Министерство образования Российской Федерации

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Кафедра бухгалтерского учета

Контрольная работа

Учебная  дисциплина: Управленческий анализ в отдельных отраслях народного хозяйства (УА в ОНХ)

Номер варианта контрольной работы:  № 9

Номер группы:         БУП1И

Номер специальности: 060500 «Бухучет, анализ и аудит»

Номер зачетной книжки____________________

Дата регистрации институтом: «___»__________________2004г.

Дата регистрации кафедрой: «___»__________________2004г.

Проверил:________________________________

Оценочное заключение

Номер задания

Количество баллов

Примечание

1

2

3

4

5

Итого баллов по 100 бальной системе

Итоговая оценка

Подпись преподавателя

2004

Содержание.

1.Задание № 1.4. 3

2.Задание № 2.5. 5

3.Задание № 3.1. 7

4.Задание № 4.2. 10

5.Задание № 5.3. 12

Список литературы. 15

 

Задание № 1.4.

 

Приведите примеры отраслевых особенностей группировки структурных подразделений предприятий в организационной или финансовой структуре.

Учет затрат на производство продукции, работ, услуг с целью воздействия на управление производством есть не что иное как управленческий учет. В управленческом учете затраты группируются по центрам затрат.

Управленческий учет – это самостоятельное направление бухгалтерского учета, которое обеспечивает управленческий аппарат предприятия информацией, необходимой для оперативного управления, представляющий собой информационно-вычислительную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учета, контроля и анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования предприятия и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений[1].

Под центрами затрат понимаются структурные подразделения предприятия, выполняющие определенные функции и имеющие, либо могущие иметь, собственные бюджеты затрат. Любое предприятие по определению имеет более одного центра затрат. Так, на каждом предприятии можно выделить дирекцию, бухгалтерию, отделы (отдел продаж, отдел закупок, отдел маркетинга, производственный отдел, юридический и т. п.). Центрами затрат могут быть так же и центры дохода. Центры затрат необходимы для того, чтобы руководство предприятия могло видеть, сколько денег расходуется на те или иные структурные или функциональные подразделения.

Сегментарный учет является важнейшей составляющей управленческого учета. Сегментарный учет можно определить как систему сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразделений предприятия. На базе информации сегментарного учета строится система управленческого контроля предприятия. Данные сегментарного учета удовлетворяют информационные потребности внутрифирменного управления, позволяют контролировать затраты и результаты на разных уровнях управления, составлять сегментарную отчетность. Анализируя эту отчетность, можно судить об эффективности функционирования того или иного структурного подразделения предприятия.

Основываясь на информации сегментарного учета и отчетности, администрация предприятия может принимать различные управленческие решения, например, о целесообразности разукрупнения (децентрализации) бизнеса.

Системы управленческого учета строятся по способам отнесения затрат на себестоимость продукции., которые делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты непосредственно связаны с производством данного вида продукции (работ, услуг) и могут быть учтены в себестоимости данного вида продукции (работ, услуг).

Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции (работ, услуг) и распределяются между ними пропорционально какому-либо признаку (избранной базе), который должен быть отражен в учетной политике предприятия.

Структура организации, может быть выражена органиграммой. Органиграмма схематично отображает совокупность структурных подразделений предприятия и отношений между ними. Однако полностью копировать органиграмму для центров затрат управленческого учета вряд ли целесообразно. Если структура предприятия сильно разветвлена и в его органиграмме рядом с крупными, функциональными подразделениями, такими как "Цех №3", соседствуют "Юрист" и "Директор по производству", следует объединить такие элементы органиграммы в центры затрат по функциональному признаку.

Структура предприятий, пусть даже и не больших, выпускающих продукцию, например, швейных, непременно включают в себя основное и вспомогательное производство (цех, отделение и т.п.). Торговое предприятие, в своей структуре таких подразделений не имеет.

Таким образом, отраслевые особенности группировки структурных подразделений предприятий заключаются в группировке затрат по центрам ответственности.

В свою очередь группировка представляет собой разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка – это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам.

Устойчивое разграничение объектов выражается классификацией, которая основывается на самых существенных признаках (например, классификация отраслей народного хозяйства, классификация основных фондов и т.д.). Таким образом, классификация – это узаконенная, общепринятая, нормативная группировка.

             

2.Задание № 2.5.

 

В чем заключается причина выделения отраслей (видов деятельности) народного хозяйства. Как связано отраслевое деление с содержанием учебных дисциплин: ТЭА, КЭАХД, ФА или анализ бухгалтерской отчетности, УА?

В экономике РФ выделяют отрасли материального и нематериального производства. К отраслям материального производства относятся: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, геодезическое производство, транспорт, связь и др.

 В сфере материального производства создаются материальные блага, национальный доход. Расходы по содержанию непроизводственной сферы формируются за счет прибавочного продукта, созданного трудом работников материальной сферы.

Отрасль – это совокупность объединений предприятий, которые характеризуются единством экономического назначения продукции, общностью технологической базы производства и технологических процессов, а так же особым профессиональным составом кадров.[2]

В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п. Поэтому можно сказать, что причина в основе выделения отраслей (видов деятельности) народного хозяйства заключается в их сфере деятельности.

В основу классификации отраслей промышленности положены признаки, в которых содержится причина выделения видов деятельности (отраслей):

1.Функциональное назначение продукции:

-отрасль производящая (машиностроение, электротехническая отрасль);

-отрасль предметов потребления (легкая, пищевая).

2.Уровень монополизации производства:

-отрасли совершенной конкуренции;

-отрасли монополистической конкуренции;

-отрасли монополии и олигополии.

3.Характер воздействия на предметы труда:

-добывающие отрасли   (угольная и пр.);

-обрабатывающие отрасли  (деревообрабатывающая и пр.).

4.Структура издержек:

-материалоемкие отрасли – материальные затраты занимают значительный процент в структуре себестоимости продукции (химическая, нефтехимическая промышленность, нефтеперерабатывающая промышленность, черная металлургия);

-трудоемкие отрасли -  затраты  по заработной плате занимают значительный процент в структуре себестоимости продукции (легкая, машиностроение, геодезическая отрасль);

-фондоемкие отрасли-   затраты на амортизационные отчисления занимают значительный процент в структуре себестоимости продукции (газовая отрасль,   нефтедобывающая промышленность).[3]

Появляется необходимость в разработке методов отраслевого, территориального и программно-ориентировочного анализа.

Различают общие, типовые и частные методы и методики  проведения анализа.

Типовая методика – это общая методика, применяемая для различных отраслей и областей знаний. Частная методика конкретизирует общую методику для конкретного предприятия определенной отрасли.[4]

Основа всех экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия – технико-организационный уровень производства. На него значительно влияют природные условия. Это обстоятельство играет важную роль в ряде отраслей народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве, добывающей промышленности. Степень использования природных ресурсов зависит от состояния техники и организации производства и изучаются наряду с показателями технико-экономического уровня производства. В этом заключается влияние на содержание учебных дисциплин ТЭА, КЭАХД, ФА или анализ бухгалтерской отчетности, УА .

        

3. Задание № 3.1.

Приведите примеры детерминированных моделей для характеристики взаимосвязи показателей и оценки влияния факторов при анализе объемов производственной (товарной, реализованной) продукции. Укажите, для каких отраслей применяется каждая модель.

Одним из основных понятий в экономическом анализе является понятие фактора. В экономических исследованиях под фактором понимают условия, необходимые для проведения данного хозяйственного процесса, а также причину, движущую силу этого процесса, определяющую его характер или одну из основных черт. На результаты хозяйственной деятельности оказывает влияние множество факторов, находящихся во взаимной связи, зависимости и обусловленности.[5]

Любой хозяйственный процесс складывается под влиянием разнообразных факторов, знание которых и умение управлять ими позволяет воздействовать на изменение показателей эффективности деятельности предприятия.

К детерминированным методам  факторного анализа относятся метод цепных подстановок, интегральный метод, индексный метод, метод дифференциального исчисления.

Метод цепных подстановок – это один из главных инструментов анализа влияния факторов на результативный показатель, что объясняется его простотой и естественностью. Значение влияний факторов на результативный показатель зависит от последовательности подстановок. С ростом числа факторов количество возможных подстановок растет чрезвычайно быстро. Можно построить примеры, в которых последовательность подстановки меняет влияние фактора.[6]

Интегральный метод.   Он заключается в том, что для точного определения вклада факторов в изменение результативного показателя  необходимо знать динамику изменения факторов в пределах одного отчетного периода.   Для данного анализа применяют специальные компьютерные программы.

 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется количеством и номенклатурой выпускаемой продукции, а так же объемом ее реализации.

Величина объема выпускаемой продукции зависит от наличия многих условий и предпосылок, а именно: производственных мощностей, наличия сырья материалов, комплектующих изделий, персонала соответствующей квалификации, рынков сбыта продукции.

В свою очередь, объем выпускаемой продукции влияет на все другие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия – себестоимость выпускаемой продукции, объем получаемой прибыли, рентабельность производства, финансовое состояние предприятия.

В процессе анализа объема производства и реализации продукции решаются следующие задачи:

1)оценка выполнения плана и динамики объема производства и реализации продукции;

2)определение структуры и выполнение плана по ассортименту выпускаемой продукции;

3)изучение ритмичности производства и продаж;

4) определение влияния различных факторов на отклонение фактического объема продукции от плана;

5) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

При анализе ритмичности продаж в торговле исчисляются прямые и косвенные  показатели ритмичности: коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности; удельный вес производства продукции и продаж за каждую декаду  к месячному выпуску, удельный вес производства продукции и продажам за каждый месяц  к квартальному выпуску. Косвенные показатели – оплата простоев, сверхурочные работы, уплата штрафов за недоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного  производства и готовой продукции на складах.

Выполнение плана по ассортименту выпускаемой продукции можно определить одним из трех методов:

1)Метод процентов, принятием за основу наименьшего процента выполнения плана по анализируемым позициям;

2)По удельному весу в общем  количестве наименований продукции, по которым выполнен план выпуска;

3)С помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции.

4. Задание № 4.2

Применить приемы управленческого анализа (назовите их), чтобы охарактеризовать обеспеченность материалами за сентябрь месяц строительной компании по имеющимся данным (таблица №1, таблица №2)

 Таблица 1

Степень обеспечения плановых поставок материалов договорами с поставщиками

Наименование материалов

Единица измерения

Объем поставки материалов

 

Процент плановых поставок, обеспеченных договорами

(гр.4:гр.3)*100

По плану всего

Обеспеченной договорами с поставщиками

Не обеспеченной договорами с поставщиками (гр.3-гр.4)

1

2

3

4

5

6

Пиломатериалы

Куб.м

3100

3100

-

100,0

Шифер

Шт.

8400

6800

1600

81,0

Балки

Т

1260

840

420

66,7

                                       Таблица 2

Сведения о поставках материалов за месяц

Дата

 поставки

Поступление пиломатериалов, куб.м

Засчитано в счет ритмичного снабжения

По плану

факт

По плану

факт

2

3

26

20

-

6

6

30

30

30

10

10

24

22

22

14

14

20

23

20

19

20

24

21

-

22

22

20

26

20

26

26

32

30

30

30

30

30

34

30

Итого за месяц

206

206

152

Анализ уровня материально-технического снабжения входит в комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия (анализ использования материальных ресурсов).

 Анализ проводится детерминированным факторным методом  и является:

-по признаку субъектов управления - управленческим анализом;

-по признаку повторяемости - периодическим анализом (за месяц);

-по содержанию и полноте изучаемых вопросов - тематическим анализом.

В анализе по таблице 1 результативный показатель - процент плановых поставок, обеспеченный договорами.  Фактор, влияющий на результативный показатель, – это объем поставок материалов, обеспеченный договорами.

По таблице 1 видно, что фактические поставки материалов  обеспечены на договорной основе только в объеме поставок пиломатериалов.

Вывод: Следует искать дополнительно поставщиков по поставке шифера и балки.

В анализе по таблице 2    результативный показатель – объем поставок засчитанных в счет ритмичных поставок. Факторы, влияющие на результативный показатель, – это смещение структуры времени поставок и смещение структуры объема поставок.

При анализе поставок  пиломатериалов на первый взгляд видно, что план выполнен, однако  сдвиг структуры времени  и объема поставок не обеспечивает ритмичности снабжения, что влияет на сбой в работе предприятия.

Вывод: Необходимо либо менять поставщиков, либо предъявлять штрафные  санкции.

5. Задание № 5.3

   Имеются данные – исходные и расчетные. Рассчитайте коэффициент равномерности реализации товаров по двум торговым подразделениям за 1 квартал. Сделайте сравнительные выводы о равномерности (ритмичности) работы каждого из них.

Анализ равномерности реализации товаров

Товарооборот за период      Тыс. руб.

 

 

Январь

Февраль

Март

Итого квартал

1-15

16-31

1-15

16-28

1-15

16-31

Магазин А

1

2

3

4

5

6

7

Реализовано, тыс.руб.

29

41

15

90

50

55

280

% к величине за квартал

10,4

14,6

5,4

32,1

17,9

19.6

100

Отклонение от среднего процента продаж

10,4 – 16.67=  - 6.27

14,6 – 16.67=

-2.07

5,4 –16.67 =

 -11,27

32,1 – 16.67=

15,43

17,9 – 16.67=

1,23

19.6 -16.67=

2,93

Квадраты отклонений

39,31

4,28

127

238

1.51

8,58

 418,68

Среднеквадратичное отклонение

 =

 8,35

Коэффициент вариации

8,35 : 16,67

0,5

Коэффициент равномерности

16,67:8.35

2,0

Магазин Б

1

2

3

4

5

6

7

Реализовано, тыс.руб.

19

31

22

25

20

23

140

% к величине за квартал

13,6

22,1

15,7

17.9

14.3

16.4

100

Отклонение от среднего процента продаж

13,6-16.67=

 -3,07

22,1-16.67=

 5,43

15,7-16.67=

 -0,97

17.9-16.67=

1,23

14.3-16.67=

 -2,37

16.4-16.67=

-0,27

Квадраты отклонений

9,42

29,48

0,94

1,51

5,62

0,07

47,04

Среднеквадратичное отклонение

 

2,8

Коэффициент вариации

2,8/ 16,67

0,17

Коэффициент равномерности

16.67 /0,17

98

Сравним рассчитанные показатели:

Магазин 1

Магазин 2

Коэффициент вариации

0,5  

0,17

Коэффициент равномерности

 2,0

98

При анализе ритмичности продаж исчисляются прямые и косвенные  показатели ритмичности: коэффициент ритмичности, удельный вес продаж за каждый месяц  к квартальным продажам и пр.

Магазин А. Коэффициент вариации 0,5 (50%)<33,0% показывает, что показатели реализации продукции в течении квартала не однородны и вычисленная средняя величина по совокупности не может достаточно хорошо характеризовать каждый показатель.

Коэффициент равномерности 2,0 (2%) показывает, что ритмичность реализации продукции не однообразна и ситуация требует выявления причин и принятия срочных управленческих решений для изменения ситуации.

Магазин Б. Коэффициент вариации 0,17 (17%)<33,0% показывает, что показатели реализации продукции в течении квартала достаточно однородны и вычисленная средняя величина по совокупности достаточно хорошо характеризует каждый показатель.

Коэффициент равномерности 98 (98%) показывает, что ритмичность реализации продукции достаточно однообразна.

Список литературы.

1.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.— М.: Финансы и статистика, 2003.— 288 с.

2.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.:М.: Проспект, 2004. – 421 с.

3.     Финансовый менеджмент.— Под ред. Е.С. Стояновой.— М.: Перспектива, 2004. — 268 с.

4.     Шеремет А.Д.   Теория экономического анализа предприятия.—М.: ИНФРА-М, 2002.— 333 с.

5.     Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под редакцией проф. И.О. Волкова и доц. О.В.Девяткина. -3-е изд., переработ. И доп. – М.: ИНФРА-М,2003. – 601с.

 


[1] Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. Учебное пособие. С-П – М. – Харьков – Минск, ПИТЕР, 2002, стр. 9.

[2] Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под редакцией проф. И.О. Волкова и доц. О.В.Девяткина. -3-е изд., переработ. И доп. – М.: ИНФРА-М,2003. – с. 540

[3] Финансовый менеджмент.— Под ред. Е.С. Стояновой.— М.: Перспектива, 2003. – с. 180

[4] Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под редакцией проф. И.О. Волкова и доц. О.В.Девяткина. -3-е изд., переработ. И доп. – М.: ИНФРА-М,2003. – с. 566

[5] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.:М.: Проспект, 2004. – с. 59

[6] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.— М.: Финансы и статистика, 2003. – с.7