Содержание

Введение. 3

1. Сущность, цели и задачи  планирования в управлении предприятием. 5

2. Содержание и структура тактического (оперативного) планирования. 7

3.  Планирование реализации продукции. 10

4. Планирование производственной программы.. 12

5. План по труду и заработной плате. 24

6. Планирование материально- технического обеспечения производства. 25

7. Планирование себестоимости продукции. 26

7. Планирование прибыли. 28

8. Финансовое планирование. 32

9. Формирование базы данных для проведения планирования на предприятии  39

Заключение. 48

Список литературы.. 50
















Введение

Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств. В последние годы произошли серьезные изменения в экономике России. В результате реформ появился развитый негосударственный сектор экономики, новые формы собственности, банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Изменились условия государственного регулирования, была введена система налогообложения. Все это привело к повышению роли распределительных отношений.

Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков хозяйствующего объекта. Необходимы тщательная оценка и контроль всех процессов и отношений предприятия.

Если ранее при командно-административной системе финансовой службе отводилась роль исполнителя, то теперь в более сложных рыночных условиях предприятие само несет ответственность за все негативные последствия и просчеты планов ухудшением своего финансового положения, а зачастую и банкротством.

Таким образом, важно заметить не только необходимость тщательного планирования, но также профессионального подхода предприятия к этому планированию. Это значит, что возросла роль образования и опыта в сфере финансового планирования.

Однако нельзя забывать о ряде факторов, ограничивающих его использование на предприятиях. Прежде всего, это – нестабильность на отечественном рынке. Политическая неустойчивость приводит к шаткому положению в российской экономике, так как отсутствует эффективная нормативно-правовая база отечественного бизнеса, очень тяжелая налоговая система, а также затрудняется возможность получить кредит от зарубежных инвесторов, которые боятся потерять свои деньги.

Доля предприятий, которые располагают финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок крайне мала. Только крупные компании имеют возможности для осуществления эффективного финансового планирования и привлечения высококвалифицированных специалистов, хотя мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, а, значит, потребность в планировании больше. Внешняя среда больше влияет на небольшие предприятия и менее поддается анализу.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой стороны – предприятие уменьшает число неиспользованных возможностью путем анализа. Это возможно благодаря воплощению выработанных стратегических целей в конкретные финансовые показатели. Финансовое планирование позволяет определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции.

Целью данной работы выступает  проведение планирования на предприятии. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть роль и место планирования в управлении предприятием

2)    рассмотреть содержание  и структуру тактического плана

3)    провести планирование реализации продукции

4)    провести планирование производственной программы

5)    составить план по труду и заработной плате

6)    провести планирование материально- технического обеспечения производства

7)    провести планирование себестоимости продукции

8)    провести планирование прибыли

9)    провести финансовое планирование

10)                      сформировать базу данных  для проведения планирования на предприятии





1. Сущность, цели и задачи  планирования в управлении предприятием

Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже- и кредитоспособностью.

Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, экономическим стимулированием и так далее. Таким образом, финансовое планирование может оказывать влияние на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Важным фактором является также контроль за соблюдением интересов акционеров и инвесторов.

Сущность планирования представляется двумя аспектами[3, с. 55]:

- общий или экономический аспект:  планирование – это  упорядоченный основанный на обработке информации  процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем;

- управленческий аспект: план- это результат упорного , основанного на обработке процесса по разработке проекта, который определяет параметры для достижения конечных целей.

         Таким образом, сущность планирования выражается в его конечной цели. Высшая цель планирования - быть действенным механизмом и инструментом для достижения целей предприятия, то есть своевременно выявлять средства,  альтернативы, шансы  и риски достижения целей и выбирать  соответствующие мероприятия.

         С экономической точки зрения планирование- механизм, который заменяет цены и рынок. С управленческой точки зрения планирование- часть менеджмента, которую можно определит как  умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения целей.

         Основные принципы планирования[1, 4 и др.]:

1)    Принцип единства предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь систематичный характер;

2)    Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и  выполняемой функции;

3)    Принцип непрерывности означает, что  процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно  и в рамках установленного цикла;

4)    Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою  направленность в связи с  возникновением непредвиденных обстоятельств;

5)    Принцип точности означает, что план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью.

2. Содержание и структура тактического (оперативного) планирования

        В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Оперативный план необходим для эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов[4,с . 179].

        Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

        Платежный календарь позволяет решать следующие задачи[4, с. 147]:

    • организация учета временной "стыковки" денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
    • формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;
    • ежедневный учет изменений в информационной базе;
    • анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
    • расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной "нестыковки" денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
    • расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;
    • анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

        Платежный календарь составляют на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Необходимо учитывать объемы производства и реализации, состояние запасов, дебиторскую задолженность в целях контроля за финансовым планом. Притоки и оттоки денежных средств должнгы быть сбалансированы. Информационной базой платежного календаря служат планы, составленные на предприятии: план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений; а также выписки по счетам предприятия и приложения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработной платы; внутренние приказы.

        Процесс составления платежного календаря можно разделить на 6 этапов:

1.     Выбор периода планирования. Как правило, это – квартал или месяц; декада.

2.     Планирование объема реализации продукции (работ, услуг) осуществляется с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменений остатков за период планирования.

3.     Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов).

4.     Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде.

5.     Определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планированияэ

6.     Подведение итогов показывает недостаток или излишек средств у предприятия.

        Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств на расчетном счете, которые являются страховым запасом. Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями с учетом остатка средств на счетах означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этом случае необходимо перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период, ускорить по возможности отгрузку и реализации продукции, принять меры по изысканию дополнительных источников. Излишек говорит о стабильности и платежеспособности предприятия.

        На многих предприятиях составляется налоговый календарь, в котором указывается порядок и суммы налогов, что позволяет избежать пени.

        Кроме платежного календаря должен составляться также кассовый план. Это – план оборота наличных денежных средств через кассу. Кассовый план не только отражает платежеспособность предприятия, но и необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных денег.

        Коммерческому банку, обслуживающему предприятие, так же необходим его кассовый план для, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

        Исходные данные для составления кассового плана: предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств, не входящих в фонд оплаты труда, информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами (выручка от реализации путевок, командировочные расходы и другие), сведения о сумме налогов, а также календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней платежей.

        Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание уделяется распределению прибыли. Завершают аналитическую записку выводами о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

3.  Планирование реализации продукции

В процессе разработки планов сбыта продукции опреде­ляется общий объем поставок готовой продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам: [7,с . 189]

Vп = Он + ПР – ПРс – Зп,                         (1)

Где    Vп — общий объем поставок продукции;

 Он — остаток готовой продукции на складе на начало планируемого года;

ПР — количество продукции, произведенной в плановом пе­риоде;

ПРс — количество продукции, используемой для соб­ственных нужд;

3п — нормативный, переходящий запас (ос­таток) на конец планируемого периода.

Для определения остатков готовой продукции на складе на начало планируемого года к фактическому остатку на оп­ределенную ближайшую дату прибавляется плановый объем выпуска товарной продукции за период между данной датой и началом планируемого года и вычитается запланирован­ный за этот период времени объем поставки. С наступлением планового года остатки уточняются.

Нормативный, переходящий запас на конец планируемого периода рассчитывается по соответствующим методикам (на­пример, статистическим методом, с помощью оптимизацион­ных моделей, модели Уилсона и др.).

         Таблица 1

Исходные данные для составления плана реализации

Показатели

Значение

ПРОДУКЦИЯ 1


Объем реализованной трубной заготовки, тыс. м пог.


1 кв

50

2 кв

200

3 кв

220

4 кв

280

Цена реализации,  руб / тыс. м пог.

45000

ПРОДУКЦИЯ 2


Объем реализации СМР,  тыс. руб


1 кв

17000

2 кв

18000

3 кв

20200

4 кв

18300


Таблица 2

План реализации  трубной заготовки

Показатель

Нормативы

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Годовой  объем

Объем реализованной трубной заготовки, тыс. м пог.


50

200

220

280

750

Цена реализации,  руб / тыс. м пог.


45000

45000

45000

45000


Нормативная прибыль, руб.

0,25

562500

2250000

2475000

3150000

8437500

Себестоимость продукции, руб.  в т . ч.


1687500

6750000

7425000

9450000

25312500

материальные расходы

0,5

843750

3375000

3712500

4725000

12656250

Расходы на оплату труда

0,25

421875

1687500

1856250

2362500

6328125

Амортизация

0,17

286875,0

1147500,0

1262250,0

1606500,0

4303125

прочие расходы

0,08

135000,0

540000,0

594000,0

756000,0

2025000

Операционные расходы (за вычетом амортизации), руб.


1400625,0

5602500,0

6162750,0

7843500,0

21009375,0


Таблица 3

План реализации СМР

Показатель

Норматив

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Годовой  объем

Объем реализации СМР,  тыс.руб.

17000

18000

20200

18300

73500

Нормативная прибыль,  тыс. руб.

1258

1332

1494,8

1354,2

5439

Себестоимость реализации СМР, тыс. руб.

15742

16668

18705,2

16945,8

68061

Себестоимость продукции, тыс. руб.

15742

16668

18705,2

16945,8

68061

В том числе






материальные затраты

0,5

7871

8334

9352,6

8472,9

34030,5

Затраты на оплату труда

0,25

3935,5

4167

4676,3

4236,45

17015,25

амортизация


2676,14

2833,56

3179,884

2880,786

11570,37

прочие


1259,36

1333,44

1496,416

1355,664

5444,88

Операционные расходы

13065,86

13834,44

15525,316

14065,014

56490,63


4. Планирование производственной программы

        Немалое место отводится производственному планированию. Основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. Содержание производственного плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует фирма.

        План производства желательно приводить в перспективе на 2-3 года. Очень полезной здесь может быть схема производственных потоков, которая наглядно покажет откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться. Важно уточнить, каким образом будет осуществляться контроль за качеством продукции.

План производства и реализации продукции для промышленного предприятия определяет его производственную программу и является ведущим разделом в планировании деятельности.

План производства и реализации продукции- центральный раздел плана деятельности всего предприятия в целом. Все остальные разделы разрабатываются на основе этого плана.

Планирование производства промышленного предприятия обеспечивает неуклонный рост выпуска продукции, улучшение ее структуры (что характеризуется изменением удельных весов отдельных изделий и их групп в общем объеме продукции), повышение качества продукции, наиболее полное удовлетворение спроса потребителей, возможно и более полное использование производственной мощности предприятия.

При планировании и анализе производственной программы применяются натуральные и  стоимостные показатели. В  многономенклатурной программе суммарный объем работ нельзя выразить  в натуральных показателях. Для этой цели используются стоимостные показатели. Пли планировании производственной программы  учитываются две категории  продукции: готовая продукция и незавершенная продукция.

При планировании производственной программы на промышленном предприятии рассматривается задача составления расписания ведения работ на всех объектах в плановом периоде (составляется календарный график). При этом следует руководствоваться следующими основными принципами[3, с. 125]:

1)    в производственную программу должны включаться реальные объекты;

2)    следует предусмотреть концентрацию ресурсов;

3)    необходимо увязать плановый объем работ с производственной мощностью промышленного предприятия;

4)    распределение работ должно быть осуществлено таким образом, чтобы обеспечить ритмичность работы всего предприятия в целом;

5)    в производственной программе необходимо предусмотреть увязку объемов работ, выполненных собственными силами и вспомогательным производством.

Исходными данными для разработки производственной программы промышленного предприятия являются[2, с. 204]:

1)    данные расчетов  производственной мощности предприятия;

2)    договора с заказчиками и другими предприятиями;

3)    протоколы согласований объемов работ;

4)    титульные списки;

5)    графики выдачи проектно-сметной документации:

а) проект организации производства;

б) проект производства работ;

в)  смета затрат производства;

6)    графики выдачи в монтаж оборудования и материалов, поставляемых заказчиком;

7)    ве6домость объемов работ;

8)    распределение объемов работ по исполнителям.

В плане производства содержатся следующие основные показатели[1, с. 45]:

-         объем реализации продукции;

-         объем товарной продукции;

-         номенклатура продукции (план производства продукции в натуральном выражении).

Основным показателем общего объема продукции является реализованная продукция. Этот объем может выражаться в действующих и неизменных ценах.

Наряду с этим основным показателем для планирования деятельности промышленного предприятия в качестве промежуточных показателей в плановых расчетах используются показатели валовой и товарной продукции. Товарная продукция представляет собой денежную оценку всех изготовленных в соответствующий период конкретных изделий. В состав товарной продукции изделия зачисляются после того, как  они полностью закончены обработкой, укомплектованы, приняты органами технического контроля в соответствии с существующими техническими условиями и сданы на склад готовой продукции. Товарная продукция- это продукция, изготовленная за соответствующий период. Однако только часть работ, связанных с изготовлением товарной продукции, выполнена в торт период, в который она оформлена.  Поэтому величина товарной продукции неполно и неточно характеризует объем производственной деятельности промышленного предприятия. Показателем, выражающим этот  объем, является валовая продукция. Валовая продукция определяется как алгебраическая  сумма товарной продукции  и изменения стоимости остатка незавершенного производства за соответствующий период. Если за этот период величина незавершенного производства возрастает, то валовая продукция по своей величине будет больше товарной и, наоборот.

Как товарная, так и валовая продукция может быть выражена либо в текущих ценах (то есть  ценах, действующих в соответствующий период), либо в неизменных (стабильных ) ценах. В практике планирования и учета на промышленном предприятии величина товарной продукции обычно используется для обоснования финансовых результатов деятельности  предприятия. На ее основе разрабатывается плановая себестоимость продукции, определяется план по реализации продукции и прибыли. Поэтому товарная продукция, как правило, выражается в текущих, действующих ценах. С другой стороны, основное назначение показателя валовой продукции- измерения объема производства и его динамики. Этим целям более соответствует применения неизменных цен.

Реализованная продукция- это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем. В состав  реализованной продукции за данный период входят изделия, изготовленные за предшествующий период и находящиеся на начало периода в остатках готовой продукции. С другой стороны,  часть товарной продукции данного периода остается нереализованной, тот есть входит в остатки готовой продукции и товары отгруженные (неоплаченные) на конец периода.

Таким образом, реализованная продукция может быть определена как  товарная продукция, увеличенная на величину входных и уменьшенная на величину выходных остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных.

Показатели планового объема  производства  определяется на основе заданий по производству продукции в натуральном выражении.

Таким образом, наиболее значимыми показателями производственной программы промышленного предприятия выступают[4, с. 156]:

1)    ввод в действие производственных мощностей. Это показатель характеризует конечные результаты;

2)    объем продукции, подлежащей реализации.

Показатель реализованной продукции складывается из составляющих по формуле (2):


,                           (2)

где    -  полная стоимость продукции, расчеты которой производятся в плановом году, тыс. руб.

         - стоимость продукции, расчеты по которой производятся ежеквартально, тыс. руб.

         d – доля стоимости j – ой продукции, расчеты по которой производятся по окончании периода

         -  стоимость товаров, реализуемых в плановом году, по которым в предыдущие годы проводились промежуточные расчеты и объем продукции, оплаченной в предыдущие годы, тыс. руб.

Начинается  составление производственной программы  с разработки  номенклатурного  плана производства.

Годовая  производственная программа  предприятия разрабатывается  на основе уточнения и  конкретизации соответствующих показателей перспективного плана промышленного предприятия. При составлении годовой программы должен быть учтен ряд требований. Прежде всего,  эта программа должна быть увязана с платежеспособным спросом населения и потребителей. Изделий, которые останутся нереализованными, в плане производства быть не должно ( в том числе и изделий, предусмотренных планом новой техники). Программа должна  быть обеспечена материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, соответствовать  производственным возможностям промышленного предприятия, учитывать его  специализацию[5, с. 222].

Основными исходными расчетами, которые выполняются при  разработке плана производства, являются расчеты ожидаемого выполнения плана текущего (базисного) года, расчеты величины производственной мощности и коэффициенты ее использования, расчеты величины трудоемкости  производственной программы и коэффициента сменности использования оборудования.

Все плановые задания определяются в виде абсолютных величин, характеризующих работу в плановом году (объем продукции в  тыс. руб., выпуск литья в тоннах и так далее). При этом разработка  плановых заданий происходит до того, как  получен отчет предыдущего года. В связи с этим  одной из важнейших задач при составлении и разработке производственной программы на промышленном предприятии является определение величины ожидаемого выполнения плана по всем основным показателям.

Ожидаемое выполнение плана может быть определено тем достовернее, чем меньше времени осталось до конца года. Поэтому  в процессе  проработки и уточнения проекта плана величина ожидаемого выполнения плана неоднократно подвергается уточнению.

При определении и уточнении величины ожидаемого выполнения учитываются итоги выполнения плана за прошедший период (достигнутые процент выполнения плана и  абсолютная величина перевыполнения).

Следующим основным расчетом, без которого  не может быть обосновано определен план производства промышленного предприятия, является расчет величины трудоемкости производственной программы. В силу различий в уровнях материалоемкости и рентабельности изменение величины стоимости продукции далеко не всегда характеризует действительное изменение объемы производственной деятельности промышленного предприятия. Фактически же объем деятельности определяется не стоимостью изготовленной продукции, а трудоемкостью этой продукции.

Задача расчета трудоемкости состоит в том, чтобы определить, как повлияет  изменение номенклатуры на величину трудоемкости. Содержание его состоит в том, что трудоемкость по отчету предыдущего года, ожидаемому выполнению  текущего года и проекту программы на планируемый год рассчитывается в одних и тех же нормах.

Для того, чтобы влияние изменений было выявлено более точно, при расчете должны быть использованы средние плановые нормы планируемого периода. При использовании норм отчетного периода величина структурных сдвигов может получиться завышенной.

В том случае если производственная программа промышленного предприятия включает большое число типоразмеров изделий, расчет обычно ведется не по каждому изделию, а по их группам. При этом исходят из  средней удельной трудоемкости изделий каждой группы.

Зачастую в проект производственной программы включаются  новые изделия, по которым  техническая подготовка производства в период проработки плана еще не закончена. Трудоемкость таких изделий определяется приближенно. На практике используются преимущественно два метода  такого приближенного определения трудоемкости. Если имеются уже освоенные на данном предприятии аналогичные изделия, то трудоемкость нового изделия берется по аналогии  ранее освоенным. Обычно в этих целях устанавливается (на основе анализа конструкции или состава изделия) коэффициент приравнивания. При этом необходимо  следить, чтобы коэффициент приравнивания правильно отражал сложность новых изделий. Как правило, один и тот же коэффициент должен применяться  при определении оптовой цены и трудоемкости нового изделия.

Если метод аналогии применить не представляется возможным, то по всем  новым изделиям берется средняя трудоемкость на 1000 рублей, сложившаяся по новой продукции в предшествующие периоды.

В конечном счете,  расчет трудоемкости показывает, каковы темпы и величина изменения трудоемкости. Этот показатель очень важен для оценки уровня напряженности плановых заданий на промышленном предприятии. Нередко в результате проведения  таких расчетов в величину плановых заданий вносят существенные корректировки.

Определенное  контрольное и аналитическое  значение имеют также расчет величины коэффициента сменности работы оборудования и расчет использования основных фондов (величины фондоотдачи). План должен  ориентировать предприятия на улучшение этих показателей.

После того, как определилось задание по номенклатуре продукции, уточняются объемные показатели производства. Задача  здесь состоит в том, чтобы определить абсолютную величину реализуемой продукции.

Задания по номенклатуре и по величине реализованной продукции должны быть строго увязаны между собой. При выполнении номенклатурной программы на 1100 % объем продукции также должен быть выполнен на 100 %. Недопустимы такие случаи, когда стоимость ( по оптовым ценам) плановой номенклатуры дает сумму большую, чем установленное плановое задание по объему продукции. По существу это означало бы, что планом предусмотрено невыполнение номенклатуры (так как трудовые и денежные ресурсы выделяются исходя из объемов производства, их было бы недостаточно для выпуска всей плановой номенклатуры). С другой стороны,  неправильно будет, если сумма, получающаяся при расчете стоимости всех изделий номенклатурного плана, будет меньше плановой суммы объема продукции. В этом случае то часть объема продукции, которая не обеспечена номенклатурой, не будут учитываться при расчете мощности, при определении потребности в материалах.

Таким образом, задача определения плановой  величины реализованной продукции сводится к определению оптовых цен всех изделий, предусмотренных номенклатурным планом производства и поставок и общей стоимости их выпуска.

После определения плановой величины объема производства рассчитывается темп роста объема производства. Для определения темпа роста продукция оценивается в неизменных ценах.

Однако при этом необходимо обеспечить сопоставимость самих неизменных цен. За неизменные цены могут приниматься принятые в плане разовые цены и временные цены. Поэтому  ежегодно при составлении плана отчет за предыдущий год (или ожидаемое выполнение плана этого года) пересчитывается в цены, принятые в плане на очередной год. В плановых органах  такой перерасчет называется  перерасчетом  объема продукции по методологии плана такого- то года. После этого определяется  темп роста объема реализованной продукции на планируемый год. Этот показатель,  в частности, используется  при начислении поощрительных фондов промышленного предприятия.

Основным расчетом, обосновывающим производственную программу промышленного предприятия, является расчет  производственных мощностей и их использования.

Под производственной мощностью понимают максимально возможный годовой выпуск продукции высокого качества ( в номенклатуре, установленной планом) при полном  использовании оборудования и наилучших организационно- технических условиях [6, с 98]. Так как производственная мощность определяется для обоснования программы, она выражается в тех же единицах, в которых установлен план.

Как правило, производственная мощность определяется в расчете на годовой выпуск продукции (годовая мощность). С развитием  производства величина  производственной мощности увеличивается в результате расширения парка оборудования, улучшения его состава, совершенствования конструкций изделий и технологии их изготовления. Вместе с тем имеются  факторы, уменьшающие величину производственной мощности. Главный из них – усложнение номенклатуры продукции.

Правильное определение производственной мощности имеет большое значение для обоснованного решения вопросов работы промышленного предприятию Расчет производственной мощности производится предприятием ежегодно.

Таким образом, производственная программа промышленного предприятия является наиболее главным и самым значимым разделом при планировании деятельности всего предприятия в целом. Она лежит в основе разработки всех последующих планов, как краткосрочных, так и долгосрочных.























Таблица 4

Производственная программа предприятия

Ассортимент хлебных изделий


1 квартал





2 квартал




3 квартал

квартал

План сбыта в натуральном выражении

Цена, руб

План сбыта ,  руб.

План сбыта в натуральном выражении

Цена, руб

План сбыта ,  руб.

План сбыта в натуральном выражении

Цена, руб

План сбыта ,  руб.

План сбыта в натуральном выражении

Цена, руб

План сбыта ,  руб.

тыс. м пог

удельный вес в итоге

тыс. м пог

удельный вес в итоге

тыс. м пог

удельный вес в итоге

тыс. м пог

удельный вес в итоге

Трубные заготовки № 1

10

20

45000

450000

50

25

45000

2250000

52,8

24

45000

2376000

81,2

29

45000

3654000

Трубные заготовки № 2

18,5

37

45000

832500

70

35

45000

3150000

72,6

33

45000

3267000

109,2

39

45000

4914000

Трубные заготовки № 3

10,5

21

45000

472500

48

24

45000

2160000

48,4

22

45000

2178000

56

20

45000

2520000

Трубные заготовки № 4

11

22

45000

495000

32

16

45000

1440000

46,2

21

45000

2079000

33,6

12

45000

1512000

ИТОГО

50

100

-

2250000

200

100

-

9000000

220

100


9900000

280

100


12600000

Полуфабрикаты собственного производства




410230




490800




500600




520690

Услуги сторонним организациям




78900




90580




100450




110250

Товарная продукция




2739130




9581380




10501050




13230940

Изменение незавершенного производства за год




35400




34700




38700




40580

Валовая продукция




2774530




9616080




10539750




13271520






Товарная продукция определяется по формуле (3):

Т = ГИ+ПФ +У,                     (3)

Где    ГИ – план сбыта продукции, млн. руб.

         ПФ – полуфабрикаты своего производства, реализованные на сторону, млн. руб.

         У – услуги сторонним организациям, млн. руб.

Валовая продукция определяется по формуле (4):

В = Т + Δ О2  ,                        (4)

В = 359 - 2,5 = 356,5 (млн. руб.)

5. План по труду и заработной плате

         План по труду является  весьма важным при осуществлении процесса планирования

Таблица 5

План по труду и заработной плате

№ п/п

Показатель

Единица измерения

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

1

Выручка от реализации  услуг

руб.

19250000

27000000

30100000

30900000

2

среднесписочная численность

чел

400

469

460

470

3

В том числе основного производства

чел

300

390

400

410

4

Выработка на одного рабочего

руб./чел

48125,00

57569,30

65434,78

65744,68

5

Фонд оплаты труда

руб.

890300,00

987230,00

1255600,00

1305600,00

6

В том числе основных рабочих

руб.

623210,00

691061,00

878920,00

913920,00

7

Заработная плата на рубль  реализованных услуг

руб.

0,05

0,04

0,04

0,04

8

В том числе основного производства

руб.

0,03

0,03

0,03

0,03

9

Средняя заработная плата

руб.

2225,75

2104,97

2729,57

2777,87


6. Планирование материально- технического обеспечения производства

         В рамках данного раздела осуществляют процесс планирования    потребности в основных фондах организации.

В таблице 6 представлен расчет общей потребности оборудования.

Таблица 6

Расчет общей потребности оборудования  предприятия

№ п/п

Наименование оборудования

Чистый вес сырья, кг

Технологический коэффициент

Годовой фонд эффективного рабочего времени

Производительность, кг/ч

Количество единиц оборудования

2004 год

2004 год

1

Автомобильный кран

48346800

1,15

6475

1870

4

2

Башенный кран

6547

925

7

3

Бульдозер

6789

1784

3

4

Грузовой автомобиль

6334

956

4

5

Скрепер

6578

1841

3

6

Автобетономешалка

6457

1875

3

Расчет стоимости основных производственных фондов представлен таблице 7.

Таблица 7

План основных производственных фондов

№ п\п

Виды и наименование ОПФ

2004

количество, шт.

цена, тыс. руб.

всего, тыс. руб.

1

Автомобильный кран

4

178

712

2

Башенный кран

7

298

2086

3

Бульдозер

3

214

642

4

Грузовой автомобиль

4

170

680

5

Скрепер

3

186

558

6

Автобетономешалка

3

218

654


ИТОГО по оборудованию

-

-

5332

7

Вагончики строительные

6

60

360

В таблице 8 отображена потребность в основных фондах.

Таблица 8

 План материально- технического обеспечения производства  предприятия, тыс. руб.

Основные фонды

2004 год

общая потребность

Прирост

Здания и сооружения

987

0

Рабочие машины и оборудование

5322

3247

Транспортные средства

407

62

Вагончики строительные

360

160

ИТОГО

7076

3469

7. Планирование себестоимости продукции

Затраты на реализуемую продукцию это полная себестоимость продукции, подлежащая реализации.

Планирование себестоимости реализуемой продукции осуществляется в соответствии с учетной политикой предприятия. Учетная политика это совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

Функциями учетной политики являются[3,с . 129]:

1.      Контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, составом производственных затрат, составом прибыли и убытков.

2.      Управление:

a.       Себестоимостью

b.      Рентабельностью

c.       Обязательствами, включая капитал и фонды.

Основными методическим аспектами учетной политики являются:

1.            Порядок начисления амортизации по основным средствам

2.            Порядок начисления износа по нематериальным активам

3.            Метод оценки материальных ресурсов

4.            Метод определения выручки от реализации продукции

5.            Порядок создания резервов по долгам

6.            Варианты распределения чистой прибыли

7.            Порядок отражения в учета выплаты дивидендов и т.д.

Объектом бухгалтерского учета являются:

1.      Основные средства

2.      Нематериальные активы

3.      Оборотные средства

4.      Финансовые вложения

Объектами налогообложения являются:

1.      Имущество предприятия

2.      Затраты

3.      Выручка

4.      Финансовые результаты

Планирование затрат осуществляется в соответствии со сметой затрат.

Таблица 9

План по себестоимости  продукции предприятия

Показатель

Норматив

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Годовой  объем

Себестоимость продукции, руб.  в т . ч.


1687500

6750000

7425000

9450000

25312500

материальные расходы

0,5

843750

3375000

3712500

4725000

12656250

Расходы на оплату труда

0,25

421875

1687500

1856250

2362500

6328125

амортизация

0,17

286875

1147500

1262250

1606500

4303125

прочие расходы

0,08

135000

540000

594000

756000

2025000

Себестоимость СМР, тыс. руб.


15742000

16668000

18705200

16945800

68061000

в том числе материальные затраты

0,5

7871000

8334000

9352600

8472900

34030500

затраты на оплату труда

0,25

3935500

4167000

4676300

4236450

17015250

Амортизация


2676140

2833560

3179884

2880786

11570370

Прочие


1259360

1333440

1496416

1355664

5444880

Общая сумма себестоимости


17429500

23418000

26130200

26395800

93373500

Полная себестоимость продукции, подлежащей к выпуску в планируемом году, отличается от себестоимости реализуемой продукции, на базе которой определяется сумма прибыли. Разница обусловлена наличием остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и величиной остатков продукции, которые не будут реализованы в конце планируемого периода.

Исходя из объема реализуемой продукции, затраты на реализуемую продукцию составят:

Срп=Со1+Стп-Со2,                          (5)

Срп – затраты на реализованную продукцию на предстоящий период

Со1 – фактическая производственная себестоимость остатков готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода

Стп – плановая полная себестоимость товарной продукции, планируемая к выпуску в предстоящем периоде.

Со2 – плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода.

Со2=Стп (4квартала)/90  * H,                   (6)

Стп (4квартала) – производственная себестоимость товарной продукции 4-го квартала

Н – норма запасов в днях.

8. Планирование прибыли

С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод "издержки – объем – прибыль". Он представляет следующие возможности: определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; установить размер желаемой прибыли; увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, динамики объемов продаж). Этот метод также называют методом "безубыточности".

Для коммерческих компаний очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль.

Это составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии.

Планирование прибыли производится раздельно, по всем видам деятельности предприятия.

В наиболее общем виде прибыль это разница между ценой и себестоимостью. Но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует различать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализованной продукции.

Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, по которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода.

ПТП=ЦТП-СТП,                            (7)

ПТП – прибыль по товарному выпуску планируемого периода.

ЦТП – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов и товарно-сбытовых скидок).

СТП – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитывается по смете затрат).

Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:

ПРП=ВРП-СРП,                    (8)

ПРП – планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде.

ВРП – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов и торгово-бытовых скидок)

СРП – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции принимает вид:

ПРП=ПО1+ПТП-ПО2,                            (9)

ПРП – прибыль от реализации продукции в планируемом периоде

ПО1 – прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода.

ПТП – прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде.

ПО2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

Методы планирования прибыли[8, с. 258]:

1.      Метод прямого счета. Включает в себя показатели объема товарной продукции в натуральном выражении, цену реализации единицы продукции и полную себестоимость единицы продукции. Этот метод точный, простой, но имеет недостатки. Это трудоемкость при большой номенклатуре. И не позволяет выявить влиянии отдельных факторов на величину прибыли.

2.      Аналитический метод. В отличие от прямого счета может охарактеризовать влияние отдельных факторов на величину прибыли, используется при большом ассортименте изделий, когда невозможно использовать метод прямого счета. При этом методе неизвестна себестоимость, он менее точен. Недостаток этого метода в том, что определение прибыли рассматривается только по сравнимой товарной продукции, т.е. по такой продукции, которая выпускалась в предыдущем периоде. Суть: сначала рассчитывается базовая прибыль и базовая рентабельность. По показателю базовой рентабельности исчисляется прибыль планируемого года, исходя из объема товарной продукции планируемого года, но по себестоимости текущего периода. Выполняется расчет экономии от снижения себестоимости по сравнимой товарной продукции. Рассчитывается влияние на прибыль отдельных факторов (повышение качества продукции, снижение цен). Результаты расчетов оформляются сводной таблицей, в которой определяется итоговая сумма. Это прибыль от реализации продукции.

3.      Использование финансово-производственных рычагов. При этом методе рассматривается соотношение между постоянными и переменными затратами и рассматривают его влияние (соотношения) на величину прибыли. Эта зависимость называется эффектом производственного рычага. Эффект проявляется в силе его воздействия. Сила воздействия производственного рычага равна в числителе выручка от реализации продукции минус переменные затраты (маржинальная прибыль), в знаменателе прибыль от реализации продукции. 

Таблица 10

План по прибыли

№ п/п

Показатель

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

ИТОГО за год

1

Выручка от реализации продукции и СМР, руб.

19250000

27000000

30100000

30900000

107250000

2

Затраты на производство продукции и СМР, руб.

17429500

23418000

26130200

26395800

93373500

3

Сальдо внереализационных доходов и расходов, руб.

-140000

-250000

140000

360000

110000

4

Проценты по кредиту, руб.

22500

22500

22500

22500

90000

5

Прибыль планового периода, руб.

563758

2251332

2476494,8

3151354,2

8442939

6

Налог на прибыль, руб.

157852,24

630372,96

693418,544

882379,176

2364022,92

7

Нераспределенная прибыль, руб.

405905,76

1620959,04

1783076,256

2268975,024

6078916,08

8

То же нарастающим итогом, руб.

405905,76

2026864,8

3809941,056

6078916,08

6078916,08

9. Финансовое планирование

        Текущее финансовое планирование является планированием "осуществления", оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия также состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках и плана бухгалтерского баланса.

        Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в каком-то квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.

        Процесс текущего финансового планирования можно рассмотреть на примере составления годового плана движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. План движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предполагается получить в течение года или квартала. При необходимости привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск акций и/или облигаций. В расходной части – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит (в части, причитающейся соответственно с действующим порядком за счет прибыли), направления использования чистой прибыли (накопления, потребление, резервный фонд)[9,с . 99].

        Налог на добавочную стоимость и акцизы в плане движения средств не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли. Как в доходной, так и в расходной частях плана отражаются поступления (притоки) и расходы (оттоки) денежных средств по трем видам деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой. Сальдо по каждому виду деятельности образуется как разность итоговых величин разделов доходной и расходной частей.

        С помощью такой формы плана предприятие может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах.

        Благодаря плану движения денежных средств планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия. Это дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита средств. В плане должны быть представлены источники покрытия дефицита, в этом случае план считается окончательно составленным.

        Разработка плана движения денежных средств происходит в несколько этапов. На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли. Плановая сумма амортизационных отчислений определяется на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов (по группам) и норм амортизуемых отчислений.

        На втором этапе на основе нормативов составляется система затрат, которая включает основные расходы на сырье и материалы ( в соответствии с техническими требованиями), прямые издержки на оплату рабочей силы (научно обоснованные основные ставки заработной платы) и накладные расходы. Стандартные нормы затрат разрабатываются на основе определенной методики. Уровень принятых стандартов позволяет выявить те участки предприятия, которые мешают его эффективному функционированию и препятствуют выпуску конкурентоспособной продукции[11, с. 111].

        На следующем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем году в результате изменения: себестоимости сравниваемой продукции; цен на реализуемую продукцию предприятия; цен на покупные материалы и комплектующие; оценки основных средств и капиталовложений предприятия; оплаты труда (в связи с возможной инфляцией).

        Необходимым условием разработки плана является сбалансированность объема производства с прогнозом объема реализации продукции. Для предприятия целесообразно задействовать все производственные мощности и оптимизировать величину материальных запасов. Это является неотъемлемой частью составления годового производственного плана.

        Следующим документом является плановый отчет о прибылях и убытках, в котором уточняется спрогнозированный на перспективу размер получаемой прибыли на предстоящий год.

        Так как в России небольшой опыт разработок финансовых планов большой интерес вызывают зарубежные методики планирования. Например, "метод разработки финансового плана на нулевой основе". Каждый вид деятельности в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование. Для этого менеджеры должны подготовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем прибыли от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. Если окажется, что у какой-то сферы деятельности низкий рейтинг, то может оказаться целесообразно перевести ресурсы в более эффективную сферу.

        Заключительным документом финансового плана является составление бухгалтерского баланса на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах в активах и пассивах в результате планированных мероприятий, и показывает состояние имущества и финансов предприятия.

        В результате сравнения фактических показателей с плановыми осуществляется финансовый контроль. Особое внимание при этом уделяется следующему[13, с. 139]:

    • выполнению статей текущего финансового плана для выявления отклонений и причин, которые сигнализируют от улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства на это;
    • определению темпов роста доходов и расходов за прошедший год для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов;
    • наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового года

Точка самоокупаемости предприятия - это точка его безубыточности, в которой общая выручка от реализации товаров покрывает суммарные издержки, а значение прибыли равно 0. Точка самоокупаемости определяется по формуле (10)[5, с. 289]:


,                        (10)

Графическая модель достижения безубыточности организацией изображена на рисунке 1.

 

издержки, руб.                                                                 переменные издержки

                                             выручка от реализации

                                                         ТБУ


                                                                                                         постоянные

                                                                                                        издержки



                                                                                                        

                                                                               объем производства, шт.

Рис. 1. Графическая модель достижения безубыточности организации

Таблица 11

Прирост текущих активов и пассивов организации

№ п/п

Показатель

1 кв

2 кв

3 кв

4кв

ИТОГО за год

1

Выручка от реализации, руб.

19250000

27000000

30100000

30900000

107250000

2

Текущие активы (к об = 15)

1283333,33

1800000,00

2006666,67

2060000,00

7150000

3

Текущие пассивы (К об = 12)

1604166,67

2250000,00

2508333,33

2575000,00

8937500

4

Прирост текущих активов

458000

516666,67

206666,67

53333,33

1234666,667

5

Прирост текущих пассивов

589000

645833,33

258333,33

66666,67

1559833,333

        Прогноз движения денежных средств – финансовый документ, получающий в российской практике в последние годы все большее распространение. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.

        Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, а следовательно, перспективы роста предприятия и его будущие финансовые потребности[12,с . 278].

        Финансирование инвестиций включается в прогноз после тщательного технико-экономического обоснования и анализа производственных и финансовых инвестиций. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.

        С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходование денежных средств, а значит проверить будущую ликвидность предприятия.

        Прогноз движения денежных средств оформляется в виде баланса, где представлены следующие статьи:

        В разделе "Источники денежных средств" – это доход от основной деятельности, включая амортизацию; другие расходы; эмиссию ценных бумаг; банковские займы; прочие поступления.

        В разделе "Использование денежных средств" – это увеличение товарно-материальных запасов; увеличение основного капитала (инвестиции); заработная плата; другие издержки; прочие платежи, включая налоги, проценты, ссуды.

        После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Ее суть заключается в следующем: определение источников долгосрочного финансирования; формирование структуры и затрат капитала; выбор способов наращивания долгосрочного капитала.



Таблица 12

План движения денежных средств

№ п/п

Показатель

1 кв

2 кв

3кв

4 кв

ИТОГО за год


ПОСТУПЛЕНИЯ






1

Реализация трубной заготовки

2250000

9000000

9900000

12600000

33750000

2

Производств  СМР

17000000

18000000

20200000

18300000

73500000

3

Прирост текущих пассивов

589000

645833,3

258333,3

66666,6

1559833,3

4

Полученные инвестиции

300000

0

0

0

300000

5

Сальдо внерализационных доходов и расходов (+)

0

0

140000

360000

500000


ИТОГО поступлений

20139000

27645833,3

30498333,3

31326666,6

109609833,3


ПЛАТЕЖИ






1

Закупка основных фондов

45000

48000

75890

89000

257890

2

Операционные расходы

1607291,7

5655833,3

7397416,7

7843500,0

22504041,67

3

Сальдо внереализационных доходов и  расходов (-)

140000

250000

0

0

390000

4

Выплата процентов по инвестиционному кредиту

22500

22500

22500

22500

90000

5

Налог на прибыль

157852,24

630372,96

693418,544

882379,176

2364022,92

6

Выплата инвестиционного кредита

0

100000

100000

100000

300000

7

Прирост текущих активов

458000

516666,6667

206666,6667

53333,33333

1234666,667


ИТОГО платежей

2430643,91

7223372,96

8495891,88

8990712,51

27140621,25


ЧИСТЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК

17708356,09

20422460,37

22002441,46

22335954,16

82469212,08


ТО же нарастающим итогом

17708356,09

38130816,47

60133257,92

82469212,08

198441642,6

Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия. В качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату. При планируемом росте объема продаж (объема реализации) активы предприятия должны быть соответственно увеличины, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебеторской задолженности, так как предприятия предоставляют покупателям более длительные отсрочки платежей, расширяют практику продажи товаров на условиях консигнации.

        Рост активов предприятия должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, различных услуг), увеличивается потребность в заемных и привлеченных средствах.

Таблица 13

План баланса

Показатель

1 кв

2 кв

3кв

4 кв

Внеоборотные активы





в том числе основные средства

1480000,0

1700000,0

1890000,0

2030000,0

основные фонды за счет инвестиционного кредита

0,0

0,0

0,0

0,0

Амортизация

289551,1

1150333,6

1265429,9

1609380,8

Остаточная стоимость основных фондов

1190448,9

549666,4

624570,1

420619,2

Текущие активы

1283333,3

1800000,0

2006666,7

2060000,0

Прирост текущих активов

458000,0

516666,7

206666,7

53333,3

ИТОГО АКТИВОВ

4701333,3

5716666,7

5993333,3

6173333,3

Собственные средства

1802260,91

899874,29

1143590,41

962691,64

Нераспределенная прибыль

405905,76

1620959,04

1783076,256

2268975,024

Заемные средства

300000

300000

300000

300000

Текущие пассивы

1604166,67

2250000,00

2508333,33

2575000,00

Прирост текущих пассивов

589000

645833,3333

258333,3333

66666,66667

ИТОГО пассивов

4701333,3

5716666,7

5993333,3

6173333,3

САЛЬДО БАЛАНСА

4701333,3

5716666,7

5993333,3

6173333,3


10. Формирование базы данных для проведения планирования на предприятии







Таблица 14

Показатели операционной, инвестиционной и финансовой деятельности


Показатели

Месяцы

Январь

Февраль

Март

ИТОГО 1 кв

Апрель

Май

Июнь

ИТОГО 2 кв

Июль

Август

Сентябрь

ИТОГО 3 кв

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

ИТОГО 4 кв

ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ПО ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

















1. Поступления денежных средств от реализации продукции

6416667

6416667

6416667

19250000

9000000

9000000

9000000

27000000

10033333

10033333

10033333

30100000

10300000

10300000

10300000

30900000

2. Прочие поступления денежных средств

125000

128125

131328

384453

135800

138516

141286

415602

139860

160839

184965

485664

358900

362489

366114

1087503

ИТОГО валовой положительный денежный поток по операционной деятельности

6541667

6544792

6547995

19634453

9135800

9138516

9141286

27415602

10173193

10194172

10218298

30585664

10658900

10662489

10666114

31987503

3. Затраты денежных средств на производство и реализацию продукции (без амортизации)

4822162

4822162

4822162

14466485

6478980

6478980

6478980

19436940

7229355

7229355

7229355

21688066

7302838

7302838

7302838

21908514

4. Налоги и сборы, уплачиваемые за счет доходов

15489

15985

16496

47970

17890

18462

19053

55406

21000

21672

22366

65038

21458

22145

22853

66456

5. Налоги  и сборы, уплачиваемые за счет прибыли

52617

52617

52617

157852

210124

210124

210124

630373

231140

231140

231140

693419

294126

294126

294126

882379

ИТОГО валовой отрицательный денежный поток по операционной деятельности

4890268

4890764

4891275

14672307

6706994

6707567

6708158

20122719

7481495

7482167

7482860

22446522

7618422

7619109

7619818

22857349

Сумма чистого денежного потока по операционной деятельности

1651399

1654028

1656720

4962146

2428806

2430949

2433129

7292884

2691698

2712005

2735438

8139142

3040478

3043380

3046296

9130154

ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

















1. Поступления денежных средств от реализации основных средств и нематериальных активов

45780

45963

46147

137890

47890

48082

48274

144245

49520

49718

49917

149155

56900

57128

57356

171384

2. Поступления денежных средств от реализации долгосрочных  финансовых инструментов

14789

15869

17027

47685

19870

21321

22877

64067

23578

25299

27146

76023

29780

31954

34287

96021

3. Поступления денежных средств от реализации  ранее планируемых выкупленных акций

25870

26387

26915

79173

27890

28448

29017

85355

30214

30818

31435

92467

32587

33239

33904

99729

4. Прогнозируемая сумма дивидендов и процентов по финансовым инструментам

45600

46056

46517

138173

47890

48369

48853

145111

49500

49995

50495

149990

51460

51975

52494

155929

ИТОГО валовой положительный денежный поток по инвестиционной деятельности

132039

134275

136606

402920

143540

146219

149020

438779

152812

155831

158993

467635

170727

174295

178041

523062

5. Приобретение основных средств

15000

15000

15000

45000

16000

16000

16000

48000

25297

25297

25297

75890

29667

29667

29667

89000

6. Прирост незавершенного капитального строительства

7800

7995

8195

23990

8170

8374

8584

25128

8900

9123

9351

27373

10001

10251

10507

30759

7. Приобретение нематериальных активов

14500

14863

15234

44597

15500

15888

16285

47672

16890

17312

17745

51947

178900

183373

187957

550229

8. Приобретение долгосрочных финансовых инструментов

23690

24282

24889

72862

25890

26537

27201

79628

25600

26240

26896

78736

29800

30545

31309

91654

9. Планируемый выкуп собственных акций

18790

19260

19741

57791

20000

20500

21013

61513

22001

22551

23115

67667

25600

26240

26896

78736

ИТОГО валовой отрицательный поток по инвестиционной деятельности

79780

81400

83059

244239

85560

87299

89081

261940

98688

100522

102403

301613

273968

280075

286335

840378

СУММА ЧИСТОГО ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА по инвестиционной деятельности

52259

52876

53546

158681

57980

58920

59939

176838

54124

55308

56589

166022

-103241

-105780

-108295

-317316

ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ПО ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

















1. Дополнительно привлекаемый собственный акционерный или паевой  капитал

99800

99950

100100

299849

115200

115373

115546

346119

124580

124767

124954

374301

125890

126079

126268

378237

2. Дополнительно привлекаемые  кредиты и займы

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3. Дополнительно привлекаемые краткосрочные кредиты и займы

300000

0

0

300000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4. Прогнозируемое поступление средств в порядке целевого финансирования

79600

79918

80238

239756

98700

99095

99491

297286

100200

100601

101003

301804

105240

105661

106084

316985

ИТОГО валовой положительный поток по финансовой деятельности

479400

179868

180338

839606

213900

214468

215037

643405

224780

225368

225957

676105

231130

231740

232352

695221

1. Выплата (погашение) процентов по  долгосрочным займам

















2. Выплата процентов по краткосрочным займам

7500

7500

7500

22500

7500

7500

7500

22500

7500

7500

7500

22500

7500

7500

7500

22500

3. Прогнозируемые к выплате дивиденды собственникам акций

120400

122928

125510

368838

126400

129054

131765

387219

135600

138448

141355

415403

145800

148862

151988

446650

ИТОГО валовой отрицательный денежный поток по финансовой деятельности

127900

130428

133010

391338

133900

136554

139265

409719

143100

145948

148855

437903

153300

156362

159488

469150

Сумма чистого денежного потока по финансовой деятельности

351500

49440

47328

448268

80000

77913

75772

233686

81680

79420

77102

238202

77830

75378

72864

226072

ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ В ЦЕЛОМ

















1. Остаток денежных средств на начало периода

1500000

3555158

5311501

7069094

12638189

15204974

17772757

20341597

28045004

30872507

33719241

36588370

45131736

48146803

51159781

54170646

2. Валовой положительный денежный поток

7153106

6858935

6864938

20876979

9493240

9499202

9505343

28497786

10550785

10575371

10603248

31729404

11060757

11068524

11076506

33205787

3. Валовой отрицательный денежный поток

5097948

5102592

5107345

15307884

6926454

6931420

6936504

20794378

7723283

7728637

7734118

23186038

8045690

8055546

8065641

24166877

4. Чистый денежный поток

2055158

1756343

1757594

5569094

2566786

2567782

2568840

7703408

2827503

2846734

2869130

8543366

3015067

3012978

3010865

9038910

5. Остаток денежных средств на конец периода

3555158

5311501

7069094

12638189

15204974

17772757

20341597

28045004

30872507

33719241

36588370

45131736

48146803

51159781

54170646

63209556










Таблица 15

Коэффициенты финансового состояния предприятия

Название коэффициента

Значение

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Коэффициент автономии

0,82

0,36

0,39

0,30

Коэффициент финансирования

0,17

0,33

0,26

0,31

Коэффициент текущей задолженности

0,14

0,12

0,10

0,09

Коэффициент маневренности собственного капитала

0,73

0,89

0,86

0,80

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

0,89

2,50

2,19

2,67

Коэффициент абсолютной платежеспособности

0,75

0,77

0,80

0,79

Коэффициент текущей платежеспособности

4,28

6,00

6,69

6,87


Таблица 16

Оценка платежеспособности предприятия

Название

Значение

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Коэффициент оборачиваемости всех активов

6,97

7,71

7,72

7,56

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

15,00

15,00

15,00

15,00

Период оборота всех активов

51,68

46,67

46,60

47,65

Период оборота оборотных активов

24,00

24,00

24,00

24,00

Коэффициент оборачиваемости всего капитала

7,67

9,57

9,33

8,75

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

8,72

10,71

10,28

9,56

Период оборота собственного капитала

41,30

33,61

35,00

37,65

Коэффициент экономической рентабельности

31,63

90,05

88,86

110,14

Коэффициент финансовой рентабельности

18,38

64,30

60,93

70,21

Коэффициент рентабельности текущих затрат

2,33

6,92

6,82

8,60





























Заключение

         В ходе выполнения курсовой работы был достигнута ее основная цель и решены все задачи. Сделаем несколько выводов по работе.

Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже- и кредитоспособностью.

Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

          Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе разработки планов сбыта продукции опреде­ляется общий объем поставок готовой продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам.

        Немалое место отводится производственному планированию. Основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. Содержание производственного плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует фирма.

Годовая  производственная программа  предприятия разрабатывается  на основе уточнения и  конкретизации соответствующих показателей перспективного плана промышленного предприятия.

Производственная программа промышленного предприятия является наиболее главным и самым значимым разделом при планировании деятельности всего предприятия в целом. Она лежит в основе разработки всех последующих планов, как краткосрочных, так и долгосрочных.

Планирование себестоимости реализуемой продукции осуществляется в соответствии с учетной политикой предприятия. Учетная политика это совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

Планирование прибыли производится раздельно, по всем видам деятельности предприятия.

        Текущее финансовое планирование является планированием "осуществления", оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия также состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках и плана бухгалтерского баланса.




Список литературы

1)    Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 1997.- 456с.

2)    Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 352 с.

3)    Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 1999. – 392 с.

4)    Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 1999. – 351 с.

5)               Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.

6)    Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.

7)    Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предпрития. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 1998. – 188 с.

8)    Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 1999. – 319 с.

9)    Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. – 150 с.

10)                      Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 1999. – 111с.

11)          Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –    471 с.

12)          Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.

13)                      Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 1999. – 558с.

14)                      Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 1999. – 656 с.

15)                      Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.