Концепция системного метода




Содержание


ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................................... 3

1. ВВЕДЕНИЕ В КОНЦЕПЦИЮ СИСТЕМНОГО МЕТОДА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ  4

2. МЕТОД КАЧЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР (МКС)................................................................................................................... 15

3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ)............................................................................................................ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................................................................. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................................................... 31



ВВЕДЕНИЕ


Системный метод исследования - детище ХХ в. Однако предпосылки его возникновения складывались еще в XIX в. в процессе перерастания формальной логики в математическую. Именно в этот период Д.Буль создает алгебру логики, а У.Джевонс и Э.Шрёдер - первую систему математической логики.

В начале ХХ в. А.А. Богданов (1873-1928) попытался создать всеобщую организационную науку - тектологию, которая, по мысли ее творца, как и математика, отвлекается от конкретного характера элементов системы, изучая их с точки зрения организованности или дезорганизованности. Это позволяет объединить на основе общего строения социально-экономические, энергетические и биологические процессы. В основе такого объединения лежит идея равновесия: статического и динамического. В соответствии с этим подходом А.Богданов делил все системы на уравновешенные и неуравновешенные.

Мощным импульсом для развития экономического моделирования стали теория и практика народнохозяйственного планирования в СССР (ГОЭЛРО, межотраслевой баланс 1923-1925 гг., модели экономического роста Г.А. Фельдмана и др.). В 1939 г. Л.В.Канторович создал метод линейного программирования. Развитие технических наук (теории машин и механизмов, теории связи и информации), математики (теории алгоритмов, математической логики, теории вероятности, математического программирования), а также биологии и физиологии (исследование систем регулирования в живых организмах, учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и т.д.) способствовало возникновению во второй половине 40-х гг. кибернетики. “Отцом” новой науки стал американский исследователь Н.Винер. Кибернетика возникла как наука об управлении сложными динамическими системами (независимо от того, является ли такая система механической конструкцией или живым организмом). Применение кибернетических принципов к экономике увенчалось в начале 60-х гг. созданием экономической кибернетики (В.С.Немчинов, О.Ланге, Г.Греневский, С.Бир и др.).

Цель работы: описать концепцию системного подхода.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать основные положения и содержание понятий системного метода;

2. расписать метод качественных структур;

3. привести теорию и практику раскрытия содержания терминологии средствами системного подхода.


1. ВВЕДЕНИЕ В КОНЦЕПЦИЮ СИСТЕМНОГО МЕТОДА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ


Системный подход в БСЭ определяется как, «Системный подход – направление методологии научного познания и практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Он способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методология и специфика системного метода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Стремление к целостному охвату объекта изучения, к системной организации знания, всегда было свойственно научному познанию, и выступает как проблема уже в античной философии и науке. Но вплоть до середины 19 в. объяснение феномена целостности либо ограничивалось уровнем конкретных предметов (типа живого организма), внутренняя целостность которых была совершенно очевидна и не требовала специальных доказательств, либо переносилось в сферу спекулятивных натурфилософских построений; идея же системной организованности рассматривалась только применительно к знанию (в этой области и была накоплена богатая традиция, идущая ещё от стоиков и связанная с выявлением принципов логической организации систем знания). Подобному подходу к трактовке системности соответствовали и ведущие познавательные установки классической науки, прежде всего элементаризм, который исходил из необходимости отыскания простой, элементарной основы всякого объекта и, таким образом, требовал сведения сложного к простому, и механизм, опиравшийся на постулат о едином принципе объяснения для всех сфер реальности и выдвигавший. на роль такого принципа однозначный детерминизм.

Задачи адекватного воспроизведения в знании сложных социальных и биологических объектов действительности впервые в научной форме были поставлены К. Марксом и Ч. Дарвином. "Капитал" К. Маркса послужил классическим образцом системного исследования общества как целого и различных сфер общественной жизни, а воплощённые в нём принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Созданная Дарвином теория биологической эволюции не только ввела в естествознание идею развития, но и утвердила представление о реальности надорганизменных уровней организации жизни - важнейшую предпосылку системного мышления в биологии.

В 20 в. системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Предпосылкой его проникновения в науку явился прежде всего переход к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов: познание начинает оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Во 2-й половине 20 в. аналогичные по типу задачи возникают и в социальной практике: техника всё более превращается в технику сложных систем, где многообразные технические и другие средства тесно связаны решением единой крупной задачи (например, космические проекты, человеко-машинные системы разного рода, в социальном управлении вместо господствовавших прежде локальных, отраслевых задач и принципов ведущую роль играют крупные комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных и иных аспектов общественной жизни (например, проблемы создания современных производственных комплексов, развития городов, мероприятия по охране природы).

Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей системного подхода. Так, в учении В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов - глобальные системы. А.А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации, имеющей широкое значение. Выделение особого класса систем - информационных и управляющих - послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. Эти же идеи применяются в некоторых психологических концепциях; в частности, гештальтпсихология вводит оказавшееся плодотворным представление о психологических структурах, характеризующих деятельность по решению задач; культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, развитая его учениками, основывает психологическое объяснение на понятии деятельности, истолковываемом в системном плане; в концепции Ж. Пиаже основополагающую роль играет представление о системе операций интеллекта. В экономической науке принципы системного подхода получают распространение особенно в связи с задачами оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

Наряду с развитием системного подхода "вширь", т.е. распространением его принципов на новые сферы научного знания и практики, с середины 20 в. начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа её построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи). Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин "Системный подход", который с 70-х гг. прочно вошёл в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины – "системный анализ", "системные методы", "системно-структурный подход", "общая теория систем"; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено ещё и специфическое, более узкое значение; с учётом этого термин "Системный подход" следует считать более точным, к тому же он наиболее распространён в литературе на русском языке).

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко. Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач. Во-вторых, понятия и принципы системного подхода существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и т.о. способствуя формированию конструктивных исследовательских программ.

Значение критической функции новых принципов познания было убедительно продемонстрировано ещё Марксом, "Капитал" которого далеко не случайно носит подзаголовок "Критика политической экономии": именно последовательная критика принципов классической политэкономии позволила раскрыть узость, недостаточность её исходной содержательно-концептуальной базы и расчистить путь для построения нового предмета этой науки, адекватного задачам изучения целостного функционирования и развития капиталистической экономики. Решение аналогичных задач выступает важным предварительным условием и при построении современных системных концепций. Например, переходу к конструированию современных технических систем и возникновению системотехники (которая выступила одной из важных конкретизаций системного подхода в области современной техники) предшествовали осознание и критика подхода, господствовавшего на прежних ступенях развития техники, когда "единицей" конструирования было отдельное техническое средство (машина, отдельное орудие и т.д.), а не целостная функция, как это стало теперь. Условием разработки эффективных мероприятий по защите окружающей среды явилась весьма последовательная критика прежнего подхода к развитию производства, игнорировавшего системную связь общества и природы. Утверждение системных принципов в современной биологии сопровождалось критическим анализом односторонности узкоэволюционистского подхода к живой природе, не позволявшего зафиксировать важную самостоятельную роль факторов биология, организации. Таким образом, эта функция системного подхода носит конструктивный характер и связана прежде всего с обнаружением неполноты наличных предметов изучения, их несоответствия новым научным задачам, а также с выявлением недостаточности применяемых в той или иной отрасли науки и практики принципов объяснения и способов построения знания. Эффективное проведение этой работы предполагает последовательную реализацию принципа преемственности в развитии систем знания.

Позитивная роль системного подхода может быть сведена к следующим основным моментам. Во-первых, понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательная реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (например, понятие биосферы в концепции Вернадского, понятие биогеоценоза в современной экологии, оптимальный подход в экономическом управлении и планировании).

Во-вторых, системный подход содержит в себе новую по сравнению с предшествующими схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление достаточно полной типологии его связей. Реализация этой функции обычно сопряжена с большими трудностями: для действительно эффективного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо ещё представить это многообразие в операциональном виде, т.е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление (такая задача была успешно решена, например, в экологии благодаря введению представления о пищевых цепях сообществ, позволившего установить измеримые связи между их разнообразными элементами).

В-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удаётся построить операциональную "единицу" анализа (такую, например, как товар в экономическом учении Маркса или биогеоценоз в экологии), позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.

Широта принципов и основных понятий системного подхода ставит его в тесную связь с др. общенаучными методологическими направлениями современной науки. По своим познавательным установкам системного подхода имеет особенно много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, с которыми его роднит не только оперирование понятиями структуры и функции, но и акцент на изучение разнотипных связей объекта; вместе с тем принципы системного подхода обладают более широким и более гибким содержанием, они не подверглись слишком жёсткой концептуализации и абсолютизации, как это имело место с некоторыми линиями в развитии указанных направлений.

Будучи в принципе общенаучным направлением методологии и непосредственно не решая философских проблем, системный подход сталкивается с необходимостью философского истолкования своих положений. Сама история становления системного подхода убедительно показывает, что он неразрывно связан с фундаментальными идеями материалистической диалектики, что нередко признают и многие из западных учёных. Именно диалектический материализм даёт наиболее адекватное философско-мировоззренческое истолкование системного подхода: методологически оплодотворяя его, он вместе с тем обогащает собственное содержание; при этом, однако, между диалектикой и системный подход постоянно сохраняются отношения субординации, т.к. они представляют разные уровни методологии; системный подход выступает как конкретизация принципов диалектики.

Система как всеобщее понятие.

Нас окружают тысячи различных объектов, предметов, устройств, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей. Они реально существуют, выполняют определенные функции, которые человек либо знает, либо не знает. Они изменяются самостоятельно (если относятся к живому миру) или же под воздействием человека, который, в данном случае является элементом более сложной природно-биологической или технико-биологиической системы. Они имеют множество различных названий и относятся к различным группам и видам. Однако, с точки зрения системного метода все это многообразие имеет одно общее свойство – свойство быть системой. Такой вывод позволяют сделать следующие общие для всех систем свойства:

Всеобщие свойства систем:

1. Все объекты (живые и неживые) состоят из каких либо элементов (принцип дискретности), даже те, которые нельзя "разделить" на самостоятельные, отдельные части (элементы), имеют в себе различные участки, отличающиеся друг от друга свойствами.

2. Элементы всех объектов взаимодействуют (принцип взаимосвязи) друг с другом и с элементами окружающей их среды (принцип взаимосвязи с окружающей средой – надсистемой).

3. В целом система выполняет совокупность определенных действий (функций) для других объектов окружающей ее среды (надсистемы) среди которых всегда имеется одна главная функция ради которой (с точки зрения надсистемы) и существует данный объект.

Примеры:

1. Система «стол»:

1.1. Состоит из элементов:

1э – столешница – горизонтальная плоская поверхность;

2э – ножки;

3э – рама – основа на которую крепятся все части стола;

4э – крепежные элементы (болты, скобы, и т.п.).

1.2. Взаимодействие элементов ( ===>):

– 1э ===> 3э;

– 2э ===>3э ===> 4э;

– 2э – пол (надсистемный элемент);

– 1э – посуда, книги и т.п. (надсистемные элементы);

– все элементы взаимодействуют с воздухом.

1.4.             Стол способен выполнять главную функцию – удерживать предметы над полом на определенном расстоянии (определяется высотой ножек).

Определение категории "система"

Система (С) – это организованная совокупность элементов упорядоченно взаимодействующих на уровне качественного взаимопреобразования друг с другом и с элементами надсистемы, предназначенная для изменения свойств, параметров, характеристик некоторых из них и обладающая свойством (системным), не сводимым к свойствам отдельных элементов или к их сумме.

Системы делятся на:

Искусственные системы (технические): дом, трактор, телевизор, дорога, система уличного движения, платье, кольцо, город, самолет, аэропорт и т.п.

Социальные системы: человек (как личность), группа людей занятых одним делом, толпа, государство, депутатский корпус, человечество и т.п.

Биологические системы: человек (как индивид), кошка, домашние животные, группа львов – прайд, муравейник, дерево, роща, степь и т.п.

Знаковые системы: буква, азбука, текст, таблица химических элементов, таблица умножения, видеофильм, жесты и т.п.

Научные системы (они относятся к группе знаковых, однако создают свою, логически определенную, систему): гипотеза, закон, методика, аннотация, задача, проблема, алгоритм, эксперимент и т.п.

Поскольку под системой мы будем понимать любую организованную совокупность взаимодействующих элементов создающую (или способную создать) определенный результат, через выполнение присущей ей функции – действие над другими элементами.

То статус (ранг, имя) системы могут получать как законченный объект, например – мясорубка, так и ее отдельные элементы, например, система – шнек мясорубки, корпус и т.п. все определяется той задачей, которая возникла у нас – проблемой стоящей перед нами.

В этом выражается относительность категории система – она не может быть жестко закреплена за определенным объектом, она соотносится с рассматриваемой проблемой. И в то же время, системы реально существуют в мире независимо от нашего желания.

Все есть система и все есть элемент системы. Любая система состоит из элементов (подсистем) и сама является подсистемой (элементом) другой более широкой системы.

Объективное начало в развитии систем.

Живые системы (биологические) подчиняются закону выживания и должны постоянно изменяться, приспосабливаясь к изменениям окружающей среды обитания.

Искусственные системы, созданные человеком, не обладают способностью к самостоятельному развитию. Однако человек стремиться использовать, в своей практике, только те системы, которые отвечают двум объективным требованиям:

 – имеют более высокую функциональность (полезность);

 – имеют более низкую затратность.

В своей совокупности эти требования сводятся к закономерности выражающейся как повышение идеальности вновь создаваемой системы (принцип направленности). Только те системы применяются обществом (принцип выживания, конкурентоспособности), которые в процессе своего изменения повысили идеальность, т.е. снизили затратность и/или повысили функциональность. Все остальные системы, не удовлетворяющие этому условию, перестают выпускаться и исчезают из надсистемы.

Можно утверждать, что все системы развиваются объективно в направлении повышения своей идеальности.

Субъективное начало в развитии систем.

Искусственные системы создаются реальными людьми, которые либо знают законы их развития, либо не знают их. Последнее приводит к проявлению субъективного начала в развитии систем. Это выражается в том факте, что всегда может быть создана система, противоречащая объективным законам развития (принцип случайности), и она может существовать определенное время, пока общество не поймет, что данная конкретная система является хуже и дороже той, на смену которой она пришла. Возможен и другой случай. Все знают, какой должна быть система, но в данном конкретном случае не могут ее реализовать (отсутствуют ресурсы, или нет умения – имеются отличные телевизоры сделанные в Японии, но телевизоры американского производства ниже по качеству и выше по стоимости, а российские еще хуже и реализуют худший вариант, но он единственно возможный в данных условиях).

ФУНКЦИЯ

Другим базовым понятием системного метода является функция. Именно выделение функции выделяет систему из объектов, окружающей ее среды. Делает ее (систему) нужной для надсистемы, встраивает ее в качестве элемента (подсистемы) в организованную совокупность других элементов, придает ей «смысл» существования в данной совокупности. Только наличие определенной функции в данной системе гарантирует ей (подсистеме) определенную совокупность взаимодействий с другими подсистемами, получение от них необходимых ресурсов (вещественных, энергетических и информационных) для выполнения своей функции. Что же это такое – функция?

Как мы определили в содержании понятия «система» она (система) преобразовывает свойства, характеристики другой (других) систем, причем такое преобразование необходимо надсистеме для выполнения своей функции. Следовательно, функция любой системы есть действие которое совершает рассматриваемая система над другой системой, ради преобразования свойств которой она и была введена в совокупность более высокого уровня.

Тогда функцию системы можно определить как:

Функция системы – это целенаправленное действие, совершаемое данной системой над другой системой (объектом действия) при определенных условиях окружающей среды (условия действия) с целью придания ей необходимых надсистеме свойств, параметров, характеристик.

Общие свойства функции систем:

1.      Действие всегда направлено на другие системы, т.е. функция системы всегда внешнее действие необходимое (ожидаемое, желаемое) для совокупности систем образующих надсистему;

2.      Объектом действия всегда является другая система, входящая в качестве подсистемы в данную систему;

3.      Среди всех внешних (по отношению к системе) функций у каждой системы есть одна и только одна функция, ради которой она была введена в данную надсистему (была создана) – эта функция называется главной функцией системы (ГФ), остальные внешние функции называются дополнительными (ДФ) и выполняются системой по совместительству, увеличивая ее функциональность (полезность для надсистемы), однако система развивается всегда в направлении увеличения эффективности ГФ;

4.      Совокупность совершаемого действия, объекта действия и конкретных условий действия главной функции всегда однозначно выделяют данную систему из совокупности других систем, т.е. являются ее точным идентификатором.

Таким образом, можно представить формулу функции:

Ф = Д + ОД + (предлог) + УД,

где: Д – конкретное действие, совершаемое системой (компонентом) над другой системой.

Действие считается конкретным, если Вы можете назвать хотя бы один параметр объекта действия (ОД), который изменяется в результате совершения над ним этого действия:

ОД – объект действия функции – это обязательно должен быть элемент надсистемы (а не элемент системы, выполняющей функцию), обязательно материальный объект (вещественный, энергетический или информационный) для любых систем кроме научной, где в качестве объектов действия выступают категории, в том числе и абстрактные.

Примечание: в структурно-функциональном анализе  – это всегда элемент системы или надсистемы,  в зависимости от того какая функция определяется;

УД – условия, при которых совершается действие, или дополнительные сведения, раскрывающие место, время или какие-либо ограничения (параметры) при которых оно совершается.

Примечание: В структурно-функциональном анализе принято выражать действие глаголом неопределенной формы, а объект действия – существительным (не являющимся отглагольной формой), а условия действия включать в функцию через предлог. Уровень использования формулы функции определяется контекстом, и должен всегда однозначно выделять (совместно с контекстом) данную систему из всей совокупности рассматриваемых систем.

СТРУКТУРА

Следующим важным понятием является структура системы и как следует из вышеизложенного оно раскрывает принцип структурированности, т.е. взаимосвязи между элементами, составляющими систему, а также между ними и другими системами надсистемы в которую данная входит в качестве подсистемы. Именно структура раскрывает состав системы, ее связи с другими системами. Структура всегда отражается описанием данной системы, которое преследует цель дать представление о составе данной системы и ее связях (месте в надсистеме) с другими системами окружающей среды.

Общее определение структуры можно представить следующим образом.

Структура системы – это организованная совокупность связей между элементами системы и между ними и элементами надсистемы.

Различают внутреннюю структуру – как совокупность связей между элементами системы, и внешнюю – совокупность связей между элементами системы и надсистемы.

Именно связи в системе организуют необходимую взаимосвязь , обеспечивают возникновение нужных свойств в нужное время у нужных элементов и в конечном счете появление системного свойства обеспечивающего выполнение главной функции системы.

Следует более четко представлять что же такое связь. Юдин так определяет связи в энциклопедической статье:

«Связь, взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и (или) во времени. Понятие связь принадлежит к числу важнейших научных понятий: с выявления устойчивых, необходимых связей начинается человеческое познание, а в основании науки лежит анализ связей причины и следствия - универсальной связи явлений действительности, наличие которой делает возможными законы науки.

В истории познания принцип всеобщей взаимной связи предметов и явлений выступал как один из основных принципов диалектики. Однако вплоть до 20 в. главным предметом обсуждения был именно принцип всеобщей взаимосвязи, а не понятие связь само по себе, не его логическая структура. Отчасти это объяснялось тем, что наука оперировала сравнительно узким набором типов связей: по существу учитывалось деление связей лишь на внутренние и внешние, необходимые и случайные существенные и несущественные. Важный шаг в развитии представления о связи был сделан в 19 в., когда на основе критики механицизма, сводившего всё разнообразие связей к связям механическим, была выявлена специфика связей, присущих различным формам движения материи. Фактическим основанием для этого послужили успехи химии и биологии, доказав глубокое своеобразие химических и биологических связей, их несводимость к связям механического движения. В философско-методологическом плане проблема была сформулирована в немецкой классической философии, а ее обстоятельный анализ с позиции материалистической диалектики дали Ф. Энгельс и В.И. Ленин. С этого времени принцип всеобщей связи предметов и явлении утверждается в качестве одного из ведущих в методологии научного познания.

Развитие науки в 20 в. сопровождается постоянным и значительным расширением типологий связей, становящихся предметом изучения. На этой основе проблема связи начинает подвергаться не только философскому, но и конкретно-научному анализу. Вычленение новых типов связей выступает как важнейшее содержательное основание возникновения новых методологических направлений в науке. Для кибернетики таким основанием послужило выявление информационных связей и связей управления с различением прямых и обратных. Методология структурализма возникает как результат осознания самостоятельной роли структурных связей языка и ряда других объектов. Необходимость одновременного учёта нескольких типов связей порождает системный подход.

Многообразие современных представлений о связях находит отражение в множестве их классификаций. С философско-методологической точки зрения, определяющее значение имеет классификация связей по формам движения материи. Важным является различение связей по формам детерминизма: если классическая наука оперировала преимущественно однозначно-детерминистскими, жёсткими связями, то в ряде областей современного познания изучение статистических совокупностей опирается на вероятностные и корреляционные связи. Различают также связи по их силе (жёсткие, когда данное явление строго связано с некоторым другим, как, например, органы тела, и корпускулярные, когда связь между двумя явлениями из некоторой совокупности устанавливается статистически, как, например, связь особей в некоторой популяции); по характеру результата, который даёт связь (связь порождения, когда одно явление выступает как непосредственная причина другого, связь преобразования и т. д.) по направлению действия (прямые и обратные связи); по типу процессов, которые определяет данная связь (связь функционирования, связь развития, связь управления); по субстрату или содержанию, которое является предметом связи (связи, обеспечивающие перенос вещества, энергии или информации), и т. д. Понятие связь играет важную конструктивную роль как в исходном расчленении объекта изучения, при методологическом обосновании нового предмета исследования, так и в процессе его воспроизведения в целостной теоретической модели.

Таким образом, при анализе системы следует четко классифицировать связи, указывая их форму, вид, содержание, назначение и другие параметры, отраженные в статье. В структурно-функциональном анализе системы мы будем использовать эти классификации при описании связей, но их необходимо использовать и при описании системы, раскрытии понятия и т.п. что будет использовано в методе качественных структур.

Однако есть и всеобщие свойства связи, присущие им всеми которые должны быть отражены в любом случае:

1.      Связь существует в определенном пространстве (системном, надсистемном), и поэтому следует четко описывать пространства, где возникает связь. Причем пространства могут быть различными: физическими (где? Какая часть одного элемента взаимодействует, с какой частью другого элемента?), социальными (кто с кем?);

2.      Связь существует во времени (когда возникает эта связь?);

3.      Связь существует для организации взаимодействия между элементами, т.е. по связям обязательно передаются действия элементов друг на друга. Причем действия могут быть полезными (полезные функции) для системы и/или надсистемы и могут быть вредными (вредные функции), что и следует выявлять при анализе связей. Следует помнить, что речь идет о специально организованных связях, по которым обязательно передается хотя бы одно полезное действие.

Теперь можно перейти к изучению первого механизма реализации системного метода.

2. МЕТОД КАЧЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР (МКС)


Метод разработан и предложен для использования в гуманитарных областях деятельности И. Калинаускасом. И утверждает, что с системной точки зрения любой объект должен рассматриваться в четырех аспектах. Эти аспекты и раскрываются в МКС (методе качественных структур), ориентированным на работу с информационными (текстовыми) системами, в частности, для применения в науках гуманитарного цикла. В дальнейшем метод был доработан автором пособия, исходя из общей теории систем и его инструментарий (аспекты) были расширены до восьми.

Вот так И. Калинаускас описывает трактует метод качественных структур как подход к сохранению целостности объекта при его анализе.

«Трудность заключается в том, что, описывая любую производительную часть целого, мы обязаны одновременно иметь его полное описание. Для сохранения тотальности целого по отношению к частям его описание должно представлять возможность рассмотрения любой части через ее отношение с целым. С другой стороны, бытие части в целом также является тотальным. Так тотальность целого проявляется в тотальности бытия его частей. Иными словами, должны быть выполнены следующие принципы: "все во всем", "все в одном", "одно во всем", "одно в одном".

Для решения поставленной задачи предлагается метод качественных структур. Ключевым его моментом является введение в рассмотрение аспекта, позволяющего целому оставаться таковым в процессе внутреннего и внешнего развития.

В системе философского знания такой аспект известен - это категория качества. "Качество есть сущностная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к определенным его свойствам. Оно связывается с предметом как с целым, охватывает его полностью и неотделимо от него" (Философский словарь).

Рассматривая объект с точки зрения его качественной определенности, мы уже тем самым рассматриваем его как целое, присутствующее тотально как во внешнем, так и во внутреннем своем бытие. Иными словами, тотальность является сущностным свойством целого.

1.              Естественно предположить, что тотальность внешнего бытия – аспект функционирования.

2.              Тотальность бытия части в целом – аспект организации.

3.              Тотальность качественной определенности целого как единства внешнего и внутреннего бытия – аспект координации.

4.              Тотальность бытия целого как единичного во всеобщем – аспект связи.

Совместное рассмотрение выделенных 4-х аспектов бытия целого позволяет выявить структуру качества как такового, то есть сформулировать принцип, по которому было возможно рассмотреть качественную определенность любого конкретного целого.

1. Аспект координации. Он отвечает на вопрос: "является ли данный объем целым?" Таким образом, аспект координации - выражение принципа единства (иными словами, тотальности). В этом смысле АК может быть сопоставлен с объекто-связью в цельном идеальном объекте в том смысле, в каком это понятие определяется у Смирнова. Такого рода особые объекты, представление которых в виде дискретной структуры невозможно, встречаются в различных областях знаний: понятие континуального у Налимова, архетипов у Юнга, монада у Лейбница. Принципиальную нерасчленимость аспекта координации предлагаем выразить понятием "точка координатора" - ТК.

2. Аспект функционирования. АФ дает ответ на вопрос: "как целое проявляется во внешнем Мире?" Аспект включает различные свойства объекта, способы его использования, производство какого-либо продукта, способы выдачи информации вне.

3. Аспект организации. АО дает ответ на вопрос: "как целое организовано?" Предметом при этом является конструкция объекта. Целое здесь может быть рассмотрено как система с определенной структурой и известными свойствами элементов. АО может содержать в себе также свойства и отношения различных подсистем рассматриваемой системы.

4. Аспект связи. АС дает ответ на вопрос: "как выделенное целое связано с окружающей средой?" Под связью будем понимать все многообразие воздействий внешней среды на данное целое, существующих в том пространстве, в котором это целое выделено из фона как единичный объект.

Связь выделенных аспектов бытия целого, раскрывающих его качественную определенность, может быть представлена символически.

Рассмотрим теперь выделенные здесь аспекты попарно для конкретизации семантического поля предложенной структуры аспектов:

1. Координация - организация. Аспекты описывают во взаимном дополнении внутреннее бытие целого.

2. Функционирование - связь. Описывают внешнее бытие целого.

3. Координация - функционирование. Описывают качественную определенность объекта.

4. Связь - организация. Выражают тотальность бытия целого как части и бытия части как целого.

5. Координация - связь. Описывают во взаимном дополнении качественную определенность взаимодействия данного целого со средой.

6. Функционирование - организация. Обеспечивают во взаимном дополнении описание признаков развития данного целого, динамику устойчивости и изменчивости его бытия.

Выделенные четыре аспекта принципиально равны. И отражая тотальность бытия целого с различных сторон, не образуют какой-либо иерархии или скрытой соподчиненности. Это замкнутое множество, в котором все определяется через все и содержится во всем.

Метод качественных структур является фактически эвристическим принципом рассмотрения любого объекта, мыслимого как целое. С другой стороны, проявляя структуру самой категории качества, является одновременно средством описания бытия целого как с гносеологической, так и с онтологической точек зрения.»

Это может быть представлено как конкретный инструмент для исследования информации и гуманитарных систем.

Основные понятия МКС (толкование автора Б. Шмаков):

1.1.   Аспект организации (АО). Раскрывает внутреннюю структуру системы, т.е. элементы из которых состоит система и связи между ними. Раскрывая аспект организации мы получаем ответ на вопросы:

§  «Как организована анализируемая система, из каких элементов она состоит?»;

§  «Как эти элементы взаимодействуют друг с другом?».

Ответы на эти вопросы проясняют структуру системы. Поэтому этот анализ называется «Структурным», а АО раскрывает внутреннюю структуру системы (только элементы системы и связи между ними, без связей с элементами надсистемы, которые раскрываются аспектом связи).

Для реальных объектов аспект организации раскрывается применением структурного анализа состоящего из:

–        компонентного анализа, разрабатываемого в виде компонентной схемы;

–        структурного анализа, включающего в себя:

o   структурную схему;

o   описание связей структурной схемы;

o   выявление нежелательных эффектов (НЭ) – таблица нежелательных эффектов;

o   причинно-следственную сеть из НЭ;

o   причинно-следственная цепочка из узловых НЭ, как последовательность реконструкции системы.

Примечание: Если при рассмотрении профессиональной системы как понятия, не удается раскрыть аспекты АО и/или АС, то необходимо провести полный структурный анализ реальной системы, чьим символом является рассматриваемое понятие.

1.2.   Аспект связи (АС). Раскрывает внешнюю структуру системы, т.е. связь элементов системы с другими элементами (системами) надсистемы. Раскрывая аспект связи, мы получаем ответ на вопросы:

§  «С какими системами окружающей среды (надсистемы) взаимодействует анализируемая система?»;

§  «Какие это связи: положительные, отрицательные или нейтральные (по отношению к главной и дополнительным функциям объекта)?»;

§  Как эта связь осуществляется?

§  «Какие виды потоков (вещественные, энергетические, информационные) передаются в объект и из него, как эти потоки изменяются, для чего используются?» и какие потоки (отходы) выбрасываются системой в надсистему;

1.3. Аспект функционирования (АФ). Здесь мы получаем ответ на вопросы:

§  «Зачем этот объект нужен, что он «делает» в (для) окружающей его среды (надсистемы)?»;

§  Для какого объекта (системы) окружающей среды (надсистемы) создавалась наша система?

Этот объект (система) является объектом главной функции рассматриваемой системы.

§  Какое действие (какие действия) производится  над данным объектом?»

§  «Над чем (кем) производится это действие?»;

§  «При каких условиях производится это действие над данным объектом?»;

§  Как, в какой последовательности, осуществляются эти действие (какие дополнительные действия должны быть проведены, и в какой последовательности, чтобы было выполнено главное действие над надсистемным объектом)?».

Таким образом, здесь описываются: главная функция объекта, а также совокупность основных функций (дополнительных действий, совершаемых над этим же объектом рассматриваемой системой для осуществления главной функции), а так же совокупность всех вспомогательных функций (вспомогательная функция – это действие осуществляемое элементом системы над другими элементами системы и необходимые для реализации какой-либо основной функции) приводятся полные функциональные схемы достижения этих функций. Описывается результат деятельности объекта, показатели качества результата и система ограничений на результат (нормы, допустимые значения и т.д.).

§  Выявляются другие надсистемные объекты, над которыми рассматриваемая система совершает какие-либо полезные для надсистемы действия.

§  Формулируются дополнительные функции и определяются уровни их выполнения.

§  В дальнейшем дополнительные функции являются ограничениями при реорганизации  (развитию) системы по отношению к главной функции системы. Их уровни выполнения не должны ухудшаться при изменении системы.

Примечание: Для реальных объектов, а так же в случае, когда имеются затруднения при анализе понятия в базисе МКС, проводится полный функциональный анализ объекта, включающий в себя:

–        Определение главной функции по алгоритму:

o   Определить объект надсистемы ради которого и создавалась рассматриваемая система – объект действия главной функции (ОД  ГФ);

o   Выявить все действия, совершаемые рассматриваемой системой над ОД  ГФ, это Действия основных функций;

o   Построить из этих действий причинно-следственную цепочку;

o   Последнее действие в этой цепочки и будет действием главной функции;

o   Объединить выявленное действие с ОД – это и будет главная функция.

Формула функции системы: 

Ф = Д + ОД + (предлог) + УД,

где: Д – конкретное действие, совершаемое системой (компонентом) над другой системой.  Действие считается конкретным, если Вы можете назвать хотя бы один параметр объекта действия, который изменяется в результате совершения над ним этого действия:

ОД – объект действия функции – это обязательно должен быть элемент надсистемы (а не компонент системы, выполняющей функцию), обязательно материальный объект (вещественный, энергетический или информационный).

Примечание: в структурно-функциональном анализе  – это всегда элемент системы или надсистемы,  в зависимости от того какая функция определяется;

УД – условия при которых совершается действие, или дополнительные сведения раскрывающие место, время или какие-либо ограничения (параметры) при которых оно совершается.

1.4. Аспект координации (АК). Здесь мы получаем ответ на вопросы:

§  «На каком принципе (системном свойстве) выполняется действие главной функции объекта?»;

§  «Как этот принцип (системное свойство) ограничивает структуру объекта?»;

§  «Как этот принцип (системное свойство) влияет на потоки, проходящие через АС?»;

§  «Как этот принцип (системное свойство) ограничивает выполнение главной и дополнительных функций?».

Примечание: принцип (системное свойство) проявляется только при взаимодействии компонентов системы и не может быть сведено к свойству отдельного элемента или их совокупности.

1.5. Визуально МКС может изображаться в виде трехмерного координатного пространства с осями на которых отражаются соответствующие аспекты.

ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МЕТОДА КАЧЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР (МКС)

 

 

Результат функционирования

 
 

Скругленная прямоугольная выноска: Направление потока внутренней энергии 

 

«Прочтение» внешнего воздействия и перевод его во внутренний язык

 
 

 

АО (структура)

 
 

АК (принцип действия)

 
 

«Зажигание», запуск  «генератора внутренней энергии»

 
 

 


Рис. 2. Графическое представление МКС

Описание аспектов можно производить в любом виде: текстовом; табличном; на диаграмме, под соответствующим обозначением.

Главное здесь не форма, а конкретные ответы на вопросы аспекта. При хорошо выполненной работе появляется системное видение объекта.

Однако при анализе понятий лучше применять табличный метод (см. форму таблицы).

Аспекты

Анализ авторских толкований

Резюме по аспекту

Автор, источник

Автор, источник

Автор, источник

Автор, источник

АО






АС






АФ






АК






Заключение по авторскому толкованию






Примечание: 1. Резюме по аспекту составляется с использованием кругов Эйлера;

2. В заключении по авторскому толкованию, следует раскрыть достоинства и недостатки данного толкования с точки зрения МКС,

3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ)


Значение терминологии в деятельности профессионала и в образовательном процессе трудно переоценить. Мы понимаем и чаще не понимаем, друг друга только потому, что общение происходит в различных терминологических пространствах. Имея различный тезаурус единицы, которого выражаются одними понятиями мы искажаем содержание, а что еще хуже придаем речи партнера содержание, которое исходно отсутствует. Такое общение напоминает игру "глухой телефон", когда после нескольких передач содержание информации искажается до неузнаваемости.

Развитие языка идет через наработку профессиональных пространств, когда на первом этапе используется общее языковое пространство, основные идеи и объекты выражаются общими понятиями. Однако по мере развития данного пространства происходит изменение содержания при сохранении ставшей уже привычной формы. Такой процесс приводит к отрыву профессионального языка от общего языкового процесса. Это нормальный процесс, однако, он влечет за собой, по меньшей мере, два нежелательных эффекта:

1.    Неверное восприятия содержания речи "непосвященными" – они воспринимают знакомые им формы и наполняют их своим содержанием;

2.    Неверное восприятие "посвященными" картины мира выходящей за рамки их профессии – они, восприняв содержание термина, переносят его на общее понятие, наполняя им данною форму и вне своего профессионального пространства.

Такое искажение картины мира приносит немало негативного и в деятельность профессионала.

Спросим у студента юриста что такое "Закон" и получим исчерпывающий ответ, что это утвержденный Минюстом акт. И вопрос не в том, что студент не с ориентировался в областях знаний, а в том, что он искренне верит в то, что любая договоренность является законом.

С другой стороны даже в одном профессиональном пространстве существует множество толкований одного и того же понятия. Так, например, для понятия "Культура" сегодня можно найти более 350 толкований. Без сомнений каждое явление многосторонне, имеет неисчерпаемое содержание, которое не может быть оценено и выражено одним исследователем. Но и такое обилие толкований становиться своей противоположностью. Вместо разъяснения содержания окончательно запутывает человека, не занимающегося непосредственно изучением данного вопроса.

Особое значение этот процесс приобретает в образовательном пространстве.

Что же можно предложить? Решение данной проблемы лежит в области системного подхода. Рассмотрение понятия как системы в системном подходе позволяет не только сравнить, выделить сущностное в содержании понятия, но и дополнить содержание понятия через раскрытие аспектов, которые отсутствуют в рассматриваемых толкованиях. В системном подходе известен метод качественных структур (МКС) предложенный И. Калинаускосом и доработанный автором для раскрытия содержания понятий. Сущность метода заключается в том, что в МКС любой объект должен, как минимум раскрываться в свете четырех аспектов: организации (АО), связи (АС), функционирования (АФ) и координации – принципа действия (АК – ПД) и их взаимодействий (6). При этом:

1.      АО раскрывает компонентный состав (из чего (кого) состоит система) и внутреннюю структуру системы как организованную совокупность связей между элементами системы;

2.      АС – внешнюю структуру системы как организованную совокупность связей элементов системы с объектами окружающего Мира – надсистемы;

3.      АФ – назначение данной системы в надсистеме, при этом учитывается полная функциональность как совокупность главной функции (ГФ) и всех дополнительных функций (ДФ), выполняемых данной системой для любых надсистем окружающего Мира, а также организованная совокупность всех функций (SФ), которые необходимо выполнить в определенной последовательности (технологический процесс) для получения требуемого результата по ГФ и каждой ДФ и уровень реализации результата и его соответствия потребностям надсистемы;

4.      АК (ПД) – раскрывает системное свойство, которое реализует действие ГФ, а также другие свойства системы (ПД) реализующие ДФ.

Это тот минимум, который может претендовать на системное описание объекта анализа. Зрительно этот механизм можно представить в виде полного системного пространства (см. рис. 3).

Следует отметить и тот факт, что системное пространство вбирает в себя и все ведущие концепции современной науки. Так:

АС – раскрывает место концепции ноосферности (выброс в надсистему отходов – снижение энтропийности системы за счет повышения энтропийности надсистемы) и концепции самоорганизации (необходимые условия самоорганизации: открытость, наличие флуктуаций, наличие положительной обратной связи). В раскрытии понятий ноосферность выражается через разумное использования языка – при этом сохранение содержания или его расширение должно восприниматься как положительный, разумный шаг, а использование понятия с усеченным или измененным содержанием – неразумное использование;

АС – АО – концепция самоорганизации (необходимые условия самоорганизации – наличие положительной обратной связи);

При использовании МКС для построения содержания определения рассматривается реальный процесс, который должен определяться понятием и после выделения сущностного содержания (4 "чистых" аспекта) они объединяются в текст, раскрывающий структурируемое понятие. Если же имеется несколько исходных толкований и задачей анализа является определение обобщенного содержания, то каждое толкование понятия расписывается в МКС по следующему алгоритму (см. рис. 4.). А синтез обобщающего толкования по алгоритму 2 (см. рис. 5.)

При формировании обобщенного понятия появляется несколько вариантов толкований отличающихся друг от друга принципом выполнения главной функции. Это указывает на тот факт, что реальная система прошла несколько этапов развития и в анализе участвовали толкования этих различных этапов, поэтому они так и отличались друг от друга. В данном случае следует выбрать то определение принцип выполнения функции в котором более современный, позволяющий иметь показатель главной функции более высокого уровня.

При наличии нескольких толкований главной функции следует сформировать определение по отношению к каждой из них и определить зоны человеческой деятельности, в которых они применяются. Здесь следует выбрать то толкование, которое является общим для всех выделенных.

Используя круги Эйлера взаимосвязь толкований данного термина можно представить в виде картины приведенной на рис. 6.


В качестве примера приведем толкование термина "понятие" из словарей и полученное обобщенное понятие.

Словарные толкования:

1. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

2. Понятие – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

3. Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете; идея чего-нибудь.

4. Понятие – представление, сведения о чем-нибудь.

5. Понятие – способ, уровень понимания чего-нибудь.

6. Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений; последние свойства и отношения выступают в понятии как общие и специфические признаки, соотнесенные с классами предметов и явлений.

7. Понятие – то же, что грамматическая или семантическая категория, обычно не высшего уровня обобщения.

8. Понятие – явление того же порядка, что и значение слова, но рассматриваемое в несколько иной системе связей

После обработки полученной информации обобщенное толкование термина "понимание" примет вид:

Понятие – это логически оформленная мысль, отражающая существенные и в своей совокупности специфические (АК) для них свойства, связи и отношения (АО) предметов и явлений действительности (АС), выделяющая их (АФ) как общность по каким-либо фиксированным признакам (АК).

Примечание:

1.      В скобках даны ссылки на аспекты, к которым относятся стоящие перед ними понятия.

2.      . В словарных толкованиях рассмотрено несколько систем различного уровня: "устройство" – объект (мысль, сведения, явление, категория); "процесс" – способ понимания (5), который не раскрыт толкованием. Поэтому, в анализе использованы только "устройства" (1-4, 7,8).

3.      Понятия 3,4,5,7 и 8 не содержат позитивной информации о содержании термина. Они только фиксируют по 1 – 2 аспекта, что не позволяет их воспринимать как сущностные.

Рассмотрим понятие "норма" широко используемое в юриспруденции.

Словарные толкования:

1.      Норма – связанное с волей и сознанием людей общее правило регламентации          формы их социального взаимодействия, возникающее в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующее типу культуры и характеру его организации.

2.      Норма – правило, регулирующее поведение людей, действия социальных групп, организаций, правило социально значимого поведения членов общества, стандарт поведения.

3.      Норма – правило поведения, ожидания и стандарт, регулирующее действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющая стабильность и целостность общества.

4.      Норма – 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-либо. 2) установленная мера, средняя величина.

5.      Норма – общее правило, образец, модель поведения, которая распространяется на все случаи данного рода и в соответствии с которыми должно строиться поведение всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию.

6.      Норма – форма закрепления правила поведения.

7.      Норма – правило, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

После анализа словарных толкований и синтеза обобщенного получаем:

Норма – это признанное большинством как обязательное (АК) правило, порядок, образец, строй, модель (АО) чего-либо в нормативно-регламентированной ситуации (АС) с целью структурирования его содержания и/или деятельности (АФ) в организациях, обществе, культуре (АС).

Термин «семья»:

1.      Семья — это «группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми)».

2.      Семья — это «союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой».

3.      Семья – «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений».

4.      Семья — это «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми».

Проводя анализ и синтез получим:

Семья — это общность родственных, или вступивших в родственные связи (АК) особей (людей, животных или растений) (АО), объединенных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и/или взаимопомощью (АК), с целью совместного решения повседневных проблем (АФ) окружающей действительности (АС).

Термин "преступление" в системном подходе.

Словарные определения:

1.             Преступление – виновное противоправное поведение человека, нарушающее нормы уголовного права и наносящий ущерб самым существенным общественным отношениям. (Лазарев В.В. ТГП. Москва. «Спарт»1998г. Стр.341.)

2.             Преступление – совершение общественно-опасного деяния, запрещенное под угрозой уголовного наказания. (УК РФ 1996г.)

3.             Преступление – правонарушение, которое влечет за собой уголовную ответственность (наказание), т.е. государственно-правове принуждение, осуществляемое в рамках санкции УЗ-УК.

4.             Преступление – общественно– опасное действие или бездействие, совершенное виновно. (Учебник по УП Под ред. В.Н. Петрашева М:, 1999г. Стр., 104-106)

5.             Преступление – всегда поведение, деятельность конкретного человека. (Учебник по УП Под ред. Здравомыслова М:., 1999г. Стр., 95)

Преступление рассматривается как процесс.

Преступлениевиновное, противоправное (АК), общественно-опасное поведение (действие или бездействие) (АО) человека или группы людей (АС) нарушающие нормы уголовного права (АС) и наносящие ущерб обществу (АФ) или конкретным его членам (АС) и влекущее за собой уголовную ответственность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подобно тому как в XIX веке диалектический метод базировался на достижениях гегелевской диалектики и фейербаховском материализме, современный системный метод базируется на общей теории систем, созданной совместным трудом многих ученых ХХ века.

Особая методологическая ценность общей теории систем заключается в том, что ко всем наукам, предметом исследования которых являются системы, ее положения и выводы могут быть применены в качестве аксиом, не нуждающихся в дополнительных частных доказательствах и объяснениях. Очень важным для экономической науки является знание того, что всем системам присущи организация и управление, которые характеризуются такими свойствами, как цель, структура и функции.

Не менее важным является факт, что всякая система имеет определенную среду, или окружение, во взаимодействии с которой она должна рассматриваться. Функциональные связи являются существенными характеристиками системы, поскольку основная цель системы заключается в приспособлении к своему окружению.

В целом общая теория систем выработала ряд принципов, на которые можно опираться в экономических исследованиях как на аксиомы:

Система является целостным организмом. Поэтому, для того чтобы она могла быть правильно понята, она должна рассматриваться как нечто целостное, т.е. в противопоставлении и, следовательно, в единстве со своим окружением - средой. Свойства и функции элементов системы определяются их местом в рамках целого, причем эти свойства и функции являются в известных пределах взаимоопределимыми со свойствами целого. Элементами, конкретизирующими целостность системы, являются связи. В системах особое место занимают системообразующие связи, к числу которых относятся связи управления. Обязательными характеристиками системы являются структура, функции и организация. Структура системы может характеризоваться как по ''горизонтали'', так и по ''вертикали''. Вертикальная структура приводит к понятию уровней системы и иерархии этих уровней. Специфическим способом регулирования многоуровневой иерархии является управление - разнообразные по формам и ''жесткости'' способы связей уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие системы. Поскольку иерархичность строения является специфическим признаком систем, постольку связи управления можно рассматривать как одно из характерных выражений системообразующих связей. На разных уровнях управления происходит более или менее регулярное чередование жестко детерминированного и вероятностно-статистического способов управления. Наличие управления означает наличие цели и целесообразного характера поведения систем. Источник преобразования системы или ее функций лежит обычно в самой системе. Поведение всякой системы характеризуется определенным соотношением ее функционирования и развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Блауберг И.В., Юдин Э.Г., Становление и сущность системного подхода. – М., 1973.

2.      Блауберг И.В., Юдин Э.Г., Становление и сущность системного подхода. – М., 1973.

3.      Воронов В.К. и др. Концепции современного естествознания. – М. 2000.

4.      Горелов А. Концепции современного естествознания. – М. 1997. – 208с.

5.      Грядова Д.И. Концепции современного естествознания. – М. 2000.

6.      Исследования по общей теории систем. Сб. пер. – М., 1969

7.      Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М. 2000.

8.      Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Под ред. С.И. Самыгина. – Р/Д: «Феникс», 1997. – 448с.

9.      Кузьмин В.П., Проблемы системности в теории и методологии К. Маркса – М., 1974.

10.  Лавринеко В.Н., Ратникова В.П. Концепции современного естествознания. – М. 2000.

11.  Мотылева Л.. и др. Концепции современного естествознания. – СПб. 2000.

12.  Наймушин А.И. Концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие и программа курса. – Уфа, 2002.

13.  Проблемы методологии системного исследования. – М., 1970

14.  Рузавин Г. Концепции современного естествознания. – М. 1997. – 287с.

15.  Садовский В.Н., Основания общей теории систем. – М., 1974

16.  Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания. – М. 2000.

17.  Щедровицкий Г.П., Проблемы методологии системного исследования, М., 1964