Содержание
1 (10). Государственное регулирование коммерческой деятельности, понятие, механизм, основные направления. 3
2 (19). Хозяйственные связи с поставщиками: понятие виды, порядок формирования и регулирования. 6
3 (26). Коммерческая тайна и её охрана. 7
3 (36) Руководителя торгового предприятия предстоит заключить договор поставки с новой неизвестной ему фирмой. 10
Список литературы.. 12
1 (10). Государственное регулирование коммерческой деятельности, понятие, механизм, основные направления
Основой всей коммерческой деятельности в России является инициативность и самостоятельность ее участников. Эти принципы закреплены в действующем законодательстве. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность с учетом заключенных договоров с поставщиками и покупателями, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Вместе с тем, самостоятельность предприятия не безгранична. Коммерция не может быть без государственного контроля, регулирования и координирующего воздействия.
Конкуренция, свобода экономической деятельности наряду с многообразием форм собственности составляют основополагающие принципы рыночной экономики. Однако совершенно очевидно, что государство должно не просто гарантировать свободу экономической деятельности, но и предупреждать возможные злоупотребления со стороны ее участников, придавать рыночным отношениям социальную ориентацию. Учитывая, что Российская Федерация находится в состоянии поиска наиболее эффективных путей перехода к рыночной экономике и, следовательно, баланса индивидуальных и общественных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности, очень важно обеспечить максимально полное законодательное регулирование этой важнейшей сферы общественных отношений.[1]
Предпринимательская деятельность регулируется огромным количеством нормативных актов различного уровня. Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Вторым по значению нормативным актом, регулирующим гражданские и предпринимательские отношения, является Гражданский кодекс РФ. В 1994 г. была принята первая часть Гражданского кодекса РФ, которая вступила в действие с 1 января 1995 г. С 1 марта того же вступила в силу вторая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая договорные отношения, а с 1 января 2002 г. - третья часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая наследственные и внешнеэкономические отношения. Кроме того, существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности.
Также предпринимательская деятельность регулируется и обычаями делового оборота.
Обычай делового оборота - особый источник права, поскольку он не содержит существенных признаков нормативного акта. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст.5 ГК РФ).
Государственное регулирование коммерческой деятельности осуществляется через систему государственной регистрации коммерческих организаций, лицензирования, налогообложения, антимонопольное регулирование и др.
Порядок государственной регистрации коммерческих организаций с 1 июля 2002 г. определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", в соответствии с которым государственная регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России). Сведения о регистрации юридических лиц вносятся в специальный государственный реестр, содержащий данные о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.
В соответствии со ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия ее осуществления.
Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, комплект документов, включающий заявление о выдаче лицензии, копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, свидетельство налогового органа о постановке на учет, документ, подтверждающий оплату сбора. Представление иных документов, в зависимости от специфики соответствующего вида деятельности, может быть предусмотрено в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности, которое утверждается Правительством РФ.[2]
Налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Исчисляя сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, налогоплательщик вправе самостоятельно учесть допущенное им отклонение от рыночных цен и уплатить налог как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. При уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, пени на сумму "доначисленного налога" не начисляются. Порядок освобождения от ответственности при совершение действий (бездействия), приводящих к занижению суммы налога, регламентирован статьей 81 НК РФ.[3]
В соответствии со ст.19 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" по решению антимонопольного органа (Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России)) возможно принудительное разделение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение и осуществляющих монополистическую деятельность.
2 (19). Хозяйственные связи с поставщиками: понятие виды, порядок формирования и регулирования
Хозяйственные связи с поставщиками осуществляются на основе гражданско-правового договора поставки.
По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.[4]
Отличие договора поставки в том, что его сторонами выступают профессиональные предприниматели, а передаваемый товар используется для осуществления предпринимательской деятельности.
Существенными условиями договора поставки являются наименование и количество товара, а также срок (сроки) исполнения обязательства.
Договор поставки - широко применяемый на практике вид предпринимательских договоров. Посредством этого договора в настоящее время осуществляется значительная часть товарооборота как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами.
3 (26). Коммерческая тайна и её охрана
Коммерческая тайна представляет совой преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, хозяйственной, управленческой, научно технической, финансовой деятельности предприятия или организации, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами их экономической безопасности.
Формой проявления коммерческой тайны являются коммерческие секреты — сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне предприятия или организации и подлежащие защите со стороны службы безопасности от хищения, выведывания или утечки.
Носителями коммерческой информации являются руководители предприятий или организаций, а также другие служащие, допущенные к коммерческим секретам.
Засекречивая информацию, предприятия или организации должны исходить не только из принципа своей безопасности, но и экономической выгоды. Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой продукции и услуг, а чрезмерное засекречивание их деятельности может обернуться потерей прибыли. Поэтому защиты от утечки и хищения требуют, например, сведенья о финансовой деятельности предприятия или организации, деловые планы и планы производства новой продукции, информация о маркетинге, списки клиентов, организационные схемы, информация о сотрудниках и другая деловая информация. К коммерческой тайне, безусловно, следует отнести, научно-исследовательские проекты, конструкторские и технологические разработки по производству какой-либо продукции и ее параметры, заявки на патенты, программное обеспечение ЭВМ и другую техническую информацию.
Предприятию необходимо позаботиться об охране заключенных им договоров, которые должны храниться в определенном месте у ответственного лица. Выдавать их следует под расписку с письменного разрешения руководителя предприятия или организации, так как пропажа первых экземпляров договоров ведет к значительным затруднениям при доказательстве их соответствующих положений в случаях возникновения спора и его разрешения в суде. При определенных обстоятельствах охране может подлежать не только текст договора, но и сам факт заключения сделки.
К коммерческой тайне относится информация о рационализаторском предложении или изобретении, находящихся на стадии разработки или оформления. И если изобретение после выдачи на него патента не нуждается в защите при помощи коммерческой тайны, то рационализаторское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства может оставаться коммерческой тайной, так как представляет собой для данного предприятия прогрессивное техническое решение.
К разряду коммерческой тайны необходимо относить и информацию типа «ноу-хау», которую рекомендуется охранять и от своего персонала, с тем чтобы при переходе на работу в конкурирующее предприятие сотрудник не мог ее передать.
Для обеспечения защиты коммерческой тайны должны соблюдаться следующие правила:
необходим строгий контроль за допуском персонала к секретным документам;
для контроля за секретным делопроизводством должны быть назначены ответственные лица, которых следует наделить соответствующими полномочиями;
руководителем предприятия или организации должна быть утверждена инструкция по работе с секретными документами, с которой следует ознакомить соответствующих сотрудников;
необходим контроль за соблюдением служащими письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны предприятия.
Желательно введение системы материального и морального стимулирования сотрудников, имеющих доступ к секретной информации.
Руководитель предприятия должен осуществлять личный контроль за службами внутренней безопасности и секретного делопроизводства.
Существует множество способов защиты информации, составляющей коммерческую тайну предприятия или организации. Так, подготовку документов, содержащих важны! сведения, следует поручать наиболее проверенным сотрудникам. При этом количество экземпляров документа должно быть строго ограничено. Необходимо позаботиться и о том, чтобы при копировании документов множительная техника была под надежным контролем. Под контролем ответственных лиц должна уничтожаться копировальная бумага и красящая лента. Должен быть выбран надежный способ пересылки секретной информации.
Для охраны информации от прямою хищении или уничтожения можно использовать меры физической tainiiii.i (чамки на дверях, решетки на окнах и т. п.). Они, как правило, применяются в сочетании с административными мероприятиями (пропускной режим, режим секретности, служба безопасности и т. д.). Кроме того, применяются технические системы охраны, которые представляют собой довольно (ложные электромеханические, акустические, радиотехнические и другие устройства.[5]
3 (36) Руководителя торгового предприятия предстоит заключить договор поставки с новой неизвестной ему фирмой.
1. Какие действия руководителя должны предшествовать заключению договора?
2. Какой вид договора лучше всего заключить в данной ситуации?
3. Какие обязательные условия необходимо включить в договор?
Решение
Прежде чем ступить в договорные отношения с новой фирмой руководителю торгового предприятия стоит выяснить следующие вопросы:
1. Организационно-правовой статус будущего партнёра;
2. Выяснить, как долго данная фирма занимается поставками товаров;
3. Получить отзывы от фирм, с которыми ранее работала данная фирма;
4. Уточнить какие гарантии предоставляет эта фирма своим партнёрам.
В данном случае следует заключить договор разовой поставки товаров.
Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. Если в договоре вид транспорта и условия доставки не определены, право выбора принадлежит поставщику, ибо это дает ему свободу действий при исполнении обязательства. Термин доставка товаров применяется к доставке собственным транспортом поставщика, транспортом общего пользования, а также к сдаче товара организации связи для доставки его покупателю.
Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения товара (выборка товара). Срок выборки определяется договором. Если договором срок выборки товаров не установлен, выборка должна производиться покупателем (получателем) в разумный срок после уведомления поставщика о готовности товара.
Для договора важно определить срок и порядок оплаты товара. При этом может быть предусмотрена оплата как до, так и после передачи товаров.
Оплата товаров должна производиться непосредственно после передачи товара.
Срок для принятия товаров так же определяется договором. Принятие товаров необходимо совместить с проверкой количества и качества поставленных товаров.
В договоре поставки должны предусматриваться и меры ответственности за возможные нарушения договорных обязательств, если они не определены в законе и иных правовых актах. Даже если меры ответственности и предусмотрены в законе, стороны могут предусмотреть в договоре более жесткие меры.
В хозяйственной практике наибольшее распространение имеет несвоевременная поставка или недопоставка товаров по срокам и количеству, предусмотренным договором.
Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не предусмотрен законом или договором.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12.12.93г. Официальное издание М.; 1993г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
3. Гражданский кодекс РФ от 21.10.94г.
4. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
5. Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность. М.,1998 г.
6. Осипова Л. В. Основы коммерческой деятельности. М., 1997г.
7. Памбухчиянс О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. Учебник М.; 2001г. ст.41
8. Предпринимательское право учебник для вузов / под ред. В.С. Анохона М.; 1999.-
[1] Cвобода экономической деятельности и государственное регулирование (В.А. Максимов, "Гражданин и право", N 5, 6, май, июнь 2001 г.)
[2] Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. - Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2002 г.
[3] Разгулин С.В. О применении некоторых положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации. - СПС "Гарант", 2002 г.
[4] Гражданский кодекс РФ ст. 506
[5] Дашков Л.П., Памбухчиянс В.К. Коммерция и технология торговли М.2000 ст. 23-25