1.     Дайте определение понятию «методика».

Это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

4. Перечислите основные этапы тестирования.

Для оптимизации процесса тестирования существует схема, обозначающая этапы тестирования:

1.     постановка вопроса и формулировка проблемы;

2.     сбор и предварительный анализ анамнестических данных обследуемого;

3.     выдвижение гипотез и подбор диагностических методов;

4.     проведения самого тестирования и анализ полученных данных. При недостатке данных для ответа на поставленный вопрос возвращаемся к пункту 3;

5.     интерпретация полученных результатов, формулировка рекомендаций и оформление заключений.


5. Дайте определение понятию «валидность теста». Перечислите способы доказательств валидности теста.

Валидность – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. Это понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. В стандартных требованиях к психологическим и образовательным тестам валидность определяется как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы с помощью методики, а также о степени обоснованности выводов при использовании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания. В психологической диагностике валидность – обязательная и наиболее важная часть сведений о методике, включающая (наряду с вышеуказанным) данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретические ожидания, наблюдения, результаты других методик), суждение об обоснованности прогноза развития исследуемого качества, связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами. Валидность описывает также конкретную направленность методики и степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста. В совокупности сведений, характеризующих валидность теста, содержится информация об адекватности применяемой модели деятельности с точки зрения отражения в ней изучаемой психологической особенности, о степени однородности заданий, включенных в тест, их сопоставимости при количественной оценке результатов теста в целом.

Способы доказательства валидности теста:

1.      адекватность выборки всего множества заданий, отсутствие влияния посторонних факторов на ответ – содержательная валидность.

2.      дифференциация испытуемых по изучаемому признаку здесь и сейчас – текущая валидность.

3.      точность предсказаний диагностируемого поведения через определенное время после тестирования – прогностическая валидность.

4.      наиболее полное описание измеряемой переменной (конструкта) – конструктная валидность.

6.     Дайте определение понятию «норма теста».

Тестовые нормы – количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения.  Наиболее распространены количественные нормы теста, полученные на основании определения средних величин и дисперсии в выборке стандартизации. Рассчитанные для нормативной выборки среднее и дисперсия являются основой для разработки шкальных оценок теста. Количественные нормы теста, упорядоченные в шкалы на основе процедур z-преобразования, содержатся в специальных таблицах, прилагаемых к руководствам по проведению тестирования. В этом виде нормы теста позволяют установить относительное место каждого конкретного результата по сравнению с выборочными данными, выраженными в долях дисперсии. В качестве качественных норм теста могут выступить стандартизированные наборы квалификационных требований к испытуемому. Качественные критерии выступают как нормативы, позволяющие отнести индивида к той или иной диагностической группе. Комплексы критериев норм теста могут быть упорядочены в нормативные или порядковые шкалы.


13. Определите достоинства методик диагностики общих способностей.

Достоинства: наличие одновременно вербальных и практических заданий; направленность на измерение общих способностей, под которыми понимаются комплексные качества, необходимые для овладения многими видами профессиональной деятельности; валидизация тестов общих способностей ориентируется на профессиональные критерии.


14. Приведите примеры конститутивных проективных методик.

Конститутивные проективные методики направлены на структурирование, оформление стимулов, придание им смысла. Примером может служить тест Роршаха, тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест Розенцвейга.

17. Дайте определение понятию «личностные тесты».

Личностные тесты – группа методик (тестов), направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Личностные тесты – понятие собирательное, включающее в себя как проективные методики, опросники личности, так и любые другие методики, предназначенные для диагностики эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивидуума. Под личностными тестами подразумеваются только те, которые образованы в рамках объективного диагностического подхода, что позволяет отличать их от проективных методик и личностных опросников. Личностные тесты в этом случае можно подразделить на объективные тесты действия и ситуационные тесты. Объективные тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какой-либо задачи. В ситуационных тестах обследуемый помещается в ситуацию, близкую к реальной.


19. Определите недостатки личностных опросников.

Основные проблемы использования личностных опросников связаны с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности полученных данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и различий в понимании вопросов испытуемыми. Помимо факторов, имеющих установочную природу, на достоверность ответов в личностных опросниках существенно влияет интеллектуальная оценка вопросов обследуемыми (особенности понимания вопросов). Неясность, трудность вопросов приводят к изменчивости ответов при повторном обследовании, что свидетельствует о малой надежности методики. Ответ на вопрос обусловлен действием весьма значительного числа факторов (например, отношение к обследованию, условия обследования, пол экспериментатора и т.д.), лишь одним из которых является та переменная, которую мы стремимся измерить. Поэтому связь измеряемой личностной переменной с ответом будет выражаться статистически, а не детерминистически. Диагностические показатели, получаемые с помощью личностных опросников, имеют вероятностно-ориантирующие значения, их истинная природа должна быть выявлена путем сопоставления с соответствующими объективными данными.


21. Соотнесите понятия «доминантность» и «конформность».

Соотносятся в части - в проявлениях самостоятельности,  зависимости от мнения и требований группы, следование за общественным мнением,  при принятии решения.


22. Соотнесите понятия «фрустрированность» и «нефрустрированность».

Противоположенные: расслабленность и эмоциональная напряженность, вялость/энергичность, низкая/высокая мотивация, спокойствие/беспокойство, раздражение.


25. Перечислите модификации опросника акцентуированных черт личности Шмишека.

Опросник, состоящий из 88 вопросов, сокращенный - 68 вопросов (И.В.Круг).


26. Перечислите шкалы опросника акцентуированных черт личности Шмишека и чему они соответствуют.

1.            демонстративности (соответствует повышенной способности к вытеснению).

2.            педантичности (соответствует повышенной ригидности, инертности психических процессов, неспособности к вытеснению травмирующих переживаний).

3.            «застревания» (соответствует чрезмерной стойкости аффекта).

4.            возбудимости (соответствует повышенной импульсивности, ослаблению контроля над влечениями и побуждениями.

5.            гипертимности (соответствует повышенному фону настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью).

6.            дистимности (соответствует сниженному фону настроения, пессимизму, фиксации теневых сторон жизни, заторможенности).

7.            тревожности, боязливости (соответствует склонности к страхам, робости, пугливости).

8.            циклотимности (соответствует смене гипертемических и дистимических фаз).

9.            аффективности, экзальтированности (соответствует легкости перехода от состояния восторга к состоянию печали).

10.       эмотивности (соответствует особой впечатлительности и чувствительности).


27. Перечислите вторичные факторы Кеттелла.

Кеттеллом были выделены факторы второго порядка, полученные из корреляции между первичными. Наиболее важными из них являются «экстраверсия – интраверсия» и «тревожность – приспособленность». В качестве факторов третьего порядка разработаны уравнения эффективности для определения успешности в той или иной профессиональной деятельности. По определенной формуле можно вычислить степень риска несчастных случаев в жизни данного человека.