СОДЕРЖАНИЕ


Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами (должностными лицами)…………………………………………………………….3


Задача 1……………………………………………………………………………..13


Задача 2......................................................................................................................15


Список использованной литературы…………………………………………..17


Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами (должностными лицами)

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями: 1

1) принимать меры, предусмотренные Таможенным Кодексом, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с ТК;

3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;

11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Кодексом;

12) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;

13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

- о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов;

- об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов.

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля.

Правомочие по принятию мер, предусмотренных ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ является положением общего характера. Оно направлено в первую очередь на обеспечение соблюдения лицами установленных порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу. Положение имеет отсылочный характер и охватывает весь комплекс мер, предусмотренных ТК РФ. Полномочия, изложенные в п.5-10 ст. 408 ТК РФ, носят специальный характер и направлены на реализацию таможенными органами своего статуса правоохранительных органов. Поэтому все эти полномочия своим первоисточником имеют не таможенное, а уголовно-процессуальное законодательство, законодательство об оперативно-розыскной деятельности и об административных правонарушениях. 1

Так, правомочие, закрепленное в п.5 ст. 408, отсылает к законодательству об оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с ч.6 ст.13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 2 право осуществлять соответствующую деятельность предоставлено оперативным подразделениям таможенных органов. В соответствии с этой статьей таможенные органы решают определенные данным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных законодательными актами РФ.

Установлены две цели осуществления таможенными органами оперативно-розыскной деятельности:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов (ст.151, 157 УПК РФ), выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) обеспечение собственной безопасности.

Для достижения этих целей таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых закреплен в ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и является исчерпывающим: опрос; наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Компетенция таможенных органов в части проведения неотложных следственных действий определена п.3 ч.2 ст.157 УПК РФ, 1 в соответствии с которым таможенные органы производят такие действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.188 (ч.2-4), 189, 190, 193 УК РФ. В соответствии с п.19 ст.5 УПК РФ неотложными следственными действиями являются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Компетенция таможенных органов по осуществлению дознания и порядок его осуществления также установлены уголовно-процессуальным законодательством РФ. Пунктом 8 ст.5 УПК РФ дознание определено как форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. В соответствии с п.5 ч.3 ст.151 УПК РФ дознавателями таможенных органов РФ (должностными лицами таможенных органов, правомочными осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ) 1 дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.188 и ст.194 УК РФ. КоАП РФ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., включил в сферу своего действия правоотношения, возникающие в связи с нарушениями законодательства в области таможенного дела, т.е. нарушения таможенных правил (гл.16 КоАП РФ), распространив на них общие положения законодательства РФ об административных правонарушениях. До этого нормы, касающиеся нарушений таможенных правил, содержались в ТК РФ 1993 г. Глава 16 КоАП РФ содержит 22 состава правонарушений в области таможенного дела, по 21 из них дела об административных правонарушениях рассматривают таможенные органы. Кроме того, как следует из содержания ст.28.3 КоАП РФ, должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.7.12, ст.14.10, ч.1 ст.15.6, ч. 2 ст.15.7, ст.15.8, 15.9, 16.1, ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6, 19.7, ч.2 ст.20.23 КоАП РФ. 2

В компетенцию ГТК России как органа валютного контроля входит составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.25 КоАП РФ.

В соответствии со ст.16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицо, оказывающее ему содействие, вправе допустить вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, совершенное при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга. Это положение является основанием для установления правомочия по использованию в случаях, не терпящих отлагательства, средств связи или транспортных средств, принадлежащих организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Порядок возмещения вреда, причиненного владельцу этих средств, определяется Правительством РФ.

Задержание и доставление в служебное помещение таможенного органа или в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, осуществляются в соответствии с уголовно-процессуальными и административно-процессуальными нормами законодательства РФ.

В УПК РФ процедуре задержания подозреваемого посвящена гл.12 «Задержание подозреваемого»: ст.91 устанавливает основания, при наличии которых орган дознания вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления; ст.92 определяет порядок задержания подозреваемого. 1

КоАП РФ в гл.27 «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» устанавливает, в частности, в качестве таких мер доставление и административное задержание (ст.27.1). 2 Статья 27.2 КоАП РФ предоставляет право должностным лицам таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил доставлять физическое лицо в служебное помещение таможенного органа для составления протокола об административном правонарушении (п.10). Кроме того, в случае обращения к должностным лицам органов внутренних дел должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в служебное помещение органа внутренних дел (п.1 ст.27.2). Вопрос об административном задержании физического лица при выявлении нарушения таможенных правил решается в соответствии с п.1 и 6 ч.1 ст.27.4 КоАП РФ.

В соответствии со ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. В целях эффективности таможенного контроля ТК РФ расширены возможности применения перечисленных средств, не ограничивающиеся их применением к мероприятиям, указанным в ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Перечень таких мероприятий приведен в комментарии к ст.408 ТК РФ.

Реализация правомочия, касающегося получения таможенными органами информации от государственных органов, организаций и физических лиц, необходимой для выполнения своих функций, ограничена некоторыми условиями.

В соответствии со ст.10 ТК РФ таможенные органы вправе использовать исключительно в таможенных целях любую полученную в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами РФ, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, информацию. В отношении такой информации установлены специальные режимы хранения и доступа.

Наложен запрет на разглашение полученной информации таможенными органами, их должностными лицами, получившими к ней доступ, использование в личных целях, передачу третьим лицам информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, а также другой конфиденциальной информации (федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне», «О банках и банковской деятельности», НК РФ), за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами. 1

Аналогичный запрет касается иных федеральных органов исполнительной власти в отношении информации, полученной от таможенных органов.

За утрату документов, содержащих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, разглашение такой информации, использование ее в личных целях либо передачу третьим лицам законодательством РФ установлена ответственность.

Правомочие по вынесению предупреждения об устранении нарушения таможенного законодательства, указанное в п.12 ст. 408 ТК, не имеет отношения к предупреждению как мере административного наказания. Составленное в письменной форме, оно не является следствием вынесения постановления о привлечении виновного лица к административной ответственности. Выявленные нарушения таможенного законодательства в данном случае могут носить комплексный характер, но они не образуют состава административного правонарушения, либо существуют иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, установленные ст.24.5 КоАП РФ. По вынесенному предупреждению таможенные органы осуществляют контроль выполнения указанных в нем требований.

Правомочие, связанное с возможностью обращения таможенных органов в судебные органы, имеет общеправовой характер. В первую очередь оно обусловлено положениями гл.32 ТК РФ и направлено на реализацию функции таможенных органов по принудительному взысканию таможенных платежей, т. е. таможенных пошлин и налогов. Кроме того, таможенные органы вправе предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления в случаях, когда они выступают как субъекты иных правоотношений (гражданских, уголовно-правовых, трудовых и др.).

Установление и поддержание официальных отношений с участниками внешнеторговой деятельности и их профессиональными объединениями связано с необходимостью постоянного совершенствования процедур таможенного оформления, а также методов и форм таможенного контроля, внедрения современных технических средств идентификации, оптимизации процесса перемещения товаров через таможенную границу РФ. Эти отношения носят исключительно консультативный характер и не могут влиять на принятие таможенными органами конкретных решений в рамках своей компетенции.

Осуществление таможенного контроля с использованием морских (речных) и воздушных судов подчиняется общим правилам таможенного контроля. Однако такой контроль имеет свою специфику, связанную с прохождением линии Государственной границы РФ, определяющей государственную территорию России по водному пространству.

В п.5 ст.2 ТК РФ установлено, что таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением пределов территорий свободных экономических зон, а также искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ. 1

Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» является законодательным актом, определяющим содержание и установление режима Государственной границы, включающего в себя в том числе правила перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных (ст.7 Закона). В соответствии со ст.3 этого же Закона защита Государственной границы заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти в пределах своих полномочий путем принятия в том числе таможенных мер. Этим и обусловлен объем прав таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов, сходный с объемом прав органов пограничного контроля.

Право таможенных органов, изложенное в подп.4 п.1 комментируемой статьи, направлено на обеспечение реализации положений ст.3.6 КоАП РФ о возмездном изъятии орудия совершения или предмета правонарушения, а также ст.3.7 КоАП РФ о конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. 1

Права таможенных органов в отношении автотранспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем

Основным условием возможности осуществления таможенными органами права остановки автотранспортного средства в соответствии с комментируемой статьей является перевозка на указанных транспортных средствах товаров, находящихся под таможенным контролем. Понятие товаров, находящихся под таможенным контролем, дано в подп. 4 п.1 ст.11 ТК РФ. Самостоятельная реализация таможенными органами указанного права возможна только в пределах зоны таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, т.е. исключительно при фактическом ее пересечении. Вне ее пределов автотранспортное средство может быть остановлено только органами внутренних дел во взаимодействии с таможенными органами. Такое положение впервые зафиксировано в ТК РФ с четкой регламентацией времени остановки (не более двух часов), необходимостью составления акта и вручения его перевозчику.


Задача 1

Условие:

Документы на автомашину «Вольво», находящуюся под таможенным контролем, были похищены неизвестными лицами в свободной таможенной зоне, поэтому владелец машины Саренко не смог их представить на таможне по требованию ее начальника. За нарушение таможенных правил Саренко привлекли к ответственности в виде штрафа в размере 2 % стоимости автомашины. Однако владелец автомашины обжаловал постановление таможенного органа сославшись на действие обстоятельств непреодолимой силы. Жалоба была удовлетворена.

Дайте юридическую оценку действий участников этого дела?

Решение:

Действия таможенных органов соответствуют ст. 16.4. КоАП РФ, а именно, несоблюдение перевозчиком установленных таможенным законодательством требований об уведомлении таможенного органа о пересечении таможенной границы Российской Федерации при ввозе товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

Действия таможенных органов не соответствуют санкции ст. 16.4. КоАП РФ, т.к. действия Саренко влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда. 1

Действия владельца автомашины, который обжаловал постановление таможенного органа сославшись на действие обстоятельств непреодолимой силы правомерны, т.к. в соответствии со ст. 82 Таможенного Кодекса Российской Федерации, 2 по мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает установленный срок внутреннего таможенного транзита в пределах срока, установленного пунктом 1 ст. 82 ТК РФ. Если при перевозке товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита перевозчик не сможет доставить товары в первоначально установленный срок вследствие аварии или действия непреодолимой силы, с разрешения таможенного органа в письменной форме срок внутреннего таможенного транзита может быть продлен на срок, превышающий предельный срок, установленный пунктом 1 ст. 82 ТК РФ. 1


Задача 2

Условие:

Квалифицируйте по группам и подгруппам следующие меры воздействия: предупреждение; замечание; административно-правовое задержание; изъятие вещей и документов; понижение в должности; повышение в классном чине; конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары в нарушение таможенных правил; приостановление деятельности таможенного поста из-за нарушений противопожарных и санитарно-эпидемиологических правил; исправительные работы; доставление; увольнение; личный досмотр; отзыв квалификационного аттестата; штраф; лишение свободы; снос самовольно возведенных строений в свободной таможенной зоне; взыскание стоимости товаров и транспортных средств; возмещение причиненного материального ущерба; уплата таможенной пошлины; арест.

Какие из указанных мер применятся в таможенной деятельности и какие из них являются административными взысканиями, основными или дополнительными?

Решение:

Пресечение: административно-правовое задержание; конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары в нарушение таможенных правил; приостановление деятельности таможенного поста из-за нарушений противопожарных и санитарно-эпидемиологических правил; доставление; личный досмотр; штраф; лишение свободы; арест.

Восстановление: изъятие вещей и документов; снос самовольно возведенных строений в свободной таможенной зоне; взыскание стоимости товаров и транспортных средств; возмещение причиненного материального ущерба.

Наказание (взыскание): изъятие вещей и документов; понижение в должности; конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары в нарушение таможенных правил; приостановление деятельности таможенного поста из-за нарушений противопожарных и санитарно-эпидемиологических правил; исправительные работы; доставление; увольнение; личный досмотр; отзыв квалификационного аттестата; штраф; лишение свободы; взыскание стоимости товаров и транспортных средств; возмещение причиненного материального ущерба; арест.

Меры применяемые в сфере таможенной деятельности: административно-правовое задержание; изъятие вещей и документов; конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары в нарушение таможенных правил; приостановление деятельности таможенного поста из-за нарушений противопожарных и санитарно-эпидемиологических правил; личный досмотр; штраф; снос самовольно возведенных строений в свободной таможенной зоне; взыскание стоимости товаров и транспортных средств; уплата таможенной пошлины; арест.

Меры, которые являются административными взысканиями: предупреждение; замечание; административно-правовое задержание; изъятие вещей и документов; исправительные работы; доставление; личный досмотр; отзыв квалификационного аттестата; штраф; арест.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. 3.3. КоАП РФ). 1

Список использованной литературы


1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2003 г.).


2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01 г.).


3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).


4. Федеральный Закон от 12.08.95 N 144-ФЗ (ред. от 20.03.2001) «Об оперативно-розыскной деятельности».


5. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – «Норма», 2004 г.



1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – «Норма», 2004 г. С. 237.

1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – «Норма», 2004 г. С. 237. С. 241.

2 Федеральный Закон от 12.08.95 N 144-ФЗ (ред. от 20.03.2001) «Об оперативно-розыскной деятельности».

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

2 Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01 г.).

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

2 Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01 г.).

1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – «Норма», 2004 г. С. 237. С. 253.

1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – «Норма», 2004 г. С. 237. С. 258.

1 Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01 г.).

1 Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01 г.).

2 Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2003 г.).

1 Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2003 г.).

1 Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01 г.).