Содержание


Введение. 3

1. Права юридического лица. 4

2. Деятельность юридического лица. 8

3. Прекращение юридического лица. 13

4. Виды юридических лиц. 19

4.1. Хозяйственные товарищества и общества. 21

4.2. Товарищество на вере. 24

4.3. Общество с ограниченной ответственностью.. 24

4.4. Общество с дополнительной ответственностью.. 34

4.5. Акционерное общество. 35

4.6. Дочерние и зависимые общества. 37

4.7. Производственные кооперативы.. 38

4.8. Унитарные предприятия. 39

4.9. Некоммерческие организации. 41

4.10. Потребительский кооператив. 42

4.11 Общественная  организация (объединение) 43

4.12 Религиозная организация. 44

4.13. Фонд. 44

4.14. Учреждение. 46

4.15. Объединение юридических лиц (союз или ассоциация) 46

Заключение. 48

Список литературы.. 49


 

Введение

 

В современном гражданском праве юридические и физические лица выступают наравне в качестве носителей имущественных прав и обязанностей и называются объединяющим имением - лица. Такое объединение можно считать одним из признаков гражданского права, присущих только ему, или тем новым отраслям права, которые по сути являются частями гражданского права - земельное, торговое право. И хотя любое юридическое лицо в конечном счете является объединением определенного количества физических лиц, тем не менее это объединение имеет ряд безусловно положительных качеств, как то:

- сокращает и без того объемный материал гражданского права;

- упрощает понимание многих гражданско-правовых отношений и т.д.

Но так было не всегда. Первые упоминания о юридических лицах известны в Римском праве. Тогда еще не было самого термина – «юридическое лицо». Однако уже к XII в. многие известные юристы выявили необходимость в «превращении» объединений и организаций в некие носители гражданских прав, отдельные от своих учредителей.

В Римском же праве было замечено, что создание юридических лиц, которые связаны со своими учредителями особыми вещными правилами, может привести к тому, что учредители уходят от определенной имущественной ответственности, что в свою очередь открывало возможности к злоупотреблениям и махинациям. Были установлены особенные правила, по которым юридические лица создавались и получали право на действие у государства в лице некоторых специальных органах. Можно считать что с этого момента появилась особая проблема гражданского права - проблема создания юридических лиц.

Цель работы – изучить систему юридических лиц в праве.

Задачи работы – определить права юридического лица, проанализировать деятельность юридических лиц, рассмотреть виды юридических лиц,

1. Правоспособность юридического лица


Признанное общественной властью юридическое лицо получает самостоятельное значение в юридическом быту: не только права заведения присваиваются ему самому, но и права юридического лица - совокупности физических лиц - не сводятся к отдельным лицам, составляющим совокупность. Так, права компании на акциях совершенно самостоятельны, независимы от прав отдельных акционеров: компания на акциях для права на производство торговли должна иметь особое свидетельство, хотя бы все акционеры, каждый порознь, имели свидетельства на право торговли; собственность компании отдельна от собственности отдельных акционеров, и по долгам своим компания отвечает только имуществом, собственно ей принадлежащим; отдельные акционеры могут вступать в договоры с компанией, являться ее кредиторами или должниками - словом, отдельный акционер действует по отношению к компании как лицо, совершенно чуждое ей[1].

Спрашивается, какие же права принадлежат юридическим лицам? У нас они определяются обыкновенно каждый раз особым уставом, которым признается юридическая личность учреждения. Но при всем том можно указать вообще, какие права принадлежат юридическим лицам и какие не могут принадлежать им. Прежде всего, представляется очевидным, что юридическому лицу не могут принадлежать те права, которые тесно связаны с человеческой личностью, например права, вытекающие из союза семейственного, потому что права эти предполагают звание супруга, родителя, дитяти, и очевидно, что все это - понятия, относящиеся к человеку, а потому о применении их к юридическому лицу не может быть и речи.

Юридическому лицу могут принадлежат только те права, которые удобомыслимы, независимо от живого человека. Так, юридическому лицу принадлежат вещные права, права собственности и права на чужие вещи. Каждое юридическое лицо имеет право собственности на какие-либо вещи, потому что преимущественно право собственности дает возможность юридическому лицу достигать цели его существования. Обыкновенно юридическому лицу принадлежит право собственности на вещи в тех же пределах, в каких принадлежит оно физическому лицу и простирается на все предметы. Но иногда оно ограничивается: или запрещается приобретение какого-либо рода имуществ для юридического лица, например, церкви и монастыри могут приобретать недвижимые имущества только с особого соизволения верховной власти; или юридическое лицо ограничивается в осуществлении права собственности, например, запрещается ему отчуждение имущества.

В значительной степени принадлежат также юридическим лицам права на чужие вещи: например, городским обществам предоставляется пользование выгонами; кредитным обществам - установление права залога; они могут приобретать и другие права на чужие вещи, например юридическое лицо может иметь права прохода, провоза и проезда через чужую дачу и т. д. Юридические лица могут состоять в обязательственных отношениях: могут приобретать права на чужие действия, могут и сами подлежать правам на действия со стороны других лиц. Некоторые обязательства налагаются на юридические лица законом, другие возникают по добровольному соглашению юридического лица с другими лицами. В особенности множество договоров с разными лицами заключает казна для удовлетворения государственных потребностей, преимущественно - договоры подряда и поставки. Юридические лица, учреждаемые для торговли, пользуются правами торгового сословия несут обязательства наравне с ним: так, компания на акциях должна платить подати, приобретая тем права производить торговлю. Юридические лица имеют право наследования, конечно, не по закону, потому что наследование по закону основывается на родстве, а родство - понятие, не применимое к юридическому лицу; но юридическое лицо может наследовать по завещанию, и законодательство постановляет даже особые правила о наследовании некоторых юридических лиц по завещанию.

Наконец, юридическому лицу предоставляется право вести процессы, являться истцом или ответчиком Конечно, право это нельзя считать самостоятельным: оно - только вывод из других прав, дополнение их, так как для каждого права существенно охранение его общественной властью, и если законодательство не дает охранения праву, то и существование самого права очень сомнительно. Но для юридического лица в особенности важно признание за ним права судебной защиты потому, что на нем обнаруживается всего яснее, действительно ли совокупность лиц, или учреждение, существует как юридическое лицо или нет; сомнительно, должна ли считаться юридическим лицом совокупность лиц, или заведение, как скоро совокупности, или заведению, не предоставлено право судебной защиты, хотя бы совокупность составилась или заведение было основано с ведома и разрешения правительства. Нет, впрочем, надобности, чтобы в акте признания юридического лица было упомянуто о его праве судебной защиты, а достаточно, если оно будет только признано юридическим лицом; тогда право судебной защиты разумеется само собой. Или так как в нашем законодательстве не встречается название юридического лица, то достаточно, чтобы совокупность лиц и заведение были причислены к одному из тех учреждений (или названы, по крайней мере, именем одного из них), которые подходят под понятие юридических лиц и на основании общих законов имеют право судебной защиты.

Признание права судебной защиты для юридической личности важно в особенности потому, что судебная защита предполагает участие общественной власти, между тем как во всех отношениях, не касающихся общественной власти, может, пожалуй, действовать как юридическое лицо и такое учреждение, которое не признано в этом достоинстве общественной властью. Например, может составиться общество для непредосудительных увеселений, для занятий каких-либо; общество это может иметь деньги, приобретать вещи, вступать в обязательства - и во всех этих случаях может действовать как юридическое лицо, ибо действия эти возможны и без участия, даже без ведома общественной власти. Но как скоро дело дойдет до судебной защиты, то общество такое не может явиться истцом: судебное место потребует акта признания общества как юридического лица общественной властью, а если общество не имеет такого признания, то судебному месту останется только свести права мнимого юридического лица к правам отдельных членов, которые уже и будут вести процесс хотя, пожалуй, и совокупно, но не как члены общества, не как его представители[2].

Но есть еще юридические отношения, предполагающие непосредственное фактическое отношение лица к вещи: есть известные действия, которые должны быть совершаемы лично, а не через представителя. Так, владение предполагает фактическое отношение лица к вещи. Возникает вопрос: возможно ли владение для юридического лица? Вопрос этот разрешается тем, что юридические лица признаются способными к гражданской деятельности, но гражданская деятельность невозможна без фактической стороны; между тем юридическое лицо само по себе только - отвлеченное понятие: нет у него ни рук, ни воли; и вот, признавая существование юридического лица, законодательство определяет известные органы, через которые действует юридическое лицо, так что действие, совершенное органом, считается действием самого юридического лица. Поэтому и те действия, которые непосредственно должны быть совершены физическим лицом, для юридического лица возможны через его орган. Итак, если орган деятельности юридического лица владеет вещью, то это значит, что юридическое лицо владеет вещью (Законодательство на этот счет дает прямые указания, так что не возникает и сомнения насчет возможности владения для юридического лица через орган его деятельности, например закон, говоря о защите владения, принадлежащего казне, не исключает юридических лиц из числа лиц, могущих приобретать имущества путем давностного владения, и т. д.)[3].

2. Участие юридического лица в гражданском обороте

Если юридическое лицо одарено правами, то, конечно, для того, чтобы оно пользовалось ими, осуществляло их. Но осуществление прав предполагает волю, действия. По отношению к физическому лицу эта сторона права, говоря вообще, не представляет затруднения: физическое лицо способно действовать, способно проявлять свою волю по самой природе своей. Но юридическое лицо - бесплотная идея; каким же образом проявит оно гражданскую деятельность?

Даже и юридическое лицо - совокупность физических лиц - само по себе не способно к гражданской деятельности, ибо действия лиц, входящих в состав юридического лица, не могут быть безусловно признаваемы за действия самого юридического лица. Возьмем государство - юридическое лицо, совокупность граждан: очевидно, что действия граждан, потому только что они - действия граждан государства, еще не могут считаться действиями самого государства. Юридическое лицо-заведение даже не представляет случая, в котором мог бы возникнуть вопрос, не следует ли то или другое действие считать действием самого юридического лица: непосредственная деятельность такого лица неудобомыслима. Таким образом, оказываются в юридическом быту лица, по природе своей не способные к гражданской деятельности. Но юридический быт находит средство помочь этому недостатку. Средство состоит, как мы уже сказали, в том, что создается орган юридического лица, действия которого считаются действиями самого юридического лица: признавая существование юридического лица, законодательство в то же время определяет орган, через который оно должно проявлять свою гражданскую деятельность. Или законодательство раз навсегда определяет орган юридического лица и образ действия органа - и эти определения делает обязательными для всех юридических лиц, или законодательство относительно каждого юридического лица особо определяет орган его деятельности и образ действия. Последнего пути преимущественно держится наше законодательство: каждый почти раз в уставе, даваемом юридическому лицу, определяется орган его деятельности и образ действия органа или определяется, по крайней мере, порядок назначения членов органа юридического лица[4].

Органом юридического лица-заведения, конечно, только и могут быть назначены лица, чуждые ему. Спрашивается, каким образом орган юридического лица выражает волю его в пределах, установленных законом или особым положением юридического лица, - другими словами, какие действия органа и при каких условиях считаются действиями юридического лица? Если орган юридического лица - одно физическое лицо, то выражение воли его сообразно существу юридического лица и будет считаться действием юридического лица. Но если орган состоит из нескольких физических лиц, то в каком случае выражение воли их можно считать выражением воли юридического лица, предполагая, разумеется, и в этом случае, что воля выражается сообразно существу юридического лица?

Воля есть принадлежность, свойство отдельного человека, так что каждый человек имеет свою волю. Точно так же и из отдельных физических лиц, составляющих орган юридического лица, каждое имеет свою волю, которая может совпадать с волей других лиц или не совпадать. Поэтому и законодательству приходится принимать в соображение волю отдельных членов органа юридического лица и постановить, чтобы или единогласная воля членов считалась волей юридического лица, или воля большинства. Но, конечно, бывают случаи, в которых трудно согласить всех членов на одно какое-либо мнение, и очень может быть, что один или несколько членов будут другого мнения, нежели прочие: различная степень понимания вещей, различные взгляды на предметы ведут к такому различию мнений, а иногда уже один дух противоречия ведет к тому, чтобы высказать мнение, противное мнению другого; присоедините к этому упрямство, самолюбие, которые нередко мешают сознаться в неправильности мнения.

Итак, если бы во всех случаях требовалось единогласие всех членов, составляющих в совокупности орган юридического лица, если бы иначе юридическое лицо не могло выражать свою волю, как по единогласному определению членов, то это значило бы поставить выражение воли его в зависимость от одного члена, потому что стоило бы одному члену не согласиться с мнением прочих, сказать свое veto, и получило бы силу его мнение, а не воля всех. Поэтому почти всегда законодательство допускает определения по большинству голосов: то, чего хотят члены органа юридического лица, составляющие более половины всех членов, считается волей юридического лица а в случае разделения голосов в пользу двух несходных мнений поровну то мнение считается волей юридического лица, которое принимает председатель его органа (в коллегиальных учреждениях всегда один из членов есть председатель учреждения), и в этом смысле говорят, что у председателя два голоса. Такое большинство голосов, обнимающее более половины, называется большинством абсолютным или безусловным (majorite absolue). Ему противополагается большинство относительное, когда в коллегиальном учреждении высказывается несколько мнений и в пользу одного есть более голосов, нежели в пользу других, но ни одно из них не имеет за собой безусловного большинства голосов. Например, всего 10 членов, и высказывается три мнения: в пользу одного мнения четыре голоса, в пользу двух других -по три; абсолютное большинство голосов при 10 членах составляют шесть голосов, но из трех мнений ни одно не имеет на своей стороне шести голосов. Следовательно, абсолютного большинства нет; но есть одно мнение, в пользу которого более голосов, нежели в пользу других; это и есть относительное большинство (majorite relative).

Для выражения воли юридического лица большей частью требуется абсолютное большинство голосов членов его органа, а не относительное. И это естественно, потому что при каждом относительном большинстве представляется тот вывод, что абсолютное большинство не хочет того, чего хочет относительное большинство; следовательно, если бы допускать определения по относительному большинству голосов, то оно получало бы ход вопреки большинству абсолютному. Например, в пользу одного мнения есть три голоса, в пользу другого - два и в пользу третьего - два, всего семь голосов; три голоса при семи не составляют абсолютного большинства; следовательно, считать первое мнение волей юридического лица значило бы дать ему силу вопреки мнению абсолютного большинства, потому что другие четыре голоса отвергают это мнение; правда, голоса эти несогласны между собой, но они согласны в том, что несогласны с членами, объявившими себя в пользу первого мнения. В некоторых случаях, однако, всего чаще при выборах, допускаются определения и по относительному большинству; довольствуются уже и тем, что в пользу одного лица есть более голосов, нежели в пользу других лиц. Но всегда определение по относительному большинству голосов представляется чем-то нерациональным и может допускаться только по необходимости.

Иногда уставом юридического лица определяется, каким именно должно быть большинство голосов, чтобы решение органа считалось действием юридического лица: так, требуется нередко, чтобы 2/3 или даже 3/4 голосов были согласны на какую-либо меру, и тогда только определение органа получает силу. Но, кроме того, иногда требуется еще утверждение правительства для того, чтобы определение органа юридического лица выражало собой его приговор, или, по крайней мере, некоторые приговоры органа нуждаются в утверждении правительства - так нередко определяет законодательство по отношению к некоторым юридическим лицам, в делах которых принимает оно особенное участие. Или определение одного органа юридического лица представляется на утверждение другого, высшего органа того же лица и только по утверждении признается определением юридического лица: например, иные определения правления акционерной компании нуждаются в утверждении общего собрания акционеров; определения присутственных мест в весьма многих случаях получают силу только по утверждении их другими высшими присутственными местами или должностными лицами.

Число голосов, необходимое для составления большинства в пользу какого-либо определения, зависит от числа членов органа юридического лица, и мы предполагали до сих пор, что в заседании участвуют все члены и, следовательно, все высказывают свои мнения относительно какой-либо меры. Но может быть, что некоторые члены не явятся в заседание; тогда определение составляется по большинству голосов присутствующих членов, отсутствующие же считаются согласными с определением большинства присутствующих Допускается именно такое предположение, что если член органа юридического лица не является в заседание, то он согласен на то, что постановят без его воли. Но в заседание может явиться очень небольшое число членов; тогда уже опасно допустить предположение, что отсутствующие члены согласны с большинством присутствующих. Поэтому нередко, особенно относительно общего собрания акционеров, определяется, сколько должно быть наличных членов, чтобы могло составиться определение юридического лица, например, не менее 2/3 или 3/4 членов органа юридического лица, а если нет такого числа, то заседание считается несостоявшимся и принимаются меры для составления нового заседания. Но, разумеется, члены должны знать о назначении заседания. Если орган юридического лица имеет заседания постоянные, в определенные дни и часы, то, разумеется, нет надобности каждый раз извещать членов его о заседании: они и без того должны являться для присутствования; иногда это составляет даже их прямую обязанность, от которой уклониться они могут лишь по законным причинам. Но если орган юридического лица не имеет постоянных заседаний в определенное время, то все члены его должны быть уведомлены о назначении заседания и приглашены для присутствования или повесткой в отдельности, или посредством публикации в газетах: без этого заседание считается недействительным, хотя бы и собралось несколько членов, проведавших частным образом о назначении заседания. Таким путем проявляет волю свою юридическое лицо и принимает живое участие в житейских делах, вступает в юридические отношения с другими лицами[5].

3. Прекращение юридического лица

Юридические лица прекращаются различными способами, которые все, однако, основываются на законе, предполагают закон, устанавливающий тот или другой способ прекращения юридического лица. Способы эти следующие.

1) Иногда при самом признании юридического лица бытие его ставится в зависимость от какого-либо условия или срока; тогда, с наступлением условия или с истечением срока, прекращается и бытие юридического лица, как скоро не последует нового определения правительства о его продолжении. Например, нередко бывает, что допускается учреждение компании на акциях и с тем вместе определяется, чтобы цель ее была достигнута в известное время; если компания не исполнит предприятия в это время, она не считается более и юридическим лицом, разве особым актом законодательной власти продолжается ее существование.

2) Сама цель, с которой существует юридическое лицо, может исчезнуть из действительности; тогда прекратится и существование юридического лица. Цель эта может исчезнуть различными путями: или вследствие веления власти, например когда государственная власть признает цель юридического лица безнравственной или несовместной с целями государства или независимо от власти, вследствие силы обстоятельств.

3) Юридическое лицо может прекратиться по приговору тех лиц, которые волей своей выражают волю юридического лица. Такой приговор подобен акту самоубийства физического лица: юридическое лицо как бы само на себя накладывает руки, только такое действие его не представляет собой ничего предосудительного, как самоубийство физического лица. Но требуется, чтобы такая воля юридического лица была выражена надлежащим образом и в тех пределах, какие указаны его органу. Например, члены сельского общества, юридического лица, не могут сами собой определить его прекращение: на это нужно соизволение правительства, но компания на акциях вправе прекратить свое существование, не испрашивая разрешения правительства. Однако же и по отношению к компаниям на акциях этот случай всегда почти предусматривается законодательством, и уставом компании особо определяется, при каких условиях приговор о прекращении юридического лица со стороны его органа может быть признан выражением воли самого юридического лица; как важнейший вопрос относительно юридического лица - быть или не быть - приговор о прекращении компании никогда не предоставляется ее правлению, а всегда - собранию акционеров; притом в уставе всегда почти определяется, какое именно должно быть большинство голосов для такого определения: не только абсолютное, но и в какой мере абсолютное; требуется, например, 2/3 или 3/4 голосов, хотя бы для других определений собрания и не требовалось такого превосходного большинства. Иногда в законе или уставе указывается на известные обстоятельства, при наступлении коих общее собрание данного общества обязано постановить определение о его прекращении, а в случае неисполнения этого требования суд определяет закрыть общество; так, в уставах частных и общественных установлений краткосрочного кредита указывается, что при уменьшении капитала до известного предела общество прекращается; если же в уставе не имеется на то указаний, то по закону должно последовать закрытие общества при уменьшении капитала на одну третью. При обнаружении такого уменьшения капитала, если общее собрание уклоняется от постановления определения о прекращении, министр финансов может передать вопрос на обсуждение суда, который и закрывает общество.

4) Бытие юридического лица может прекратиться по определению государственной власти. Но, разумеется, прекращение юридического лица актом государственной власти может нанести чувствительный удар интересам лиц, членов юридического лица, и поэтому законодательство, определяя прекращение юридического лица, с тем вместе нередко определяет и вознаграждение им или избирает такой путь прекращения, который ведет к удовлетворению их интересов, хотя бы отчасти.

5) Юридическое лицо, как совокупность лиц, может прекратиться выбытием всех членов, совокупность составляющих, потому что тогда юридическое лицо, как совокупность, не имеет никакой опоры. Но достаточно, чтобы остался один член совокупности, и бытие юридического лица не прекращается от выбытия всех остальных членов. Конечно, существование совокупности в лице одного члена не соответствует понятию о совокупности, и такое существование юридического лица может быть только временным, но мы говорим лишь о том, что и с одним членом юридическое лицо-совокупность может продолжать свое бытие. Даже тогда когда, по видимости все члены совокупности выбывают, юридическое лицо может продолжать свое существование, как скоро звание члена его от членов настоящих переходит по наследству: тогда не представляется основания, которое вело бы к прекращению существования юридического лица, ибо в то самое мгновение, когда умирают прежние члены, на место их вступают новые. Представим себе такой случай: все члены акционерной компании для какого-либо дела собираются в заседание и по какому-нибудь несчастному случаю погибают; но ведь все эти лица потому только считаются членами компании, что имеют акции, но акции переходят по наследству, которое открывается в самый момент смерти наследодателя, следовательно, хотя одновременно погибают все члены компании на акциях, но она не прекращается, ибо места погибших членов немедленно заступают их наследники.

Но в некоторых уставах указывается на известный минимум членов, необходимый для дальнейшего существования общества; если число членов ниже этого минимума, общество прекращается; например, общества взаимного кредита прекращаются, когда останется менее пятидесяти членов.

6) Юридическое лицо может прекратиться полным отпадением имущества, потому что тогда оно лишается всякой реальной опоры.

7) Прекращается юридическое лицо как совокупность лиц объявлением его несостоятельным должником; над имуществом его открывается конкурс, причем mutatis mutandis применяются правила о несостоятельности Возникает вопрос о судьбе имущества юридического лица по прекращении последнего - имущества, оставшегося по ликвидации его дел. Под ликвидацией разумеется ряд действий, имеющих целью прекращение всех юридических отношений, как-то: уплата долгов, получение по долгам, продажа имущества и т. п. Производство ликвидации возлагается или на правление или на особые органы - ликвидаторов, ликвидационные комиссии Юридическое лицо считается прекратившимся со времени окончания ликвидации; отнести прекращение его к другому, более раннему моменту нельзя уже потому, что без предполагаемого существования юридического лица действия лиц и учреждений, производящих ликвидацию, были бы лишены юридического значения; таковое значение может быть им присвоено лишь в том случае, если их рассматривать как органы представителей юридического лица).

Прекращение бытия юридического лица, как мы сказали уже, может быть сближено со смертью лица физического. Но имущество физического лица по смерти его переходит к его наследникам по закону, или лицо распоряжается им завещательно, или оно остается выморочным, становится бесхозяйным и принадлежит государству. Юридическое лицо не может иметь законных наследников, потому что законное наследование имеет основанием родство, а юридическое лицо, как отвлеченное понятие, не состоит ни в каких естественных отношениях с другими лицами: это лицо совершенно отдельное, изолированное в государстве. Равным образом и наследование по завещанию предполагает смерть наследователя, следовательно, может иметь место только по отношению к физическому лицу, ибо прекращение юридического лица, собственно, нельзя считать смертью: смерть - явление физическое, которому только для большей наглядности факта уподобляется прекращение существования юридического лица.

Итак, остается только применить последнее определение в судьбе имущества, остающегося по прекращении юридического лица: что имущество, как бесхозяйное, должно сделаться достоянием государства. Такова действительно судьба имущества юридического лица-заведения, разве бы в отдельном случае особым определением законодательства судьба имущества определена была иначе, заранее или при самом акте прекращения юридического лица. Но о судьбе имущества юридического лица - совокупности физических лиц - обыкновенно составляется определение органов самого юридического лица, и, как скоро определение не противоречит полномочию органа юридического лица, не выходит из указанных ему пределов, оно считается действительным, и судьба имущества определяется сообразно определению. Большей частью преемниками имущественных отношений юридического лица - совокупности лиц физических - бывают члены союза, возведенного в значение юридического лица. И это очень естественно, потому что юридическая личность целого все-таки признается лишь ради отдельных членов, а когда уже нет надобности в олицетворении целого, когда члены союза расходятся, то каждому и следует получить известную часть имущественных прав, составляющих достояние целого. Части эти равны или соразмерны вкладу каждого члена, материальному участию его в делах юридического лица. Но, разумеется, члены союза могут дать и другое назначение имуществу юридического лица, лишь бы, как сказано, определение их не выходило из пределов, указанных уставом юридического лица[6].

14 сентября 1999 г. Арбитражным судом были рассмотрены исковые требования ТОО «Фарм-Балтик» и АОЗТ «Акционерное международное объединение «АМО»» к Санкт-Петербургской регистрационной палате о признании недействительным приказа о регистрации изменений в устав ООО «ФАРМ-БАЛТИК», присоединившего ТОО «Фарм-Балтик», на том основании, что при проведении собрания, утвердившего данные изменения, присутствовали не все участники ТОО «Фарм-Балтик», и, следовательно, отсутствовал кворум для принятия такого решения.

Решением суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены. Апелляционной инстанцией решение было отменено и в удовлетворении исковых требований было отказано.

Кассационной инстанцией была проверена законность и обоснованность вынесенного апелляционной инстанцией постановления и решение первой инстанции было оставлено в силе. Рассматривая дело кассационная инстанция установила следующее.

3 августа 1999 г. собранием участников ТОО «Фарм-Балтик» было принято решение о реорганизации товарищества путем присоединения к ООО «ФАРМ-БАЛТИК». Данное собрание было проведено с нарушением требований действующего законодательства, так как согласно изменениям к учредительным документам, принятым к сведению территориальным управлением Центрального района 14 мая 1993 г., в состав участников, помимо учредителей, были приняты два физических лица и АОЗТ «Акционерное международное объединение "АМО"». Данные лица не присутствовали при проведении собрания, так как ТОО «Фарм-Балтик» полагало, что изменения учредительных документов, не прошедшие государственную регистрацию, не имеют юридической силы, и следовательно, указанные лица не являются участниками товарищества. Исходя из этого, ООО «ФАРМ-БАЛТИК» при представлении документов на регистрацию в ЛОРП указанных изменений учредительных документов не представило. Исследовав материалы дела и доводы сторон, суд пришел к выводу, что:

в 1993 г. регистрация изменений учредительных документов не была предусмотрена, изменения вступали в силу с момента уведомления регистрирующего органа;

в ЛОРП не были представлены изменения учредительных документов, принятые к сведению регистрирующим органом в установленном порядке;

решение о реорганизации товарищества должно приниматься единогласно всеми участниками.

Исходя из вышеизложенного, регистрация изменений в устав ООО «ФАРМ-БАЛТИК» (присоединяющее общество) была признана не соответствующей действующему законодательству, а приказ о регистрации недействительным.

4. Виды юридических лиц

Формы собственности. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования.

Цели деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством.

Состав учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия и государственные корпорации) или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).

Характер прав участников. Различный характер прав участников в отношении имущества юридического лица позволяет выделить:

·        Организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;

·        Организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорации;

·        Организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и автономные некоммерческие организации.

Объем вещных прав организации. В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое имущество можно различать:

·        Юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество: учреждения и казенные предприятия;

·        Юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных);

·        Юридические лица, обладающие правом собственности на имущество: все другие юридические лица.

Личное или имущественное участие. Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества).

Порядок образования. Порядок создания юридического лица также может выступать в качестве критерия классификации: в том случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

Учредительные документы. По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица – хозяйственные товарищества, договорно-уставные – общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные учредительные лица[7].

Правовая доктрина выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности – достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом.

1) Организационное единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками.

2) Если организационное единство необходимо для объединения множества лиц в одно коллективное общество, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования.

3) Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица сформулирован в ст. 56 ГК РФ. Согласно этому правилу участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых.

4) Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это – итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается[8].

4.1. Хозяйственные товарищества и общества

 

Хозяйственные товарищества в российском гражданском законодательстве понимаются как договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем.

Хозяйственные общества – это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения (обособления) их имущества для ведения предпринимательской деятельности[9].

Это наиболее распространенные в коммерческом обороте виды юридических лиц, общим признаком которых является согласно ст. 66 ГК то, что их имущество условно разделено на доли, в которых выражены обязательственные права участников по отношению к юридическому лицу:

•     на получение доли от распределения прибыли;

•     на получение доли от стоимости имущества при выбытии участника из юридического лица;

•     на получение доли от ликвидационного остатка;

•     на участие в управлении юридическим лицом.

Основные права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ закреплены в ст. 67 ГК, носят императивный характер и могут дополняться учредительными документами.

Участники имеют право:

•     управлять делами фирмы в той или иной форме,

•     получать информацию о ее деятельности,

•     участвовать в распределении прибыли

•     получать часть имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица.

Участники обязаны:

•     участвовать в образовании имущества фирмы;

•     не разглашать конфиденциальную информацию о ее деятельности.

Учредительным документом товарищества  является учредительный договор.

Поскольку товарищество создается для совместного ведения предпринимательской деятельности, его полными членами могут быть только предприниматели и коммерческие организации, для обществ такого ограничения не предусмотрено.

Полные товарищи несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам товарищества, в отличие от остальных участников, несущих ограниченную ответственность; в связи с этим лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе.

Для защиты интересов кредиторов хозяйственных обществ, участники которых несут ограниченную ответственность, законом более жестко урегулированы вопросы формирования уставного капитала общества, его изменения, поддержания активов общества на уровне не меньшем уставного капитала;

Количество участников товарищества, как правило, невелико, а их отношения носят лично-доверительный характер: решения принимаются на основе взаимного согласия, система органов управления отсутствует, дела товарищества  ведут сами участники.

В обществе существует система органов управления, установленная его учредительными документами на основе закона: принятие решений и ведение дел общества осуществляется его органами управления на основе полномочий, предоставленных им законом и учредительными документами общества.

В правовом регулировании обществ достаточно высок вес императивных норм; товарищества регулируются в основном диспозитивными нормами.

Полное товарищество согласно ст. 69 ГК - это хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Полное товарищество согласно ст. 70 ГК возникает на основе учредительного договора между участниками.

Управление товариществом согласно ст. 71 ГК осуществляется в порядке при котором решения принимаются всеми участниками единогласно, если иное не предусмотрено договором. Ведение дел  осуществляется каждым из участников, либо всеми участниками совместно, либо некоторыми из них, которые в этих случаях вправе действовать без доверенности, а остальные участники вправе представлять товарищество только на основании доверенности.

Изменение персонального состава участников согласно ст. 76 ГК, т.е. их выход, исключение, утрата гражданином дееспособности, ликвидация или реорганизация юридического лица, а также изменение их имущественного положения, т.е. объявление банкротом, обращение взыскания на долю в капитале, по общему правилу, влечет ликвидацию полного товарищества, если иное не предусмотрено договором.

Выбывший товарищ согласно ст. 75 ГК отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до его выбытия, в течение 2 лет со дня утверждения отчета за год, в котором он выбыл.

 

4.2. Товарищество на вере

 

Товарищество на вере согласно ст. 82 ГК - хозяйственное товарищество, состоящее из полных товарищей - комплементариев, несущих дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков -  коммандитистов, не отвечающих по его обязательствам.

Особенности правового положения коммандитистов:

•     имеют право сохранять анонимность, не подписывая учредительный договор;

•     не имеют права участия в управлении и ведении дел товарищества;

•     имеют право распоряжаться своими вкладами независимо от полных товарищей;

•     имеют право на возврат только своего вклада при выходе из товарищества.

При изменении персонального состава участников товарищество на вере продолжает существовать согласно ст. 86 ГК, пока в нем остается минимум 1 комплементарий и 1 коммандитист.

 

4.3. Общество с ограниченной ответственностью

 

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) согласно ст. 87 ГК - коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, уставный капитал которой разделен на принадлежащие ее участникам доли заранее определенных размеров, зафиксированных в ее учредительных документах - учредительном договоре и уставе.

Ликвидация юридического лица представляет собой прекращение его функционирования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п.1 ст.61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица может быть осуществлена по решению учредителей (участников), т. е. добровольно, и по решению суда, т.е. принудительно.

Основаниями добровольной ликвидации ООО являются окончание срока деятельности организации и достижение цели, ради которой было создано общество.

Это касается обществ, в содержании устава которых указана основная цель их создания и установлен период действия юридического лица (5 лет, 8 лет, 10 лет и т. д.).

Решение о добровольной ликвидации, принятое уполномоченными органами в соответствии с учредительными документами общества, должно быть оформлено протоколом собрания участников. При ликвидации филиала, кроме протокола, вышестоящий орган управления издает приказ, в котором указываются основания, порядок и сроки ликвидации, а также состав ликвидационной комиссии.

Нередко в деятельности обществ с ограниченной ответственностью встречаются случаи, когда учредителями не выполняется решение о добровольной ликвидации согласно уставу, что приводит к спорам с органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц. Регистрационные палаты обращаются в суды с исками о принудительной ликвидации обществ.

Однако практика разрешения таких споров[10] показывает, что подобная ситуация не является основанием для возбуждения иска, если в деятельности общества не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.

Рассмотрим основания принудительной ликвидации ООО.

1. Признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законов или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Это может быть обнаружено либо сразу после создания общества, либо в процессе его функционирования.

Например, после регистрации ООО, учредителем которого являлось физическое лицо, при проверке органами местного самоуправления паспортных данных учредителя был установлен факт их фальсификации. Физического лица по месту жительства и созданного ООО по указанному юридическому адресу не оказалось, что явилось основанием для предъявления в суд иска о принудительной ликвидации общества.

В практике арбитражных судов возникают вопросы, связанные с разрешением споров о ликвидации юридических лиц в соответствии с исками государственных налоговых инспекций. Имеются в виду случаи, когда после регистрации общества так и не начинали своей деятельности либо прекращали ее.

В подобных ситуациях суды руководствуются ст.180 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а именно нормами 2 гл. X, регулирующими проведение процедуры банкротства отсутствующего должника. При этом заявитель должен представить доказательства, подтверждающие фактическое прекращение деятельности юридического лица в виде справок учреждений банков, в которых были открыты счета зарегистрированного общества, сведений налоговых органов о неисполнении юридическим лицом налоговых обязательств в течение последних 12 месяцев.

2. Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется Федеральным законом от 25.09.98 N 158-ФЗ (ред. от 12.05.2000).

В соответствии со ст.7 названного закона лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности. Если юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии юридическое лицо прекратило этот вид деятельности.

Возможно признание иска о ликвидации организации в связи с аннулированием лицензии. Например, при обращении Банка России в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации, у которой была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, иск был удовлетворен, поскольку в течение одного месяца с момента отзыва лицензии организация не создала ликвидационную комиссию.

3. Осуществление деятельности в нарушение закона.

В соответствии с п.9 Временных правил аудиторской деятельности в РФ аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельностью. Осуществление аудиторской фирмой видов деятельности в нарушение законодательства служит основанием для искового заявления о ликвидации фирмы.

Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократным нарушением закона принимается с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий.

Так, в информационном письме от 13.01.2000 № 50 рассмотрена ситуация, характерная для обществ с ограниченной ответственностью.

В арбитражный суд обратилась государственная налоговая инспекция с иском о ликвидации организации, которая допустила повторное нарушение Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин». Истец обосновал свои требования на ст. 6 названного закона, предусматривающей при выявлении повторного нарушения предприятием его положений обязанность налоговых органов обращаться с иском в суд о ликвидации данного юридического лица.

Суд, оценив характер допущенных ответчиком нарушений, не признал их достаточным основанием для принятия решения о ликвидации юридического лица. Суд принял во внимание и то обстоятельство, что ответчик являлся единственным торговым предприятием в населенном пункте и его ликвидация могла привести к негативным последствиям для проживающих там граждан (п.13 информационного письма Президиума ВАС № 50). В результате иск о ликвидации юридического лица не был удовлетворен.

Если имеются нарушения юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений.

Например, в случае нарушения сроков взноса вкладов в уставный капитал ООО органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, могут обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о ликвидации общества. Суд до принятия решения о ликвидации может предоставить обществу возможность устранения допущенного нарушения. Учредителям (участникам) общества предоставляется возможность изменения состава учредителей и имущественных вкладов, а также принять ряд других мероприятий, направленных на сохранение юридического лица.

4. Нарушение требований п.3 ст.7 Закона N 14-ФЗ, согласно которой число участников ООО не должно быть более пятидесяти.

Если число участников общества превысит установленный предел, ООО в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив либо сократить число участников до установленного предела. В противном случае общество может быть ликвидировано в судебном порядке.

5. Несоблюдение требований п.3 ст.20 Закона № 14-ФЗ в части стоимости чистых активов общества, а именно:

если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;

если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.

6. Признание судом в соответствии со ст.65 ГК РФ банкротства ООО.

В ст.2 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понятие «банкротство» определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Для возбуждения дела о банкротстве арбитражным судом в ст.5 Закона № 6-ФЗ установлены размеры требования к должнику: 500 минимальных размеров оплаты труда для юридического лица и 100 минимальных размеров оплаты труда для физического лица.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью, как и любого юридического лица, представляет собой определенную схему действий, конечной целью которых является исключение организации из государственного реестра.

Учредители (участники) общества или органы, принявшие решение о ликвидации, обязаны сообщить об этом органам, осуществляющим государственную регистрацию, для внесения ими в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что общество находится в процессе ликвидации.

В практике арбитражных судов рассматриваются спорные ситуации по вопросу передачи информации при принудительной ликвидации юридических лиц. Это связано прежде всего с тем, что п.1 ст.62 ГК РФ предусмотрены случаи, когда решение о ликвидации юридического лица принимается учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.

Вместе с тем, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, Высший Арбитражный суд в информационном письме N 50 рекомендует судам направлять в порядке информации органам, осуществляющим регистрацию юридических лиц, решения о ликвидации.

Установлен единый порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Орган, принявший решение о ликвидации организации, назначает ликвидационную комиссию, в состав которой должны входить главный бухгалтер ликвидируемого общества, а также сотрудники бухгалтерии, отдела кадров, юристы и т. д. Председателем комиссии может быть назначен руководитель организации или один из его заместителей.

С момента назначения комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой организации (п.3 ст.62 ГК РФ). Решение о ликвидации, состав ликвидационной комиссии, заявление по установленной форме, а также протокол собрания учредителей представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию (п.1, 2 ст.62 ГК РФ). После рассмотрения представленных документов регистрационные органы дают разрешение на уничтожение печати организации и на размещение в печати публикации о ее ликвидации и сроках заявления требований кредиторов.

Комиссия должна принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Объявленный срок заявления требований кредиторов не может быть менее двух месяцев с момента опубликования информации о ликвидации. По истечении срока заявленного дня предъявления требований кредиторами комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс. Предварительно, до составления этого баланса, следует осуществить ряд подготовительных процедур:

увольнение персонала ликвидируемого общества. С этой целью издается приказ руководителя, с содержанием которого в обязательном порядке должны быть ознакомлены все члены общества. Кроме того, организация передает сведения о предстоящем увольнении работников в службу занятости;

ликвидационная комиссия обязана установить все организации, учредителем которых является юридическое лицо, и вывести его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть тоже ликвидирована;

ликвидационная комиссия должна осуществить сверку расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами. На основании актов сверки и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности общества;

ликвидационная комиссия в письменном виде уведомляет кредиторов о ликвидации общества и принимает меры к получению дебиторской задолженности.

На стадии составления промежуточного ликвидационного баланса организация должна произвести инвентаризацию имеющихся ценностей в соответствии со ст.12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и в порядке, определенном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.

Если имеющихся у организации денежных средств на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса будет недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия, руководствуясь положениями ст.63 ГК РФ, может осуществить продажу имущества общества с публичных торгов.

Не подлежат реализации следующие виды имущества: арендуемое имущество, имущество, являющееся предметом залога, имущество, находящееся на ответственном хранении, личное имущество работников.

Одновременно с оценкой дебиторской задолженности осуществляется контроль за порядком погашения кредиторской задолженности. Выплата денежных средств кредиторам осуществляется в порядке очередности, определенной ст.64 ГК РФ, начиная с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди.

В соответствии со ст.64 ГК РФ требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей (пенсии потерпевшим, выплаты которых предусмотрены пожизненно или только в течение определенного срока). Капитализированные средства перечисляются в фонд социального страхования, который выполняет функции государственного социального страхования;

- расчеты с персоналом общества по выплате выходных пособий, оплаты труда и вознаграждений по авторским договорам. Согласно ст.40.3 КЗоТ РФ при ликвидации организаций за высвобожденными работниками сохраняются на период трудоустройства, но не более чем на 3 месяца, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж;

- удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества. Если суммы, полученной от продажи предмета залога, недостаточно для полного удовлетворения требований залогодержателя, то он вправе получить недостающую сумму из другого имущества должника, на которое может быть обращено взыскание;

- погашение задолженности перед бюджетом по налоговым платежам, а также по обязательным отчислениям во внебюджетные фонды;

- удовлетворение требований прочих кредиторов. Такие выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного баланса (п.4 ст.63 ГК РФ).

Выплаты каждой последующей очереди осуществляются после полного выполнения обязательств перед кредиторами предыдущей очереди (п.2 ст.64 ГК РФ).

В соответствии с п.5 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями общества по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, и передается в налоговую инспекцию для проверки и снятия организации с учета.

Кроме того, в соответствии с п.5 ст.84 ч.1 Налогового кодекса Российской Федерации ликвидируемое юридическое лицо, в том числе ООО, обязано подать в налоговую инспекцию заявление о снятии юридического лица с учета. Заявление заполняется налогоплательщиком-организацией в одном экземпляре и представляется в налоговые органы по месту его нахождения одновременно со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, уведомлением о постановке на учет и копиями заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих в соответствии с действующим законодательством ликвидацию общества. Сведения, указанные в заявлении, должны соответствовать учредительным документам ликвидируемой организации и иным документам, необходимым для снятия организации с учета.

При ликвидации ООО после снятия его с учета как налогоплательщика должен быть снят его ИНН. В соответствии с п.5.4 приложения N 1 к приказу МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 (ред. от 24.12.99) «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» в случае ликвидации организации присвоенный ему идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) является недействительным.

После получения подтверждения налоговых органов о снятии юридического лица с учета ликвидационная комиссия осуществляет мероприятия по закрытию всех банковских счетов организации. В банк представляется письмо с просьбой о закрытии счета с приложением копии решения о ликвидации. При закрытии счета уполномоченный банк выдает справку и делает отметку в ликвидационной карте ликвидируемого общества.

После закрытия банковских счетов организация должна ликвидировать статистические коды, присвоенные в момент создания (ОКПО, ОКОНХ, СОАТО и т.д.) Для этого в соответствующие органы представляются учредительные документы, решение о ликвидации и заполненная ликвидационная карта.

Заключительным этапом процесса ликвидации ООО является представление в регистрирующий орган пакета документов, после рассмотрения которых принимается решение об исключении ликвидируемого предприятия из государственного реестра с выдачей свидетельства о ликвидации организации.

 

4.4. Общество с дополнительной ответственностью

 

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) согласно ст. 95 ГК - это коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими дополнительную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

При несостоятельности одного из его участников его дополнительная ответственность распределяется между другими участниками пропорционально их вкладам, если иное не предусмотрено учредительными документами.

По остальным вопросам регулирование ОДО подчиняется правилам о регулировании ООО.

 

4.5. Акционерное общество

 

Акционерное общество (АО) согласно ст. 96 ГК - это коммерческая организация, образованная любым количеством лиц, не отвечающих по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые не требуют их фиксации в учредительных документах, а удостоверяются документами, имеющими высокую оборотоспособность - акциями (ценными бумагами).

Согласно п.1 ст. 97 акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

В закрытом АО согласно п.2 ст. 97 ГК акции распределяются среди заранее определенного круга лиц, в открытом АО круг акционеров заранее не определен.

Количество участников закрытого АО согласно п.2 ст. 97 ГК и ч.3 ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.) ограничивается 50 лицами, открытого АО - не ограничено. Уставный капитал согласно ст. 99 ГК и ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»  ЗАО должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, ОАО - не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда.

При учреждении АО все его акции должны быть распределены среди его учредителей. Согласно ст. 100 ГК до полной оплаты ими уставного капитала не допускается его последующего увеличения, особенно для покрытия понесенных обществом убытков.

Участник АО обязан оплатить приобретенные им акции к установленному сроку в общем случае: 50% - к моменту регистрации, остальные - в течение 1 года от регистрации, в течение которого согласно ст. 96 он несет солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части своих акций, а по истечении которого - лишается права на эти акции.

Законом или уставом АО могут вводиться ограничения числа голосов, принадлежащих одному акционеру. Так, п. 7 ст. 80 Закона об АО предусматривает, что приобретатель более 30% голосующих акций вправе голосовать на общем собрании акционеров не более чем 30% голосов до тех пор, пока не предложит другим акционерам продать ему свои акции по справедливой цене.

Увеличение уставного капитала АО согласно ст. 100 производится после его полной оплаты путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Закрытое АО обязано распределять новые выпуски акций между заранее известными лицами. Открытое АО вправе предлагать акции неограниченному кругу лиц т.е. проводить на них открытую подписку.

Уменьшение уставного капитала АО согласно ст. 101 ГК производится вследствие уменьшения стоимости его чистых активов ниже уровня уставного капитала путем снижения номинальной стоимости акций либо сокращения их общего количества.

Высшим органом управления АО является общее собрание его акционеров, которое при числе акционеров более 50 обязано создать наблюдательный совет или совет директоров для контроля за деятельностью назначаемого им исполнительного органа АО. Компетенция органов управления АО, процедура формирования и порядок работы определяются ст. 103 ГК, ст. 47-71 Закона об АО и уставом АО.

В целях защиты прав акционеров от недобросовестных действий управляющих АО и иных лиц, способных влиять на его решения, Закон об АО определяет круг лиц, заинтересованных в совершении обществом сделок, и определяет порядок совершения таких сделок (ст. 81). Так, совершение крупных сделок связанных с приобретением или отчуждением более чем 25 процентов стоимости активов АО либо его голосующих акций обусловлено получением согласия наблюдательного совета или общего собрания акционеров.


4.6. Дочерние и зависимые общества

 

Общество или основное товарищество, оказывающее влияние на решения другого дочернего общества по совершению сделок в силу преобладающего участия в его уставном капитале, согласно ст. 105 ГК, в соответствии с договором или по иным основаниям несет солидарную с дочерним обществом ответственность по таким сделкам. Акционеры дочернего общества вправе требовать возмещения причиненных основным обществом убытков. При несостоятельности дочернего общества по вине основного последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

Согласно ст. 106 ГК общество признается зависимым, если другому (преобладающему) обществу принадлежит более чем 20% его уставного капитала (в АО – 20% голосующих акций). Оно обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, установленном законом. Пределы взаимного участия в делах преобладающего и зависимого обществ определяются законом.

 


4.7. Производственные кооперативы

 

Производственный кооператив (артель) согласно ст. 107 ГК - это коммерческая организация, созданная для ведения совместной деятельности на началах личного трудового и иного участия, имущество которого складывается из паев его членов.

Подобно товариществам, члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам в размерах и порядке, установленных законом и уставом кооператива, в связи с чем минимальный уровень уставного капитала для кооператива законом не предусмотрен.

Согласно п.3 ст. 108 ГК количество кооператоров должно быть не менее 5 лиц, причем они не обязаны быть предпринимателями. Количество членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, должно быть не более 25% от общего числа трудящихся кооператоров.

Согласно ст. 109 ГК имущество кооператива состоит из паевых взносов его членов (паевой фонд), а также имущества, составляющего неделимый фонд, используемый в уставных целях. К моменту регистрации кооператива должно быть оплачено не менее 10% паевого фонда, остальная часть - в течение 1 года с момента регистрации. Распределение прибыли и ликвидационного остатка между кооператорами обычно производится в соответствии с их трудовым участием.

Высшим органом управления кооперативом согласно ст. 110 ГК является общее собрание его членов, которое формирует из своих членов исполнительные органы, а при необходимости - наблюдательный совет. Каждому кооператору на собрании принадлежит 1 голос.

При выходе из кооператива согласно ст. 111 ГК его член имеет право на выплату ему пая, который при наличии неделимого фонда не совпадает с долей в имуществе кооператива. Он вправе передать свой пай другому кооператору. Переход пая к третьему лицу означает его прием в члены кооператива и возможен лишь по решению общего собрания.

Исключение из членов кооператива возможно как санкция за ненадлежащее исполнение членских обязанностей; производится по решению общего собрания.

 

4.8. Унитарные предприятия

 

Унитарные предприятия согласно ст. 113 ГК -  это юридические лица, учрежденные государственным или муниципальным образованием в целях, определяемых их уставами, имущество которых неделимо и находится в государственной или муниципальной собственности.

Статус унитарных предприятий регламентируется Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп. от 8 декабря 2003 г.).

Учредительные документы - решение собственника в лице соответствующего комитета по управлению имуществом и утвержденный им устав, в котором должны быть определены предмет и цели деятельности предприятия.

Органы управления унитарных предприятий носят, как правило, единоличный характер: предприятие возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности собственником и ему подотчетен.

Унитарное предприятие по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам учредителя. Унитарное предприятие, имеющее имущество на праве хозяйственного ведения, существует за счет самостоятельно извлеченной из своей деятельности прибыли.

Собственник имущества, он же учредитель предприятия, не отвечает по его обязательствам, но имеет широкие полномочия по контролю за его деятельностью. Кроме принятия решения о его создании, определения предмета и целей его деятельности и назначения его руководителя, собственник вправе контролировать использование и сохранность его имущества, в частности, давать согласие на распоряжение недвижимостью, а также получать часть прибыли от его деятельности, установленную учредительными документами предприятия.

До регистрации такого предприятия учредитель обязан полностью оплатить его уставный фонд, гарантирующий интересы кредиторов предприятия. При уменьшении стоимости чистых активов ниже величины уставного фонда учредитель обязан его уменьшить, предупредив об этом кредиторов. При уменьшении стоимости чистых активов ниже размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано решением суда.

Согласно ст. 114 ГК унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи в его хозяйственное ведение части своего имущества, утверждения его устава и назначения его руководителя. Ответственность учредителя дочернего предприятия аналогична ответственности учредителя «материнского» предприятия.

Согласно ст. 115 ГК унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по распоряжению Правительства РФ; его учредительным документом является устав, утвержденный федеральным органом исполнительной власти на основе типового устава.

Производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с план-заказом и планом развития предприятия, а отношения с поставщиками ресурсов и потребителями его продукции (работ, услуг) строятся на договорной основе.

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются:

•     имущество, переданное ему решением учредителя для ведения уставной деятельности;

•     денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия;

•     средства, выделенные из бюджета или внебюджетных фондов.

Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами об оперативном управлении: оно вправе распоряжаться этим имуществом лишь с согласия его собственника. Собственник также вправе изымать у казенного предприятия неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостатке его имущества.

 

4.9. Некоммерческие организации

 

Некоммерческие организации  - юридические лица, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Данная формулировка закреплена в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который регламентирует их статус.

Данным законом в ст. 2 определены виды некоммерческих организаций и их статус и установлено, что формы некоммерческих организаций могут устанавливаться только соответствующими федеральными законами, т.е. расширение видов некоммерческих организаций возможно только со стороны законодателя.

Данный Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы. Деятельность которых регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами.

Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, содержание которой зависит от целей создания конкретного юридического лица и его организационно-правовой формы.

Цели создания некоммерческих организаций могут быть различными: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация может осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. На предпринимательскую деятельность отдельных видов организаций могут быть установлены ограничения.

4.10. Потребительский кооператив


Потребительский кооператив согласно ст. 116 ГК РФ - это добровольное объединение физических и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Деятельность потребительских кооперативов также регламентируется Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации».

Доходы, полученные кооперативом от законной предпринимательской деятельности, распределяются между его членами. Убытки кооператива по итогам года должны быть покрыты его членами в течение 3-х месяцев после утверждения баланса путем дополнительных взносов, иначе по требованию кредиторов он может быть ликвидирован. За невнесенный дополнительный взнос члена кооператива остальные кооператоры солидарно несут субсидиарную ответственность.

 

4.11 Общественная  организация (объединение)


Общественная  организация (объединение) согласно ст. 117 ГК - это некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей.

Статус общественных организаций (объединений) регламентируется в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г.)

Организационно-правовые формы общественных объединений:

•     общественные организации, объединения на основе членства;

•     общественные движения, массовые объединения, не имеющие членства;

•     общественные фонды;

•     общественные учреждения, организации, финансируемые их участниками для оказания конкретного вида услуг в их интересах;

•     органы общественной самодеятельности, не имеющие членства объединения, созданные для совместного решения социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы.

Правовая основа деятельности общественного объединения — его устав, зарегистрированный в установленном порядке. Учредителями общественных объединений могут быть граждане (не менее 3-х человек) либо другие общественные объединения с правами юридического лица. Члены объединений оформляют свое участие в нем индивидуальными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы. Участники объединений, не имеющих членства, обладают более узкими правами.

 



4.12 Религиозная организация

 

Религиозная организация согласно ст. 117 ГК -  это объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками таких как наличие вероучения и религиозной догматики, совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний, проповедническая деятельность, религиозное обучение, воспитание и иные формы распространения вероучения. Статусу религиозных объединений посвящена глава 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Религиозные организации могут создаваться в одной из следующих форм:

•     религиозное общество, община, приход и др.;

•     монастырь, лавра, пустынь, скит, дацан;

•     братство, сестричество;

•     миссионерское общество, миссия.

Религиозные организации общего вероисповедания правомочны создавать централизованные или региональные объединения, к которым применяются правила об объединениях юридических лиц. В отношении духовных образовательных учреждений применяются общие правила об учреждении.

 

4.13. Фонд

 

Фонд согласно ст. 118 ГК -  это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели.

Правовые вопросы, связанные со статусом и  регулированием деятельности различных фондов закреплены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта 2002 г.) и Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г.).

Имущество, переданное фонду учредителями, является его собственностью и используется в уставных целях. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения уставных целей, соответствующей этим целям. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Порядок управления фондом и формирования его органов определяется его уставом, утверждаемым учредителями. Устав фонда согласно ст. 119 ГК не может быть изменен его органами, если иное не предусмотрено уставом и при необходимости подлежит изменению решением суда по заявлению органов фонда или его попечительного совета.

Согласно п.2 ст. 119 ГК решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:

•     если его имущества недостаточно для достижения его целей и вероятность получения необходимо го имущества нереальна;

•     если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения этих целей не могут быть произведены;

•     в случае уклонения фонда в его деятельности от уставных целей;

•     в других случаях, предусмотренных законом.

При ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в его устав[11].




 

4.14. Учреждение

 

Учреждение  согласно ст.120 ГК - это организация, созданная лицом для осуществления функций некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично.

Статус учреждения также закреплен  в ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Большинство учреждений - государственные органы, для введения которых в гражданский оборот требуется ограниченный объем прав, требуемый для материально-технического обеспечения их деятельности.

Учреждение - единственная некоммерческая организация, обладающая правом оперативного управления имуществом. Суженный объем имущественных прав компенсируется субсидиарной ответственностью учредителя по его обязательствам. Взыскание по долгам учреждения может быть направлено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное им имущество. Имущество, находящееся в оперативном управлении, от взысканий забронировано[12].

 

4.15. Объединение юридических лиц (союз или ассоциация)

 

Объединение юридических лиц (союз или ассоциация) согласно ст. 121 ГК - это некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

Статус объединений юридических лиц также закреплён  в ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта 2002 г.).

Объединяться в ассоциацию могут либо только коммерческие, либо только некоммерческие организации. Ассоциациям запрещено непосредственное ведение предпринимательской деятельности: для этого они либо преобразуются в хозяйственное товарищество или общество, либо учреждают хозяйственное общество сами или совместно с другими лицами.

Участники не обладают имущественными правами в отношении своих объединений, поэтому невозможны ни передача своего вклада другим лицами, ни требование выделения доли при выходе из объединения.

Согласно п. 2 ст. 123 ГК ответственность участника по обязательствам ассоциации является субсидиарной и продолжается в случае выхода из нее в течение 2-х лет с момента выхода. Новое лицо не отвечает по обязательствам ассоциации, возникшим до его вступления, если иное не предусмотрено учредительными документами[13].

Заключение


Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания.

Рассмотрев систему юридических лиц согласно гражданскому законодательству РФ, можно сделать вывод, что она достаточно развита и способна отражать потребность общества в сфере правового регулирования статуса и полномочий юридических лиц. Такое развитие системы законодательства о юридических лицах обусловлено тем, что российский ГК один из самых «молодых» в мире и готовился с учетом мирового опыта. Отрадно вообще отметить, что Гражданский кодекс РФ один из немногих нормативных актов, который претерпел меньше всего изменений со времени введения в действие, чего не скажешь о других нормативных актах РФ. Это говорит о том, что данный закон адекватно отражает потребности общества в сфере гражданских правоотношений. Это в полной мере и касается правового института регулирующего статус юридических лиц. В этом большая заслуга российских цивилистов, результат труда которых воплотился в ГК РФ.

Список литературы


1.                          Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

2.                          Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Зерцало, 2002.

3.                          Безбах В.В., Пучинский В.К. Основы российского гражданского права. Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 2002.

4.                          Братусь С. Н. Субъекты гражданского права. М.: Прогресс, 1979.

5.                          Витрянский В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах // Вестник ВАС РФ. 1995. №5.

6.                          Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА-М, 2003.

7.                          Гражданское право. Часть I. Учебник / Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева, - М.: «Проспект», 1999.

8.                          Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Отв ред. Проф. Е.А. Суханов. М.: Издательство БЕК, 2000.

9.                          Гуев А.Н. Постатейный комментарий Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2002.

10.                     Иоффе О. С. Советское гражданское право. М.: Наука, 1964.

11.                     Козлова Н.В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ. М.: «Просвещение», 1994.

12.                     Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 1. М.: «Классика русской цивилистики», 1979.

13.                     Новицкий И.Б. Римское право. - Изд. 4-е, стереотипное. - М.: ТЕИС, 1996.

14.                     Новицкий И.Б. Советское гражданское право. М.: Госюриздат, 1959.

15.                     Советское гражданское право. Субъекты гражданского права / Под ред. С. Н. Братуся. М.: Прогресс, 1979.


[1] Советское гражданское право. Субъекты гражданского права / Под ред. С. Н. Братуся. М.: Прогресс, 1979. С. 36.


[2] Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 1. М.: «Классика русской цивилистики», 1979. С. 162-169.

[3] Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О.Н.Садикова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 67.


[4] Иоффе О. С. Советское гражданское право. М.: Наука, 1964. С. 137.


[5] Витрянский В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах // Вестник ВАС РФ. 1995. №5. С. 31.


[6] Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Отв ред. Проф. Е.А. Суханов. М.: Издательство БЕК, 2000. С. 78-79.


[7] Гражданское право. Часть I. Учебник / Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева, - М.: «Проспект», 1999. С. 143-145.


[8] Гражданское право. Часть I. Учебник / Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева, - М.: «Проспект», 1999. С. 123-125.

[9] Гражданское право. Том 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: «Проспект», 1999. С. 146.

[10] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.01.2000. № 50.

[11] Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О.Н.Садикова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 81.


[12] Гуев А.Н. Постатейный комментарий Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 307.


[13] Безбах В.В., Пучинский В.К. Основы российского гражданского права. Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 2002. С. 222-223.