Содержание

1 (10). Государственное регулирование коммерческой деятельности, понятие, механизм, основные направления. 3

2 (19). Хозяйственные связи с поставщиками: понятие виды, порядок формирования и регулирования. 6

3 (26). Коммерческая тайна и её охрана. 7

3 (36) Руководителя торгового предприятия предстоит заключить договор поставки с новой неизвестной ему  фирмой. 10

Список литературы.. 12

1 (10). Государственное регулирование коммерческой деятельности, понятие, механизм, основные направления

Основой всей коммерческой деятельности в России яв­ляется инициативность и самостоятельность ее участников. Эти принципы закреплены в действующем законодательстве. Предпри­ятие самостоятельно планирует свою деятельность с учетом за­ключенных договоров с поставщиками и покупателями, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью, остав­шейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Вместе с тем, самостоятельность предприятия не безгранична. Коммерция не может быть без государственного контроля, ре­гулирования и координирующего воздействия.

Конкуренция, свобода экономической деятельности наряду с многообразием форм собственности составляют основополагающие принципы рыночной экономики. Однако совершенно очевидно, что государство должно не просто гарантировать свободу экономической деятельности, но и предупреждать возможные злоупотребления со стороны ее участников, придавать рыночным отношениям социальную ориентацию. Учитывая, что Российская Федерация находится в состоянии поиска наиболее эффективных путей перехода к рыночной экономике и, следовательно, баланса индивидуальных и общественных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности, очень важно обеспечить максимально полное законодательное регулирование этой важнейшей сферы общественных отношений.[1]

Предпринимательская деятельность регулируется огромным количеством нормативных актов различного уровня. Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Вторым по значению нормативным актом, регулирующим гражданские и предпринимательские отношения, является Гражданский кодекс РФ. В 1994 г. была принята первая часть Гражданского кодекса РФ, которая вступила в действие с 1 января 1995 г. С 1 марта того же вступила в силу вторая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая договорные отношения, а с 1 января 2002 г. - третья часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая наследственные и внешнеэкономические отношения. Кроме того, существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности.

Также предпринимательская деятельность регулируется и обычаями делового оборота.

Обычай делового оборота - особый источник права, поскольку он не содержит существенных признаков нормативного акта. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст.5 ГК РФ).

Государственное регулирование коммерческой деятельности осуществляется через систему государственной регистрации коммерческих организаций, лицензирования, налогообложения, антимонопольное регулирование и др.

Порядок государственной регистрации коммерческих организаций с 1 июля 2002 г. определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", в соответствии с которым государственная регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России). Сведения о регистрации юридических лиц вносятся в специальный государственный реестр, содержащий данные о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.

В соответствии со ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия ее осуществления.

Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, комплект документов, включающий заявление о выдаче лицензии, копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, свидетельство налогового органа о постановке на учет, документ, подтверждающий оплату сбора. Представление иных документов, в зависимости от специфики соответствующего вида деятельности, может быть предусмотрено в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности, которое утверждается Правительством РФ.[2]

Налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Исчисляя сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, налогоплательщик вправе самостоятельно учесть допущенное им отклонение от рыночных цен и уплатить налог как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. При уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, пени на сумму "доначисленного налога" не начисляются. Порядок освобождения от ответственности при совершение действий (бездействия), приводящих к занижению суммы налога, регламентирован статьей 81 НК РФ.[3]

В соответствии со ст.19 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" по решению антимонопольного органа (Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России)) возможно принудительное разделение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение и осуществляющих монополистическую деятельность.

2 (19). Хозяйственные связи с поставщиками: понятие виды, порядок формирования и регулирования

Хозяйственные связи с поставщиками осуществляются на основе гражданско-правового договора поставки.

По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.[4]

Отличие договора поставки в том, что его сторонами выступают профессиональные предприниматели, а передаваемый товар используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Существенными условиями договора поставки являются наименование и количество товара, а также срок (сроки) исполнения обязательства.

Договор поставки - широко применяемый на практике вид предпринимательских договоров. Посредством этого договора в настоящее время осуществляется значительная часть товарооборота как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами.

3 (26). Коммерческая тайна и её охрана

Коммерческая тайна представляет совой преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические  ин­тересы и сведения о различных сторонах производственной, хозяйственной, управленческой, научно технической, финансо­вой деятельности предприятия или организации, охрана кото­рых обусловлена интересами конкуренции и возможными угро­зами их экономической безопасности.

Формой проявления коммерческой тайны являются коммер­ческие секреты — сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне предприятия или организа­ции и подлежащие защите со стороны службы безопасности от хищения, выведывания или утечки.

Носителями коммерческой информации являются руководи­тели предприятий или организаций, а также другие служащие, допущенные к коммерческим секретам.

Засекречивая информацию, предприятия или организации должны исходить не только из принципа своей безопасности, но и экономической выгоды. Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой продукции и услуг, а чрезмерное засекречивание их деятельности может обернуться потерей при­были. Поэтому защиты от утечки и хищения требуют, напри­мер, сведенья о финансовой деятельности предприятия или ор­ганизации, деловые планы и планы производства новой продук­ции, информация о маркетинге, списки клиентов, организаци­онные схемы, информация о сотрудниках и другая деловая ин­формация. К коммерческой тайне, безусловно, следует отнести, научно-исследовательские проекты, конструкторские и техноло­гические разработки по производству какой-либо продукции и ее параметры, заявки на патенты, программное обеспечение ЭВМ и другую техническую информацию.

Предприятию необходимо позаботиться об охране заключен­ных им договоров, которые должны храниться в определенном месте у ответственного лица. Выдавать их следует под расписку с письменного разрешения руководителя предприятия или орга­низации, так как пропажа первых экземпляров договоров ведет к значительным затруднениям при доказательстве их соответ­ствующих положений в случаях возникновения спора и его разре­шения в суде. При определенных обстоятельствах охране может подлежать не только текст договора, но и сам факт заключения сделки.

К коммерческой тайне относится информация о рационализа­торском предложении или изобретении, находящихся на стадии разработки или оформления. И если изобретение после выдачи на него патента не нуждается в защите при помощи коммер­ческой тайны, то рационализаторское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства может оста­ваться коммерческой тайной, так как представляет собой для данного предприятия прогрессивное техническое решение.

К разряду коммерческой тайны необходимо относить и ин­формацию типа «ноу-хау», которую рекомендуется охранять и от своего персонала, с тем чтобы при переходе на работу в кон­курирующее предприятие сотрудник не мог ее передать.

Для обеспечения защиты коммерческой тайны должны со­блюдаться следующие правила:

необходим строгий контроль за допуском персонала к секрет­ным документам;

для контроля за секретным делопроизводством должны быть  назначены ответственные лица, которых следует наделить со­ответствующими полномочиями;

руководителем предприятия или организации должна быть утверждена инструкция по работе с секретными документами, с которой следует ознакомить соответствующих сотрудников;

необходим контроль за соблюдением служащими письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны предприятия.

Желательно введение системы материального и морально­го стимулирования сотрудников, имеющих доступ к секретной информации.

Руководитель предприятия должен осуществлять личный контроль за службами внутренней безопасности и секретного делопроизводства.

Существует множество способов защиты информации, соста­вляющей коммерческую тайну предприятия или организации. Так, подготовку документов, содержащих важны! сведения, сле­дует поручать наиболее проверенным сотрудникам. При этом количество экземпляров документа должно быть строго ограни­чено. Необходимо позаботиться и о том, чтобы при копировании документов множительная техника была под надежным контро­лем. Под контролем ответственных лиц должна уничтожаться копировальная бумага и красящая лента. Должен быть  выбран надежный способ пересылки секретной информации.

Для охраны информации от прямою хищении или уничто­жения можно использовать меры физической tainiiii.i (чамки на дверях, решетки на окнах и т. п.). Они, как правило, при­меняются в сочетании с административными мероприятиями (пропускной режим, режим секретности, служба безопасности и т. д.). Кроме того, применяются технические системы охраны, которые представляют собой довольно (ложные электромехани­ческие, акустические, радиотехнические и другие устройства.[5]

3 (36) Руководителя торгового предприятия предстоит заключить договор поставки с новой неизвестной ему  фирмой.

1. Какие действия руководителя должны предшествовать заключению договора?

2. Какой вид договора лучше всего заключить в данной ситуации?

3. Какие обязательные  условия необходимо включить в договор?

Решение

Прежде чем ступить в договорные отношения с новой фирмой руководителю торгового предприятия стоит выяснить следующие вопросы:

1.     Организационно-правовой статус будущего партнёра;

2.     Выяснить, как долго данная фирма занимается поставками товаров;

3.     Получить отзывы от фирм, с которыми ранее работала данная фирма;

4.     Уточнить какие гарантии предоставляет эта фирма своим партнёрам.

В данном случае следует заключить  договор  разовой поставки товаров.

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на опре­деленных в договоре условиях. Если в договоре вид транспорта и условия доставки не определены, право выбора принадлежит постав­щику, ибо это дает ему свободу действий при исполнении обязатель­ства. Термин доставка товаров применяется к доставке собственным транспортом поставщика, транспортом общего пользования, а так­же к сдаче товара организации связи для доставки его покупателю.

Договором поставки может быть предусмотрено получение то­варов покупателем (получателем) в месте нахождения товара (вы­борка товара). Срок выборки определяется договором. Если дого­вором срок выборки товаров не установлен, выборка должна произ­водиться покупателем (получателем) в разумный срок после уве­домления поставщика о готовности товара.

Для договора важно определить срок и порядок оплаты товара. При этом может быть предусмотрена оплата как до, так и после пе­редачи товаров.

 Оплата товаров должна производиться непосредственно после передачи товара.

Срок для принятия товаров так же определяется договором. Принятие товаров необходимо совместить с  проверкой количества и качества поставленных товаров.

В договоре поставки должны предусматриваться и меры ответ­ственности за возможные нарушения договорных обязательств, ес­ли они не определены в законе и иных правовых актах. Даже если меры ответственности и предусмотрены в законе, стороны могут пре­дусмотреть в договоре более жесткие меры.

В хозяйственной практике наибольшее распространение имеет несвоевременная поставка или недопоставка товаров по срокам и количеству, предусмотренным договором.

Установленная законом или договором поставки неустойка за не­допоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с постав­щика в пределах его обязанности восполнить недопоставленное ко­личество товаров в последующих периодах поставки, если иной по­рядок уплаты неустойки не предусмотрен законом или договором.

Список литературы

1.     Конституция РФ от 12.12.93г. Официальное издание М.; 1993г.

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

3.     Гражданский кодекс РФ от 21.10.94г.

4.     Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 

5.     Виноградова С. Н.  Коммерческая деятельность. М.,1998 г.

6.     Осипова Л. В.   Основы коммерческой деятельности.  М., 1997г.

7.     Памбухчиянс О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. Учебник М.; 2001г. ст.41

8.     Предпринимательское право учебник для вузов / под ред. В.С. Анохона М.; 1999.-


[1] Cвобода экономической деятельности и государственное регулирование (В.А. Максимов, "Гражданин и право", N 5, 6, май, июнь 2001 г.)

[2] Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. - Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2002 г.

[3] Разгулин С.В. О применении некоторых положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации. - СПС "Гарант", 2002 г.

[4] Гражданский кодекс РФ ст. 506

[5] Дашков Л.П., Памбухчиянс В.К. Коммерция и технология торговли М.2000 ст. 23-25