Содержание
Введение. 3
1. Роли личности в организации. 5
2. Понятие ролевого напряжения. 7
3. Понятие ролевого конфликта. 10
4. Диагностика ролевых конфликтов. 13
5. Способы преодоления ролевых конфликтов и снижения ролевого напряжения 21
Заключение. 24
Список литературы.. 26
Введение
Актуальность исследования ролевого конфликта обусловлена рядом причин, теоретического и практического характера. Профессиональная деятельность, способствуя реализации творческого личностного потенциала, развитию ощущения личной независимости и самоценности, одновременно сокращает время самореализации человека в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и конфликту.
Социально-психологическая составляющая феномена ролевого конфликта изучены явно недостаточно. Около 75 процентов отечественных исследований ориентированы на социально-экономический или социологический подходы к этой проблеме.
Целью большинства исследований является определение путей адаптации человека к новым социально-экономическим условиям. Предлагаемые пути решения направлены на изменения объективных политико-экономических условий, а не на изменение психологии человека ( и его окружения). Предлагается изменить систему льгот, пособий, график работы, систему сервиса, организовать центры поддержки и т.п. В отечественной науке проблема преимущественно рассматривается в социально-экономическом ключе, а в социально-психологическом остается в тени. Предложение исследователей по изменению конфликтной ситуации адресованы в большей степени властям
В социально-психологических исследованиях ролевого конфликта в основном обсуждаются адекватные способы выхода из конфликтной ситуации . Однако многочисленность работ этого направления не позволяет говорить о многосторонности и полноте изучения данной проблемы. Психологами и социологами обозначены только подходы, ключевые моменты, по которым исследование ролевого конфликта должны развиваться. Необходимы социально-психологические работы направленные на изучение причин возникновения ролевого конфликта, факторов, связанных с его развитием и путей снижения ролевого напряжения, испытываемого человеком при совмещении профессиональных и семейных обязанностей.
Актуальная социально-экономическая ситуация в России такова, что профессиональная деятельность часто вызвана необходимостью обеспечить средний прожиточный минимум существования своей семьи. Совмещение работы и семьи, как основная причина ролевого напряжения, - реальность, которую нельзя игнорировать или решить социально-экономическим способом. Таким образом, нужны исследования направленные на поиск эффективных психологических способов снижения ролевого конфликта, что даст возможность при решении своих проблем опираться на собственные ресурсы, а не зависеть от других, быть активным субъектом в своей деятельности. Стратегии уменьшения ролевого напряжения, которые можно отнести к психологическим, касаются изменения внутренних установок человека, его ценностных ориентаций и самовосприятия.
Целью данной работы является исследование ролевого конфликта и ролевого напряжении , в а также способов их устранения.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть социальные рои личности в организации
2) рассмотреть понятие ролевого конфликта
3) рассмотреть понятие ролевого напряжения
4) рассмотреть процесс диагностики ролевого конфликта и напряжения
5) рассмотреть основные способы преодоления ролевого конфликта и ролевого напряжения
1. Роли личности в организации
Невозможно понять личность вне ее социального окружения. Представленное сообществом других людей, это окружение является тем миром, без которого личность теряет смысл. Таким образом, социальное окружение- это как бы те колышки, на которые натянуты нити основы личности. Мы знаем это по собственному опыту, ведь точками опоры для нас служат другие индивидуумы. Мы утверждаемся не только через наших друзей, но и через врагов[1, с. 55].
Такая характеристика как социальная интегрированность является очень важной составляющей устойчивости любой личности. Для личности огромное значение имеет умение приспособиться к обществу, ибо человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидуумов.
Роль — это функция, нормативно одобряемый образ поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего данную позицию. Роль тесно связана с нормами. Норма — это поведенческое правило или набор предписаний, регламентирующих выполнение роли. Норма связана с санкциями — это воздействие на личность[3, с. 48]. Социальная роль может казаться для личности чем-то внешним. В действительности роль оказывает сильное влияние на поведение личности, вплоть до изменения мотивации, ценностных ориентаций. Ценность — материальный или идеальный предмет, представляющий значимость для человека и способствующий удовлетворению каких-либо потребностей. У каждой личности формируется определенная система ценностных представлений. Ценности формируются в микросреде (референтная группа) и в макросреде (обществе).
Все мы определенным образом себя оцениваем. Самооценка носит частичный, парциальный (не глобальный) характер. Самооценка показывает, как личность оценивает себя к некоторой специфической ценности. Самооценка тесно связана с самосознанием и самоуважением[6, с. 128].
Самоуважение — это обобщенная самооценка, это степень принятия или непринятия себя как целого.
Авторитет личности — это особое сознательно-психологическое свойство личности, которое состоит в ее способности изменять психологические структуры других людей психологическими средствами, в силу того значения, которое этот человек имеет как член социальной общности и субъект деятельности. Авторитет личности — результата отражения в сознании людей социальной значимости, цельности, полезности тех свойств, которые присущи данному человеку как члену социальной общности и как субъекту социально-значимой деятельности. Отношение авторитета (по своей природе) — ценностное отношение[4, с. 101].
1. Моральный авторитет формируется на основе нравственных свойств личности, ее взглядов, убеждений, мировоззрения в целом, особенности отношения к другим людям и к самому себе. Моральный авторитет — ядро авторитета личности, т.е. он непосредственно обусловлен системой идеологических отношений общества, его социально-политической структурой. Одновременно моральный авторитет личности зависит от характера микросреды. Например, есть группы, в которых процветает мораль жульничества, мещанства, обывательщины.
2. Функциональный авторитет формируется на основе: профессиональной компетентности личности, ее разнообразных деловых качеств, отношения к своей профессиональной деятельности.
Формы 1 и 2 тесно связаны друг с другом. Считают, что моральный авторитет доминирует. Единый личный авторитет личности (1 + 2) в некоторой степени противостоит.
3. Формальный авторитет не зависит от личных свойств. По сути, им обладает не личность, а позиция, которую она занимает. Должностной авторитет — разновидность формального авторитета, право руководителя, санкционированное государственной властью и юридически закрепляемое, осуществлять властные полномочия по отношению к членам вверенного ему коллектива. Должностной авторитет должен основываться на моральном и функциональном авторитетах.
Существуют потребности, которые вынуждают человека общаться с другими людьми — в любви, в общении, в эмоциональном контакте. Люди вступают в неформальные отношения. Задача руководителя : сбалансировать формальные и неформальные отношения с доминированием формальных.
2. Понятие ролевого напряжения
Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение -трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнена данной роли.
Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению ее социальных ролей может быть успешным только при последовательно подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, Маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку должности инженера- все это отдельные моменты непрерывно социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать; впоследствии, в следующих ролях[5,с . 296].
При непрерывной социализации опыт каждого жизненного эта служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно. Например, маленький мальчик из охотничьего племени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает его похожим на одного мужчин данного племени. Животные и птицы, убитые на охоте, даются ему для того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался к ним и пронзал их стрелами. Затем наступает знаменательный момент, когда его первый раз берут на охоту, где он подражает поведению мужчин учится у них охотиться. Он несет вместе со всеми добычу и гордиться буйволами, которых убил его отец. Когда же в конце концов он убивает буйвола и становится мужчиной, это является только последним шагом в его непрерывной детской подготовке к исполнению но взрослой роли, которая органично соединяет его долговременный детский опыт со взрослым делом.
Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим- далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Так, большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основной профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают что вся предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.
Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения. Например, молодой человек, закончивший школу, часто бывает воспитан на чувстве справедливости в отношении его социального окружения, на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил и способностей на любом поприще. Но воспитанный таким образом молодой человек в скором времени замечает, что процесс получения многих ролей зависит не от способностей и таланта, а от знакомств, положения родителей, наличия денег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например, политиков выдающимися общественными деятелями, убеждаются, что основной их задачей являются компромиссы со священными принципами; военные, призванные защищать отечество, могут меньше всего думать об этом.
Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии гся чуждыми молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институт социальных норм общества.
Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Так, студентам в целях социализации к будущей роли специалиста предоставляется возможность выполнять лабораторные работы, проводить полевые испытания, проходить производственную практику. Однако такой разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.
3. Понятие ролевого конфликта
В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.
Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения — существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.
В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально[8, с.188].
Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники- это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться о их бесправном положении. Евангелическая заповедь "не убий" для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезает ролевой конфликт и ролевая напряженность.
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет "гардероб" ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами
Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и заблокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их чело-вечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляет серьезную социальную и психологическую проблему.
Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иней роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
4. Диагностика ролевых конфликтов
В психологии ролевых конфликтов наблюдается огромная диспропорция между широким распространением явления в повседневной жизни и почти полным отсутствием отечественных научно-практических разработок в этой области.
Ролевой конфликт, если воспользоваться определением одного из ведущих специалистов в области ролевых теорий Брюса Биддла, это "любое из нескольких возможных относительно продолжительных несоответствий между элементами ролей, проявляемых людьми в социальной ситуации, которые приводят к проблемам для одного или большего числа этих людей как индивидуумов". Это достаточно широкое определение, охватывающее большой круг противоречий в такой важной форме социального поведения личности, как ролевое поведение.
Ролевые конфликты различных форм и типов встречаются везде: в семейных отношениях, в системе образования и подготовки кадров, практически на всех уровнях профессиональной структуры (от производственных коллективов до управленческих звеньев), даже в политическом устройстве общества. Современный социальный и экономический кризис и трудности переходной эпохи усугубили и без того запутанную систему социально-психологических ролей, существенно трансформировав старые и добавив совершенно новые, нетрадиционные для советского общества роли. Это привело к резкому усложнению функционирования этих ролей, к усилению ролевой неоднозначности, возрастанию всевозможных противоречий между ролями и компонентами их структуры[4, с. 147].
Несмотря на такое обилие проблем, вопросам ролевых конфликтов в отечественной социологической и, особенно, психологической литературе уделяется явно недостаточное внимание. Публикации, посвященные практике работы с ролевыми конфликтами, можно пересчитать на пальцах. Почти нет диагностических методик исследования параметров ролевого конфликта и основных его видов. Существует лишь несколько вопросников изучения ролевого поведения в семье, которые можно косвенно использовать для диагностики семейно-ролевых конфликтов, например, "Распределение ролей в семье", "Ролевые ожидания и притязания в браке", да разрабатываемая С. И. Ериной "Шкала ролевого конфликта", упоминание о которой промелькнуло несколько лет назад. Эти и некоторые другие тесты подобной направленности, естественно, не могут охватить всех аспектов этой проблемы.
Западные традиции исследования ролевых конфликтов намного богаче отечественных. Они берут свое начало с 20-30-х годов и опираются на такие известные теории ролей как символический интеракционизм Дж.Мида и психодрама Я.Л.Морено. Более поздние исследования в этом направлении приобретают явно выраженную прикладную направленность и, базируясь на различных эмпирических моделях, отвечают на многочисленные запросы практики. А начиная с 70-х годов идет активная разработка психодиагностического инструментария.
В зарубежной литературе проблема ролевых конфликтов рассматриваются в более широком плане - в контексте проблем ролевого стресса. Как правило, обсуждаются такие 3 вида ролевых стрессов: ролевая неоднозначность, ролевой конфликт и ролевая перегрузка. Два первых понятия считаются основными в описании ролевого взаимодействия, им посвящено наибольшее количество психодиагностических исследований. Понятие ролевой перегрузки связано с еще одним, также нетрадиционным для отечественных эмпирических исследований, явлением эмоционального "сгорания" человека.
В теории ролевых конфликтов важное место занимает вопрос о типологии, которая задает ориентиры для практической работы. Обобщая данные исследований, в которых изучается структура ролевого взаимодействия и типы ролевых конфликтов (в разных источниках их насчитывается от 4 до 16 типов), можно сделать вывод, что конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов: а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями); б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями); в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).
В целом, все ролевые конфликты можно разделить на две большие группы[8,с . 48]:
1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик –
реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.);
2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представлений о ролевых ожиданиях). В некоторых источниках рассматриваются понятия объективного и субъективного ролевого конфликта.
Внешние и внутренние конфликты могут переходить друг в друга. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек "загоняет" конфликт вовнутрь. Наоборот, если он начинает строить свое поведение в соответствии с собственной Я-концепцией и по внутреннему побуждению "сбрасывает" с себя неугодную роль, то внутренний конфликт переходит во внешний.
Существует личностная предрасположенность к предпочтению конфликтов того или иного вида. Так, конформные и гиперсоциализированные личности чаще тяготеют к внутреннему ролевому конфликту, что по сути является невротическим реагированием на ситуацию. Личности, отличающиеся психопатической дезадаптацией, наоборот, склонны к внешнему. Следует отметить, что для здоровья личности внутренние конфликты являются более опасными, так как часто становятся причиной неврозов или психосоматозов.
Проблема ролевых конфликтов при ее более глубоком анализе оказывается гораздо шире того аспекта, который связан с проблемами ролевого поведения и межличностных отношений. Ролевые конфликты теснейшим образом связаны с ролевым развитием личности, которое является важнейшей составляющей социализации личности на протяжении практически всего процесса онтогенеза человека. Противоречия ролевого развития могут проявляться в форме жизненных кризисов разной степени остроты и сложности.
Изучение жизненных кризисов в контексте ролевых теорий заставляет ввести понятие жизненной роли. Ее особенность, в отличие от большинства социальных ролей, заключается в достаточно глубокой вовлеченности в процесс бытия человека. Жизненные роли тесно связаны с глубинной структурой личности человека и являются по сути одними из форм ее бытия. Примерами жизненных ролей могут быть роли отца, матери, дочери, сына, а также половые роли, которые наиболее онтологически связаны с сущностными основаниями личности.
Жизненные роли могут функционировать с большими противоречиями, создавая ситуации ролевых конфликтов. Например, такое противоречие половой роли, как транссексуализм можно рассматривать как ролевой конфликт между социально заданной моделью роли, определяемой биологическим полом, ролевыми ожиданиями со стороны социума и поло-ролевым самосознанием или Я-концепцией человека. Тот факт, что часто существуют даже медицинские показания для оперативного изменения биологического пола говорит в пользу глубокой связи половой роли (которая оказывается онтологически важнее, чем данный природой биологический пол) с сущностными основаниями личности.
Жизненный кризис всегда сопровождается сменой жизненных ролей человека, разрушением старых и появлением новых ролей. Эта смена далеко не всегда происходит безболезненно, часто возникают противоречия, невозможность избавиться от старой роли или трудности принятия новой, что создает дополнительные трудности протекания кризиса. Трактовка жизненного кризиса как ролевого конфликта (все его признаки есть в наличии) дает дополнительные средства психологической помощи человеку в кризисной ситуации. Способствование гармоническому принятию жизненных ролей позволяет снизить остроту кризиса и облегчить поиск путей выхода из него[10, с. 110].
Психодиагностическое изучение ролевых конфликтов началось примерно около трех десятилетий назад, что намного меньше по сравнению с другими отраслями экспериментальной и прикладной психологии. Одной из первых была создана тестовая методика Шкала Ролевого Конфликта, которая позволяла изучать и измерять ролевой конфликт и ролевую неоднозначность в сложных организациях. Его применение дает возможность прогнозировать склонность работника покидать организацию в результате ролевого конфликта, который связан с организационной и руководящей практикой и поведением лидера.
Это тест в настоящее время приобрел наибольшее распространение среди инструментов подобного рода, на его использовании построено много исследований с использованием факторного анализа и других статистических методов. В частности, было показало, что данный тест не репрезентирует ролевой конфликт и неоднозначность роли как две факторно независимых конструкции, хотя и не доказывает их тождества. В то же время эти шкалы имеют достаточную дискриминантную валидность, что дает основание считать их самостоятельными психологическими параметрами.
Не менее интересным, но не таким распространенным в литературе является созданный испанскими психологами Опросник Ролевого Конфликта созданный для измерения конфликтов, пережитых в исполнении роли. Этот тест создан на несколько других теоретических позициях, чем предыдущий. Понятие "роль" определяется как кластер социально и организационно определенного индивидуального поведения, как взаимные наборы ролевых ожиданий, адресованных друг другу инициатором ролевого взаимодействия и человеком, на которого это взаимодействие направлено.
Ролевой конфликт определяется как несоответствие между ожиданиями, связанными с ролью, и фактическими переживаниями ролевой обязанности, то есть взаимная информация, которую получают партнеры по взаимодействию является либо действительно объективно несовместимой, либо выглядит такой из-за дисфункциональных процессов коммуникации. В силу этих особенностей авторы различают объективный и субъективный ролевой конфликт. С помощью факторного анализа выявлено 5 факторов: ролевой конфликт цели ресурса, включая конфликт из-за отсутствия времени (ролевую перегрузку) и других важных ресурсов; общий межличностный ролевой конфликт; иерархический межличностный ролевой конфликт; личностно-ролевой конфликт адресованный к уровню ответственности и власти; личностно-ролевой конфликт адресованный к работе.
Тем же коллективом авторов была разработана тестовая методика для измерения переживания ролевой неоднозначности в поведении принятия роли - Генеральный Опросник Ролевой Неоднозначности для организационных назначений. Опросник с 24 показателями оценивает 5 факторов: неоднозначность, связанную с позицией работы; неоднозначность, связанную с исполнением работы; неоднозначность, связанную со значимыми ожиданиями других и оценками; неоднозначность, связанную с организационными целями и страховыми полисами; неоднозначность, связанную с работой и социальными правами.
Специфическим предметом в изучении ролевых конфликтов являются поло-ролевые конфликты. Среди тестовых методик их изучения одной из наиболее распространенных является Шкала Поло-ролевого. По мнению авторов методики, поло-ролевой конфликт существует, когда половые роли имеют негативные последствия для людей. Опросник состоит из 2-х частей, которые измеряют соответственно по 4 значимых фактора. 1 часть: успех, сила, компетентность; сдерживаемая эмоциональность; сдерживаемое любящее поведение между мужчинами; конфликт между работой и семейными отношениями. 2 часть: успех, сила, компетентность; гомофобия; недостаток эмоционального ответа; общественное затруднения из-за поло-ролевой девиации.
Кроме описанных тестов существует еще много интересных работ, которые невозможно охватить в небольшой статье. К сожалению, практически все зарубежные методики изучения ролевых конфликтов недоступны для большинства отечественных психологов. Однако в практике психологического консультирования (где в общем то не часто пользуются стандартизированными тестами) можно определять актуальные ролевые конфликты по косвенным признакам, анализируя содержание консультативной беседы. Анализ литературы по ролевым конфликтам (в том числе и психодиагностической) и собственного опыта автора позволяет выделить несколько наиболее распространенных особенностей психологических ситуаций, в которых диагностируется ролевой конфликт или другие формы ролевого стресса. В скобках приведены некоторые из типичных высказываний, которые могут встречаться в рассказах клиентов[3,с . 66]:
1. Непринятие ролевого поведения других людей ("Он (она) не такой, каким должен быть"; "Не выполняет свои обязанности"; "Не делает элементарного"; "Вначале он показался мне идеальным мужчиной, слишком поздно я поняла, что он не такой").
2. Непринятие собственного ролевого поведения другими ("Я стараюсь быть идеальной женой, а ему я интересна только в постели"; "Я все делал правильно, непонятно, почему это их не устраивает"; "Она не может мне простить, что я не такой, как ее отец").
3. Невозможность одновременно удовлетворить ожидания разных людей ("Не могу угодить всем"; "Нужно выбирать: либо нравиться учителям, либо - одноклассникам"; "Каждый видит мою роль по-своему, а я не знаю, кто из них прав").
4. Невозможность выполнять роль, которая не соответствует своей Я-концепции ("Всегда чувствую себя "не в своей тарелке""; "Не нашел своего призвания"; "Не могу больше быть таким, каким меня хотят видеть"; "Сел не в свои сани"; "Попал в чужую колею").
5. Несовместимость различных ролей ("Не могу быть одновременно и тем, и этим"; "В моей ситуации быть хорошим работником, значит быть плохой матерью"; "Постепенно моя работа "съела" все остальные мои занятия, и сейчас я об этом очень жалею").
6. Противоречивость или несовместимость различных требований к выполнению какой-либо роли (ролевая неоднозначность) ("Моя работа - сплошная неопределенность, всегда можно найти, за что ругать"; "Когда невозможно выполнить все требования, тогда хорошим будут считать лишь послушного").
7. Недостаточность ресурсов для выполнения какой-либо роли (ролевая перегрузка) ("Если бы мне хватало времени, разве я могла бы так плохо выполнить эту работу"; "Со временем наступила эмоциональная усталость, и работа пошла на спад"; "Мне не хватает сил любить ее так как прежде").
Ролевой конфликт не всегда бывает явным. Возможны варианты скрытых, потенциальных ролевых конфликтов. Для их выявления нужно прогнозировать развитие консультативной ситуации, анализировать тенденции ролевого поведения, ролевые стереотипы и установки клиента. Эта задача довольно сложная, она требует достаточного консультативного опыта и развитой профессиональной интуиции.
5. Способы преодоления ролевых конфликтов и снижения ролевого напряжения
Психокоррекция ролевых конфликтов состоит в устранении острых противоречий между факторами ролевого поведения личности, или, по крайней мере, их ослаблении и уменьшении их деструктивного влияния на личность. Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, экспектации которых несовместимы; между несовместимыми ролями; между собой и окружающими (между внутренним и внешним ролевым конфликтом. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угасания конфликта.
Следует помнить, что далеко не самым легким способом разрешения внешнего ролевого конфликта является попытка решить его "в лоб": изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться "вернуть" человека в старую роль.
Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта - "разрушить ситуацию": уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет "начать новую жизнь", следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).
Бывают случаи (в последнее время значительно участившиеся), когда люди, переживающие хронический ролевой конфликт, прибегают к эмиграции, переезжая в новые города или страны. Часто это помогает устранить психологический дискомфорт, "найти себя". Иногда, правда, это создает новые трудности, ведь маргинальная личность (а таких очень много среди эмигрантов) всегда переживает социально-ролевой конфликт. Во многих странах создаются специальные психологические службы для эмигрантов, помогающие им в процессе социальной адаптации.
Одним из вариантов "разрушения ситуации" (который часто избирается людьми стихийно, без участия психотерапевта) является изоляция от социума, навязывающего личности нежелательные роли, поиск "экологической ниши" для своей деятельности. Возможна и полная изоляция, фактически, "бегство из роли": отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества - уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название "внутренней эмиграции".
Иногда ролевые ожидания являются искаженным отражением истинных экспектаций социума, то есть те требования, которые группа якобы предъявляет к ролевому поведению человека, оказываются "придуманными" им самим. При такой гиперсоциализации (если это, конечно, не клинический случай паранойи) нужна психокоррекция представлений субъекта о ролевых ожиданиях. Очень эффективной в этом случае оказывается переориентация клиента на внутренние ценности и снижение значимости внешних оценок.
Если представления о ролевых ожиданиях других все же адекватны, и человек не может ни поменять группу, ни повлиять на ее ролевые ожидания, а постоянное подавление своего поведения ведет к внутреннему ролевому конфликту и к невротизации личности, можно попытаться скорректировать ролевую Я-концепцию человека, сформировать ролевые переживания, которые всегда сопровождают исполнение человеком любой роли. Цель такого влияния - научиться принять собственную роль, которая до этого активно отвергалась.
Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.
Актуальность исследования ролевого конфликта обусловлена рядом причин, теоретического и практического характера. Профессиональная деятельность, способствуя реализации творческого личностного потенциала, развитию ощущения личной независимости и самоценности, одновременно сокращает время самореализации человека в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и конфликту.
Роль — это функция, нормативно одобряемый образ поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего данную позицию. Роль тесно связана с нормами.
В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение -трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнена данной роли.
В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.
В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли.
Каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
В психологии ролевых конфликтов наблюдается огромная диспропорция между широким распространением явления в повседневной жизни и почти полным отсутствием отечественных научно-практических разработок в этой области.
Ролевой конфликт, если воспользоваться определением одного из ведущих специалистов в области ролевых теорий Брюса Биддла, это "любое из нескольких возможных относительно продолжительных несоответствий между элементами ролей, проявляемых людьми в социальной ситуации, которые приводят к проблемам для одного или большего числа этих людей как индивидуумов". Это достаточно широкое определение, охватывающее большой круг противоречий в такой важной форме социального поведения личности, как ролевое поведение.
Психокоррекция ролевых конфликтов состоит в устранении острых противоречий между факторами ролевого поведения личности, или, по крайней мере, их ослаблении и уменьшении их деструктивного влияния на личность. Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, экспектации которых несовместимы; между несовместимыми ролями; между собой и окружающими (между внутренним и внешним ролевым конфликтом. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угасания конфликта.
Список литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551с.
2. Баутин В.М., Аронов Э.Л. Современный руководитель: проблемы, решения, советы. - М.: Информагротех, 1994. - 104с.
3. Гительмахер Р.Б., Когаловская А.С., Марушкин Ю.Б. Конфликт: Социально-психологический аспект. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 1995. - 168с.
4. Даниэль Дэна. Преодоление разногласий: Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. Санкт-Петербург, АОЗТ "Ленато", ИЧП "Палантир", 1994. - 138с.
5. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. Пер. с англ. - М.: Фонд за экономическую грамотность., 1993. - 272с.
6. Дюкенджиев Е.П. Бизнес. Биотонические аспекты. - М.: Издательская фирма "Альбатрос", 1995. - 565с.
7. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов.: Сокр. пер. с нем. / Науч. ред. и авт. предисл. А.Л. Журавлев. - М.: Экономика, 1990. -335с.
8. Кричевский Р.А. Если ВЫ - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Дело, 1996. - 551с.
9. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов на Дону. Издательство "Феникс." 1995. - 416с.
10. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. ( Психотехника управления и самотренировки.) Издательство "Элник". - М.: 1995. - 492с.
11. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ОАО Издательство "Экономика", 1998. -238с.
12. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.: Пер. с англ. - М.: Дело, 1998. - 800с.
13. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.-2-е изд., перераб. и доп. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279с.
14. Розанова В.А. Психология управления. (Учебно-практическое пособие. Часть 1 и 2.) - М.: Журнал "Управление персоналом"., 1996/97. - 176с.
15. Управление персоналом : Энциклопедический словарь./ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М., 1998-VIII. - 453с.
16. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1998. - 264с.
ЖУРНАЛЫ.
17. Козырев Г.И. Конфликтология. Внутриличностные конфликты. // Социально-гуманитарные знания. 1999 N2.
18. Козырев Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты. // Социально-гуманитарные знания. 1999 N3.
19. Овчинников В., Ракитянский М. Управление конфликтами в бизнесе.// Проблемы теории и практики управления. 1993 N5.
20. Раймон Сейнер, Личиа Ю. Стили поведения менеджеров в конфликтных ситуациях: опыт Швейцарии.//Проблемы теории и практики управления. 1994. N3.
21. Сперанский В.И. Конкретные факторы и причины конфликтов.// Социально-политический журнал. 1996 N3.
22. Сперанский В.И. Конфликтная ситуация и инцидент.// Социально-политический журнал. 1995 N5.
23. Сперанский В.И. Общие правила человеческих взаимоотношений и их проявление в конфликтных ситуациях.// Социально-политический журнал. 1997 N4.
24. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях.// Социально-политический журнал. 1997 N2.
25. Сулимова Т. Социальный конфликт: возникновение и методы разрешения.//Проблемы теории и практики управления. 1994 N1.