ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа по дисциплине
«Политология»
Тема: Политическая культура
Исполнитель:
Факультет: финансово-кредитный
Специальность: финансы и кредит
Группа: 4ФК ДО
№ зачетной книжки: 07ДФД50151
Руководитель: Нигматуллина И.В.
Стерлитамак 2008г.
Содержание
1. Сущность, структура и функции политической культуры………………….3
2. Типологии политической культуры…………………………………………..8
3. Специфика современной российской политической культуры....................12
Список использованной литературы…………………………………………...15
1. Сущность, структура и функции политической культуры
Политическая культура как особое, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет длительную историю. Термин «политическая культура» появился в XVIII в. Его ввел в научный оборот впервые немецкий историк-просветитель И.Гендер. Концепция политической культуры появилась же сравнительно недавно – в первой половине 60-х гг. XX в. Благодаря крупным международным исследованиям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др. Результаты этих исследований отразились в книге Алмонда и Вербы «Гражданская культура». В этой книге были заложены первые камни в теорию политической культуры. [1, c. 472]
Что же представляет собой политическая культура?
В современной политологической и политико-социологической литературе стало общепризнанным мнение, что политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Тем самым, политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества. [6]
К. Завершинский в своей статье «Политическая культура общества: фантом или реальность» пишет: в содержательном плане политологи часто определяют политическую культуру как совокупность верований и представлений, определяющих политические действия (Д.Истон); как специфический тип политических позиций, благоприятствующих демократической стабильности (Г.Алмонд и С.Верба); как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (Т.Парсонс) и т. п. Причем он отмечает, что чем точнее формулировки и многочисленней функциональные характеристики политической культуры, тем актуальней ирония некоторых политологов - "если мы не понимаем чего-нибудь в политической системе, то называем это культурой". [4]
Иными словами можно сказать это понятие раскрывает, что знают граждане о своем государстве и его политических институтах, как они это воспринимают, осмысливают и ощущают и как они ведут себя по отношению к этому.
Предметом изучения в теории политической культуры являются ценности отдельной человеческой общности, локальные мифологические системы, символы и стереотипы, менталитет. Концепции политической культуры являются своеобразным инструментом для более глубокого исследования мотивации граждан как субъектов политической реальности. В данном ключе наиболее полно раскрываются причины тех политических конфликтов, возникновение которых нельзя объяснить рационально.
Выделим следующие политические ценности:
1) Прошлый политический опыт, который выражается в сложившихся формах государственного устройства и правления, виды политических режимов и т.д.
2) Знания о таких политических явлениях, как права и свободы, равенство и справедливость;
3) Политические традиции и нормы, появившиеся в ходе исторического развития, на которые ориентируются участники политической деятельности, считая их наиболее правильными и эффективными;
4) Политические символы и памятники политической культуры (флаги, гербы, гимны, документы и реликвии).
Ценности играют роль ориентира и мотивации в политической культуре.
Можно предложить следующую трактовку структурных элементов политической культуры (помимо политических ценностей):
Современные политические знания (теории, концепции, идеи) – могут основываться на политических ценностях прошлого, могут быть добыты при помощи других современных отраслей знания. В своей совокупности они представляют науку политологию.
Политическое мышление выступает как форма и способ существования политических знаний. Благодаря политическому мышлению знания выстраиваются в систему.
Политические идеалы и убеждения базируются на знаниях и политических ценностях, нормах, традициях.
Политические чувства (эмоции) – отражают психологические особенности восприятия политических явлений индивидом, социальной группой, классом, обществом. Чувства «очеловечивают» политику, придают политической культуре нравственно-эмоциональное значение.
Политические средства и способы практической реализации политической культуры – переговоры, консультации, собрания, выборы, компромиссы и т.д. [2, c.190-191]
Политической культуре свойственны определенные функции. Рассмотрим, какие функции выполняет политическая культура по отношению к индивидам:
- идентификационная. Человек имеет потребность воспринимать себя как часть крупной политической группы (государства, нации). Посредством усвоения определенной политической культуры у граждан преодолеваются настроения политического одиночества, изолированности.
- ориентационная и адаптивная. Политическая культура снабжает человека принятой в обществе системой политических норм, ценностей, помогает ему правильно ориентироваться в политических событиях, найти свое место в политической жизни.
- интеграционная. Обеспечивая усвоение гражданами единых для всех ценностей и образцов поведения, политическая культура сплачивает индивидов в общность.
- коммуникативная. Содержащиеся в политической культуре политический язык, символы, нормы обеспечивают разностороннее политическое общение между гражданами.
- социализационная. Политическая социализация обеспечивает преемственность поколений, целостность политической жизни.
Политические культуры представляют собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентаций, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура, считает он, есть существующая в рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические ориентации заметно отличаются от ориентаций значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.
Субкультуры – это разнообразные группы, среди которых можно выделить: национальные (этнические меньшинства), социальные (классы, слои), религиозные (христиане, исламисты, буддисты), демографические (молодежь, люди среднего и пожилого возраста), региональные (жители Юга, Севера, столицы) и т.д.
В современной России имеются политические субкультуры у части национальных меньшинств, у жителей столицы, регионов Севера, Сибири и т.д. [1, c. 475]
2. Типологии политической культуры
Существуют различные типологии политической культуры, предлагаемые различными авторами.
Классическая классификация политической культуры была предложена Г. Алмондом и С. Вербой в их работе «Гражданская культура». Они выделяют три типа политических культур:
1. Патриархальная – для нее характерны индифферентность по отношению к политике, переплетенность религиозных, экономических и политических представлений, низкая политическая компетентность и активность (отсутствие интереса граждан к политической жизни);
2. Подданническая – ее особенностью является усвоение индивидами исполнительных политических ролей и функций (подданный государства, чиновник, полицейский, располагающее властью должностное лицо и т.д.), политическая пассивность, слабый интерес к политике;
3. Активистская (культура участия) – ей присущи высокий интерес граждан к политике, их хорошая информированность, стремление реализовать с помощью власти собственные интересы и цели, высокая активность.
Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных элементов. Оптимальной с точки зрения обеспечения стабильности политического режима является гражданская культура, которая является как бы синтезом подданнической и активистской культур.
Применительно к России даже стандартная классификация политических культур точно и достоверно не ответит нам на вопрос, к какой же принадлежит наша страна. Тем не менее, Россия имеет свою политическую культуру – литературную. Творческая интеллигенция и интеллектуалы страны встали на сторону критики власти: Радищев, указавший в своем "Путешествии из Петербурга в Москву" на социальные неурядицы в России; Пушкин, Булгаков и много много кто еще. [5]
Россия по данной классификации относится скорее к подданническому типу, а США – к активистскому. Яркий пример для сравнения – президентские выборы в нашей стране и в Америке. На всем протяжении предвыборной гонки в США не стихала борьба между основными конкурентами. В блоках наших новостей большую часть эфирного времени занимали репортажи о том, как кандидаты на президентское кресло борются за своих американских избирателей. Идя на выборы, американцы искренне верят в силу своего голоса, что тем самым они вносят свой личный вклад в будущее своей страны. Наши «выборы» - показатель низкой политической активности российских граждан, неверия в силу своего голоса.
Рассмотрим типологию политических культур по У. Розенбауму. В зависимости от степени политического консенсуса общества, принятия гражданами основополагающих политических ценностей и образцов поведения, политическая культура делится на фрагментированную и интеграционную.
- Фрагментированная – характеризуется неоднородностью и конфликтностью субкультур, отсутствием доверия между субъектами политики, высокой степенью использования насилия.
- Интеграционная – отличается высокой степенью доверия между субъектами политики, доминированием общепринятых ценностей и конвенциальных форм поведения.
Политические культуры реальных стран обычно занимают промежуточное положение между этими двумя полюсами и в большей или меньшей степени тяготеют к одному из них.
Э.Баталов предложил различать политическую культуру по следующим типам:
- Рыночная. Здесь политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельности граждан;
- Этатистская. Демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида.
Г. Алмонд и С. Верба разработали еще одну классификацию политической культуры. В ней выделяется четыре типа:
1. Континентально-европейская – отличается высокой степенью политизированности, идеологической полярностью и мотихтским восприятием мира политики (борьба добра и зла). ФРГ – партийная система «2+1 партий», Италия – «5 партий»;
2. Англо-американская – менее политизирована, как правило, идеологической полярности нет. Разногласия возникают по тактическим приемам достижения целей.
Важнейшими показателями качества политической культуры здесь выступают ее светская направленность, практичность, однородность и центризм (уход от крайностей в решении социально-политических проблем). Воплощением "культурности" при этом объявляется англо-американская политическая практика, демонстрирующая максимальную рациональность и эффективность. Но ведь культурность и эффективность — вовсе не синонимы. Более того, культура, реализуемая в совести, милосердии и поисках "высших смыслов" бытия, бывает непрактична, нерациональна. [4]
3. Смешанная – является результатом синтеза разных типов политических культур. Например, в страны с традиционной политической культурой вторгаются элементы англо-американской: в африканских странах титул племенного вождя заменяется титулом президента, но суть остается прежней.
4. Тоталитарная – относится к «вымершим» историческим типам. К данному типу можно отнести политическую культуру СССР 1930-1950-х гг. (время классического тоталитаризма).
Проведем сравнительный анализ политических культур Запада и Востока. [3, c.128]
Различия между этими культурами Запада и Востока
Запад |
Восток |
Рациональная природа власти, происхождения государства, основанная на превосходстве человека над человеком. |
Иррациональная природа «власти» божественное происхождение государства как института |
Принцип равенства перед законом |
Принцип «Божественного», не всем доступного дара |
Превосходство идеалов индивидуальной свободы «личность-все!» |
Превосходство идеалов коллективизма «личность - ничто» |
Легально-рациональная природа лидерства |
Харизматическая природа лидерства |
Приоритет общегосударственных законов и норм права |
Приоритет местного права над общегосударственными законами |
Высокая степень идеологизированности граждан |
Низкая степень идеологизированности граждан |
3. Специфика современной российской политической культуры
Нынешняя российская политическая культура характеризуется глубоким ценностным расколом и конфликтностью. Внутренняя двойственность, сочетание свойств индивидуалистической политической культуры Запада и коллективистской культуры Востока – одна из важнейших черт, присущих политической культуре России на протяжении многих веков. Как писал известный историк В.О. Ключевский, «исторически Россия, конечно, не Азия, но географически не совсем и Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами» [1, c.482-483].
Политическая культура современной России – это преимущественно подданническая культура. Она сохраняет такие традиционные черты, как долготерпимость, покорность перед власть имущими, низкая самодисциплина и самоорганизованность, недоверие к государству, склонность к анархии и вместе с тем жажда сильной власти, способной обеспечить порядок, слабое уважение к закону, правам личности, национальное самобичевание.
Как писал Н.Бердяев, Россия самая не шовинистическая страна в мире. Русские почти стыдятся, что они русские, им чужда национальная гордость и часто, увы, чуждо национальное достоинство. Подтверждением этих слов стало то, что русский народ без особых протестов воспринял отделение национальных частей Российской империи и СССР, части своих исторических территорий. Хотя это можно объяснить не только неразвитостью национального чувства, но и многовековой привычкой ждать разъяснений и команды сверху, которой в данном случае не было.
Для российской политической культуры традиционно характерны высокая духовность, терпимость, сострадание, жертвенность, вера в светлое завтра, отрицание компромиссов и среднего пути, во многом специфическое понимание свободы и демократии. В наши дни в массовом сознании свобода понимается как отсутствие ограничений, вседозволенность, демократия же отождествляется, прежде всего, с прямым формами народного волеизъявления и преобладанием общего, коллективного начала над индивидуальным.
Специфика современной ситуации состоит в том, что в наращивании массового социогуманитарного, обществоведческого знания и массовой политической культуры, правящая российская элита (не смешивать с верховной властью) объективно не заинтересована. Эти знания "работают" на формирование структур гражданского общества, массовой правовой и политической культуры демократии, что непосредственно противоречит интересам правящих элит, т.к. гражданское общество является наиболее эффективным средством контроля населения над властвующими группами, включая механизмы их противоправного обогащения. Отсюда - очевидные проблемы с наращиванием качества массового социогуманитарного образования.
Формирование в России многопартийной политической системы, соответствующей принципам и нормам международного демократического сообщества, сталкивается со значительными трудностями. Назначение подобной системы - согласование противоречивых интересов различных социальных слоев и групп общества на основе политико-правовых процедур. Суть процесса - выявление соотношения сил указанных социальных групп и достижение устойчивого компромисса интересов. Политические партии аккумулируют интересы тех или иных слоев и представляют эти интересы в политическом процессе. Чем более массовым является участие граждан в работе политических партий, тем более адекватно партии способны представлять интересы соответствующих социальных слоев общества. Это дает основание характеризовать устойчивые демократические системы, как "демократию участия".
В России политически активны, в основном, элитарные группы общества, преуспевшие в ходе реформ. Они раньше других осознали собственные социально-экономические интересы и необходимость их защиты политическими средствами. В то же время абсолютно большая часть населения, в силу крайне низкого уровня политической культуры, самоустранилась от участия в политико-правовом процессе. С этой точки зрения Россия является "страной зрителей", а ее политическая система - "демократией неучастия".
Весьма низкий уровень массовой политической культуры характерен и для образованной части российского общества - интеллигенции. Носители фундаментальных естественнонаучных знаний и высоких инженерных технологий, оказались совершенно беспомощны в период трансформации экономического уклада. Они не смогли противопоставить расхищению национального достояния постсоветскими элитами какую-либо осмысленную политику. И, тем не менее, если у России есть будущее, оно в решающей степени будет определяться той социально-политической позицией, какую осознанно займет российская интеллигенция. [7]
Список использованной литературы
1. Политология. Высшее образование/ Пугачев В.П. – М.: «СЛОВО»; ООО «Издательство Эксмо», 2004
2. Перевалов В.Д., д.ю.н., проф. Политология: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002
3. Политология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005
4. К. Завершинский «Политическая культура общества: фантом или реальность?» Журнал «Управленческое консультирование» - www.dialogvn.ru/uk/1999/n02/s99
5. Никулин Н.Л. Интернет-портал интеллектуальной молодежи – www.ipim.ru/discussion/
6. Рябев В.В. (кафедра истории и социологии, МГТУ) – www.mstu.ru/publish/conf/
7. Сергей Магарил. Журнал «Русский Глобус». - www.russian-globe.com/