Содержание
Введение. 3
1. Сущность, цели и задачи планирования в управлении предприятием. 5
2. Содержание и структура тактического (оперативного) планирования. 7
3. Планирование реализации продукции. 10
4. Планирование производственной программы.. 12
5. План по труду и заработной плате. 24
6. Планирование материально- технического обеспечения производства. 25
7. Планирование себестоимости продукции. 26
7. Планирование прибыли. 28
8. Финансовое планирование. 32
9. Формирование базы данных для проведения планирования на предприятии 39
Заключение. 48
Список литературы.. 50
Введение
Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств. В последние годы произошли серьезные изменения в экономике России. В результате реформ появился развитый негосударственный сектор экономики, новые формы собственности, банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Изменились условия государственного регулирования, была введена система налогообложения. Все это привело к повышению роли распределительных отношений.
Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков хозяйствующего объекта. Необходимы тщательная оценка и контроль всех процессов и отношений предприятия.
Если ранее при командно-административной системе финансовой службе отводилась роль исполнителя, то теперь в более сложных рыночных условиях предприятие само несет ответственность за все негативные последствия и просчеты планов ухудшением своего финансового положения, а зачастую и банкротством.
Таким образом, важно заметить не только необходимость тщательного планирования, но также профессионального подхода предприятия к этому планированию. Это значит, что возросла роль образования и опыта в сфере финансового планирования.
Однако нельзя забывать о ряде факторов, ограничивающих его использование на предприятиях. Прежде всего, это – нестабильность на отечественном рынке. Политическая неустойчивость приводит к шаткому положению в российской экономике, так как отсутствует эффективная нормативно-правовая база отечественного бизнеса, очень тяжелая налоговая система, а также затрудняется возможность получить кредит от зарубежных инвесторов, которые боятся потерять свои деньги.
Доля предприятий, которые располагают финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок крайне мала. Только крупные компании имеют возможности для осуществления эффективного финансового планирования и привлечения высококвалифицированных специалистов, хотя мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, а, значит, потребность в планировании больше. Внешняя среда больше влияет на небольшие предприятия и менее поддается анализу.
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой стороны – предприятие уменьшает число неиспользованных возможностью путем анализа. Это возможно благодаря воплощению выработанных стратегических целей в конкретные финансовые показатели. Финансовое планирование позволяет определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции.
Целью данной работы выступает проведение планирования на предприятии. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть роль и место планирования в управлении предприятием
2) рассмотреть содержание и структуру тактического плана
3) провести планирование реализации продукции
4) провести планирование производственной программы
5) составить план по труду и заработной плате
6) провести планирование материально- технического обеспечения производства
7) провести планирование себестоимости продукции
8) провести планирование прибыли
9) провести финансовое планирование
10) сформировать базу данных для проведения планирования на предприятии
1. Сущность, цели и задачи планирования в управлении предприятием
Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже- и кредитоспособностью.
Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.
Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, экономическим стимулированием и так далее. Таким образом, финансовое планирование может оказывать влияние на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.
Важным фактором является также контроль за соблюдением интересов акционеров и инвесторов.
Сущность планирования представляется двумя аспектами[3, с. 55]:
- общий или экономический аспект: планирование – это упорядоченный основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем;
- управленческий аспект: план- это результат упорного , основанного на обработке процесса по разработке проекта, который определяет параметры для достижения конечных целей.
Таким образом, сущность планирования выражается в его конечной цели. Высшая цель планирования - быть действенным механизмом и инструментом для достижения целей предприятия, то есть своевременно выявлять средства, альтернативы, шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.
С экономической точки зрения планирование- механизм, который заменяет цены и рынок. С управленческой точки зрения планирование- часть менеджмента, которую можно определит как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения целей.
Основные принципы планирования[1, 4 и др.]:
1) Принцип единства предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь систематичный характер;
2) Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции;
3) Принцип непрерывности означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно и в рамках установленного цикла;
4) Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств;
5) Принцип точности означает, что план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью.
2. Содержание и структура тактического (оперативного) планирования
В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Оперативный план необходим для эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов[4,с . 179].
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
Платежный календарь позволяет решать следующие задачи[4, с. 147]:
- организация учета временной "стыковки" денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
- формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;
- ежедневный учет изменений в информационной базе;
- анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
- расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной "нестыковки" денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;
- анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.
Платежный календарь составляют на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Необходимо учитывать объемы производства и реализации, состояние запасов, дебиторскую задолженность в целях контроля за финансовым планом. Притоки и оттоки денежных средств должнгы быть сбалансированы. Информационной базой платежного календаря служат планы, составленные на предприятии: план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений; а также выписки по счетам предприятия и приложения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработной платы; внутренние приказы.
Процесс составления платежного календаря можно разделить на 6 этапов:
1. Выбор периода планирования. Как правило, это – квартал или месяц; декада.
2. Планирование объема реализации продукции (работ, услуг) осуществляется с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменений остатков за период планирования.
3. Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов).
4. Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде.
5. Определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планированияэ
6. Подведение итогов показывает недостаток или излишек средств у предприятия.
Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств на расчетном счете, которые являются страховым запасом. Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями с учетом остатка средств на счетах означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этом случае необходимо перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период, ускорить по возможности отгрузку и реализации продукции, принять меры по изысканию дополнительных источников. Излишек говорит о стабильности и платежеспособности предприятия.
На многих предприятиях составляется налоговый календарь, в котором указывается порядок и суммы налогов, что позволяет избежать пени.
Кроме платежного календаря должен составляться также кассовый план. Это – план оборота наличных денежных средств через кассу. Кассовый план не только отражает платежеспособность предприятия, но и необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных денег.
Коммерческому банку, обслуживающему предприятие, так же необходим его кассовый план для, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.
Исходные данные для составления кассового плана: предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств, не входящих в фонд оплаты труда, информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами (выручка от реализации путевок, командировочные расходы и другие), сведения о сумме налогов, а также календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней платежей.
Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание уделяется распределению прибыли. Завершают аналитическую записку выводами о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.
3. Планирование реализации продукции
В процессе разработки планов сбыта продукции определяется общий объем поставок готовой продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам: [7,с . 189]
Vп = Он + ПР – ПРс – Зп, (1)
Где Vп — общий объем поставок продукции;
Он — остаток готовой продукции на складе на начало планируемого года;
ПР — количество продукции, произведенной в плановом периоде;
ПРс — количество продукции, используемой для собственных нужд;
3п — нормативный, переходящий запас (остаток) на конец планируемого периода.
Для определения остатков готовой продукции на складе на начало планируемого года к фактическому остатку на определенную ближайшую дату прибавляется плановый объем выпуска товарной продукции за период между данной датой и началом планируемого года и вычитается запланированный за этот период времени объем поставки. С наступлением планового года остатки уточняются.
Нормативный, переходящий запас на конец планируемого периода рассчитывается по соответствующим методикам (например, статистическим методом, с помощью оптимизационных моделей, модели Уилсона и др.).
Таблица 1
Исходные данные для составления плана реализации
Показатели |
Значение |
ПРОДУКЦИЯ 1 |
|
Объем реализованной трубной заготовки, тыс. м пог. |
|
1 кв |
50 |
2 кв |
200 |
3 кв |
220 |
4 кв |
280 |
Цена реализации, руб / тыс. м пог. |
45000 |
ПРОДУКЦИЯ 2 |
|
Объем реализации СМР, тыс. руб |
|
1 кв |
17000 |
2 кв |
18000 |
3 кв |
20200 |
4 кв |
18300 |
Таблица 2
План реализации трубной заготовки
Показатель |
Нормативы |
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
Годовой объем |
Объем реализованной трубной заготовки, тыс. м пог. |
|
50 |
200 |
220 |
280 |
750 |
Цена реализации, руб / тыс. м пог. |
|
45000 |
45000 |
45000 |
45000 |
|
Нормативная прибыль, руб. |
0,25 |
562500 |
2250000 |
2475000 |
3150000 |
8437500 |
Себестоимость продукции, руб. в т . ч. |
|
1687500 |
6750000 |
7425000 |
9450000 |
25312500 |
материальные расходы |
0,5 |
843750 |
3375000 |
3712500 |
4725000 |
12656250 |
Расходы на оплату труда |
0,25 |
421875 |
1687500 |
1856250 |
2362500 |
6328125 |
Амортизация |
0,17 |
286875,0 |
1147500,0 |
1262250,0 |
1606500,0 |
4303125 |
прочие расходы |
0,08 |
135000,0 |
540000,0 |
594000,0 |
756000,0 |
2025000 |
Операционные расходы (за вычетом амортизации), руб. |
|
1400625,0 |
5602500,0 |
6162750,0 |
7843500,0 |
21009375,0 |
Таблица 3
План реализации СМР
Показатель |
Норматив |
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
Годовой объем |
|
Объем реализации СМР, тыс.руб. |
17000 |
18000 |
20200 |
18300 |
73500 |
||
Нормативная прибыль, тыс. руб. |
1258 |
1332 |
1494,8 |
1354,2 |
5439 |
||
Себестоимость реализации СМР, тыс. руб. |
15742 |
16668 |
18705,2 |
16945,8 |
68061 |
||
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
15742 |
16668 |
18705,2 |
16945,8 |
68061 |
||
В том числе |
|
|
|
|
|
||
материальные затраты |
0,5 |
7871 |
8334 |
9352,6 |
8472,9 |
34030,5 |
|
Затраты на оплату труда |
0,25 |
3935,5 |
4167 |
4676,3 |
4236,45 |
17015,25 |
|
амортизация |
|
2676,14 |
2833,56 |
3179,884 |
2880,786 |
11570,37 |
|
прочие |
|
1259,36 |
1333,44 |
1496,416 |
1355,664 |
5444,88 |
|
Операционные расходы |
13065,86 |
13834,44 |
15525,316 |
14065,014 |
56490,63 |
||
4. Планирование производственной программы
Немалое место отводится производственному планированию. Основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. Содержание производственного плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует фирма.
План производства желательно приводить в перспективе на 2-3 года. Очень полезной здесь может быть схема производственных потоков, которая наглядно покажет откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться. Важно уточнить, каким образом будет осуществляться контроль за качеством продукции.
План производства и реализации продукции для промышленного предприятия определяет его производственную программу и является ведущим разделом в планировании деятельности.
План производства и реализации продукции- центральный раздел плана деятельности всего предприятия в целом. Все остальные разделы разрабатываются на основе этого плана.
Планирование производства промышленного предприятия обеспечивает неуклонный рост выпуска продукции, улучшение ее структуры (что характеризуется изменением удельных весов отдельных изделий и их групп в общем объеме продукции), повышение качества продукции, наиболее полное удовлетворение спроса потребителей, возможно и более полное использование производственной мощности предприятия.
При планировании и анализе производственной программы применяются натуральные и стоимостные показатели. В многономенклатурной программе суммарный объем работ нельзя выразить в натуральных показателях. Для этой цели используются стоимостные показатели. Пли планировании производственной программы учитываются две категории продукции: готовая продукция и незавершенная продукция.
При планировании производственной программы на промышленном предприятии рассматривается задача составления расписания ведения работ на всех объектах в плановом периоде (составляется календарный график). При этом следует руководствоваться следующими основными принципами[3, с. 125]:
1) в производственную программу должны включаться реальные объекты;
2) следует предусмотреть концентрацию ресурсов;
3) необходимо увязать плановый объем работ с производственной мощностью промышленного предприятия;
4) распределение работ должно быть осуществлено таким образом, чтобы обеспечить ритмичность работы всего предприятия в целом;
5) в производственной программе необходимо предусмотреть увязку объемов работ, выполненных собственными силами и вспомогательным производством.
Исходными данными для разработки производственной программы промышленного предприятия являются[2, с. 204]:
1) данные расчетов производственной мощности предприятия;
2) договора с заказчиками и другими предприятиями;
3) протоколы согласований объемов работ;
4) титульные списки;
5) графики выдачи проектно-сметной документации:
а) проект организации производства;
б) проект производства работ;
в) смета затрат производства;
6) графики выдачи в монтаж оборудования и материалов, поставляемых заказчиком;
7) ве6домость объемов работ;
8) распределение объемов работ по исполнителям.
В плане производства содержатся следующие основные показатели[1, с. 45]:
- объем реализации продукции;
- объем товарной продукции;
- номенклатура продукции (план производства продукции в натуральном выражении).
Основным показателем общего объема продукции является реализованная продукция. Этот объем может выражаться в действующих и неизменных ценах.
Наряду с этим основным показателем для планирования деятельности промышленного предприятия в качестве промежуточных показателей в плановых расчетах используются показатели валовой и товарной продукции. Товарная продукция представляет собой денежную оценку всех изготовленных в соответствующий период конкретных изделий. В состав товарной продукции изделия зачисляются после того, как они полностью закончены обработкой, укомплектованы, приняты органами технического контроля в соответствии с существующими техническими условиями и сданы на склад готовой продукции. Товарная продукция- это продукция, изготовленная за соответствующий период. Однако только часть работ, связанных с изготовлением товарной продукции, выполнена в торт период, в который она оформлена. Поэтому величина товарной продукции неполно и неточно характеризует объем производственной деятельности промышленного предприятия. Показателем, выражающим этот объем, является валовая продукция. Валовая продукция определяется как алгебраическая сумма товарной продукции и изменения стоимости остатка незавершенного производства за соответствующий период. Если за этот период величина незавершенного производства возрастает, то валовая продукция по своей величине будет больше товарной и, наоборот.
Как товарная, так и валовая продукция может быть выражена либо в текущих ценах (то есть ценах, действующих в соответствующий период), либо в неизменных (стабильных ) ценах. В практике планирования и учета на промышленном предприятии величина товарной продукции обычно используется для обоснования финансовых результатов деятельности предприятия. На ее основе разрабатывается плановая себестоимость продукции, определяется план по реализации продукции и прибыли. Поэтому товарная продукция, как правило, выражается в текущих, действующих ценах. С другой стороны, основное назначение показателя валовой продукции- измерения объема производства и его динамики. Этим целям более соответствует применения неизменных цен.
Реализованная продукция- это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем. В состав реализованной продукции за данный период входят изделия, изготовленные за предшествующий период и находящиеся на начало периода в остатках готовой продукции. С другой стороны, часть товарной продукции данного периода остается нереализованной, тот есть входит в остатки готовой продукции и товары отгруженные (неоплаченные) на конец периода.
Таким образом, реализованная продукция может быть определена как товарная продукция, увеличенная на величину входных и уменьшенная на величину выходных остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных.
Показатели планового объема производства определяется на основе заданий по производству продукции в натуральном выражении.
Таким образом, наиболее значимыми показателями производственной программы промышленного предприятия выступают[4, с. 156]:
1) ввод в действие производственных мощностей. Это показатель характеризует конечные результаты;
2) объем продукции, подлежащей реализации.
Показатель реализованной продукции складывается из составляющих по формуле (2):
, (2)
где - полная стоимость продукции, расчеты которой производятся в плановом году, тыс. руб.
- стоимость продукции, расчеты по которой производятся ежеквартально, тыс. руб.
d – доля стоимости j – ой продукции, расчеты по которой производятся по окончании периода
- стоимость товаров, реализуемых в плановом году, по которым в предыдущие годы проводились промежуточные расчеты и объем продукции, оплаченной в предыдущие годы, тыс. руб.
Начинается составление производственной программы с разработки номенклатурного плана производства.
Годовая производственная программа предприятия разрабатывается на основе уточнения и конкретизации соответствующих показателей перспективного плана промышленного предприятия. При составлении годовой программы должен быть учтен ряд требований. Прежде всего, эта программа должна быть увязана с платежеспособным спросом населения и потребителей. Изделий, которые останутся нереализованными, в плане производства быть не должно ( в том числе и изделий, предусмотренных планом новой техники). Программа должна быть обеспечена материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, соответствовать производственным возможностям промышленного предприятия, учитывать его специализацию[5, с. 222].
Основными исходными расчетами, которые выполняются при разработке плана производства, являются расчеты ожидаемого выполнения плана текущего (базисного) года, расчеты величины производственной мощности и коэффициенты ее использования, расчеты величины трудоемкости производственной программы и коэффициента сменности использования оборудования.
Все плановые задания определяются в виде абсолютных величин, характеризующих работу в плановом году (объем продукции в тыс. руб., выпуск литья в тоннах и так далее). При этом разработка плановых заданий происходит до того, как получен отчет предыдущего года. В связи с этим одной из важнейших задач при составлении и разработке производственной программы на промышленном предприятии является определение величины ожидаемого выполнения плана по всем основным показателям.
Ожидаемое выполнение плана может быть определено тем достовернее, чем меньше времени осталось до конца года. Поэтому в процессе проработки и уточнения проекта плана величина ожидаемого выполнения плана неоднократно подвергается уточнению.
При определении и уточнении величины ожидаемого выполнения учитываются итоги выполнения плана за прошедший период (достигнутые процент выполнения плана и абсолютная величина перевыполнения).
Следующим основным расчетом, без которого не может быть обосновано определен план производства промышленного предприятия, является расчет величины трудоемкости производственной программы. В силу различий в уровнях материалоемкости и рентабельности изменение величины стоимости продукции далеко не всегда характеризует действительное изменение объемы производственной деятельности промышленного предприятия. Фактически же объем деятельности определяется не стоимостью изготовленной продукции, а трудоемкостью этой продукции.
Задача расчета трудоемкости состоит в том, чтобы определить, как повлияет изменение номенклатуры на величину трудоемкости. Содержание его состоит в том, что трудоемкость по отчету предыдущего года, ожидаемому выполнению текущего года и проекту программы на планируемый год рассчитывается в одних и тех же нормах.
Для того, чтобы влияние изменений было выявлено более точно, при расчете должны быть использованы средние плановые нормы планируемого периода. При использовании норм отчетного периода величина структурных сдвигов может получиться завышенной.
В том случае если производственная программа промышленного предприятия включает большое число типоразмеров изделий, расчет обычно ведется не по каждому изделию, а по их группам. При этом исходят из средней удельной трудоемкости изделий каждой группы.
Зачастую в проект производственной программы включаются новые изделия, по которым техническая подготовка производства в период проработки плана еще не закончена. Трудоемкость таких изделий определяется приближенно. На практике используются преимущественно два метода такого приближенного определения трудоемкости. Если имеются уже освоенные на данном предприятии аналогичные изделия, то трудоемкость нового изделия берется по аналогии ранее освоенным. Обычно в этих целях устанавливается (на основе анализа конструкции или состава изделия) коэффициент приравнивания. При этом необходимо следить, чтобы коэффициент приравнивания правильно отражал сложность новых изделий. Как правило, один и тот же коэффициент должен применяться при определении оптовой цены и трудоемкости нового изделия.
Если метод аналогии применить не представляется возможным, то по всем новым изделиям берется средняя трудоемкость на 1000 рублей, сложившаяся по новой продукции в предшествующие периоды.
В конечном счете, расчет трудоемкости показывает, каковы темпы и величина изменения трудоемкости. Этот показатель очень важен для оценки уровня напряженности плановых заданий на промышленном предприятии. Нередко в результате проведения таких расчетов в величину плановых заданий вносят существенные корректировки.
Определенное контрольное и аналитическое значение имеют также расчет величины коэффициента сменности работы оборудования и расчет использования основных фондов (величины фондоотдачи). План должен ориентировать предприятия на улучшение этих показателей.
После того, как определилось задание по номенклатуре продукции, уточняются объемные показатели производства. Задача здесь состоит в том, чтобы определить абсолютную величину реализуемой продукции.
Задания по номенклатуре и по величине реализованной продукции должны быть строго увязаны между собой. При выполнении номенклатурной программы на 1100 % объем продукции также должен быть выполнен на 100 %. Недопустимы такие случаи, когда стоимость ( по оптовым ценам) плановой номенклатуры дает сумму большую, чем установленное плановое задание по объему продукции. По существу это означало бы, что планом предусмотрено невыполнение номенклатуры (так как трудовые и денежные ресурсы выделяются исходя из объемов производства, их было бы недостаточно для выпуска всей плановой номенклатуры). С другой стороны, неправильно будет, если сумма, получающаяся при расчете стоимости всех изделий номенклатурного плана, будет меньше плановой суммы объема продукции. В этом случае то часть объема продукции, которая не обеспечена номенклатурой, не будут учитываться при расчете мощности, при определении потребности в материалах.
Таким образом, задача определения плановой величины реализованной продукции сводится к определению оптовых цен всех изделий, предусмотренных номенклатурным планом производства и поставок и общей стоимости их выпуска.
После определения плановой величины объема производства рассчитывается темп роста объема производства. Для определения темпа роста продукция оценивается в неизменных ценах.
Однако при этом необходимо обеспечить сопоставимость самих неизменных цен. За неизменные цены могут приниматься принятые в плане разовые цены и временные цены. Поэтому ежегодно при составлении плана отчет за предыдущий год (или ожидаемое выполнение плана этого года) пересчитывается в цены, принятые в плане на очередной год. В плановых органах такой перерасчет называется перерасчетом объема продукции по методологии плана такого- то года. После этого определяется темп роста объема реализованной продукции на планируемый год. Этот показатель, в частности, используется при начислении поощрительных фондов промышленного предприятия.
Основным расчетом, обосновывающим производственную программу промышленного предприятия, является расчет производственных мощностей и их использования.
Под производственной мощностью понимают максимально возможный годовой выпуск продукции высокого качества ( в номенклатуре, установленной планом) при полном использовании оборудования и наилучших организационно- технических условиях [6, с 98]. Так как производственная мощность определяется для обоснования программы, она выражается в тех же единицах, в которых установлен план.
Как правило, производственная мощность определяется в расчете на годовой выпуск продукции (годовая мощность). С развитием производства величина производственной мощности увеличивается в результате расширения парка оборудования, улучшения его состава, совершенствования конструкций изделий и технологии их изготовления. Вместе с тем имеются факторы, уменьшающие величину производственной мощности. Главный из них – усложнение номенклатуры продукции.
Правильное определение производственной мощности имеет большое значение для обоснованного решения вопросов работы промышленного предприятию Расчет производственной мощности производится предприятием ежегодно.
Таким образом, производственная программа промышленного предприятия является наиболее главным и самым значимым разделом при планировании деятельности всего предприятия в целом. Она лежит в основе разработки всех последующих планов, как краткосрочных, так и долгосрочных.
Таблица 4
Производственная программа предприятия
Ассортимент хлебных изделий |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
квартал |
||||||||||||
План сбыта в натуральном выражении |
Цена, руб |
План сбыта , руб. |
План сбыта в натуральном выражении |
Цена, руб |
План сбыта , руб. |
План сбыта в натуральном выражении |
Цена, руб |
План сбыта , руб. |
План сбыта в натуральном выражении |
Цена, руб |
План сбыта , руб. |
|||||
тыс. м пог |
удельный вес в итоге |
тыс. м пог |
удельный вес в итоге |
тыс. м пог |
удельный вес в итоге |
тыс. м пог |
удельный вес в итоге |
|||||||||
Трубные заготовки № 1 |
10 |
20 |
45000 |
450000 |
50 |
25 |
45000 |
2250000 |
52,8 |
24 |
45000 |
2376000 |
81,2 |
29 |
45000 |
3654000 |
Трубные заготовки № 2 |
18,5 |
37 |
45000 |
832500 |
70 |
35 |
45000 |
3150000 |
72,6 |
33 |
45000 |
3267000 |
109,2 |
39 |
45000 |
4914000 |
Трубные заготовки № 3 |
10,5 |
21 |
45000 |
472500 |
48 |
24 |
45000 |
2160000 |
48,4 |
22 |
45000 |
2178000 |
56 |
20 |
45000 |
2520000 |
Трубные заготовки № 4 |
11 |
22 |
45000 |
495000 |
32 |
16 |
45000 |
1440000 |
46,2 |
21 |
45000 |
2079000 |
33,6 |
12 |
45000 |
1512000 |
ИТОГО |
50 |
100 |
- |
2250000 |
200 |
100 |
- |
9000000 |
220 |
100 |
|
9900000 |
280 |
100 |
|
12600000 |
Полуфабрикаты собственного производства |
|
|
|
410230 |
|
|
|
490800 |
|
|
|
500600 |
|
|
|
520690 |
Услуги сторонним организациям |
|
|
|
78900 |
|
|
|
90580 |
|
|
|
100450 |
|
|
|
110250 |
Товарная продукция |
|
|
|
2739130 |
|
|
|
9581380 |
|
|
|
10501050 |
|
|
|
13230940 |
Изменение незавершенного производства за год |
|
|
|
35400 |
|
|
|
34700 |
|
|
|
38700 |
|
|
|
40580 |
Валовая продукция |
|
|
|
2774530 |
|
|
|
9616080 |
|
|
|
10539750 |
|
|
|
13271520 |
Товарная продукция определяется по формуле (3):
Т = ГИ+ПФ +У, (3)
Где ГИ – план сбыта продукции, млн. руб.
ПФ – полуфабрикаты своего производства, реализованные на сторону, млн. руб.
У – услуги сторонним организациям, млн. руб.
Валовая продукция определяется по формуле (4):
В = Т + Δ О2 , (4)
В = 359 - 2,5 = 356,5 (млн. руб.)
5. План по труду и заработной плате
План по труду является весьма важным при осуществлении процесса планирования
Таблица 5
План по труду и заработной плате
№ п/п |
Показатель |
Единица измерения |
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
|
1 |
Выручка от реализации услуг |
руб. |
19250000 |
27000000 |
30100000 |
30900000 |
|
2 |
среднесписочная численность |
чел |
400 |
469 |
460 |
470 |
|
3 |
В том числе основного производства |
чел |
300 |
390 |
400 |
410 |
|
4 |
Выработка на одного рабочего |
руб./чел |
48125,00 |
57569,30 |
65434,78 |
65744,68 |
|
5 |
Фонд оплаты труда |
руб. |
890300,00 |
987230,00 |
1255600,00 |
1305600,00 |
|
6 |
В том числе основных рабочих |
руб. |
623210,00 |
691061,00 |
878920,00 |
913920,00 |
|
7 |
Заработная плата на рубль реализованных услуг |
руб. |
0,05 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
|
8 |
В том числе основного производства |
руб. |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
|
9 |
Средняя заработная плата |
руб. |
2225,75 |
2104,97 |
2729,57 |
2777,87 |
6. Планирование материально- технического обеспечения производства
В рамках данного раздела осуществляют процесс планирования потребности в основных фондах организации.
В таблице 6 представлен расчет общей потребности оборудования.
Таблица 6
Расчет общей потребности оборудования предприятия
№ п/п |
Наименование оборудования |
Чистый вес сырья, кг |
Технологический коэффициент |
Годовой фонд эффективного рабочего времени |
Производительность, кг/ч |
Количество единиц оборудования |
2004 год |
2004 год |
|||||
1 |
Автомобильный кран |
48346800 |
1,15 |
6475 |
1870 |
4 |
2 |
Башенный кран |
6547 |
925 |
7 |
||
3 |
Бульдозер |
6789 |
1784 |
3 |
||
4 |
Грузовой автомобиль |
6334 |
956 |
4 |
||
5 |
Скрепер |
6578 |
1841 |
3 |
||
6 |
Автобетономешалка |
6457 |
1875 |
3 |
Расчет стоимости основных производственных фондов представлен таблице 7.
Таблица 7
План основных производственных фондов
№ п\п |
Виды и наименование ОПФ |
2004 |
||
количество, шт. |
цена, тыс. руб. |
всего, тыс. руб. |
||
1 |
Автомобильный кран |
4 |
178 |
712 |
2 |
Башенный кран |
7 |
298 |
2086 |
3 |
Бульдозер |
3 |
214 |
642 |
4 |
Грузовой автомобиль |
4 |
170 |
680 |
5 |
Скрепер |
3 |
186 |
558 |
6 |
Автобетономешалка |
3 |
218 |
654 |
|
ИТОГО по оборудованию |
- |
- |
5332 |
7 |
Вагончики строительные |
6 |
60 |
360 |
В таблице 8 отображена потребность в основных фондах.
Таблица 8
План материально- технического обеспечения производства предприятия, тыс. руб.
Основные фонды |
2004 год |
|
общая потребность |
Прирост |
|
Здания и сооружения |
987 |
0 |
Рабочие машины и оборудование |
5322 |
3247 |
Транспортные средства |
407 |
62 |
Вагончики строительные |
360 |
160 |
ИТОГО |
7076 |
3469 |
7. Планирование себестоимости продукции
Затраты на реализуемую продукцию это полная себестоимость продукции, подлежащая реализации.
Планирование себестоимости реализуемой продукции осуществляется в соответствии с учетной политикой предприятия. Учетная политика это совокупность способов ведения бухгалтерского учета.
Функциями учетной политики являются[3,с . 129]:
1. Контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, составом производственных затрат, составом прибыли и убытков.
2. Управление:
a. Себестоимостью
b. Рентабельностью
c. Обязательствами, включая капитал и фонды.
Основными методическим аспектами учетной политики являются:
1. Порядок начисления амортизации по основным средствам
2. Порядок начисления износа по нематериальным активам
3. Метод оценки материальных ресурсов
4. Метод определения выручки от реализации продукции
5. Порядок создания резервов по долгам
6. Варианты распределения чистой прибыли
7. Порядок отражения в учета выплаты дивидендов и т.д.
Объектом бухгалтерского учета являются:
1. Основные средства
2. Нематериальные активы
3. Оборотные средства
4. Финансовые вложения
Объектами налогообложения являются:
1. Имущество предприятия
2. Затраты
3. Выручка
4. Финансовые результаты
Планирование затрат осуществляется в соответствии со сметой затрат.
Таблица 9
План по себестоимости продукции предприятия
Показатель |
Норматив |
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
Годовой объем |
Себестоимость продукции, руб. в т . ч. |
|
1687500 |
6750000 |
7425000 |
9450000 |
25312500 |
материальные расходы |
0,5 |
843750 |
3375000 |
3712500 |
4725000 |
12656250 |
Расходы на оплату труда |
0,25 |
421875 |
1687500 |
1856250 |
2362500 |
6328125 |
амортизация |
0,17 |
286875 |
1147500 |
1262250 |
1606500 |
4303125 |
прочие расходы |
0,08 |
135000 |
540000 |
594000 |
756000 |
2025000 |
Себестоимость СМР, тыс. руб. |
|
15742000 |
16668000 |
18705200 |
16945800 |
68061000 |
в том числе материальные затраты |
0,5 |
7871000 |
8334000 |
9352600 |
8472900 |
34030500 |
затраты на оплату труда |
0,25 |
3935500 |
4167000 |
4676300 |
4236450 |
17015250 |
Амортизация |
|
2676140 |
2833560 |
3179884 |
2880786 |
11570370 |
Прочие |
|
1259360 |
1333440 |
1496416 |
1355664 |
5444880 |
Общая сумма себестоимости |
|
17429500 |
23418000 |
26130200 |
26395800 |
93373500 |
Полная себестоимость продукции, подлежащей к выпуску в планируемом году, отличается от себестоимости реализуемой продукции, на базе которой определяется сумма прибыли. Разница обусловлена наличием остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и величиной остатков продукции, которые не будут реализованы в конце планируемого периода.
Исходя из объема реализуемой продукции, затраты на реализуемую продукцию составят:
Срп=Со1+Стп-Со2, (5)
Срп – затраты на реализованную продукцию на предстоящий период
Со1 – фактическая производственная себестоимость остатков готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода
Стп – плановая полная себестоимость товарной продукции, планируемая к выпуску в предстоящем периоде.
Со2 – плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода.
Со2=Стп (4квартала)/90 * H, (6)
Стп (4квартала) – производственная себестоимость товарной продукции 4-го квартала
Н – норма запасов в днях.
8. Планирование прибыли
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод "издержки – объем – прибыль". Он представляет следующие возможности: определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; установить размер желаемой прибыли; увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, динамики объемов продаж). Этот метод также называют методом "безубыточности".
Для коммерческих компаний очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль.
Это составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии.
Планирование прибыли производится раздельно, по всем видам деятельности предприятия.
В наиболее общем виде прибыль это разница между ценой и себестоимостью. Но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует различать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализованной продукции.
Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, по которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода.
ПТП=ЦТП-СТП, (7)
ПТП – прибыль по товарному выпуску планируемого периода.
ЦТП – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов и товарно-сбытовых скидок).
СТП – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитывается по смете затрат).
Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:
ПРП=ВРП-СРП, (8)
ПРП – планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде.
ВРП – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов и торгово-бытовых скидок)
СРП – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции принимает вид:
ПРП=ПО1+ПТП-ПО2, (9)
ПРП – прибыль от реализации продукции в планируемом периоде
ПО1 – прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода.
ПТП – прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде.
ПО2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Методы планирования прибыли[8, с. 258]:
1. Метод прямого счета. Включает в себя показатели объема товарной продукции в натуральном выражении, цену реализации единицы продукции и полную себестоимость единицы продукции. Этот метод точный, простой, но имеет недостатки. Это трудоемкость при большой номенклатуре. И не позволяет выявить влиянии отдельных факторов на величину прибыли.
2. Аналитический метод. В отличие от прямого счета может охарактеризовать влияние отдельных факторов на величину прибыли, используется при большом ассортименте изделий, когда невозможно использовать метод прямого счета. При этом методе неизвестна себестоимость, он менее точен. Недостаток этого метода в том, что определение прибыли рассматривается только по сравнимой товарной продукции, т.е. по такой продукции, которая выпускалась в предыдущем периоде. Суть: сначала рассчитывается базовая прибыль и базовая рентабельность. По показателю базовой рентабельности исчисляется прибыль планируемого года, исходя из объема товарной продукции планируемого года, но по себестоимости текущего периода. Выполняется расчет экономии от снижения себестоимости по сравнимой товарной продукции. Рассчитывается влияние на прибыль отдельных факторов (повышение качества продукции, снижение цен). Результаты расчетов оформляются сводной таблицей, в которой определяется итоговая сумма. Это прибыль от реализации продукции.
3. Использование финансово-производственных рычагов. При этом методе рассматривается соотношение между постоянными и переменными затратами и рассматривают его влияние (соотношения) на величину прибыли. Эта зависимость называется эффектом производственного рычага. Эффект проявляется в силе его воздействия. Сила воздействия производственного рычага равна в числителе выручка от реализации продукции минус переменные затраты (маржинальная прибыль), в знаменателе прибыль от реализации продукции.
Таблица 10
План по прибыли
№ п/п |
Показатель |
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
ИТОГО за год |
1 |
Выручка от реализации продукции и СМР, руб. |
19250000 |
27000000 |
30100000 |
30900000 |
107250000 |
2 |
Затраты на производство продукции и СМР, руб. |
17429500 |
23418000 |
26130200 |
26395800 |
93373500 |
3 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов, руб. |
-140000 |
-250000 |
140000 |
360000 |
110000 |
4 |
Проценты по кредиту, руб. |
22500 |
22500 |
22500 |
22500 |
90000 |
5 |
Прибыль планового периода, руб. |
563758 |
2251332 |
2476494,8 |
3151354,2 |
8442939 |
6 |
Налог на прибыль, руб. |
157852,24 |
630372,96 |
693418,544 |
882379,176 |
2364022,92 |
7 |
Нераспределенная прибыль, руб. |
405905,76 |
1620959,04 |
1783076,256 |
2268975,024 |
6078916,08 |
8 |
То же нарастающим итогом, руб. |
405905,76 |
2026864,8 |
3809941,056 |
6078916,08 |
6078916,08 |
9. Финансовое планирование
Текущее финансовое планирование является планированием "осуществления", оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия также состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках и плана бухгалтерского баланса.
Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в каком-то квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.
Процесс текущего финансового планирования можно рассмотреть на примере составления годового плана движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. План движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предполагается получить в течение года или квартала. При необходимости привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск акций и/или облигаций. В расходной части – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит (в части, причитающейся соответственно с действующим порядком за счет прибыли), направления использования чистой прибыли (накопления, потребление, резервный фонд)[9,с . 99].
Налог на добавочную стоимость и акцизы в плане движения средств не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли. Как в доходной, так и в расходной частях плана отражаются поступления (притоки) и расходы (оттоки) денежных средств по трем видам деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой. Сальдо по каждому виду деятельности образуется как разность итоговых величин разделов доходной и расходной частей.
С помощью такой формы плана предприятие может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах.
Благодаря плану движения денежных средств планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия. Это дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита средств. В плане должны быть представлены источники покрытия дефицита, в этом случае план считается окончательно составленным.
Разработка плана движения денежных средств происходит в несколько этапов. На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли. Плановая сумма амортизационных отчислений определяется на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов (по группам) и норм амортизуемых отчислений.
На втором этапе на основе нормативов составляется система затрат, которая включает основные расходы на сырье и материалы ( в соответствии с техническими требованиями), прямые издержки на оплату рабочей силы (научно обоснованные основные ставки заработной платы) и накладные расходы. Стандартные нормы затрат разрабатываются на основе определенной методики. Уровень принятых стандартов позволяет выявить те участки предприятия, которые мешают его эффективному функционированию и препятствуют выпуску конкурентоспособной продукции[11, с. 111].
На следующем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем году в результате изменения: себестоимости сравниваемой продукции; цен на реализуемую продукцию предприятия; цен на покупные материалы и комплектующие; оценки основных средств и капиталовложений предприятия; оплаты труда (в связи с возможной инфляцией).
Необходимым условием разработки плана является сбалансированность объема производства с прогнозом объема реализации продукции. Для предприятия целесообразно задействовать все производственные мощности и оптимизировать величину материальных запасов. Это является неотъемлемой частью составления годового производственного плана.
Следующим документом является плановый отчет о прибылях и убытках, в котором уточняется спрогнозированный на перспективу размер получаемой прибыли на предстоящий год.
Так как в России небольшой опыт разработок финансовых планов большой интерес вызывают зарубежные методики планирования. Например, "метод разработки финансового плана на нулевой основе". Каждый вид деятельности в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование. Для этого менеджеры должны подготовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем прибыли от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. Если окажется, что у какой-то сферы деятельности низкий рейтинг, то может оказаться целесообразно перевести ресурсы в более эффективную сферу.
Заключительным документом финансового плана является составление бухгалтерского баланса на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах в активах и пассивах в результате планированных мероприятий, и показывает состояние имущества и финансов предприятия.
В результате сравнения фактических показателей с плановыми осуществляется финансовый контроль. Особое внимание при этом уделяется следующему[13, с. 139]:
- выполнению статей текущего финансового плана для выявления отклонений и причин, которые сигнализируют от улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства на это;
- определению темпов роста доходов и расходов за прошедший год для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов;
- наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового года
Точка самоокупаемости предприятия - это точка его безубыточности, в которой общая выручка от реализации товаров покрывает суммарные издержки, а значение прибыли равно 0. Точка самоокупаемости определяется по формуле (10)[5, с. 289]:
, (10)
Графическая модель достижения безубыточности организацией изображена на рисунке 1.
издержки, руб. переменные издержки
выручка от реализации
ТБУ
постоянные
издержки
объем производства, шт.
Рис. 1. Графическая модель достижения безубыточности организации
Таблица 11
Прирост текущих активов и пассивов организации
№ п/п |
Показатель |
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4кв |
ИТОГО за год |
1 |
Выручка от реализации, руб. |
19250000 |
27000000 |
30100000 |
30900000 |
107250000 |
2 |
Текущие активы (к об = 15) |
1283333,33 |
1800000,00 |
2006666,67 |
2060000,00 |
7150000 |
3 |
Текущие пассивы (К об = 12) |
1604166,67 |
2250000,00 |
2508333,33 |
2575000,00 |
8937500 |
4 |
Прирост текущих активов |
458000 |
516666,67 |
206666,67 |
53333,33 |
1234666,667 |
5 |
Прирост текущих пассивов |
589000 |
645833,33 |
258333,33 |
66666,67 |
1559833,333 |
Прогноз движения денежных средств – финансовый документ, получающий в российской практике в последние годы все большее распространение. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.
Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, а следовательно, перспективы роста предприятия и его будущие финансовые потребности[12,с . 278].
Финансирование инвестиций включается в прогноз после тщательного технико-экономического обоснования и анализа производственных и финансовых инвестиций. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.
С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходование денежных средств, а значит проверить будущую ликвидность предприятия.
Прогноз движения денежных средств оформляется в виде баланса, где представлены следующие статьи:
В разделе "Источники денежных средств" – это доход от основной деятельности, включая амортизацию; другие расходы; эмиссию ценных бумаг; банковские займы; прочие поступления.
В разделе "Использование денежных средств" – это увеличение товарно-материальных запасов; увеличение основного капитала (инвестиции); заработная плата; другие издержки; прочие платежи, включая налоги, проценты, ссуды.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Ее суть заключается в следующем: определение источников долгосрочного финансирования; формирование структуры и затрат капитала; выбор способов наращивания долгосрочного капитала.
Таблица 12
План движения денежных средств
№ п/п |
Показатель |
1 кв |
2 кв |
3кв |
4 кв |
ИТОГО за год |
|
ПОСТУПЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
1 |
Реализация трубной заготовки |
2250000 |
9000000 |
9900000 |
12600000 |
33750000 |
2 |
Производств СМР |
17000000 |
18000000 |
20200000 |
18300000 |
73500000 |
3 |
Прирост текущих пассивов |
589000 |
645833,3 |
258333,3 |
66666,6 |
1559833,3 |
4 |
Полученные инвестиции |
300000 |
0 |
0 |
0 |
300000 |
5 |
Сальдо внерализационных доходов и расходов (+) |
0 |
0 |
140000 |
360000 |
500000 |
|
ИТОГО поступлений |
20139000 |
27645833,3 |
30498333,3 |
31326666,6 |
109609833,3 |
|
ПЛАТЕЖИ |
|
|
|
|
|
1 |
Закупка основных фондов |
45000 |
48000 |
75890 |
89000 |
257890 |
2 |
Операционные расходы |
1607291,7 |
5655833,3 |
7397416,7 |
7843500,0 |
22504041,67 |
3 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов (-) |
140000 |
250000 |
0 |
0 |
390000 |
4 |
Выплата процентов по инвестиционному кредиту |
22500 |
22500 |
22500 |
22500 |
90000 |
5 |
Налог на прибыль |
157852,24 |
630372,96 |
693418,544 |
882379,176 |
2364022,92 |
6 |
Выплата инвестиционного кредита |
0 |
100000 |
100000 |
100000 |
300000 |
7 |
Прирост текущих активов |
458000 |
516666,6667 |
206666,6667 |
53333,33333 |
1234666,667 |
|
ИТОГО платежей |
2430643,91 |
7223372,96 |
8495891,88 |
8990712,51 |
27140621,25 |
|
ЧИСТЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК |
17708356,09 |
20422460,37 |
22002441,46 |
22335954,16 |
82469212,08 |
|
ТО же нарастающим итогом |
17708356,09 |
38130816,47 |
60133257,92 |
82469212,08 |
198441642,6 |
Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия. В качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату. При планируемом росте объема продаж (объема реализации) активы предприятия должны быть соответственно увеличины, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебеторской задолженности, так как предприятия предоставляют покупателям более длительные отсрочки платежей, расширяют практику продажи товаров на условиях консигнации.
Рост активов предприятия должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, различных услуг), увеличивается потребность в заемных и привлеченных средствах.
Таблица 13
План баланса
Показатель |
1 кв |
2 кв |
3кв |
4 кв |
Внеоборотные активы |
|
|
|
|
в том числе основные средства |
1480000,0 |
1700000,0 |
1890000,0 |
2030000,0 |
основные фонды за счет инвестиционного кредита |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Амортизация |
289551,1 |
1150333,6 |
1265429,9 |
1609380,8 |
Остаточная стоимость основных фондов |
1190448,9 |
549666,4 |
624570,1 |
420619,2 |
Текущие активы |
1283333,3 |
1800000,0 |
2006666,7 |
2060000,0 |
Прирост текущих активов |
458000,0 |
516666,7 |
206666,7 |
53333,3 |
ИТОГО АКТИВОВ |
4701333,3 |
5716666,7 |
5993333,3 |
6173333,3 |
Собственные средства |
1802260,91 |
899874,29 |
1143590,41 |
962691,64 |
Нераспределенная прибыль |
405905,76 |
1620959,04 |
1783076,256 |
2268975,024 |
Заемные средства |
300000 |
300000 |
300000 |
300000 |
Текущие пассивы |
1604166,67 |
2250000,00 |
2508333,33 |
2575000,00 |
Прирост текущих пассивов |
589000 |
645833,3333 |
258333,3333 |
66666,66667 |
ИТОГО пассивов |
4701333,3 |
5716666,7 |
5993333,3 |
6173333,3 |
САЛЬДО БАЛАНСА |
4701333,3 |
5716666,7 |
5993333,3 |
6173333,3 |
10. Формирование базы данных для проведения планирования на предприятии
Таблица 14
Показатели операционной, инвестиционной и финансовой деятельности
Показатели |
Месяцы |
|||||||||||||||
Январь |
Февраль |
Март |
ИТОГО 1 кв |
Апрель |
Май |
Июнь |
ИТОГО 2 кв |
Июль |
Август |
Сентябрь |
ИТОГО 3 кв |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
ИТОГО 4 кв |
|
ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ПО ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Поступления денежных средств от реализации продукции |
6416667 |
6416667 |
6416667 |
19250000 |
9000000 |
9000000 |
9000000 |
27000000 |
10033333 |
10033333 |
10033333 |
30100000 |
10300000 |
10300000 |
10300000 |
30900000 |
2. Прочие поступления денежных средств |
125000 |
128125 |
131328 |
384453 |
135800 |
138516 |
141286 |
415602 |
139860 |
160839 |
184965 |
485664 |
358900 |
362489 |
366114 |
1087503 |
ИТОГО валовой положительный денежный поток по операционной деятельности |
6541667 |
6544792 |
6547995 |
19634453 |
9135800 |
9138516 |
9141286 |
27415602 |
10173193 |
10194172 |
10218298 |
30585664 |
10658900 |
10662489 |
10666114 |
31987503 |
3. Затраты денежных средств на производство и реализацию продукции (без амортизации) |
4822162 |
4822162 |
4822162 |
14466485 |
6478980 |
6478980 |
6478980 |
19436940 |
7229355 |
7229355 |
7229355 |
21688066 |
7302838 |
7302838 |
7302838 |
21908514 |
4. Налоги и сборы, уплачиваемые за счет доходов |
15489 |
15985 |
16496 |
47970 |
17890 |
18462 |
19053 |
55406 |
21000 |
21672 |
22366 |
65038 |
21458 |
22145 |
22853 |
66456 |
5. Налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли |
52617 |
52617 |
52617 |
157852 |
210124 |
210124 |
210124 |
630373 |
231140 |
231140 |
231140 |
693419 |
294126 |
294126 |
294126 |
882379 |
ИТОГО валовой отрицательный денежный поток по операционной деятельности |
4890268 |
4890764 |
4891275 |
14672307 |
6706994 |
6707567 |
6708158 |
20122719 |
7481495 |
7482167 |
7482860 |
22446522 |
7618422 |
7619109 |
7619818 |
22857349 |
Сумма чистого денежного потока по операционной деятельности |
1651399 |
1654028 |
1656720 |
4962146 |
2428806 |
2430949 |
2433129 |
7292884 |
2691698 |
2712005 |
2735438 |
8139142 |
3040478 |
3043380 |
3046296 |
9130154 |
ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Поступления денежных средств от реализации основных средств и нематериальных активов |
45780 |
45963 |
46147 |
137890 |
47890 |
48082 |
48274 |
144245 |
49520 |
49718 |
49917 |
149155 |
56900 |
57128 |
57356 |
171384 |
2. Поступления денежных средств от реализации долгосрочных финансовых инструментов |
14789 |
15869 |
17027 |
47685 |
19870 |
21321 |
22877 |
64067 |
23578 |
25299 |
27146 |
76023 |
29780 |
31954 |
34287 |
96021 |
3. Поступления денежных средств от реализации ранее планируемых выкупленных акций |
25870 |
26387 |
26915 |
79173 |
27890 |
28448 |
29017 |
85355 |
30214 |
30818 |
31435 |
92467 |
32587 |
33239 |
33904 |
99729 |
4. Прогнозируемая сумма дивидендов и процентов по финансовым инструментам |
45600 |
46056 |
46517 |
138173 |
47890 |
48369 |
48853 |
145111 |
49500 |
49995 |
50495 |
149990 |
51460 |
51975 |
52494 |
155929 |
ИТОГО валовой положительный денежный поток по инвестиционной деятельности |
132039 |
134275 |
136606 |
402920 |
143540 |
146219 |
149020 |
438779 |
152812 |
155831 |
158993 |
467635 |
170727 |
174295 |
178041 |
523062 |
5. Приобретение основных средств |
15000 |
15000 |
15000 |
45000 |
16000 |
16000 |
16000 |
48000 |
25297 |
25297 |
25297 |
75890 |
29667 |
29667 |
29667 |
89000 |
6. Прирост незавершенного капитального строительства |
7800 |
7995 |
8195 |
23990 |
8170 |
8374 |
8584 |
25128 |
8900 |
9123 |
9351 |
27373 |
10001 |
10251 |
10507 |
30759 |
7. Приобретение нематериальных активов |
14500 |
14863 |
15234 |
44597 |
15500 |
15888 |
16285 |
47672 |
16890 |
17312 |
17745 |
51947 |
178900 |
183373 |
187957 |
550229 |
8. Приобретение долгосрочных финансовых инструментов |
23690 |
24282 |
24889 |
72862 |
25890 |
26537 |
27201 |
79628 |
25600 |
26240 |
26896 |
78736 |
29800 |
30545 |
31309 |
91654 |
9. Планируемый выкуп собственных акций |
18790 |
19260 |
19741 |
57791 |
20000 |
20500 |
21013 |
61513 |
22001 |
22551 |
23115 |
67667 |
25600 |
26240 |
26896 |
78736 |
ИТОГО валовой отрицательный поток по инвестиционной деятельности |
79780 |
81400 |
83059 |
244239 |
85560 |
87299 |
89081 |
261940 |
98688 |
100522 |
102403 |
301613 |
273968 |
280075 |
286335 |
840378 |
СУММА ЧИСТОГО ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА по инвестиционной деятельности |
52259 |
52876 |
53546 |
158681 |
57980 |
58920 |
59939 |
176838 |
54124 |
55308 |
56589 |
166022 |
-103241 |
-105780 |
-108295 |
-317316 |
ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ПО ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Дополнительно привлекаемый собственный акционерный или паевой капитал |
99800 |
99950 |
100100 |
299849 |
115200 |
115373 |
115546 |
346119 |
124580 |
124767 |
124954 |
374301 |
125890 |
126079 |
126268 |
378237 |
2. Дополнительно привлекаемые кредиты и займы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. Дополнительно привлекаемые краткосрочные кредиты и займы |
300000 |
0 |
0 |
300000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. Прогнозируемое поступление средств в порядке целевого финансирования |
79600 |
79918 |
80238 |
239756 |
98700 |
99095 |
99491 |
297286 |
100200 |
100601 |
101003 |
301804 |
105240 |
105661 |
106084 |
316985 |
ИТОГО валовой положительный поток по финансовой деятельности |
479400 |
179868 |
180338 |
839606 |
213900 |
214468 |
215037 |
643405 |
224780 |
225368 |
225957 |
676105 |
231130 |
231740 |
232352 |
695221 |
1. Выплата (погашение) процентов по долгосрочным займам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Выплата процентов по краткосрочным займам |
7500 |
7500 |
7500 |
22500 |
7500 |
7500 |
7500 |
22500 |
7500 |
7500 |
7500 |
22500 |
7500 |
7500 |
7500 |
22500 |
3. Прогнозируемые к выплате дивиденды собственникам акций |
120400 |
122928 |
125510 |
368838 |
126400 |
129054 |
131765 |
387219 |
135600 |
138448 |
141355 |
415403 |
145800 |
148862 |
151988 |
446650 |
ИТОГО валовой отрицательный денежный поток по финансовой деятельности |
127900 |
130428 |
133010 |
391338 |
133900 |
136554 |
139265 |
409719 |
143100 |
145948 |
148855 |
437903 |
153300 |
156362 |
159488 |
469150 |
Сумма чистого денежного потока по финансовой деятельности |
351500 |
49440 |
47328 |
448268 |
80000 |
77913 |
75772 |
233686 |
81680 |
79420 |
77102 |
238202 |
77830 |
75378 |
72864 |
226072 |
ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ В ЦЕЛОМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Остаток денежных средств на начало периода |
1500000 |
3555158 |
5311501 |
7069094 |
12638189 |
15204974 |
17772757 |
20341597 |
28045004 |
30872507 |
33719241 |
36588370 |
45131736 |
48146803 |
51159781 |
54170646 |
2. Валовой положительный денежный поток |
7153106 |
6858935 |
6864938 |
20876979 |
9493240 |
9499202 |
9505343 |
28497786 |
10550785 |
10575371 |
10603248 |
31729404 |
11060757 |
11068524 |
11076506 |
33205787 |
3. Валовой отрицательный денежный поток |
5097948 |
5102592 |
5107345 |
15307884 |
6926454 |
6931420 |
6936504 |
20794378 |
7723283 |
7728637 |
7734118 |
23186038 |
8045690 |
8055546 |
8065641 |
24166877 |
4. Чистый денежный поток |
2055158 |
1756343 |
1757594 |
5569094 |
2566786 |
2567782 |
2568840 |
7703408 |
2827503 |
2846734 |
2869130 |
8543366 |
3015067 |
3012978 |
3010865 |
9038910 |
5. Остаток денежных средств на конец периода |
3555158 |
5311501 |
7069094 |
12638189 |
15204974 |
17772757 |
20341597 |
28045004 |
30872507 |
33719241 |
36588370 |
45131736 |
48146803 |
51159781 |
54170646 |
63209556 |
Таблица 15
Коэффициенты финансового состояния предприятия
Название коэффициента |
Значение |
|||
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
|
Коэффициент автономии |
0,82 |
0,36 |
0,39 |
0,30 |
Коэффициент финансирования |
0,17 |
0,33 |
0,26 |
0,31 |
Коэффициент текущей задолженности |
0,14 |
0,12 |
0,10 |
0,09 |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
0,73 |
0,89 |
0,86 |
0,80 |
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования |
0,89 |
2,50 |
2,19 |
2,67 |
Коэффициент абсолютной платежеспособности |
0,75 |
0,77 |
0,80 |
0,79 |
Коэффициент текущей платежеспособности |
4,28 |
6,00 |
6,69 |
6,87 |
Таблица 16
Оценка платежеспособности предприятия
Название |
Значение |
|||
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
|
Коэффициент оборачиваемости всех активов |
6,97 |
7,71 |
7,72 |
7,56 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
15,00 |
Период оборота всех активов |
51,68 |
46,67 |
46,60 |
47,65 |
Период оборота оборотных активов |
24,00 |
24,00 |
24,00 |
24,00 |
Коэффициент оборачиваемости всего капитала |
7,67 |
9,57 |
9,33 |
8,75 |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала |
8,72 |
10,71 |
10,28 |
9,56 |
Период оборота собственного капитала |
41,30 |
33,61 |
35,00 |
37,65 |
Коэффициент экономической рентабельности |
31,63 |
90,05 |
88,86 |
110,14 |
Коэффициент финансовой рентабельности |
18,38 |
64,30 |
60,93 |
70,21 |
Коэффициент рентабельности текущих затрат |
2,33 |
6,92 |
6,82 |
8,60 |
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы был достигнута ее основная цель и решены все задачи. Сделаем несколько выводов по работе.
Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже- и кредитоспособностью.
Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
В процессе разработки планов сбыта продукции определяется общий объем поставок готовой продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам.
Немалое место отводится производственному планированию. Основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. Содержание производственного плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует фирма.
Годовая производственная программа предприятия разрабатывается на основе уточнения и конкретизации соответствующих показателей перспективного плана промышленного предприятия.
Производственная программа промышленного предприятия является наиболее главным и самым значимым разделом при планировании деятельности всего предприятия в целом. Она лежит в основе разработки всех последующих планов, как краткосрочных, так и долгосрочных.
Планирование себестоимости реализуемой продукции осуществляется в соответствии с учетной политикой предприятия. Учетная политика это совокупность способов ведения бухгалтерского учета.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
Планирование прибыли производится раздельно, по всем видам деятельности предприятия.
Текущее финансовое планирование является планированием "осуществления", оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия также состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках и плана бухгалтерского баланса.
Список литературы
1) Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 1997.- 456с.
2) Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 352 с.
3) Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 1999. – 392 с.
4) Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 1999. – 351 с.
5) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.
6) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.
7) Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предпрития. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 1998. – 188 с.
8) Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 1999. – 319 с.
9) Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. – 150 с.
10) Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 1999. – 111с.
11) Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 471 с.
12) Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.
13) Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 1999. – 558с.
14) Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 1999. – 656 с.
15) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.