Утверждаю.

Генеральный директор ООО «Транс-АТЭКС»

_________ Семенов А.В.

25.12.2003



ПОЛОЖЕНИЕ

об отборе персонала компании ООО «Транс-АТЭКС»


Отбор персонала имеет важное значение для ООО «Транс-АТЭКС», так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организации, ибо только при наличии квалифицированного персонала предприятие может добиться наилучших результатов и поставленных задач. Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация подбирает более подходящих для нее работников. Эта работа должна проводиться буквально по всем специальностям. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.

Процесс отбора персонала на ООО «Транс-АТЭКС» состоит из трех основных этапов: привлечение потенциальных сотрудников через средства массовой информации;  привлечение потенциальных сотрудников в рамках PR-мероприятий компании; собственно отбор персонала, включающий в себя анкетирование, тестирование и собеседование.

1) Привлечение потенциальных сотрудников через средства массовой информации заключается в подаче рекламных объявлений о наборе персонала в газеты, на телевидение, в Интернет и в другие источники.

2) Привлечение потенциальных сотрудников в рамках PR-мероприятий компании решает следующий круг задач:

Область формирования

Социальный результат

Показатели социальной эффективности

Экономический результат

1. Развитие персонала

Повышение содержательности труда

Увеличение удельного веса работников, владеющих смежными профессиями

Рост производительности труда

Обеспечение согласованности целей работников и администрации при управлении карьерой

Снижение уровня текучести

2. Мотивация поведения персонала

Обеспечение связи между результативностью труда и вознаграждением

Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение системой вознаграждения

Рост производительности труда

Обеспечение возможностей личного развития работников

Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение трудом

Формирование чувства причастности

Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение условиями для самовыражения

3. Социальное развитие

Повышение разнообразия удовлетворенных потребностей персонала

Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение социально-психологическим климатом

Рост производительности труда

Формирование благоприятного социально-психологического климата

Обеспечение механизма обратной связи с потребителями и обществом


Улучшение условий домашнего быта



3) Собственно отбор персонала делится на первичный и профессиональный.

1. Первичный отбор – процесс отбора кандидатов на вакантные должности, обладающих минимальными требованиями для занятия определенной должности. Первичный отбор служит основой отбора персонала на индивидуальной основе. Профессиональный отбор – процедура оценки кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов.

Первичный отбор персонала заключается в «конкурсе резюме»: кандидат на вакантную должность заполняет три документа – бланк-резюме (состаляется соискателем в произвольной форме), анкету «Ценностные ориентации при выборе рабочего места» и тест «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе».

Бланк-резюме составляется отделом обработки информации в произвольной форме и включает в себя позиции, перечисленные в Приложении 1 к настоящему документу.

Анкета «Ценностные ориентации при выборе рабочего места» заключается в ранжировании некоторых показателей в порядке важности с присвоением показателю некоторого количества баллов от 1 до 10. Эти показатели перечислены в Приложении 2 к настоящему документу.

При первичном отборе персонала кандидат на вакантную должность проходит

2. Профессиональный отбор осуществляется путем собеседования, на котором устанавливается наличие:

  • медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы в конкретной области деятельности; и
  • соответствия индивидуальных антропометрических данных кандидата требованиям, предъявляемым к работнику на данной должности.

Три вышеописанных документа, которые кандидат на вакантную должность заполняет без собеседования с каким-либо сотрудником предприятия, попадают на стол руководителя отдела обработки информации, который отбирает по его мнению подходящие. После отбора резюме кандидат приглашается на собеседование к генеральному директору; к моменту собеседования генеральный директор уже имеет некоторое представление о кандидате ввиду анализа анкетных и тестовых данных. Руководитель отдела обработки информации (или его подчиненные) перед собеседованием соискателя с руководителем предприятия заполняет составленный в произвольной форме бланк личностной спецификации кандидата, который содержит оценки «основные», «желаемые» и «противопоказанные» для следующих показателей кандидата на конкретную вакантную должность:

1) физический облик (возраст, рост, пол, здоровье, внешний вид);

2) достижения (образование, квалификация, опыт);

3) интеллект (ум, смышленость, память, беглость речи, логика мышления, четкое выражение мысли);

4) специальные способности (к вычислениям, чертежам, музыкальные, художественные);

5) интересы (к власти, деньгам, престижу, карьере, общественной работе);

6) черты характера (инициативность, самостоятельность, ответственность, эмоциональность);

7) внешние условия (домашние, социально-бытовые, финансовые, возможность командировок).

Ознакомившись с бланком личностной спецификации, генеральный директор становится до некоторой степени подготовленным к собеседованию, знает, что можно ждать от кандидата и что нужно от кандидата предприятию. Решение о приеме на работу кандидата на вакантную должность принимается руководителем предприятия по результатам собеседования.



Приложение 1.


Бланк-резюме составляется отделом обработки информации в произвольной форме и включает в себя следующие позиции:

1) личные сведения (ФИО, адрес, телефон, возраст, семейное положение);

2) цель составления резюме (кандидат указывает, на какую должность он претендует, а также указывает пожелания по работе);

3) образование в обратном хронологическом порядке;

4) опыт работы в обратном хронологическом порядке (названия организаций, должности и продолжительность работы);

5) навыки работы на компьютере, знания иностранных языков;

6) дополнительные сведения, хобби, интересы.


Приложение 2.


Анкета «Ценностные ориентации при выборе рабочего места» заключается в ранжировании некоторых показателей в порядке важности с присвоением показателю некоторого количества баллов от 1 до 10. Эти показатели следующие:

1. хорошо зарабатывать;

2. получать отпуск в удобное время;

3. работать в нормальных санитарно-гигиенических условиях;

4. работать в дружном, сплоченном коллективе;

5. получить жилье или улучшить жилищные условия;

6. повышать свое профессиональное мастерство;

7. наиболее полно использовать способности и умения;

8. получать, ощущать общественное признание за свои трудовые достижения;

9. активно участвовать в управлении компанией;

10. иметь надежное рабочее место;

11. иметь право принимать решения;

12. продвижение по службе;

13. соответствие интересов на работе и вне ее;

14. общение с интересными, эрудированными коллегами;

15. иметь спокойную работу с четким кругом обязанностей;

16. иметь хорошее обеспечение в старости.



Приложение 3.

Тест «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе»:

«Читая утверждения, отметьте знаком «+» те из них, с которыми Вы согласны, и знаком «–», если не согласны:

1) мне кажется трудным подражать другим людям;

2) я, пожалуй, мог бы при случае совершить такой поступок, чтобы привлечь внимание и позабавить окружающих;

3) из меня мог бы выйти неплохой актер;

4) другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем есть на самом деле;

5) в компании я редко оказываюсь в центре внимания;

6) в различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному;

7) я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден;

8) чтобы преуспеть в делах и в общении с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть;

9) я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу;

10) я всегда такой, каким кажусь.»

Ключ к этому тесту (прилагается к бланку теста) и содержит для заполняющего следующее задание:

Начислите себе по одному баллу за ответы «нет» на 1, 5 и 7 вопросы; и за ответы «да» на остальные вопросы. Посчитайте сумму баллов.

0–3 балла: у Вас низкие коммуникативные качества; Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным его менять в зависимости от ситуации;  некоторые считают Вас «неудобным» в общении из-за Вашей прямолинейности;

4–6 баллов: у Вас средние коммуникативные качества; Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях; Вас следует больше считаться с окружающими;

7–10 баллов: у Вас высокие коммуникативные качества; Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на любую ситуацию и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы произведете на окружающих.»