Содержание



Введение. 3

1. Сущность формирования стратегии предприятия. 4

2. Экономический аспект формирования стратегии предприятия. 5

3. Политический аспект формирования стратегии. 9

4. Организационный аспект формирования стратегии. 12

Заключение. 15

Список литературы.. 16


Введение

Стратегическое управление - это одна из  функций  управления,  которая  представляет собой процесс выбора це­лей организации и путей их достижения. Можно отметить, что стратегическое управление становится все  более  актуальным для российских пред­приятий,  которые  вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех в начале 90-х годов 20 века, теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому руководители новых компаний,  и директора многих бывших государственных предприятий начинают понимать необходимость разработки и стратегии развития. В настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления, хотя часто и недопонимают это. Потому тема моей курсовой работы весьма актуальна в наши дни.

Её значение очень велико так как, это, сравнительно молодое,  перспективное и необходимое в бизнесе направление, активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всем деловом мире. А это значит, что, изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги.  

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение различных аспектов формирования стратегии предприятия.

Для достижения цели необходимо решить следующие вопросы:

-      Рассмотреть сущность формирования стратегии предприятия;

-      Раскрыть экономический аспект формирования стратегии предприятия;

-      Раскрыть политический аспект формирования стратегии предприятия;

-      Раскрыть организационный аспект формирования стратегии предприятия.

1. Сущность формирования стратегии предприятия

Стратегия — это качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей.

Процесс формирования стратегии развития предприятия включает в себя этапы анализа среды и состояния потенциала предприятия, формирования целей развития, формирования критериев достижения целей, формулирования задач, выявление и выделения имеющихся ресурсов на цели развития, выявления факторов риска и форс-мажора и принятие мер по их нейтрализации. Эти этапы, как правило, выполняются специалистами, входящими в разные функциональные подразделения. Это создает предпосылку для возникновения межкультурных барьеров, затрудняющих принятие согласованной стратегии.

Межкультурный барьер — препятствие в продуктивном общении, возникающее вследствие различных ценностей, образования, традиций, стереотипов и шаблонов мышления участвующих в подготовке и принятии решений специалистов.

Участвующие в формировании стратегии видят ее и стоящие перед предприятием проблемы с различных точек зрения: экономико-финансовой и производственной, рыночной, социальной и политической.

Первая точка зрения имеет дело с экономико-финансовой и производственной стратегиями; вторая — с нишей на рынке, которую занимает предприятие; третья — с реализацией возможностей коллектива; четвертая — с реализацией интересов влиятельных лиц организации.[1]

Основные факторы, которые необходимо рассматривать при формировании стратегии предприятия: организационная структура; корпоративная культура; процесс формирования, принятия и реализации управленческих решений; контекст (история развития предприятия, его специфика).

Межкультурные барьеры присутствуют между плановыми работниками, лицами, реализующими стратегию, лицами, использующими стратегию, клиентами предприятия. Например, стратегия, формируемая только плановыми работниками, может получиться хоть и логически стройной, но плохо реализуемой.

Поэтому в процессе формирования стратегии обязательно должны участвовать исполнители и пользователи стратегии, а также должно приниматься в расчет мнение клиентов (особенно крупных). Все это порождает целые класс проблем согласования и координации деятельности лиц, формирующих, принимающих и реализующих стратегию.


2. Экономический аспект формирования стратегии предприятия

Подобно всем другим факторам, экономический фактор не находится в состоянии покоя и усиливает свое влияние на сферу производства и на стратегию предприятия из–за своих динамических изменений, которые могут иметь как негативные, так и положительные последствия для оперирующих в этой среде фирм.

Часть экономической среды относится к микросреде. Фирмы  вместе с теми силами микросреды, которые активно и  наиболее часто вступают в контакт и влияют на функциониро­вание микросреды фирмы. С точки зрения микроэкономики как части общей теории экономики, силы микросреды, должны быть также (в дополнение к вышесказанному) проанализированы в рыночной среде, которая характеризуется разными видами рыночных структур

Рассмотрим влияние экономического аспекта на формирование стратегии предприятия, с точки зрения макроуровня. Традиционными категориями макроэкономики являются: уровень за­нятости, платежный баланс, темп экономического роста.[2] Мы не будем, конечно, освещать эти вопросы в полном объеме; посмот­рим, как они влияют на формирование стратегии фирм, и как фирмы могут приспособить свою деятельность к состоянию и изменениям этой внешней по отношению к ним среды.

Проанализируем четыре основных ас­пекта экономического фактора, которые представляются наиболее важными для определения стратегии фирмы: уровень занятости, инфляция, налоговые условия бизнеса и экономический рост.

Уровень занятости. На первый взгляд, наличие безработицы предполагает богатый рынок рабочей силы в виду ее потенциальной доступности и низкой цены предложения. Кроме того, превышение предложения рабочей силы над спросом со стороны фирм ведет к ослаблению профсоюзной борьбы за повышение оплаты и улучшение условий труда. С этой точки зрения среда бизнеса даже имеет какие-то выгоды от наличия безработицы. Однако, нельзя забывать, что речь может идти о высоком уровне безработицы в целом, которая может соседствовать со структурным и региональным дефицитом рабочей силы.

Безработица имеет негативное влияние на производственные организации в первую очередь с точки зрения спроса на товары и услуги: чем выше безработица, тем ниже спрос и тем больше проблем с продажей продукта. Правда, не нужно забывать, что сколь не была бы болезненна эта проблема, она не затрагивает, обычно, большинство населения и не  мешает ему поддерживать свой уровень жизни. Эта проблема может быть более актуальна для того бизнеса, который занимается производством товаров массового потребления, работает на «краях» спроса и для низкодоходной части населения. Не упустим из вида также, что все вышеизложенное было сказано для развитых рыночных эконо­мик, но возможны ситуации массовой безработицы и активного «усыхания» спроса, когда общеэкономическая проблема становится проблемой, каждой экономической единицы. Все это является предметом для размышления для фирм в условиях прогрессирующий безработицы.

Интересным также является спектры мер, которые могут быть приняты на макроэкономическом уровне для снижения темпов безработицы, или ее номинального уровня, поскольку эти меры могу непосредственным образом коснуться предприятия (на­пример, это могут быть льготы, снятие ограничений, ослабление налогового бремени, ослабление торговых регулирующих мер  и т.д.).

Инфляция. Инфляция имеет три причины-источника: 1) из­лишек спроса в условиях полной занятости (спросовый толчок), 2) избыточный денежный спрос (денежная инфляция), 3) мо­нопольное повышение цен и заработной платы (инфляция из­держек). Инфляция, кроме ее среднего типа, считается нежела­тельным явлением для экономики. Поскольку одни группы общества имеют выгоды (например, должники) в то время как, другие терпят убытки (например, вкладчики, кредиторы), ин­фляция влияет на покупательские возможности. Например, если потребители теряют свой реальный доход, сфера бизнеса несет соответствующие убытки. Если инфляция больше связана с издержками, чем с ценами, это может печально отразиться на валовой (маржинальной прибыли). Напротив, инфляция связанная с избыточным спросом, ведет к расширению прибыльных границ.[3]

Одним из неприятных последствий инфляции для бизнеса является тот факт, что она усложняет процесс перспективного планирования. Принятие инвестиционных проектов, финансовое планирование будущих расходов усложняется неопределенностью насчет будущих цен. Замена оборудования усложняется возрастающими издержками на замену.

Абсолютное большинство экономистов считают, что сдерживание или уменьшение существующей, инфляции посильно государству. успехи последнего зависят от точки зрения государства (правительства) на причину инфляции и спектр необходимых мер. Обычно техника борьбы с инфляцией является болезненной для всех экономических единиц, и в том числе для бизнеса. Это может выразиться в уменьшении доходов,  возрастании налогового бремени, росте ставки процента, падении продаж, «усыхании» инвестиционного процесса и т.д.

Налогообложение. Производственные организации испытывают влияние со стороны налогообложения, в следующих направлениях: 1) уменьшение распределяемой части прибыли для инвестирования и распределения между акционерами 2) уменьшение расположенности и возможность для роста, 3) рост цен на продукцию, сопровождающийся падением спроса, 4) уменьшение потребительского располагаемого дохода и, соответственно, потребительских расходов.

Уменьшение прямых налогов и особенно налогов на прибыль корпораций действительно повышает желание и возможности фирм реинвестировать прибыль, увеличение налогов на компа­нии увеличивает их издержки, рост налогов на доходы ослабляет спрос. В обоих случаях усиление налогового бремени ведет к усилению конкурентной борьбы за выживание.

Местные налоговые льготы или уменьшенные тарифы могут влиять на дислокацию определенных отраслей промышленности, ускоренное развитие важных для этих регионов, отраслей и т.д.

Непрямые налоги, как например, налог на добавленную сто­имость, устанавливается процентом от стоимости товара или от физической меры. Эффект от обоих видов выражается в росте цен. Таким образом, налоговое бремя перекладывается на плечи потребителей.

Существование целого ряда других непрямых налогов ставит предприятие в определенные ограничивающие рамки, увеличивает сложности текущего бизнеса и ухудшает перспективы его развития.

Экономический рост. Экономический рост является одной из обычных целей правительств, несмотря на кажущиеся более очевидными цели уменьшения или сдерживания инфляции, и (или) корректировки, платежного баланса. Экономический рост, необходимость которого не оспаривается никем, предполагает рост национального продукта на душу населения и, соответственно, достижение более высокого уровня жизни для всех. Причем это достигается не за счет перераспределения доходов, что не всегда всем понятно.

Экономический рост приносит определенные выгоды частному сектору экономики. Во-первых, конечно, это – новые рыночные альтернативы в расширяющейся экономике, которые провоцируют появление новых фирм и расширение уже существующих. Однако, эти новые альтернативы не означают упрощения или смягчения рынка. В динамичной экономике рынок постоянно меняется и предпринимательская среда всегда должна чутко улавливать эти изменения и реагировать на них соответствующим образом.

 Экономический рост сопровождается экстернальными издер­жками (загрязнение природной среды, например), поэтому ча­стный сектор должен учитывать желание общества в целом и, в частности, нести некоторые дополнительные издержки, связанные с экономическим ростом.

Итак, несмотря на все недостатки приведенной выше класси­фикации и описания внутренней и внешней среды предприятия (макро- и микросреды), экономическая наука дает аналитический аппарат, с помощью которого представляется возможным понять, проанализировать и принять на вооружение множество фактов и событий на реальном рынке на микро- и макроуровне.


3. Политический аспект формирования стратегии

Несмотря на тенден­цию последних лет к приватизации, страны Запада все же относятся к группе «смешанных» экономик, когда государствен­ная экономика состоит из частных и государственных предприятий. Частные предприятия продают товары и предоставляют услуги в соответствии с нуждами потребителей ввиду (в основном) своей прибыльной мотивации. Так называемый «государственный» (точнее, общественный) сектор экономики состоит из ряда компонентов. Центральное правительство предоставляет обслуживание как социальную защиту, в то время как местные  администрации – как образование так и жильем. Другими частями государственного сектора являются здравоохранение и некоторые национализированные отрасли (например, атомная энергетика). Некоторые национализированные отрасли работают в рынке, продавая свои товары и услуги на коммерческой основе, на условиях самоокупаемости. С другой стороны, многие товары и услуги как центрального правительства, так и местных властей предоставляются потребителям бесплатно (или со скидкой), од­нако финансируются налогами.[4]

Государство выполняет в экономике также и другие роли: оно не только поставляет товары и услуги, но и является их поку­пателем. Многие частные фирмы жестко связаны с государственным вектором: это производители военной техники и снаря­жения, книг и учебников для школ и колледжей, медицинского оборудования, порционного продовольствия и т.д.. Рассмотрим из перечисленных производителей учебников и книг. Одна из проблем связана с размером финансирования потребностей школ и колледжей, а также с источником этих средств. Величина затрат на образование сильно зависит от оплаты труда преподавателей. Как и всякая наемная рабочая сила, учителя школ и колледжей имеют юридические права, когда речь идет об увольнении, соответственно невозможно говорить (или надеяться) на эконо­мию расходов на образование за счет сокращения численности учителей Другой способ сократить расходы на образование – уменьшить покупку мебели, учебников и канцелярских принад­лежностей. Если все фирмы, которые обеспечивают школы и колледжи всем необходимым, имеют контракты через государ­ственные учреждения по образованию, то это создает большие проблемы для целых отраслей. То же касается фармацевтической оптической и других отраслей производящих медицинское оборудование, постельное бель, посуду и т.д., и  т.п.

 Другая роль государства в экономике – государство выступает регулирующим, защищающим и руководящим звеном относительно частного сектора. Это проявление может принимать формы субсидий, налоговых льгот, юридического контроля за событиями на нерегулируемом рынке, регулирование избыточного производства, ставки процента. Важно помнить, что большинство действий государства являются ограничивающими (запрещающими, контролирующими), а не помогающими или поддержи­вающими частный сектор. Этот вопрос является дискуссионным. Рассмотрим три основных группы воззрений на правильную роль государства в экономике.

1.     Невмешательство  (или индивидуализм). Приверженцы этой точки зрения отдают пальму первенства рыночным силам спроса и предложения и признают как движущую силу развития только индивидуальную инициативу. Собственный интерес, по их мнению, является не противоположность общественному благу, а, собственно, мотивацией предпринимательства, которое, в конечном счете, создает общественное благосостояние. Далее, предложение соответствует спросу из-за прибыльной мотивации Конкурентного рынка, а государственные интервенции не только не решают рыночных экономических проблем, но даже считаются дестабилизирующими. Правильная роль государства видится в том, чтобы поменьше мешать. В лучшем случае она ограничивается созданием правого обрамления рыночных отно­шений, созданием и охраной порядка и стабильности, в условиях которых частные конкурирующие предприятия могут свободно заниматься своей деятельностью.

2.     Радикальная точка зрения. Она основывается на результатах анализа капиталистической системы К. Марксом. Согласно этой точке зрения в подобной системе политическая и экономическая власть принадлежит частным собственникам средств производ­ства, а поэтому неизбежно существует неравенство в доходах, благосостоянии и власти. Неравенство неизбежно приводит к конфликту и коллапсу капиталистической системы, которая за­меняется социалистической. Радикалисты не утверждают, что государство должно руководить и контролировать частную ры­ночную систему они уверены в неизбежности ее гибели.[5]

Реформистская (прагматическая) точка зрения - это согласованная точка зрения, объединяющая многие политические воззрения, в частности такие, как капиталистическое частное предпринимательство, индивидуальная инициатива, прибыльная мотивация, рыночные силы. Однако, по их общему мнению, так как рынок время от времени испытывает различного рода шоки, то вмешательство государства в определенной степени целесообразно.

Реформисты считают, что поскольку рынок создает проблемы и испытывает неудачи в их решении, а государство способно их разрешить, то его вмешательство просто необходимо. Современный рынок является иллюстрацией усиливающейся роли государства в руководстве частной рыночной системой. По крайней мере, такие сферы как  условия производственной деятельности и безопасности, качество продовольственных товаров, состояние окружающей среды, транспортные коммуникации давно находятся  в странах капиталистической экономики под контролем государственных органов.

4. Организационный аспект формирования стратегии

С организационной точки зрения, процесс формирования стратегии можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления.

1. Анализ среды

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения; непосредственного окружения; внутренней среды организации.[6]

2. Определение миссии и целей

Определение миссии и целей организации, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в формировании миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцесоом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.

3. Выбор стратегии

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления. Определение стратегии — это не составление плана действий. Определение стратегии — это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке и т.п.

4. Выполнение стратегии

Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии— это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.

5. Оценка и контроль реализации стратегии

Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.

Основные задачи любого контроля следующие: определение того, что и по каким показателям проверять; оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями; выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены различных аспектов формирования стратегии предприятия.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-      Рассмотрена сущность формирования стратегии предприятия;

-      Раскрыт экономический аспект формирования стратегии предприятия;

-      Раскрыт политический аспект формирования стратегии предприятия;

-      Раскрыт организационный аспект формирования стратегии предприятия.

Итак, процесс планирования охватывает не только определение контрольных цифр социально-экономического развития предприятия в текущем плановом периоде, но и тесную их увязку со стратегически перспективной концепцией развития экономики народного хозяйства страны.

Стратегическое планирование является систематизированным и логическим процессом, основанным на эффективном мышлении, искусстве прогнозирования, исследования и выбора необходимых альтернатив.

Стратегический план позволяет определить реальные возможности развития с учетом ресурсных ограничений. Основными задачами стратегического планирования являются: определение необходимых политических решений, оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции, оценка необходимых производственных мощностей в будущем, предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.

При составлении стратегического плана необходимо учитывать, что стратегии предприятия строятся по иерархическому принципу, хозяйственная деятельность которого и его стратегия взаимосвязаны. При этом стратегии и тактика предприятия взаимосвязаны.

При составлении стратегического плана используется следующая документация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; финансовый план; баланс на конец последнего года плана.

Список литературы

1.     Виханский О. С., Наумов А. И. Стратегический менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарика, 2003.

2.     Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002.

3.     Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций. - Томск: ТРТУ, 2000.

4.     Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: Инфра – М, 2000.

5.     Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: Новое знание, 2000.

6.     Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева З. П., Соломатин Н. А., Акбердин Р.З. и др. – М.: Инфра – М, 2003.                        

7.     Стратегический менеджмент организации. Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2004.







[1] Стратегический менеджмент организации. Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2004. – с. 106.

[2] Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002. – с. 312.

[3] Виханский О. С., Наумов А. И. Стратегический менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарика, 2003. – с. 267.

[4] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: Новое знание, 2000. – с. 411.

[5] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: Новое знание, 2000. – с. 412.

[6] Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева З. П., Соломатин Н. А., Акбердин Р.З. и др. – М.: Инфра – М, 2003. - с. 331.