ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



КАФЕДРА ФИНАНСОВ, БЮДЖЕТА И СТРАХОВАНИЯ







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»


Вариант №15




Преподаватель: Анашкин А.К.

Выполнила: Фетисова А.С.

Факультет: МиМ

Специальность: экономика труда

4 курс,  гр.422

Л/д №05мэд49007









Москва 2008 г.

Содержание


1. Состав современной финансовой системы России                                            3

2. Основные элементы денежной системы государства                                      17

3. Понятие «Процент – цена кредита».                                                                  27

4. Список литературы                                                                                              29




































1. Состав современной финансовой системы России.

Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

1) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

2) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют:

1) Государственные финансы,

2). Финансы физических лиц,

3) Финансы организаций.


1) Государственные финансы предназначены для финансирования общественных функций. В целом их можно подразделить на:

- федеральные,

- субъектные,

- муниципальные.

Все звенья государственных финансов включают в себя:

- бюджеты различных уровней власти,

- внебюджетные фонды,

- кредит,

- страховые фонды,

- финансы организаций соответствующих форм собственности.

Главную роль в государственных финансах играет государственный бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики доходов.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

- средства бюджета;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

- займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе:

- социальные:

* Пенсионный фонд РФ (ПФР),

* Фонд социального страхования (ФСС),

* фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС),

* Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;

- экономические:

* Федеральный и территориальные дорожные фонды,

* Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ,

* фонды финансового регулирования и др.

Рассмотрим подробнее отдельные фонды.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние — возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве — где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.

Страховые взносы — преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются:

- работодатели — российские и иностранные юридические лица;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

- предприниматели без образования юридического лица;

- граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы);

- работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды;

- религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Все плательщики (за исключением работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в ПФР. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что они являются плательщиками внебюджетного фонда.

Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков. Они действуют в размере:

20% - для работодателей (предприятий, учреждений, организаций), для предпринимателей, занимающихся частной практикой;

Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.

Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).

Бюджет ПФР и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов - по направлениям.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ № 822 oт 7 августа 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.

Основные задачи Фонда:

- обеспечение гарантированных государством пособий;

- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

- подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение — оздоровление трудящихся и членов их семей.

Фонд социального страхования образуется за счет:

- страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

- доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;

- добровольных взносов граждан и юридических лиц;

- ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.

Норматив отчислений юридических лиц в ФСС установлен в размере 2,9% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991 г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. Он составляет 3,1% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (1,1% направляется в Федеральный фонд, а 2,0% — в территориальные фонды).

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.

Всем гражданам РФ по месту жительства или работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем входит как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, инвалидам и пенсионерам.

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс. В усло­виях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ.

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Стоит напомнить, что до 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и только государство могло давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели. В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями.

В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.

Особое место в государственной финансовой системе занимают финансы организаций. Их задачей является обеспечение финансового механизма практической реализации государственных услуг и функционирования государственной инфраструктуры. В основном это финансы бюджетных учреждений. Государственные органы власти могут иметь организации, цель которых – получение дохода. Их финансы также входят в государственную систему.

2) Финансы физических лиц выступают характерным явлением стран с рыночной экономикой. Будучи центральным звеном, они представляют собой систему образования и использования денежных ресурсов индивидов. Возникновение финансов физических лиц вызвано разнообразием форм собственности при господстве частной и действием товарно-денежных отношений.

Посредством индивидуальных финансов решаются следующие задачи:

- обеспечение денежными ресурсами механизма реализации индивидуальных потребностей людей,

- обеспечение денежными ресурсами условий для создания материальных благ и новой стоимости,

- финансирование коллективных потребностей в сфере совместного времяпрепровождения, социального и культурного развития и т.д.,

- финансирование идентичных потребностей каждого члена общества, среди которых основные:

       * защита природного права на жизнь,

       * защита фундаментальных принципов взаимоотношений членов общества,

       * совершение общегосударственных функций управления,

       * осуществление социально-культурной, научной и тому подобной деятельности, связанной с затратами всех членов общества, и т.д.

         Объектом финансов физических лиц служат денежные ресурсы, охватывающие различные формы национального богатства и национального дохода. Их функционирование осуществляется через индивидуальные бюджеты, внебюджетные фонды, страховые, кредитные и другие финансовые инструменты.

         В количественном аспекте финансы физических лиц подразделяются на:

         - минимальные (соответствующие минимальному прожиточному уровню),

         - средние (соответствующие понятию среднего класса),

         - крупные (миллионные),

         - сверхкрупные (миллиардные).


         3). Финансы организаций являются основой финансовой системы общества, так как опосредуются создание новой стоимости, ее реализацию и формирование финансовых ресурсов участников производства.

         В процессе своей деятельности организации вступают в различные финансовые отношения, в том числе:

         - с другими организациями различных форм собственности в процессе формирования и распределения выручки,

         - с организациями и гражданами при выпуске и реализации ценный бумаг, при взаимном кредитовании и долевом участии совместной деятельности и т.п.,

         - с бюджетом и внебюджетными фондами при внесении налогов и других платежей,

         - с кредитной системой и страховыми компаниями по поводу движения ссудного капитала, страхования и т.д.

Все рассмотренные звенья составляют внутреннюю структуру финансовой системы государства. На их основе формируются внешние, международные финансы, субъектами которых могут выступать физические и юридические лица, организации отдельных государств, транснациональные и международные корпорации, международные и межгосударственные организации (блоки, союзы).

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 1.



Государство

Предприятия, предприниматели

Население

Г Г

П П

Н Н

Г П

П Н

Г Н

П Г

НП

Н Г

 













Рис. 1 Схема финансовых связей

За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: “государство-предприятие” (ГП), “предприятие-государство” (ПГ), “государство-государство” (ГГ), “предприятие-население” (ПН), “население-государство” (НГ), “население-предприятие” (НП), “предприятие-предприятие” (ПП), “население-население” (НН), “государство-население” (ГН). Связь “государство-государство” характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь “предприятие-предприятие” отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь “население-население” определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.

Состав финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях развития рыночной экономики стал использоваться зарубежный опыт. Так, именно используя зарубежную практику стали создаваться различные внебюджетные фонды и соответствующие им правовые институты. Перестало быть государственной монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит.

Наконец, финансовая система России как совокупность государственных органов и учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.


2. Основные элементы денежной системы государства.

Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. В зависимости от вида денег различают денежные системы металлического обращения и бумажно-кредитного обращения.

Денежные системы металлического обращения базируются на металлических деньгах (золотых, серебряных), которые выполняют все функции (меры стоимости, средства обращения и платежа, средства накопления), а обращающиеся банкноты могут быть в любой момент времени обменены на металлические деньги.

Из систем металлического обращения наибольшее распространение в истории имели биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм - денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами, обычно золотом и серебром.

Биметаллизм

Монометаллизм

Система бумажно-кредитных денег

Двойной валюты

Серебряный

Золотой

Золотослитковый

Золотодевизный

Золотомонетный

Параллельной валюты

Денежные системы

Рис. 2 Основные виды денежных систем


Система параллельной валюты, в рамках которой соотношение между золотом и серебром устанавливалось стихийно в соответствии с рыночной ценой этих металлов.

Система двойной валюты – соотношение между металлами устанавливалось государством, и в соответствии с этим производилась чеканка монет из золота и серебра.

Биметаллизм был широко распространен в Европе в 16 – 18 веках. Однако функционирование двух металлов в качестве всеобщего эквивалента противоречило самой природе денег. Законодательно закрепленные соотношения между двумя валютами обычно не соответствовали их рыночной стоимости, а двойная система цен приводила к нарушению сложившихся ценовых пропорций, что отрицательно сказывалось на хозяйственной жизни.

Франция и ряд других стран в 1866 г., чтобы сохранить биметаллизм, подписали соглашение о поддержании твердого соотношения между серебряными и золотыми монетами (15,5:1). Однако система двойной валюты не соответствовала рыночной стоимости золота и серебра. Кроме того, в конце 19 века произошло обесценение серебра вследствие удешевления его производства: и рыночное соотношение серебра и золота составляло 20 или 22 к 1. В результате недооцененные золотые монеты (по закону) стали уходит из обращения в сокровище. Это еще раз подчеркнуло неустойчивость и противоречия биметаллизма.

В 1878 г. Страны – члены Латинского монетного союза прекратили свободную чеканку серебряных монет: и в итоге биметаллизм уступил место монометаллизму.

Монометаллизм - денежная система, в которой всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения является один денежный металл. Истории известны серебряный и золотой монометаллизм. Золотой монометаллизм (золотой стандарт) существовал в виде золотомонетного, золотослиткового и золотодевизного стандартов.

Для золотомонетного стандарта характерны следующие черты:

- свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота,

- свободный размен золотых монет на знаки золота по нарицательной стоимости,

- свободное движение золота между странами,

- выполнение золотом всех функций денег.

Однако даже период расцвета золотомонетного стандарта обмен банкнот на золото нередко приостанавливался, когда государства вынуждены были финансировать военные расходы за счет бумажной эмиссии. Например, так было в Великобритании во время наполеоновских войн или в США в период Гражданской войны 1861-1865 гг.

После Первой мировой войны возникли золотослитковый и золотодевизный стандарты. Золотослитковый стандарт существовал в странах, обладавших запасами золота, - в Англии, Франции, Японии. Свободной чеканки монет не существовало, размен денег не золото был ограничен стоимостью слитков. В Англии, например, слиток весил 12,4 кг. Для того чтобы его получить необходимо было иметь 1700 фунтов стерлингов. Во Франции слиток весил 12,7 кг, на него можно было обменять 215 тыс. франков.

В странах, не обладавших большими запасами золота (Австралия, Германия, Дания, Норвегия, и др.), существовал золотодевизный стандарт, в условиях которого связь банкнот с золотом была ещё более опосредованной, чем при золотослитковом. При золотодевизном стандарте банкноты обменивались на девизы, т.е. на иностранную валюту, которая была размена на золото. В итоге возникла зависимость одних стран от других.


Денежные системы бумажно-кредитного обращения основываются на господстве бумажных или кредитных денег.

Денежная бумажно-кредитная система – характеризуется следующими особенностями:

1) отмена официального золотого содержания национальных валют,

2) сохранение золотого резерва преимущественно в центральных банках,

3) переход к обращению неразменных на золото кредитных денег,

4) национальной денежной единицей становится банкнота центрального банка,

5) выпуск денег в обращение в порядке кредитования хозяйства для покрытия дефицита государственного бюджета в виде эмиссии бумажных денег или выпуска ценных бумаг.

Современная денежная система включает следующие основные элементы:

1) наименование денежной единицы,

2) масштаб цен,

3) виды денег и денежных знаков,

4) порядок обеспечения денежных знаков,

5) порядок эмиссии,

6) механизм денежно-кредитного регулирования,

7) порядок установления валютного курса,

8) порядок кассовой дисциплины при организации налично-денежного оборота.

Чтобы охарактеризовать денежную систему России, функционирующую в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке России, который определяет ее правовые основы, необходимо рассмотреть каждый ее элемент.  

Денежная система включает две подсистемы: подсистему наличных расчетов и подсистему безналичных расчетов. Первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации системы. Под принципами понимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему. Принципы современной денежной системы:

- принцип централизованного управления денежной системой,

- принцип прогнозного планирования денежного оборота,

- принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков,

- принцип не подчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны,

- принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования,

- принцип комплексного использования инструментов денежно - кредитного регулирования,

- принцип надзора и контроля за денежным оборотом,

- принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.

Принципы построения денежной системы отражаются в элементах денежной системы. Рассмотрим их:

1) Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак (валюта) страны, служащий для измерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она также используется для измерения стоимости различных параметров социально-экономического развития страны.

Этот элемент денежной системы складывался исторически, например, рубль вначале был синонимом гривны – денежной и весовой единицы Древней Руси.

Гривны – продолговатые серебряные бруски весом около 200г, который в XII веке стали называться рублем. В процессе формирования русской денежной системы была создана десятичная система денежного счёта: 1 гривны = 10 деньгам, 1 полтина = 50 деньгам, 1 гривна = 10 деньгам. В XVI веке рубль был равен 100 копейкам или 200 деньгам. Название «копейка» произошло от изображения на монете всадника с копьем.

В XIV в XVII веках копейка была основным реально существующим номиналом денежной системы.

Денежной единицей России с 1947 года является рубль (равный 100 копейкам), который имеет одинаковую платежную силу на всей территории РФ, выпуск и обращение других денежных единиц и денежных суррогатов законом запрещается. В США денежная единица – доллар (100 центов), в Европейском Союзе – евро и т.д.

2) Масштаб цен – принято называть технической функцией денег, средство выражения стоимости в денежных единицах. При металлических деньгах масштаб цен выражал весовое количество денежного металла, фиксируемое государством в законодательном порядке.

За время существования Советского союза масштаб цен неоднократно менялся. В результате денежной реформы 1922 - 1924 г.г. 1 рубль содержал 0,77г золота, в 1950 году - 0,222 г. С января 1961 года масштаб цен был изменен, золотое содержание рубля было увеличено и стало составлять по закону 0,987г. золота. С 1992 года золотое содержание рубля отсутствует.

После отмены золотого содержания валют в результате реформы (Ямайское соглашение) масштаб цен складывается стихийно на основе соотношения спроса и предложения мировых валют.

3) Виды денег. Мировая практика породила два основных вида денег: полноценные и символические деньги.

Полноценные  (действительные) деньги включают все виды денег, номинальная стоимость которых соответствует их реальной стоимости. Они могут выступать в качестве товара и денег. В основном это деньги из драгоценных металлов (золотые и серебряные), но могут быть из других металлов и предметов. Металлические деньги существовали сначала в форме слитков определенного веса, а затем монет.

Использование полноценных денег имело ряд преимуществ. Во-первых, они имели собственную стоимость как товар. Поэтому не могло возникнуть ситуации несоответствия между объемом денежной массы и объемом товаров на рынке. При избытке денег на рынке золотые и серебряные монеты уходили из обращения, составляя сокровище владельцев. Во-вторых, ограниченность производства золота и серебра сдерживала излишнюю эмиссию денег.

Однако с развитием рыночной экономики возможности применения натуральных денег оказались ограниченными. Для обслуживания растущего товарооборота требовалось все больше денег. Недостаток золота породил необходимость поиска и использования более эффективного массового соизмерителя товаров, пусть даже и неполноценного. Так возникли символические деньги.

Символические деньги – это деньги, номинальная стоимость которых значительно меньше реальной стоимости их производства. Поэтому они являются знаками стоимости, заменителями полноценных денег. К символическим деньгам относятся бумажные, кредитные деньги и разменная монета. Первоначально эти знаки могли быть обменены на благородные металлы по номиналу, что и позволяло им обращаться в качестве заменителей денег из драгоценных металлов.

 Появление кредитных денег связано с развитием купли-продажи товаров с рассрочкой платежа. Кредитные деньги выступают в виде специальных бумаг (банкнот, чеков, векселей), а также соответствующих записей на счетах.

Денежные системы длительное время сочетали функционирование металлической системы, состоящей из золотых слитков и монет, и комплекса кредитных денег. Золото играло роль гаранта сохранения ценностей, а механизм связи и взаимодействия металлической и кредитной систем обеспечивался путем размена банкнот и вкладов на золото.

В 20 веке роль золота в качестве денег исчерпывается, и оно постепенно вытесняется кредитными деньгами сначала из внутреннего экономического оборота, а затем и из международных расчетов.

В современной России основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты) и разменная монета.

4) Порядок обеспечения денежных знаков. Государственным законодательством (законы "О Центральном банке РФ", "О банках и банковской деятельности") устанавливается, что может служить в качестве обеспечения: товарно-материальные ценности, золото, драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства. Использование других видов обеспечения не должно допускаться.

5) Эмиссионная система представляет собой установленный законом страны порядок эмиссии денег. Под эмиссией понимается выпуск денег в оборот. Он бывает двух видов:

- воспроизводственный,

- дополнительный.

Воспроизводственный выпуск обеспечивает замену ветхих денег при неизменном их объеме. Дополнительная эмиссия приводит к увеличению денежной массы.

Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В развитых странах выпуск банкнот осуществляет:

- центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот);

- казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелко купюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые приходится   около 10% общего выпуска наличных денег.

Эмиссия безналичных денег производится коммерческими банками и регулируется центральным банком страны.

Денежная эмиссия в современных условиях носит кредитный характер, т.е. наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в результате проведения банками кредитные операций. Денежные средства предоставляются правительству, как правило, на условиях кредитования.

Механизм денежной эмиссии, действующий в современных условиях в Российской Федерации, соответствует условиям и порядку ее осуществления, сложившимся в большинстве государств с рыночной экономикой. При этом количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов.

Эмиссионный механизм представляет собой порядок выпуска денег в оборот и порядок изъятия из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производиться расчетно-кассовыми центрами центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте. Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объему денежной массы.

Организацию денежного оборота осуществляет Центральный банк России. Безналичный денежный оборот регулируется положением о безналичных расчетах в России, в котором устанавливаются формы расчетов, виды платежных документов, способы платежа, документооборот и сфера применения безналичных форм расчетов. Налично-денежный оборот регулируется Центральным эмиссионным банком. На него возлагается:

- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервного фонда,

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций,

- определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение,

- разработка ведения кассовых операций  для кредитных организаций,

- определяет правила, сроки, стандарты, формы осуществления безналичных расчетов,

- лицензирует расчетные системы кредитных учреждений.

Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов: в пределах субъекта федерации не более двух дней, в пределах РФ не более пяти дней. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются: платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие документы утвержденные Банком России.

6) Механизм денежно-кредитного регулирования. Для упорядочивания денежного обращения Центральный Банк применяет следующие инструменты денежно - кредитного регулирования:

- ставки учетного процента (дисконтную политику),

- нормы обязательных резервов кредитных учреждений,

- операции на открытом рынке,

- регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и др.

7) Порядок установления валютного курса. Валютный курс - это цена национальной валюты, выраженная в иностранной валюте. До перестройки в России использовался порядок установления валютного курса, исходя из золотого содержания различных валют. Поскольку золотое содержание денежных знаков отменено, в настоящее время используется способ котировки зависящий от спроса и предложения на ту или иную валюту на валютном рынке.

Валютный паритет - законодательное отношение национальной валюты к валюте других стран.

Существует фиксированный и плавающий валютные курсы. Фиксированный курс предусматривает колебания в пределах 1-2 % от валютного паритета. Плавающий валютный курс введен в России с 1992 года. Он может изменяться в зависимости от спроса и предложения на валюту.

    Банк России устанавливает курс продажи и курс покупки. Разница между ними идет на образование банковской прибыли. Котировками валюты занимается ЦБ РФ по результатам торгов на ММВБ. Курсы определяются в зависимости от спроса и предложения. ЦБ РФ регулирует и поддерживает валютный курс рубля путем валютной интервенции. Если он расширяет продажу иностранной валюты, курс отечественной повышается и наоборот.


3. Понятие «Процент – цена кредита».

Цена кредита - это ставка банковского процента. Механизм банковского процента – это реализация на практике одного из принципов банковского кредитования.

Платность банковских ссуд означает внесение получателями кредита определенной платы за временное пользование для своих нужд денежными средствами. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие на хозяйственный (коммерческий) расчет предприятий, побуждая их на увеличение собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования их на собственные и другие нужды.

При рассмотрении вопроса размера платы за кредит, банки должны учитывать следующие факторы:

- ставка рефинансирования ЦБ РФ,

- средняя процентная ставка привлечения (ставка привлечения межбанковских кредитов или ставка, уплачиваемая банком по депозитам различного вида),

- структура кредитных ресурсов (чем выше доля привлеченных средств, тем дороже должен быть кредит),

- спрос на кредит со стороны потенциальных заемщиков (чем меньше спрос, тем дешевле кредит),

- срок, на который испрашивается кредит, вид кредита, а точнее степень его риска для банка в зависимости от обеспечения,

- стабильность денежного обращения в стране (чем выше темп инфляции, тем дороже должна быть плата за кредит, т.к. у банка повышается риск потерять свои ресурсы из-за обесценивания денег).
















Список литературы


1. Жукова Е.Ф. Деньги Кредит Банки – М.: ЮНИТИ, 2003г;

2. Самсонова Н. Ф. Финансы, денежное обращение. – М.: ИНФРП-М, 2005 г;

3. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит: Учебное пособие для студентов вузов – 2-е издание, М.: Юнити-Дана, 2006;

4. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ. 2001;

5. http://www.consultant.ru/ - правовой сервер;

6. http://pfrf.ru/ - сайт Пенсионного фонда РФ;

7. http://www.fss.ru/ - сайт Фонда социального страхования;

8. http://www.ffoms.ru/ - сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования.