Содержание
Введение. 3
1. Основная сущность учетной политики организации. 4
1.1 Понятие учетной политики, цели и задачи. 4
1.2 Основные принципы формирования учетной политики. 6
1.3 Учетная политика для целей налогового учета. 10
2. Анализ учетной политики ООО «Караван». 22
2.1 Краткая характеристика ООО «Караван». 22
2.2 Оценка учетной политики ООО «Караван». 24
2.3 Практические рекомендации по формированию учетной политики ООО «Караван». 26
Заключение. 30
Список литературы.. 31
Введение
Возникновение термина «учетная политика» связано с переходом на рыночную экономику. В условиях директивно-планируемого управления все правила, формы и организация бухгалтерского учета устанавливались высшими правительственными органами. Устранение монополии государственной собственности коренным образом изменило систему управления и методику информационного его обеспечения. Появились новые пользователи данными бухгалтерского учета и отчетности – собственники предприятий, которые исходя из предоставленных им законодательством прав, предъявляют свои требования к постановке бухгалтерского учета. Возникла необходимость формализовать требования в особом документе, имеющем законную силу для всех пользователей отчетной информации, включающих налоговые органы. Так, в российской практике в начале 1992 года появилась категория «учетная политика».
В настоящее время действующее Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н (в ред. от 30.12.99) является основным внутренним документом, регулирующим все существенные элементы организации и ведения бухгалтерского учета, является учетная политика организации. При проведении налоговых проверок именно учетная политика и соблюдение ее положений являются объектами пристального внимания проверяющих. Поэтому весьма актуальными являются знания о принципах разработки, утверждения и раскрытия учетной политики, а, следовательно, и тема данной работы.
Цель работы – изучить основные принципы формирования учетной политики в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить сущность учетной политики и принципы ее формирования, провести анализ учетной политики ООО «Караван» на соответствие действующим законодательным актам.
1. Основная сущность учетной политики организации
1.1 Понятие учетной политики, цели и задачи
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.[1]
Совокупность способов ведения бухгалтерского учета это:[2]
- первичное наблюдение,
- стоимостное измерение,
- текущая группировка;
- итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Порядок составления учетной политики организации установлен ПБУ 1/98. Из пункта 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов — формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (предание гласности) учетной политики.
Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для кредитных организаций (в силу особой специфики осуществления ими предпринимательской деятельности) и для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации (которые могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат международным стандартам финансовой отчетности),
Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно.[3]
Согласно п. 9 ПБУ 1/98, принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.). Так как вид организационно-распорядительного документа жестко не определен, наиболее целесообразно оформление учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены основные элементы, а элементы, требующие подробной разработки и занимающие сравнительно большой объем, помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить: формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм; структура и состав структурного подразделения, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением; график документооборота; рабочий план счетов и т.п.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяют с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Это значит, что приказ, который утверждает принятие учетной политики, должен быть подписан руководителем организации не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, когда данная учетная политика будет применяться. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Учетную политику основной организации применяют все филиалы, представительства и иные подразделения организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.
Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, на разных предприятиях будет различной. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, порядка отражения хозяйственных операций представляет собой степень свободы предприятия в формировании учетной политики.
Основными задачами учетной политики являются: максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия. Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных положений по бухгалтерскому учету. Если положениями не разработаны способы ведения учета каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии – выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых принципах.[4]
1.2 Основные принципы формирования учетной политики
Общее требование к учетной политике, сформулированное Минфином РФ, состоит в том, чтобы в этом документе были раскрыты способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знаний которых невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности. К таким признакам следует отнести:[5]
- способы погашения стоимости амортизируемого имущества по правилам бухгалтерского и налогового учета;
- порядок оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
- виды создаваемых резервов и сроки списания расходов будущих периодов;
- признание прибыли от продажи продукции (работ, услуг);
- порядок использования чистой прибыли;
- другие вопросы, которые собственники, руководители и менеджеры организации сочтут существенными.
При формировании учетной политики предполагается, что:
- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательное/пи применения учетной политики);
- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Учетная политика организации должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
ПБУ 1/98 устанавливает четыре допущения и шесть требований, которые должны учитываться при формировании учетной политики.
Допущение имущественной обособленности – имущество и обязательства предприятия существуют отдельно от имущества и обязательств собственников этой организации. На балансе предприятия может быть отражено лишь то имущество, которое согласно законодательству признается его собственностью, все прочие ценности должны учитываться за балансом. Этим обеспечивается основа для определения действительного имущественного и финансового состояния предприятия.
Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Принцип находит свое отражение в порядке оценки имущества предприятия, которую не следует проводить с расчетом на то, что предприятие может быть ликвидировано на какую-либо отчетную дату.
Допущение последовательности применения учетной политики – принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменения в проводимую предприятием учетную политику должны быть целесообразны и обоснованны.
Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности означает, что эти факты относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
При выборе учетной политики следует исходить из определенных требований, обеспечивающих адекватность учетной политики определенной хозяйственной ситуации. К этим требованиям относятся полнота, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность.
Полнота. Избранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета должны отражать все факты хозяйственной деятельности на предприятии. Это требование реализуется путем документирования и отражения в учете каждого факта деятельности.
Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
Осмотрительность. Используемые предприятием способы должны обеспечивать большую возможность отражения в бухгалтерском учете потерь и пассивов, чем доходов и активов. Это означает, что к учету принимаются лишь те доходы, которые уже получены, в то же время учету подлежат все ожидаемые обязательства и потенциальные убытки.
Приоритет содержания перед формой. Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
Непротиворечивость. Избранные предприятием учетные способы создают основу соответствия данных, формирующихся различными видами учета, например тождества аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета в каждом отчетном периоде.
Рациональность. Учетная политика должна строиться таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономично, соответственно размерам предприятия и масштабам его деятельности.[6]
Указанные принципы должны составлять основу разработки и принятия предприятием своей учетной политики. Несоблюдение их может исказить картину имущественного и финансового положения предприятия.
Принятая предприятием исходя из рассмотренных допущений и требований учетная политика обеспечивает целостность системы бухгалтерского учета на предприятии.[7]
1.3 Учетная политика для целей налогового учета
С 2002 г. организации обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения, необходимость разработки которой установлена главой 25 части второй НК РФ.
Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком ч учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.[8]
Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела — для целей налогообложения. Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:
- порядок формирования суммы доходов и расходов;
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению расходы в следующих налоговых периодах;
- порядок формирования сумм создаваемых резервов;
- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Следовательно, в учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены следующие вопросы:
- порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства);
- состав и порядок формирования сумм отдельных резервов.
При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений нормативных документов по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления их расхождений.
Порядок формирования сумм создаваемых резервов для целей финансового учета и для целей налогообложения различается принципиально. Достаточно привести пример с резервом сомнительных долгов. Инструкция по применению нового Плана счетов устанавливает порядок образования этого резерва посредством единовременного списания суммы, подтвержденной материалами инвентаризации расчетов, с дебета счета 91 «Прочие доходы и расходы» в кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам. В течение всего года, на который этот резерв создан, сумма, числящаяся на счете 63, ни списанию, ни изменению не подлежит. В конце года вся сумма ранее созданного резерва обратной проводкой зачисляется на счет 91, и при необходимости создается новый резерв, уже исходя из результатов новой инвентаризации расчетов. НК РФ устанавливает другой порядок: в конце года по результатам инвентаризации определяется только сумма, подлежащая зачислению в резерв, а сам резерв создается в течение всего года посредством списания со счета учета прочих расходов на счет учета резервов расчетной суммы за каждый месяц. НК РФ прямо не устанавливает, но предполагает возможность изменения первоначально определенной суммы исходя из изменений состояния расчетов с сомнительными должниками.
В ту часть учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:[9]
- ответственного за организацию налогового учета;
- ответственного за ведение налогового учета;
- график документооборота (в приложении к учетной политике) или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;
- формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета (в приложении к учетной политике для целей налогообложения).
Обязательными реквизитами, которые должны содержаться в формах аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являются:
- наименование регистра;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций
- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Нетрудно убедиться, что перечень обязательных реквизитов основан на аналогичном перечне, приведенном в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и относящемся к обязательным реквизитам первичных документов бухгалтерского учета. Однако имеются некоторые различия, обусловленные спецификой налогового учета. В частности, в регистрах налогового учета не указываются два реквизита, обязательные для регистров бухгалтерского учета:
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.
Данное обстоятельство следует учитывать при формировании и утверждении графика документа, состава должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов налогового учета, и других аналогичных элементов.
В этом же разделе учетной политики для целей налогообложения целесообразно отразить выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Далее необходимо определить форму, в которой будет осуществляться налоговый учет. Такие формы, как журнально-ордерная или мемориально-ордерная, в налоговом учете вряд ли применимы. Поэтому на практике выбор будет осуществляться из двух форм — ручной и автоматизированной.
В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены, как минимум, следующие вопросы.
Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований ст. 271 НК РФ, которая определяет дату получения дохода для внереализационных доходов. В частности, по кредитным и иным аналогичным договорам, заключенным на срок более одного отчетного (налогового) периода и не предусматривающим равномерное распределение дохода (либо предусматривающим неравномерное получение дохода), доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов ежеквартально. При этом доход определяется налогоплательщиком самостоятельно как доля предусмотренного условиями договора дохода, приходящегося за соответствующий квартал.
Доход в виде процентов либо части накопленного купонного (процентного) дохода признается полученным на дату выплаты процентного дохода и (или) дату реализации ценной бумаги в зависимости от того, что произошло ранее.
В учетной политике для целей налогового учета должны быть указаны условия, на которых заключены действующие кредитные договоры, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящейся на каждый отчетный период, если договорами предусмотрено получение дохода на условиях, указанных выше.
Датой получения дохода является последний день отчетного (налогового) периода — по доходам:
в виде сумм восстановленных резервов и иным аналогичным доходам;
в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода;
по доходам от доверительного управления имуществом;
по иным аналогичным доходам.
Так как в подпункте п. 4 ст. 271 НК РФ речь идет о различных видах доходов, получаемых в разные отчетные периоды, в учетной политике следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение его в налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом, как правило, в первом или втором квартале.
В случае если организацией предполагается проведение переоценки оборотного имущества организации, датой получения дохода является дата проведения переоценки имущества (на основе акта, составленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета). Целесообразно такую переоценку проводить по результатам проведенной инвентаризации активов организации. Однако она может быть проведена и в другие сроки. В учетной политике следует отразить саму возможность проведения такой переоценки, определить состав комиссии, участвующей в работе по переоценке, виды переоцениваемого имущества, а также сроки проведения переоценки.
Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), в учетной политике целесообразно отразить основные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предполагаемых поступлений. То же относится к доходам от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).
Если предполагается разборка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разборки. Если с достаточной мерой точности можно определить сроки демонтажа объектов основных средств в течение года, когда будет действовать учетная политика, целесообразно указать примерный срок (в пределах отчетного периода), когда будет утвержден соответствующий акт.
Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания (например, отчетный период, в котором истекает срок исковой давности).
В учетной политике для целей налогового учета необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные. Если в учетной политике для целей финансового учета не предусмотрено списание общехозяйственных расходов и расходов на продажу непосредственно на счета реализации, этот момент также необходимо отразить в учетной политике для целей налогового учета, так как в данном случае налицо прямое расхождение между данными бухгалтерского и налогового учета.
При получении доходов в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов, а также когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
В учетной политике следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов.
Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
При наличии подобных расходов при осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности в учетной политике для целей налогового учета следует просто отразить необходимость такого распределения. Конкретную схему и процентное соотношение долей, на которые распределяются расходы, в данном случае определить невозможно, так как они непосредственно связаны с размером получаемых доходов. Разумеется, соответствующая запись должна быть сделана и в той части учетной политики, которая регламентирует распределение доходов организации.
Для целей налогового учета материальные расходы учитываются так же, как и для целей финансового учета. Поэтому данный раздел в учетной политике для целей налогообложения может отсутствовать. Однако в случае, если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеются расхождения (например, при оценке возвратных отходов), в учетной политике целесообразно отразить этот факт с приведением обеих схем учета.
Часть расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогового учета, ограничена требованиями действующего законодательства. В то же время руководством организации может быть принято решение о выплате отдельных сумм, относящихся к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством. В этом случае в учетной политике для целей налогового учета следует отразить все те виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере.
Наибольшие различия между данными бухгалтерского и налогового учета могут иметь место по суммам начисленной амортизации объектов основных средств.
Это связано с тем, что НК РФ устанавливает принципиально иную схему начисления амортизации, нежели ПБУ 6/01 и другие документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
В учетной политике для целей налогового учета должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Если по каким-то группам объектов основных средств предусмотрено применение корректирующих коэффициентов, данное обстоятельство также должно быть отражено в учетной политике. Кроме того, целесообразно отразить критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам.
При отражении информации об организации учета расходов на ремонт объектов основных средств в учетной политике для целей налогового учета необходимо отразить следующую информацию:
- о порядке формирования и списания расходов на ремонт основных средств (единовременно — по осуществлении, на расходы будущих периодов, за счет соответствующего резерва);
- о порядке распределения сумм расходов на ремонт внутри налогового и отчетных периодов.
Организациям, в которых размер расходов на ремонт принимается к учету с ограничениями, целесообразно указывать:
- балансовую стоимость объектов основных средств, относящихся к каждой амортизационной группе, и соответственно норматив расходов на ремонт, которые могут быть приняты к учету единовременно;
- способ списания части расходов, превышающих установленный норматив, применительно к каждой амортизационной группе.
На рассмотрение особенностей учета прочих расходов следует обратить особое внимание. Достаточно заметить, что Количество видов прочих расходов в НК РФ увеличено по сравнению с Положением о составе затрат с 14 до 47. Каждый из видов прочих расходов имеет свои особенности учета, большая часть которых подлежит раскрытию в учетной политике для целей налогового учета.[10]
Общие же рекомендации можно свести к следующему: если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеется различие, этот факт необходимо отразить в учетной политике, с указанием вида расходов, а также схем учета и оценки возможных расхождений; если по так называемым нормируемым видам расходов (командировочные, представительские, рекламные) организацией установлены более высокие нормативы расхода, чем в НК РФ, в учетной политике следует указать эти виды расходов, повышенные нормы расходов, оценку вероятных расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета и порядок корректировки данных.
Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике для целей налогового учета целесообразно отразить условия арендных договоров, а также схему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации. Данную информацию следует увязать с аналогичной информацией о порядке признания доходов от арендных операций.
Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг (дополнительная эмиссия акций или выпуск облигаций), целесообразно в учетной политике отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией.
Кроме того, следует иметь в виду, что НК РФ приравнивает к внереализационным расходам убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:
- в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию.
Если такие убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены, они должны найти отражение в учетной политике. При этом целесообразно указать следующие данные:
- дату и причину образования убытков;
- размер убытка;
- порядок и сроки списания.
В том случае, когда предполагается создание резерва сомнительных долгов, в учетной политике для целей налогового учета необходимо отразить следующие данные:[11]
- состав сомнительных долгов — по суммам, должникам и :рокам возникновения;
- размер создаваемого резерва;
- сумму резерва, подлежащую списанию в каждом отчетном периоде.
При создании резерва на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт в учетной политике для целей налогообложения целесообразно указать следующие данные:
- состав создаваемых резервов по видам реализуемых товаров;
- схему расчета резерва;
- порядок и сроки уточнения резерва.
В соответствии с главой 25 НК РФ по истечении налогового периода налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период.
Если организация осуществляет расходы, порядок списания которых в главе 25 НК РФ определен особо (расходы на освоение природных ресурсов, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т. п.), а также осуществляет виды деятельности, для которых установлен особый порядок организации налогового учета (торговля, страхование, ценные бумаги и т. п.), в учетной политике организации должна быть раскрыта дополнительная информация исходя из требований соответствующих статей главы 25 части второй НК РФ.
Таким образом, учетная политика организации является обязательным элементом документального регулирования деятельности бухгалтерских служб организаций. В этом распорядительном документе устанавливаются общие принципы организации бухгалтерского учета, действующие в конкретной организации, которые позволяют обеспечить непрерывность бухгалтерского учета, а также выполнение функций бухгалтерскими службами. Кроме того, грамотно сформированная учетная политика позволяет оптимизировать налогообложение реализационных и иных операций в организации.
2. Анализ учетной политики ООО «Караван»
2.1 Краткая характеристика ООО «Караван»
ООО «Караван» учреждено физическими лицами в 1999 году для осуществления торговой деятельности электротехническими товарами с целью извлечения прибыли. Основной товар – светоосветительные приборы: люстры, лампы, бра.
Организационная структура общества представлена на рисунке 1.
Рис 2. Организационная структура ООО «Караван»
Общее собрание учредителей разрабатывает стратегические цели и осуществляет координацию работы исполнительного органа – генерального директора.
Текущее руководство финансово-производственной деятельностью общества осуществляет генеральный директор в соответствии с действующим законодательством, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.
Коммерческий директор координирует работу отделов снабжения, маркетинга и сбыта. В функции маркетингового отдела входит анализ рыночной ситуации, разработка рекламных компаний, поиск новых поставщиков и потребителей, разработка различных инноваций в деятельности общества. Организация своевременной поставки необходимых для производства материальных ресурсов входит в функции отдела снабжения, реализация произведенной продукции – отдел сбыта.
Главный бухгалтер - организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов.
Ассортимент товаров, предлагаемый организацией, способен удовлетворить любой спрос, а широкий ценовой диапазон позволяет сделать рациональный выбор в соответствии с пожеланиями и задачами покупателей.
ООО «Караван» стремится строить отношения с покупателями, поставщиками и конкурентами на взаимовыгодных условиях, учитывая интересы и уважая достоинство партнера.
2.2 Оценка учетной политики ООО «Караван»
При оценке соответствия учетной политики ООО «Караван» будем сравнивать содержание его учетной политики (Приложение 1) с требованиями законодательства РФ.
1) Принцип имущественной обособленности. Абзац 1 п. 1.3 Приложения 1 «активы и обязательства Общества существуют обособленно от активов и обязательств собственников Общества и других организаций (допущение имущественной обособленности)».
2) Непрерывность деятельности. Абзац 2 п. 1.3 «организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности).
3) Последовательность применения учетной политики. Абзац 3 п.1.3 «принятая Обществом учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики)».
4) Временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Абзац 4 п.1.3 «факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности)».
Таким образом, учетная политика ООО «Караван» соответствует основным принципам формирования учетной политики, установленные п. 6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
Далее посмотрим, насколько полно отражены в учетной политике способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг.
- способ амортизации основных средств – п. 4.3.2 Приложения 1 «Амортизация объектов основных средств Общества начисляется линейным способом»;
- способ амортизации нематериальных активов – п.4.5.5 Приложения 1 «Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации линейным способом».
К учетной политике приложен рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности (Приложение 2).
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации прописан в разделе 5 учетной политики организации и предполагает следующее:
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации отображены в разделе 3 «Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме с одновременной автоматизацией отдельных участков учета» и в разделе 6 «Регистры налогового учета ведутся предприятием в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях»;
- порядок контроля за хозяйственными операциями в учетной политике не отображен, это является серьезным нарушением.
2.3 Практические рекомендации по формированию учетной политики ООО «Караван»
Недостатком учетной политики ООО «Караван» является то, что нет приложений к данному приказу с элементами, требующими подробной разработки и занимающими сравнительно большой объем. В число таких приложений помимо рабочего плана счетов должны входить:
- формы первичной учетной документации, не предусмотренные унифицированными формами;
- структура и состав структурного подразделения, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;
- график документооборота.
К недостатку содержания учетной политики следует отнести отсутствие классификации доходов и расходов организации.
Кроме того, в учетной политике организации упущен целый блок по отображению в бухгалтерском учете возврата некачественного товара. Для торговой организации это является весьма актуальным вопросом. ООО «Караван» закупает товары в больших количествах, которые хранятся на складе, с которого поступают в торговые точки. Поэтому проверить качество приобретаемого товара просто невозможно во время совершения акта купли-продажи, отсюда – возврат некачественного товара через какой-то промежуток времени рядовым потребителем. Как правило, возврат товара осуществляется не в том месяце, в котором товары были проданы, а позднее, когда в учете сформированы выручка и финансовый результат от операции продажи данного товара. Поэтому очень важно правильно отобразить в бухгалтерском учете данную операцию.
Факт возврата покупателем некачественной продукции подтверждается Актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (ТОРГ-2), оформляемым по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.
При возврате товара продавец возвращает покупателю все уплаченные им средства. Согласно ст. 393 ГК РФ организация имеет право требовать от поставщика возмещения всех расходов, понесенных в связи с реализацией и последующим возвратом некачественного товара. На основании п. 10.5 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли в сумму претензии поставщику включается стоимость товаров по покупным ценам, сумма штрафов и, кроме того, сумма убытков, причиненных такой поставкой.
При отказе поставщика от возмещения убытков расходы организации по возмещению причиненных убытков следует относить к расходам и потерям, отражаемым на счете 90-1 на основании п. 3.3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом РФ по торговле (по согласованию с Минфином России) от 20.04.95 № 1-550/32-2.
Для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с возвратом некачественного товара, по мнению автора, следует включать во внереализационные расходы на основании пп. 21 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Для отражения возврата товара поставщику через счета реализации необходимо иметь в виду следующее.
Существующими инструкциями по бухгалтерскому учету предусматривается сторнирование записей по счету реализации у продавца при возврате товара покупателем в том же отчетном периоде. Повторное отражение реализации (продажи) того же товара при возврате его поставщику существующими правилами ведения бухгалтерского учета не предусмотрено.
При возврате некачественного товара поставщику по сути продажи товара не произошло, и, обменивая некачественный товар на деньги, стороны исполняют обязательства на основании того же договора, по которому ранее приобретался товар. Товар не переходит в собственность нового лица, а возвращается в собственность продавца по причине частичного (или полного) расторжения договора купли-продажи на основании ст. 475 ГК РФ, в результате чего обе стороны оказываются в положении, которое существовало до поставки товара. Кроме того, в данной ситуации для организации, возвращающей товар, он уже не является товаром согласно п. 3 ст. 38 НК РФ, поскольку не предназначен для реализации.
Ввиду того, что возврат некачественного товара поставщику не является реализацией, в налоговом учете для целей исчисления налога на прибыль эта операция будет отражена в аналитическом налоговом регистре “Закупочная стоимость покупных товаров” как уменьшение стоимости товаров на сумму возврата поставщику.
Возврат некачественного товара и выставление претензии поставщику в бухгалтерском учете отражается по кредиту счета 41 “Товары” в корреспонденции со счетом 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” (субсчет 76-2 “Расчеты по претензиям”).
Рассмотрим вопросы, касающиеся учета НДС по возвращаемому товару. Согласно ст. 171 НК РФ НДС, уплаченный поставщику при приобретении впоследствии возвращаемого товара, у покупателя не подлежит вычету из суммы налога, начисленной к уплате в бюджет. Следовательно, сумму НДС по возвращаемым товарам, предъявленную к вычету (если эти товары были ранее оплачены поставщику), организация-покупатель должна восстановить к уплате в бюджет. Начисление налога в бюджет производится и отражается в налоговой декларации в том отчетном периоде, в котором был отражен возврат товара поставщику.
Источником покрытия НДС при возврате некачественного товара являются средства, получаемые от поставщика по выставленной претензии. В бухгалтерском учете данная операция отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” (субсчет 76-2 “Расчеты по претензиям”).
Организация-продавец в соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ в случае возврата товара от покупателя имеет право уменьшить исчисленную общую сумму НДС на суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров. Сумма этого налогового вычета указывается в строке 12 Декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом МНС России от 27.11.2000 № БГ-3-03/407 (в редакции приказа МНС России от 27.08.2001 № БГ-3-03/311).
При возврате товара в том же календарном году, в котором товар был оприходован, вычет суммы НДС, ранее уплаченной продавцом в бюджет с общей суммы реализации (включая возвращенный товар), отражается в учете по дебету счета 68 “Расчеты по налогам и сборам”. Кредитуется при этом счет 90 “Продажи” (субсчет 90-3 “Налог на добавленную стоимость”). При отражении возврата товара в следующем календарном году налоговый вычет по НДС у продавца отражается по кредиту счета 91 “Прочие доходы и расходы”.
По нашему мнению учетная политика организации должна содержать схему бухгалтерских проводок по основным хозяйственным операциям организации. Объясняется такая необходимость тем, что в бухгалтерии работают специалисты разной квалификации, поэтому для единого отображения операций в регистрах бухгалтерского учета требуется схема бухгалтерских проводок, утвержденная главным бухгалтером. Это повысит качество бухгалтерского учета.
Заключение
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. ,
Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.
Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в составе бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть 2 с изм. на 23.12.2003 г.
2. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 30.06.2003).
3. Федеральный закон РФ от 30.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
4. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98.
5. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003 №38н).
6. Альбом бухгалтерских проводок. Часть 2.- М.: Бератор- Пресс, 2003.
7. Бородина В.В. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. – М.: Книжный мир, 2003.
8. Васильева Н.А. Учетная политика организации // Бухгалтерский учет. – 2003. – № 24. – С. 31-35.
9. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003.
10. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2004.
11. Новикова Т.А. Учетная политика организаций, как инструмент оптимизации налогообложения // Финансы. – 2003. – № 5. – С. 29-33.
12. Огиренко Е.А. Учетная политика на 2004 год // Главбух. – 2004. – № 2. – С. 23-31.
13 Петрова В.И., Хозяева С.Г. Учетная политика для целей налогообложения // Бухгалтерский учет, №2 2003. С. 5-7
[1]Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (ред. от 30.12.99)
[2]Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета. – М.: Форус-Инфра-М, 2003. – с.148
[3]Федеральный закон РФ от 30.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
[4] Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003. – С. 262.
[5]Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2004. – с. 83
[6] Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Приказ Министерства финансов РФ от 09.12.1998 г. № 60 н.
[7] Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003. – С. 264 – 265.
[8]Налоговый кодекс РФ, ст. 313
[9]Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003. с. 158.
[10]Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003. с. 162.
[11]Новикова Т.А. Учетная политика организаций, как инструмент оптимизации налогообложения // Финансы. – 2003. – № 5. – С. 29-33.