Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы полезности. 4

2. Кривые безразличия. 10

3. Эффект замещения и дохода. 12

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение


Ры­нок - кос­вен­ная, опо­сре­до­ван­ная взаи­мо­связь ме­ж­ду про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми про­дук­ции в фор­ме ку­п­ли-про­да­жи то­ва­ров,  сфе­ра реа­ли­за­ции и то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний,  а так­же вся со­во­куп­ность средств, ме­то­дов, ин­ст­ру­мен­тов, ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых норм, струк­тур т.д., обес­пе­чи­ваю­щих функ­цио­ни­ро­ва­ние та­ких от­но­ше­ний. Ры­нок - это един­ст­вен­ная сис­те­ма от­но­ше­ний ку­п­ли-про­да­жи, струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся рын­ки то­ва­ров, ка­пи­та­лов, ра­бо­чей си­лы, цен­ных бу­маг, идей, ин­фор­ма­ции и т.д.

Ры­нок - это ин­ст­ру­мент, или ме­ха­низм, сво­дя­щий вме­сте по­ку­па­те­лей (предъ­я­ви­те­лей спро­са) и про­дав­цов (по­став­щи­ков)  от­дель­ных то­ва­ров и ус­луг. Од­ни рын­ки яв­ля­ют­ся ло­каль­ны­ми, то­гда как дру­гие но­сят ме­ж­ду­на­род­ный или на­цио­наль­ный ха­рак­тер. Не­ко­то­рые - от­ли­ча­ет лич­ный кон­такт ме­ж­ду предъ­я­ви­те­лем спро­са и по­став­щи­ком, а дру­гие яв­ля­ют­ся без­лич­ны­ми - на них по­ку­па­тель и про­да­вец ни­ко­гда не ви­дят или во­все не зна­ют друг дру­га[1].

Целью контрольной работы  является изучение поведение потребителя на рынке

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.     Изучить теоретические основы полезности

2.     Изучить кривые безразличия

3.     Изучить эффекты замещения и дохода

1. Теоретические основы полезности


Экономисты используют термин «полезность» для обозначения удовлетворения потребности, которое получают люди от потребления товаров или услуг. Происхождение этого термина уходит своими корнями на два столетия назад, оно упоминалось в работах английского философа и социолога Джереми Бентама (1748 – 1832г).

Для прямого или косвенного удовлетворения потребностей человеку необходимы жизненные блага. Некоторые из них, так называемые неэкономические, существуют в природе «свободно» в достаточном количестве. Примером тому может служить воздух, имеющийся в изобилии, но без которого немыслима жизнь.

Благо – это средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б.Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А.Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

 Благо в теории потребления – любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, т.е. повышающий уровень его благосостояния. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (корзинах). Набор благ – совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.

    Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием.

Блага можно подразделить на следующие разделы:

1.     Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться

2.     Недолговременные блага – полностью потребляемые блага

3.      Взаимозаменяемые

4.     Взаимодополняемые (комплиментарные)

5.     Настоящие – находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.

6.     Будущие

7.     Прямые – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность.

8.     Косвенные или производительные – удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.)

Спрос и пред­ло­же­ние - взаи­мо­за­ви­си­мые эле­мен­ты ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма, где спрос оп­ре­де­ля­ет­ся пла­те­же­спо­соб­ной по­треб­но­стью по­ку­па­те­лей (по­тре­би­те­лей), а пред­ло­же­ние - со­во­куп­но­стью то­ва­ров, пред­ло­жен­ных про­дав­ца­ми (про­из­во­ди­те­ля­ми); со­от­но­ше­ние ме­ж­ду ни­ми скла­ды­ва­ет­ся в об­рат­но про­пор­цио­наль­ную за­ви­си­мость, оп­ре­де­ляя со­от­вет­ст­вую­щие из­ме­не­ния в уров­не цен на то­ва­ры[2].

Спрос – это обобщенная характеристика готовности покупателей приобрести товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем спроса (ко­ли­че­ст­во товара, ко­то­рое по­тре­би­те­ли го­то­вы и в со­стоя­нии приобрести по не­ко­то­рой це­не в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го пе­рио­да вре­ме­ни) зависит от цены данного товара и прочих факторов, включающих цены других товаров, а также доходов покупателей и их вкусов. Це­на спро­са —  мак­си­маль­ная це­на, по ко­то­рой по­тре­би­тель го­тов ку­пить дан­ную про­дук­цию. Закон спроса – это принцип, согласно которому на рынке между ценой товара и объемом спроса на этот товар, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость.

Товары, спрос на которые изменяется в зависимости от изменения цен на другие товары, называются “взаимосвязанными товарами”. Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в прямой зависимости от изменения цены другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены) являются “взаимозаменяемыми” (субститутами). Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в обратной зависимости от изменения цены другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой снижение объема спроса на другой при каждом значении цены) являются “взаимодополняемыми” (комплементарными). При­ме­ры взаи­мо­за­ме­няе­мых то­ва­ров: сни­же­ние та­ри­фов на пас­са­жир­ские авиа­пе­ре­воз­ки со­кра­ща­ет спрос на по­езд­ки железнодорожным транс­пор­том; рост цен на мясо может увеличить спрос на рыбу и т.п. Примеры взаимодополняемых товаров: снижение це­н на ви­део­маг­ни­то­фо­ны увеличивает спрос на ви­део­кас­се­ты; повышение цен на бензин приводит к уменьшению спроса на автомобили в связи с ростом эксплуатационных расходов; повышение цены кофе снижает спрос на кофеварки и т.п[3].

Предложение - это обобщенная характеристика готовности производителей продавать товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем предложения (ко­ли­че­ст­во товара, ко­то­рое производители го­то­вы и в со­стоя­нии продать по не­ко­то­рой це­не в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го пе­рио­да вре­ме­ни) зависит от цены данного товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий. Закон предложения - это принцип, согласно которому на рынке между ценой товара и объемом этого товара, при прочих равных условиях, существует прямая зависимость.

Предельная полезность — это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Математически предельная полезность товара есть частная производная общей полезности товарного набора (1) по объему потребления i-того товара:

МU (Qi) = d (TU) / d (Qi)

Геометрически значение предельной полезности (длина от­резка ON) равно тангенсу угла наклона касательной к кривой TU в точке L. Поскольку линия TU выпукла вверх, с увеличением объема потребления i -того товара угол наклона этой касательной. Уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полез­ность товара. Если при некотором объеме его потребления (на  рисунке Q”a) функция общей полезности достигает макси­мума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой.

Принцип убывающей предельной полезности часто назы­вают первым законом Госсена, по имени немецкого экономи­ста Г. Госсена (1810-1859), впервые сформулировавшего его в 1854г. Этот закон содержит два положения. Первое конста­тирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом. Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребле­ния.

Принцип убывающей предельной полезности по существу аналогичен так называемому основному психофизическому за­кону Вебера-Фехнера, характеризующему связь между силой раздражителя (стимула) и интенсивностью ощущения. Согласно этому закону, раздражения равной интенсивности, повторяющи­еся в течение определенного времени, сопровождаются сниже­нием интенсивности ощущений.

   Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неиз­менном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положи­тельна, а вторая — отрицательна:

d TU( Qi) / d Qi > 0  ;     d2 TU(Qi) / d2 Q2i < 0

Однако принцип убывающей предельной полезности отнюдь не универсален. Во многих случаях предельная полезность по­следующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться. Такая зависи­мость характерна для небольших порций делимых благ. Вторая затяжка выкуриваемой утром сигареты, возможно, имеет для лю­бителя большую полезность, чем первая, а третья большую, чем вторая.

Такая ситуация показана на рис. 1,б. В интервале от нуля до Q’a общая полезность возрастает быстрее, чем увеличивается объем потребления блага, растет и предельная полезность. В ин­тервале от Q’a до Q”a общая полезность растет медленнее, чем объем потребления, а предельная снижается от максимального Уровня (в точке L') до нуля. Математически это означает, что на участке от нуля до Q’a и первая, и вторая частные производные функции общей полезности по объему потребления данного блага положительны:


d  TU / d Xi > 0  ;  d2 TU / d2 Xi >0


Таким образом, принцип убывающей предельной полезности, или первый закон Госсена, справедлив лишь в том случае, если вторая частная производная функции общей полезности отрица­тельна. Однако поскольку потребитель покупает на рынке не отдельные акты потребления (в нашем примере —затяжки), а определенные блага (в нашем примере —сигареты), мы можем считать, что для обращающихся на рынке товаров первый закон Госсена  выполняется[4].

      Предположим теперь, что потребитель располагает некото­рым доходом; цены на товары А, В, ...,Z не зависят от его пове­дения и равны соответственно Рд, Рв, Pz товарного дефицита нет; все товары являются бесконечно делимыми (как, например, колбаса, сливочное масло и т.д.).

     При этих предположениях потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:

    1) для всех реально покупаемых им товаров Л, В, С,... имеет место


MUa / Pa =  Мuв/ Pв =  Muc / Pc


     где MUa, MUa, MUc предельные полезности товаров А, В, С;

А — некоторая величина, характеризующая предельную полез­ность денег;

2) для всех непокупаемых им товаров У, Z,... имеет место

МU y / P y £ l                     MU z / P z £ l

Докажем первую часть утверждения.

Предположим обратное: товары А и В реально покупаются потребителем, но MUa / Pa   > Мuв / Pв. Для определенности пред­положим, что MUa = 40 ютилов в расчете на килограмм, Рa = 2 руб. за килограмм, Мuв  = 20 ютилов в расчете на килограмм,  Pв =4 руб. за килограмм. В результате MUa / Pa = 40 ютилов / 2 руб. > 20 ютилов / 4 руб. = Мuв/ Pв

Очевидно, что покупатель при этом не достигает максимума удовлетворения. Он может сократить потребление товара В на 1 кг, при этом он потеряет 20 ютилов. Но за счет сэкономленных 4 руб. он может купить дополнительно 2 кг товара А и получить дополнительно примерно 80 ютилов. (Слово «примерно» здесь использовано потому, что 2-й дополнительный килограмм товара А может принести меньшую полезность, чем 1-й, скажем, толь­ко 39 ютилов, а не 40). Чистый выигрыш составит примерно 80 — 20 = 60 ютилов. С уменьшением потребления товара В его предельная полезность уменьшается. Поэтому разница между MUa / Pa  и Мuв/ Pв будет сокращаться. Перераспределение рас­ходов будет происходить до тех пор, пока отношение предельной полезности к цене для каждого реально покупаемого товара не станет одинаковым.

Равенство можно интерпретировать следующим обра­зом. Отношение MUa / Pa  представляет собой прирост общей по­лезности в результате увеличения расходов потребителя на товар А на 1 руб. Очевидно, что в состоянии оптимума потребителя все подобные отношения для реально покупаемых товаров должны быть равны друг другу. И любое из них может рассматриваться как предельная полезность денег (точнее, 1 руб.). Величина l показывает, на сколько ютилов увеличивается общая полезность при увеличении дохода потребителя на 1 руб.

Вторую часть утверждения можно доказать совершенно ана­логичным образом, от противного. Смысл формулы) за­ключается в том, что если уже 1-й рубль, израсходованный на покупку товара Z, приносит потребителю недостаточно высокую полезность, то он вообще отказывается от потребления этого то­вара.

Таким образом, равенство показывает, что в оптимуме (максимум полезности при данных вкусах потребителя, ценах и доходах) полезность, извлекаемая из последней, денежной еди­ницы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована. Это положение получило название второго закона Госсена. Ко­нечно, потребитель может раскаяться в покупке, даже удовле­творяющей равенству. Это будет означать, что «за время от покупки до раскаяния в ней» знак в для данного товара изменился на противоположный.

Попытаемся показать теперь на основе количественного под­хода, что объем спроса и цена связаны обратной зависимостью. Снова рассмотрим равенство.

Допустим, что цена на покупаемый потребителем товар А повысилась. В результате первое отношение в равенстве уменьшилось. Чтобы восстановить равенство и максимизи­ровать общую полезность, потребитель начнет сокращать потре­бление товара А. Аналогичным образом будут поступать и другие потребители. Таким образом, с повышением цены товара объем спроса на него сокращается.


2. Кривые безразличия

Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это возможно, получим карту безразличия.

На рис. 1 товарный набор А включает ХА единиц товара X и YА единиц товара Y, товарный набор В включает ХB единиц товара X и YB единиц товара Y. Если с точки зрения данного потребителя наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной и той же кривой безразличия.

рис. 1 Кривые безразличия

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

А. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Рассмотрим на рис. 2.2 кривые безразличия I и II. Набор С содержит такое же количество товара Y, что и набор А. Но набор С включает в себя большее количество товара X. Из аксиомы о ненасыщении следует, что С > А. Все наборы, лежащие на кривой безразличия I, с точки зрения нашего потребителя равноценны. То же относится и ко всем наборам, лежащим на кривой II. Из аксиомы о транзитивности следует, что любой набор, лежащий на кривой II, для нашего потребителя предпочтительнее любого набора, лежащего на кривой I.

Б. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Пусть дана некоторая точка А (рис. 2.3), характеризующая определенную комбинацию товаров. Проведем через нее две взаимно перпендикулярные прямые. Очевидно, что все точки, лежащие в III квадранте, соответствуют большим, а все точки, лежащие в I квадранте, меньшим количествам товаров X и Y, чем точка А. В соответствии с аксиомой ненасыщения точки, лежащие в III квадранте, более предпочтительны, а лежащие в I квадранте  менее предпочтительны, чем А. Следовательно, точки, безразличные А, например С, или В, или D, или G, должны находиться либо во II, либо в IV квадранте. И значит, кривая безразличия должна иметь отрицательный наклон[5].


3. Эффект замещения и дохода

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

Существуют, однако, два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е. Е.Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов. Сначала мы рассмотрим версию, предложенную Хиксом, как более общую. Затем покажем особенности решения, предложенного Слуцким.


Заключение


Ценность приведенного правила потребительского поведения состоит в его логистическом значении и аргументации, основывающейся на здравом смысле. Этим правилом можно пользоваться не только в сфере расходования денежного бюджета, но и бюджета времени, а так же при выборе других ценностных  ориентаций.  Во всех подобных случаях решается одна и та же задача -  распределение того или иного ограниченного ресурса между альтернативными сферами его использования. Перемещение ресурса из сферы с низко предельной полезностью будет осуществляться до тех пор, пока не будет достигнута точка равновесия, соответствующая максимальной предельной полезности.

Можно сделать так же вывод, что поскольку постоянно действует закон убывающей предельной полезности, правило максимизации полезности  и логически согласующуюся  с ним кривую спроса необходимо постоянно корректировать с учетом снижения цены. Это вызвано тем, что при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого товара снижение цены выступает одним из способов, при помощи которого можно побудить потребителя к последующим закупкам этого товара. Каждая последующая продажа одного и того же товара возможна лишь при условии извлечения потребителем дополнительной выгоды от снижающейся цены и неизменном подходе, т.е. его потребительском бюджете, и сравнительно более высоких ценах взаимозаменяемых товаров.



Список литературы


1.     Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. СПб: Экономическая школа, 199. Т.1,2.

2.     Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А. В. Сидорович. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997 г

3.     Фишер С., Дорнбуш, Р., Шмалензи Р. «Экономика» Москва, 1996г.

4.     "Экономическая теория" под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И. Жукова. М. 1998 г.

5.     Экономика, учебник по курсу «Экономическая теория» под ред. А. С. Булатова, Издательство БЕК. М. 2001.





[1] "Экономическая теория" под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И. Жукова. М. 1998 г.


[2] Экономика, учебник по курсу «Экономическая теория» под ред. А. С. Булатова, Издательство БЕК. М. 2001.


[3] "Экономическая теория" под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И. Жукова. М. 1998 г.


[4] Экономика, учебник по курсу «Экономическая теория» под ред. А. С. Булатова, Издательство БЕК. М. 2001.

[5] Экономика, учебник по курсу «Экономическая теория» под ред. А. С. Булатова, Издательство БЕК. М. 2001.