Содержание
Введение. 3
1. Виды международных валютно – кредитных и финансовых организаций. 5
1. Европейские валютно – кредитные и финансовые организации. 9
2. Участие России в международных валютно – кредитных и финансовых организациях. 14
Заключение. 20
Библиографический список литературы.. 21
Введение
После Второй мировой войны расстройство международной и национальных валютно-кредитных систем и крайне тяжелое положение в народном хозяйстве воюющих стран обусловили необходимость мобилизации национальных финансовых ресурсов этих государств и принятия коллективных мер для ликвидаций последствий войны. В этих целях на международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), было принято решение об образовании в качестве специализированных органов ООН Международного валютного фонда (МВФ) — для восстановления и стабилизации международной и национальных валютно-финансовых систем и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) - для содействия частному капиталу в расширении инвестиционного кредитования.
По мере стабилизации национальных хозяйств европейских стран, расширения международных экономических связей и интернационализации хозяйственной жизни в мире происходили изменения в деятельности МВФ и МБРР. Эти международные организации стали больше уделять внимания организации помощи странам по преодолению возникающих кризисных явлений и структурной перестройке их экономики, а также значительно расширили финансовое содействие странам, получившим государственную независимость, в целях ускорения темпов их экономического развития.
Возросший круг вопросов в валютно-кредитной области, как на международной арене, так и в отдельных регионах, который необходимо было решать мировому сообществу, также вызвал потребность в создании региональных банков долгосрочного кредитования.
В результате если в довоенные годы существовал лишь Банк международных расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует целая система международных валютно-кредитных организаций как глобального, так и регионального характера (Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.).
Целью данной работы является рассмотрение основных видов международных финансово – кредитных организаций, основные принципы их формирования, цель их деятельности.
1. Виды международных валютно – кредитных и финансовых организаций.
Международные валютно-финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики.
Этими задачами могут быть:
операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;
инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты)
инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.)
благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.
В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Европейский инвестиционный банк, Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация.[1]
Международный банк реконструкции и развития
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствием с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. Россия вступила в МБРР в 1992 г.
Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР, хотя группа Всемирного банка включает в себя Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС), сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам. Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально развитых стран (Большая Семерка G-7) приходится около 45 процентов. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику Банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая что дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка (Articles of Agreement) т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако, фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами Банка большинством голосов.
Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:
- среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;
- подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
- финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост-социалистических странах.
Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет грантов. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер.
Один из приоритетов Банка - содействие стимулированию частного сектора.
Международная ассоциация развития (МАР), является членом Группы Всемирного Банка. Ее основными функциями является предоставление долгосрочных беспроцентных ссуд беднейшим из развивающихся стран. Эти займы направлены на снижения уровня бедности и содействие экономическому росту в странах-заемщиках.
Международная Финансовая Корпорация (МФК) является членом Группы Всемирного Банка. Сегодня МФК - наиболее значительный многосторонний источник займов для проектов частного сектора в развивающихся странах. Главной целью МФК является поощрение развития частного сектора.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) основано 12 апреля 1988 и является самым молодым членом группы Всемирного банка.
Цель МАГИ - поощрение иностранного прямого инвестирования в развивающиеся государства-члены для ускорения их экономического роста. Прежде всего, речь идет об облегчении процесса капиталовложения путем гарантий капиталовложений от рисков переводов валюты, угроз конфискации, и военных или гражданских волнений (политических рисков). МАГИ призвано содействовать поддержанию потоков капиталовложений и распространять информацию относительно возможностей инвестирования в развивающихся государствах-членах.[2]
1. Европейские валютно – кредитные и финансовые организации
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) был создан в 1991. ЕБРР насчитывает 60 членов (58 государств, Европейское Экономическое Сообщество и Европейский Инвестиционный банк), включая 26 стран Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых государств (СНГ).
Уставной капитал Банка составляет 10 миллиардов ECU (30% процентов оплачено). В апреле 1996 Совет Управляющих согласился увеличивать его до 20 миллиардов ECU. Банк также заимствует в различных валютах на мировых финансовых рынках.
Условия финансирования ЕБРР позволяют ему осуществлять софинансирование совместно с другими международными финансовыми учреждениями и национальными (государственными и частными) финансовыми учреждениями.
Диапазон деятельности ЕБРР весьма широк. Он может участвовать в акционерном капитале, участвовать в кредитовании, выдавать гарантии по проектам, привлекать сторонних инвесторов и т. д. До 60% инвестиций ЕБРР осуществляет непосредственно в негосударственный сектор.
Банк стремится помогать выполнять структурную перестройку национальных экономик, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию, принимая во внимание специфические потребности стран на различных стадиях переходного периода. ЕБРР осуществляет поддержку частного сектора, содействует укреплению финансовых и правовых институтов, разработке инфраструктуры необходимой для развития частного сектора.
ЕБРР не имеет сети филиалов. Основной задачей Банка является финансирование проектов, способствующих развитию экономики. Банк работает руководствуясь принципом самоокупаемости. В Восточной Европе ЕБРР осуществляет ряд различных проектов: инвестиции на развитие конкретных предприятий, определенных отраслей производства (энергетики, продовольственного сектора и т.д.), а также проекты, направленные на изменение структуры хозяйства (банковский сектор, сектор малого бизнеса). ЕБРР имеет представительства в большинстве стран Восточной Европы, в том числе и в России (в Москве).
При осуществлении своих проектов ЕБРР координирует свою работу с МФК и Всемирным банком.
БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
Банк центральных банков, членами которого являются 29 центральных банков различных стран. В 1988 г. этот банк определил минимальный уровень ДОСТАТОЧНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА для банков: в 1990 г. отношение капитала к активам на уровне 7,15% с повышением до 8% в 1992 г Банк был организован в связи с планом Янга для осуществления пересмотренного урегулирования различных фин. претензий между странами-кредиторами, связанных с выплатой репарациями после первой мировой войны. План Янга был разработан взамен плана Дауэса о репарационных платежах, и Банк международных расчетов (БМР) взял на себя роль генерального агента. Банк открылся в мае 1930 г. на основе Швейцарской банковской хартии с местопребыванием в г. Базель, Швейцария. Первоначальный капитал состоял из 200 тыс. акций, разделенных поровну между центральными банками государств-спонсоров (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США), которые они могли выкупить сами или продать другим. Доля США составляла 9,9%, но поскольку амер. правительство не могло позволить амер. представителю офиц. принимать участие в получении репарации с Германии, то группа частных банков вместо него представила совместные гарантии по капиталу первоначальным подписчикам.
Деятельность БМР заключалась в техническом осуществлении компенсационных соглашений, включая дебетование и кредитование счетов компенсационных платежей по соглашениям для взаимных расчетов и сбор и анализ статистики по соглашениям по выплатам.
Позднее, в 1948 г., по просьбе Организации европейского экон. сотрудничества (Organization for European Economic Cooperation - OEEC), расположенной в Париже, организации европейских стран, участвующих в программе европейского восстановления, БМР согласился продолжать функции технического агента в рамках последующего соглашения о внутриевропейских платежах и взаимных зачетах.
Деятельность БМР по выполнению ежемесячных операций практически явилась продолжением его технической функции по соглашению 1948 г. По мере увеличения его капитала БМР за время своего существования значительно расширил свою разнообразную деятельность, о чем свидетельствует следующее описание современной деятельности, представленное Федеральным резервным банком Нью-Йорка. БМР является банком центральных банков.
Почти все европейские центральные банки, а также центральные банки США, Канады, Японии, Австралии и Южной Африки участвуют или тесно связаны с разнообразной деятельностью БМР. БМР оказывает помощь центральным банкам в размещении валютных резервов, служит форумом для международного валютного сотрудничества, выступает в качестве агента или доверенного лица при осуществлении международных кредитных соглашений, а также ведет обширные научные исследования.[3]
Управляя резервами центральных банков, БМР осуществляет традиционные формы инвестирования. Средства, не востребованные для кредитования др. центральных банков, размещаются на мировых финансовых рынках. Основными формами инвестиций являются депозиты в коммерческих банках и покупка краткосрочных обращающихся ценных бумаг, включая казначейские векселя США. Эти операции в настоящее время составляют основу деятельности банка. БМР также кредитует др. центральные банки за счет средств, полученных в качестве депозитов из центральных банков. Кредитные операции БМР могут быть в форме `свопов` с золотом, кредитов, обеспеченных золотом, или легко реализуемых на рынке краткосрочных ценных бумаг, кредитов под золото или размещенных в БМР валютных депозитов на ту же сумму и с теми же сроками погашения, необеспеченных кредитов в форме авансов или депозитов и кредитов на условиях `стэнд-бай`. Кроме того, также применяются различные сочетания указанных выше видов кредита. В области валютных операций БМР является участником соглашения ФРС об операциях `своп`. Однако БМР не имеет права предоставлять ссуды правительствам и открывать им определенные виды счетов. Также не разрешаются операции с недвижимостью. По уставу, при проведении банковских операций БМР должен гарантировать, что его действия не противоречат денежной политике центрального банка-клиента. Кроме того, БМР периодически организует совещания экспертов для анализа экономических, валютных и др. вопросов, представляющих интерес для центральных банков. Он проводит исследования в области денежной и валютной политики и теории. На БМР возложена обязанность по наблюдению за международными финансовыми рынками, созданию банков данных для центральных банков Группы десяти стран и Швейцарии, а также по подготовке статистического обзора международного банковского дела. (Группа десяти стран состоит из Бельгии, Канады, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Швеции, Великобритании, США и Западной Германии. Швейцария принимает в ней участие.) С юр. точки зрения, БМР является корпорацией, что оговорено в его уставе, как международная организация, созданная на основе Гаагского соглашения 1930 г. За деятельность банка отвечает совет директоров. В совет директоров входят управляющие центральных банков Бельгии, Франции, Германии, Италии и Великобритании, а также пять представителей фин. бизнеса, промышленности и торговли, назначенных по одному от каждого из указанных выше пяти центральных банков их управляющими. Статус БМР предусматривает, что эти 10 директоров могут избирать др. лиц в качестве кооптированных директоров из числа управляющих тех центральных банков-членов, чьи представители еще не входят в совет. Управляющие центральных банков Нидерландов, Швеции и Швейцарии являются такими кооптированными членами и уже много лет являются членами совета директоров. Совет директоров, состоящий из 13 членов, избирает из своего состава председателя банка.
Являясь международной организацией, БМР выполняет некоторые функции доверенного лица и депозитария для официальных групп. Например, БМР предоставляет секретариат для Комитета управляющих центральных банков Европейского сообщества (Committee of Governors of the European Community (EC) central banks) и Совета управляющих Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС1) (Board of Governors of the European Monetary Cooperation Fund), а также для их подкомитетов и групп экспертов, занимающихся подготовкой документов для управляющих центральных банков. Далее, БМР выступает в качестве агента ЕФВС (EMCF), исполняя фин. операции по урегулированию сальдо по счетам от имени стран - членов ЕС, участвующих в валютном союзе. БМР также отвечает за техническое управление системой взаимной краткосрочной валютной поддержки ЕС и за переводы платежей, связанные с операциями ЕС по заимствованию. После создания БМР центральным банкам-участникам позволено сделать выбор между собственной подпиской на акции БМР и реализацией их в своих странах. Ок. 15% акций БМР не были приобретены центральными банками и в настоящее время принадлежат частным владельцам. Акции, выделенные США, не были приобретены ФРС, а были распространены по подписке среди ряда коммерческих банков. В 1930 г. БМР обязал Первый нац. банк города Нью-Йорка представлять и голосовать через доверенное лицо по амер. акциям. Хотя все акции обладают равными правами на участие в прибылях банка, частные владельцы не имеют права голоса или представительства на общих собраниях БМР.
2. Участие России в международных валютно – кредитных и финансовых организациях
В современном мировом хозяйстве, в международных финансово-экономических и валютно-кредитных отношениях заметную роль играют международные финансовые организации. Наиболее значимыми в современных условиях международными финансовыми институтами являются Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка.
Они были созданы в соответствии с решениями Бреттон-Вудской конференции 1944 г. и были призваны играть одну из центральных ролей в Бреттон-Вудской валютной системе (роль мировых денег наряду с золотом выполнял доллар США) и в финансовом устройстве послевоенного мира. [4]
Международный валютный фонд - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
МВФ устроен по принципу акционерного общества. Его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Возможность каждого участника оказывать влияние на деятельность Фонда с помощью голосования определяется долей в капитале МВФ. Каждый член МВФ имеет свою долю в совокупном капитале фонда - квоту, выражаемую в международных счетных единицах - СДР (специальные права заимствования - эмитируемые МВФ между ее членами международные резервные и платежные средства).
МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономики стран-членов.
Россия присоединилась к МВФ в 1992 году. На том этапе развития новых экономических отношений в стране вступление в МВФ открыло более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, так как соглашения с МВФ явились положительным сигналом для других международных инвесторов. Достижение соглашений с МВФ позволило также прийти к договоренностям о переоформлении российской внешней задолженности с Парижским и Лондонским клубами.
Вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию определенные обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических и экономических решений.
Группа Всемирного банка включает следующие международные организации: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Центральным звеном группы Всемирного банка, безусловно является МБРР, в который входит наибольшее число государств и который имеет самый большой объем операций. Членами этой организации могут быть только страны, принятые в МВФ. Акционерный капитал банка образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства, исходя из его экономического потенциала. МБРР предоставляет займы или гарантии только суверенным заемщикам, т.е. правительствам стран - участниц. За счет займов и гарантий МБРР финансируются отдельные проекты, прошедшие тщательный отбор и проверку специалистами Банка. Эти проекты должны удовлетворять жестким критериям рентабельности и гарантировать существенную отдачу для заемщика. По состоянию на июнь 1997 г. в общей сложности России было предоставлено 36 займов на сумму 7,4 млрд. долл. США (промышленность, энергетика, строительство - 20,7%, реабилитационные займы - 16,3%, секторные займы структурной перестройки - 15,0%, транспорт и связь - 13,3% и пр.). Деятель-ность банка особенно важна для России в критический период ее развития. МБРР является крупнейшим источником долгосрочного финансирования для государственного сектора России. В ряде случаев он участвует в капитале российских предприятий. В 1998 году Международная финансовая корпорация (МФК) обратилась с предложением о своем участии в уставных капиталах двух российских банков ("Гарант Банк - Москва" и "Торибанк"), на что получил согласие Банка России. [5]
Валютно-кредитные и финансовые организации европейских стран:
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), 1990 г. – Лондон, Великобритания; Европейский инвестиционный банк, г. Люксембург; Европейский валютный институт, выполняющий задачу подготовки перехода к заключительному этапу создания экономического и валютного союза в рамках ЕС. ЕБРР – международная организация, созданная в 1990 году. Учредители 40 стран: все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Япония, другие страны, а также ЕЭС (ныне Европейский союз - ЕС) и Европейский инвестиционный банк. ЕБРР был образован с целью содействия переходу к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы, а также для поддержки там частной и предпринимательской инициативы.
Основными целями использования ресурсов ЕБРР при сотрудничестве с Россией были: поддержка нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса; создание региональных венчурных фондов для направления средств в производство потребительских товаров. Суммарная стоимость проекта 520 млн. долл. США; приобретение акций российских банков, открытие кредитных линий банкам; реализация проекта развития финансовых учреждений; кредитование отдельных рискованных проектов, от которых отказываются частные банки (судостроительство и пр.). На долю России приходится 24% портфеля кредитов ЕБРР. За 1998 год Советом директоров ЕБРР было одобрено 10 проектов для российских заемщиков стоимостью 800 млн. евро. Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. В Парижский клуб входят более двух десятков стран - крупнейших кредиторов. Кредиторы ведут переговоры с должниками “лицом к лицу” об условиях пересмотра внешних займов. С 1956 года Парижский клуб занимается урегулированием официального долга, т.е. межгосударственных или банковских кредитов правительствам стран-заемщиков, имеющих гарантии иностранных правительств. На начало текущего года долг России перед кредиторами Парижского клуба - 56,9 млрд. долл. США. Лондонский клуб кредиторов объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не имеют государственных гарантий или страхования.
В начале 70-х годов коммерческие банки развитых стран предоставляли кредиты развивающимся странам, а те не проводили эффективное инвестирование в свою экономику, а фактически «проедали» данные средства. Тогда же разразился мировой долговой кризис. По причине невозврата крупных займов, коммерческие “проедали” данные средства. В этой ситуации Федеральная резервная система США предложила не доводить страны-должники до банкротства, а реструктурировать их задолженность в соответствии с условиями экономических реформ в этих странах. Для осуществления этой программы коммерческие банки объединились в Лондонский клуб.
Внешняя задолженность Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте на 01.01.2000 - составляла 166 136 миллионов долларов США: долг бывшего СССР (68,2%) и собственно российский долг (31,8%). Таким образом, в преобладающей части внешний долг является наследием Советского Союза.
Долг бывшего СССР может быть разделен на следующие категории: задолженность в рамках Парижского клуба, задолженность в рамках Лондонского клуба, задолженность странам СЭВ.
Еврооблигации являются весомой составляющей “нового” долга России. Еврооблигации – заем Правительства России на открытом рынке. Агентом по платежам выступает Внешэкономбанк, а кредиторами – любые частные и институциональные инвесторы. Эти займы 1996 – 1998 гг. являются российскими, и по ним аккуратно погашаются все текущие купоны. Этот долг считается приоритетным и будет погашаться в первую очередь. Выплата по основному долгу начнется с 2003 года.
Долги, возникающие в результате предоставления кредитов на межгосударственном уровне.
Это, в основном, связанные товарные кредиты, которые обеспечиваются поставками в Россию оборудования, различных товаров и услуг. Эти займы предоставлялись на короткий срок – 2,3 года, 5 лет. По этой части внешнего долга государство регулярно выплачивает сумму задолженности.
На погашение и обслуживание внешнего долга на 2001 год приходится около 14,5 млрд. долл. США. Однако, согласно Пояснительной записке к проекту бюджета на 2001 год, “учитывая ограниченные ресурсы федерального бюджета, выделение средств для обеспечения платежей по внешнему долгу в полном объеме не представляется возможным. В этой связи особое значение приобретает необходимость реструктуризации долга бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов и другими официальными кредиторами”.
В бюджете на 2001 год предусмотрены ассигнования на платежи по обслуживанию внешнего долга в размере 6,1 млрд. долл. США. В основу составления прогноза расходов по обслуживанию государственного долга был положен сценарий развития событий, учитывающий валютные и процентные риски.
Общее настроение кредиторов России относительно ее возможности выплатить долги заключается в следующем: российский долг может быть постепенно выплачен полностью, так как существует постоянное положительное сальдо баланса по текущим операциям (при этом Россия очень мало делает для борьбы с утечкой капитала).
А пока рынок государственного внешнего долга России сильно подвержен дестабилизирующему влиянию политических новостей.
Заключение
В заключении можно подвести итог выше сказанному:
· многие международные финансовые организации создавались и создаются для осуществления урегулирования различных финансовых претензий между странами-кредиторами, связанных с выплатой репарациями после первой мировой войны и другими событиями;
· МФО также периодически организует совещания экспертов для анализа экономических, валютных и др. вопросов, представляющих интерес для центральных банков.
· В целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях.
· Официальными задачами являются сотрудничество в международных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валютных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между странами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения временных нарушений их платежных балансов.
Библиографический список литературы
1. Саркисянц А. Г. Система международных долгов – М.: «ДеКА», 1999 - 122 стр.
2. Финансы, деньги, кредит – «Международные финансовые организации» / под ред. О. В. Соколовой – М.: «Юристъ», 2000 – 216 стр.
3. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник – М.: Междунар. Отношения, 1999 – 125 стр.
4. Халевинская Е.Д. Международные экономические организации (учебное пособие). М.: Норма, 1999 – 27 стр.
5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред, Красавиной Л.Н. / 2002 – 120 стр.
[1] Финансы, деньги, кредит – «Международные финансовые организации» / под ред. О. В. Соколовой – М.: «Юристъ», 2000
[2] Финансы, деньги, кредит – «Международные финансовые организации» / под ред. О. В. Соколовой – М.: «Юристъ», 2000
[3] Финансы, деньги, кредит – «Международные финансовые организации» / под ред. О. В. Соколовой – М.: «Юристъ», 2000
[4] Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник – М.: Междунар. Отношения, 1995
[5] Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник – М.: Междунар. Отношения, 1995