Содержание


Введение.. 3

1. Управленческий учет и процесс управления.. 5

1.1     Сущность управленческого учета. 5

1.2 Объекты управленческого учета и классификация затрат. 8

1.3 Основные принципы управленческого учета. 14

1.4  Функции управленческого учета. 17

1.5 Системы управленческого учета. 19

2. Система управленческого учета «стандарт-кост». 31

2. 1 Учет затрат в ООО «Видео-фильм». 31

2.2 Учет финансовых результатов в ООО «Видео-фильм». 40

Заключение.. 43

Список литературы... 44


Введение


Характерными чертами интернационализации экономических отношений, которые мы наблюдаем на современном этапе развития рыночных отношений, являются возникновение предприятий со смешанным капиталом, привлечение иностранных инвестиций и кредитов. В указанных процессах первостепенное значение приобретают вопросы получения достоверной и понятной финансовой информации о деятельности концернов и предприятий, которую может предоставить только бухгалтерский учет.

В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей. В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации,  полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

Первые высказывания о необходимости формирования самостоятельной информационной системы об издержках производства и о том, какой ей быть, появились еще в начале ХХ века в книге Г. Эмерсона «Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы»[1]. В данном сочинении впервые была предпринята попытка выделить учет издержек производства в самостоятельное направление учетной работы.

Другим важным обстоятельством, способствовавшим созданию управленческого учета как самостоятельной области бухгалтерского дела, было учреждение в США национальной ассоциации бухгалтеров-производственников, возникшей в октябре 1919 г. по инициативе Дж. Ли Никольсона – деятеля в области фабрично-заводского счетоводства. Эта ассоциация сыграла большую роль в развитии и переквалификации бухгалтеров США.

Только в условиях рыночных отношений возможна объективная интеграция методов управления в единую систему бухгалтерского управленческого учета.

Актуальность данной работы заключается в том, что в условиях обособления предприятий с различными формами собственности, механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования, развития других сторон рыночной экономики изменяются целевая ориентация всей системы бухгалтерского учета предприятия и ее современное назначение – формирование информационно-аналитической базы принятия управленческих решений.

Цель данной работы – исследовать и выявить характер воздействия управленческого учета на процесс управления в организации. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

-         определить сущность управленческого учета;

-         определить объекты управленческого учета и способы их воздействия на процесс управления предприятием;

-         рассмотреть системы управленческого учета, действующие при рыночных отношениях;

-         выявить функции управленческого учета, способствующие воздействию на процесс управления.


1. Управленческий учет и процесс управления


1.1  Сущность управленческого учета

Система бухгалтерского учета накапливает и систематизирует информацию о деятельности организации и доставляет ее пользователям в виде внешних и внутренних отчетов. По мнению Ч.Т. Хонгрена и Дж. Фостера, составление внешних отчетов относится к сфере финансового учета, который жестко подчинен стандартным принципам, а составление внутренних отчетов – к системе управленческого учета.[2] Синонимом управленческого учета является внутренний учет. В отдельную систему они выделяют производственный учет, главная цель которого формулируется как калькулирование себестоимости продукции и услуг. И поскольку информация, полученная в рамках производственного учета, поступает как внутренним, так и внешним пользователям, то можно сказать, что производственный учет – это управленческий учет плюс определенная часть финансового учета.

Знак равенства между производственным учетом и учетом издержек ставят Р. Мюллердорф и М. Карренбауэр. Они определяют основную задачу производственного учета как получение информации об издержках для обеспечения текущего управления предприятием при известной величине производственной мощности[3].

Под производственным учетом К. Друри понимает сбор данных о производственных затратах для оценки стоимости запасов продукции. По его мнению, термин  «управленческий учет» означает подготовку информации, необходимой для осуществления деятельности управленческого характера, такой как принятие решения, планирование, контроль и регулирование.[4] Для идентификации этих видов учета применяются различные критерии: для производственного – объект учета, для управленческого – цель учета.

Рассматривая сущность управленческого учета Н.Т. Лабынцев, Е.А. Шароватова и Р.Г. Михайленко определяют ее как интегрированную систему учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных, тактических и стратегических решений и для координации проблем будущего развития.[5]

Как видно из работ отечественных и зарубежных экономистов, приведенных выше, достаточно разнообразно дано определение управленческого учета и определены его цели (Таблица 1).

Таблица 1

Автор

Сущность управленческого учета

Цель управленческого учета

Ч.Т.Хонгрен

Внутренний учет, производственный учет

Калькулирование себестоимости продукции,

Р. Мюллердорф,

М. Карренбауэр

Производственный учет.

Информация об издержках

К. Друри

Производственный учет. Подготовка информации для деятельности управленческого характера

Сбор данных о затратах. Информация для планирования, контроля, регулирования

Н.Т. Лабынцев,

Е.А. Шароватова,

Р.Г. Михайленко

Интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа

Информация для оперативных, тактических и стратегических решений


Тем не менее, можно отметить, что все рассмотренные выше определения в той или иной степени затрагивают учет затрат на производство продукции, работ, услуг с целью воздействия на управление производством.

Если исходить из того, что процесс управления охватывает в целом деятельность предприятия, то можно определить, что объектом управленческого учета будут все виды имущества и процессы, происходящие на предприятии. Информация, полученная в рамках производственного учета, как раз в основном и используется для управления предприятием.

Поскольку затраты являются отражением процесса производства, который в свою очередь выступает частью всей деятельности предприятия, то можно сделать вывод, что производственный учет является одним из разделов управленческого учета.

Управленческий учет – это самостоятельное направление бухгалтерского учета, которое обеспечивает управленческий аппарат предприятия информацией, необходимой для оперативного управления, представляющий собой информационно-вычислительную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учета, контроля и анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования предприятия и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений[6].

Задачей бухгалтерского управленческого учета является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия, где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), то есть для внутренних пользователей бухгалтерской информации.

Управленческий учет, организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия, в чем и заключается его преимущество перед финансовым учетом. Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемлемости. В этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета, а также о его конфиденциальности.

Учитывая, что одной из основных задач бухгалтерского учета является «формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации»[7], можно сделать вывод, что бухгалтерский управленческий учет – это связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием.


1.2 Объекты управленческого учета и классификация затрат

Объектами бухгалтерского управленческого учета являются:

-         затраты (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности;

-         результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности (сегментов предприятия);

-         внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен;

-         бюджетирование и внутренняя отчетность.

Формирование информации о производственных затратах в управленческом учете основано на разработке соответствующей их классификации, анализе поведения затрат, контроле и определении способов их снижения. В управленческом учете в зависимости от целей и задач управления при классификации затрат выделяют различные основания (признаки). При этом основополагающим принципом, на котором строится научно обоснованная классификация затрат, служит принцип разграничения понятий «затраты» и «расходы», различие между которыми касается фактора времени.

Расходы – стоимость использованных ресурсов, которые полностью израсходованы или «потрачены» в течение определенного периода для получения дохода. Этот период не обязательно совпадает с моментом действительной оплаты ресурса.

Затраты – денежная оплата приобретенных товаров или услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли (списана в расходы). В балансе они отражаются как активы.

Таким образом, расходы – это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода.

Текущая производственная деятельность предприятия сопровождается затратами различного вида относительной значимости. К основным элементам производственных затрат относят следующие:

-         прямые затраты на материалы – сырье и материалы, используемые в производственном процессе. Физически они включаются в готовый продукт, и процесс их превращения в конечную продукцию можно проследить.

-         прямые затраты на заработную плату – основная заработная плата, дополнительные выплаты и отчисления во внебюджетные фонды от заработной платы основных производственных рабочих, труд которых непосредственно связан с производственным процессом изготовления продукции или оказания услуг.

К производственной деятельности относят также производственные накладные расходы, которые включают в себя три вида затрат:

-         косвенные затраты на материалы – затраты на материалы, которые требуются для производственного процесса, но не становятся составной частью готового продукта;

-         косвенные затраты на труд – затраты на содержание персонала, не связанного непосредственно с изготовлением продукции, но услуги которого необходимы для осуществления производственного процесса (мастера, бригадиры, начальники производственных подразделений, контролеры, кладовщики);

-         другие накладные расходы – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные расходы, в частности, амортизация производственных помещений и оборудования (основных фондов), коммунальные услуги, затраты подразделений, обслуживающих основное производство.

Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый характер (операции с ценными бумагами, продажа или покупка имущества и т.п.), выходят за рамки предмета управленческого учета.

Предметом бухгалтерского управленческого учета является производственная деятельность организации и ее отдельных структурных подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности, возглавляемые руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы.

Сегментарный учет является важнейшей составляющей управленческого учета. Сегментарный учет можно определить как систему сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразделений предприятия. На базе информации сегментарного учета строится система управленческого контроля предприятия. Данные сегментарного учета удовлетворяют информационные потребности внутрифирменного управления, позволяют контролировать затраты и результаты на разных уровнях управления, составлять сегментарную отчетность. Анализируя последнюю, можно судить об эффективности функционирования того или иного структурного подразделения предприятия.

Основываясь на информации сегментарного учета и отчетности, администрация предприятия может принимать различные управленческие решения, например, о целесообразности разукрупнения (децентрализации) бизнеса.

В настоящее время в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов и расходов). Производственные затраты и накладные общехозяйственные расходы в совокупности составляют полную себестоимость продукции (работ, услуг) (рисунок 1).


 












Рисунок 1. Определение полной себестоимости продукции[8]


Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.[9] Основной задачей определения себестоимости является установление оптимального уровня затрат и выявление резервов экономии.

В управленческом учете анализ полной себестоимости продукции имеет значение для формирования конкурентоспособной ценовой политики организации, следовательно, себестоимость продукции можно рассматривать в качестве одного из основного объекта управленческого учета. При этом посредством воздействия управленческих решений на изменения себестоимости можно добиться цели, ради которой организации собственно и осуществляют свою коммерческую деятельность – получение максимально возможной прибыли.

За себестоимостью продукции, работ, услуг призван следить производственный учет, анализировать причины перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, сметами или прогнозами, а также выявлять возможные резервы экономики. Он должен четко и детально отражать все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии.

Учет затрат по видам показывает, какие группы издержек возникли на предприятии в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в отчетном периоде.

Учет затрат по местам их возникновения позволяет распределить их между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответственности), в которых они были осуществлены.

Учет затрат по носителям предполагает определение всех издержек, связанных с производством единицы какой-либо конкретной продукции или с выполнением определенного заказа.

С течением времени процесс управления предприятия претерпел существенные изменения как с точки зрения постановки задач, так и с точки зрения методов их решения. Производственный учет в современных условиях не является самоцелью. Его информация необходима руководству и менеджерам для принятия оперативных производственных решений. Следовательно, бухгалтерский управленческий учет включает в себя производственный учет (рисунок 2).


Овал: Управленческий
учет
Бюджетирование

Овал: Финансовый учет
 

Управленческий

Овал: Производственный учетконтроль


Овал: Налоговый
учет
Управленческий

анализ

 

Принятие

управленческих решений


Внутренняя (сегментарная)

отчетность




Рисунок 2. Взаимосвязь видов учета[10]



Таким образом «базой» управленческого учета является производственный учет. Его «надстроечная» часть (на рисунке она заштрихована) представляет собой бюджетирование, управленческий контроль и управленческий анализ деятельности организации и ее сегментов (структурных подразделений), принятие оперативных управленческих решений, а также составление внутренней отчетности.

Известно, что посредством бюджетирования, управленческого контроля и анализа и осуществляется общее воздействие на управление предприятием в целом, но при этом необходимо соблюдать определенные принципы.


1.3 Основные принципы управленческого учета

Управленческий учет, концентрируя информацию в объеме, необходимом для принятия управленческих решений руководством предприятия различных уровней, строится на соблюдении следующих общесистемных принципов формирования информации:

1)    Принцип опережения данных для принятия управленческих решений. При этом гораздо важнее правильная оценка предстоящих расходов и доходов, чем констатация упущенных возможностей.

2)    Принцип ответственности за последствия принятых решений. Если ответственность за результаты хозяйствования на всех уровнях управления отсутствует, вести управленческий учет нет смысла.

3)    Принцип целостности. Управленческий учет должен быть системным и обеспечивать согласованность данных с показателями финансового учета и отчетности даже тогда, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи.

4)    Принцип понятности. Представление данных в виде аналитических таблиц, графиков, удобных и понятных для пользователей.

5)    Принцип сопоставимости. Условие сравнения, сопоставления экономических величин, показателей, согласно которому они должны быть предварительно приведены к адекватной форме измерения, к сопоставимому виду.

Информация, формируемая в бухгалтерском управленческом учете, должна быть полезной пользователям. Для этого  она должна быть уместной, надежной и сравнимой[11].

Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность.

Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.  Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Информация, представляемая заинтересованным пользователям (кроме отчетов специального назначения), должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).  Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени для того, чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Они должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не предполагает какие-либо препятствия для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация не должна вести учет какого-то факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию таких требований, как уместность и надежность, либо существует лучшая альтернатива.

При формировании информации в бухгалтерском учете должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надежность этой информации. Одним из таких факторов является своевременность информации. Чрезмерная просрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым представить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом, ее надежности. Ожидание того момента, когда становятся известны все аспекты факта хозяйственной деятельности, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям. При достижении баланса между уместностью и надежностью решающим аргументом является то, как наилучшим образом удовлетворить потребности заинтересованных пользователей, связанные с принятием решений.

Таким образом, основными принципами управленческого учета можно назвать следующие:

-         уместность;

-         надежность;

-         сравнимость.


1.4  Функции управленческого учета

 Управленческий учет можно разбить на три основных направления, отвечающих на основные вопросы жизнедеятельности предприятия и тем самым воздействуя на управление предприятием:

1) Определение себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг)

-         рентабельность различных видов продукции (работ, услуг);

-         рентабельность различных видов деятельности;

-         зависимость затрат от различных факторов;

-         фактические результаты в сравнении с запланированными;

-         ценообразование, позволяющее покрывать затраты и обеспечивать требуемый уровень рентабельности;

-         влияние увеличения (уменьшения) выпуска продукции, прекращения производства того или иного вида продукции на рентабельность предприятия.

2) Анализ информации и принятие управленческих решений:

-         финансовые прогнозы;

-         информация для подготовки планов;

-         информация о выполнении планов и достижении поставленных целей;

-         информация о фактических результатах в сравнении с запланированными

3) Планирование и контроль:

-         зарабатывание денег;

-         инвестирование временно свободных средств;

-         сокращение расходов;

-         расходование средств;

-         привлечение финансовых ресурсов.

Определение целей необходимо для оценки будущих доходов и расходов и соответственно бюджетов для достижения поставленных целей. Это также является отправной точкой в планировании закупок и объемов производства.

Для достижения поставленных целей должны приниматься следующие решения[12]:


1. Решения по планированию

2. Решения по контролю

Рутинные примеры

Нерутинные примеры

Корректирующие действия на основании системы бюджетного контроля или другой системы оценки эффективности

Бюджетирование

Решения о выпуске нового вида продукции

Сокращение затрат

Стратегическое планирование

Решения о прекращении выпуска вида продукции



Инвестиционные решения



Когда определены цели и составлены бюджеты, они могут быть использованы как ориентиры, по которым предприятие будет оценивать степень эффективности или неэффективности в достижении поставленных целей.

Таким образом, к конкретным практическим задачам управленческого учета можно отнести:

-         выявление областей наибольшего риска и узких мест в деятельности предприятия;

-         формирование ценовой политики предприятия, в том числе пределов скидок, при различных условиях сбыта и платежа;

-         формирование ассортиментной политики и выявление убыточных видов продукции;

-         оценка эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений.

Таким образом, к основным функциям управленческого учета можно отнести: выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его управленческих задач.

Управленческий учет представляет собой одновременно и систему и область исследований. Он является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета


1.5 Системы управленческого учета

Реальность оценки деятельности предприятия, как уже говорилось выше,  требует точного исчисления (калькулирования) фактической себестоимости всех объектов учета, потому, что себестоимость является базой для определения цены производственной продукции, выполненных работ и услуг. Именно себестоимость продукции оказывает влияние на размеры получаемой прибыли по результатам деятельности предприятия и его рентабельность.

Системы управленческого учета строятся по способам отнесения затрат на себестоимость продукции., которые делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты непосредственно связаны с производством данного вида продукции (работ, услуг) и могут быть учтены в себестоимости данного вида продукции (работ, услуг).

Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции (работ, услуг) и распределяются между ними пропорционально какому-либо признаку (избранной базе), который должен быть отражен в учетной политике предприятия.

Калькулирование себестоимости изделий занимает главное место в смете расчета себестоимости. Калькулирование себестоимости – это расчет затрат, необходимых для выпуска продукции (работ, услуг).[13]

Объектом калькулирования является любой вид продукции, который считается готовым с точки зрения данного производства. Калькулирование применяется для стоимостного измерения имущества хозяйства и процессов на всех стадиях его кругооборота.

На первой стадии кругооборота (процесс снабжения) определяется себестоимость заготавливаемых предметов труда и средств труда.

На второй стадии кругооборота (процесс производства) рассчитывается производственная себестоимость продукции.

На третьей стадии кругооборота (процесс реализации) исчисляется полная фактическая себестоимость реализованной продукции, работ и услуг.

При калькулировании продукции, работ и услуг применяются различные методы. При этом под методом калькулирования понимается совокупность приемов и способов исчисления себестоимости.

Метод прямого счета – себестоимость единицы продукции определяется путем деления себестоимости товарной продукции на количество изготовленных изделий.

Расчетно-аналитический метод – прямые затраты на единицу продукции определяются нормативным расчетом; косвенные затраты на единицу продукции распределяются пропорционально принятой базе.

Методы учета затрат и калькулирования продукции в управленческом учете следующие:

1) Нормативный метод содержит технически обоснованные расчетные величины затрат материальны, денежных ресурсов, затрат рабочего времени и т.д. Правильный и своевременный учет изменения норм позволяет контролировать внедрение новой техники, выполнение планов организационно-технических мероприятий. Отклонения от норм свидетельствуют о перерасходе материальных ресурсов производства.

2) Позаказный метод применяется в индивидуальных и мелкосерийных производствах. Объектом учета и калькуляции является заказ. Данный метод приемлем в производствах со взаимосвязанными стадиями технологического процесса, а готовую продукцию выпускает последний в технологической цепочке цех. Производственные затраты, собранные по цехам, суммируются, после чего рассчитывается себестоимость единицы продукции исходя из суммы затрат всех цехов.

В течение изготовления заказа по дебету счетов учета затрат на производство (счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы») – с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты по каждому заказу отдельно, с подразделением на прямые, относимы в дебет счетов 20 и 23, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанных непосредственно с конкретным заказом, а обусловленных процессом организации, обслуживания производства и управления им.

Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию по принадлежности по завершении производства заказа в дебет счетов 20 и 23 с одновременным их распределением между заказами, в разрезе которых организуется аналитический учет, пропорционально выбранной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая себестоимость готового заказа, т.е. суммы фактической производственной себестоимости выполнения заказа переносятся с кредита счета 20 в дебет счета 43 «Готовая продукция» или счета 90 «Продажи».

3) Попередельный метод применяется в производствах, в которых обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько отдельных самостоятельных фаз обработки – переделов (например, в металлургии, текстильной и других отраслях промышленности). Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов (бесполуфабрикатный вариант).

Здесь применяется традиционный калькуляционный вариант учета. В течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство – счета 20, 23, 25, 26 и другие с кредита счетов учета ресурсов – собираются затраты отчетного периода. Их подразделяют на прямые, относимые в дебет счетов 20, 23, и косвенные, относимые в дебет счетов 25, 26.

Расходы, собранные на счете 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счетов 20 и 23 по принадлежности с одновременным их распределением между объектами калькулирования пропорционально выбранной базе. Счета 25 и 26 в конце периода закрываются.

По окончании отчетного периода (месяца), выявившаяся на счетах 20, 23 фактическая производственная себестоимость продукции переносится в дебет счета 43 «Готовая продукция» или счета 90 «Продажи».

Если калькулируется себестоимость полуфабрикатов после каждого передела (что позволяет определять их себестоимость на различных стадиях обработки), то речь идет о полуфабрикатном варианте попередельного метода.

4) Простой метод применяется в организациях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или имеет незначительный размер (например, в угольной промышленности производственная себестоимость 1 тонны угля определяется делением затрат на количество добытого угля).

5) Система учета «директ – кост».

Система неполного ограниченного включения затрат в себестоимость по признаку их зависимости от динамики объемов производства и разделения на постоянные и переменные величины называется системой direct costinq.

Переменные затраты в сумме изменяются в прямой пропорции с изменением объема производства, но рассчитанные на единицу продукции являются постоянными (сдельная заработная плата рабочих, материалы, топливо, электроэнергия на технологические нужды).

Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении объема производства, но рассчитанные на единицу продукции зависят от изменения уровня производства – амортизационных отчислений, заработной платы руководителей и т.п.

Принципиальное отличие системы «директ – кост» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. Они, как и общехозяйственные расходы, исключаются из издержек производства, что, в свою очередь, отражается на схеме построения финансового результата предприятия. В системе «директ – кост» содержатся два показателя – маржинальный доход и операционная прибыль.

Маржинальный доход – это разница между выручкой от реализации и переменными затратами, собираемыми на счетах 20 «Основное производство» и 25 «Общепроизводственные расходы», субсчет «Переменные общепроизводственные расходы».

«Директ -кост» заостряет внимание руководителей предприятия на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным видам изделий. При этой системе разница между продажной ценой и суммой переменных затрат не затушевывается в результате списания доли постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий или всей суммы на общие издержки предприятия при тенденции роста удельного веса постоянных расходов.

Порядок отражения операций на бухгалтерских счетах в условиях этой системы следующий. Прямые производственные затраты собираются в дебете счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и других. Переменная часть общепроизводственных расходов с кредита счета 25, субсчет «Переменные производственные расходы» списываются в дебет счета 20 с использованием выбранной базы их распределения и дальнейшим отнесением распределенных сумм на соответствующие носители затрат, то есть эти расходы участвуют в калькулировании продукции и услуг по видам.

Постоянная часть общепроизводственных расходов – кредит счета 25, субсчет «Постоянные производственные расходы», вместе с общехозяйственными расходами – кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы», в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции за данный период по дебету счеты 90 «Продажи».

Сумма фактической себестоимости продукции, законченной производством и переданной на склад, относится со счета 20 в дебет счета 43 «Готовая продукция» или 90 счета.

«Директ - кост» имеет несколько вариантов применения:

-         классический «директ - кост» предполагает калькулирование по прямым (основным) затратам;

-         система переменных затрат – калькулирование осуществляется по переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные;

-         система учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей – в калькуляцию включаются все переменные расходы и часть постоянных, рассчитываемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.

-         Общим для этих вариантов является то, что калькулируется не полная, а частичная себестоимость.

-         Использование системы «директ – кост» на предприятии создает следующие преимущества:

-         выявляются изделия с большей рентабельностью для расширения их выпуска;

-         проводится эффективная политика цен, появляется возможность использования в конкурентной борьбе демпинга – продажи товаров по заниженным ценам, нижний предел которых не должен быть меньше общей суммы переменных затрат;

-         представляется возможным проконтролировать изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции;

-         создаются условия для оперативного контроля величины постоянных расходов, т.к. при учете полной себестоимости часть нераспределенной суммы накладных расходов переходит из одного периода в другой, и поэтому контроль за ними ослабевает;

-         расширяются аналитические возможности учета, происходит процесс тесной интеграции учета и анализа.

6) Система «стандарт – кост»

Система «стандарт – кост», широко применяемая в западных странах, заключается в разработке норм – стандартов, составлении стандартных калькуляций до начала производства и учете фактических затрат с выделением отклонений от стандартов, систематизированных как совокупность. Термин «стандарт – кост» означает:

-         «стандарт» – количество необходимых для производства единицы продукции материальных, трудовых и накладных затрат;

-         «кост» – денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции.

В рамках системы «стандарт – кост» нормативные затраты на единицу продукции состоят из шести элементов:

-         нормативной цены основных материалов;

-         нормативного количества основных материалов;

-         нормативного рабочего времени (по прямым трудозатратам);

-         нормативной ставки прямой оплаты труда;

-         нормативного коэффициента переменных общепроизводственных расходов;

-         нормативного коэффициента постоянных общепроизводственных расходов.

Стандарты рассчитываются внутри производства и составляют базу функционирования данной системы. Основными факторами, вызывающими отклонения и подвергающимися оценке (анализу), в системе «стандарт – кост» являются отклонения по количеству затраченных ресурсов (материальных, трудовых), отклонения по ценам (ставкам). Обязательно вскрываются причины данных отклонений.

Принципиальным моментом данной системы является то, что нет необходимости полного распределения всех накладных расходов на себестоимость произведенной продукции. Возможно, их прямое вычитание из прибыли – отнесение без распределения по видам продукции на счет 44 «Расходы на продажу» как расходы текущего периода. Методика установления нормативных затрат определяется предприятием, а не задается вышестоящей организацией.

Система «стандарт – кост» имеет много общего с системой нормативного учета затрат на производство, созданной в нашей стране в период с 1930-х по 1940-е гг.

В основе обеих систем лежит:

-         строгое нормирование затрат; предварительное (до начала отчетного периода) составление нормативных калькуляций на основе установленных норм (стандартов) расходов ресурсов по отдельным статьям издержек;

-         осуществление раздельного учета и контроля производственных затрат по действующим нормам и отклонениям от норм в местах их возникновения и центрах ответственности;

-         систематическое отклонение от расходных норм с целью использования информации об отклонениях для устранения негативных явлений в производственном процессе и управления издержками.

Обе системы учета являются универсальными и могут применяться при любом методе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

При ведении учетных записей по такому варианту исходные позиции следующие:

-         на отклонение прямых фактических затрат материалов и труда основных производственных рабочих влияние оказывают два фактора: отклонения по цене материала и соответственно отклонения по ставке заработной платы; отклонения по использованию материала и соответственно отклонения по производительности труда;

-         общепроизводственные расходы рассматриваются в разрезе переменной и постоянной частей;

-         на отклонение переменных общепроизводственных расходов влияние оказывают два фактора: отклонение переменных общепроизводственных расходов по затратам; отклонение переменных общепроизводственных расходов по эффективности;

-         неблагоприятные отклонения отражаются по дебету, а благоприятные  - по кредиту счета;

-         постоянные общепроизводственные и общехозяйственные расходы списываются на счет 99 «Прибыли и убытки».

Списание материалов на основное производство проводится следующим образом:

Дебет 20 Кредит 10 – производится по стандартным затратам, скорректированным на фактический выпуск. В пределах норм такие прямые переменные затраты, как заработная плата, начисленная основным производственным рабочим с учетом отклонений на социальные нужды, отражаются проводкой: Дебет 20 Кредит 70 (69).

Возникшие отклонения по прямым переменным затратам отражаются на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в разрезе следующих субсчетов:

-         субсчет 1 – отклонения по ценам заготовления материалов:

благоприятные: Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 16-1;

неблагоприятные: Дебет 16-1 Кредит 60

-         субсчет 2 – отклонения по использованию материалов в производстве:

благоприятные: Дебет 60 Кредит 16-2;

неблагоприятные: Дебет 16-2 Кредит 60;

-         субсчет 3 – отклонения по ставке заработной платы:

благоприятные: Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 16-3;

неблагоприятные: Дебет 16-3 Кредит 70;

-         субсчет 4 – отклонения по производительности труда:

благоприятные: Дебет 70 Кредит 16-4;

неблагоприятные: Дебет 16-4 Кредит 70.

Счет 16 регулируется счетом 99 «Прибыли и убытки», к которому открывается субсчет 1 «Отклонения по прямым переменным затратам»:

благоприятные: Дебет 99-1 Кредит 16;

неблагоприятные: Дебет 16 Кредит 99-1.

Списание переменных общепроизводственных расходов на основное производство осуществляется с учетом нормативной ставки и фактического выпуска продукции, рассчитанного в нормо - часах: Дебет 20 Кредит 25-1.

Учет отклонений от норм организуется на дополнительных субсчетах:

-         субсчет 2 – отклонение переменных общепроизводственных расходов по затратам: благоприятное – Дебет 25-2 Кредит 99-2; неблагоприятное – Дебет 99-2 Кредит 25-2;

-         субсчет 3 – отклонение переменных общепроизводственных расходов по эффективности: благоприятное -–Дебет 25-3 Кредит 99-3; неблагоприятное – Дебет 99-3 Кредит 25-3;

Сальдо отклонений на субсчетах к счетам 16 и 25 заключительным оборотом списываются в конце отчетного периода на финансовые результаты – счет 99 «Прибыли и убытки» и на аналогичные субсчета.

Списание затрат на готовую продукцию осуществляется проводками:

Дебет 43 «Готовая продукция» и Кредит 20 «Основное производство» и себестоимость реализованной продукции по Дебету 90 «Продажи» Кредит 43 «Готовая продукция» отражается по стандартным величинам.

Списание постоянных общепроизводственных и общехозяйственных расходов на счет 99 «Прибыли и убытки» отражается записью:

Дебет 99-4 Кредит 25-4 и Дебет 99-4 Кредит 26.

Преимущества системы «стандарт – кост»:

-         расходы сверх установленных норм относятся на виновных лиц и на финансовые результаты и не включаются в затраты на производство;

-         возможности контроля затрат и оценка выполнения работ с помощью сравнения фактических данных и данных согласно бюджету. Задачей контроля является производство продукции с возможными наименьшими затратами в соответствии с определенными нормативами;

-         выделение проблемных зон с помощью «управления  по отклонениям»;

-         адресное определение ответственности за нежелательный результат с последующим корректирующим воздействием.

Отечественной практикой глубоко проработаны вопросы, связанные с калькулированием. Накоплен богатый теоретический и практический опыт в области нормативного метода учета затрат и калькулирования, так похожего на систему «стандарткост»  в управленческом учете.

Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции организуется по каждому подразделению предприятия и строится в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой.

Направленность развития бухгалтерского управленческого учета находит отражение в новом «Плане счетов», разделом 3 которого «Затраты на производство» определяется возможность применения двух вариантов формирования информации о расходах предприятия:

с применением счетов 20-29;

с применением счетов 20-39.

Для формирования информации о расходах организации по обычным видам деятельности для группировки расходов по статьям, местам возникновения и исчисления себестоимости следует применять счета 20-29, а для учета расходов по элементам следует применять счета 30-39. При этом счета 20—29 отражают производственную бухгалтерию, где формирование затрат производится по статьям калькуляции, в то же время счета 30-39 будут отражать финансовую бухгалтерию.

Таким образом, счета 20-29 можно назвать счетами управленческого учета и они предназначены для обобщения информации о процессах формирования издержек производства и обращения, стоимости готовой продукции, а также процессах ее реализации.

Рациональная организация учета с применением счетов 20-29 предполагает выбор оптимальных объектов учета, то есть, группировка затрат по видам производств и местам возникновения, которые на практике объединяются в одну. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции организуется по каждому подразделению.

Таким образом, применяя метод учета затрат, присущий специфики конкретного производства, и учитывая эти затраты по центрам ответственности, возможно оперативно проводить анализ данных бухгалтерского управленческого учета, способного выявить как негативные, так и позитивные результаты производственной деятельности. И уже на основании данных анализа принимать соответствующие управленческие решения. В этом и заключается взаимосвязь управленческого учета и управления.

2. Система управленческого учета «стандарт-кост»


2. 1 Учет затрат в ООО «Видео-фильм»

Основным видом деятельности ООО «Видео-фильм» является производство лицензионных видеокассет и их реализация оптовым покупателям. Выпуск кассет планируется на предстоящий год по результатам анализа спроса населения на данный вид продукции. По окончании отчетного периода по данным бухгалтерского учета подводятся итоги работы организации (таблица 1, 2).

Видеокассеты и упаковки для кассет предприятие закупает у внешних поставщиков.

Таблица 1.

Смета доходов и расходов ООО «Видео-фильм» на 1 квартал 2004 год


Показатели

Сумма,  руб.

Выручка от продаж 5000 видеокассет по цене 60 руб. за единицу

300 000

Расходы


Основные материалы:


видеокассеты 5500 штук по цене 13 руб. за единицу

71 500

упаковка для видеокассет 5000 по цене 0,4 руб. за единицу

2 000

Итого прямых материальных расходов

73 500

Заработная плата производственных рабочих

90 000

(из расчета 10 руб. за час при балансе времени 9000 часов)


Общепроизводственные расходы, всего

99 000

в том числе:


переменные (по 4 руб. за 1 час труда основных производственных рабочих)

36 000

постоянные (по 7 руб. за 1 час труда основных производственных рабочих)

63 000

Всего расходов

262 500

Валовая прибыль

37 500





Таблица 2.

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов за 1 квартал 2004 года

Показатели

Сумма,  руб.

Выручка от продаж 4500 видеокассет по цене 70 руб. за единицу

315 000

Расходы


Основные материалы:


видеокассеты 5500 штук по цене 13,5 руб. за единицу

67 500

упаковка для видеокассет 5000 по цене 0,5 руб. за единицу

2 500

Итого прямых материальных расходов

70 000

Заработная плата производственных рабочих

93 500

(из расчета 11 руб. за час при балансе времени 8500 часов)


Общепроизводственные расходы, всего

91 500

в том числе:


переменные

32 000

постоянные

59 500

Всего расходов

255 000

Валовая прибыль

60 000


Для анализа выполнения плана нужно сделать сводную таблицу плановой сметы и фактической (таблица 3).

Таблица 3.

Анализ исполнения сметы доходов и расходов за 2002 год


Показатели

Сумма,  руб.

Сумма,  руб.

Отклонения, руб.

(гр.3-гр.2)

1

2

3

4

Выручка от продаж 5000 видеокассет по цене 60 руб. за единицу

300 000

315 000

15 000

Расходы




Основные материалы:




видеокассеты 5500 штук по цене 13 руб. за единицу

71 500

67 500

-4 000

упаковка для видеокассет 5000 по цене 0,4 руб. за единицу

2 000

2 500

500

Итого прямых материальных расходов

73 500

70 000

-3 500

Заработная плата производственных рабочих


90 000

93 500

3 500

Общепроизводственные расходы, всего

99 000

91 500

-7 500

в том числе:




переменные

36 000

32 000

-4 000

постоянные

63 000

59 500

-3 500

Всего расходов

262 500

255 000

-7 500

Валовая прибыль

37 500

60 000

22 500


При сравнении двух таблиц видно, что производственным отделом допущены отклонения от стандартных затрат по:

·        использованию материалов в сумме 3 500 руб. (экономия).;

·        начислению заработной платы основным производственным рабочим в сумме 3500 руб. (перерасход);

·        общепроизводственным расходам в сумме 7500 руб. (экономия).

Учет затрат в данной организации осуществляется по системе «стандарт-кост», цель которой правильно и своевременно рассчитать эти отклонения и записать на счетах бухгалтерского учета.

На первом этапе анализа будем рассчитывать отклонения по материалам. Стандартная стоимость потребленных материалов зависит от двух факторов: стандартного расхода материала на единицу продукции и стандартной цены на него.

Отклонения по ценам на материалы определяются по формуле:

Отклонения цены материалов = (Фактическая цена за единицу – Стандартная цена за единицу) * Количество закупленного материала

По данным таблиц 2 и 3 определяем размер отклонений фактических затрат от стандартных по ценам по ценам на видеокассеты и упаковку.

Видеокассеты:

Отклонения цены материалов = (13,5-13) * 5000 = + 2500 руб.

Упаковка для видеокассет:

Отклонения цены материалов = (0,5 – 0,4) * 5000 = + 500 руб.

Вывод: отклонения фактических материальных затрат от стандартных – неблагоприятные, допущен перерасход средств.

Ответственность за отклонения фактических материальных затрат от стандартных возложена на руководителя центра ответственности – начальника производства. При выяснении причин такого отклонения было установлено, что цены поставщика на видеокассеты выросли. Увеличение стоимости упаковки для видеокассет связано с ростом курса доллара, от которого зависит стоимость упаковок.

Вторым фактором, влияющим на размер материальных затрат, является удельный расход материалов, то есть их затраты на единицу продукции. Сравним стандартный расход видеокассет с фактическим. Согласно смете затрат стандартный расход на одну видеокассету должен был составить 1,1 (5500 / 5000) шт. Фактический же удельный расход составил: 1,11 (5000 / 4500).

С учетом того, что фактически произведено 4500 видеокассет, стандартный расход видеокассет под запись равен: 1,1 * 4500 = 4 950 ед.

Отклонения фактических затрат от стандартных по использованию материалов можно рассчитать по формуле:

Отклонения цены материалов = (Фактический расход материалов – Стандартный расход материалов) * Стандартная цена материалов

Тогда по видеокассетам имеем: (5000-4950)*13 руб. = + 650 руб. – отклонение неблагоприятное.

По упаковкам для видеокассет: (5000-4500)*0,4 руб. = + 200 руб. – отклонение неблагоприятное.

Как выяснилось, перерасход связан с низким качеством закупленного материала. Ответственность за выявленные отклонения возложена на отдел закупок.

Далее рассчитаем совокупное отклонение расхода видеокассет от стандартного с учетом обоих факторов. Совокупное отклонение по материалам – это разница между фактическими затратами на материал и стандартными затратами с учетом фактического выпуска продукции.

Стандартные удельные затраты видеокассет: 14,3 руб./ед. (71500 руб./5000 ед.).

С учетом фактического объема производства (4500 ед.) общая сумма стандартных затрат на пустые видеокассеты составит:

14,3 руб. * 4500 = 64350 руб.

Фактические затраты по видеокассетам составляют 67500 руб., следовательно, совокупное отклонение по кассетам составит: 67500-64350=+3150 руб.

Данная ситуация сложилась под воздействием двух факторов:

·        отклонение по цене + 2500;

·        отклонение по использованию материала + 650

Итого отклонения составили: 2500 + 650 = + 3150

Аналогичные расчеты выполним по упаковкам для видеокассетам. Сумма совокупного отклонения в этом случае составит:

2500 – 2000 / 5000 * 4500 = + 700 руб.

Полученное отклонение складывается из:

·        отклонения по цене + 500 руб.

·        отклонения по использованию материала + 200 руб.

Итого по использованию материала + 700 руб.

Как уже отмечалось в данной работе, особенностью системы «стандарт-кост» является учет стандартных издержек и отдельно – возникших отклонений фактических затрат от стандартных. Схема записей в управленческом бухгалтерском учете будет следующей:

№№ п/п

Наименование хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб.

дебет

кредит

1

Отражена задолженность поставщику по стандартным

ценам за приобретенные материалы




за пустые видеокассеты

10

60

65 000

за упаковку для видеокассет

10

60

2 000

2

Списаны материалы на основное производство по

стандартным ценам, скорректированным на

фактический объем производства




пустые видеокассеты

20

10

64 350

упаковки для видеокассет

20

10

1 800

3

Учтены отклонения по стоимости видеокассет

16

10

2 500

4

Учтены отклонения по стоимости упаковок

16

10

500


Как видно из журнала хозяйственных операций, для отражения возникших отклонений использован счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом благоприятные отклонения отражаются по кредиту счета, а неблагоприятные, как в нашем случае, - по дебету.

Вторым этапом расчетов является выявление отклонений фактической заработной платы основных производственных рабочих от стандартной, и установление причин их возникновения.

Общая сумма начисленной заработной платы при почасовой форме оплаты труда зависит от количества фактически отработанного времени и от ставки оплаты труда. Соответственно и размер отклонения фактически начисленной заработной платы основных рабочих от ее стандартной величины определяется двумя факторами:

·        отклонением по ставке заработной платы;

·        отклонением по количеству отработанных часов, т.е. по производительности труда.

Отклонение по ставке заработной платы определяется как разница между фактической и стандартной ставками заработной платы, умноженная на фактическое число отработанных часов:

Отклонение по ставке з/п = (Факт. ставка з/п – Стандарт. ставка з/п)

 * Фактически отработанное время

Пользуясь данными таблиц 2 и 3 имеем следующее:

 (11-10) * 8500 = + 8500 руб. – отклонение неблагоприятное. Данная ситуация сложилась вследствие выполнения работ высококвалифицированным рабочим, соответственно работающим по повышенной ставке.

Отклонение по производительности труда определим следующим образом:

Отклонение по производительности труда = (Факт. отработанное время в час. – Стандартное время на факт. выпуск продукции)

*Стандартная почасовая ставка заработной платы

Фактически отработанное время составило 8500 час.

Стандартная трудоемкость рассчитывается по данным таблицы 2 на основании следующей информации:

Ожидаемый объем производства – 5000 ед.,

Стандартные трудозатраты на этот объем – 9000 час.

Следовательно, стандартная трудоемкость = 9000 / 5000 = 1,8 час.

Отсюда отклонение по производительности труда составит:

(8500 – 1,8 * 4500) * 10 = + 4000 руб. – отклонение неблагоприятное.

В данном случае причины объективные – низкое качество основных  материалов. Ответственность ложится опять же на отдел закупок.

Далее определяем совокупное отклонение фактически начисленной заработной платы от ее стандартной величины, которая определяется как разница между фактически начисленной заработной платой основных рабочих и стандартных затрат по заработной плате с учетом фактического объема производства.

Сумма фактически начисленной заработной платы 93500 руб.

Стандартную заработную плату нужно рассчитать:

·        90000 / 5000 = 18 руб. – стандартная заработная плата в расчете на единицу;

·        18 * 4500 = 81000 руб. – стандартная заработная плата в пересчете на фактический объем производства.

Совокупное отклонение по трудозатратам:

93500 – 81000 = +12500 – отклонение неблагоприятное.

Как показали расчеты, данное отклонение сформировалось под воздействием двух факторов:

Отклонения по ставке заработной платы + 8500 руб.

Отклонения по производительности труда + 4000 руб.

Что в сумме дало 12500 руб.

Списание заработной платы отражается по стандартным затратам как произведение фактического выпуска продукции в нормо -часах и нормативной ставки заработной платы: 1,8 * 4500 = 81000 руб.



Наименование хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб.

Дебет

Кредит

1

Начислена заработная плата рабочим по нормо-часам

20

70

81 000

2

Учтены отклонения по оплате труда

16

70

8 500

3

Учтены отклонения по производительности труда

16

70

4 000


На третьем этапе рассчитываются отклонения от норм фактических общепроизводственных расходов (ОПР). С этой целью рассчитывается нормативная ставка распределения общепроизводственных расходов. Данные расчеты целесообразно производить в электронных таблицах (таблица 4).

Таблица 4.

Стандартные и фактические общепроизводственные расходы

№№ п/п

Показатели

Стандарт, руб.

Факт, руб.

1

Постоянные общепроизводственные расходы

63 000

59 500

2

Переменные общепроизводственные расходы

36 000

32 000

3

Производство в нормо-часах

9 000

81 000

4

Нормативная ставка распределения постоянных ОПР

на нормо-час (стр.1 / стр.3)

7


5

Нормативная ставка распределения переменных ОПР

на нормо-час (стр.2 / стр.3)

4



Вычислим значение постоянных ОПР, которое по норме должно было соответствовать фактически достигнутому объему производства. Для этого фактический объем производства в нормо-часах умножим на ставку распределения накладных расходов: 81000 * 7 = 56700 руб.

Отсюда отклонение фактических постоянных накладных расходов от сметных составляет: 59500 –56700 = + 2800 руб. – отклонение неблагоприятное.

Это отклонение формируется под воздействием двух факторов:

·        за счет отклонений в объеме производства;

·        за счет отклонений фактических постоянных расходов от сметных.

Определим:

влияние первого фактора: (90000-8100) * 4 = + 6300 руб. – отклонение неблагоприятное;

влияние второго фактора: 59500 – 63000 = - 3500 руб. – отклонение благоприятное.

В учете сделаны следующие записи:

Наименование хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

дебет

кредит

Списаны на основное производство по нормам ОПР

20

25

56 700

Учтены отклонения за счет отклонений в производстве

16

25

6 300

Учтены отклонения за счет отклонений фактических

постоянных расходов от сметных

25

16

3 500


Аналогичные расчеты выполняются по переменным ОПР:

32000-8100 * 4 = - 400 руб. – отклонение благоприятное.

Первой причиной отклонения может явиться отклонение фактического времени труда основных рабочих от сметного: 32000 – 4*8500 = - 2000 руб.

Вторая причина – отличие фактических ОПР от сметных. Такое отклонение называют отклонением переменных ОПР расходов по эффективности: (8500 – 8100) * 4 = + 1600 руб. – отклонение неблагоприятное.

Таким образом, неблагоприятное совокупное отклонение фактических переменных накладных расходов от сметных сложилось под воздействием двух факторов:

·        отклонения по переменным накладным расходам – 2000 руб.

·        отклонения по эффективности накладных расходов + 1600 руб.

-         400 руб.

В учете сделаны следующие записи:


Наименование хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб.

дебет

кредит

Списаны на основное производство по нормам ОПР

20

25

32 400

Учтены отклонения по переменным накладным расходам

25

16

2 000

Учтены отклонения по эффективности накладных расходов

16

25

1 600



2.2 Учет финансовых результатов в ООО «Видео-фильм»

Целью расчетов, выполненных в предыдущем разделе, были анализ и контроль работы цеха, ответственного за выпуск продукции. Однако фактическая прибыль отклоняется от сметной не только в связи с изменениями стандартных затрат. Фактическая прибыль зависит и от успехов работы другого подразделения – отдела продаж. Продать можно больше запланированных сметой объемов продукции (первый фактор, влияющий на прибыль) и по более высоким ценам (второй фактор). Поэтому расчеты заканчиваются анализом отклонений фактической прибыли от сметной, явившихся следствием двух этих факторов.

Совокупное отклонение этого показателя рассчитывается как разность между фактической прибылью, определенной на базе нормативных издержек и сметной прибылью, также рассчитанной на основе нормативных издержек.

Цена реализации одной видеокассеты по плану составляла 60 рублей. Удачно проведенная рекламная кампания позволила предприятию повысить отпускную цену до 70 рублей. С учетом данных вычитаемая сметная прибыль будет равна: 60*5000-(73500+90000+36000+63000)=37500 рублей

Остается определить размер фактической прибыли, пересчитанной с учетом нормативных издержек. Эта процедура выполняется потому, что отдел продаж отвечает лишь за количество реализованной продукции и ее цену, но не за производственные затраты.

Фактическая выручка от реализации продукции составила:

4500*70=315000 рублей

Затем по данным сметы рассчитывается нормативная себестоимость единицы продукции. Для этого все запланированные затраты делят на ожидаемое количество продукции в натуральном выражении:

262500/5000=52,5 рублей

Фактически произведено и реализовано 4500 видеокассет, следовательно, нормативная себестоимость фактического объема реализации составляет:

52,5*4500=236250 рублей

Отсюда фактическая прибыль равна:

315000-236250=78750 рублей

Отклонение показателя прибыли от его сметного значения составляет:

78750 – 37500 = +41250 рублей

Это отклонение является благоприятным, так как речь уже идет о доходной, а не о расходной части сметы.

Вычисленное совокупное отклонение может вызываться двумя причинами. От сметы могут отклоняться:

·        фактическая цена продаж;

·        фактический объем продаж.

Отклонение по цене продаж  можно рассчитать по формуле:

Отклонение по цене продаж = (Фактическая прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции – Нормативная прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции)*Фактический объем продаж.

В цифровом выражении это составит:

[(70-52,5)-(60-52,5)]*4500=+45000 рублей, где

70 рублей – фактическая цена одной видеокассеты;

52,5 рубля – нормативная себестоимость одной видеокассеты;

60 рублей – нормативная цена одной видеокассеты.

Отклонение по объему продаж  вычисляется по формуле:

Отклонение по объему продаж = (Фактический объем продаж - Сметный объем продаж)* Нормативная прибыль на единицу продукции.

Нормативная прибыль на единицу продукции рассчитывается как разность между нормативной ценой и нормативной себестоимостью одной видеокассеты:

60-52,5=7,5 рублей

Тогда отклонение по объему продаж составит: (4500-5000)*7,5= -3750 рублей

Итак, благоприятное совокупное отклонение прибыли, составившее  41250 рублей, сформировалось под воздействием двух факторов:

Цены за единицу продукции                                     +45000

Объема продаж                                                 - 3750

                                                                           +41250

Обращаясь  к учетным записям, отметим, что списание затрат на готовую продукцию (Д 43  К20) и себестоимость реализованной продукции (Д90  К43) отражаются по нормативным издержкам. Выполненные расчеты показали, что исходя из фактического объема реализации 5000 ед. совокупные нормативные затраты составили 236250 рублей (5000*52,5). Выручка от реализации продукции достигла 315000 рублей.

Следовательно, прибыль, рассчитанная исходя из нормативных затрат, составляет:

315000-236250=78750 рублей.

Для окончательного расчета необходимо списать отклонения по счету 16 в сумме 18750 руб.


   Счет 16 «Отклонение в стоимости                            Счет 99 «Прибыли

Д         материальных ценностей»      К               Д              и убытки»            К

 

2500                    3500                              18750                            78750

500                      2000

650

200                                                                                        С.к. 60000           8500

4000

6300

1600

Д.о. 24250                    К.о. 5500

С.к. 18750


Данная информация позволяет увязать ожидаемую прибыль с фактически достигнутой, оперативно устранять и компенсировать последствия неблагоприятных отклонений, то есть эффективно управлять издержками.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать определенные выводы о воздействии управленческого учета на процесс управления. Основное его назначение сводится к следующему:

-         представление необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;

-         исчисление фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, смет, предвидений;

-         определение финансовых результатов по проданным изделиям или их группам, новым техническим решениям, центрам ответственности и другим позициям.

Так как предметом бухгалтерского управленческого учета является производственная деятельность предприятия в целом и его структурных подразделений, при постановке управленческого учета необходимо брать во внимание особенности деятельности предприятия, его специфику, применяя наиболее оптимальный метод учета затрат

 Таким образом, управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством предприятия, что позволяет воздействовать на управление предприятия в целом посредством выявления и оперативного устранения последствий неблагоприятных отклонений от плановых показателей деятельности предприятия, то есть эффективно управлять издержками.

На примере ООО «Видео-фильм» показано практическое применение в управленческом учете одной из систем учета «стандарт-кост», которая позволяет оптимизировать запасы материальных ценностей и эффективно управлять производством.


Список литературы


1.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ (с изм. на 10.01.2003 №8-ФЗ)

2.     План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н. (с изм. от 07.05.2003).

3.     Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. - М.: ОМЕГА-Л, 2002

4.     Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. Пособие для вузов / Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998

5.     Карпова Т.П Управленческий учет. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002.

6.     Ковалева О.В., Хахонова Н.Е Новый план счетов: комментарии и рекомендации к применению с учетом последних изменений. Ростов – на – Дону: Феникс, 2002.

7.     Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России // Экономика и жизнь (бух. Приложение), 1998, №2.

8.     Лабынцев Н.Т., Шароватова Е.А., Михайленко Р.Г. Управленческий учет и аудит в условиях рыночной экономики: Научно-практическое пособие. – Ростов –на- Дону: РГЭУ, 2001

9.     Мюллендорф Р., Карренбауэр М. Производственный учет. Снижение издержек. Обеспечение их рациональной структуры: Пер. с нем. М.И. Корсакова. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1996.

10.           Осипенкова О.П. Управленческий учет. М.: Экзамен, 2002.

11.           Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. Учебное пособие. СПб – М. – Харьков – Минск: ПИТЕР, 2002.

12.           Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003


[1] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. М.: ОМЕГА-Л, 2002, стр. 4.

[2] Ковалева О.В., Хахонова Н.Н. Новый план счетов: комментарии и рекомендации к применению с учетом последних изменений. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 г. – с. 117

[3] Мюллендорф Р., Карренбауэр М. Производственный учет. Снижение издержек. Обеспечение их рациональной структуры: Пер. с нем. М.И. Корсакова. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1996. – с.18

[4] Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. Пособие для вузов / Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – с. 25 

[5] Лабынцев Н.Т., Шароватова Е.А., Михайленко Р.Г. Управленческий учет и аудит в условиях рыночной экономики: Научно-практическое пособие. – Ростов –на- Дону: РГЭУ, 2001. – с.18

[6] Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. Учебное пособие. С-П – М. – Харьков – Минск, ПИТЕР, 2002, стр. 9.

[7] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ (с изм. на 10.01.2003 №8-ФЗ)

[8] Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. Учебное пособие. С-П – М. – Харьков – Минск, ПИТЕР, 2002, стр. 22.

[9] Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003. – с. 242

[10] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. М.: ОМЕГА-Л, 2002, стр. 25

[11] Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России // Экономика и жизнь (бух. Приложение), 1998, №2

[12] Осипенкова О.П. Управленческий учет. М.: Экзамен, 2002, с. 12

[13] Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003. – с. 246