Утверждаю.
Генеральный директор ООО «Транс-АТЭКС»
_________ Семенов А.В.
25.12.2003
ПОЛОЖЕНИЕ
об отборе персонала компании ООО «Транс-АТЭКС»
Отбор персонала имеет важное значение для ООО «Транс-АТЭКС», так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организации, ибо только при наличии квалифицированного персонала предприятие может добиться наилучших результатов и поставленных задач. Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация подбирает более подходящих для нее работников. Эта работа должна проводиться буквально по всем специальностям. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.
Процесс отбора персонала на ООО «Транс-АТЭКС» состоит из трех основных этапов: привлечение потенциальных сотрудников через средства массовой информации; привлечение потенциальных сотрудников в рамках PR-мероприятий компании; собственно отбор персонала, включающий в себя анкетирование, тестирование и собеседование.
1) Привлечение потенциальных сотрудников через средства массовой информации заключается в подаче рекламных объявлений о наборе персонала в газеты, на телевидение, в Интернет и в другие источники.
2) Привлечение потенциальных сотрудников в рамках PR-мероприятий компании решает следующий круг задач:
Область формирования |
Социальный результат |
Показатели социальной эффективности |
Экономический результат |
1. Развитие персонала |
Повышение содержательности труда |
Увеличение удельного веса работников, владеющих смежными профессиями |
Рост производительности труда |
Обеспечение согласованности целей работников и администрации при управлении карьерой |
Снижение уровня текучести |
||
2. Мотивация поведения персонала |
Обеспечение связи между результативностью труда и вознаграждением |
Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение системой вознаграждения |
Рост производительности труда |
Обеспечение возможностей личного развития работников |
Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение трудом |
||
Формирование чувства причастности |
Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение условиями для самовыражения |
||
3. Социальное развитие |
Повышение разнообразия удовлетворенных потребностей персонала |
Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение социально-психологическим климатом |
Рост производительности труда |
Формирование благоприятного социально-психологического климата |
|||
Обеспечение механизма обратной связи с потребителями и обществом |
|
||
Улучшение условий домашнего быта |
|
3) Собственно отбор персонала делится на первичный и профессиональный.
1. Первичный отбор – процесс отбора кандидатов на вакантные должности, обладающих минимальными требованиями для занятия определенной должности. Первичный отбор служит основой отбора персонала на индивидуальной основе. Профессиональный отбор – процедура оценки кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов.
Первичный отбор персонала заключается в «конкурсе резюме»: кандидат на вакантную должность заполняет три документа – бланк-резюме (состаляется соискателем в произвольной форме), анкету «Ценностные ориентации при выборе рабочего места» и тест «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе».
Бланк-резюме составляется отделом обработки информации в произвольной форме и включает в себя позиции, перечисленные в Приложении 1 к настоящему документу.
Анкета «Ценностные ориентации при выборе рабочего места» заключается в ранжировании некоторых показателей в порядке важности с присвоением показателю некоторого количества баллов от 1 до 10. Эти показатели перечислены в Приложении 2 к настоящему документу.
При первичном отборе персонала кандидат на вакантную должность проходит
2. Профессиональный отбор осуществляется путем собеседования, на котором устанавливается наличие:
- медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы в конкретной области деятельности; и
- соответствия индивидуальных антропометрических данных кандидата требованиям, предъявляемым к работнику на данной должности.
Три вышеописанных документа, которые кандидат на вакантную должность заполняет без собеседования с каким-либо сотрудником предприятия, попадают на стол руководителя отдела обработки информации, который отбирает по его мнению подходящие. После отбора резюме кандидат приглашается на собеседование к генеральному директору; к моменту собеседования генеральный директор уже имеет некоторое представление о кандидате ввиду анализа анкетных и тестовых данных. Руководитель отдела обработки информации (или его подчиненные) перед собеседованием соискателя с руководителем предприятия заполняет составленный в произвольной форме бланк личностной спецификации кандидата, который содержит оценки «основные», «желаемые» и «противопоказанные» для следующих показателей кандидата на конкретную вакантную должность:
1) физический облик (возраст, рост, пол, здоровье, внешний вид);
2) достижения (образование, квалификация, опыт);
3) интеллект (ум, смышленость, память, беглость речи, логика мышления, четкое выражение мысли);
4) специальные способности (к вычислениям, чертежам, музыкальные, художественные);
5) интересы (к власти, деньгам, престижу, карьере, общественной работе);
6) черты характера (инициативность, самостоятельность, ответственность, эмоциональность);
7) внешние условия (домашние, социально-бытовые, финансовые, возможность командировок).
Ознакомившись с бланком личностной спецификации, генеральный директор становится до некоторой степени подготовленным к собеседованию, знает, что можно ждать от кандидата и что нужно от кандидата предприятию. Решение о приеме на работу кандидата на вакантную должность принимается руководителем предприятия по результатам собеседования.
Приложение 1.
Бланк-резюме составляется отделом обработки информации в произвольной форме и включает в себя следующие позиции:
1) личные сведения (ФИО, адрес, телефон, возраст, семейное положение);
2) цель составления резюме (кандидат указывает, на какую должность он претендует, а также указывает пожелания по работе);
3) образование в обратном хронологическом порядке;
4) опыт работы в обратном хронологическом порядке (названия организаций, должности и продолжительность работы);
5) навыки работы на компьютере, знания иностранных языков;
6) дополнительные сведения, хобби, интересы.
Приложение 2.
Анкета «Ценностные ориентации при выборе рабочего места» заключается в ранжировании некоторых показателей в порядке важности с присвоением показателю некоторого количества баллов от 1 до 10. Эти показатели следующие:
1. хорошо зарабатывать;
2. получать отпуск в удобное время;
3. работать в нормальных санитарно-гигиенических условиях;
4. работать в дружном, сплоченном коллективе;
5. получить жилье или улучшить жилищные условия;
6. повышать свое профессиональное мастерство;
7. наиболее полно использовать способности и умения;
8. получать, ощущать общественное признание за свои трудовые достижения;
9. активно участвовать в управлении компанией;
10. иметь надежное рабочее место;
11. иметь право принимать решения;
12. продвижение по службе;
13. соответствие интересов на работе и вне ее;
14. общение с интересными, эрудированными коллегами;
15. иметь спокойную работу с четким кругом обязанностей;
16. иметь хорошее обеспечение в старости.
Приложение 3.
Тест «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе»:
«Читая утверждения, отметьте знаком «+» те из них, с которыми Вы согласны, и знаком «–», если не согласны:
1) мне кажется трудным подражать другим людям;
2) я, пожалуй, мог бы при случае совершить такой поступок, чтобы привлечь внимание и позабавить окружающих;
3) из меня мог бы выйти неплохой актер;
4) другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем есть на самом деле;
5) в компании я редко оказываюсь в центре внимания;
6) в различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному;
7) я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден;
8) чтобы преуспеть в делах и в общении с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть;
9) я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу;
10) я всегда такой, каким кажусь.»
Ключ к этому тесту (прилагается к бланку теста) и содержит для заполняющего следующее задание:
Начислите себе по одному баллу за ответы «нет» на 1, 5 и 7 вопросы; и за ответы «да» на остальные вопросы. Посчитайте сумму баллов.
0–3 балла: у Вас низкие коммуникативные качества; Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным его менять в зависимости от ситуации; некоторые считают Вас «неудобным» в общении из-за Вашей прямолинейности;
4–6 баллов: у Вас средние коммуникативные качества; Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях; Вас следует больше считаться с окружающими;
7–10 баллов: у Вас высокие коммуникативные качества; Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на любую ситуацию и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы произведете на окружающих.»