равно как для разных компаний.

Уместность и надежность раскрываются более подробно через дополнительные характеристики. Уместность связана с существенностью. При этом информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могли повлиять на экономическое решение пользователей, принятое на основании финансовой отчетности. Существенность, скорее показывает порог или точку отсчета, и не является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной. Надежность раскрывается через пять характеристик:

1)          Правдивое представление. Для того, чтобы быть надежной, информация должна правдиво представлять операции и прочие события, которые она либо должна представлять, либо от нее обоснованно ожидается, что она будет это представлять.

2)          Преобладание сущности над формой. Информация должна правдиво представлять операции и другие события в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой.

3)          Нейтральность. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть непредвзятой, то есть не оказывать влияние на принятие решения или формирование суждения с целью достижения запланированного результата.

4)          Осмотрительность. Это введение определенной степени осторожности в условиях неопределенности, так чтобы активы или выгоды не были завышены, а обязательства или расходы – занижены.

5)          Полнота. Чтобы быть надежной, информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на нее. Пропуск может сделать информацию ложной или дезориентирующей с точки зрения ее уместности.

Раскрывая принципы уместности и надежности, МСФО определяют и ограничения в их использовании:

1)    Своевременность. В случае неоправданной задержки в представлении информации она может потерять свою уместность. Для своевременного представления информации часто бывает необходимо отчитываться до выяснения всех аспектов операции или другого события, тем самым снижая надежность.

2)    Баланс между выгодами и затратами. Соотношение между выгодами и затратами – это скорее принципиальное ограничение, а не качественная характеристика. Выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение.

3)    Баланс между качественными характеристиками. В общем цель состоит в том, чтобы достичь соответствующего соотношения между характеристиками для выполнения основного предназначения отчетности.[6]


2.    Структура и содержание бухгалтерского баланса по международным стандартам

2.1.         Общая структура бухгалтерского баланса

Согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), активы и обязательства отражаются в отчете по их первоначальной стоимости (в рядке случаев по переоцененной стоимости). Использование первоначальной стоимости в качестве базы для оценки связано с тем, что ее можно получить на основе независимой экспертизы.

При составлении бухгалтерского баланса учет активов ведется по их первоначальной стоимости. Серьезным недостатком первоначальной стоимости является то, что она не всегда достоверно отражает текущую стоимость активов. В результате баланс перестает быть надежным индикатором финансового положения предприятия.

В балансе смешаны исторические и реальные стоимости, что доставляет немало трудностей для тех, кто работает с ним. Денежные средства, такие как касса, краткосрочные инвестиции и дебиторская задолженность, лишь приблизительно отражают их реальную стоимость. Сумма краткосрочной кредиторской задолженности, указанная в отчетах, также только относительно близка к ее реальной стоимости.

Краткосрочные обязательства классифицируются не на основе суммы погашения, а на том основании, что краткосрочную задолженность можно погасить текущими активами или другой краткосрочной задолженностью и в балансе должна отражаться номинальная стоимость. Внеоборотные активы, такие как недвижимость, производственные помещения и оборудование, а также нематериальные активы, показываются по остаточной стоимости, т.е. за минусом амортизации. Долгосрочная кредиторская задолженность отражается по стоимости с учетом скидки. При этом размер скидки по контракту определяется по рыночному уровню. Если последний колеблется во времени, то записанная в балансе стоимость не будет отражать реальной стоимости.

В заголовке любого отчета, построенного согласно МСФО, обязательно отражается три элемента: название компании, чье финансовое положение показывается в отчете, название отчета и дата составления отчета. При этом в заголовке указывается именно то название компании, которое зафиксировано в учредительных документах. Название должно четко отражать юридический статус компании, т.е. организационно-правовую форму. Если название не отражает ее юридического статуса, то необходимо дать дополнительную информацию, разъясняющую юридический статус.[7]

Финансовый отчет должен называться «Баланс», если в данной отрасли не используется другое название. Например, в некоторых странах чаще используется название «Отчет о финансовом состоянии». Во всех случаях баланс показывает суммы завершенных сделок на дату составления.

Балансы за каждый отчетный период должны быть единообразны по виду, как и все финансовые отчеты предприятия. Форма, терминология, заголовки и модель объединения несущественных статей должны быть соответствующими. Цель таких требований – повышение полезности при помощи единообразия способа представления, если нет существенных причин для изменения такого способа представления. В противном случае, при наличии необходимых изменений, о них сообщается дополнительно в примечаниях к отчетности.

Таблица 2‑1 . Структура балансового отчета в соответствии с МСФО (форма счета)

Активы

Пассивы

Текущие активы

Денежные средства

Краткосрочные инвестиции

Дебиторская задолженность

Товарно-материальные запасы

Предоплаченные текущие расходы

Прочие текущие активы

Текущие обязательства

Долгосрочные обязательства

Долгосрочные займы и кредиты

Обязательства по аренде

Облигации

Прочие долговые обязательства

Долгосрочные активы

Основные средства

Нематериальные активы

Предоплаченные расходы нескольких периодов

Инвестиции и фонды

Прочие внеоборотные активы

Собственный капитал

Акционерный (уставный) капитал

Прочий внесенный или оплаченный капитал

Нераспределенная прибыль

2.2.         Учет активов

Активы – это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем, под которой, в свою очередь, понимается потенциал, который войдет прямо или косвенно в поток денежных средств или эквивалентов денежных средств компании. Активы подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. В соответствии с МСФО 1 актив классифицируется как краткосрочный, когда:

–        его предполагается реализовать или держать для продажи или использования в нормальных условиях операционного цикла компании;

–        он содержится главным образом в коммерческих целях или в течение короткого срока и его предполагается реализовать в течение 12 месяцев;

–        он является активом в виде денежных средств или эквивалентов, не имеющих ограничений на использование.

Все прочие активы должны классифицироваться как долгосрочные, если классифицированный баланс представлен в составе финансовой отчетности. Таким образом, краткосрочные активы включают денежные средства и те активы, которые предполагается превратить в деньги, продать или потребить в течение одного операционного цикла.

Операционный цикл компании представляет собой время между приобретением материалов, используемых в процессе производства, и их обращением в денежные средства или инструмент, быстро конвертируемый в денежные средства. Общепринято, что операционный цикл составляет 12 месяцев и, таким образом, краткосрочные активы реализуются в течение 12 месяцев.

К краткосрочным активам относятся:

1.  Денежные средства и их эквиваленты в виде: денежных средств в кассе, счетов на денежные переводы, бессрочных банковских депозитов, высоколиквидных ценных бумаг со сроком погашения менее 3 месяцев и другие. Эквивалентами денежных средств являются высоколиквидные вложения (в соответствии с МСФО 7) – казначейские векселя, коммерческие бумаги.

2.  Краткосрочные инвестиции – легко реализуемые ценные бумаги, которые приобретаются за счет временно свободных денежных средств. Классификация краткосрочных инвестиций раскрывается в приложении к финансовой отчетности.

3.  Дебиторская задолженность включает: расчеты с покупателями и заказчиками; векселя к получению; дебиторскую задолженность дочерних компаний и подотчетных лиц.

4.  Запасы – это активы, которые предназначены для продажи в процессе деятельности компании или для производственного потребления для изготовления и реализации продукции или в форме сырья, предназначенных для пользования в производственном процессе или при предоставлении услуг. При отражении запасов в балансе необходимо раскрыть критерии оценки запасов и метод определения стоимости.

5.  Расходы будущих периодов – активы, образованные предоплатой денежных средств или принятием конкретных обязательств предприятием; становятся расходами по истечении определенного периода времени, срока использования (предоплаченная аренда, отложенные налоги).

МСФО 1 использует термин «внеоборотные» для обозначения материальных, нематериальных и финансовых активов долгосрочного характера. К внеоборотным активам относятся долгосрочные инвестиции, основные средства, нематериальные и другие активы.[8]

Долгосрочные инвестиции – если размещаются на срок более 12 месяцев. Существует три основных вида долгосрочных инвестиций:

–        долгосрочные обязательства и ценные бумаги – это акции, облигации, долгосрочные векселя; эти статьи показываются в примечаниях к балансу;

–        материальные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности (оборудование, предназначенное для перепродажи);

–        инвестиции, отвлеченные в специальные фонды (фонд для погашения облигаций, средства для расширения производства, денежные средства, вложенные в страхование жизни).

Основные средства – это материальные активы, которые удовлетворяют следующим требованиям: непосредственно используются в процессе нормального функционирования компании (производство товаров, сдача активов в аренду) и имеют длительный срок эксплуатации (более 1 учетного периода). В состав основных средств входят земля, здания, машины и оборудование, мебель и приспособления, транспортные средства. Эти статьи баланса должны содержать информацию о величине накопленного износа по основным классам активов. В пояснении к балансу приводится остаточная стоимость основных групп материальных активов на дату составления баланса, а также делается краткое описание методов начисления износа по основным группам активов.

Нематериальные активы – это специфические неденежные активы, которые не обладают материальной формой; имеют длительный характер использования и приносят доход. К ним относятся патенты, лицензии, монопольные права, торговая марка, деловая репутация.

Прочие активы – включает все виды активов, которые не вошли в предыдущие категории, например, предоплаченные расходы, отложенные налоги, отложенные расходы по выпуску долгосрочных облигаций, долгосрочную дебиторскую задолженность.

Финансовые вложения. Вместо термина «финансовые вложения» в МСФО применяется понятие «инвестиции». Инвестиция – это актив, которым владеет предприятие в целях получения дохода в форме распределения имущества другого предприятия (проценты, дивиденды, арендная плата), в форме прироста капитала либо путем получения иных выгод.

В МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» приводится следующая классификация финансовых вложений с целью их оценки в балансе:

–        торговые финансовые вложения – это инвестиции в финансовые активы, которые производятся с целью поучения дохода от краткосрочных колебаний рыночных цен данных активов либо в виде мари дилера и входят в состав инвестиционного портфеля предприятия;

–        финансовые вложения, удерживаемые до погашения;

–        займы, предоставленные другим предприятиям – финансовые вложения, которые возникают у предприятия в результате предоставления денежных средств, товаров или услуг непосредственно должнику и не были получены исключительно для целей их последующей продажи. Случаи, когда займы не могут быть отнесены к категории займов, предоставленных другим предприятиям: предприятие приобретает долги другого предприятия на рынке либо получает в виде уступки прав требования; предприятие приобретает долю в совокупной задолженности другого предприятия, обычно называемой пулом долгов, в процессе секьюритизации долгов[9].

Для отражения на счетах бухгалтерского учета категорий финансовых вложений на счете «Финансовые вложения» открываются соответствующие субсчета.

В соответствии с МСФО 39 финансовые вложения признаются на счетах бухгалтерского учета и в балансе только когда предприятие действительно получило права на получение выгод, связанных с данным вложением. Имеющие «регулярный характер» операции по покупке финансовых активов следует признавать в учете на дату заключения сделки или дату расчетов.

В бухгалтерском балансе финансовые вложения отражаются по категориям вложений, по справедливой стоимости или амортизированной себестоимости, включающая фактические затраты на приобретение. Если предприятие предусмотрело в своей учетной политике разделение финансовых вложений на таковые, тогда торговые финансовые вложения отражаются как краткосрочные активы, а предоставленные займы и неторговые финансовые вложения подразделяются на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока приобретения до даты погашения и намерений организации.[10]

Основные средства. Согласно МСФО 16 «Основные средства», объект основных средств должен признаваться в качестве актива, когда с большой долей вероятности можно утверждать, что компания получит связанные с активом будущие экономические выгоды, а также когда себестоимость актива для компании может быть надежно оценена.

При формировании первоначальной стоимости объекта основных средств его оценка должна быть произведена по фактической себестоимости, которая включает покупную цену, в т.ч. импортные пошлины и не возмещаемые налоги на покупку; при этом любые торговые скидки вычитаются.

Последующие затраты, относящиеся к уже признанному объекту основных средств, должны увеличивать балансовую стоимость, если компания с большой долей вероятности получит будущие экономические выгоды, превышающие первоначально рассчитанные нормативные показатели существующего актива. Последующие затраты признаются в качестве актива только когда они улучшают состояние актив, приводят к повышению его производительности, например, модификация объекта основных средств, усовершенствование деталей и узлов машин для улучшения качества выпускаемой продукции, внедрение новых производственных процессов, обеспечивающих значительное сокращение затрат. Затраты на ремонт основных средств признаются в качестве текущих расходов, т.к. восстанавливают первоначально рассчитанные нормативные показатели производительности.

Переоценка основных средств выполняется профессиональными оценщиками. В соответствии с МСФО 16 переоценка должна производится с необходимой регулярностью и таким образом, чтобы после первоначального отражения в учете активов их балансовая стоимость существенно не отличалось от «достоверной» стоимости на отчетную дату. Увеличение стоимости в результате переоценки должно непосредственно относиться на собственный капитал как прирост от переоценки. Когда этот доход реализован, его можно отнести к нераспределенной прибыли.

В финансовой отчетности должна быть раскрыта следующая информация: способы оценки балансовой стоимости до вычета накопленной амортизации; используемые методы начисления амортизации; применяемые сроки полезной службы или нормы амортизации; валовая стоимость и накопленная амортизация на начало и наконец периода; сверка балансовой стоимости по состоянию на начало и конец периода, отражающая поступление, выбытие, приобретение путем объединения компаний, увеличение или уменьшение стоимости, возникающие в течение отчетного периода; убытки от обесценения, признанные и компенсированные в отчете о прибылях и убытках; чистые курсовые разницы, возникающие при пересчете показателей финансовой отчетности иностранных компаний; прочие изменения.

Нематериальные активы. Согласно МСФО 38 «НМА» – это идентифицируемый неденежный актив без физической формы, используемый в производстве товаров, а также предназначенный для сдачи в аренду или в административных целях. Существуют различные виды классификации НМА (табл. 3-2).

Таблица 2‑2. Классификация нематериальных активов

Классификационный признак

Сущность признака

Наименование НМА

Способ приобретения

Покупка

Создание собственными силами

Патенты, лицензии, франчайзинг

Ноу-хау

Выделяемость в самостоятельную единицу

Отделяемые активы


Неотделяемые активы

Торговые марки, патенты, авторские права

Гудвилл (деловая репутация)

Обмениваемость

Продаваемые активы

Непродаваемые активы

Патенты, торговые марки

Гудвилл, организационные затраты

Период получения ожидаемых доходов

Период, определяемый экономическими обстоятельствами; период, определяемый правовыми ограничениями



Нематериальный актив должен первоначально оцениваться по себестоимости, если он приобретен или произведен собственными силами. Себестоимость приобретенного НМА включает покупную цену, импортные пошлины, не возмещаемые налоги и затраты, прямо относимые на подготовку актива к эксплуатации. Себестоимость активов, полученных в обмен на другие активы, оценивается по справедливой стоимости переданных в обмен активов. Не включаются в себестоимость торговые, административные расходы, которые не могут быть отнесены на подготовку актива к использованию, первоначальные операционные убытки и затраты на подготовку персонала к эксплуатации актива.

НМА должен удаляться из отчетности при выбытии (продаже, обмене) или в случае отсутствия будущих экономических выгод.

Материально-производственные запасы (МПЗ). В их составе, согласно МСФО 2, учитывают: товары, землю или др. имущество, предназначенные для перепродажи; затраты на заработную плату основного персонала, если фирма работает в сфере услуг; готовую продукцию, выпущенную компанией; незавершенную продукцию, в т.ч. сырье и материалы в производственном процессе. В соответствии с МСФО малоценные и быстроизнашивающиеся предметы не выделяют в отдельную категорию.

Запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цене продаж. Себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы доставить запасы до места их настоящего нахождения и состояния.

Согласно МСФО, финансовая отчетность в отношении запасов должна раскрывать: учетную политику, принятую для оценки запасов, в т.ч. используемый метод расчета их себестоимости; общую балансовую стоимость запасов; балансовую стоимость запасов, учтенных по чистой стоимости реализации; величину возврата любого списания, которая признается как доход в данном периоде; обстоятельства или события, приведшие к возврату списания запасов; балансовую стоимость запасов, заложенных в качестве обеспечения обязательств.[11]

2.3.         Учет обязательств

Обязательство – это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду. Обязательство признается в балансе, если существует вероятность того, что в результате погашения текущего обязательства возникнет отток ресурсов, содержащих экономические выгоды, а величина этого погашения может быть надежно определена.

Обязательства по договорам, которые не выполнены или выполнены лишь частично, как правило, не признаются в качестве обязательств в финансовой отчетности, либо могут быть отражены в отчетности в той степени, в какой они удовлетворяют критерию признания.

Если стоимость обязательств по контракту существенна и представляет определенный интерес для внешних пользователей, то эти обязательства должны быть отражены в примечаниях, пояснительных материалах.

Различают следующие виды классификаций обязательств: по сроку использования (краткосрочные и долгосрочные) и по точности оценки обязательств (фактические, оценочные, условные, резервы).

Фактические обязательства возникают из договора, контракта и на основе законодательства и включают: задолженность по полученным счетам, по выданным векселям, по дивидендам участников, по налогам, по зарплате и по полученным авансам.

Оценочные обязательства включают обязательства, точная сумма которых не может быть определена до наступления определенной даты: задолженность по налогу на прибыль, по налогу на имущество, гарантийные обязательства и задолженность по оплате отпусков персонала.

Условное обязательство – возможное обязательство, возникающее из прошлых событий и существование которого будет подтверждено наступлением или ненаступлением одного и более неопределенных будущих событий, которые не находятся под полным контролем компании; текущее обязательство, возникающее из прошлых событий, но не признанное.

Резерв представляет собой обязательство с неопределенным временем погашения и суммой и признается только в случае наличия у компании текущего правового обязательства в результате прошлого события.

2.4.         Учет капитала и резервов

МСФО не содержат специального стандарта, посвященного вопросам учета капитала и резервов, посвященного вопросам учета капитала и резервов, за исключением двух интерпретаций – ПКИ 16 «Акционерный капитал – вновь приобретенные собственные долевые инструменты» и ПКИ 17 «Капитал – затраты на сделки с собственными долевыми инструментами».

Учет капитала зависит от юридического статуса компании. Несмотря на различия в законодательстве стран, коммерческие предприятия подразделяются на с ограниченной (акционерные компании открытого типа и партнерские компании) и неограниченной ответственностью (товарищества или партнерства, предприниматели без образования юридического лица).

Капитал частного предпринимателя представляет собой: капитал на начало года + нераспределенная прибыль – изъятия на собственные нужды, причем изъятия в пределах установленных норм не облагаются налогом на прибыль.

Капитал товарищества учитывается с подразделением на счета владельцев, а прибыль распределяется между владельцами в соответствии с учредительным договором в виде процента на вложенный капитал и учитывается на их текущих счетах.

Капитал партнерской компании с ограниченной ответственностью состоит из долей учредителей, на каждого из которых открываются счета капитала и текущие счета для учета начисления доли прибыли.

Капитал акционерной компании состоит из акционерного капитала, эмиссионного дохода и нераспределенной прибыли. Акционерный капитал учитывается по номинальной стоимости выпущенного капитала и отражается в балансе по следующим группам: разрешенный к выпуску подписной капитал; выпущенный капитал; капитал к оплате, объявленный по скорректированной цене с учетом спроса; фактически оплаченный и неоплаченный капитал.

Преобразование акционерного капитала возможно либо в результате выкупа компанией собственных акций, либо путем реклассификации акций. Выкуп компанией акций классифицируется как уменьшение оплаченного капитала и в отчетности отражается в разделе «Капитал» как его уменьшение, при этом в активе баланса данные акции не фигурируют.

При отражении операций по выкупу и погашению или продаже выкупленных акций в бухгалтерском балансе ПКИ используется несколько вариантов:

–        выкупленные акции в размере фактических затрат на их выкуп отражаются отдельной единой строкой в балансе, без специального выделения номинальной стоимости акций;

–        выкупленные акции в размере их номинальной стоимости отражаются как вычет из оплаченного уставного капитала общества, а разность между ценой выкупа и номинальной стоимостью акций – как изменение добавочного капитала либо нераспределенной прибыли.

Резервы компаний, включая акционерные, образуются на основе исключительно национального законодательства, устава и решений совета директоров. Их виды и размеры МСФО не определены. Но единым для всех стран правилом является расчет общей суммы резервов, которая равняется разности чистых активов компании и ее уставного капитала.

Некоторые компании в балансах к резервам относят поправки: резерв сомнительной и безнадежной задолженности, резерв амортизации основных средств и нематериальных активов, резерв переоценки постоянных активов. Различие между резервами и поправками состоит в том, что резервы образуются за счет прибыли, а поправки создаются под затраты и обязательства независимо от статуса компании.[12]


3.    Переход на МСФО российских предприятий

3.1.         Основные проблемы перехода на МСФО

План перехода российских компаний на МСФО неоднозначно оценивается финансовыми руководителями и экспертами. Одни считают, что такой шаг принесет пользу российской экономике, другие же видят в этом лишь увеличение объема работы и материальных затрат. Опыт российских предприятий, уже работающих по МСФО, а также европейский подход к внедрению МСФО позволяют достаточно объективно оценить проблемы и перспективы данного процесса.

Необходимость составлять финансовую отчетность по международным стандартам возникает в первую очередь у предприятий, работающих с иностранными банками и инвесторами. Компании, составляющие отчетность по международным стандартам, могут рассчитывать на снижение процентной ставки при привлечении финансирования, поскольку инвестор в этом случае способен объективно оценить риски, закладываемые в ставку по кредиту. В то время как российские стандарты декларируют превосходство формы над содержанием, основная цель МСФО – получение максимально достоверной информации о состоянии компании, которая необходима инвесторам для корректной оценки и составления достоверных прогнозов.

Далеко не все предприятия относятся к переходу на МСФО положительно. По мнению Олега Островского, генерального директора Института профессиональных бухгалтеров России, сегодня российские предприятия в подавляющем большинстве к переходу на МСФО не готовы.

Одной из основных проблем при массовом внедрении МСФО станет кадровая. МСФО значительно сложнее российских правил бухгалтерского учета и требуют от финансистов большей профессиональной подготовки и знаний. На текущий момент есть около 30 тысяч аттестованных Минфином России аудиторов, часть которых могут консультировать компании, составляющие отчетность по МСФО. Тем не менее основную работу в этом направлении должен вести персонал компании. В настоящее время в большинстве российских банков и компаний нет специалистов, имеющих необходимую квалификацию в области МСФО и опыт работы по составлению отчетности. Такие сотрудники стоят достаточно дорого, и не каждая организация может себе позволить их нанять. Этот должно мотивировать предприятия самостоятельно обучать специалистов.

Несмотря на то, что сейчас многие учебные заведения предлагают программы обучения по МСФО, систематизированного подхода к образованию в области международных стандартов пока нет. Российское образование не готово к тому, чтобы переучить всех бухгалтеров и аудиторов. Немаловажно и то, что не хватает квалифицированного преподавательского состава.

Другая важная проблема – языковая. Официальный язык МСФО - английский. К сожалению, быстро научить российских бухгалтеров английскому языку невозможно, поэтому необходим официальный перевод МСФО. Однако важно не только сделать официально подтвержденный перевод стандартов, но и заручиться согласием КМСФО на проведение своевременного перевода принимаемых изменений и поправок. Для осуществления технических переводов текстов МСФО и их своевременного обновления необходимо создать специальный орган. при этом важно так организовать работу, чтобы измененные стандарты вовремя доходили до пользователей и не задерживались на этапах рассмотрения и утверждения.

Одно из требований, предъявляемых финансовой отчетности - оперативность представления информации. однако сейчас на подготовку отчетности по МСФО у предприятий уходит слишком много времени и данные теряют свою актуальность. Решить вопрос оперативной подготовки отчетности по МСФО можно за счет автоматизации учета. Большинство предприятий готовят финансовую отчетность, перенося данные бухгалтерского учета в такие системы, как Excel, и там вручную конвертируют отчетность в соответствии с требованиями МСФО. Внедрив на предприятии информационную систему, которая позволит вести российский и международный учет параллельно, удастся сэкономить массу времени.[13]

3.2.         Перспективы перехода на МСФО

Начиная с 1998 г., когда была принята программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с принципами МСФО, в российском бухгалтерском учете произошли существенные перемены. Сегодня большинство ПБУ на 80 % составлены в соответствии с требованиями международных стандартов. Тем не менее процесс внедрения МСФО проходил бы значительно быстрее, если бы было устранено основное расхождение. Оно заключается в том, что отчетность предприятия по англо-саксонской модели должна удовлетворять требованиям собственников, а в России и многих странах Европы отчетность должна соответствовать требованиям законодательства. Это основной сдерживающий фактор, препятствующий внедрению МСФО.

Среди финансовых директоров есть сторонники радикального решения проблемы – полной отмены российских стандартов бухгалтерского учета и замены их на МСФО. При этом необходимо соблюсти интересы государства. Это можно сделать, - считает Давидко Денис, финансовый директор компании «Открытые инвестиции», доработав требования к ведению налогового учета. В итоге компании будут формировать отчетность по МСФО для налоговых органов. Такой подход позволит сократить затраты на ведение разных видов учета.

Однако из-за проблем, описанных выше, подобный вариант развития событий не для всех предприятий приемлем. По мнению Михаила Киселева, зам. председателя фонда НСФО[14], нельзя заставить все предприятия перейти в обязательном порядке на МСФО. Нужно предоставить им право выбора учетной системы, что позволит сделать переход на международные стандарты не таким болезненным.[15]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Международное сближение принципов и процедур финансового учета предопределяет гармонизацию финансовой отчетности. В широком смысле под гармонизацией экономических процессов, отношений товаров, налогов следует понимать взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия.

Целью финансовой отчетности по МСФО является предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности компании. В соответствии с МСФО выделяют принципы формирования финансовой отчетности, которые определяют концептуальные основы формирования отчетности. Концептуальные основы не заменяют нормативные акты, а устанавливают лишь общие требования и подходы к формированию информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Принципы составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО подразделяются на две группы: основополагающие допущения и качественные характеристики финансовой отчетности.

Необходимость составлять финансовую отчетность по международным стандартам возникает в первую очередь у предприятий, работающих с иностранными банками и инвесторами. Сегодня российские предприятия в подавляющем большинстве к переходу на МСФО не готовы. Одной из основных проблем при массовом внедрении МСФО станет кадровая. Другая важная проблема – языковая. Официальный язык МСФО - английский, поэтому необходим официальный перевод МСФО.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Афанасьев А. Переход на МСФО: проблемы и перспективы // Финансовый директор. – 2004. - № 12. – С. 44-49.

2.  Журавлева А. Новые МСФО: особенности применения // Финансовый директор. – 2004. - № 7-8. – С. 63-70.

3.  Камышанова П.И., Барсукова И.В., Густяков И.М. Бухгалтерский учет: отечественная система и международные стандарты. – М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 519 с.

4.  Краснова Л.П., Шалашова Н.Т. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: ЮРИСТ, 2002. — 528 с.

5.  Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 312 с.

6.  Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор-пресс, 2002. – 253 с.

7.  МСФО. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности: Пер. В.И. Тарусина / Ред. коллегия: А.С. Бакаев, Л.В. Горбатова, Т.Б. Крылова и др. – М.:, 1998. – 126 с.

8.  Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. Применение международных финансовых стандартов отчетности в России. – М.: ПИТЕР, 2004. – 174 с.

9.  Пыльцов В., Славянинов Н. Трансформация российской отчетности в соответствии с МСФО // Финансовый директор. – 2004. – № 4. – С. 37-46.

10.   Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 465 с.




[1] МСФО. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности: Пер. В.И. Тарусина / Ред. коллегия: А.С. Бакаев, Л.В. Горбатова, Т.Б. Крылова и др. – М.:, 1998. – с. 26.

[2] Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – с. 218

[3] Краснова Л.П., Шалашова Н.Т. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: ЮРИСТ, 2002. - с . 421.

[4] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. –  с. 375.

[5] Камышанова П.И., Барсукова И.В., Густяков И.М. Бухгалтерский учет: отечественная система и международные стандарты. – М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – с. 198

[6] Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. Применение международных финансовых стандартов отчетности в России. – М.: ПИТЕР, 2004. – с.23-29.

[7] Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор-пресс, 2002. – С. 48-49.

[8] Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. Применение международных финансовых стандартов отчетности в России. – М.: ПИТЕР, 2004. – 49-50.

[9] Секьюритизация означает выпуск ценных бумаг на сумму долгов предприятия с целью придания этим долгам более ликвидной формы.

[10] Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. Применение международных финансовых стандартов отчетности в России. – М.: ПИТЕР, 2004. – С. 53-55.

[11] Пыльцов В., Славянинов Н. Трансформация российской отчетности в соответствии с МСФО // Финансовый директор. – 2004. – № 4. – С. 37-46.

[12] Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор-пресс, 2002. – С. 54.

[13] Афанасьев А. Переход на МСФО: проблемы и перспективы // Финансовый директор. – 2004. - № 12. – С. 44, 46-48.

[14] Фонд «Национальная организация по стандартам финансовой отчетности» - некоммерческая организация, созданная по образцу Комитета по МСФО.

[15] Журавлева А. Новые МСФО: особенности применения // Финансовый директор. – 2004. - № 7-8. – С. 65-66.