СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИКЛА ПРОИЗВЕДЕНИЙ О КОЖАНОМ ЧУЛКЕ Д.Ф. КУПЕРА.. 4

2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ В ЦИКЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О КОЖАНОМ ЧУЛКЕ. 7

3. «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О КОЖАНОМ ЧУЛКЕ. 9

4. «ХОРОШИЕ» И «ПЛОХИЕ» ИНДЕЙЦЫ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Д.Ф. КУПЕРА.. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 14

ВВЕДЕНИЕ


Фенимор Купер - один из первых американских писателей, завоевавших славу и признание читателей в нашей стране.

Наследие Купера велико и многообразно: более тридцати романов, исторические сочинения, публицистические памфлеты.

Одним из наиболее любимых героев Купера можно назвать Натти Бампо, которому он посвятил многие страницы своих романов. В «Зверобое» Натти Бампо в ореоле молодости, мужества, благородия.

«Около шести футов росту, он выглядел сравнительно худым и тщедушным, но его мускулы обличали чрезвычайную ловкость, если не чрезвычайную силу. Его молодое лицо нельзя было назвать особенно красивым, и только выражением своим оно подкупало всякого, кто брал на себя труд вглядеться в него более внимательно. Выражение это, свидетельствовавшее о простосердечии, безусловной правдивости, твердости характера и искренности чувств, было поистине замечательно. Сначала даже могло показаться, что за простодушной внешностью скрывается затаенная хитрость, однако при ближайшем знакомстве это подозрение тотчас же рассеивалось...». Так описывает Джеймс Фенимор Купер своего героя Натаниэля Бумпо по прозвищу Кожаный Чулок, известного также, как Длинный Карабин, Следопыт и Зверобой...

Цель работы – проанализировать романтическую сагу о Кожаном Чулке, рассмотреть нравственный идеал Джеймса Купера.

Задачи работы – дать общую характеристику цикла произведений о Кожаном Чулке Д.Ф. Купера, определить последовательность событий в цикле произведений о Кожаном Чулке.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИКЛА ПРОИЗВЕДЕНИЙ О КОЖАНОМ ЧУЛКЕ Д.Ф. КУПЕРА

 

В 1850 г., всего за год до смерти, подготавливая к отдельному изданию всю серию романов о Кожаном Чулке, Купер писал: «Ежели какой-нибудь книге, вышедшей из-под пера сего автора… суждено пережить его самого, то это будет бесспорно цикл произведений о Кожаном Чулке. Слова эти отнюдь не означают, что и слава самого этого цикла будет вечной; просто в них выражена надежда, что он переживет многие или даже все произведения, написанные той же рукой».

Предвидение романиста оказалось во многом справедливым. Сотни и сотни тысяч читателей во всех странах уже на протяжении полутора столетий связывают его имя прежде всего с этой знаменитой пенталогией. Известность других его произведений значительно уступает популярности «Пионеров», «Последнего из могикан», «Прерии», «Следопыта» и «Зверобоя», связанных единым образом главного героя, Натаниэля Бампо – Кожаного Чулка, Соколиного Глаза, Следопыта, Длинного Карабина, как его называют окружающие в различных романах серии[1].

Внутренне «Пионеры» примыкают к «Шпиону», развивают его идеи и установки. Но наряду с этим Купер вносит очень много нового в американский роман, отчего это произведение становится этапным, определившим в значительной степени некоторые существенные линии развития национальной литературы. Дело не только в том, что конфликты и проблемы, изображенные в «Пионерах», нашли дальнейшее развитие в последующих романах цикла. «Пионеры» дали американской литературе ее характернейшую тему – тему фронтира и продвижении цивилизации на Запад. В романе был впервые изображен конфликт между пороками «цивилизованного» общества США и человеком, который не в силах примериться с жизнью, регламентированной нелепыми обычаями, традициями, несправедливыми законами, порывает с ним и ищет спасения вне его пределов. Этот конфликт не только лег в основу многочисленных произведений романтической литературы, но и характерен для ряда выдающихся реалистических американских романов 19 и 20 вв. «Пионерами» Купер ввел в литературу мотив так называемого «американского путешествия», которое было не просто средством серьезного или комического изображения общества с его пороками, как это бывало в европейских романах 18 века, и цель которого заключалась не в том, чтобы рассказать о приключениях, побеге и т.д. «Путешествие» было наиболее удобной формой для раскрытия данной темы: стремления найти высшие моральные ценности, противопоставить устоявшимся общественным отношениям какие-то новые взаимоотношения, основанные исключительно на нравственных достоинствах человека.

При всей тесной связи раннего американского романтизма с идеями Просвещения водораздел между ними наиболее ощутимо определялся во взглядах на характер буржуазного прогресса. Тогда как просветители не сомневались в его абсолютной ценности, романтики – и среди них одним из первых Фенимор Купер – ощутили его относительность и те нравственные утраты, которые он несет с собою. «Пионеры» воплощают эту идею.

Неискушенного читателя, который впервые знакомится с пенталогией не в той хронологической последовательности, в какой она писалась Купером (от «Пионеров» к «Зверобою»), а по этапам жизни ее главного героя «то есть от «Зверобоя» к «Прерии»), поражает непохожесть «Пионеров» на остальные романы цикла. Здесь почти нет характерного для Купера напряженного динамического сюжета, его знаменитого приема бегства-преследования, по крайней мере, в первых главах книги.

Согласно традиционной точке зрения на «Пионеров», этот первый роман о Кожаном Чулке страдает существенными художественными недостатками, так как автор якобы не сумел увязать воедино важнейшие его компоненты: описание природы, нравов и обычаев, изображение главной проблемы – противоречия законов и «естественной» справедливости – и основной романтический сюжет: возвращение Оливера Эффингема, законного владельца земель Темпла, и его любовь к дочери судьи, Элизабет. Однако, по замыслу писателя, все компоненты романа тесно связаны между собой логикой повествования и мотивов.

К моменту начала действия прошло семь лет со дня основания Темплтона, граница отодвинулась дальше на Запад, но дух фронтира, какие-то его пережитки сохранились. Истреблены и оттеснены на Запад прежние хозяева этих мест – индейцы, и лишь последний старый могиканин Джон Чингачгук доживает свой век в ветхой хижине за озером. Вмсете с ним живет и белый охотник Натаниэль Бампо, он же Кожаный Чулок, пионер, пришедший сорок лет назад в эти края и приютивший некогда у себя Темпла, а теперь подобно Чингачгуку, чувствующий чужим себя в этих местах, бывших когда-то для него родными[2].



2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ В ЦИКЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О КОЖАНОМ ЧУЛКЕ


Последовательность событий в этом первом на американской почве эпосе сбита. В открывающем его романе «Пионеры» (1823) действие происходит в 1793, и Натти Бампо предстает уже клонящимся к закату жизни охотником, не понимающим языка и нравов новых времен. В следующем романе цикла «Последний из могикан» (1826) действие переносится на сорок лет назад. За ним - «Прерия» (1827), хронологически прямо примыкающая к «Пионерам». На страницах этого романа герой умирает, но в творческом воображении автора продолжает жить, и спустя много лет он возвращается к годам его молодости. В романах «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841) представлена чистая пастораль, беспримесная поэзия, которую автор обнаруживает в человеческих типах, и главным образом в самом облике девственной, ещё почти не тронутой топором колониста природе. Как писал Белинский, «Купера нельзя превзойти, когда он приобщает вас к красотам американской природы».

В критическом очерке «Просвещение и словесность в Америке» (1828), облечённом в форму письма вымышленному аббату Джиромачи, Купер жаловался на то, что печатник в Америке появился раньше писателя, писатель же романтик обделён летописями и темными преданиями. Сам же он и компенсировал эту недостачу. Под его пером персонажи и нравы фронтира обретают невыразимое поэтическое очарование. Разумеется, Пушкин был прав, заметив в статье «Джон Теннер», что куперовские индейцы овеяны романтическим флером, лишающим их ярко выраженных индивидуальных свойств. Но романист, кажется, и не стремился к точности портрета, предпочитая правде факта поэтическую выдумку, о чём, кстати, иронически писал впоследствии Марк Твен в известном памфлете «Литературные грехи Фенимора Купера».

Тем не менее, обязательства перед исторической реальностью он ощущал, о чем сам говорил в предисловии к «Пионерам». Острый внутренний конфликт между высокой мечтой и реальностью, между природой, воплощающей высшую истину, и прогрессом - конфликт характерно-романтического свойства и составляет главный драматический интерес пенталогии.

С пронзительной остротой этот конфликт обнаруживает себя на страницах «Кожаного чулка», явно самой сильной вещи и в пенталогии, и во всем наследии Купера. Поставив в центр повествования один из эпизодов так называемой Семилетней войны (1757-1763) между англичанами и французами за владения в Канаде, автор ведёт его стремительно, насыщает массой приключений отчасти детективного свойства, что и сделало роман любимым детским чтением для многих поколений. Но это не детская литература[3].


3. «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О КОЖАНОМ ЧУЛКЕ


Проблема «человек и природа», «общество и природа» глубоко волновала современников писателя как один из важнейших факторов, характеризующих дальнейшее историческое и нравственное развитие американского общества.

Восхищение Купера природой усугублялось всей европейской просветительской традицией. Взгляд на природу как на божественное творение, как на самое главное божественное откровение, был особенно близок американским мыслителям и писателям. Господь создал природу в качестве образца для человека, и люди должны следовать ее законам, чтобы достичь совершенства. Поэтому Купер опасается, что ее истребление предвещает пагубные последствия для жизни общества. Такое восприятие природы делает понятным, почему Купер отводит столь большое место описаниям американских пейзажей в романах и отчего в «Пионерах» поставлены рядом главы, посвященные кровавой охоте жителей Темплона на лесных голубей, во время которых было бессмысленно уничтожены тысячи и тысячи птиц, и столь же варварской рыбной ловле. Лишь один человек в романе, старый Кожаный Чулок, с недоумением и горечью наблюдает за этим насилием над природой.  «Разве леса и птицы не творенье божие? Пользуйтесь ими, пользуйтесь ими, но не истребляйте их по-пусту», - слова эти лейтмотивом проходят через разговоры с окружающими. Автор довольно часто заставляет неграмотного охотника говорить несвойственным тому языком, однако не до такой степени, чтобы старик употреблял точные формулировки американских философов о моральном ущербе, к которому ведет насилие над природой, хотя смысл его речей соответствует этим идеям. Интересно отметить, что Натти все время осуждает «улучшения», которые судья и его сторонники проводят в поселке и окружающих лесах. Сам этот термин заимствован из лексикона так называемой шотландской школы философии «здравого смысла», представители которой считали «улучшения» главным благом цивилизации.

 

4. «ХОРОШИЕ» И «ПЛОХИЕ» ИНДЕЙЦЫ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Д.Ф. КУПЕРА


Приступая к работе над «Последним из могикан», Купер очень тщательно изучил всю историческую, этнографическую и географическую литературу по индейскому вопросу, которая существовала в США к 20-м годам 19 века.

Нельзя закрывать глаза на то, что индейцы в «Последнем из могикан» представлены не только как благородные воины, но и как жестокие коварные враги главных действующих лиц этого произведения. Это племена Гуронов, мохоков, онеида и прочих, кого Купер, устами Соколиного Глаза (Кожаного Чулка) объединяет общим названием «минги» или «макаусы».

Они враждуют с делаварами, способны на любое предательство, устраивают страшную резню во время взятия форта. В критике по этому поводу уже давно говорится, что индейцы в романах Купера делятся на «плохих» и «хороших». Общепринято также объяснение причин этого деления: «хорошие» индейцы воюют на стороне англичан, а «плохие» на стороне французов, и Купер как патриот, естественно наделяет французских союзников отвратительными чертами. Однаео в таком случае невозможно объяснить, почему Купер с симпатией изображает озерных делаваров, которые были сторонниками французов, или почему в романе с презрением говорится об онеидах – сторонниках англичан. Сам автор ни в одном из предисловий и многочисленных комментариев к роману не упоминает о делении индейских племен по признаку того, на чьей стороне они воюют.

Вместе с тем даже самые «хорошие» персонажи Купера при всей их привлекательности очень далеки от благородных и безупречных дикарей. Рисуя могикан, Купер встал перед трудной дилеммой: с одной стороны, его герои несомненно наделены высокими моральными и душевными качествами, но с другой – не показать их жестокости в бою, их обычая скальпировать убитых врагов означало бы для американского писателя, знакомого с историей страны и многочисленными трудами людей, непосредственно изучавших индейцев, отступление от исторической правды. На помощь писателю приходит теория «gifts». Это труднопереводимое в куперовской трактовке понятие означало наследственные качества, призвание, свойство души, развившееся под влиянием обстоятельств жизни. Эту теорию Купер начинает разрабатывать в «Последнем из могикан» и впоследствие все чаще использует ее на страницах романов о Кожаном Чулке. С ее помощью Соколиный Глаз, являющийся в данном случае выразителем взглядов автора, так, например, объясняет коварный поступок Чингачгука, который убил французского часового: «Это было бы жестоко и бесчеловечно со стороны белого, но таково «качество» индейца, и я полагаю, что нельзя отрицать» (Слово «качество» здесь употребляется в том специфичном смысле, в котором Купер употреблял слово «gift»).

Эти «качества» индейцев – результат их воспитания, религии, всего образа жизни.

Роман «Прерия» завершал ранний цикл произведений о Кожаном Чулке.

И хотя «Прерия» - значительно менее «индийский» роман, чем предыдущий, и  индийская тема играет в нем частную роль, Купер отводит немало страниц индейцам, ставя вопросы, о том, каким путем идет Америка, какие нравственные ценности будут приняты ею, а какие – во всем заблуждении – отвергнуты, какова дальнейшая судьба американской    природы.

Эти вопросы проходят через весь цикл, но в «Прерии» они звучат особенно напряженно и тревожно. Перенос действия в местность, которая в те годы ежедневно привлекала внимание соотечественников, делает постановку этих проблем более выпуклой, напряженной. Прерия в качестве места действия стала играть для автора ту же роль, что и глухие леса, то есть роль среды, где отношения между людьми не завуалированы никакими условностями «поселений» и где нравственные достоинства и пороки персонажей вырисовываются с предельной четкостью.

Роман подвергся резкой критике со стороны многих писателей и журналистов западный районов страны: его критиковали за неточности в картинах природы, ошибках в воспроизведении диалектов и деталях жизни западных индейских племен, но никто не писал о невероятном и неправдоподобном в самой фабуле. Принципы «правдоподобия», с точки зрения американской романтической эстетики, не нарушались такими несоответствиями.

Купер пренебрег внешними мотивировками, свободно допустил некоторую условность сюжета ради решения важных идеологических задач, стоявших перед ним: ради того, чтобы свести вместе персонажей, принадлежащих к разным слоям населения Америки, и сделать – изучая их взаимоотношения – определенные выводы о тех социальных и моральных перспективах, которые ожидают страну[4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итоги работы, хотелось бы отметить следующее:

Особое место в творческом наследии Фенимора Купера принадлежит романам о Кожаном Чулке. Над этой серией писатель работал на протяжении двух десятилетий. Романы появлялись в такой последовательности «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт» и «Зверобой».

Над романами о Кожаном Чулке Купер работал на протяжении всех трех периодов своего творчества. В них ясно проявлялась эволюция его мировоззрения, совершенствование его художественного мастерства.

Все пять романов объединены образом одного героя – охотника Натти Бумпо, прозванного Кожаным Чулком.

Натти Бумпо появляется в романах под разными именами: Длинный Карабин, Соколиный глаз, Следопыт, Зверобой. Вся жизнь этого человека проходит перед читателем, начиная с его ранней молодости, когда юный Натти Бумпо, пионер и разведчик ,становится участником освоения девственных лесов, и заканчивая его трагической гибелью, когда он, будучи уже дряхлым стариком, становится жертвой установившихся в стране буржуазных порядков.

Натти Бумпо воплощает в себе лучшие стороны человеческого характера – смелость, мужество, верность в дружбе, благородство и честность. По замыслу Купера Натти Бумпо – идеал человека, выросшего в общении с природой и сформировавшегося под ее благотворным влиянием[5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Американский романтизм / Под ред. А.М. Зверева. М.: Издательство «Наследие», 2000.

2.     Анастасьев Н. А. Купер // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2001. М.: ИНФРА-М, 2001.

3.     Литература эпохи романтизма / Под ред. А.М. Зверева. М.: Издательство «Наследие», 1999.

4.     Проза и поэзия раннего американского романтизма / Под ред. В.Н. Шейнкер. М.: Издательство «Норма», 2004.

5.     Стороженко Н.И. Купер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М.: ИНФРА-М, 2002.



[1] Проза и поэзия раннего американского романтизма / Под ред. В.Н. Шейнкер. М.: Издательство «Норма», 2004.  С. 87-88.


[2] Стороженко Н.И. Купер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 553.


[3] Американский романтизм / Под ред. А.М. Зверева. М.: Издательство «Наследие», 2000. С. 125-126.


[4] Литература эпохи романтизма / Под ред. А.М. Зверева. М.: Издательство «Наследие», 1999. С. 123-127.



[5] Анастасьев Н. А. Купер // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2001. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 413.