Министерство образования Российской Федерации

Новосибирский государственный университет экономики и управления


Кафедра бухгалтерского учета







Учебная дисциплина – особенности учета в торговле

Номер варианта контрольной работы –

Номер группы –

Наименование специальности –

 Номер зачетной книжки –

Дата регистрации институтом –

Дата регистрации кафедрой –

Проверил –





Оценочное заключение



Задание №1

Задание №2

Задание №3

Итого баллов по стобалльной шкале

Заключение «зачтено» или «не зачтено»

Подпись преподавателя

Количество баллов







Новосибирск-2004 Содержание


Введение. 3

Задание № 1. 4

Задание № 2. 14

Задание № 3. 16

Список литературы.. 18


Введение



В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

Изучению курса «Особенности учета в торговле» предшествовало изучение таких дисциплин как «Теория бухгалтерского учета», «Контроль и ревизия», «Бухгалтерское дело».

Знания, полученные при изучении данного курса используются для изучения таких дисциплин как «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерская финансовая отчетность».

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерская процедура это  последовательность решения учетных задач путем квалификации фактов хозяйственной жизни, т. е. их регистрации, группировки и интерпретации. Цель процедуры - создать возможности для принятия решения. Очевидно, что это достаточно сложный технологический процесс, в котором участвует множество людей, имеющих различный уровень профессиональной подготовки. Поэтому изучение дисциплины «Особенности учета в торговле» способствует повышению уровня профессиональной подготовки студента.


Задание № 1

 

Учет издержек обращения в торговле, классификация, документальное оформление, синтетический и аналитический учет.

 

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.[1]

Для более глубокого познания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации затрат, то есть их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку. Классификация позволяет непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация издержек обращения дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри торгового предприятия, но и с затратами по другим магазинам. Можно тем самым сравнить качество управления в различных магазинах и в разных отделах.

Издержки обращения в отечественной экономике классифицируются по:

-         видам и статьям расходов;

-         по отраслям хозяйственной деятельности;

-         по товарам.

Рекомендуемая для сферы обращения номенклатура статей издержек обращения включает статьи, представленные в таблице 1.


Таблица 1

Номенклатура статей издержек обращения торговли

Номера

Статей


Наименование статей

1

Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки

2

Расходы на оплату труда

3

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря

4

Амортизация основных средств, нематериальных активов

5

Отчисления и затраты на ремонт основных средств

6

Износ санитарной одежды, столового белья, столовой посуды и приборов

7

Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд

8

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

9

Расходы на торговую рекламу

10

Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации

11

Расходы на тару

12

Отчисления на социальные нужды

13

Налоги, отчисления, сборы, включаемые в издержки обращения

14

Прочие расходы


Потоварная классификация связана с различиями в уровнях затрат, вызванными неодинаковой издержкоемкостью товаров. В основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящаяся на 1 рублю (100 или 1000 рублей) товарооборота.

По участию в образовании стоимости все издержки делятся на чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения – это затраты торгового предприятия по обслуживанию акта купли-продажи товара и смены форм стоимости. Эти затраты общественно необходимы, по своей сути они непроизводительны и не создают потребительную стоимость, не увеличивают стоимость товара. К ним относятся расходы, связанные с рекламой, обслуживанием покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п.

Дополнительные издержки обращения – это затраты торговых предприятий по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. В ходе выполнения этих операций товар как потребительная стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается и его стоимость.

По способу отнесения на отдельные товары и товарные группы издержки обращения делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки обращения – это затраты, которые на основании первичных документов напрямую могут быть отнесены на ту или иную товарную группу.

Косвенные издержки обращения невозможно напрямую без предварительных расчетов распределить между товарными группами. Как правило, их распределяют между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (торговой площади, объему товарооборота, заработной плате торгово-оперативных работников и т.п.).

По составу различают простые и комплексные издержки. К простым относятся издержки, представляющие собой экономически одноэлементные расходы, неразложимые на разнородные составные части (например, расходы на оплату труда).

Комплексные издержки состоят из разных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, износ нематериальных активов, налоги и обязательные платежи и др. расходы).

По рациональности использования все расходы можно разделить на производительные и непроизводительные.

Производительные расходы дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение розничного товарооборота. Непроизводительные расходы полезного результат не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием торгово-хозяйственной деятельности. В торговле это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.

По степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Под постоянными понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается и наоборот. Постоянные издержки могут быть остаточными и стартовыми.

К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.).

Переменные издержки могут быть пропорционально-переменными, дегрессивно-переменными и прогрессивно-переменными.

Пропорционально-переменные издержки обращения изменяются в том же направлении и темпе, что и объем розничного оборота. Поэтому их сумма изменяется, а уровень остается без изменения.

Дегрессивно-переменные издержки обращения изменяются в относительно меньшей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень несколько снижается с увеличением товарооборота и возрастает в связи с его сокращением.

Прогрессивно-переменные издержки изменяются в относительно большей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень незначительно возрастает с ростом товарооборота и снижается в результате снижения его объема.

По видам затрат издержки обращения подразделяются на элементы и статьи, номенклатура и содержание которых установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В каждый элемент включаются расходы на конкретный вид ресурсов. Группировка затрат производится по следующим экономическим элементам:

-         материальные затраты;

-         затраты на оплату труда;

-         отчисления на социальные нужды;

-         амортизация;

-         прочие затраты.

 Следует иметь ввиду, что к  издержкам обращения не  относится стоимость покупных товаров.[2]

Основные задачи учета издержек обращения – обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.[3]

Синтетический учет издержек обращения ведут на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета накапливают суммы произведенных расходов. Эти суммы в торговых, снабженческих, сбытовых и иных посреднических организациях списываются в дебет счета 90 «Продажи», полностью кроме сумм, подлежащих отнесению на остаток товаров.[4]

Таким образом, сальдо счета «Расходы на продажу» показывает величину издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, на конец месяца. Их рассчитывают по среднему проценту с учетом переходящего остатка на начало месяца. Сальдо счета «Расходы на продажу» в сумме сальдо счета 41 «Товары» равны фактической себестоимости остатка товарных запасов.

Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и каждой статье расходов, по местам возникновения затрат, по классификационным группам.

На статью «Транспортные расходы» относятся:[5]

-         оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);

-         оплата услуг организаций по погрузке и выгрузке товаров и продуктов, плата за экспедиционные операции и другие услуги; стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств и утепление;

-         плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, аэропортах в пределах установленных сроков в соответствии с заключенными договорами; плата за обслуживание подъездных путей и складов, включая плату железным дорогам согласно  заключенным с ними договорам.

На статью «Расходы на оплату труда» относят:

-         затраты по оплате труда основного торгово-производственного персонала предприятия с учетом премий за производственные показатели;

-         стимулирующие и компенсирующие выплаты;

-         компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до определенного законодательством возраста;

-         затраты по оплате труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности и т. п.

По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются: обязательные отчисления по единому социальному налогу по установленным законодательством нормам органам: государственного социального страхования; пенсионного фонда; медицинского страхования. В синтетическом учете для этого используют счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

К статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря» относятся: плата за текущую аренду торгово-складских зданий, строений и помещений, сооружения, оборудования и инвентаря и других отдельных объектов основных средств, причитающихся арендодателю; расходы на отопление, освещение, водоснабжения, канализацию и другие коммунальные услуги; расходы на содержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков, вывоз мусора; др.

На статье «Амортизация основных средств» отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств, начисленные исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений, включая суммы, исчисленные с применением механизма ускоренной амортизации активной части производственных основных средств.

Расходы на проведение всех видов ремонта (текущих, средних, капитальных) основных производственных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств относятся на издержки обращения и производства по статье «Расходы на ремонт основных средств».

Статья «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд» отражает: фактическую себестоимость различных видов топлива, потребленных на технологические и иные производственные нужды в предприятиях общественного питания; стоимость электроэнергии, газа и пара, израсходованных на технологические цели, на приведение в движение оборудования и механизмов.

Статья «Расходы на рекламу» отражает все виды затрат, предусмотренные Федеральным законом «О рекламе» от 18.07.95 № 108 – ФЗ.

По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражаются: потери товаров и продуктов при железнодорожных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и др. имущества, когда конкретные виновники не установлены, или во взыскании которых отказано судом.

В статью «Расходы на тару» входят: амортизация тары-оборудования, расходы на ремонт тары-оборудования, стоимость тары, списанной из естественного износа, расходы на перевозку, погрузку и выгрузку тары, расходы на очистку и обработку тары и др.

На статье «Прочие расходы» отражаются: суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, вознаграждения изобретения и рационализаторские предложения, износ по нематериальным активам; расходы по ведению кассового хозяйства, расходы по ведению реестра акционеров; расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, медицинского осмотра, стоимость мыла, аптечек, медикаментов; оплата консультационных, аудиторских, информационных услуг.

Для выявления финансового результата от реализации товаров как основного вида деятельности на предприятиях торговли определяют сумму издержек, относящихся к реализованным товарам.

Издержки по реализованным товарам определяют посредством ежемесячного распределения издержек обращения между реализованными и нереализованными товарами. Предварительно рассчитывают издержки, приходящиеся на остаток товаров, которые не являются в полном смысле издержками за месяц, формирующими финансовый результат, поскольку товары, к которым они относятся, еще не проданы. Поэтому затраты, относящиеся к остатку товаров, учитываются в виде переходящего остатка на начало следующего за отчетным периода. Расчет издержек, относящихся к остатку товаров, производят в следующем порядке[6]:

1)суммируются транспортные расходы и расходы по оплате процентов по кредитам (кроме денежных) на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

2)определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;

3)отношением определенной в п.1 суммы издержек к сумме реализованных и оставшихся товаров (отраженных в п. 2) определяется средний процент издержек к общей стоимости товаров;

4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.

Издержки, приходящиеся на реализованные товары, составляют разницу между общей суммой издержек за месяц с начальным остатком и издержками, относящимися к остатку товаров на конец месяца. Эта величина списывается в дебет счета 90 «Продажи» для отражения финансового результата от продажи.

В учете издержки обращения собираются в течение отчетного периода по дебету счета 44»Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения», в корреспонденции с разными счетами в зависимости от содержания хозяйственных операций (Таблица 2)

Таблица 2

Синтетический учет издержек обращения


№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Отражена сумма амортизации основных средств

44

02

2

Отражена сумма нематериальных активов

44

05

3

Списываются материалы, израсходованные на упаковку и хранение товара

44

10

4

Получен счет за услуги производственного характера (по охране объектов, по осуществлению транспортировки, за информационные, консультационные и прочие услуги)


44


60

5

Начисляются налоги и отчисления, относящиеся на издержки обращения

44

68

6

Начисляется заработная плата работникам торгового предприятия

44

70

7

Начислены ЕСН и взносы на страхование

44

69

8

Списываются командировочные, представительские и другие подобные расходы, отнесенные к производственным, по авансовым отчетам сотрудников


44


71

9

Оплачены страховые платежи по договорам со страховыми компаниями

44

76

10

Списываются суммы недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли

44

94

11

Образование резервов на оплату отпусков, ремонт основных средств и т.п.

44

96

12

Отнесение оплаченных ранее расходов к расходам отчетного периода

44

97



Собранные на счете 44 расходы на продажу в части реализованных товаров списываются на счет учета продажи товаров, что отражается проводкой:

Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» или субсчет «Коммерческие расходы» Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения».

Задание № 2


Рассмотреть хозяйственную ситуацию, дать ее нормативное обоснование.  Отразить операции на счетах бухгалтерского учета.

Организация розничной торговли учитывает товары  по продажным (розничным) ценам в соответствии с принятой учетной политикой. В результате проведенной инвентаризации в организации выявлена недостача непродовольственных товаров по продажной цене 2500 руб. Сумма торговой наценки по недостающим товарам составляет 500 руб. По данному товару отсутствуют нормы естественной убыли. Сумма НДС по недостающим товарам, ранее принятая к вычету из бюджета, составляет 350 руб. Виновником выявленной недостачи является продавец, с которого удерживается сумма недостачи из заработной платы.


Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 41-2 «Товары в розничной торговле»  2500 руб. - отражена недостача непродовольственных товаров.

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям»  350 руб. – метод «красного сторно» - восстановлен НДС.

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям»  350 руб. – списан НДС.

Дт 42 «Торговая наценка» Кт 98 «Доходы будущих периодов» субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и  балансовой стоимостью по недостачам ценностей»  500 руб. – списана торговая надбавка.

Получение письменного распоряжения руководителя предприятия о взыскании суммы недостачи с продавца будет отражено в учете:

Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 2500 руб..

Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» 2500 руб.

После этих проводок у предприятия появляется внереализационный доход, равный сумме наценки, приходящейся на недостающие товары:

Дт 98 «Доходы будущих периодов» субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и  балансовой стоимостью по недостачам ценностей»  Кт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы».


Задание № 3


Ответить на приведенные ниже тесты, выбрав один из предложенных вариантов ответов и сделав после каждого ответа ссылку на соответствующий нормативный акт,  подтверждающий правильность ответа.


1. Расходы по ремонту и доставке  возвратной многооборотныой тары до тароремонтных организаций учитывается на счете:

1.2. 44 «Расходы на продажу»;


2. Выявленную фактическую недостачу в пределах норм естественной убыли списывают:

2.3. ежемесячно на основе проведенных расчетов.


3. Предприятия оптовой торговли  определяют облагаемый НДС оборот как:

3.3.стоимость реализованных покупателям товаров, исходя из применяемых цен, без включения в них НДС и налога с продаж.


4. Если договор с поставщиком содержит условие, что право собственности на товар переходит к покупателю в момент оплаты товара, то при поступлении неоплаченного товара его стоимость отражается в бухгалтерском учете покупателя:

4.2. Дт 41  Кт 60  - в условной оценке;


5. Потери от боя стеклянной тары с товаром сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц:

5.3. по учетным ценам.


6. Транспортные расходы по возврату тары – оборудования, ее амортизации и расходы по ремонту производятся:

6.3. согласно условиям договора поставки.


7. Приемка товара по форме ТОРГ-4 «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика» производится в случае:

7.2 если необходимо принять к учету товары  без расчетных документов поставщиков.


8. Если на разные группы товаров применяют разные размеры торговой наценки, то применяется расчет валового дохода от продажи товаров:

8.3. по среднему проценту.


9. Учетной политикой торговой организации может быть предусмотрено, что в стоимость приобретаемого товара включается:

9.1. расходы на предпродажную подготовку товара.


10. В оптовой торговле поступившие товары учитываются:

10.3 по покупным ценам или  по продажным ценам в зависимости от положений учетной политики торговой организации.



Список литературы


1.     Налоговый кодекс РФ. – статья 320 (в ред. от 23.12.2003 г.)

2.     Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

3.     Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002.

4.     Никандрова Л.К. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. – М.: РИОР, 2004

5.     План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94-н. (изменен 07.05.2003 г. №38н)

6.     Пошерстник Н. В., Мейксин М. С. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – Спб.: «Издательский дом     Герда», 2003




[1] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. с. 256


[2] Налоговый кодекс РФ. – статья 320 (в ред. от 23.12.2003 г.)

[3] Никандрова Л.К. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. – М.: РИОР, 2004. – с. 83

[4] План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94-н. (изменен 07.05.2003 г. №38н)


[5] Пошерстник Н. В., Мейксин М. С. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – Спб.: «Издательский дом     Герда», 2003. –  с.623

 

[6] Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002. –  с.176