Содержание

 

Введение. 3

1. Особенности пантеизма Спинозы.. 4

2. Пантеизм как система. 7

Заключение. 12

Список литературы.. 14

Введение


Этика Спинозы, будучи его философией, впервые продемонстрировала, что новоевропейская метафизика как система возможна только на пантеистической основе.

Либо природа божественна и человек, причастный к природному порядку вещей, призван постигать божественное, либо природа есть просто механизм, в котором нет места ни Богу, ни тем более человеку.

Уже в период средневековья утверждается противопоставление природы и духа.

Спиноза в своей «Этике» устраняет прежде всего это противопоставление[1].

Он говорит о божественной природе и разумном человеке.

О философии Спинозы Гегель говорил так: «Быть спинозистом, это - существенное начало всякого философствования. Ибо, как мы видели, когда начинают философствовать, душа должна сначала купаться в этом эфире единой субстанции, в которой все, что мы раньше считали истинным, исчезло. Это отрицание всего особенного, к которому раз должен был прийти каждый философ, есть освобождение духа и его абсолютная основа». 

Цель работы – рассмотреть общие положения пантеизма Б. Спинозы.

Задачи работы – изучить особенности пантеизма Спинозы, рассмотреть пантеизм как систему.

1. Особенности пантеизма Спинозы

 

Пантеизм Спинозы является важным понятием, которое завершает его учение о единой субстанции. Под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов – бесконечных и конечных. Однако, одни без других существовать не могут, все неизбежно имеет причинно-следственную связь с природой Бога, ничего не существует случайно и мир является необходимым следствием Бога[2].

Следует заметить, что понятие природы по Спинозе понимается иначе, нежели декартовская природа, ограниченная двумя субстанциями. Ибо Спиноза показывает, что Бог осуществляется в природе (посредством атрибутов и модусов), природа же – это и есть проявление форм Бога. В теореме 15 Спиноза утверждает: «Все, что только существует, существует в Боге и без Бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо». Следовательно, Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне. Также можно заключить, что некоторая часть Бога присутствует в каждой вещи. Происходит единство природы Бога и сущности. Так как проявление Бога происходит через бесчисленное количество атрибутов и модусов, то, следовательно, эти бесконечные проявления исчерпывают Бога, и это означает, что все вещи уже сотворены.

Далее рассмотрим понятие природа. В учении Спинозы это понятие подразделяется на «природу порождающую» и «природу порожденную». Природой порождающей (natura naturans) Спиноза называет Бога, а природой порожденной (natura naturata) он называет мир, следовательно, порождающая природа – это причина, а порожденная природа – следствие этой причины, которое, однако, содержит причину внутри себя. Можно сказать, что причина имманентна по отношению к объекту. В свою очередь, объект имманентен по отношению к своей причине по принципу: все в Боге.

Вот точное пояснение Спинозы по данной теме: под natura naturans  следует понимать «то, что существует само в себе и представляется само через себя, иными словами, такие атрибуты субстанции, которые выражают вечную и бесконечную сущность, Бога, поскольку Он рассматривается как свободная причина» (свободная в том смысле, что зависит только от собственной природы).

Таким образом, мы видим, что есть две совершенно разные природы: порождающая и порожденная.

Порождающая природа – Бог, который существует сам через себя (т.е. причина самого себя) и сам в себе, как проявление в атрибутах, т.е. проявление атрибутов – это и есть бесконечной причиной Бога. Бог есть также свободная причина, потому как действует по законам своей природы без чьего-либо принуждения. А так как все вытекает из необходимости божественной природы, Бог есть имманентная причина вещей. Бог не является внешним по отношению своих действий.

Порожденная природа – мир, который вытекает из необходимости природы Бога и атрибутов, т.е. мир вытекает из внешнего и по необходимости природы Бога. Мир есть порожденная природа.

Следовательно, пантеизм Спинозы заключается в том, что Бог проявляет себя во всем (в каждой вещи) и присутствует во всем, действует как имманентная причина, не являясь внешним по отношению ко всему миру. И поскольку ничего вне Бога не существует, т.к. все находится в Нем, то концепцию единой субстанции Спинозы можно назвать пантеистической.

Также мы можем понять, почему Спиноза не приписывал Богу разум, волю и любовь. Бог – есть субстанция, в то время как разум, воля и любовь являются модусами атрибута мышления. Как было сказано выше, атрибуты являются проявлениями, а модусы – состояниями проявления субстанции. Отсюда следует, что модусы – бесконечные или конечные – принадлежат  к порожденной природе - миру, причиной которой является субстанция - Бог. «Разум, будет ли он в действительности конечным или бесконечным, равно как и воля, желание, любовь должны относится к порожденной природе (natura naturata)». Следовательно,  Бог является причиной и, как было сказано выше, имманентной причиной, а модусы являются только следствиями этой причины, т.е. разум, любовь и т.д. являются только следствиями этой причины. Нельзя сказать, что Бог задумал сотворение мира разумом, что он желал его создание в результате свободного выбора или сотворил его из любви, ибо все это апостериорно Богу и от него происходит. И приписывать эти свойства Богу означало бы путать порождающую природу с порожденной.

Теперь становится понятно, почему пантеизм Спинозы на протяжении веков вызывал полемику мыслителей разных рангов, которые оспаривали и опровергали его идеи. Читая доступную критику по вопросу пантеизма, я получила совершенно противоположные мнения, ибо критика эта одного направления и в ней утверждается, что пантеизм Спинозы – это отождествление Бога с природой. Также спинозовский пантеизм был определен Фейербахом как материализм и атеизм: «…спинозизм в качестве пантеизма представляет собой «теологический материализм», а после это мнение поддерживалось иными философами. Читая же «Этику» Спинозы, можно понять, что он рассматривал пантеизм совершенно по другому, как мы уже доказали выше. То есть Бог присутствует во всем и является причиной всего[3].






2. Пантеизм как система


Отметим несколько условий, при которых требования системы знания могли бы осуществиться. Эти требования есть в то же время существенные предпосылки для возникновения современной науки, которая по своему фундаментальному характеру отличается от средневековой scientia не менее, чем эта scientia отличается от античной мудрости. Та идея, что наука якобы присуща всей человеческой цивилизации, причем благодаря самой себе, и что она всегда сохраняется в своей вечной ценности, препятствует пониманию современного научного духа, который в своей подлинной сути является сугубо технологическим. Для образования философии как системы требуются следующие условия:

1. Математическое мышление обретает преобладающий характер в постижении всего сущего. Математическое есть заранее знаемое, которое определяет природу познания в общем. Математическое как критерий научного познания требует совершенно достоверного и окончательного основания. Все познаваемое подразумевает наличие для себя основания. Искать такого рода знание, которое оказывается гарантирующим себя заранее и которое полагает себя в качестве своего основания, значит заранее допускать, что уже есть нечто, так или иначе нами знаемое. Именно в этом суть математического. В математическом, например в геометрии, мы уже заранее знаем, что есть прямая линия, окружность или правильный треугольник. Такого рода знание оказывается основывающим само себя, поскольку само по себе оно есть достоверное. Эта достоверность в самой себе, заключающая гарантированность своей истинности, становится основанием всего того, что познаваемо. Значимо теперь только то, что познаваемо непосредственно и несомненно, следовательно, всегда как истинное. Истина отныне сводится к достоверности, т.е. к заранее нами знаемому, и это ведет к изначальности метода по отношению к содержанию познаваемого. Отсюда и проистекает математический метод в «Этике» Спинозы, имеющий характер онтологии. В этой связи Гегель разъясняет: «… мы должны сказать о методе, которым пользуется Спиноза для изложения своей философии. Это - геометрический эвклидовский метод доказательства, в котором мы встречаем определения, объяснения, аксиомы и теоремы. Уже Декарт исходил из того взгляда, что философские положения следует трактовать и доказывать математически, что они должны обладать именно такой очевидностью, как математические теоремы. Математический метод считается за его очевидность более превосходным, чем все другие, и естественно, что пробуждающееся самостоятельное знание сначала набредает на эту форму, в которой оно видело такой блестящий пример. Этот метод, однако, не годится для спекулятивного содержания и уместен лишь в конечных пунктах рассудка».

 2. Математическое требование достоверности как критерий истинного познания имеет свое сугубо историческое осуществление. Как истинно знаемое, причем знаемое заранее, оно полагается прежде всего в Ego cogito Декарта. Я мыслю и тем самым знаю себя как мыслящего субстанциально, т.е. Я обнаруживаю себя существующим таким образом, что бытие моего Я есть первознаемое и абсолютно достоверное. Требованию математической достоверности познания Декарт обеспечивает онтологическое основание. И это есть основание понимания бытия как мышления. Самодостоверность мышления есть теперь такая инстанция, которая в принципе решает вопрос о том, что реально есть и реально может быть. Теперь только то, что достоверно познаваемо, может быть познано как подлинно существующее и как то, что есть истинное.

3. Разрушается критерий церковной доктрины, призванный устанавливать истину и формировать характер надлежащего знания. Истина веры и «верного» знания измеряется не в терминах Откровения, а в терминах само-достоверности «чистого разума». «Логика сердца» (Б. Паскаль) преодолевается логикой рассудка. Сохраняется вся сфера сущего как она была оформлена в христианском опыте понимания бытия. Но все сущее в целом, т.е. Бог, мир и человек, требовало нового осмысливания. Мышление становится не только формирующей силой человеческого бытия, но и фундаментальным законом самих вещей. Начинается завоевание мира в сфере познания и действия. Торговля и экономика обретают свою собственную мощь в тесной взаимосвязи с сугубо математическим мышлением. Поэтому формируется реальность технологии, т.е. политико-экономическая реальность, которая радикально отличается от ремесла и соответствующих ему изобретений. Решающей формой саморазвития человеческого творчества и в то же время способом овладения миром для слуха и зрения человека оказывается искусство как таковое. Отныне гений становится законом подлинного человеческого бытия и высшего его выражения, поскольку человек претендует быть теперь исходной, свободно творящей инстанцией, и призван осуществлять себя в своей творческой мощи. Не только восприятие искусства, но и способ его культивирования определяется теперь суждением.

Система есть выражение способности мысли воспринимать бытие всего сущего. Это не просто схема, не произвольное связывание различных вещей воедино. Система - это такое установление бытийности вещей, которая так или иначе осуществляется, пусть даже пока в сфере только мысли. Система есть определенная интерпретация бытия и присущей ему истины. И возникновение такой интерпретации связано с метафизической позицией, которая делает требование системы не только возможным, но и исторически необходимым. Это требование отмечает начало Нового времени. В этот исходный момент, когда человек понимает и осуществляет себя как сущее, основываемое отныне только на самом себе и свободное для того, чтобы получать как бы полномочия от имени бытия всех вещей, от имени их субстанциальной сущности, разум, наделенный волей к само-бытию, оказывается ведущей инстанцией в познании и оценке всего сущего. Такой волевой разум, получающий предписание от самого бытия, причем свободно познающий и сам себя оформляющий, утверждается в новом опыте человека как Гения или хотя бы как таланта.

Поскольку мышление понимает себя как высшую инстанцию суждения относительно всего сущего, то и само бытие может иметь сугубо математическую структуру. Бытие, понимаемое как сознание, и человек, освобождающий себя только для самого себя, - все это есть установление свободы человека в тотальности всех вещей; тотальность сущего, т.е. Бог-мир-человек, должна быть понята и упорядочена в терминах единства как такового, в терминах системы. Познаваемая в христианском плане сфера сущего в целом не только переосмысливается, но и пересозидается, согласно законообразующему мышлению, определяющему весь порядок вещей в форме математической связи оснований: ordo et connexio idearum idem est ac ordo et connexio rerum. Стремление разума к системе оказывается внутренним и сокровенным законом человеческого бытия в период Нового времени. Господство математического, утверждение мышления как законодательной основы всего сущего и происходящего, почитание гения как высшей творческой способности человеческого существа - все это находит свое выражение в понятии системы. Если бытие в своей сущности определяется в терминах ratio, в терминах законоподобия мышления, а само это мышление есть прежде всего математическое и предвосхищающее, то структура бытия тогда должна быть изначально математической системой. Подлинное образование системы в рамках философской и научной мысли начинается как воля к математической системе разума. Недаром Декарт говорил, что воля и есть абсолютная полнота бытия[4].

История системы математического разума, будучи историей становления и развития современной науки, есть в то же время история новоевропейской метафизики. Эта история не является просто развертыванием заранее заданной программы или какой-то изначальной парадигмы. Контр-движение и отклонение принадлежат этой истории простирания господства разума над всем сущим. Попытки построить систему в рамках философии имеют различные направления. Системы Декарта и Мальбранша, Спинозы и Лейбница, Вольфа и Канта не могут быть отнесены к одному и единственному направлению формирования мысли и тем более к одному аспекту якобы ее непрерывного развития в постижении бытия-как-сознания. Развитие системы в новоевропейской метафизике постоянно застревало в самом начале, будучи совершенно смутным в своих многообразных начинаниях, как это имело место, скажем, в философии Лейбница. Единственная завершенная система, которая все конструирует и связывает воедино, - это метафизика Спинозы, которая была опубликована после его смерти под заглавием «Ethica ordino geometrico». Уже само заглавие выражает господство математического знания, т.е. ordino geometrico. Именно философия Спинозы в силу ее построения по типу науки как mathesis universalis, которая проистекает не только из учения о методе Декарта, но и в не меньшей степени из пантеистической направленности мысли как таковой, оказывается решающей для построения системы философии в немецком классическом идеализме. О системе, которую уже создал Спиноза, Кант говорит, что система есть «единство многообразных знаний, объединенных одной идеей». Он пишет о систематичности познания, т.е. о связи знаний по одному единственному принципу: «Это единство разума всегда предполагает идею, а именно идею о форме знания как целого, которое предшествует определенному знанию частей и содержит в себе условия для априорного определения места всякой части и отношения ее к другим частям. Таким образом, эта идея постулирует полное единство рассудочных знаний, благодаря которому эти знания составляют не случайный агрегат, а связную по необходимым законам систему»[5].


Заключение

 

Рассмотрев учение Спинозы о единой субстанции и особенности пантеизма Спинозы, можно сделать следующие выводы:

Существует только одна субстанция, которая есть Бог.

Субстанция, или Бог, является причиной самой себя. Она вечная, потому что существование заключается в ее сущности, она бесконечная, поскольку всякая субстанция необходимо бесконечная.

Субстанция выражает и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов, или атрибутов, из которых мы знаем только два – мышление и протяжение. Всякий атрибут представляется сам через себя.

Субстанция – абсолютно бесконечная неделимая.

Бог, или субстанция, есть свободная причина, ибо существует и действует по законам своей природы.

Бог, или субстанция, имманентная причина, а не действующая извне.

Модусы являются состояниями субстанции, они вытекают из абсолютной природы какого-либо атрибута Бога.

Вытекающее из необходимости божественной природы бесконечное множество атрибутов и модусов, образует мир, т.е. можно сказать, что субстанция, атрибуты и модусы составляют одно целое.

Поскольку Бог есть имманентная причина, он неотделим от вещей, исходящих от него, Бог во всем, Бог существует не вне мира, а внутри мира.

Бесконечные проявления исчерпывают природу Бога, следовательно, все вещи уже сотворены.

Бог является также природой порождающей, а мир – природой порожденной.

Бог Спинозы – это библейский Бог, на котором философ с юности сосредоточил свое внимание, но втиснутый в схемы метафизики и определенных картезианских гипотез, неличностный Бог с волей и разумом. Спиноза считает, что воспринимать Бога как личность означало бы сделать его антропоморфным. Аналогичным образом, Бог не творит по свободному выбору нечто отличное от себя; будучи не действующей извне причиной, а имманентной, он неотделим от вещей, исходящих от него. Он – не Провидение в традиционном смысле, он представляет собой безличную абсолютную необходимость. Эта необходимость абсолютна, поскольку Бог – субстанция – дан в качестве причины самой себя, от него неизбежно проистекают бесконечно во времени и в пространстве бесконечное множество атрибутов и модусов, образующих мир. Вещи неизбежно происходят из сущности Бога так же, как из сущности геометрических фигур неизбежно выводится теорема. Различие между Богом и геометрическими фигурами состоит в том, что последние не являются причинами самих себя.

Не удивительно, что к учению Спинозы был проявлен особый интерес со стороны последующих поколений. Один из важнейших показателей глубины и жизненности философского учения – его влияние на мыслителей последующих поколений и, тем более, веков, а также полемика с ним мыслителей и исторических деятелей, оспаривающих и опровергающих эти идеи. При рассмотрении учения Спинозы в этом аспекте оно выступает как одна из интереснейших страниц в истории философии. После смерти Спинозы его учение вызвало к жизни различные течения. Например, в XVII-XVIII веках его учение о единой субстанции, как причине самой себя, сыграло большую роль в становлении материалистической мысли в Европе. Совершенно другое преломление получили идеи Спинозы в Германии в XVIII-XIX веках. Здесь особая роль принадлежит так называемому «спору о пантеизме». Гегелевское отношение к философии Спинозы является для меня очень близким. Известна высокая оценка философии Спинозы Гегелем, который видел в ней главное звено в истории новой философии. «Мышление, - писал он в своих «Лекциях по истории философии», - необходимо должно было стать на точку зрения спинозизма. Быть спинозистом, - это существенное начало всякого философствования».

Список литературы


1.     Асмус В.Ф. Избранные философские труды. Т.2, М.: Просвещение, 1969.

2.     Беленький М.С. Спиноза. М.: Наука, 1964.

3.     Беленький М.С. Спиноза о религии, Боге и Библии. М.: Наука, 1977.

4.     Введение в философию / Под ред. И.С. Баженова. М.: ИНФРА-М. 2001.

5.     Спиноза Б. Этика. М.: Новость, 1957.


[1] См.: Спиноза Б. Этика. М.: Новость, 1957. С. 150.


[2] Введение в философию / Под ред. И.С. Баженова. М.: ИНФРА-М. 2001. С. 120.


[3] Беленький М.С. Спиноза. М.: Наука, 1964. С. 181.


[4] Беленький М.С. Спиноза о религии, Боге и Библии. М.: Наука, 1977. С. 222.


[5] Асмус В.Ф. Избранные философские труды. Т.2, М.: Просвещение, 1969. С. 89-91.