Содержание


Введение. 3

1. Технико-экономическая характеристика. 5

приготовительного цеха. 5

2. Эргономический анализ и рационализация рабочего места. 6

3. Проект мероприятий по совершенствованию организации труда. 11

на рабочем месте мастера цеха. 11

Заключение. 13

Список литературы.. 14


Введение


В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

В современных условиях высокоразвитого производства, оснащенного сложной техникой, необходим научный подход к организации труда на рабочих местах.

Рационально организованное рабочее место обеспечивает условия труда, правильное построение трудового процесса, избавляет от лишних и неудобных движений, позволяет сократить затраты времени, улучшить использование оборудования, повысить качество выполняемой работы, обеспечить сохранность оборудования.

В целях обеспечения этого, организация труда предполагает осуществление комплекса мероприятий:

1.     разработка перечня работ и операций основного производства и установление последовательности их выполнения, регламентация содержания и порядка выполнения функций по обслуживанию производства, определения пропорций различных видов труда, установление рациональных форм его распределения и кооперации;

2.     подбор, профессиональная подготовка и расстановка кадров, четкое определение обязанностей каждого работника;

3.     организация и оснащение рабочих мест,  обеспечивающие эффективное выполнение каждым работником, производственных заданий;

4.     внедрение наиболее рациональных приемов и методов выполнения работ;

5.     создание необходимых санитарных и производственно-бытовых условий, обеспечивающих гигиену и безопасность труда, регламентация режимов труда и отдыха работников;

6.     установление норм труда и его оплаты, выбор форм морального и материального стимулирования роста производительности труда;

7.     обеспечение необходимой дисциплины труда, способствующей четкому выполнению каждым работником возложенных на него обязанностей и слаженности в работе всего коллектива.

Таким образом,  целью данной работы является  проведение анализа организации труда  на примере рабочего места мастера приготовительного цеха ОАО «ВКШТ» и определение возможности его совершенствования.


1. Технико-экономическая характеристика

приготовительного цеха


В приготовительном цехе выполняются такие технологические процессы как: снование, шлихтование и пробирание основ для ткацкого цеха.

Производственный процесс в приготовительном цехе расчленен на отдельные техпроцессы, выполнение которых производится одним либо группой рабочих.

Основное оборудование данного технологического участка:

1)    сновальные машины типа – Текстима, СП–180;

2)    шлихтовальные машины – ШБП–180–И;

3)    проборные станки – ПСМ.

Исходя из названия, понятно, что приготовительный цех является одним из основных в производственной структуре предприятия, занимается подготовкой полуфабрикатов для ткацкого цеха.

Поступившее на склад сырье принимается по количеству и отдается в лабораторию на проверку качества сырья путем выборочного контроля. При соответствии качества сырья, оно поступает на обработку в приготовительный цех. В цехе сырье проходит процесс снования на сновальных машинах. Готовая основа, намотанная на ткацкий навой поступает на шлихтовальный участок для шлихтования. Полуфабрикаты данной стадии производства (ошлихтованные основы) поступают в ткацкий цех для дальнейшей переработки. При переработке сырья в цехе готовые полуфабрикаты каждой стадии производства проходят выборочный контроль ОТК.

Приготовительный цех является ответственным участком производства, так как от качества снования и шлихтования зависит качество изготавливаемых тканей. Через данный цех проходит большой ассортимент различных видов сырья.

Технический парк приготовительного цеха составляет 21 сновальная, 5 шлихтовальных машин и 3 проборных станка. В приготовительном цехе, как и в целом по комбинату, довольно высокий процент износа оборудования.

 Режим работы двухсменный. Начало первой смены в 700, обеденный перерыв с 1100 до 1120, конец смены в 1520. Вторая  смена начинается в 1520 и заканчивается в 2340.

В процессе трудовой деятельности физиологические показатели работоспособности, так же как и производственные показатели изменяются циклически. В периоде работоспособности различают три основных периода: врабатывание, устойчивой работоспособности, наступление усталости.

Режим труда и отдыха должен разрабатываться таким образом, чтобы максимально сократить периоды врабатываемости и утомляемости, удлинения периода устойчивости работоспособности[1].

В заключении можно сказать то, что режим труда и отдыха на данном технологическом участке составлен в соответствии с типовыми нормами и правилами.


2. Эргономический анализ и рационализация рабочего места


В данной работе рассмотрим рабочее место мастера в приготовительном цехе, его должностные обязанности, принципы работы, условия в которых он работает.

Мастер является непосредственным руководителем первичного трудового коллектива, организатором труда и производства, воспитателем рабочих на возглавляемом уровне (участке)[2].

Основными задачами мастера являются выполнение плановых заданий при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышение производительности труда и качества продукции (работ) на основе выявления и использования резервов производства, и так же воспитание у рабочих чувства коллективизма, высокой ответственности за порученное дело.

Мастер должен быть активным проводником механического прогресса на участке, личным примером показывать образец сознательности, трудолюбия, творческой активности и инициативы, проявлять особую заботу о воспитании молодых рабочих.

Рассмотрим теперь обязанности мастера приготовительного цеха, которые непосредственно касаются его производственной деятельности. В обязанности мастера приготовительного цеха входят следующие пункты:

1.     Обеспечивает рабочих сырьем и вспомогательными материалами, проверяет качество выполняемых работ.

2.     Проводит инструктаж рабочих по качественному выполнению операций, информирует рабочих о ходе выполнения плана по количественным и качественным показателям.

3.     Принимает меры к устранению выявленных дефектов по качественному выполнению операций.

4.     Обучает рабочих смежным операциям.

5.     Сверяет с диспетчером данные выпуска готовой продукции, принятой контролерами ОТК.

6.     Оформляет документы: журнал передачи смены, журнал по технике безопасности, ведет учет выполнения плана, маршрутные листы и сверяет их с фактическим выпуском готовой продукции с участка.

7.     Доводит до сведения начальника цеха основные результаты работы смены.

Произведем эргономическое обследование рабочего места.

Хотя работа мастера сопряжена с движением по цеху, но ему все же приходится работать и за своим столом. Поэтому обратим внимание на планировку рабочего места.

Рабочее место мастера оборудованы столом и стулом. Они должны соответствовать антропометрическим данным человека, обеспечивать удобное положение корпуса работника, создавать условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободу движений и т.д.

Окно не находится в поле зрения мастера, находящегося на рабочем месте, оно расположено справа. Поэтому днем солнце не мешает при работе в кабинете.

Чтобы избежать неблагоприятного воздействия лучистого тепла от приборов отопления, стол расположен на достаточном расстоянии.

Рабочая поверхность стола деревянная, твердая, гладкая. На поверхности стола и внутри его нет ничего лишнего, а средства труда, канцелярские принадлежности, документация имеют строго определенное место. Для канцелярских принадлежностей предназначены специальные лотки.

Размеры ящиков и полок в столах соответствуют размерах бумаг и папок.

Обратим внимание на стул. Т.к. при работе мастер двигается по цеху и во время регламентированных перерывов он садится отдохнуть. Поэтому стул у мастера должен быть удобным.

Рассмотрим факторы, характеризующие психическую нагрузку работника[3].

a)     Факторы, влияющие на органы зрения. Работа мастера требует хорошее освещение данного технологического участка. При работе мастера с документами на его рабочем месте применяется комбинированное освещение, т.е. сочетание общего и местного освещения. Этот тип освещения применяется в темное время суток, а в светлое время – естественное, оно наиболее благоприятно для работника. При работе мастера непосредственно на технологическом участке ему в темное время суток достаточно и общего освещения, если только он не занимается обучением рабочего передовым приемам работы и другими операциями, которые требуют точности, а следовательно, и хорошей освещенности рабочего места.

b)    Факторы, влияющие на органы слуха. Значительный удельный вес в работе мастера занимает общение с другими участниками трудового процесса. Поэтому влияние шума на производственную деятельность очень велико. Если производственный шум превышает допустимые нормы, то он может сильно помешать выполнению задания. При сильном шуме мастеру надо повышать голос, а это в конечном итоге может сказаться на голосовых связках. Поэтому надо обязательно следить за тем, чтобы шум не превышал допустимых норм.

Рассмотрим факторы внешней среды[4].

a.     Микроклимат производственной среды. В понятие микроклимат производственной среды входят: температура воздуха, его влажность и скорость движения, а также температура окружающих поверхностей. Оптимальные микроклиматические условия создаются при сочетании параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без напряжения реакции теплорегуляции. На рабочем месте мастера относительная влажность воздуха не соответствует норме и составляет соответственно 47% при норме (60%). Температура воздуха составляет 11 градусов, что ниже нормы на 11 градуса.  Таким образом, можно сделать вывод, что микроклимат ни соответствует санитарно-гигиеническим условиям, ни нормам температурно-влажностного режима технологического процесса.

b.     Производственный шум. В настоящее время шум становится одним из наиболее распространенных факторов внешней среды. Вредное воздействие шума на организм может проявляться как в виде специфического поражения органов слуха, так и в виде нарушений многих других органов и систем. На нашем рабочем месте шум не превышает 85Дб и это соответствует норме. Источником шума является работающее оборудование. Других вредных производственных факторов в виде производственного излучения, пыли, вибрации на рабочем месте нет. Обратим внимание на вопросы, касающиеся организации труда на рабочем месте, структуры трудовой деятельности.

c.      Режим труда. Продолжительность данной работы на 8 часов. Работа  производится в 2 смены. Первая смена с 700 до 1520. Обед с 1100 до 1120. Вторая смена с 1520 до 23 40. Обед с 1900 до 1920.

d.     Методы работы.

При выполнении своей работы мастер цеха занимается следующим:

1.     внимательное ознакомление с планом работ.

2.     непосредственная работа с рабочими смены.

3.     безошибочная работа с документами.

4.     всеобъемлющий контроль за качеством работы.

Для улучшения организации рабочего места, методов и условий труда, можно предложить следующие мероприятия.

Рассматривая условия труда можно сделать следующие предложения:

При описании микроклимата в приготовительном цехе было указано, что температура и влажность воздуха значительно ниже нормы. Это сказывается на том, что работницы быстро переутомляются. Недостаточная температура воздуха не позволяет мастеру использовать свое рабочее время с наибольшей отдачей. Для того чтобы избежать этого необходимо улучшить работу системы отопления, вентиляции и кондиционирования в цехе. Экономия на условиях работы не позволяет достигнуть максимальной производительности, а из-за не соблюдения температурно-влажностных режимов производства наблюдается рост выпуска некачественной продукции.

При рассмотрении эстетических условий было замечено, что стены окрашены голубой краской. Однако обшарпанность краски и неопрятный внешний вид стен неблагоприятно сказывается на эмоциональном настроении работника. Поэтому следует заново окрасить стены цеха светлыми и мягкими красками.

Так же необходимо усовершенствовать режим труда и отдыха, чтобы уменьшить период врабатываемости и увеличить фазу устойчивости работоспособности.

Основными квалификационными требованиями к исполнителю работ являются: высшее или среднее специальное образование и стаж работы на производстве[5].


3. Проект мероприятий по совершенствованию организации труда

на рабочем месте мастера цеха


В данном пункте дается обоснование к предполагаемым мероприятиям, необходимым для рационального использования потенциальных возможностей работника.

Во-первых, соблюдая режим труда и отдыха, мы уменьшаем период врабатываемости, а это увеличит фазу устойчивой работоспособности, а это даст увеличение производительности труда всего цеха.

Во-вторых, используя светлые тона красок при окраске стен, пола в цехе, а также снабдив цех шумопоглащающими накладками на стены и с помощью уборщиков убирая цех во время перерыва, возможно снизит утомляемость работника. Это мероприятие может положительно сказаться на эмоциональном самочувствии мастера, а это очень важно, т.к. мастеру в течение смены приходится очень часто общаться с рабочими цеха.

В-третьих, необходимо улучшить работу системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в приготовительном цехе, особенно при работе в зимнее время. А так как работа мастера связана с постоянным движением по цеху это мероприятие улучшит самочувствие работников и положительно скажется на их работе.

В-четвертых, строго соблюдая трудовой процесс, т.е. исключив работу непредусмотренную обязанностями мастера, мы позволим заниматься ему наставнической работой, т.е. больше времени уделять молодым и неопытным рабочим, обучать их передовым и рациональным приемам труда, передавать им свой опыт, а это в первую очередь скажется на качестве выпускаемой продукции, и на производительность труда.

Все это позволит этому коллективу качественно и своевременно решать самые трудные и ответственные задачи и поручения руководства комбината. Ведь работа рабочих данного технологического участка во многом зависит от работы мастера.




Заключение


Организация труда персонала – составная часть экономики труда – это организация труда людей в процессе производства. Она способствует рациональному соединению техники и персонала, оптимизирует эффективное использование живого труда, обеспечивает сохранение здоровья работников и повышения удовлетворенности трудом за счет изменения его содержания. Под организацией труда понимают деятельность по внедрению рекомендаций науки с целью рационализации процесса труда.

Рабочее место — это первичное звено произ­водства, зона трудовой деятельности рабочего или группы рабочих (если рабочее место коллективное), оснащенная не­обходимыми средствами для выполнения производственного задания.

В результате оценки уровня организации труда можно сделать следующие выводы:

Изучив конкретное рабочее место мастера можно выделить ряд факторов, затрудняющих выполнение его своих производственных обязанностей в течение рабочего дня:

a)     Микроклиматические условия на данном участке не соответствуют норме;

b)    Эстетические условия труда также далеки от нормы по некоторым параметрам;

c)     Режим труда и отдыха в приготовительном цехе также не выполняется и отличается от нормативного.

Таким образом, на данном рабочем месте возможно улучшить условия труда работника с помощью мероприятий, которые предлагались в 4-ом пункте работы, за счет чего мы сможем повысить производительность труда всего приготовительного цеха.

Список литературы


1.     Адамчук В.В. Организация и нормирование труда.- М.: Дело, 1999.

2.     Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом.- М.: Знание, 2000

3.     Генкин Б. М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. 1999

4.     Грязное А.Я. Основы организации и оплаты труда.- М.: Юрист, 2000.

5.     Завельский М.Г. Экономика и социология труда.- М.: Знание, 2000.

6.     Колосницына М.Г. Экономика труда.- М.: Дело, 1998.

7.     Костюков Н.И. Организация, нормирование и оплата труда.- М.: Экономика, 1999.

8.     Кулинцев И.И. Экономика и социология труда.- М.: ИНФРА-М, 1999.

9.     Меликьян Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения.- М.: МИК, 1999.

10.                       Федченко А. Организация труда мастера цеха. // Человек и труд,  2001. - №3.




[1] Генкин Б. М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. 1999  - с 88.

[2] Федченко А. Организация труда мастера цеха. // Человек и труд, 2001. - №3.  – с 13.


[3] Адамчук В.В. Организация и нормирование труда.- М.: Дело, 1999. – с 78.


[4] Кулинцев И.И. Экономика и социология труда.- М.: ИНФРА-М, 1999. – с 57.


[5] Меликьян Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения.- М.: МИК, 1999. – с 93.