Содержание
1. Меры по повышению эффективности применения процедур банкротства. 3
2. Порядок и условия применения процедур банкротства в современных условиях (2004г.) 13
Список литературы.. 22
1. Меры по повышению эффективности применения процедур банкротства
Неплатежеспособность хозяйствующего субъекта наступает в ходе неправильной организации его товарно-денежных трансакций, вследствие чрезмерного накопления просроченных дебиторско-кредиторских задолженностей, с одновременной демонетизацией и дезинтеграцией финансового потока.
Известные показатели при финансовом анализе позволяют получить оценку платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности организации в прошлом. Вместе с тем ни общие правила, ни специальные нормативы, ни эмпирические подходы не дают методики вычисления предупредительного сигнала о наступлении неплатежеспособности и необходимости начинать финансовое оздоровление хозяйствующего субъекта, чтобы не допустить его банкротства.
Во множестве случаев неплатежеспособный, на первый взгляд, должник имеет внутренние резервы, и их интенсивная мобилизация будет прямо способствовать восстановлению его платежеспособности до начала процедур банкротства.
Существенное влияние на оборачиваемость капитала, составляющего оборотные активы, и на все финансовое состояние хозяйствующего субъекта оказывает динамика - уменьшение или увеличение дебиторской задолженности. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если это происходит за счет уменьшения периода ее погашения, в целом искусство управления дебиторской задолженностью заключается в оптимизации общего ее размера, своевременной конвертации требований в деньги, последующего корректного расчета предприятия с работниками, кредиторами, по налоговым обязанностям и т.п.[1]
Промышленное предприятие в соответствии с технологией выпускаемых товаров закупает сырье и комплектующие, компенсирует постоянные издержки, тарифные расходы, оплачивает труд работников, производит процентные платежи, при обслуживании займов. Технологические и трудовые ресурсы "проводятся" через внеоборотные активы хозяйствующего субъекта, что в результате и дает выпускаемую продукцию. Затем, если от покупателя не была получена оплата, отгруженный товар превращается в средства в расчетах, которые позднее превращаются в деньги.
Кредиторская задолженность, в свою очередь, возникает у предприятия при получении денежных и иных имущественных взносов от учредителей, от поставщиков - рассрочек или отсрочек платежей, а также при несвоевременной оплате полученных товаров, работ, услуг, налоговых обязанностей самим предприятием. Такая задолженность означает временное использование чужих денежных средств. Кредиторская задолженность промышленного предприятия, таким образом, всегда сопряжена с последующим образованием дебиторской.[2]
Финансовая состоятельность хозяйствующего субъекта зависит от интенсивности притока денежных средств, идущих на дальнейшее погашение обязательств. Отсутствие минимально необходимого запаса денег указывает на кризисное состояние. Избыток средств - на то, что предприниматель несет потери, связанные с инфляцией, а также с упущенной возможностью выгодного размещения и приращения временно свободных денежных средств.
Приток денежных средств хозяйствующему субъекту происходит как результат получения денежной выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг, получение авансов от покупателей и заказчиков. Кроме того, входящий финансовый поток возникает при эмиссии акций, получении учредительских денежных взносов, продажах имущества, при оплате дебиторской задолженности дебиторами. Исходящий от предприятия финансовый поток связан с исполнением денежных обязательств и обязательных платежей, выплатой зарплаты работникам. Еще приток денежных средств происходит вследствие получения долгосрочных и среднесрочных кредитов, займов, например, путем эмиссии облигаций и векселей; но здесь происходит и отток - в виде погашения задолженности по полученным ранее кредитам и займам, выплат процентов, дивидендов и выкупных сумм по векселям и облигациям.
Обосновывая выбор момента начала восстановления платежеспособности хозяйствующего субъекта, необходимо сначала проанализировать, есть ли какое-либо соотношение каких-то величин, которое покажет, что за санацию данного предприятия вообще не стоит и браться. Очевидно, такое состояние финансов имеет место, если краткосрочные обязательства превышают текущие активы предприятия. Конечно, если это превышение чрезмерно, о спасении либо ликвидации организации решение должны принимать ее учредители, акционеры и иные заинтересованные лица. Необходимым (но не достаточным) для удовлетворительного состояния финансов промышленного предприятия является положение, при котором сумма текущих активов больше суммы краткосрочных обязательств.
По действующему в России законодательству о банкротстве неплатежеспособность хозяйствующего субъекта фиксируется Арбитражным судом, когда юридическое лицо просрочило своему кредитору либо государству на срок более 3-х месяцев платеж в сумме более 100 тыс. руб. Ничтожно малое число процедур банкротства, которые вводит Арбитражный суд, завершаются восстановлением платежеспособности должников.
Абсолютное большинство дел о банкротстве приводит к тому, что прежний хозяйствующий субъект существует после арбитражных процедур уже в другом формате, с другими владельцами, нередко в виде нескольких предприятий. На наш взгляд, исходя из того, что юридический факт неплатежеспособности является крайне нежелательным событием для каждого предприятия, а также для его контрагентов-кредиторов, следует искомый финансовый индикатор момента наступления неплатежеспособности связывать именно с правовыми рамками факта банкротства должника.
После заблаговременного обнаружения тренда к потере платежеспособности надо использовать этот же финансовый индикатор для того, чтобы, действуя "в обратном" направлении, вывести предприятие из этого неудовлетворительного состояния и восстановить его платежеспособность.
Диагностировать платежеспособность хозяйствующих субъектов так, чтобы вовремя начинать ее восстановление, с помощью известных нормативных и неформальных критериев не представляется возможным: факт неплатежеспособности предприятия может быть выявлен слишком поздно. Поэтому необходимы финансовые индикаторы, позволяющие, с одной стороны, оценить степень платежеспособности предприятия через интенсивность и результативность его работы с дебиторами, с другой стороны, учитывающие реальные объемы его текущих обязательств. С нашей точки зрения, надо применять систему из двух финансовых индикаторов: долговой показатель Д и долговой показатель К.
Отношение суммы средств в расчетах и высоколиквидных вложениях (по окончании заданного периода времени) к величине денежной выручки (за этот же период) показывает ритм входящего финансового потока организации. Если отношение средств в расчетах и высоколиквидных вложениях к месячной денежной выручке равно 3, это означает, что все требования и вложения предприятия будут обращены в деньги и направлены на исполнение обязательств перед кредиторами и государством за 3 месяца.
Вместе с тем, отношение суммы текущих обязательств (по окончании заданного периода времени) к величине денежной выручки (за этот же период) показывает ритм финансового потока, который может исходить от организации, если все эти денежные средства направлять на погашение текущих кредиторских задолженностей. Если отношение суммы текущих обязательств к месячной денежной выручке равно 3, это означает, что все задолженности будут оплачены кредиторам и государству за 3 месяца. По существу, это и есть платежная способность предприятия, укладывающаяся в нормативные рамки.
Значит, момент наступления неплатежеспособности организации (или момент начала восстановления платежеспособности) - это тот период, в котором система долговых показателей Д и К не соответствует предельным значениям: Д >= К < 3. Момент определяется точнее (на более ранней стадии), если чаще определяется это системное отношение.
Мы предлагаем использовать долговой показатель Д, представляющий собой следующую дробь: в числителе дроби - средства в расчетах и высоколиквидных вложениях данной организации на конец финансового периода (одного месяца), в знаменателе дроби - ежемесячная денежная выручка:[3]
Д= |
Средства в расчетах и вложениях |
> |
К |
Выручка денежная за месяц |
где: С = Дт 45 + Дт 55 + Дт 57 + Дт 58 + Дт 62 + Дт 73 + Дт 75-1 + Дт 76-2 + Дт 76-3 + Дт 79-2;
В = Дт 50 + Дт 51 + Дт 52.
Мы предлагаем использовать долговой показатель К, представляющий собой следующую дробь: в числителе дроби - текущие кредиторские обязательства данной организации на конец финансового периода (одного месяца), в знаменателе дроби - ежемесячная денежная выручка:
К = |
Обязательства текущие |
< |
3 |
Выручка денежная за месяц |
где: О = Кт 60 + Кт 62 + Кт 66 + Кт 68 + Кт 69 + Кт 70 + Кт 71 + Кт 75-2 + Кт 76-1 + Кт 76-4 + Кт 79-2 + Кт 86 +Кт 96;
В = Дт 50 + Дт 51 + Дт 52.
В обеих формулах выручка денежная за месяц - это сумма фактических поступлений денежных средств в кассу и на расчетные счета хозяйствующего субъекта. Слагаемые знаменателей в обеих формулах - суммы остатков по счетам бухгалтерского учета предприятия согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета 2000 г.
Средства в расчетах охватывают все требования по текущему обороту, имущественные права на которые принадлежат хозяйствующему субъекту. В числителе формулы долгового показателя Д учтены высоколиквидные вложения - такие отвлечения денежных средств часто бывают, но не всегда полезны и могут приводить предприятие к финансовым проблемам.
Обязательства текущие объединяют всю краткосрочную кредиторскую задолженность, которая должна покрываться финансовым потоком строго ритмично, так, чтобы кредиторы не имели правовых оснований заявить о неплатежеспособности (банкротстве) хозяйствующего субъекта - должника.
Необходимо принимать за факты предпринимательской деятельности не параметры квартального баланса предприятия, а именно остатки по счетам бухгалтерского учета, которые содержатся в формулах долговых показателей Д и К. Лучше рассчитывать параметры долговых показателей Д и К за минимальные - недельные промежутки времени. Оперативность и регулярность такого мониторинга платежеспособности имеют ключевое значение в судьбе хозяйствующего субъекта для своевременного предупреждения его банкротства.
Для российского хозяйствующего субъекта предельная величина параметров долговых показателей Д и К выводится из правовой нормы о трехмесячном сроке неплатежа просрочившего должника. И когда система долговых показателей Д и К в их арифметических значениях систематически превышает параметр 3 - это явный сигнал для начала восстановления платежеспособности предприятия. Если долговой показатель Д меньше долгового показателя К, и одновременно долговой показатель К больше 3 - факт наступления неплатежеспособности предприятия состоялся.
Надо учесть, что российская правовая норма определяет именно просрочку исполнения против надлежащего момента расчета, который организация имеет в силу договорного обязательства и публичной обязанности. Следуя формальной логике, срок до момента расчета надо прибавить к трем месяцам, однако, если его в формулу не вводить, то хозяйствующий субъект получает запас времени на продолжительность такого срока.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" точно определяет минимальную сумму, которая при неуплате в срок приводит хозяйствующий субъект к банкротству. Когда должник просрочил платеж в сумме 99 тыс. 99 руб., юридически он считается платежеспособным, а если на 1 руб. больше - он банкрот. Формально сумма в 100 тыс. руб. должна вычитаться из числителя долгового показателя К, однако, если этого не делать, предприятие при проверке своей платежеспособности получает условный финансовый резерв на указанную сумму.[4]
По нашему мнению, целевая установка на восстановление платежеспособности есть установка на всемерное снижение дебиторской задолженности (взаимосвязано с ней и кредиторской) и наращивание денежной выручки хозяйствующего субъекта для приведения системы долговых показателей Д и К к равенству между собой, а долгового показателя К - к величине, меньшей 3.
Таким образом, неопределенность пограничных состояний финансов предприятия при диагностике платежеспособности можно снять привязкой к нормам Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Эффективно используя нормы этого Закона и правила Плана счетов бухгалтерского учета, можно заблаговременно рассчитать момент наступления неплатежеспособности предприятия на основе предложенной системы индикаторов платежеспособности - долговых показателей Д и К, учитывающих соотношения показателей средств в расчетах и вложениях, кредиторской задолженности и денежной выручки хозяйствующего субъекта.
В процессе проведения процедур банкротства возникает множество расходов, напрямую не связанных с основной деятельностью предприятия - должника. В то же время при введении наблюдения или внешнего управления предприятие - должник продолжает функционировать, осуществляя свою основную деятельность. Возникает необходимость учитывать расходы, связанные с проведением процедур банкротства. К таким расходам можно отнести:
расходы на созыв и проведение собраний кредиторов;
вознаграждение арбитражному управляющему;
расходы по хранению имущества (решение арбитражного суда);
расходы на уведомление кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
судебные расходы;
расходы на экспертизу;
расходы на публикацию о торгах;
расходы на проведение торгов;
расходы на оплату услуг специализированных организаций, проводящих оценку имущества, и пр.;
расходы, связанные с конкурсным производством.
В новом Законе определено отнесение многих видов расходов на счет (за счет) имущества предприятия - должника.
На наш взгляд, в целях достоверного учета расходов, связанных с процедурами банкротства, а также в целях правильного исчисления налогов целесообразно такие расходы учитывать на отдельном счете "Расходы, связанные с процедурами банкротства" с открытием отдельных субсчетов в зависимости от видов расходов и источников их покрытия.
По дебету этого счета отражаются суммы понесенных расходов с кредита счетов учета денежных средств, расчетов с дебиторами и кредиторами.
Списание расходов отражается по кредиту счета в дебет счетов источников их покрытия:
собственных средств предприятия (капиталов и фондов, включая счет 96 "Целевые финансирование и поступления", а также прибыли (убытков) отчетного года, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
счетов реализации имущества (90, 91) или продажи предприятия.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета операций, связанных с процедурами банкротства, в настоящий момент отсутствует. Главный вопрос учета данных расходов в основном связан с проблемами отнесения расходов и затрат на себестоимость продукции (работ, услуг), реализацию их или на счет собственных источников в связи с правильным исчислением налогов.
В Положении по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), которое вводится в действие с 1 января 2000 г., расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на:
расходы по обычным видам деятельности;
операционные расходы;
внереализационные расходы.
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам относятся также чрезвычайные расходы, понесенные вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий, национализации имущества и пр.
Очевидно, что расходы, связанные с процедурами банкротства, относятся к прочим расходам. Прочие расходы в соответствии с п.15 данного ПБУ 10/99 подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.
Отсюда следует, что порядок учета расходов, связанных с процедурами банкротства, и источников их покрытия должен найти свое отражение в отдельных нормативных актах и Методических указаниях по бухгалтерскому учету.
Пунктом 2 ст.74 Закона N 6-ФЗ при введении внешнего управления предусмотрено, что внешний управляющий обязан открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами. Следовательно, расходы по ведению внешнего управления и расчеты с кредиторами в процессе внешнего управления осуществляются только со специального счета.
Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке (основной счет должника). Другие счета подлежат закрытию путем перечисления средств на основной счет. На основной счет должника зачисляются денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства. С основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном ст.106 Закона N 6-ФЗ. С основного счета оплачиваются расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.
Закрытие расчетных счетов путем перечисления денежных средств на основной счет отражается по дебету счета 51 "Расчетный счет" (основной) с кредита счетов 51 "Расчетный счет" (другие счета), 55 "Специальные счета в банках".
Закрытие валютных счетов отражается проводками:
Дебет счета 57 Кредит счета 52 - на сумму продаваемой валюты;
Дебет счета 51 Кредит счета 91 - на сумму выручки от продажи валюты;
Дебет счета 91 Кредит счета 57 - на сумму валюты в день продажи;
Дебет счета 91 (99) Кредит счета 99 (91) - на сумму финансового результата.
2. Порядок и условия применения процедур банкротства в современных условиях (2004г.)
Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора или по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам перед бюджетом (налогам, сборам, таможенным платежам) принимаются требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда. В свою очередь, требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей в бюджет принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
При этом право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора или уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (п.2 ст.7 Закона N 127-ФЗ). В свою очередь, право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества должника.[5]
Прежде чем возбудить процедуру о признании предприятия банкротом, заинтересованный кредитор должен сначала в суде подтвердить правоту своих требований, дождаться вступления в законную силу судебного акта, обратиться в службу судебных приставов и только после этого возбудить процедуру банкротства.
Тем самым существенно усилены гарантии прав должника от действий недобросовестных кредиторов, поскольку теперь процессу банкротства предшествует судебный процесс, проверяющий обоснованность претензий кредитора. В том случае, если претензии кредитора обоснованны, у должника имеется достаточно времени, чтобы их выполнить, например, заключив мировое соглашение в ходе судебного процесса о взыскании долга.
В процессе банкротства огромное значение имеет фигура арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий назначается арбитражным судом и осуществляет в отношении должника организационные и управленческие функции в рамках процедуры банкротства.
При осуществлении наблюдения им является временный управляющий, при финансовом оздоровлении - арбитражный управляющий, при внешнем управлении - внешний управляющий, при конкурсном производстве - конкурсный управляющий.
В Законе N 127-ФЗ введены новые нормы в отношении арбитражных управляющих:[6]
1) дополнительные профессиональные требования;
2) меры ответственности за нарушение норм Закона N 127-ФЗ;
3) обязательное страхование ответственности;
4) в процесс банкротства введены саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
Инициатором рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде могут выступать должник, конкурсный кредитор, а также уполномоченные органы. При этом Закон N 127-ФЗ различает случаи, когда должник вправе обратиться с таким заявлением в арбитражный суд, и случаи, когда данное право превращается в обязанность. Должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст.8 Закона N 127-ФЗ).
Вместе с тем в ст.9 Закона N 127-ФЗ установлен ряд случаев, когда руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. К ним относятся, в частности, следующие случаи:
1) удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, а также обязанности по уплате платежей в бюджет в полном объеме перед другими кредиторами;
2) органом должника, уполномоченным на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
3) обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможным хозяйственную деятельность должника.
При этом в Законе N 127-ФЗ даны временные ограничения на срок подачи заявления должника - не позднее месяца с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Невыполнение обязанности по подаче заявления должника чревато рядом негативных последствий, предусмотренных в ст.10 Закона N 127-ФЗ. В частности, неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены в ст.9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых этим Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления.
В п.5 ст.10 Закона N 127-ФЗ предусмотрено применение административной и уголовной ответственности в отношении руководителя и членов органов управления должника при нарушении ими норм, установленных в ст.10 данного Закона.
Наблюдение устанавливает в отношении должника ряд дополнительных обязанностей и ограничений. В ходе наблюдения полномочия руководителя организации-должника, иных органов управления должника осуществляются с учетом ограничений, установленных в ст.64 Закона N 127-ФЗ.
Так, органы управления должника могут совершать только с письменного согласия временного управляющего сделки (несколько взаимосвязанных между собой сделок):
- если они связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
- если они связаны с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.
Кроме того, органы управления должника не вправе принимать управленческие решения, перечисленные в п.3 ст.64 Закона N 127-ФЗ. Перечень таких решений является закрытым и включает решения:[7]
- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
- о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
- о создании филиалов и представительств;
- о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями;
- о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
- о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
- об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
- о заключении договоров простого товарищества.
Компетенция первого собрания кредиторов определена в ст.73 Закона N 127-ФЗ.
Финансовое оздоровление включено в перечень процедур банкротства, установленный в ст.27 Закона N 127-ФЗ применительно к юридическим лицам. Смысл данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия-должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет. Так установлено в п.п.1 и 6 ст.80 Закона N 127-ФЗ.
Инициаторами введения в отношении должника процедуры финансового оздоровления могут быть несколько категорий лиц. Во-первых, сам должник на основании решения своих учредителей (участников) или органа, уполномоченного собственником имущества должника, если должником является государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Во-вторых, третьи лица, например контрагенты должника (п.1 ст.78 Закона N 127-ФЗ).
Согласно ст.76 Закона N 127-ФЗ, ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. Кроме того, при таком ходатайстве должен прилагаться ряд документов, перечень которых определен в п.5 ст.77 Закона N 127-ФЗ. К таким документам относятся: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия. Аналогичные требования установлены и в отношении ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления.
В период финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. Так, в соответствии с п.3 ст.82 Закона N 127-ФЗ должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:[8]
- связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;
- влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
Кроме того, без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, должник не вправе принимать решение о своей реорганизации.
Ряд действий органы управления должника должны согласовывать с административным управляющим. К таким действиям относятся сделки, которые:
- влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 процентов суммы требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
- связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, за исключением реализации имущества должника, реализуемого им в процессе обычной хозяйственной деятельности;
- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
- влекут за собой получение займов, кредитов.
Необходимо отметить, что сделки должника, совершенные с нарушением порядка, установленного в ст.82 Закона N 127-ФЗ, могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, к которому прилагаются следующие документы:
- баланс должника на последнюю отчетную дату;
- отчет о прибылях и убытках должника;
- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
Инициатором введения внешнего управления выступает собрание кредиторов. Так, на основании принятого им решения арбитражный суд вводит данную процедуру, а также утверждает внешнего управляющего на основании вынесенного судом определения.
В Законе N 127-ФЗ введены меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления:
1) увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
2) размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
3) замещение активов должника.
Предельный срок внешнего управления не может превышать полутора лет, за исключением следующих случаев, когда:[9]
- собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана внешнего управления, срок которого не превышает максимальный срок внешнего управления;
- собранием кредиторов по результатам подведения итогов внешнего управления принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления на срок, не превышающий максимальный срок внешнего управления.
В этих случаях срок внешнего управления может быть продлен еще на шесть месяцев.
Конкурсное производство - это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Эта процедура проводится уже после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом.
Предусмотрен срок проведения конкурсного производства, который составляет один год, но он может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, на шесть месяцев. Арбитражный суд при принятии решения о признании должника банкротом утверждает конкурсного управляющего, а также определяет размер его вознаграждения.
Согласно п.5 ст.53 и п.1 ст.146 Закона N 127-ФЗ в нем предусмотрена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению. Это правовое новшество носит, безусловно, положительный характер.
Мировое соглашение представляет собой процедуру банкротства, применяемую на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Поэтому мировое соглашение является особой процедурой банкротства. Должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, будь то стадия наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. Особенности заключения мирового соглашения на каждой из указанных стадий определяются гл. VIII Закона N 127-ФЗ.
Перечень условий, соблюдение которых необходимо для утверждения мирового соглашения арбитражным судом, предусмотрен ст.158 Закона N 127-ФЗ. Так, мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Неисполнение обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди является безусловным основанием для отказа в утверждении мирового соглашения. Кроме того, согласно п.2 ст.160 Закона N 127-ФЗ, дополнительными основаниями для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения являются:
- нарушение установленного законом порядка заключения мирового соглашения;
- несоблюдение формы мирового соглашения;
- нарушение прав третьих лиц;
- противоречие условий мирового соглашения Закону N 127-ФЗ, другим федеральным законам и нормативным правовым актам;
- наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.
Отказ в утверждении мирового соглашения оформляется в форме определения арбитражного суда, которое может быть обжаловано. При этом необходимо отметить, что вынесение арбитражным судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения не препятствует заинтересованным лицам заключить новое мировое соглашение и представить его на рассмотрение арбитражного суда.
Список литературы
1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012).
2. Бухгалтерский финансовый учет. 2-е изд./Н.А. Каморджанова, И.В. Карташова.- СПб.:Питер,2003.- 464с.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532).
4. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 ФЗ от 26 октября 2002г.
5. Закон об особенностях банкротства субъектов ТЭК - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179).
6. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет: учеб для вузов. – М.: ЭкономистЪ, 2003г.-618с.
7. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие:- М.: Омега-Л,2004г.-640с.
8. Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для подготовки и повышения квалификации бухгалтеров. - М.: Бератор-Пресс,2003.-384с.
9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра - М, 2000.-635с.
10. «Налоговый вестник», N 1, 2003
11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций №94н от 31.10.2000г.
12. "Финансы", N 6, 2004
[1] Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для подготовки и повышения квалификации бухгалтеров. - М.: Бератор-Пресс,2003.-351с.
[2] "Финансы", N 6, 2004г. с. 18
[3] Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для подготовки и повышения квалификации бухгалтеров. - М.: Бератор-Пресс,2003.-355с.
[4] "Финансы", N 6, 2004г. с. 18
[5] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра - М, 2000.-603с.
[6] Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 ФЗ от 26 октября 2002г.
[7] Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет: учеб для вузов. – М.: ЭкономистЪ, 2003г.-586с.
[8] Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 ФЗ от 26 октября 2002г.
[9] Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет: учеб для вузов. – М.: ЭкономистЪ, 2003г.-587с.