Содержание


Введение_________________________________________________________3

1.     Краткая биография А.Н. Островского___________________________ 4

2.     Судьбы дворянства в произведении «Бешеные деньги»____________ 7

3.     Герои А.Н. Островского______________________________________ 10

Заключение______________________________________________________13

Список литературы_______________________________________________ 14

Введение


В народе справедливо говорят: «Где грязные деньги, - там нет чести».

Сочетание грязные деньги, несомненно, несвободное, устойчивое. Его нет во фразеологических словарях.

Прилагательное грязный имеет такие значения:

1. Покрытый грязью (грязная дорога; грязный двор).

2. Нечистый, запачканный (грязное белье; грязные руки).

3. Предназначенный для мусора, отбросов (грязное ведро).

4. Вызывающий моральное отвращение, гнусный (грязное дело; грязная история).

Переносное значение слова грязный по степени аморальности разное в сочетаниях грязный анекдот и грязные деньги.

Сочетание грязные деньги следует включить во фразеологический словарь. Это сочетание не менее образное, чем фразеологизм обливать грязью; вытаскивать из грязи; грязные слова (мат).

Выражение бешеные деньги стало крылатым благодаря русскому писателю А. Н. Островскому - его пьесе «Бешеные деньги». Встречаем это выражение и в других пьесах А. Н. Островского: «Без вины виноватые», «Праздничный сон до обеда». Фразеологический антоним - медные деньги (скудные деньги).

Распространено в русском языке и выражение бешеные цены «чрезмерно высокие.

Бешеные деньги – деньги «непоседливые», они в кармане не задерживаются, а значит, пьеса Островского актуальна сегодня, как никогда.

Островский – мастер стремительной интриги и остроумного диалога.

Цель работы – определить сатирическое обличие привилегированных сословий, жизни дворянства.

Задачи работы – рассмотреть биографию А.Н. Островского, проанализировать судьбы дворянства в произведении «Бешеные деньги».

1. Краткая биография А.Н. Островского


Островский Александр Николаевич (1823 - 1886), драматург. Родился 31 марта (12 апреля н.с.) в Москве в семье чиновника, заслужившего дворянство. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже - английский, итальянский, испанский языки[1].

В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 и поступил на юридический факультет Московского университета (1840 - 43). Слушал лекции таких передовых профессоров, как Т.Грановский, М.Погодин. Стремление к литературному творчеству совпадает со страстным увлечением театром, на сценах которого выступали в то время великие актеры М.Щепкин и П.Мочалов.

Островский оставляет университет - юридические науки его перестали интересовать, и он принимает решение всерьез заняться литературой. Но, по настоянию отца, поступил на службу в Московский совестный суд. Работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес[2].

В 1849 была написана комедия «Свои люди - сочтемся!», принесшая признание автору, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была запрещена Николаем 1, а Островский был отдан под надзор полиции). Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый «театр Островского», включающий 47 пьес различных жанров.

В 1850 становится сотрудником журнала «Москвитянин», входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны «Утро молодого человека», «Неожиданный случай» (1850).

В 1851 Островский ушел со службы, чтобы все силы и время отдать литературному творчеству. Продолжая гоголевские обличительные традиции, он пишет комедии «Бедная невеста» (1851), «Не сошлись характерами» (1857).

Но в 1853, отказываясь от «жесткого» взгляда на русскую жизнь, пишет Погодину: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас». Последовали комедии: «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854). Н.Чернышевский упрекал драматурга в идейной и художественной фальши его новой позиции.

На дальнейшее творчество Островского оказало участие в экспедиции, организованной морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством (1856). Совершил поездку по Волге, от истоков до Нижнего Новгорода, во время которой вел подробные записи, изучал жизнь местного населения.

В 1855 - 60, в предреформенный период, сближается с революционными демократами, приходит к некому синтезу, вернувшись к обличению «властителей» и противопоставляя им своих «маленьких людей». Появляются пьесы: «В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Воспитанница» (1858), «Гроза» (1859). Добролюбов восторженно оценил драму «Гроза», посвятив ей статью «Луч света в темном царстве» (1860).

В 1860-е Островский обращается к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники «Тушино» (1867), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», психологическая драма «Василиса Мелентьева» (1868).

В 1870-е рисует жизнь пореформенного дворянства: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги» (1870), «Лес» (1871), «Волки и овцы» (1875). Особое место занимает пьеса «Снегурочка» (1873), выразившая лирическое начало драматургии Островского.

В последний период творчества была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870 - 80: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др.

Умер А.Островский 2 июня (14 н.с.) 1886 в имении Щелыково[3].

2.      Судьбы дворянства в произведении «Бешеные деньги»


А.Н. Островский вошел в литературу как писатель непривилегированных слоев общества, герои из дворянской среды появлялись в его произведениях лишь эпизодически. В 60-е годы попытка освоения образа дворянского героя завершилась созданием антидворянских комедий: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Лес».

Высоким героем в комедии «Лес» оказывается не благородный дворянин, а нищий актер Несчастливцев – «деклассированный дворянин». Комедия «Лес» тесно связана со своим временем: судьбы героев вписываются в большое историческое время. Островский замечательно почувствовал, что в России 60-х годов «все переворотилось и только укладывается» (Л. Толстой «Анна Каренина»). В концентрированном виде все перемены в жизни общества отражались в семье. С крушением крепостного права разрушаются патриархальные устои в жизни общества и семьи. Человек оказывается один на один с самим собой. Все это происходит на фоне совершенно новых экономических отношений. «Бешеных денег» не стало хватать для людей, привыкших жить на доходы от крепостных имений. Дворяне втягивались в борьбу за средства существования в соответствии со своими способностями: одни становились предпринимателями, другие - вырубали и распродавали родовые вотчины. Обедневшие дворяне пополняли ряды трудовой интеллигенции.

Затрагивая все эти проблемы в «Лесе», Островский сосредоточился на нравственном аспекте происходящих перемен в России. В глухом помещичьем захолустье (усадьба «Пеньки») сталкиваются и спорят люди, которых трудно было представить в одной компании раньше - помещица Гурмыжская и уездная знать, неграмотный купчина и провинциальный актер. В рамках семейного конфликта дается острая характеристика русского общества пореформенной эпохи. В первом же действии мы узнаем, что судьба леса, который продает Гурмыжская Раиса Павловна, решает участь многих людей. В пьесе передана атмосфера взволнованного возбуждения происходящими переменами. Дворянская усадьба, ее хозяева и соседи обрисованы со всей силой сатирического обличения. Барыня проматывает свое состояние с любовником, распродавая землю. Она играет роль благородной, бескорыстной, скромной и великодушной. Ее подлинная сущность - хитрая, лицемерная, жестокая, жадная. Она пожалела денег на образование своего племянника, ей жалко денег и для приданого Аксюше, но она лицемерно печется о бедном мальчике Буланове, недоучившемся гимназисте, за которого она хочет выйти замуж.

Очень выразительны соседи Гурмыжской. Это прекраснодушный Евгений Аполлонович Милонов, который одет изысканно, в розовом галстуке, и отставной кавалерист Уар Кирилыч Бодаев. Милонов произносит сладкие речи о добродетели и тоскует лишь об ушедших временах крепостничества, стремится всеми силами воспрепятствовать переменам, воюет с земством. Бодаев - грубый, неумный, прямолинейный человек, напоминает Скалозуба.

Островский показывает нам нравственную деградацию дворянства. Высокая духовность умирает в дворянской среде, заменяется черствостью, трезвым эгоизмом, грубой корыстью.

Огромные поместья Гурмыжской тают, их скупает вчерашний «мужик» купец Восмибратов. Помещики осознают, что под топором Восмиб-ратова гибнут леса, окружающие их поместья и символизирующие незыблемость феодальных отношений. Они понимают, что Восмибратов не пожалеет привычных для дворянских гнезд форм жизни, не пожалеет красоты лесов. Островский показывает столкновение материальных интересов помещиков и буржуазии.

Лес - центральный образ комедии, символ. Продажа леса - конец помещичьего господства, потеря власти. Но лес, «сыр-дремучий бор», является и символом дремучести, дикости, варварства, жестокости человеческих отношений. «Тут все в порядке... как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец», - говорит Несчастливцев. Иллюзии Несчастливцева кончились, он прозрел. Тем, кто честен, не терпит подлости, не участвует в интригах, имеет собственное мнение и достоинство, сочувствует горю и несчастью других, нет места в этом лесу.  «Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? - спрашивает Несчастливцев. - Зачем мы спугнули сов и филинов? Что им мешать?»

Уходит навсегда из родных мест Несчастливцев, покидает усадьбу «Пеньки» Аксюша. Существующим отношениям бесчеловечности, жестокости, неискренности и лжи Островский противопоставляет мечту о людях с яркими и сильными характерами, глубокими и искренними чувствами[4].


3.     Герои А.Н. Островского


Всех героев и героинь А. Н. Островского можно подразделить на имеющих власть над другими и бесправных. В поздних пьесах Островского первые приобретают черты самодурства, а вторые становятся жертвами этих самодуров.

Как это обычно бывает в жизни, самодуров значительно меньше жертв. Так, среди женских персонажей «Грозы» властью обладает одна Кабаниха. В «Лесе» же роль полновластной хозяйки судеб своих родственников и слуг отдана Гурмыжской.

В принципе жертв самодурства тоже можно поделить на две группы: среди них встречаются как покорно принимающие свою судьбу и не пытающиеся вырваться из-под гнета, так и борющиеся за свое счастье и свободу. К первой группе отно сится Катерина, а ко второй - Варвара и Аксюша. Тем не менее такое деление условно, так как нравственная и моральная зависимость человека определяется и его социальной зависимостью. Поэтому, мне кажется, осуждать Катерину за некоторую фатальность в отношении к жизни не следует, потому что она была более зависимая в правовом отношении. Почти в том же положении находились крепостные и господские слуги, для которых покорность была единственным путем спасения от нищеты.

Наметившееся деление позволяет провести сравнение образов основных героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Лес».

По общественному положению сопоставимы Кабаниха и Гурмыжская. Несмотря на принадлежность к различным социальным классам, У них много общего. Прежде всего, это касается несоответствия их характеров христианским идеалам, бытовавшим в провинциальной России. Эта несовместимость действительного с желаемым стала причиной притворства, фальши. Как Кабаниха, так и Гурмыжская носят маски. Однако для Кабанихи это обычная необходимость, а для Гурмыжской это не только вынужденная мера, но и возведенная до уровня искусства манера поведения. Гурмыжская настолько вживается в театральный образ, созданный ею для окружающих, что для нее реальна опасность заиграться и наделать такого, о чем потом пришлось бы жалеть. О Кабанихе Кулигин говорит: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», подчеркивая тем самым ее двойственность. «Благотворительность» также объединяет Кабаниху и Гурмыжскую. Эта благотворительность направлена не на добро людям, что им и не нужно, а на формирование общественного мнения. «Но разве одни родственники имеют право на наше сострадание?!» - заявляет Гурмыжская соседям-помещикам, а через несколько дней она отказывает своей родственнице в приданом.

Следствием этой двойственности можно считать диктаторство в семейных делах и подавление, подчинение своим интересам домочадцев. Этого требует и эгоистическая натура, и элементарная осторожность, так как запуганного человека легче контролировать. Чтобы избежать разглашения особенностей семейной жизни, Кабаниха практически изолирует Катерину. Семья  - дело тайное, секретное. Этому же принципу, по-видимому, следует и Гурмыжская. Закономерно, что уделяющие много внимания общественному мнению, ведущие во многом традиционный образ жизни Кабаниха и Гурмыжская подчас мыслят так же традиционно. Это проявляется в том, что Кабаниха заранее ждет от Катерины измены и даже почти вынуждает ее совершить что-либо неприличное и позорное, чтобы еще раз утвердить свою непогрешимость. Так же как и Кабаниха, Гурмыжская не может поверить Аксюше, когда та говорит, что не интересуется Булановым.

Итак, тирания и консервативность, неискренность и лицемерие - вот составляющие образа женщины- самодура, которая не живет, а просто блажит.

Мне кажется, что с психологической точки зрения образ Гурмыжской полнее образа Аксюши, главным качеством которой является «душа... жизнь, огонь». Этим личность Аксюши ценна для Несчастливцева и, возможно, для автора. Воля и стремление добиться счастья путем осознанных жертв, через осмысленную борьбу сближают подопечную Гурмыжской и дочь Кабанихи. Варвара тоже осмелилась пойти против воли своей матери и сбежала с любимым. Ее только выделяют большая самостоятельность и инициативность. В сравнении с ней Аксюша менее энергична.

Образ Катерины, пожалуй, самый сложный из женских образов этих двух пьес. В критике обсуждался вопрос: можно ли считать Катерину трагической героиней. Конечно, она не была идеальна во всех отношениях: у нее были серьезные недостатки. Можно говорить о ее слабоволии, оторванности от жизни. Она действует чаще неосознанно и импульсивно. Но многие из ее качеств, являющихся недостатками в практической жизни, воспринимаются людьми как утерянные ими в течение жизни положительные качества и оцениваются как достоинства. Безусловно, Катерина - эмоционально и духовно целостная личность, и то, что она не изменилась под воздействием окружающего мира, должно вызывать уважение.

Другие женские персонажи, встречающиеся в пьесах, не так интересны, хотя некоторые из них, такие, как Феклуша, запоминаются надолго своей оригинальностью.

Конечно, двух пьес недостаточно, чтобы проанализировать творческие искания Островского, чтобы проследить становление его женского идеала. Скорее всего, такого даже не существует в его пьесах, так как идеальный образ совершенно нереален, а Островский - приверженец реализма. Может быть, образы Аксюши и Варвары были наиболее прогрессивными. Катерина была бы менее жизнеспособна, но, возможно, именно в ее детскости, чистоте духовной и эмоциональной и заключается неповторимость и обаятельность ее образа. Относительно патриархального уклада и самодурства, вытекающего из него, можно добавить: Островский в ранних своих пьесах идеализировал быт российской глубинки, но он же показал и разложение патриархального образа жизни русской провинции[5].


Заключение


Бабушка Наталья Ивановна жила в семье Островских и служила просвирней в приходе. Нянюшка Авдотья Ивановна Кутузова славилась как большая мастерица сказывать сказки. Его крестный отец - титулярный советник, его крестная мать - надворная советница. 

От них и от бывавших в доме сослуживцев отца будущий автор «Доходного места» мог вдоволь понаслышаться чиновничьих разговоров. А с тех пор как отец оставляет службу и становиться частным поверенным по делам торговых фирм, в  доме не переводятся купцы. Александр еще в детстве пристрастился к чтению, получает хорошее домашнее образование, знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки. Когда Александру минуло тринадцать лет, отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. С ее приходом заметно меняется домашний уклад, чиновный быт перекраивается на дворянский манер, изменяется окружение, в доме раздаются новые речи. К этому времени будущим драматургом перечитана чуть ли не вся отцовская библиотека. 

Какая тема в наше время может быть актуальнее? Рассказ о нравах русского дворянства и купечества XIX века удивительным образом рифмуется с нравственными устоями современной нам жизни. Единственное отличие в том, что интриги и лицемерие Чебоксаровых, Глумова, Кучумова и других персонажей Островского в наше циничное время кажутся наивными и безобидными. Без сомнения, спектакль многим придется по вкусу. Кто-то увидит портреты себя и своих знакомых, другие, возможно, воспримут поведение героев как руководство к действию, а третьи от души посмеются над комедийными положениями пьесы и юмором режиссера.


Список литературы


1.     Литература. Справочнике школьника. М.: «Слово», 1997.

2.     Львова Ю.Л. Творческая работа учителя. М.: Педагог, 1980.

3.     Овсянников Н.Г. Нравственные проблемы в произведениях современных писателей. М.: КЕЛВОРИ, 1996.

4.     Разманов Г.В. Краткое изложение произведений школьной программы. М.: «Прогресс», 2000.

5.     Ящуров Б.Н. Литература: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000.


[1] Львова Ю.Л. Творческая работа учителя. М.: Педагог, 1980. С. 177.

[2] Литература. Справочнике школьника. М.: «Слово», 1997. С. 231.


[3] Ящуров Б.Н. Литература: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 372.


[4] Овсянников Н.Г. Нравственные проблемы в произведениях современных писателей. М.: КЕЛВОРИ, 1996. С. 298.


[5] Разманов Г.В. Краткое изложение произведений школьной программы. М.: «Прогресс», 2000. С. 442.