Содержание


Введение. 3

1. Ограничение монополии и защита конкуренции в РФ.. 5

1. 1. Правовые основы деятельности  антимонопольных органов. 5

1. 2. Основные виды и цели деятельности по ограничению монополии в РФ.. 7

1. 3. Пределы ограничения монополии. Понятие и виды естественных  монополий  9

2. Защита прав потребителей. 12

2. 1. Правовые основы защиты прав потребителей  в РФ.. 12

2. 2. Порядок защиты прав потребителей в РФ.. 14

2. 2. 1.  Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям. 14

2. 2. 2. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) 16

2. 3. Порядок  досудебной и судебной защиты прав потребителей. 18

2. 4. Практика  действия закона «О защите прав потребителей». 23

3. Взаимосвязь ограничения конкуренции и прав потребителей. 26

Заключение. 29

Список литературы.. 30













Введение



Уже почти 12 лет действует Федеральный закон РФ "О защите прав потребителей".

Изменения в него вносились: 9 января 1996 г.,  17 декабря 1999 г., 30 декабря  2001 г. и последние изменения и дополнения, вступили в силу с 01.07.2002 г.). С 1 января 2005 года  с силу вступит новая редакция.

С момента принятия данного Закона положение потребителя как одного из участников правоотношений, возникающих на потребительском рынке, значительно улучшилось.

Следует сказать, что предыдущий, ранее действовавший, вариант Закона, несмотря на свою явную прогрессивность, был недостаточно завершенной попыткой создать фактически на пустом месте российское законодательство о защите прав потребителей.

В новую редакцию Закона были внесены изменения, учитывающие наработанную практику применения законодательства о потребительских правах, и поэтому данный Закон - один из немногих, про который можно сказать, что он реально действует. И действительно, в настоящее время потребители могут получить реальную защиту своих прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами (изготовителями, исполнителями).

Главным в государственном регулировании антимонопольной деятельности является максимальная независимость антимонопольных органов, как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также высокая степень компетенции специалистов, занимающихся реализацией политики государства в сфере антимонопольной деятельности и применения антимонопольного законодательства, ответственности за его нарушение.

В настоящее время, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа,  и закладываются основы правового государства, особенно важно  рассмотреть действие   антимонопольного регулирования и механизма защиты прав потребителей на практике.

       Итак, цель курсовой работы – изучение  реализуемых на всех уровнях государственного управления таких явлений,  как  ограничение монополии, защита конкуренции и  прав потребителей.

      Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): рассмотрение правовых основ деятельности антимонопольных органов и защиты прав потребителей, основных видов и деятельности по ограничению монополии в РФ, изучение пределов ограничения монополии, понятия и видов естественных монополий, порядка досудебной и судебной защиты прав потребителей, а также выявление взаимосвязи ограничения конкуренции и прав потребителей.


















1. Ограничение монополии и защита конкуренции в РФ


1.  1. Правовые основы деятельности  антимонопольных органов

Антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», иных федеральных законов.

Отношения в данной области могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Закона, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления.

Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, направленных на регулирование монополистической деятельности и пресечение недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика государства осуществляется, прежде всего, экономическими методами, используется экономический механизм, обеспечивающий свободную конкуренцию между многочисленными производителями и потребителями.

Однако большая роль в регулировании конкурентного рынка принадлежит праву, правовому механизму, который находит свое выражение в нормах права - кодифицированных и некодифицированных правовых актах, в антимонопольном законодательстве.

Основополагающим элементом антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Особое место в антимонопольном законодательстве занимает принятый в 1991 году Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1992 году принят Закон РФ "О защите прав потребителей", который содержит ряд норм, определяющих как компетенцию антимонопольных органов, так и сферу регулирования антимонопольного законодательства при защите прав потребителей.

Первый проект Закона "О естественных монополиях" был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и др.). Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме указанных Законов следует отметить УК РФ, КоАП РФ, Закон о связи, Закон о финансово-промышленных группах, Закон об акционерных обществах.

Правоотношения, регулируемые антимонопольным законодательством, имеют в большинстве своем гражданско-правовые свойства. При этом антимонопольное законодательство содержит и административные нормы.

К административным можно отнести те нормы, которые регулируют структуру, компетенцию антимонопольных органов, порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольных правил, порядок и правила применения административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Цели антимонопольного законодательства реализуются специально созданной структурой исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом и создаваемыми им территориальными органами. Применение норм антимонопольного законодательства осуществляется не только специально созданными органами, но и судами общей юрисдикции, арбитражными судами.


1. 2. Основные виды и цели деятельности по ограничению монополии в РФ

Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.

Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральный антимонопольный орган наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.

       Существуют отдельные виды государственного антимонопольного контроля.

Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций, изменением состава участников  организаций.

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций.

Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности.

Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности.

Государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию.

Антимонопольный орган в пределах своей компетенции принимает решения и выдает предписания.

Основанием для возбуждения и рассмотрения дел, принятия решений и выдачи предписаний антимонопольным органом являются представления органов, заявления организаций и физических лиц, а также инициатива антимонопольного органа.

Решения и предписания, направленные на предупреждение создания дискриминационных условий, при наличии возможности должны быть ориентированы на конкурсные принципы и могут содержать требования об обеспечении доступа заинтересованных лиц к информации, позволяющей обеспечить сопоставление ими условий обращения товара и (или) доступа на рынок, и (или) о публикации указанной информации в средствах массовой информации, а также экономические, технические и иные требования.


1.  3. Пределы ограничения монополии. Понятие и виды естественных  монополий


Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий [1]:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий  в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.




2. Защита прав потребителей

2. 1. Правовые основы защиты прав потребителей  в РФ


В соответствии со статьей 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"[2] устанавливает общее для всех видов гражданско - правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Закон "О защите прав потребителей" применяется к отдельным видам гражданско - правовых договоров в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации").

Закон "О защите прав потребителей" применяется независимо от того, есть на него или нет ссылка в Гражданском кодексе Российской Федерации в случаях, если Закон "О защите прав потребителей":

- конкретизирует и детализирует положения Гражданского кодекса Российской Федерации (например, статьи 8 - 10 Закона "О защите прав потребителей");

- регулирует отношения, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации (например, пункт 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей");

- предусматривает иные правила, чем Гражданский кодекс Российской Федерации, когда Гражданский кодекс Российской Федерации допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами (например, пункт 1 статьи 394 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В тех случаях, когда отдельные виды гражданско - правовых отношений помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и специальному закону.

При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли - продажи и бытового подряда, необходимо иметь в виду, что, исходя из пункта 3 статьи 492 и пункта 3 статьи 730 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по указанным договорам применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации об этих видах договоров (статьи 492 - 505 и 730 - 739 Гражданского кодекса Российской Федерации), общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах купли - продажи и подряда, если иное не предусмотрено параграфом 2 главы 30 и параграфом 2 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 454, пункт 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также положения Закона "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в т.ч. и нормы о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1, пункты 2 и 4 статьи 5, пункт 4 статьи 7, пункты 1 и 2 статьи 10, пункт 1 статьи 18, статьи 26, 38 Закона "О защите прав потребителей").

В частности, в соответствии со статьями 26, 38 Закона "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли - продажи, правила продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).

Законом "О защите прав потребителей" (статья 1) не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.


2. 2. Порядок защиты прав потребителей в РФ


2. 2. 1.  Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям


Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

соразмерного уменьшения покупной цены;

замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

расторжения договора купли - продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара на товар надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены либо расторгнуть договор.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Потребитель вправе предъявить требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. Если продавцом установлены гарантийные сроки, требования в отношении недостатков товара, обнаруженных в течение указанного гарантийного срока, предъявляются продавцу.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме.

В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.


2.  2. 2. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)


         Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).

По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

При расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.

Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора о выполнении работы (оказании услуги), подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части выполненной работы (оказанной услуги) до получения извещения о расторжении указанного договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы (услуги).

Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.

2.  3. Порядок  досудебной и судебной защиты прав потребителей


Принятие в 1992 году Закона "О защите прав потребителей" на первый план выдвинуло необходимость в совершенствовании гражданско-правового механизма защиты прав потребителей. Долгие годы потребитель фактически был лишен возможности защитить свои права. Действовавший ГК РСФСР не препятствовал потребителю обратиться в суд в случае нарушения его прав со стороны недобросовестного продавца (изготовителя, исполнителя). Однако в то время не существовало универсального механизма защиты прав потребителей, а предусмотренный советским гражданским законодательством порядок был слишком громоздок, и, следовательно, неэффективен.

В настоящее время граждане имеют реальную возможность отстоять свои права, как в судебном, так и внесудебном порядке. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора. Сущность внесудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) - добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право.

Применительно к рассматриваемой сфере используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения. Каждый из этих способов успешно применяется при осуществлении защиты прав потребителей, что подтверждается судебной практикой и практикой деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления. Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или все в совокупности. Например, при расторжении договора розничной купли-продажи в судебном порядке в 80% случаев потребитель в исковом заявлении требует не только прекращения правоотношения, но и взыскания убытков, неустойки и возмещения морального вреда.

В гражданско-правовой науке самозащиту права принято рассматривать как совершение управомоченным лицом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных и имущественных прав и интересов. Действия юридического порядка охватываются понятием "меры оперативного воздействия" [3]. Другими учеными самозащита права рассматривается как совокупность действий и фактического, и юридического порядка. Тем самым в ее содержание включены меры оперативного воздействия [4].

той связи особая роль отводиться органам местного самоуправления и общественным организациям, осуществляющим защиту прав потребителей и наделенным соответствующими полномочиями. Следовательно, право потребителя на самозащиту на практике реализуется совместно с вышеуказанными органами. Меры, применяемые по отношению к недобросовестным продавцам (изготовителям, исполнителям) данными организациями по заявлению потребителя (устному или письменному), и представляют собой способ самозащиты прав граждан на рынке продукции и услуг. Об этом свидетельствует и судебная практика. По данным Курского областного суда, количество исков, поданных органами местного самоуправления от имени потребителя и в его защиту, в несколько раз превышает количество исков, поданных непосредственно самим потребителем.

Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов в области защиты прав потребителей применяется в 99% случаев в отношениях "продавец - покупатель" при возникновении конфликтов по поводу качества товара.

В области оказания услуг (выполнения работ) право предъявлять требования об изменении или расторжении правоотношения к изготовителю (исполнителю) потребитель получает как в случае обнаружения недостатков в выполненной работе или оказанной услуге (ст. 29 Закона), так и в случае нарушения сроков ее выполнения (ст. 28 Закона).

При выборе того или иного правомочия по поводу изменения или прекращения правоотношения потребитель не связан какими-либо ограничениями, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательстве. Так, расторгнуть или изменить договор купли-продажи технически сложного товара (холодильника, автомобиля и т.п.) возможно только при наличии в нем существенного недостатка. Ряд непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежит возврату или обмену в течение 14 дней на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона расцветки или комплектации [5].

Возмещение убытков и взыскание неустойки можно отнести к мерам, направленным на восстановление имущественной сферы управомоченного лица. В большинстве случаев возмещение убытков и взыскание неустойки применяются в совокупности с другими способами защиты прав потребителей. Традиционный состав убытков, закрепленный в ГК РФ, предполагает возмещение двух видов убытков: реального ущерба и упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Исходя из редакции Закона 1996 г., когда потребитель определялся как "гражданин, приобретающий товары (работы, услуги)... для личных, семейных... нужд, не связанных с извлечением прибыли", в юридической литературе было справедливо замечено, что убытки потребителю должны возмещаться лишь в части реального ущерба [6].

Однако требования о возмещении убытков и взыскании неустойки (как, впрочем, и об изменении или прекращении правоотношения) в добровольном порядке без помощи органов местного самоуправления и общественных организаций удовлетворяются редко, что вынуждает потребителя обращаться в суд. В этой связи отметим не раз высказанное в научной литературе предложение о введении обязательного досудебного порядка урегулирования споров в области защиты прав потребителей [7]. Действительно, на рынке продукции и услуг широко используется метод первоначального обращения к продавцу, а затем, в случае невозможности добровольного урегулирования конфликта, - в суд.

Возмещение морального вреда как способ защиты прав потребителя реализуется в судебном порядке, поскольку в соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона размер денежной компенсации устанавливается исключительно судом. Размер морального вреда по российскому законодательству зависит от характера нравственных и физических страданий, причиненных потребителю[8], от вины нарушителя (ст. 15 Закона) и возмещается с учетом требований разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

Юристами-практиками в научной литературе высказано мнение, что в некоторых ситуациях разрешение конфликтов "продавец - покупатель" доводится до суда именно потому, что моральный вред невозможно возместить в добровольном порядке, и предлагается на законодательном уровне закрепить подобную возможность [9].

Досудебное предъявление потребителем требований о защите своих нарушенных прав предпринимателю - его право, а не обязанность. Поэтому он по своему усмотрению может либо предъявить требование о восстановлении нарушенного права непосредственно контрагенту, либо сразу обратиться с иском в суд, предварительно не извещая его. При этом предъявление требований продавцу (изготовителю, исполнителю) не лишает истца права заявить иск в суд, если он откажется добровольно удовлетворить его требования.

     Защита прав потребителей осуществляется судом [10]. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.

 Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также федеральный антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.


2.4. Практика  действия закона «О защите прав потребителей»

Обсудив материалы проведенного изучения судебной практики по делам, возникшим в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что при рассмотрении данной категории дел у судов возникают  вопросы, связанные с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Кареев С.Н. обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением о защите прав потребителя и просил ответчиков провести в его квартире капитальный ремонт, взыскать с ответчиков неустойку, компенсировать моральный вред, указывая, что Администрация Советского района г. Уфы в течение многих лет не проводит в его квартире капитальный ремонт, чем нарушает его право на потребление коммунальных услуг.

Судьей Верховного суда РБ на основании ст. 135 ГПК РФ вынесено определение о возвращении Карееву С.Н. его заявления.

В частной жалобе Кареева С.Н. указывается о несогласии с определением судьи Верховного суда РБ и ставится вопрос о его отмене по мотиву того, как указано в жалобе, что оно является заведомо неправосудным. Ссылка суда на ст. 26 ГПК РФ противоречит п. 2 ст. 26 ГПК РФ и определениям Верховного суда РБ от 28 февраля 2002 г. и от 28 мая 2002 г. о том, что иски к УСД в РБ подсудны Верховному суду РБ.

Кроме того, в частной жалобе заявителя указывается о восстановлении срока на подачу жалобы из-за позднего получения оспариваемого определения.

При вынесении обжалуемого определения судья исходил из того, что заявление Кареева С.Н. не может быть принято к производству Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции ввиду его неподсудности данному суду, т.к. перечень дел, подсудных Верховному суду Республики Башкортостан в качестве суда первой инстанции, определен ст. 26 ГПК РФ. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Указано, что со своим иском Кареев С.Н. должен обратиться в районный суд по месту жительства.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что такое суждение суда является правильным, так как оно соответствует действующему законодательству.

На основании указанного, руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила: определение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 3 марта 2003 г. оставить без изменения, а частную жалобу Кареева С.Н. - без удовлетворения.

Верховный суд рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Матвеевой Ярославы Юрьевны о признании недействующими абзаца 2 раздела 2 в части слов: "договор страхования" и абзаца 5 этого же раздела в части слов: "Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 "Страхование" Гражданского кодекса РФ, а также специальным законодательством о страховании. С учетом изложенного и положений ст. 39 названного Закона Закон РФ "О защите прав потребителей" применяется к отношениям, вытекающим из указанных договоров в части общих правил, а правовые последствия нарушений условий этого договора определяются Гражданским кодексом РФ и специальным законодательством о страховании", Разъяснений "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей", утвержденных Приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 мая 1998 г. N 160, решил заявление Матвеевой Я.Ю. о признании недействующими абзаца 2 раздела 2 в части слов "договор страхования" и абзаца 5 этого же раздела в части слов: "отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 "Страхование" Гражданского кодекса РФ, а также специальным законодательством о страховании. С учетом изложенного и положений ст. 39 названного Закона Закон РФ "О защите прав потребителей" применяется к отношениям, вытекающим из указанных договоров в части общих правил, а правовые последствия нарушений условий этого договора определяются Гражданским кодексом РФ и специальным законодательством о страховании", Разъяснений "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителя", утвержденных Приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 мая 1998 г. N 160 (в редакции Приказа МАП РФ от 11 марта 1999 г. N 71), оставить без удовлетворения.

    Дела о защите прав потребителей в г. Хабаровске в 2004 г.  составили 1% от общего числа дел, в том числе:

из договоров с финансово-кредитными учреждениями - 0,1% (4,3 тыс.);

из договоров в сфере торговли и услуг - 0,8% (22,5 тыс.).


3. Взаимосвязь ограничения конкуренции и прав потребителей


Антимонопольные органы, учитывая особую значимость задач и функций, возложенных на них, наделены государством особым независимым статусом, а также полномочиями по предотвращению и пресечению нарушений законодательства.

Полномочия по предотвращению и пресечению нарушений законодательства указанные органы реализуют, в том числе,  и через выдачу обязательных для исполнения предписаний.

Согласно ст. 12 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам и федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:

- о недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства; о принудительном разделении коммерческой организации или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций; об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок; о заключении договоров с хозяйствующими субъектами; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства; об изменении или ограничении использования фирменного наименования; о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований, направленных на предупреждение создания дискриминационных условий; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

- об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству; о прекращении нарушений антимонопольного законодательства; о расторжении или об изменении соглашений, заключенных ими и противоречащих антимонопольному законодательству; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны выполнить действия, предусмотренные предписанием антимонопольного органа, в установленный в нем срок. Указанная обязанность установлена законодателем в ст. 22 вышеуказанного Закона.

Предписания о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге), антимонопольный орган направляет в соответствии с полномочиями, определенными ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Таким образом, действующим законодательством антимонопольный орган наделен полномочиями по выдаче обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей.

С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс об административной ответственности Российской Федерации, который упорядочил порядок привлечения к административной ответственности юридических, физических лиц, а также должностных лиц, систематизировал материально-правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, ранее включенные в различные нормативные акты: законы, указы и т.д.

Материально-правовая норма, устанавливающая ответственность за неисполнение предписания, включает в себя три состава административного правонарушения, с установлением различных размеров административного штрафа как вида административной ответственности.

При рассмотрении антимонопольными органами дел об административных правонарушениях, выразившихся в невыполнении в установленный срок предписания антимонопольного органа, имеет место различная квалификация правонарушения.

Так, невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства о защите прав потребителей квалифицируется в некоторых случаях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства квалифицируется по ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ.

Например, Приморским территориальным управлением МАП России в отношении ОАО "Дальэнерго" был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания о прекращении нарушений прав потребителей. Дело об административном правонарушении было рассмотрено в соответствии с компетенцией, и ОАО "Дальэнерго" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Указанный подход к квалификации противоправных действий не соответствует требованиям материально-правовой нормы, устанавливающей административную ответственность.

Заключение



Законом "О защите прав потребителей" (статья 1) не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

        В настоящее время граждане имеют реальную возможность отстоять свои права, как в судебном, так и внесудебном порядке.

Нередко на практике возникает вопрос: обязательно ли для потребителя перед обращением в суд предъявлять требования продавцу (изготовителю, исполнителю) по поводу продажи некачественного товара или выполнения работы (услуги) или нет? Законом "О защите прав потребителей" предусмотрена ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за отказ в добровольном порядке удовлетворить обоснованные требования потребителя. Однако добровольное удовлетворение обоснованных требований потребителя - обязанность продавца (изготовителя, исполнителя). Что же касается потребителя, то досудебное предъявление требований о защите своих нарушенных прав продавцу (изготовителю, исполнителю) - право потребителя. Поэтому он по своему усмотрению может либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю), либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю). Естественно, что при этом предъявление требований продавцу (изготовителю, исполнителю) не лишает потребителя права заявить иск в суд, если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется добровольно удовлетворить его требование полностью или частично.

        Не обращаясь предварительно к ответчику, потребитель сам ухудшает свое положение. Он лишает себя возможности взыскать моральный вред, неустойку и другие санкции, предусмотренные Законом, лишь в случаях неудовлетворения законных требований потребителя в добровольном порядке, несоблюдения установленных сроков, наличия вины предпринимателя, что при отсутствии досудебного обращения истца установлено не будет.

Список литературы


1.          Андреев А., Гордейчик С. Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации // Российская юстиция. 1998. N 7.

2.          Антощенко А.В. Государственная антимонопольная политика. М., 1995.

3.          Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М., СПб., 1998. – 430 с.

4.          Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации – М., 2003. – 160 с.

5.          Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91. № 948 – 1 (ред. от 09.10.2002).

6.          Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92. № 2300 – 1 (в ред. от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ).

7.          Закон РФ « О естественных монополиях» 17 августа 1995 года. N 147-ФЗ (в ред. от 26.03.2003 N 39-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

8.          Клейн Н.И. Антимонопольное законодательство и законодательство о естественных монополиях: проблемы изменения и дальнейшего совершенствования // Право и экономика. 1998. N 1.

9.          Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики / ИГЭА; Науч. ред. Демина М.П. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1999.

10.     Материалы судебной практики Арбитражного суда Хабаровского края, связанной с применением норм КоАП РФ территориальными управлениями МАП России.

11.     Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 6: Экономика. 2002.

12.     Постановление  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения  судами  дел о защите прав потребителей»  (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ  от 25.04.1995 N 6, от 25.10.1996 N 10, от 17.01.1997 N 2,  от 21.11.2000 N 32, от 10.10.2001 N 11).

13.     Предпринимательское право: Учебник для вузов/ Под. ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: 2000.

14.     Решение Верховного Суда Российской Федерации  от 28 апреля 2004 г. № ГКПИ 04 – 418.

15.     Статистические данные о применении мер административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства на товарных рынках за 1 полугодие 2003 г. по Дальневосточному федеральному округу.

16.     Токарев К.Ю. Правовые средства и формы антимонопольного регулирования // Законодательство и экономика. 1995. N 15 - 16.

17.     Токарев К.Ю. Уголовная ответственность за монополистическую деятельность // Законодательство и экономика. 1998. N 5.

18.     Хохлов Д.В. Антимонопольное законодательство: Актуальные вопросы правоприменения // Арбитражные споры. 2001.

19.     Шальман О.В. Роль антимонопольной политики государства в правовом регулировании рыночных отношений. Архангельск, 2001.

20.     Южанов И.А. Практика применения антимонопольного законодательства // Российская юстиция. 2000. N 5.


[1] Ст. 4  Закона  РФ « О естественных монополиях» 17 августа 1995 года. N 147-ФЗ (в ред. от 26.03.2003 N 39-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ).


[2] Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., N 5, ст. 411.


[3] Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 117, 132.

[4] Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация // Хозяйство и право. 1999. N 1. С. 35.


[5] Постановление Правительства от 19 января 1998 г. N 55, с изм. от 20 октября 1998 г. N 1222 и 6 февраля 2002 г. N 81.

[6] Парций Я.И. Комментарий к Закону "О защите прав потребителей". М., 1997. С. 78.

[7] Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 6: Экономика. 2002. С. 38.

[8]   П. 25 Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".

[9] Корнилов Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей // Хозяйство и право. 1999. N 11. С. 71.


[10] Ст. 17 Закона  РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92. № 2300 – 1 (в ред. от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ).