Содержание

Учет расчетов по претензиям. 3

Задача № 8. 11

Задача № 21. 13

Список литературы.. 2


Учет расчетов по претензиям

В отношениях между предприятиями часто возникают ситуации, связанные с нарушением условий хозяйственных договоров.

В этом случае поставщикам, подрядчикам, транспортным или иным организациям могут предъявляться претензии за поставку некачественной или нестандартной продукции, в связи с несоответствием цен на полученные товарно - материальные ценности договорным, недостачу груза и другие нарушения (ст.ст.466, 468, 475, 480 ГК РФ). Кроме того, по условиям заключенных договоров предприятия могут выдвигать требования уплаты штрафов, пени, неустоек за их нарушение (ст.ст.12, 329 ГК РФ).

Следует учесть, что согласно п.3 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ, для определенных категорий споров федеральными законами может быть установлен досудебный (претензионный) порядок их урегулирования. Кроме того, такой порядок может быть предусмотрен и в заключаемых договорах. Данное положение означает, что до предъявления иска в арбитражный суд в связи с нарушением договорных условий покупатель обязан сначала предъявить претензию поставщику. При этом иск может быть предъявлен только после полного или частичного отказа виновного юридического лица в удовлетворении такой претензии либо в случае неполучения от него ответа в срок, оговоренный федеральным законом или договором.[1]

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов.

Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года).

В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия

Взаимные претензии возникают в основном из-за несоблюде­ния условий договоров и обязательств по расчетам.

Претензию составляют в письменной форме и отправляют фак­сом, по телеграфу, заказным и ценным письмом либо другим способом или вручают под расписку. В претензии указывают требо­вания заявителя, сумму претензии и ее расчет, ссылки на соответ­ствующие доказательства, перечень прилагаемых к претензии до­кументов или заверенные их копии. Претензия подписывается ру­ководителем организации или его заместителем.[2]

Претензия рассматривается в срок до 30 дней со дня ее полу­чения, если иной срок не установлен соглашением сторон, между­народными договорами и контрактами с иностранными фирмами.

Ответ о результатах рассмотрения претензии сообщается в пись­менном виде и подписывается руководителем организации или его заместителем.

При полном или частичном удовлетворении претензий в отве­те указывают признанную сумму, номер и дату платежного пору­чения на перечисление признанной суммы или иной способ удов­летворения претензий.

При полном или частичном отказе об удовлетворении претен­зии в ответе приводят мотивы отказа со ссылкой на соответ­ствующие доказательства, перечень прилагаемых к ответу доказательств, а также перечень возвращаемых документов заявителя. Ответ на претензию отправляют факсом, по телеграфу и т.п. или вручают под расписку.

При полном или частичном отказе в удовлетворении претен­зии или неполучении в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.

В случаях когда в ответе о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не принимается поручение банку с отметкой об исполнении, заявитель вправе предъявить в банк инкассовое поручение на списание в бесспор­ном порядке признанной должником суммы с начислением соот­ветствующих пеней за просрочку платежа.

При отсутствии у должника денежных средств для взыскания признанной суммы организация-кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании соответствующей денежной суммы с обращением взыскания на принадлежащее должнику иму­щество. К исковому заявлению в этом случае прилагается справка банка об отсутствии денежных средств на счете должника либо отозванное из банка инкассовое поручение на бесспорное списа­ние признанной суммы с отметкой банка о его неисполнении или частичном исполнении.

В претензионном порядке можно урегулировать требование о признании договора недействительным, о его изменении или рас­торжении. Ответ должен быть дан в 10-дневный срок со дня полу­чения требования, если иные сроки не установлены действующим законодательством.

На субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, под­рядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.

По дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражаются, в частности, расчеты по претензиям:[3]

к поставщикам, подрядчикам и транспортным организа­циям по выявленным при проверке их счетов (после акцепта последних) несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок — в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или со счетами учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат, когда завышение цен либо арифметические ошибки в предъявленных постав­щиками и подрядчиками счетах обнаружились после того, как записи по счетам учета товарно-материальных ценностей или затрат были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщиками и подрядчиками);

к поставщикам материалов, товаров, как и к организа­циям, перерабатывающим материалы организации, за обна­руженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу — в корреспонденции со счетами 60 «Рас­четы с поставщиками и подрядчиками»;

к поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин — в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом, — в корреспонденции со счетами учета затрат на производство;

к кредитным организациям по суммам, ошибочно спи­санным (перечисленным) по счетам организации, — в кор­респонденции со счетами учета денежных средств, кредитов;

а также по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потре­бителей транспортных и других услуг за несоблюдение дого­ворных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются), — в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонден­ции со счетами учета денежных средств. Суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Аналитический учет по субсчету 76-2 «Расчеты по претен­зиям» ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.[4]

Суммы удовлетворенных претензий списывают с кредита сче­та 76-2 в дебет счетов учета денежных средств (51, 52 и др.). Суммы неудовлетворенных претензий, как правило, списывают с кредита счета 76-2 в дебет тех счетов, с которых они были списаны на счет 76-2 (60, 10, 20, 23 и др.).

Уплаченные организацией разные штрафы, пени и неустойки списывают с кредита счетов учета денежных средств в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

Суммы штрафов, пеней и неустоек, предъявленных другим организациям за несоблюдение договорных условий, отражают по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 99. Со счета 76-2 оплаченные штрафы, пени и неустойки списывают в де­бет счетов учета денежных средств (50, 51, 52). Штрафы, пени, неустойки не признанные арбитражем, списывают на уменьшение чистой прибыли.

На практике может возникнуть ситуация, когда покупатель получил большее количество товарно - материальных ценностей, чем оговорено в договоре и сопроводительных документах. В таком случае по взаимному согласию он либо оплачивает излишне полученное имущество, либо возвращает его поставщику (соответственно, за счет последнего) (ст.466 ГК РФ).

До момента возврата излишне полученных товарно - материальных ценностей или их оплаты, в учете предприятия - покупателя они числятся на забалансовом счете 002 "Товарно - материальные ценности, принятые на ответственное хранение" (План счетов (Инструкция по применению Плана счетов)).

Если при устранении недостатков или при возврате товаров поставщику покупатель понес определенные расходы (исправление качества поступивших товарно - материальных ценностей, доукомплектация, транспортные расходы и т.п.), то он вправе потребовать от поставщика их возмещения (ст.475 ГК РФ).

В бухгалтерском учете предприятия - покупателя эта операция отражается по дебету счета 76-2 и кредиту соответствующих счетов (10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.) (План счетов (Инструкция по применению Плана счетов)).

В сопроводительных документах поставщика может быть допущена арифметическая ошибка. В этом случае у покупателя отсутствует основание для отражения оприходования полученных материальных ценностей в учете до получения новой сопроводительной документации (п.1 ст.9 Закона о бухгалтерском учете).

Однако следует обратить внимание, что оприходование полученных материальных ценностей на ответственное хранение и отражение их на забалансовом счете 002 производится в данном случае не на основании документов поставщика (так как в них допущена арифметическая ошибка), а по ценам, указанным в договоре или контракте.

В свете действующего с 1 января 1999 г. Положения по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98, утвержденного Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 57н (далее по тексту - ПБУ 8/98), следует обратить особое внимание на порядок отражения в бухгалтерском учете так называемых условных фактов хозяйственной деятельности.[5]

Под условным фактом хозяйственной деятельности (далее по тексту - условный факт) признается имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, то есть возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. При этом последствия условного факта оказывают существенное влияние на оценку пользователями бухгалтерской отчетности финансового положения, движения денежных средств или результатов деятельности организации по состоянию на отчетную дату.

В частности, к условным фактам хозяйственной деятельности могут относиться не завершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком и решения, по которым могут быть приняты лишь в последующие отчетные периоды; какие-либо осуществленные до отчетной даты действия других организаций, в результате которых организация должна получить компенсацию, величина которой является предметом судебного разбирательства; другие аналогичные факты (п.3 ПБУ 8/98).

Все существенные условные факты подлежат отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный период независимо от того, являются ли последствия их благоприятными или неблагоприятными для организации.

Условный факт признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. При этом существенность условного факта определяет организация исходя из общих требований бухгалтерской отчетности.

Таким образом, исходя из существующих на настоящий момент требований к составлению бухгалтерской отчетности, существенность условного факта можно принять в размере от 5% и выше.


Задача № 8

1. Обработать выписку по расчетному счету №000470065 Березовского потребительского общества в Центральном отделении АПБ за 1 сентября и записать операции в Журнал регистрации хозяйственных операций.

2. Обработать выписку по расчетному счету за период со 2 по 30 сентября и записать операции в Журнал регистрации хозяйственных операций.

Условия задачи:


п/п

Содержание операции

Вар. 8


Остаток денежных средств на рас­четном счете на 1 сентября

215204

Операции по расчетному счету за 1 сентября

1

По чеку №120541 выдано кассиру правления потребительского общества Зориной А.В. для выплаты: заработной платы работникам

на командировочные расходы



23700 8400

2

По платежному поручению №360 перечислен в бюджет налог на добавленную стоимость

3641

3

По платежному поручению №242 поступили платежи от покупателей

1206

4

По платежному поручению №361 перечислено фонду занятости

1243

5

По платежному поручению №362 перечислено фонду медицинского страхования

1948

6

По квитанции №516 сданы из кассы потребительского общества налич­ные денежные средства на расчетный счет

7600

Операции по расчетному счету за период со 2 по 30 сентября

7

2 сентября по платежному поруче­нию №363 перечислено в пенсионный фонд

3652

8

5 сентября по платежному поруче­нию №364 перечислено Рембыттехнике за ремонт холодильного обору­дования

720

9

10 сентября оплачено банку за рас­четно-кассовое обслуживание

860

10

15 сентября ошибочно зачислена банком сумма Кедровского потребительского общества

9860

11

18 сентября по платежному поручению №117 поступил платеж от ООО "Кедр" за товары

7100

12

Погашена просроченная задолженность по краткосрочному кредиту

8650

13

29 сентября по платежному поруче­нию №370 перечислено фабрике "Рассвет" за товары

27000


Решение:

Журнал регистрации хозяйственных операций за сентябрь

№ п/п

1

Содержание операций

Сумма

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

Сальдо на 1.09 – 215 204 руб.

1

Поучены денежные средства из банка

32100

50

51

2

Перечислен НДС

3641

68

51

3

Поступили платежи от покупателей

1206

51

62

4

Перечислено фонду занятости

1243

69

51

5

Перечислено Фонду мед. страхования

1948

69

51

6

Сданы наличные деньги в банк

7600

51

50

7

Перечислено в Пенсионный фонд

3652

69

51

8

Перечислено поставщику за оказанные услуги

720

60

51

9

Оплачено банку за расчетно - кассовое обслуживание

860

91

51

10

Ошибочно зачисленная сумма

9860

51

76

11

Получено от покупателя

7100

51

62

12

Погашена просроченная задолженность по краткосрочному кредиту

8650

66

51

13

Перечислено поставщику за товары

27000

60

51

Сальдо на 1.10 – 161 156 руб.



Задача № 21

1.Отразить хозяйственные операции без составления первичных до­кументов в Журнале регистрации хозяйственных операций.

2. Составить товарно-денежный отчет №33 по операциям магазина №1 за период с 1 по 7 сентября.

3. Произвести приемку, проверку и бухгалтерскую обработку товарно-денежного отчета №33.

Условие для выполнения задания

Остатки товаров и тары, план реализации товаров и нормативы товарных запасов в магазине № 1 характеризуются данными, приведенными в табл. (для всех задач одинаково).

№ п/п

Номер розничного торгового предприятия - фамилия, имя отчество заведующего

Остаток на 1 сентября

Задание по реализации товаров

Норматив товарных запасов

товаров

тары

1

Магазин №1 - Гришина И Г.

40124

857

212265

38600

Учёт товаров и тары в магазине ведётся по розничным ценам. НДС по приобретенным ценностям учитывается на счёте 19 "НДС по приобретённым ценностям" (ставка НДС на все товары 20%).

Торговая наценка и НДС на продажную стоимость учитываются вместе на счёте 42 "Торговая наценка".

Хозяйственные операции магазина №1 за период с 1 по 7 сентября


№ п/п

Содержание операций

Вар.21

1

2 сентября от швейной фабрики "Северянка" по ТТН №2367 поступили

товары по покупным ценам с НДС

торговая надбавка 25%

тара



51805


1290

2

6 сентября сдана торговая выручка инкассатору банка

12700

3

6 сентября от универсальной базы Алтайского КрПС по счету-фактуре №01125 поступили:

товары по покупным ценам с НДС

торговая надбавка 25%

тара



7380


548


При приемки товаров была выявлена недостача по покупным ценам

На основании акта об установленном расхождении в количестве при приемке товаров предъявлена претензия поставщику


500

4

7 сентября по накладной №115 детскому саду отпущены товары по розничным ценам

1422

5

7 сентября по счету №127 от ба­зы «Ростекстильторг» поступили товары

тара

торговая надбавка 25%


7000

615

?


При приемке была обнаружена недостача товаров по вине экс­педитора потребительского об­щества Коробова СИ.

555

6

7 сентября по расходной накладной №1072 отпущены магазину №2 товары по свободным розничным ценам

тара


2500

68

7

6 сентября по приходному кассовому ордеру №1054 в кассу правления сдана торговая выручка

25330


Решение:

1. Журнал регистрации хозяйственных операций за сентябрь

№ п/п

1

Содержание операций

Сумма

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

1

Поступили товары по покупным ценам с НДС

51805

41.2

60


Начислена торговая надбавка 25%

12951,25

41.2

42


НДС с полной стоимости товара (20%)

12951,25

41.2

42


Поступила тара

1290

41.3

60

2

Сдана торговая выручка инкассатору банка

12700

57

50

3

Поступили товары по покупным ценам без НДС

6149,75

41.2

60


НДС по поступившим товарам

1230,25

19.3

60


Начислена торговая надбавка 25%

1537,44

41.2

42


НДС с полной стоимости товара (20%)

1537,44

41.2

42


Тара

548

41.3

60


При приемке товаров была выявлена недостача по покупным ценам

500

94

60


На основании акта об установленном расхождении в количестве при приемке товаров предъявлена претензия поставщику

500

76.2

94

4

Отпущены товары по розничным ценам

1422

90.2

41.2

5

Поступили товары

7000

41.2

60


Тара

615

41.3

60


Начислена торговая надбавка 25%

1750

41.2

42


Выявлена недостача по вине работника

555

94

41.2


Сумма недостачи подлежит взысканию с виновных лиц.

555

73.2

94

6

Отпущены товары

2500

90.2

41.2


Тара

68

90.2

41.3

7

Поступила торговая выручка в кассу

25330

50

90.1


2. Товарно-денежный отчет № 33

Магазин № 1

Ф.И.О. материально-ответственного лица (бригадира) Гришина И.Г.

Месячный план товарооборота

Товарооборот с начала месяца до конца отчетного периода

Лимит товарных остатков

  212265

3990

38600



Товарно-денежный отчет № 33 с 1 по 7 сентября  

Приход

Заполняется материально-ответственным лицом

Заполняется бухгалтерией

Документ

От кого получено или кому отпущено

Товары

Тара

Для записи в журнал по дебету счета № 41.2 в кредит счета

Кредит счета №60

Дата

№ 42

№ 60

Дт счета

Сумма

Остаток на 1.09.

41 124

857

41.2

51805

2.09

2367

Северянка

77 707,5

1290

25902,5

51805

41.3

1290

6.09

1125

Алтайский КрПС

9224,63

548

3074,88

6149,75

41.2

6149,75

7.09

127

Ростекстильторг

8195

615

1750

7000

19.3

1230,25

41.3

548

94

500

41.2

7000

41.3

615

Расход

Для записи по кредиту счета №41.2 в дебет счета

№ 90.2

№ 94

7.09

115

Детский сад

1422

-

1422

7.09

127

Ростекстильторг

555

-

555

7.09

1072

Магазин № 2

2500

68

2568

Итого по расходу

Остаток на 8.09.

В том числе

А) купленных с/х продуктов закупленных по ценам договоренности и принятых на комиссию

Х

Б) наличными деньгами

Х

Итого для записи в журнал по дебету 41.2 – 136 251,13 руб. по кредиту 41.2  - 4477 руб.

Розничный товарооборот всего 3990 руб.

Правильность корреспонденции счетов подтверждаю Главный (старший) бухгалтер

Список литературы

1.     Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2000, 1020 с.

2.     Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет и аудит». – 3-е изд., перераб. и доп., - Ростов–на-Дону: Изд. Центр «Март»,

3.     Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов по спец. «Бухучет и аудит». – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Финансы и статистика, 1998 (2000, 1996), 256 с.

4.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 640 с.

5.     Палий В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2001, 664 с.

6.     Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории: Уч. пос. – М.: Экспертное бюро, 1997, 495 с.

7.     Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Уч. пос. для втузов по эк. спец.– М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2000, 543 с.

8.     Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 496 с.



[1] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 267 с.


[2] Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Уч. пос. для втузов по эк. спец.– М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2000, 103 с.


[3] Палий В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2001, 341 с.


[4] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 269 с.


[5] Палий В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2001, 346 с.