Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Теоретическая часть……………………………………………….…………6
Глава I. Особенности управления сфер услуг………………….………….6
1.1. Понятие и характеристики услуг…………………………………...6
1.2. Управление в туризме………………………………..……………….10
1.3. Управление в сфере гостеприимства…………..…………………….16
1.4. Проблемы предприятий общественного питания………….……….23
Практическая часть………………………………………………………….25
Глава II. Пример проблемы предприятия общественного питания……..25
Заключение………………………………………………………….………..32
Список используемой литературы…………………………………...……..34
Введение
Развитие потребления услуг в странах с высокоразвитой промышленностью является одним из самых значительных явлении экономической жизни второй половины XX в. и начала ХХI в. Потребление услуг незаметно начинает преобладать над потреблением многочисленных благ. В международной торговле постоянно возрастает доля услуг. Темпы роста мирового рынка услуг в два раза превышают темпы роста торговли товарами. На сферу услуг в настоящий момент приходится около 60% валового национального продукта западных демократических стран. Под услугами понимают огромное разнообразие видов деятельности и коммерческих занятий. Наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.
Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что на современном этапе развития общества маркетинг услуг имеет первостепенную важность.
Фирмы услуг, как правило, отстают от фирм-производителей в практическом использовании маркетинга. Многие фирмы услуг невелики по размерам (парикмахерские, автомастерские), и маркетинг им кажется занятием дорогим и нецелесообразным. Есть и такие фирмы сферы услуг (юридические и аудиторские фирмы), которые считают использование маркетинга делом профессионально неэтичным. Некоторые же предприятия сферы услуг (больницы, вузы) пользовались в прошлом столь большой популярностью, что до недавнего времени не испытывали нужды в маркетинге.
Однако сегодня, по мере обострения конкуренции, роста издержек, падения роста производительности и ухудшения качества услуг, все большее число предприятий сферы услуг начинают проявлять интерес к маркетингу. Маркетинг вносит свой вклад, требуя более системного подхода к планированию замысла услуг, установлению цен, организации системы распределения и стимулирования.
Услуги неосязаемы, неотделимы, изменчивы и не подлежат хранению. После покупки услуги потребитель получает не осязаемый продукт, а скорее ощущения: восторга, восхищения, удовлетворения, разочарования, досады, гнева, а продавцы услуг должны уметь определять чувства, испытываемые потребителем.
Фирмы сферы услуг сталкиваются с необходимостью решения трех основных маркетинговых задач:
1. Необходимость дифференцировать свое предложение и предоставление услуг от аналогичных услуг, предлагаемых конкурентами.
2. Необходимость предоставлять такое качество обслуживания, которое удовлетворяет или превышает ожидания потребителей.
3. Необходимость повышать производительность труда, увеличивать количество услуг, не снижая их качества, стандартизировать услуги, разрабатывать методики эффективного обслуживания, поощрять потребителей к самообслуживанию, использовать современные технологии.
Маркетологи должны найти способы сделать неосязаемое осязаемым, увеличить производительность труда продавцов услуг, повысить и привести к единым стандартам качество услуг и регулировать предложение в периоды повышенного спроса и его спада.
Только недавно было обращено большое внимание на разработку услуг, в основном из-за увеличения значительной роли услуг, наблюдаемого в экономике страны. Но следует отметить, что существующий уровень опыта и знаний в разработке и создании услуг никоим образом нельзя сравнить с объемом опыта и научного знания, собранным для товаров.
Разработка услуги — это важный шаг в создании ценности и удовлетворенности потребителей.[1]
Целью нашей курсовой работы является рассмотрение управления в сфере услуг на примере туризма и индустрии гостеприимства.
Задача работы – попытка анализа управления в сфере услуг и решение возможной проблемы на примере предприятия общественного питания.
Теоретическая часть
Глава I. Особенности управления сфер услуг
1.1. Понятие и характеристики услуг
Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и усиление ее роли в экономике, до сих пор не выработано общепринятое определение "услуги", но все же многими авторами предлагаются по сущности схожие определения. Рассмотрим некоторые из них.
К. Маркс определил категорию услуги следующим образом: "Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому труду, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи , а в качестве деятельности ...". Далее К. Маркс выделяет 2 типа услуг: " Услуги ... воплощенные в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар".
Американский специалист Ф. Котлер считает услугой любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде.
К услугам часто относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, то есть главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта. На практике сфера услуг рассматривается как совокупность многих видов деятельности и фактически сводится к их перечислению. Это вызвано разнообразием видов услуг, а также тем, что услуга может сопровождаться товаром (отчет, компьютерная программа, и т. д.).
В последние годы получило распространение следующее определение услуг, данное американским специалистом Т. Хиллом. Он считает, что услуга - это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая деятельность делает услугу предметом торговли.
Всем услугам присуще 4 характеристики:
1. Неосязаемость, то есть услуги невозможно продемонстрировать, попробовать, транспортировать, упаковывать или изучать до получения этих услуг. Покупатель вынужден верить продавцу на слово. Для укрепления доверия организация, которая оказывает услуги, может предпринять ряд мер: повысить осязаемость своей услуги; заострить внимание на выгодах от данной услуги, привлечь к пропаганде своей услуги какую-либо знаменитость и т. п.
2. Неразрывность производства и потребления услуги, то есть специфика услуги заключается в том, что в отличие от товара, услугу нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно тогда, когда появляется заказ или клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны. При неразрывности взаимосвязи производства и потребления услуг степень контакта между продавцом и покупателем может быть различна Но многие виды услуг неотделимы от тех, кто их предоставляет (лечащий врач - осмотр пациента, кассир - продажа билетов).
Исследования показывают, что в сбыте услуг требуется больше личного внимания, контактов и получения информации от потребителей, чем при реализации товаров.
В большинстве случаев качество услуг может быть выражено только описательно и оценить его можно после приобретения. Для обеспечения контроля качества услуг организации необходимо:
- выделять средства на обучение квалифицированных специалистов;
- следить за степенью удовлетворенности клиентов с помощью системы "жалоб и предложений".
3. Изменчивость, то есть качество услуги зависит и от того, кто ее обеспечивает, где и как она предоставляется. Для снижения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Часто эта изменчивость качества услуг связана с квалификацией работников, с отсутствием конкуренции, нужной информации, с личными чертами характера работников данной сферы. Другим источником изменчивости качества услуг является покупатель.
Помимо перечисленных причин снижения изменчивости услуг разрабатываются специальные стандарты обслуживания - комплекс обязательных для использования правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. Начальным этапом формирования стандарта обслуживания можно считать разработку фирменного стиля организации (название организации, ее товарный знак, фирменный логотип и т. п.).
4. Неспособность услуг к хранению, то есть важной отличительной чертой услуг является сиюминутность. Если спрос на услугу становится больше предложения, то этого нельзя исправить. Колебание спроса на услугу присуще почти всем видам услуг. Как правило, спрос меняется в зависимости от времени года, дней недели и т. п.
Управление в сфере услуг – целенаправленное воздействие органов управления на трудовые, организационно-производственные, социально-экономические, правовые, нравственные и другие отношения, возникающие между людьми в процессе производства и обращения услуг. Современный этап развития мирохозяйствования характеризуется формированием новой концепции управления, базирующейся на сервисной экономике, где в отличие от индустриальной повышается значимость сферы услуг, которая превращается в движущую силу экономического развития. Главным фактором успеха в сфере услуг становится эффективное управление, способное организовать процесс удовлетворения запросов потребителей, что обусловливает необходимость изучения тенденций и прогнозирования потребительских предпочтений.
Методы управления в сфере услуг должны быть максимально ориентированы на изучение, прежде всего спроса на услуги, а также на интегрированный товар, включающий услуги и материальные предметы. При этом следует учесть, что последний вид товара имеет устойчивую тенденцию к росту, которая принципиально не меняется даже в условиях стагнации материального производства. Это позволяет рассматривать сферу услуг как основной сектор национального хозяйства, где скрыты резервы для экономического роста. Предметом пристального анализа должны стать предпочтения потребителей, базирующиеся на понимании их интересов. Диагностика и способность к расширенной идентификации желательных для потребителей (как индивидуальных, так и корпоративных) решений становятся элементами методической базы, используемой управлением в сфере услуг
1.2. Управление в туризме
Менеджмент туризма в странах СНГ существует практически уже давно, но теория его разработана относительно слабо. Множество публикаций, разнообразие подходов в описании различных аспектов менеджмента туризма, эмпирическая и исследовательская работа в этом направлении свидетельствуют о значимости данной дисциплины и подтверждают растущее практическое значение менеджмента туризма.
Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств — основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.). Кроме того, во многих странах мира туристская отрасль предоставляет рабочие места и возможности для профессионального роста приблизительно 350 млн. рабочих и служащих. При этом объем занятости в данной отрасли возрастает почти в два раза быстрее, чем в других сферах услуг.
Туризм — явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей, которой обязательно нужно управлять.
А это сложный и многогранный процесс, в основе которого лежат наука и искусство. С учетом этого и строится содержание данного учебного пособия
Размышления о том, что такое туристский менеджмент, в конечном счете, сводятся к одной из важнейших функции менеджмента — мотивации путешествия. Почему люди отправляются в путешествия? Что они ищут во время отпуска? Какие факторы влияют на предложение туристских услуг и их количество? Все ли путешествующие имеют одинаковые представления об отдыхе? Остаются ли мотивы путешествия и потребности в нем стабильными или же они изменяются? Можно задать еще много вопросов, так или иначе связанных с менеджментом в туристской индустрии.
На развитие менеджмента в туризме во все времена оказывали влияние экономические, социальные и технико-технологические, а также факторы культуры и изменение личностных ценностей. С одной стороны, неудовлетворенная потребность в путешествиях связана с желанием устранить препятствия на этом пути. Именно поэтому путешествия должны быть обеспечены покупательской способностью. С другой стороны, путешествие может позволить себе только тот, кто располагает для этого необходимыми денежными средствами. Это следует понимать так: без доходов, которые дает развитая экономика, нельзя достигнуть массового туризма, а, следовательно, и нет предмета управления.
Кроме экономических, в туризме очень важны и социальные факторы. Как известно, в Конституции законодательно закреплено право каждого гражданина на отдых, а чтобы это право реализовать, необходимо решить ряд проблем социальной направленности: транспорт, дороги, организация Ночлега, питания, проживания и многое другое — все то, чем пользуется потребитель туристских услуг на определенной территории. Речь идет о создании соответствующей туристской инфраструктуры, которую мы определяем как туристский продукт. Поскольку есть туристское место как конечная цель путешествия или туристский продукт, пользующийся спросом у населения, то следует признать, что слагаемые туристского продукта требуют управления ими, т.е. совокупность технических средств и технологий, используемых при формировании туристского продукта, и составляет группу технико-технологических факторов.
В области менеджмента перед туристскими организациями стоит сегодня двуединая задача:
· в полной мере внедрить в практику работы рыночные отношения, т.е. наполнить менеджмент туризма рыночным содержанием;
· адаптировать ноу-хау в области туризма к условиям нового века, т.е. максимально полно учесть мировые изменения в этом отношении. [2]
Структура управления туризмом. Туризм — это не только важная отрасль экономики, но и сложная организационная структура. Не всегда можно точно определить, что же относится к туризму: потребители не замечают тесного взаимодействия туристских структур, а представители туристских предприятий выделяют в своей работе лишь часть общей системы. Между тем структура туризма определяет место трудовых коллективов и отдельных работников в туристских регионах, организациях и предприятиях. Это своего рода каркас, на котором строятся их отношения.
В более широком смысле под структурой управления туризмом понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. По существу, речь идет о логических взаимоотношениях уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся таким образом, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли.
Управлять туристской структурой — значит оптимально распределить цели и задачи между структурными подразделениями и работниками организации. Ославляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено, прежде всего, на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.
На уровне отдельной фирмы структуру управления можно представить следующим образом:
В структуре управления организацией выделяются звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи — горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией.[3]
На уровне индустрии туризма в целом структуру управления туризмом можно представить следующим образом:
Рис. 2. Структура управления туризмом в Новосибирской области
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристической организации. При формировании сфер деятельности организации следует, во-первых, решить общую задачу — функцию этой организации разделить на составные элементы; во-вторых, попытаться все задачи этой функции объединить по смыслу, объему и логике. Главный смысл разделения труда состоит в специализации работников на выполнении отдельных видов работ, операций и процедур. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку. От того, насколько полно и глубоко учтена квалификация исполнителей, будет зависеть эффективность работы организации и личный трудовой вклад каждого из них.
Горизонтальное разделение труда. Горизонтальные отношения имеют согласовательный характер и являются, как правило, одноуровневыми. Горизонтальное разделение труда — это качественная и количественная дифференциация трудовой деятельности. По существу, это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего трудового процесса на различные частые, непрерывные, обособленные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей. Такое разделение труда производится, как правило, по функциональному, отраслевому и квалификационному признакам.
Функциональное разделение труда находит отражение, прежде всего в специализации работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения.
Разделение труда по отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых Операций и процедур — например, специализация менеджера по рекламе и т.д.
Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации. В таком случае не должен нарушаться принцип, согласно которому ни один работник высокой квалификации не должен делать работу, которую может выполнить работник меньшей квалификации. Нарушение этого принципа повышает стоимость работ и ведет к расточительству человеческих ресурсов.
Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких его уровней. В этом случае на первый план выступает обособление функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации. Необходимо определить круг обязанностей подчиненных, планировать, организовывать и контролировать все ее структуры и звенья. В такой работе всегда присутствуют два момента: интеллектуальный (подготовка и принятие решений) и волевой (их воплощение) (рис.1.).
Наиболее сложным в наших условиях представляется вид трудовой деятельности, связанный с проведением в жизнь управленческих решений. Это, прежде всего, обусловлено большим разнообразием управленческих работ. Чтобы привести их в определенную систему, целесообразно выполнить отдельные функции, которые классифицируются по объектам и направлению управляющего воздействия, по этапам выполнения трудового процесса или по другим аспектам.
В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:
общее руководство — выработка и воплощение главных, перспективных направлений деятельности организации;
технологическое руководство — разработка и внедрение прогрессивных технологий. Это рационализация производственных процессов на основе внедрения современных методов управления, комплексной механизации и автоматизации производства;
экономическое руководство — стратегическое и тактическое -планирование, анализ экономической деятельности, внедрение хозрасчета и обеспечение рентабельной работы организации;
оперативное управление — составление и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом производственного процесса;
управление персоналом — подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.
Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда: первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда; вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Горизонтальные и вертикальные связи в структуре управления организацией могут носить линейный и функциональный характер, что характеризует тип организационной структуры. (см. рис. 1.)[4]
1.3. Управление в сфере гостеприимства
Процесс управления и исполнения работ в индустрии гостеприимства происходит в рамках организационной структуры гостиницы, ресторана или другого предприятия сферы гостеприимства Структура — это модель взаимоотношений между должностями в компании индустрии гостеприимства и между ее работниками. Структура определяет схему распоряжений и приказов, с помощью которых деятельность компании планируется, организуется, направляется и контролируется. Следовательно, структура придаст некую форму (очертание) компании и обеспечивает ее соответствующей базой для организационного процесса и выполнения работ.
Целью структуры является следующее:
• разделение труда;
• определение задач и обязанностей,
• определение ролей и взаимоотношений;
• определение каналов взаимосвязи.
Исторически до начала нашего века в мировом гостиничном хозяйстве доминировала европейская классическая модель, которая строилась вокруг двух важных управленческих должностей, а именно метрдотеля и шеф-повара. Первый являлся лицом, следящим за взаимодействием между персоналом отеля и гостями, чтобы обслуживание последних протекало должным образом, быстро и в соответствии с политикой отеля. А второй являлся хозяином кухни и руководил за процессом выбора и подготовки блюд, предлагаемых отелем. Такая организационная структура отражает ту огромную роль, которую тогда играла служба производства питания.
В наши дни в маленьких отелях и ресторанах обычно существует мало проблем, связанных с организационной структурой. Распределение задач, определение полномочий и обязанностей, а также взаимоотношения между членами предприятия можно построить на персональной и неформальной основе. Но большинство компаний индустрии гостеприимства требуют какую-нибудь структуру, с помощью которой межличностные отношения разделяются и координируются. В крупных компаниях существует необходимость в аккуратно составленной и целеустремленной организационной структуре.
В организационной структуре современных отелей выделяются два основных операционных подразделения: служба размещения и служба производства питания и напитков. Это в основном связано с тем, что отели предлагают своим гостям две главные услуги — безопасное и комфортное проживание, продавая номера, и вкусное питание, продавая разные блюда и напитки. Другим подразделениям отдается роль поддержки основной деятельности отеля.
Организационные подходы. Много написано о разных подходах для обеспечения эффективной организации труда. Однако важно отметить, что нет общего и единственного подхода, обеспечивающего успех организационного конструирования. Существует множество классификаций этих подходов. Из них можно выделить четыре основные, а именно:
• классический подход, включающий в себя научный менеджмент,
• подход межличностных отношений;
• системный подход,
• подход контингентирования.
Тейлор и его последователи ввели концепцию научного подхода в менеджменте Они использовали такие средства, как анализ труда, систематический отбор и тренинг, оплата по труду, контроль за производством и управление через исключение. Вопреки критике подходы научного менеджмента нашли свое применение и в индустрии гостеприимства.
Так, в производственных подразделениях предприятий индустрии гостеприимства, например, таких, как производство питания, уборка номеров, эффективности зависит от четкого разделения труда и обязанностей, заранее предписанных методов работы и подходов в экономии труда. В частности, в гостиничном бизнесе важно иметь заранее подготовленные стандарты уборки каждого номера. Согласно этому стандарту персонал должен убирать определенное количество номеров в каждую смену с дополнительным финансовым поощрением за каждый дополнительный номер.
Подход межличностных отношений обозначает отход от точного научного менеджмента и базируется на идее увеличения производительности с помощью гуманизации процесса организации труда. По мнению западных ученых Торрингтона, Вейтмана и Джонса, классический подход основывается на увеличении производительности через формальную структуру и рационализацию организации труда. В подходе межличностных отношений признается важность неформальной организации, которая будет представляться через формальную организационную структуру. Работники рассматриваются как отдельные личности и члены социальной группы, а их поведение и отношения — как ключ эффективности.[5]
Исходя из природы индустрии гостеприимства и важности для нее хороших взаимоотношений между работниками, необходимо создавать специальные программы собеседования, которые особенно важны для менеджеров. Программа интервьюирования даст значительный толчок развитию современного менеджмента персонала и использованию консультативного собеседования. Она также придала важность процессу прислушивания менеджеров к мнению работников. На самом деле многие сотрудники компаний приветствуют возможность иметь человека, который выслушал бы их, и с которым они могли бы по-товарищески делиться своими проблемами
Классический подход, основанный и.» формальной структуре, является главным механизмом оптимизации организационной деятельности. Подход межличностных отношений основан на социальных потребностях людей на работе и на важности неформальной организации Системный же подход пытается применять эти два подхода. Здесь основное внимание сосредоточивается на общей работе организации, а также на взаимоотношениях структуры и поведения работников Системны» подход рассматривает организацию вместе с ее внешней средой и многочисленными каналами взаимодействия со средой. Этот подход обращает внимание на важность социально-технической системы. Изменения в одной части (скажем, технической или социальной) могут повлиять на другую часть, а далее на всю организацию как на систему.
Подход контингентирования можно рассматривать как расширение системного подхода. Этот подход свое внимание фокусирует на то обстоятельство, что существует большое количество ситуационных параметров, которые влияют на процесс разработки организационной структуры и на деятельность организации.
В индустрии гостеприимства ситуационные параметры можно определять разными путями. Некоторые из них основаны на размере компании и характере ее деятельности, уровне се персонала, стандартах обслуживания и видах предлагаемых услуг, используемых технологиях и воздействии внешней среды и, наконец, на характере самих клиентов.
Размер - это не простая переменная, которая может измеряться различными путями. Его можно определить, например, для отеля с помощью количества номеров, конечно, в связке с количеством персонала или количеством предлагаемых дополнительных средств. Например, отель может иметь маленький номерной фонд, но может предлагать большую территорию для прогулок и отдыха, иметь большое количество спортивных площадок.
Из числа организационных характеристик, демонстрирующих прямое отношение технологии к процессу разработки организационной структуры, можно выделить показатель отношения количества менеджеров к общему количеству работников компании.
Окружающая среда со своей стороны оказывает соответствующее воздействие на организационную структуру и менеджмент предприятия. Из разных организационных видов, применяемых компаниями в зависимости от окружающей среды, можно выделить так называемые механический и органический виды. На практике многие предприятия (фирмы, компании) применяют одновременно оба эти вида организации.
Первый вид является жесткой иерархической структурой, которая характеризуется четко распределенными обязанностями, применяемыми техническими методами, специализацией задач, централизованным владением информацией на вершине иерархии, инструкциями для руководителей и вертикальной схемой отношений между руководителями и подчиненными. Этот вид организации не в состоянии осуществлять быстрые изменения и может работать в стабильной среде. Например, высококлассные и дорогие отели работают, применяя классический способ и первый вид, и обслуживают постоянных клиентов с хорошей репутацией.
Второй вид организации — органический может работать в турбулентной среде и имеет более гибкую структуру. Эта структура представляет собой схему контроля и руководства, используя побочные взаимосвязи, постоянные переопределения и совершенствование задач компании. Примером такого вида организации в индустрии гостеприимства может служить туристический отель, обслуживающий отпускников с разными, непредсказуемыми потребностями.
В индустрии гостеприимства в зависимости от экономических условий и из-за быстрого роста информационных технологий организации вынуждены сокращать количество уровней подчинения и количество своего персонала, особенно количество работников на полной ставке. В связи с этим в индустрии применяется концепция, по которой персонал организации делится на три группы. С ее помощью определяется, какой контингент будет выполнять основные функции в организации, кто будет проводить управление и контроль за субподрядными работами и кто будет составлять гибкую рабочую силу. По утверждению автора этой концепции каждая группа имеет свои ожидания от организации и должна управляться по разному.[6]
В сфере обслуживания значение последней группы имеет большое значение из-за ее дешевизны и удобства привлечения, особенно и сезоны пик, когда резко возрастает спрос. Конечно, для поддержания высокого уровня обслуживания работников, представляющих эту группу, надо привить им определенные навыки, соответствующим образом подготовить и вознаградить, а также эффективно управлять ими.
Касаясь второй группы, при активном применении субподрядных договоров, которые часто практикуются в производстве питания, может значительно сократиться возможность выбора для клиента, а также измениться специализация работников из-за высокого уровня стандартизации. Например, многие рестораны и отели покупают определенные виды продуктов у компаний, которые специализируются в производстве только этих продуктов. Следовательно, во первых, ассортимент может уменьшаться, во-вторых, рестораны не держат у себя своего специалиста по этим продуктам.
В индустрии гостеприимства вышеназванная концепция претерпевает модификацию, когда сокращается группа основных работников за счет, можно сказать, неформальных, неоплачиваемых субподрядчиков, а именно клиентов, которым предоставляется возможность поучаствовать в процессе обслуживания. Например, гости в отелях сами готовят себе разные напитки в номерах или обслуживаются у специально установленных автоматов, готовят себе завтрак в буфете. Некоторые рестораны начали практиковать участие посетителей в приготовлении пищи на кухне.[7]
Далее в работе мы хотим проанализировать структуру некого предприятия общественного питания, выявить возможные проблемы и недостатки в структуре управления и как следствие - предложить рациональные способы решения этих проблем.
1.4. Проблемы предприятий общественного питания
Практически все ключевые проблемы в управлении деятельностью предприятий общественного питания проявляются (хотя в некоторых случаях и опосредствованно) в их финансовых проблемах и определяют потребности предприятий в применении тех или иных финансовых технологий. Однако реальное использование предприятием финансовых технологий ограничивается как несовершенством внешней среды его функционирования (недостатками в действующем законодательстве, неразвитостью отдельных элементов рыночной инфраструктуры, макроэкономическими тенденциями), так и внутренними возможностями предприятия.
Применяемые предприятием финансовые технологии управления принципиальным образом зависят от ряда факторов, в числе которых можно выделить следующие:[8]
- специфика бизнеса, обуславливаемая видом продукции (услуг);
- история создания бизнеса;
- тип контроля за предприятием;
- стадия развития предприятия;
- финансовое состояние;
- стратегия развития бизнеса.
По мнению руководителей малых предприятий, наиболее значимой проблемой в развитии бизнеса является низкая платежеспособность потребителей. Существенными для предпринимателей также являются проблемы, связанные со снижением спроса на продукцию (услуги), невыгодными условиями аренды помещений, высокими федеральными налогами.
Рассмотренные выше факторы, оказывающие негативное влияние на предприятия общественного питания, можно условно объединить в несколько основных групп с позиций последующего анализа применяющихся для их решения финансовых технологий:
1. Проблемы формирования финансовых ресурсов:
· низкая платежеспособность потребителей;
· снижение спроса;
· высокая конкуренция;
2. Проблемы дефицита финансовых ресурсов:
· дефицит финансовых средств на развитие;
· рост издержек;
· недостаток денежных оборотных средств;
· условия предоставления кредита;
3. Проблемы распределения финансовых ресурсов:
· условия аренды помещений;
· изношенность оборудования, отсталая технология;
· трудности со снабжением;
· трудности в управлении;
· недостаточный уровень квалификации работников;
4. Проблемы оптимизации и резервирования финансовых ресурсов:
· высокие местные налоги;
· высокие федеральные налоги;
· нестабильность законодательства;
· ненадежность банков.
Весьма специфичен перечень ключевых проблем управления на предприятиях общественного питания. Они в наибольшей мере пострадали от снижения платежеспособности населения и, соответственно, падения спроса на свои услуги, но такие проблемы, как дефицит финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств или для инвестиций, ненадежность банков для них не составляют существенной проблемы.
Практическая часть
Глава II. Пример проблемы предприятия общественного питания
Проблема управления на рассматриваемом предприятии общественного питания заключается в потребности увеличить пропускную способность обслуживающих пунктов.
Для того чтобы более полно понять проблему разберем такое понятие, как схема расположения услуг.
Схема расположения услуг — это схема, по которой ограниченное количество услуг — одна за другой — оказывается большому количеству потребителей. Эти услуги располагают в той последовательности, в которой они выполняются. Цель размещения — поддержать ровные потоки потребителей в процессе обслуживания таким образом, чтобы избежать узких мест и выравнивать время, необходимое каждому индивидуальному обслуживающему пункту. Это похоже на схему расположения конвейерной линии, использующейся в производстве машин, тостеров и даже реактивных самолетов.
Конвейерная линия позволяет «сбалансировать» работу с помощью переходящих задач от одного работника к другому. Центральной проблемой при планировке размещения продукции является поиск идеального баланса таким образом, чтобы непрерывный поток потребителей поддерживался линией обслуживания с минимальным временем простоя на каждом рабочем месте.[9]
Теперь обратимся к рассматриваемому предприятию общественного питания.
Предположим, что вы пришли в кафе, поставили поднос на стойку перед собой и заказываете различные продукты для обеда. Негибкая линия и некоторый обслуживающий персонал может выполнять такие специализированные задачи, которые нельзя переложить на других сотрудников (например, работа кассира). Идеальная (то есть сбалансированная) линия — это линия, где каждый работник выполняет задачи, которые занимают равное количество времени. В таблице показано, что в кафе существует шесть обслуживающих пунктов. На рис. 1 показано, как в данный момент организована работа пяти сотрудников на пунктах обслуживания.
Таблица. Время обслуживания в столовой
Последовательность |
Пункт обслуживания |
Среднее время обслуживания, с |
1 |
Обслуживание овощей |
20 |
2 |
Обслуживание главных блюд |
30 |
3 |
Обслуживание супов |
20 |
4 |
Обслуживание десертов |
15 |
5 |
Обслуживание напитков |
10 |
6 |
Получение денег |
60 |
Рис. 1. Существующее расположение с пятью обслуживающими сотрудниками
Рабочее место (РМ) 4 включает одного работника, который обслуживает десертными блюдами (15 секунд) и напитками (10 секунд). Проблема заключается в том, что линия обслуживания плохо сбалансирована. Рабочее место 5, работа кассира, требует 60 секунд на каждого потребителя в среднем, означая, что за час можно обслужить только 60 потребителей. Другой сотрудник простаивает примерно 30-40 секунд каждую минуту или в течение «цикла» обслуживания потребителя.
Рис. 2. Альтернативное расположение с меньшим числом сотрудников
На рис. 2 руководство снизило затраты, исключив два рабочих места (а следовательно, двух работников), объединив обслуживание овощами и главными блюдами в один пункт (50 секунд), а супами, десертными блюдами и напитками — во второй пункт (45 секунд) и поместив кассира на третье рабочее место (все еще 60 секунд). Несмотря на первую возможность снижения издержек, обслуживание все еще проходило медленно: со скоростью 60 потребителей в час, или в среднем один потребитель в минуту.
Рис. 3. Альтернативное расположение с шестью сотрудниками
Если реально существующая проблема заключается в потребности увеличить пропускную способность, то мы предлагаем воспользоваться альтернативами 2 и 3 (см. рис. 3 и 4) соответственно). На рис. 3 остается существующее в данный момент распределение задач, но добавляется новое (второе) рабочее место кассира. Следовательно, можно обслужить уже 120 потребителей, хотя и с более высокими затратами на рабочую силу, так как теперь существует шесть сотрудников.
Рис. 4. Альтернативное расположение с новой позицией пункта обслуживания напитков
Последняя показанная альтернатива заключается в том, что оборудование для приготовления напитков перенесено в начало линии и поручено работнику, отвечающему за приготовление овощей. Задачи, связанные с супами и десертными блюдами, поручены сотруднику на третьем рабочем месте, а освобожденный от обязанностей работник обучен работе кассира. Произошло новое перераспределение затрат на линии обслуживания, но в целом они не увеличились. Теперь за час можно обслужить 103 клиента. Новое узкое место – это рабочее место 3, которое требует 35 секунд на обслуживание каждого потребителя.
Заключение
Для разных людей качественное обслуживание и качество услуг значит не одно и то же. Даже тогда, когда продавцы знают, что подразумевает покупатель под качественным обслуживанием, существует проблема контроля обслуживания (услуги), который направлен на то, чтобы избежать нестандартных расхождений, так как люди — это только люди, а не машины. Кроме того, и среди служащих сферы обслуживания могут существовать расхождения, а эти расхождения достоверно оценить гораздо труднее, чем те, что касаются товара, произведенного машиной.
Одна из самых больших трудностей, с которой сталкиваются менеджеры фирм по оказанию услуг, — согласование спроса на услугу с объемом деятельности (или предложения) их фирмы. У менеджеров на производстве та же задача, но в их распоряжении больше инструментов и стратегий для ее решения — создание запасов, сверхурочная работа, дополнительная смена. Кроме того, в производстве нет тенденций колебания спроса изо дня в день или из месяца в месяц, как в ситуации с услугами. Кроме того, большинство отраслей в сфере услуг имеют относительно высокие фиксированные издержки, поскольку труд не может, как правило, просто наниматься и освобождаться по необходимости. Следовательно, проблема простоя в связи с колебанием спроса может оказывать большое давление на фирмы, предоставляющие услуги, при этом встает вопрос определения максимального уровня производственных мощностей и величины «резервных» ресурсов, необходимых для удовлетворения пикового спроса. Как следствие, руководство компаний в сфере услуг чрезвычайно озабочено вопросом регулирования спроса, чтобы попытаться избежать влияния его колебаний.
В сфере услуг задача улучшения производительности представляет особые трудности. Сложно не только увеличить производительность в сфере услуг, но также и оценить ее, и оценить довольно точно.
Когда сервисные компании разрабатывают новую услугу или систему ее доставки, у них нет защиты патента, которую имеют производители товаров. Их преимущество заключается в рабочей сети, которой они владеют, и «ноу-хау» в области менеджмента; иначе практически любая услуга или система ее доставки может быть имитирована.
Именно поэтому маркетинговые стратегии в сфере услуг необходимы не только для внешнего, но и для внутреннего маркетинга, обеспечивающего высокую мотивацию персонала, и маркетинга взаимодействия, который придает особое значение высокому качеству и техническому совершенству услуг.
Кроме того, компания может использовать технологию в качестве конкурентного преимущества и стать прибыльной. Информационные технологии дают компании возможность дифференцировать предлагаемые ею услуги от услуг конкурентов.
Инновации в организации обслуживания могут либо задействовать подразделения, которые имеют непосредственные контакты с клиентами, либо те, что предоставляют вспомогательную поддержку. Может потребоваться создание систем в подразделениях обоих видов.
Совершенно очевидно, что и частным, и государственным организациям сферы услуг предстоит пройти долгий путь, а менеджеры этих организаций столкнутся с огромными проблемами. Смогут ли они решить их и поднять удовлетворение потребности покупателя до тех же самых уровней, которых добились производители товаров, — или, возможно, даже превзойти их? Мы, конечно же, надеемся, что так и будет!
Таким образом, в нашей работе были рассмотрены особенности управления в сфере услуг на примере туризма и индустрии гостеприимства. Был проведен анализ управления в сфере услуг, и было предложено решение возможной проблемы на примере предприятия общественного питания.
Список используемой литературы
1. Хаксевер К. и др. Управление и организация в сфере услуг. – СПб.: Питер, 2002.
2. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента Учебник. — Мн., 1996
3. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма Учеб пособие. — 2-е изд., перераб. — Мн.; Новое знание, 2001.
4. Грибов В.Д. Бизнес в сфере услуг. - М.: Экономика, 1994.
5. Кохно П. А., Микрюков В. А. Менеджмент. - Москва: Финансы и статистика, 1993.
6. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. - Москва: Прогресс, 1992.
7. Черепов В.И. Менеджмент в условиях рынка. – М., 1998.
8. Майкл Мескон и др., Основы менеджмента”, - М., 1995.
9. Телор Фредерик Уинслоу, Менеджмент, - М., 1992.
10. Ф.Тейлор Основы научного менеджмента, "Прогресс", Москва, 1992.
11. Филипп Котлер. Основы маркетинга, "Прогресс", Москва, 1992.
12. Менеджмент организации. Учебное пособие / Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфа-М, 1995.
13. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 1994.
14. Tonington D. Weightman J. and Jons К. Effective Management: People and Organization. Prentice - Hall. 1989.
15. Handy С. В. The Age of Unreason Business Books, 1989
[1] Хаксевер К. и др. Управление и организация в сфере услуг. – СПб.: Питер, 2002. С 15 – 17.
[2] Кабушкин Н. И. Основы менеджмента Учебник. — Мн., 1996 С. 15—16
[3] Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма Учеб пособие. — 2-е изд., перераб. — Мн.; Новое знание, 2001. С. 104 – 109.
[4] [4] Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма Учеб пособие. — 2-е изд., перераб. — Мн.; Новое знание, 2001. С. 109 - 111
[5] Tonington D. Weightman J. and Jons К. Effective Management: People and Organization. Prentice - Hall. 1989.
[6] Handy С. В. The Age of Unreason Business Books, 1989
[7] См: Грибов В.Д. Бизнес в сфере услуг. - М.: Экономика, 1994.
[8] Грибов В.Д. Бизнес в сфере услуг. - М.: Экономика, 1994.
[9]См: Хаксевер К. и др. Управление и организация в сфере услуг. – СПб.: Питер, 2002. – с. 125.