Товарные запасы – важнейший элемент ресурсов отрасли



Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Теоретические и методологические аспекты товарных запасов торгового предприятия.................................................................................................... 5

1.1. Анализ товарных запасов торговыми предприятиями и их экономическое значение 5

1.2. Методы обоснования необходимой величины товарных запасов торгового предприятия     10

2. Совершенствование управления запасами товаров в универсаме “Большой”     21

2.1. Планирование розничного товарооборота и определение товарных фондов. Управление товарными запасами в Универсаме «Большой»................................................................... 21

2.2. Совершенствование формирования ассортимента товаров  в Универсаме “Большой” 28

Заключение.................................................................................................. 35

Список использованной литературы....................................................... 37



Введение


В современных условиях, когда торговый сектор занимает большое место в экономике нашей страны. Предприятиям торговли необходимо совершенствовать свою систему управления и анализа деятельности, в том числе и управлением и анализом запасов.

Управление запасами торговой компании – уравнение, согласно которому сумма начальных запасов и их чистого увеличения, за минусом сокращения запасов, равна конечным запасам. Увеличение запасов представляет собой чистые покупки, а сокращение запасов – стоимость проданных товаров, причем изначально известны две величины: начальная величина запасов и чистые покупки.

Кроме того, необходимо оценивать возможность создания не только основных запасов, но и буферных, которые создаются на случай циклического или сезонного колебания спроса.

Основой коммерческой деятельности на торговых предприятиях  является закупочная работа. Ее основной задачей является выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса.

Работа по оптовым закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций, к числу которых относятся:

изучение и прогнозирование покупательского спроса с целью обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров;

определение потребности в товарах;

выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров;

установление хозяйственных связей с поставщиками;

контроль исполнения договоров и хода поставки товаров.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса необходимо для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров.

Как известно, спрос – это форма рыночного проявления потребности. В свою очередь потребность принято определять как нужду или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, функционирования личности, социальной группы населения или общества в целом. В процессе общественного развития потребности растут и изменяются.

Спрос населения на товары формируется под влиянием многочисленных экономических, социальных, демографических, природно-климатических и других факторов, которые постоянно изменяются в процессе развития общественного производства. Поэтому только с помощью методов маркетинга коммерческие работники могут получить необходимую информацию о товарах, о ценах, которые потребители готовы заплатить.

Цель работы: провести исследование товарных запасов, как важнейшего элемента ресурсов отрасли.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

– описать методику анализ товарных запасов торговыми предприятиями и их экономическое значение;

– обозначить методы обоснования необходимой величины товарных запасов торгового предприятия;

– описать процесс планирование розничного товарооборота и определение товарных фондов. Управление товарными запасами в Универсаме «Большой»;

– провести совершенствование формирования ассортимента товаров  в Универсаме “Большой”.


1. Теоретические и методологические аспекты товарных запасов торгового предприятия


1.1. Анализ товарных запасов торговыми предприятиями и их экономическое значение


Одним из условий достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятия: изменение объема товарооборота, величину доходов, издержек обращения, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия все более важной функцией становится анализ эффективности и оценка политики управления запасами.

Целью практически любого решения в деле управления товарными запасами является рост объема продаж и минимизация общих издержек, связанных с формированием и хранением этих товарных запасов. Очень важно уметь анализировать последствия применения неоптимальных схем управления запасами.

Цель анализа товарных запасов состоит в установлении их соответствия предъявляемым требованиям и оценке влияния на конечные результаты торговой деятельности

В процессе анализа изучают следующие показатели:

• величины запасов в сумме и днях к товарообороту на определенную дату (обычно на начало и конец декады, месяца, квартала, полугодия, года) по товарным группам, в разрезе магазинов и в целом по предприятию и оценку характера их изменения в динамике;

• отклонение фактических запасов по товарным группам, по магазинам и в целом по предприятию в днях и сумме от установленных предприятием необходимых (плановых) величин;

• оборачиваемость в днях по товарным группам, по магазинам и в целом по предприятию за определенный период и в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет, с другими магазинами, предприятиями-конкурентами и с аналогичными показателями по региону в целом;

• средние цены отдельных видов товаров в запасах и по их поступлению, в сравнении с ценами реализации и в том числе их размерами у конкурентов;

• долю запасов отдельных товаров по магазину или в целом по предприятию и тенденции ее изменения в динамике в сравнении с изменениями доли этой товарной группы в объеме продаж по региону;

• отклонение фактического объема поставок товаров от оптимального объема одной партии и оценка влияния этого изменения на размер товарных запасов;

•размеры запасов по внутригрупповому ассортименту основных товарных групп (занимающих наибольший удельный вес в объеме продаж) и оценку их влияния на оборачиваемость по товарной группе в целом;

• аномальные запасы по каждой товарной группе и причины их образования;

• изменение числа разновидностей товаров по каждой группе в динамике и по сравнению с магазинами-конкурентами;

• влияние на изменение товарных запасов и товарооборачиваемость основных факторов (объема и структуры товарооборота, поступления товаров, ритмичности поставок, сложности ассортимента товаров и т. п.).

Оптовые и розничные предприятия, осуществляющие свою деятельность в районах Крайнего Севера, горных и труднодоступных, вынуждены работать с товарными запасами длительного хранения, управление которыми носит специфический характер. В этом случае нужно анализировать условия их сохранности и установление такого объема, который позволит в период отсутствия возможностей их пополнения, обеспечить непрерывную реализацию в течение 9-10 месяцев.

Особое внимание также уделяется товарам сезонного производства и круглогодичного потребления. Эти товары (сельскохозяйственного производства) также относятся к запасам длительного хранения или нерегулярного обновления. Их оценивают по другим критериям, поскольку на их хранение нужны большие затраты. Все это отражается на цене этих товаров и требует специфического подхода к управлению ими.

Рассмотрим отдельные вопросы методики анализа товарных запасов на различных уровнях управления ими.

После анализа товарных запасов работникам (менеджерам, специалистам, владельцам и т. п.) предстоит выявить причины колебания показателей, значительного отклонения фактических данных от плановых и т. п.

Обобщение опыта работы торговых предприятий свидетельствует, что такими причинами, под влиянием которых изменяется состояние товарных запасов и скорость обращения средств, вложенных в эти запасы, являются: изменение спроса и, соответственно, объема продаж товаров; расширение или обеднение торгового ассортимента; отклонение фактического объема поставок от их оптимальной величины; несоблюдение обоснованных сроков поставок; установление цен выше конкурентов и другие факторы, которые определяют конъюнктуру рынка (жизненный цикл товаров, соотношение спроса и предложения и т. п.).

Рассмотрим методику анализа товарных запасов в целом по предприятию (магазину) на простом условном примере.

Товарооборачиваемость наиболее достоверно характеризует состояние товарных запасов. Этот показатель с большим основанием возможно использовать для оценки результатов коммерческой деятельности. В нем в меньшей степени проявляется влияние случайных факторов.

Ускорение товарооборачиваемости представляет одну из ключевых проблем, характеризующих качественную сторону деятельности торговых предприятий. Развитие товарооборота предприятия при относительно низком уровне товарных запасов неразрывно связано с интенсификацией деятельности, курсом на повышение эффективности и качества работы. Ускорение оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, - одно из относительно самостоятельных направлений повышения эффективности торговой деятельности. Оно равнозначно увеличению ресурсов, которые могут быть дополнительно направлены на развитие торговли или в другие сферы деятельности.

Определение путей улучшения управления товарными запасами требует их изучения в группировке по различным признакам.

Опыт свидетельствует, что очень важно выделять товарные группы по их доле в розничном товарообороте и оценивать по этому показателю размеры товарных запасов. В большинстве магазинов небольшое число товарных групп (7-10) занимают более 60 % в товарообороте и на эти группы приходится такая же или большая доля в общих товарных запасах. Отсюда очевидна необходимость избирательного подхода к организации контроля за ходом торговли и соответствием товарных запасов предъявляемым требованиям. Так, ежедневный контроль необходимо осуществлять по тем товарам, которые в фактическом товарообороте занимают 1,5 % и более. Несколько реже возможно контролировать торговлю и запасы по товарным группам, доля которых в розничном товарообороте колеблется от 1 до 1,5 %. А по тем группам, доля которых в товарообороте меньше 1 %, контроль должен осуществляться эпизодически. Подходы к контролю могут быть и иными.

Материалы группировок предприятий и магазинов свидетельствуют о четко выраженной тенденции снижения уровня товарных запасов по мере увеличения объема их продаж. Этот факт является общепризнанным, и в экономической литературе приведены доказательства, что эта взаимосвязь лучшим образом может быть выражена следующим уравнением гиперболы:

Yx = a + b/x

где у - размер товарных запасов в днях к товарообороту;

а - независимый размер товарных запасов от объема товарооборота в днях;

b/x- зависимая часть размера товарных запасов от объема товарооборота (Ь - зависимая часть суммы товарных запасов, а х -объем товарооборота в сумме).

Данная зависимость должна учитываться в процессе анализа товарных запасов, оборачиваемости средств, вложенных в запасы. Учет этой зависимости позволит уточнить расчеты товарных запасов на плановый период.

Значительное влияние на величину товарных запасов и оборачиваемость вложенных в них средств оказывает структура товарооборота. Например, в сельской кооперативной торговле Новгородской области величина товарных запасов в 1998 г. составляла (в днях) в среднем в магазинах:

«Продукты» - 10-20;

«Промышленные товары» - 36-56;

«Хозяйственные товары» - 40-60

 Учет влияния этого фактора позволяет принимать более обоснованные решения по формированию и анализу товарных запасов.

Методику расчета влияния изменений оборачиваемости по товарным группам и структуры товарооборота на изменение оборачиваемости в целом по магазину (предприятию) рассмотрим на условном примере.

Величина товарных запасов и оборачиваемость складываются под воздействием и многих других факторов. В этом и состоит сложность управления товарными запасами.

Так, их состояние зависит от конъюнктуры рынка и, в частности, от соотношения спроса и предложения. Рост денежных доходов населения ведет к увеличению их спроса в целом и оказывает влияние на изменение его структуры. В этих условиях происходит ускорение реализации товаров и их оборачиваемости.

Особое внимание необходимо уделять изучению состояния запасов по внутригрупповому ассортименту. Это позволит принять конкретные меры по учету сдвигов в объеме и структуре спроса и оказать воздействие на своевременную перестройку ассортимента производимых товаров, своевременно принять меры по тем видам товаров, которые не пользуются спросом или на которые спрос уменьшается.

Предприятия должны так организовывать торговлю, чтобы представить весь ассортимент по каждой товарной группе. Поэтому целесообразно постоянно вести контроль продаж и состояния запасов, особенно по тем товарам, которые пользуются повышенным спросом. Коммерческие работники должны постоянно сравнивать ассортимент реализуемых товаров в своих магазинах с аналогичным ассортиментом у конкурентов и принимать меры по улучшению формирования ассортимента реализуемых товаров.

Большое значение имеет квалификация кадров, их умение использовать организационно-управленческие методы (менеджмент и маркетинг).


1.2. Методы обоснования необходимой величины товарных запасов торгового предприятия


Предприятия по-разному организуют процесс разработки необходимой величины товарных запасов. Однако у них и много общего. Организация планирования в большинстве случаев начинается с установления рекомендуемой (необходимой) величины товарных запасов в днях и сумме по товарным группам и в целом по магазину. Другие предприятия первоначально устанавливают необходимую величину запасов в целом по магазину, а затем определяют ее по товарным группам. Тот и другой подход не вызывает возражений.

В целом по предприятию рекомендуемый размер запасов устанавливают путем суммирования рекомендуемой суммы товарных запасов по всем магазинам (отделам), которые входят в

Каждое предприятие при обосновании необходимой величины товарных запасов на каждый квартал обязательно использует опытно-статистический метод. Сущность этого метода состоит в установлении рекомендуемой (необходимой) величины запасов (в днях к товарообороту и в сумме), исходя из сложившихся тенденций изменения товарооборачиваемости и факторов, влияющих на нее с учетом ожидаемых изменений последних в планируемом периоде. Этот метод является основным при определении необходимой величины по группам товаров, доля которых в товарообороте менее 1 % и по небольшим предприятиям (мелкой рознице). По группам товаров, которые занимают значительное место в розничном товарообороте, этот метод используется наряду с другими.

Каждое предприятие по группам товаров, которые занимают в товарообороте 1,5 % и более, имеет возможность установить необходимую величину товарных запасов (в днях к товарообороту и сумме) не только опытно-статистическим путем, но и на основе использования технико-экономических расчетов. Сущность этого метода состоит в расчете по товарной группе общей величины необходимых запасов (М) по ее составляющим: запасы, связанные с затратами времени по комплектованию, приемке и подготовке товаров к продаже (К); рабочий запас, т.е. товары которые должны быть реализованы в период между завозами партий товара (Р) или время заказа и завоза товара; запас текущего пополнения |П/2] – по товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза, а по товарам сложного ассортимента половину частоты завоза умножают на частное от деления числа разновидностей в продаже на число разновидностей, завозимых в одной партии; страховой запас (С), устанавливается предприятием эмпирически.

Таким образом, очевидно, что необходимую величину рассчитывают по следующей формуле:


M=K + P + П/2 + C.


Рассмотрим сжато методику расчета каждого из слагаемых указанной формулы.

Первый элемент (К) определяется исходя из затрат времени на период подготовки товаров и комплектование торгового ассортимента. Он составляет в реальной действительности – 1-3 дня.

Второй элемент (Р), т.е. рабочий запас, определяется затратами времени на формирование заказа и организацию его поставки. Ниже приводится расчет времени на повторный заказ и использованием экономико-математических методов. По товарам местного производства этот период составляет 4-6 дней.

Запас текущего пополнения предназначен для бесперебойной торговли между очередными завозами товара и при расчете норматива принимается в среднем размере {П/2) исходя из того, что в момент поступления товаров создаются максимальные запасы и перед очередным завозом их величина будет минимальной.

Общая величина запаса пополнения (П) определяется умножением нормированного текущего срока завоза в днях (90/n) на коэффициент обновления всего ассортимента по представительному набору (90 – число дней в квартале, п – частота завоза). Величину коэффициента, в свою очередь, устанавливают делением количества разновидностей по ассортиментному перечню (N) на количество разновидностей в одной партии поступающего товаров (к). В обобщенном виде расчеты запаса пополнения для установления нормативов могут быть выполнены по следующей схеме:


П/2 = 90/2n * N/к.


По товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза. Значение символов разъяснено выше.

Расчеты величины этого запаса могут быть выполнены в нескольких вариантах. Увеличение частоты завоза товаров и количества разновидностей, завозимых в среднем в одной партии, оказывает влияние на уменьшение запаса текущего пополнения. И наоборот, их уменьшение приводит к соответствующему росту запасов текущего пополнения и его общей величины. Предприятия, принимая решения об изменении норматива запасов по магазинам, должны предусматривать соответствующие изменения условий поставки товаров - частоты и комплектности завоза. Если при изменении необходимой величины не вносятся соответствующие коррективы в условия поставки товаров, то это приводит к формированию фактических запасов без учета их рекомендуемой величины.

На практике возможно, в зависимости от соотношения расходов по доставке и хранению товаров, определять меры по улучшению размещения запасов в каналах торговли. Товарные запасы должны быть минимальными, если расходы по хранению намного превышают издержки по их транспортировке. И наоборот, единовременный завоз необходимо предусматривать в большем размере, если транспортные издержки намного выше расходов по хранению.

Страховой (резервный) запас (С) создается для обеспечения бесперебойной торговли на случай значительного увеличения объема спроса населения, отклонения от установленных частоты и объема завоза товаров. Он устанавливается с учетом частоты завоза и других условий по конкретным товарам - до 30 % величины торгового запаса (рабочего плюс запаса пополнения) по товарам сложного ассортимента и до 70-100 % величины торгового запаса - по маслу растительному, сахару, соли и другим товарам простого ассортимента, группы которых состоят из 1-3 разновидностей.

Размеры страхового запаса следует пересматривать в сторону снижения по мере повышения надежности товароснабжения. В этих условиях величину страхового запаса можно определить и на основе использования математических методов по формуле:


С=К*а,


где К - коэффициент, связанный с уровнем товароснабжения;

а - среднее квадратическое отклонение товарооборота по кварталам, месяцам (декадам, неделям) в % к годовому товарообороту.

Значение коэффициента, характеризующего уровень товароснабжения, колеблется от 1 до 3.

Среднеквадратическое отклонение рассчитывают по формуле:


 


где х - фактический удельный вес конкретного месяца (квартала и т. п.) в годовом товарообороте;

х* - средний размер удельного веса месячного или квартального товарооборота в годовом обороте.

В целях обоснования рекомендуемой (необходимой) величины товарных запасов по товарным группам можно использовать и экономико-математические методы. Широко используется модель Уилсона, которую принято называть классической. Экономико-математические методы часто подвергают критике, основанной на утверждении слабой их связи с реальностью. Отчасти эта критика справедлива, тем не менее данная модель является подспорьем в деле обоснования необходимой величины запасы по отдельным товарам.

При построении модели Уилсона была поставлена задача построить такую модель (составить уравнения), которая позволила бы обосновать оптимальные объем и срок поставок (размер заказа) и минимизировать совокупные издержки на формирование и хранение товарного запаса.

Общая стоимость запасов за период (год, полугодие, квартал и т. п.) складывается из двух составляющих: стоимости заказа и поставки товара и стоимости хранения запасов в течение года. В общем виде эта стоимость может быть выражена уравнением:


СТЗ = К * Q/ S + C * S/2


где СТЗ - общая стоимость запасов товара за год, руб.;

Q - объем товарооборота за год (общий объем поставок товара);

К - переменная стоимость подачи одного заказа и его доставки;

S - объем поставки товара за год;

С - стоимость хранения единицы товара в год;

- средний размер запаса;

- число поставок (заказов, подаваемых за период).

Используя операцию дифференцирования, Уилсон установил оптимальную партию поставки (заказа), при которой суммарные издержки по управлению запасами (СТЗ) будут минимальными:


S° =


где S° - оптимальный размер поставки (заказа), а другие символы названы выше.

На этой основе можно определить и другие параметры товароснабжения в предстоящем периоде:

• оптимальный средний текущий запас:


S°/2 =


• оптимальное число поставок


n = Q/ =


Для оптовых и розничных предприятий важно обоснованно определить уровень и интервал повторного заказа. Использование приведенных выше формул рассмотрим на условном примере.

Подсчитанные разными методами рекомендуемые размеры запасов по товарным группам тщательно анализируют и утверждают предприятиям один раз в 5-6 лет, поскольку эти расчеты требуют больших затрат времени. В дальнейшем рекомендуемые размеры запасов уточняют.

На практике предприятия выполняют подобные расчеты и на их основе устанавливают примерные максимальные и минимальные величины запасов в днях по основным группам товаров.

Так, по продовольственным товарам в местах интенсивных покупательских потоков величина запасов в днях оборота составляет 10-18 дней, а в сельской местности и в магазинах, удаленных от больших покупательских потоков, - 14-24 дня, по непродовольственным, соответственно, 35-45 и 43-60, по одежде и белью 40-55 и 45-64, обуви 38-56 и 43-60, культтоварам 30-45 и 40-60, хозяйственным товарам 35-50 и 43-60 дней и т. д. Эти данные относятся к Северо-Западному и Центральному регионам страны.

Необходимый размер запасов в целом по магазину устанавливают по формуле:

где Нм - рекомендованный (необходимый) размер запасов по магазину;

Hi - рекомендованный (необходимый) размер запасов по i-й товарной группе;

Yi - удельный вес i-й товарной группы в общем объеме продаж по магазину.

Предприятия устанавливают примерные минимальные и максимальные значения величины запаса и в разрезе магазинов.

На основе используемых различных методов по каждому магазину на определенный квартал рассчитывают рекомендуемую величину товарных запасов достаточно точно. Однако с учетом колебаний фактических данных рекомендуемые нормативы могут устанавливаться в определенных границах. Так, для магазинов «Продукты» с объемом продаж свыше 300 тыс. руб. в месяц рекомендуемая величина запасов устанавливается в пределах от 10 до 18 дней, а с меньшим объемом продаж - от 14 до 22 дней, для магазинов по торговле товарами повседневного спроса с указанными объемами продаж эти показатели устанавливают, соответственно, от 20 до 30 дней и от 30 до 40 дней и т. д. Общие для всех предприятий рекомендации трудно изложить, так как условия деятельности даже однотипных магазинов в регионах различны.

Соответствие необходимых величин запасов по магазинам предъявляемым требованиям обеспечивается при соблюдении предприятием следующих условий:

•для однотипных магазинов, имеющих примерно равный объем товарооборота, целесообразно устанавливать одинаковые величины товарных запасов при прочих равных условиях. Завышенные рекомендуемые размеры товарных запасов оказывают отрицательное влияние на финансовое состояние предприятия;

•по мере увеличения объема товарооборота однотипных магазинов целесообразно предусматривать постоянное уменьшение рекомендуемой величины запасов в днях;

•последовательно добиваться ускорения оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы;

• при установлении размеров плановых запасов по магазинам должна учитываться ритмичность поставок;

• постоянно обеспечивать соответствие наличия товаров установленному ассортиментному перечню;

• принимать во внимание удаленность магазинов от основных баз снабжения, частоту завоза и комплектность поставки и т.д.;

•по каждому магазину должна рассчитываться необходимая величина запасов в сумме путем умножения среднедневного товарооборота за квартал планируемого года на намечаемый норматив в днях.

При установлении необходимой величины товарных запасов в разрезе магазинов можно использовать и материалы группировок магазинов в регионе при их обследовании статорганами. В этом случае используют уравнение гиперболы и итоги этих расчетов выступают дополнительным условием обоснования расчетных показателей и сравнения показателей магазинов вашего предприятия с данными по региону в целом.

Примерные рекомендованные запасы по магазинам и доля этих магазинов в общем товарообороте позволяют установить общий размер запасов по предприятию в целом. Намечаемую величину запасов тщательно анализируют и при необходимости корректируют.

Предприятие, исходя из уровня расходов на оплату кредитов, намечаемых сроков оборачиваемости товаров и фактически сложившихся условий наличия собственных и заемных оборотных средств, доли банковского кредита в оборотных средствах, процентных ставок по оплате кредита, уровня торговых, надбавок, определяют возможный уровень расходов по оплате кредитов. Если эти расходы увеличиваются, то необходимо наметить меры по ускорению оборачиваемости товаров по группам товаров и в разрезе магазинов. (Подробно эти вопросы изложены в главе «Издержки обращения торгового предприятия»).

Установленные величины необходимых товарных запасов позволяют теснее увязать намечаемые показатели по объемам то товарооборота с финансовыми, потребность в оборотных средствах с их использованием, решения текущих задач в области закупок, политики цен и обслуживания покупателей.

Очень сжато считаем целесообразным изложить особенности обоснования рекомендуемых величин запасов по оптовым предприятиям. В этом случае планирование осуществляется по двум составляющим: по группам товаров и в целом по оптовому предприятию. Основными методами являются также опытно-статистический (основанный на анализе и корректировке фактических данных), метод технико-экономических расчетов и экономико-математические методы. Все они построены на тех же принципах, которые рассмотрены выше применительно к предприятиям розничной торговли. Очень сжато рассмотрим метод технико-экономических расчетов, который носит специфический характер.

В оптовых предприятиях величину рекомендуемых нормативов в днях (Н) возможно определять по следующим составным элементам:



где П - период полного обновления представительного ассортиментного набора, который определяется на основе нижеследующего расчета:


П = Т/к н


где Т - количество разновидностей, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем;

к - количество разновидностей товара в одной партии;

Т/к - коэффициент подсортировки;

Ин - нормируемый интервал между очередными поступлениями товаров (он определяется по опыту прошлых лет);

П/2 - запас текущего пополнения, обеспечивающий регулярную оптовую продажу товаров в период между очередными поступлениями товаров. Эта основная часть планового норматива в днях исчисляется по формуле


П/2 = Т/к * Ин/2


С - страховой запас в днях равен V77 или определяется в % к запасу текущего пополнения. При более широком ассортименте чаще поступает товар, имеет место взаимозаменяемость разновидностей по товарной группе и вероятность перебоев в торговле меньше. В этой связи величина страхового запаса корректируется так: если в ассортиментном наборе насчитывается до 30 единиц разновидностей данной группы, то страховой запас увеличивается на 80 %, от 30 до 100 - на 30 % и свыше 100 - не увеличивается;

3 - запас на время приемки и подготовки товаров к продаже (в днях), установленный в размере от 1 до 3 дней;

Тn - запасы в пути, устанавливаемые по данным прошлых лет в размере от 2 до 4 дней.

Таким образом, необходимость обоснования товарных запасов на торговом предприятии может быть рассчитана тем способом который больше подходит для данного предприятия

2. Совершенствование управления запасами товаров в универсаме “Большой”


2.1. Планирование розничного товарооборота и определение товарных фондов. Управление товарными запасами в Универсаме «Большой»


Розничный товарооборот характеризует объем деятельности Универсама «Большой» и является основным показателем деятельности и развития. Он характеризует уровень и структуру удовлетворения потребностей населения в товарах народного потребления и продуктах питания.

В показателе розничного товарооборота находят свое отражение:

Процесс материального движения товаров из сферы производства и обращения в сферу потребления

Процесс реализации стоимости и потребительной стоимости товаров в условиях определенного уровня цен

Дневной объем товарооборота Универсама «Большой» составляет 45000-50000 руб., в предпраздничные дни этот показатель составляет до 60000 руб.

План розничного товарооборота состоит из следующих частей:

1)                 Общего объема товарооборота

2)                 Структуры товарооборота (товарооборот по отдельным группам товаров)

3)                 Плана товарных запасов

4)                 Расчета товарного обеспечения

План составляется на основе данных:

о фактической продаже товаров, о поставке товаров по рыночному фонду;

выполнения заказов Универсама по внутриторговому ассортименту;

об объеме продукции собственного производства;

об изменении в структуре производства;

о производстве новых товаров;

индексов и динамики розничных цен на отдельные группы товаров и т.д.

На основе плана розничного товарооборота осуществляется составление других разделов плана торговой деятельности Универсама Большой, в котором распределяются задания по товарообороту для подразделений. План розничного товарооборота является задающей величиной при организации контроля за реализацией продукции.

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

По своему назначению товарные запасы в Универсаме «Большой» можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.

Основную массу всех запасов Универсама «Большой» составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.

Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза в Универсаме «Большой» формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров.

Товарные запасы в Универсаме «Большой» могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.

Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарного обращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

Управление товарными запасами в Универсаме «Большой» предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.

Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этой цели торговый отдел базы использует карточки количественно-суммового учета, статистические отчеты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения.

Регулирование товарных запасов в Универсаме «Большой» заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

В управлении товарными запасами в Универсаме «Большой» удобнее всего использовать электронную вычислительную технику, на базе которой создают автоматизированные системы управления товарными запасами.

Внедрение таких систем позволяет сократить трудовые затраты, выявить новую более качественную управленческую информацию и ускорить ее обработку, а также значительно повысить уровень управления товарными ресурсами.

Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники Универсама «Большой» следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы в Универсаме «Большой» превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболее вероятными могут быть:

снижение покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появления новых, более совершенных товаров и т.д.;

просчеты работников магазина при определении потребностей в товарах;

низкое качество поставляемых товаров;

несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.

После выявления причин завышения фактических запасов товаров следует принять меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно путем более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж в других населенных пунктах. Излишки завезенных товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы [6, c.116].

Поскольку в Универсаме «Большой» сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение населения. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товаров.

Для управления товарными запасами в Универсаме «Большой» все более широкое распространение получает электронная техника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).

Наличие запаса необходимо для каждого товара, за исключением возможно тех, оборачиваемость которых находится в пределах дня.

Спрос удовлетворяется из наличного запаса товаров. Для того чтобы был в наличии необходима организация ритмичного товароснабжения. В процессе его организации возникает две задачи:

Сколько товаров необходимо заказать?

Когда они должны быть поставлены?

Ответ на первый вопрос дает решение задачи о так называемом экономичном размере заказа. Ответ на второй вопрос вытекает из расчета формулы


                                               (1)

Итак, поставка товара в Универсаме “Большой” осуществляется через три дня.


,                  (2)

Основная система управления товарными запасами, принятая в Универсаме «Большой» – система с фиксированным объемом заказа. В случае необходимости делается заказ на дополнительную поставку товаров (например, хлебобулочные изделия).

Управление товарными запасами в Универсаме «Большой» включает в себя задачи планирования, нормирования и оперативного регулирования уровня товарных запасов. Хотя объектом управления в данном комплексе является товарный запас, управляющие воздействия на него выполняются через воздействие двух процессов - поступления и расхода (продажи). Эти три элемента объединены в товарном балансе. Поэтому управление товарными запасами связано с управлением товародвижением в целом.

Входная информация:

данные о движении товаров и товарных запасов;

данные об объеме спроса;

данные об издержках хранения и завоза;

данные о связях с поставщиками (объемы поставок);

Выходная информация:

определение экономичного размера заказа по отдельным группам товаров;

комплектование партий доставки товаров;

расчет подлежащей доставке партии товаров;

график доставки.

На основе этих данных устанавливается наиболее оптимальный вариант управления товарными запасами в Универсаме «Большой», осуществляется процесс регулирования торгового процесса по каждой группе товаров и адаптация его к имеющемуся спросу.

Регулирование ассортимента товаров может быть определено с помощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.

Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле [6, c.125]:


,                                                                                            (3)

где Qф – фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки);

Qп – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле [6, c.125]:


,                                                                      (4)


где  – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

Qп – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

n – число проверок.



Коэффициент устойчивости ассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в Универсаме «Большой» значительно усложнилась. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирм и организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.


2.2. Совершенствование формирования ассортимента товаров в Универсаме “Большой”


Рост объемов реализации товаров в Универсаме «Большой» является наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия.

Увеличение массы продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения в той местности, в которой функционирует Универсам «Большой». Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка.

Объем товарной массы в Универсаме «Большой» неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом.

Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Ассортиментная политика в Универсаме «Большой» – это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.

Ассортиментная политика в Универсаме «Большой» имеет комплексный характер. Игнорирование одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные усилия. Ассортиментная политика, проводимая в Универсаме «Большой», не должна иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное внимание коммерческих работников. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения.

В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.

В Универсаме «Большой» рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который объединяет номенклатуру товаров нескольких отраслей промышленности и сельского хозяйства, исходя из специализации розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов. Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.

Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом. С целью достижения максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей коммерческие работники розничной торговли потребительской кооперации обязаны учитывать множество общих и специфических факторов, влияющих на формирование и поддержание торгового ассортимента и объединенных в две большие группы. К общим факторам относятся: социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатические. Специфические факторы включают в себя: тип магазина, его материально-техническую базу, объем его деятельности, район деятельности, условия снабжения товарами, специфику сельского расселения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи в районе, наличие конкурентов.

В условиях рыночной экономики нет четкого мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы наилучшим образом удовлетворить спрос покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных условий. Поэтому коммерческие работники потребительской кооперации должны четко представлять, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу и др.

Для этого считаем возможным использовать широко применяемый в рыночной экономике метод АВС-анализа.

Данный метод позволяет определить оптимальное соотношение групп и видов товаров в розничном торговом предприятии с учетом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию. К категории "А" относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории "В" относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории "С" – около 5%. Причем, в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50% (рисунок 2.1).

Нами в качестве критериев оценки выбраны прибыль, розничный товарооборот, издержки обращения.

Деление торгового ассортимента основывается на ранжировании товарных групп по выбранному критерию и определении категорий "А", "В", "С" в соответствии с условиями АВС-анализа.


 
 









Рисунок 2.1. Графическое представление распределения товаров на области А,В,С

Анализ результатов предлагаем произвести в следующей последовательности. Расположим товарные группы в порядке убывания прибыли. В категорию "А" включим товарные группы, которые в сумме дают около 70% прибыли, в категорию "В" – 25% прибыли, в категорию "С" – 5% прибыли. Для каждой категории подсчитаем общее количество входящих в нее ассортиментных позиций и определим их долю в номенклатуре торгового ассортимента. В соответствии с этим сделаем вывод о достаточности количества ассортиментных позиций в каждой категории.

В качестве практического примера были выбраны четыре вида товаров:

Товар №1 – Майонез Оливковый. Товар №2 – Молоко (упаковка Тетрапак 1 л. Чебаркульского молочного завода). Товар №3 – пиво Балтика №3.

Товар №4 – конфеты «Птичье молоко» фасовка 125 гр.

Выбор товара предложен в таблице 2.1.

В дальнейшем, с каждой отдельно взятой категорией, произведем подобные действия по другому критерию – товарообороту, а каждые сформированные категории по товарообороту, в свою очередь, проранжируем и разобьем на категории по издержкам.


Таблица 2.1.

Почему я торгую данным товаром

Товар N1

Товар N2

Товар N3

Товар N4

Сумма баллов

Торговля этим товаром обеспечивает максимальную маржу.

2

1

3

2

8

Мои покупатели заказывают товар именно этой марки.

3

3

3

3

12

Товар этой торговой марки предлагает мой постоянный поставщик.

1

3

1

1

6

Я уже долгое время торгую этим товаром.

2

2

2

2

8

Этим товаром торгуют большинство моих конкурентов.

1

1

1

1

4

Я решил попробовать торговать новым товаром, рассчитывая, что он станет очень популярным среди покупателей.

1

1

1

1

4

Эта торговая марка широко разрекламирована и на товар существует устойчивый спрос.

3

3

3

3

12

Производитель или поставщик обеспечивает послепродажное обслуживание товаров.

1

1

1

1

4

Производитель или поставщик предоставляет рекламные материалы (буклеты, рекламные плакаты и т.д.).

1

1

3

2

7

Поставщик данного товара предоставляет товарный кредит.

1

1

3

2

7

Качества товара соответствуют нашим возможностям транспортировки и хранения.

2

3

1

2

8

У данного товара удобная упаковка и расфасовка.

2

3

2

3

10

Поставщик предоставляет удобные условия доставки.

1

3

1

2

7


В то же время следует предусмотреть, что торговый ассортимент должен содержать не только высокодоходные товары, приносящие максимум прибыли, но и товары с меньшими показателями прибыльности, для того, чтобы достичь максимального результата по привлечению покупателей и наиболее полному удовлетворению их спроса. Это требование обусловлено также тем, что потребительская кооперация является социально ориентированной системой и поэтому должна торговать товарами первой необходимости и социально значимыми товарами везде.

При установлении целесообразности нахождения товара определенного наименования в торговом ассортименте, следует учитывать, в каком периоде жизненного цикла он находится.

Из графика видно, что наибольшую прибыль розничная торговля получает в промежутке времени A'-A", когда в ассортименте преобладают товары, находящиеся в стадии роста и зрелости, однако, при этом в наличии имеются новые товары, только завоевывающие свое место на рынке, а также товары, спрос на которые падает (рисунок 2.2).

Из графика видно, что наибольшую прибыль розничная торговля получает в промежутке времени A'-A", когда в ассортименте преобладают товары, находящиеся в стадии роста и зрелости, однако, при этом в наличии имеются новые товары, только завоевывающие свое место на рынке, а также товары, спрос на которые падает.







 
 

Рисунок 2.2. График зависимости объемов продаж от структуры торгового ассортимента при различных положениях товаров в жизненном цикле


Такой подход, по нашему мнению, должен быть одним из факторов, влияющим на формирование оптимального ассортимента.

Наличие товара определенного вида в ассортименте желательно до тех пор, пока объем продаж не минует так называемую "точку безубыточности".

АВС-анализ проводится на основе статистических данных по торговому предприятию за год, полугодие, квартал. Организация необходимых расчетов требует от коммерческих работников наличия производительных вычислительных ресурсов с возможностью как табличного, так и графического представления результатов. Следует отметить, что АВС-анализ является инструментом совершениствования ассортимента товаров, а не формирования его изначально.

При разделении всех товарных групп, подгрупп, видов товаров по методу АВС-анализа составляются таблицы, характеризующие степень вклада каждого оцениваемого вида или подгруппы товаров в результат деятельности (критерий).

Итак, предложенные рекомендации позволят увеличить рост объемов реализации товаров, который является наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия.



Заключение


В ходе проведения теоретического исследования были сделаны следующие выводы.

Торговые предприятия являются необходимым и жизненно важным звеном процесса движения товара от потребителя к товаропроизводителю, а поэтому обеспечение эффективного выполнения функций торговли.

В современной действительности предприятия как розничной, так и оптовой торговли в большой степени зависят от потребительских предпочтений и нужд клиентов, а поэтому применение маркетинговых подходов при прогнозировании и составлении оптимального графика поставок, складирования и формирования товарных фондов является средством обеспечения конкурентоспособности предприятия в целом. предпочтений.

Работа по оптовым закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций, к числу которых относятся:

1)    изучение и прогнозирование покупательского спроса с целью обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров;

2)    определение потребности в товарах;

3)    выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров;

4)    установление хозяйственных связей с поставщиками;

5)    контроль исполнения договоров и хода поставки товаров.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса необходимо для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров.

В основу организации процесса управления запасами должно быть положено выполнение следующих основных принципов:

1)    применение кратчайших путей движения товара;

2)    выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;

3)    постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

Эффективное управление товарными запасами Универсама “Большой” должно базироваться на:

1)    прогнозировании спроса и потребности в том или ином виде продукции;

2)    управлением товарными поставками;

3)    построение оптимального графика пополнения товароматериальных фондов предприятия;

4)    точном учете торгово-закупочных операций.

Универсам “Большой” осуществляет поставку товаров через каждые 3 дня. Количество заказов равно 120. Коэффициент полноты ассортимента 97%, а коэффициент стабильности 99%.

Это свидетельствует о том, что предприятие практически стабильно производит доставку товаров.

Для успешного функционирования Универсаму “Большой” необходимо:

1)                 ежеквартально проводить оценку формирования ассортимента товаров с помощью метода АВС;

2)                 два раза год проводить маркетинговые исследования по изучению потребления товаров и сформировать ассортимент товаров согласно потребностям населения;

3)                 ежемесячно проводить аудиторские проверки по наличию в магазине товаров.


Список использованной литературы


        Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. – М., 1999.

        Демкин К.С. Маркетинг в торговле- в чем специфика?. //Современная торговля. – 2000. –№ 10. - С. 6-11.

        Зеваков А.М. Логистика производственных и товарных запасов. – М.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 320 с.

            Канаян К. Ассортимент: стратегия и тактика //Оборудование: Технологии и Оборудование для Магазинов и Ресторанов. – 2002. – № 9. – С. 36-40.

            Козлов Н.В. Анализ динамики товарных запасов //Проблемы прогнозирования. - 2003. - N 3. - С. 62-73.

        Коммерческое товароведение: Учеб. для экон. специальностей/В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.Е. Боряев, В.А. Панасенко. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2001.

        Логистика запасов. //Консультант директора.-1997.-N 22.-С. 27-39.

        Логистика запасов.//Консультант директора.-1997.-N 21.- С. 30-39.

            Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. – М.: Strix и др., 1997.

            Нечащев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие – М.: Высшая школа, 1997.

        Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учеб. для вузов – М.: Норма, 1997.

        Новиков О.А., Мясникова Л.А. Закупки и формирование товарного ассортимента. //Современная торговля. – 2000. – № 12. – С. 2-6.

        Организация процесса товародвижения на предприятиях торговли. Учебник. Петров А.А., Савинова О.И.- М.:ЭКОНОМИКА, 1998.

        Организация процесса товародвижения на предприятиях торговли. Учебник. Петров А.А., Савинова О.И.- М.:ЭКОНОМИКА, 1998.

        Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) /Под. ред. В.М. Власовой – М.: Финансы и статистика, 1994.

        Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли: Учеб. М.: Маркетинг, 2001.

        Пигунова О.В. Ассортиментная стратегия предприятия розничной торговли //Современная торговля. - 2002.– № 3.-С. 16-18.

        Попов В.А. Управление товарными запасами в оптовой торговле. //Современная торговля. - 2001. - N 9. - С. 4- 10.

        Телицына И.А. Управление торговыми компаниями. //Управление изменением. – 2000. – № 3. – С. 3-8.

        Торговая деятельность. Государственное регулирование. Налогообложение. Особенности бухгалтерского учета. – Москва, 1998.

        Торговое дело: экономика и организация. Учебник под редакцией Л.А. Брагина, Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 1999.

        Торговый менеджмент. И.А. Бланк – Киев, УФИМБ, 1997.

        Управленческий учет ан предприятиях розничной торговли под ред. Кузнецова П.П. – М.: ЭКНОМИКА ИБИЗНЕС, 1997.

        Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. Учебник М. “Высшая школа”, 2000.

            Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие для проф. лицеев и училищ/ Авт.-сост. М. Н. Греховодо ва.- Ростов на Дону:Феникс,2001.-189 с.

        Язев В.А. Права и обязанности покупателя и торгового предприятия. М.: Юрид. лит., 1995.