Налогообложение автотранспорта

Содержание

Введение. 3

1. Элементы налогообложения транспортным налогом. 4

1.1. Налогоплательщики. 4

1.2. Объект налогообложения. 9

1.3. Налоговые льготы.. 11

1.4. Налоговая база. 13

1.5. Налоговый период. Ставки налога. 16

Выводы.. 19

2. Налоговый учет, порядок исчисления и уплаты налога. 20

2.1. Порядок исчисления и уплаты налога. 20

2.2. порядок и сроки уплаты налога. 23

2.3. Налоговый учет  транспортного налога в целях налогообложения прибыли предприятия. 25

Выводы.. 29

Список использованной литературы.. 30


Введение

Транспортный налог — региональный налог по Закону об основах налоговой системы и по НК РФ, взимаемый на основании гл. 28 НК РФ. Глава 28 НК РФ введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую На­логового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты за­конодательства Российской Федерации».

Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответ­ствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представи­тельные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетнос­ти по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Цель данной курсовой работы рассмотреть принципы взимания транспортного налога, дать основополагающие понятия об объекте, субъекте, налогооблагаемой базе и т.д.

Задачами работы является составление целостной картины налогообложения автотранспорта, а также определение места транспортного налога в системе налогов и сборов Российской Федерации. Составление целостной картины налогообложения необходимо для определения современных способов взимания налогов.

1. Элементы налогообложения автотранспорта

1.1. Налогоплательщики

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистриро­ваны транспортные средства, признаваемые объектом налогообло­жения.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой до­веренности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транс­портных средств.[1]

Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Для налогов, уплата которых связана с наличием какого-либо имущества, в том числе и для транспортного налога, определение круга налогоплательщиков может вызвать определенные трудности.

Указанное затруднение обусловлено тем, что владение имуществом может осуществляться на основе разных прав: на праве собственности, аренды, хранения, хозяйственного ведения, оперативного управления и др.

В связи с этим, необходимо выяснить на каких именно лиц (обладающих какими правами на транспортные средства) гл.28 Налогового кодекса РФ возлагает обязанность по уплате транспортного налога.

Согласно части первой ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, за исключением случаев признания налогоплательщиков по доверенности.

Основными признаками первой группы налогоплательщиков являются следующие положения:

1) налогоплательщиками являются лица (организации и физические лица);

2) на указанных лиц должны быть зарегистрированы транспортные средства;

3) транспортное средство должно признаваться объектом налогообложения;

4) по данному транспортному средству налогоплательщиком не является плательщик по доверенности.

Для признания статуса налогоплательщика необходимо наличие всех четырех признаков одновременно.

Первый признак: Налогоплательщиками по данному основанию являются как организации, так и физические лица, к которым в соответствии со ст.11 Налогового кодекса РФ относятся:

- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

- иностранные юридические лица (компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

- международные организации;

- филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории РФ;

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства.

Второй признак: Налогоплательщиками транспортного налога признаются те лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

Иными словами, налогоплательщиками являются лица, владеющие транспортным средством по любому законному основанию (собственность, аренда и др.), которое приводит к обязанности по регистрации данного транспортного средства.

При этом право собственности в данном случае не имеет решающего значения.

Третий признак: Организация или физическое лицо будет считаться налогоплательщиком только в том случае, если на него зарегистрировано транспортное средство, которое признается объектом налогообложения.

Определение транспортных средств, которые являются объектом налогообложения, закреплено в ст.358 Налогового кодекса РФ.

Четвертый признак: Если по какому-либо транспортному средству налогоплательщиком признается лицо на основании доверенности, то лицо, на которое зарегистрировано указанное транспортное средство, налогоплательщиком не является.

Условия признания лица налогоплательщиком по доверенности будут рассмотрены в настоящей главе позднее.

Транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом (лизингодатель) и переданные им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу (лизингополучатель) во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем.

При этом возможны следующие варианты регистрации:[2]

- регистрация только на лизингодателя;

- регистрация на лизингодателя с одновременной временной регистрацией на лизингополучателя;

- временная регистрация только на лизингополучателя.

Транспортные средства, зарегистрированные за лизингодателем или временно зарегистрированные за лизингополучателем на основании договора лизинга, предусматривающего переход права собственности на транспортные средства к лизингополучателю, снимаются с соответствующих регистрационных учетов и регистрируются за лизингополучателем на основании письменного подтверждения лизингодателя о переходе права собственности на транспортные средства.

По окончании срока действия договора лизинга, не предусматривающего перехода права собственности на транспортные средства к лизингополучателю, транспортные средства снимаются с соответствующих учетов и могут быть зарегистрированы за лизингополучателями только на основании соответствующих документов, удостоверяющих право собственности лизингополучателя на такие транспортные средства.

Согласно части второй ст.357 Налогового кодекса РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона, которым принята гл.28 "Транспортный налог" Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

Основными признаками второй группы налогоплательщиков являются следующие положения:

1) транспортное средство должно быть приобретено физическим лицом;

2) транспортное средство должно быть приобретено указанным физическим лицом до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации";

3) транспортное средство должно быть передано другому лицу на основании доверенности до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации";

4) указанная доверенность должна быть выдана на право владения и распоряжения транспортным средством.

5) налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности.

В этом случае налогоплательщиком является не собственник транспортного средства, а лицо, указанное в доверенности.

Для признания статуса налогоплательщика необходимо наличие всех пяти признаков одновременно.



1.2. Объект налогообложения

В соответствии со ст.38 Налогового кодекса РФ применительно к транспортному налогу объектом налогообложения являются транспортные средства, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Согласно ст.358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главным признаком возникновения объекта налогообложения является факт регистрации транспортного средства в установленном порядке.

В связи с этим не являются объектом налогообложения транспортные средства, которые не подлежат регистрации.

Все транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения можно разделить на три группы.

1) Наземные транспортные средства;

2) Водные транспортные средства;

3) Воздушные транспортные средства.

Для того чтобы определить является ли транспортное средство объектом налогообложения необходимо разрешить следующие вопросы:

- относится ли данное транспортное средство по своему типу к транспортным средствам, признаваемым объектом налогообложения;

- подлежит ли данное транспортное средство регистрации;

- не относится ли данное транспортное средство к транспортным средствам, которые не являются объектом налогообложения в соответствии с п.2 ст.358 Налогового кодекса РФ.

Не являются объектом налогообложения:

1)весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с;

2)автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3)промысловые морские и речные суда;

4)пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5)тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6)транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7)Угнанные транспортные средства, при условии подтверждения факта их угона;

8)самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.


1.3. Налоговые льготы

Согласно ст.56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

По транспортному налогу согласно ст.356 Налогового кодекса РФ законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Коды налоговых льгот по транспортному налогу, применяемые при заполнении налоговой декларации указаны в п.73 Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу (утв. приказом МНС РФ от 18 марта 2003 г. N БГ-3-21/125).

При этом разъяснено, что если в законе субъекта РФ о транспортном налоге или в ином законодательном нормативном правовом акте о налогах и сборах соответствующего субъекта РФ установлены (будут установлены) аналогичные льготы по данному налогу и иные льготы, в отношении которых в вышеназванном п.73 Инструкции не указаны конкретные льготы по налогу, то в налоговой декларации указываются коды налоговых льгот, соответствующие аналогичным льготам по транспортному налогу указанным в данном п.73 Инструкции.

Таким образом, для того чтобы определить наличие льгот в том или ином регионе РФ необходимо применять соответствующие законы субъектов РФ.

Например, в Свердловской области в соответствии со ст.4 Закона Свердловской области от 29 ноября 2002 г. N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" установлены следующие налоговые льготы. [3]

"Организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, предназначенные для укомплектования автомобильных колонн войскового типа, освобождаются от уплаты транспортного налога за каждое из таких транспортных средств.

Транспортный налог в размере 50 процентов суммы исчисленного налога уплачивают:

1) общественные организации инвалидов - за каждое зарегистрированное на них транспортное средство;

2) организации, учрежденные единственным учредителем общественной организацией инвалидов, не менее 50 процентов работников которых являются инвалидами, - за каждое зарегистрированное на таких организациях транспортное средство;

3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие международные автомобильные перевозки, - за каждое зарегистрированное на таких организациях и индивидуальных предпринимателях транспортное средство, используемое для осуществления международных автомобильных перевозок;

4) пенсионеры - за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер;

5) инвалиды - за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер".


1.4. Налоговая база

В соответствии со ст.53 Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

В отношении транспортного налога налоговая база определяется как мощность двигателя, валовая вместимость водного транспортного средства либо как единица транспортного средства.

Так, согласно ст.359 Налогового кодекса РФ налоговая база по транспортному налогу определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в вышеназванных пунктах, - как единица транспортного средства.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

В п.19 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса РФ (утв. приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177) разъяснено, что в случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.) ("Физические величины: Справочник" А.П. Бабичев, Н.А. Бабушкина, А.М. Братковский и др.; под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. - М.; Энергоатомиздат, 1991. - 1232 с. - ISBN 5-283-04013-5).[4]

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с. (155 х 1,35962).

По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

При этом в п.4.8. Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу (утв. приказом МНС РФ от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/724) указано, что если транспортное средство имеет несколько двигателей, то налоговая база в отношении данного транспортного средства определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах.

Например, на моторную лодку "Вихрь" зарегистрировано два мотора по 30 л.с. каждый, следовательно, мощность двигателя лодки составит 60 л.с.

В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Валовая вместимость по общему правилу определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

физическим лицам в виде налогового уведомления.В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.

При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст.95 Налогового кодекса РФ.[5]

Валовая вместимость судов смешанного (река-море) плавания определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении N 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.

В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

В отношении транспортных средств, по которым применяется мощность двигателя или вместимость судна, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, по которым в расчет применяется единица, налоговая база определяется отдельно.


1.5. Налоговый период. Ставки налога

В соответствии со ст.55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Согласно ст.360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Это означает, что налог уплачивается за каждый календарный год по установленным срокам (единовременно либо в несколько этапов).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.[6]

В законах субъектов РФ налоговые ставки определяются исходя из базовых ставок, установленных в ст.361 Налогового кодекса РФ. При этом базовые налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.


Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка, руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):



до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)

7

включительно


свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)

10

включительно


свыше 200 л.с. до 250 л с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

15

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

30

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):



до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

2

свыше 35 л.с. (cBsmie 25,74 кВт)

4 10

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):



до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

10

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

20

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лоша­диной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5



свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

8

10

13

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

17

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы

5

на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)



Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошади­ной силы):



до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

5

свыше 50 я.с. (свыше 36,77 кВт)

10

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

10

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

20

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):



до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

40

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до !00 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

25

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

50

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20



Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200


В случае установления в законе субъекта РФ налоговой ставки в размерах, превышающих указанные пределы или меньших указанных пределов, применяется налоговая ставка в размере, предельно допустимом ст.361 Налогового кодекса РФ.

Помимо установления размера налоговых ставок в пределах минимальных и максимальных границ, законами субъектов РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

При установлении налоговых ставок в зависимости от года выпуска транспортных средств (срока полезного использования) необходимо иметь в виду, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах, начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.


Выводы

В данной главе были рассмотрены основополагающие понятия налогообложения транспортным налогом. Были даны понятия налогоплательщика (субъекта налогообложения), объекта налогообложения, налоговые льготы, налогооблагаемая база, налоговый период и приведены примеры налоговых ставок.

В данной главе также приводятся ссылки на конкретные статьи налогового кодекса и других нормативных документов, для наглядности и обоснованности приведенного материала. Изученные в этой главе принципы налогообложения позволяют сформировать общую картину процедуры налогообложения.

Концептуальную основу структуры процесса налогообложения можно выразить следующим образом: Лица признаваемые налогоплательщиками исчисляют налогооблагаемую базу с учетом объекта налогообложения и установленных законом льгот и исчисляют налог в соответствии с установленной ставкой налога.


2. Налоговый учет, порядок исчисления и уплаты налога

2.1. Порядок исчисления и уплаты налога

. Порядок исчисления транспортного налога установлен ст.362 Налогового кодекса РФ. Законы субъектов РФ не могут устанавливать иного порядка исчисления транспортного налога.

Налогоплательщики-организации, исчисляют сумму транспортного налога самостоятельно.

Налогоплательщики - физические лица сумму транспортного налога сами не исчисляют. Для них сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ, и направляется налогоплательщикам - физическим лицам в виде налогового уведомления.

Форма налогового уведомления на уплату транспортного налога налогоплательщиками физическими лицами утверждена приказом МНС РФ от 15 марта 2004 г. N БГ-3-04/198@ "О формах налоговых уведомлений".[7]

На практике нередко возникают случаи, когда данные о транспортных средствах, имеющиеся в налоговых органах, не соответствуют действительности.

В этом случае налогоплательщик - физическое лицо, увидев в полученном налоговом уведомлении неверные сведения, может обратиться налоговый орган с соответствующим заявлением в произвольной форме.

Порядок взаимодействия налогового органа и налогоплательщика в этом случае, а также примерная форма заявления изложены в п.4 письма УМНС РФ от 12.02.2004 г. N 23-01/3/8450 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога".

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Указанные сведения представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным приказом МНС РФ от 10 ноября 2002 г. N БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств".

Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Исчисление налога при помощи коэффициента осуществляется в следующих случаях:[8]

- при регистрации (снятия с учета) транспортного средства;

- при замене двигателя, если меняется его мощность;

- при угоне (краже) транспортного средства;

- при прекращении действия доверенности, если налогоплательщиком являлось лицо по доверенности;

- в случае смерти физического лица, на которого зарегистрировано транспортное средство.


2.2. Порядок и сроки уплаты налога[9]

В соответствии со ст.363 Налогового кодекса РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Местонахождение транспортных средств определяется по месту их регистрации.

Как уже было рассмотрено в главе I настоящего издания, под порядком уплаты налога понимается способ уплаты налога: по окончании налогового периода (единовременно или в несколько этапов) или с использованием авансовых платежей.

Следовательно, при определении порядка уплаты налога и сроков уплаты необходимо руководствоваться соответствующим законом субъекта РФ.

Например, в Свердловской области в соответствии с Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 г. N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" установлено:

"уплата транспортного налога производится налогоплательщиками разовой уплатой всей суммы налога по итогам налогового периода в следующие сроки:

Налогоплательщики-организации - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом;

Налогоплательщики - физические лица - не позднее 1 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом".

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, также установленный законами субъектов РФ. Форма налоговой декларации также утверждается законом субъекта РФ.

В случае если форма налоговой декларации не утверждена законом субъекта РФ, то налогоплательщик - юридическое лицо обязано представить в налоговый орган по месту уплаты налога налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом МНС РФ от 18 марта 2003 г. N БГ-3-21/125 в соответствии с п.3 ст.80 Налогового кодекса РФ.

Например, в Свердловской области в соответствии с Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 г. N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" установлено, что налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию до 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода. Указанное положение означает, что налоговое уведомление по уплате транспортного налога за 2003 год должно быть вручено налогоплательщику - физическому лицу не позднее 1 июня 2003 г. Поскольку налоговый период еще не закончился, то налог исчисляется на основании данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего года.

По окончании налогового периода (при изменении суммы налога, подлежащей уплате) физическому лицу вручается новое налоговое уведомление с указанием окончательной суммы налога, подлежащей уплате по истечении налогового периода.


2.3. Налоговый учет  транспортного налога в целях налогообложения прибыли предприятия

Согласно подп.1 п.1 ст.264 НК РФ в прочие расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, включаются суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке. В соответствии со ст.17 Налогового кодекса РФ в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают порядок исчисления налога. Таким образом, в составе расходов могут быть учтены налоги и обязательные платежи, для которых законодательными актами предусмотрено данное положение (за исключением прямо предусмотренных в ст.270 НК РФ).[10]

Соответственно, транспортный налог, в общем случае, также включается в состав прочих расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. При этом не имеет значения, на каких счетах бухгалтерского учета по правилам бухгалтерского учета начисление данных налогов и сборов отражается.

Однако следует учитывать и то обстоятельство, что в состав налогооблагаемых расходов налоги и иные обязательные платежи можно включать только в случае, если предприятие является надлежащим плательщиком этих налогов.

Например, у предприятия документы по государственной регистрации транспортных средств находятся в стадии оформления, однако оно все же уплачивает транспортный налог. В этом случае, как пояснялось выше, согласно главе 28 "Транспортный налог" НК РФ основанием для взимания транспортного налога является документ, удостоверяющий, что транспортное средство зарегистрировано на данное предприятие. Транспортный налог исчисляется, начиная с месяца государственной регистрации.

Следовательно, в период до получения документа, удостоверяющего государственную регистрацию, предприятие не должно было уплачивать транспортный налог и не может относить на расходы суммы начисленного (уплаченного) налога.

Согласно п.1 ст.252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода и подпадающей под действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Соответственно, расходы, связанные с деятельностью, не подпадающей под действие главы 25 НК РФ, не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, расходы в виде суммы транспортного налога по транспортным средствам, используемым, к примеру, в деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не могут быть учтены при налогообложении прибыли организации.

Согласно п.2 ст.274 НК РФ налогоплательщик налога на прибыль обязан вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

В большей степени это относится, в частности, к осуществлению деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Особенности определения налоговой базы по такой деятельности установлены в ст.275.1. НК РФ.

Таким образом, в случае, если транспортный налог начисляется по транспортному средству, используемому, к примеру, в социально-культурной сфере предприятия, то в целях налогообложения прибыли он не может быть отнесен непосредственно к прочим расходам организации по подп.1 п.1 ст.264 НК РФ, так как должен быть учтен отдельно и будет включаться в расчет налогооблагаемой прибыли в порядке, предусмотренном ст.275.1. НК РФ.

На практике у предприятий часто возникает ситуация, когда одно и то же транспортное средство используется для различных видов деятельности. Соответственно, все расходы, связанные с использованием данного объекта, включая и сумму транспортного налога, не могут быть прямым путем отнесены к конкретному виду деятельности.

В этом случае главой 25 НК РФ предусмотрен следующий порядок.

Согласно п.1 ст.272, а также п.9 ст.274 Налогового кодекса РФ при применении метода начислений расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности в случае невозможности их разделения прямым счетом, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (принцип пропорционального отнесения неопределенных по виду деятельности расходов).[11]

При этом необходимо учитывать, что речь идет о тех расходах, которые можно считать относящимися с равными основаниями к нескольким конкретным видам деятельности. Соответственно и распределение в соответствующей доле данных расходов должно производиться только между этими видами деятельности. Если предприятие помимо них осуществляет еще какую-либо деятельность, к которой указанные выше расходы не могут быть отнесены ни прямым, ни косвенным путем, то и их распределение в качестве затрат по этой дополнительной деятельности будет необоснованным.

В первую очередь, данное обстоятельство влияет на порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль в том случае, если на одном предприятии осуществляются виды деятельности, подпадающие под общий порядок налогообложения по главе 25 Налогового кодекса РФ, под специальный порядок налогообложения по главе 25 Налогового кодекса РФ (например, ст.275.1 НК РФ) и не подпадающие под налогообложение прибыли в порядке применения главы 25 Налогового кодекса РФ (например, игорный бизнес, единый налог на вмененный доход). В зависимости от обоснованности распределения между такими видами деятельности каких-либо общих расходов (в том числе и транспортного налога по тем транспортным средствам, которые используются одновременно в нескольких видах деятельности) будет зависеть исчисление налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций.

Следует отметить еще один нюанс, связанный с исчислением налога на прибыль относительно использования транспортных средств.

Согласно п.2 ст.256 НК РФ некоторые виды амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли организаций не подлежат амортизации. Например, имущество, приобретенное или созданное с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Тем не менее, транспортный налог по таким объектам должен быть исчислен в общем порядке.

Выводы

В данной курсовой работе описаны сроки, а также порядок исчисления и уплаты транспортного налога, рассмотрены принципы налогового учета транспортного налога для целей гл. 25 НК РФ. Данная глава подводит итог, процессу исследования налога, завершая его уплатой налога в соответствующий бюджет.

Данное описание процесса учета налога в целях исчисления налога на прибыль предприятия показывает связь транспортного налога с другими налогами, применяемыми в Российской Федерации и его место в системе налогов и сборов. Следует особенно подчеркнуть значимость данного вида налогов, поскольку на сегодняшний день он является практически единственным налогом ставки, для которого устанавливаются в натуральном выражении в зависимости от объекта налогообложения.

В данной работе также рассмотрены составление целостной картины налогообложения автотранспорта, а также определение места транспортного налога в системе налогов и сборов Российской Федерации. Составление целостной картины налогообложения необходимо для определения современных способов взимания налогов.

Таким образом поставленные для данной курсовой работы задачи выполнены.

Список использованной литературы

1.     Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 635с.

2.     Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 600с.

3.     Кударь Г.В.Себестоимость для целей налогообложения в 2002 г. – М.: Бератор – Пресс,  2002г.

4.     Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2002-120с.

5.     Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001

6.     Налоговый кодекс РФ ( по состоянию на 15.10.2003г.)

7.     Закон «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991г. №2118-1.

8.     Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

9.     Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение к приказу МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59).

10.            Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним (утв. Минсельхозпродом России от 16 января 1995, зарегистрированы Минюстом России 27 января 1995, N 785).

11.            Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев (утв. приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 2 марта 1995 N 137, зарегистрированных в Минюсте России 18 апреля 1995 г., N 836).



[1] Кударь Г.В.Себестоимость для целей налогообложения в 2002 г. – М.: Бератор – Пресс,  2002г. с.476


[2] Кударь Г.В.Себестоимость для целей налогообложения в 2002 г. – М.: Бератор – Пресс,  2002г. с. 477


[3] Кударь Г.В.Себестоимость для целей налогообложения в 2002 г. – М.: Бератор – Пресс,  2002г. с.479


[4] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 471с.


[5] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 469с.


[6] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 478с.


[7] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 526с.


[8] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 531с.


[9] глава написана на основании Налогового Кодекса Российской Федерации.

[10] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 353с.


[11] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 – 355-356с.