Содержание
Введение. 3
1. Основная дилемма финансового менеджмента. 5
2. Интерференция краткосрочных долгосрочных аспектов деятельности предприятия. 7
3. Матрица финансовой стратегии и прогноз финансово- хозяйственного состояния предприятия. 11
Список литературы.. 23
Введение
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства, т.е. к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы.
Стратегия- это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических задач и целей управления в любой области деятельности. Стратегия может быть обоснованной только в случае применения к ее разработке научных подходов, методов системного анализа, прогнозирования и оптимизации.
В настоящее время большинство руководителей на своих предприятиях, как правило, осуществляют практику использования тактического (оперативного) менеджмента, который не рассчитан на долгосрочную перспективу, а лишь на текущую деятельность и краткосрочный период. В то время как стратегический менеджмент тем и отличается от тактического, что рассчитан на долгосрочную перспективу. Однако, руководители , как правило, его просто игнорируют. Отсюда и ошибки в процессе управления, ведущие подчас к непоправимым результатам. Такое игнорирование стратегического менеджмента возможно связано с неполным его освещением в современной литературе.
Тем не менее, стратегический менеджмент является обязательным условием хозяйственной деятельности любого субъекта экономических отношений. В связи с актуальностью вопроса стратегического менеджмента, он предлагается к рассмотрению в данной работе в качестве теоретических основ.
Целью выполнения данной работы является исследование сочетания стратегии и тактики финансового менеджмента на предприятии
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) описать основную дилемму финансового менеджмента
2) рассмотреть интерференцию краткосрочных и долгосрочных аспектов деятельности предприятия
3) рассмотреть матрицу финансовой стратегии и прогноз финансово- хозяйственного состояния предприятия.
1. Основная дилемма финансового менеджмента
Стратегическое управление представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.
Выделяют два основных конечных продукта стратегического управления[3, с. 158].
Один из них – потенциал организации, который обеспечивает достижение целей в будущем.
С одной стороны, этот потенциал состоит из сырьевых, финансовых и людских ресурсов, информации; с другой стороны – из произведенной продукции и услуг, из набора правил социального поведения, следование которым помогает организации добиваться своих целей. Важно заметить, что не всякая продукция и услуги организации могут быть включены в ее потенциал, а лишь те, которые испытаны с точки зрения потенциальной прибыльности. Это означает, что продукция организации создана на базе новых перспективных технологий, обладает отличительными особенностями и будет пользоваться спросом на рынке.
Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде. B предпринимательской организации это предполагает наличие способности своевременно обнаружить и правильно истолковать внешние изменения, а также руководить ответными адекватными действиями, которые предполагают наличие стратегических возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров и услуг, технологий, организационных изменений.
Таким образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения в организации; создать организационную архитектонику, способствующую стратегическим изменениям; подобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения в жизнь.
В отличие от стратегического оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции организации с целью достижения ее целей. В коммерческой организации руководитель, занимающийся оперативными вопросами, должен превратить потенциал организации в реальную прибыль. Его задачи включают определение общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль как руководителей, так и исполнителей в рамках организации.
Как стратегическое, так и оперативное управление для нормального функционирования предполагают создание и поддержание определенной организационной архитектоники, подбора и воспитания кадров. Однако эти элементы различны для двух типов управления. Стратегическая архитектоника нацелена на изменения, является гибкой и не имеет жестких структур. Оперативная архитектоника устойчива к изменениям, нацелена на эффективность. Если руководитель, осуществляющий стратегическое управление, стремится к изменениям, склонен идти на риск, имеет навыки управления освоением новых направлений, то руководитель, осуществляющий оперативное управление, выступает против изменений, не склонен к риску, компетентен в анализе, координации и контроле сложной деятельности.
Таким образом, система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности – стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения. В последнее время организации в большей степени испытывают нужду в одновременном использовании обоих типов, поведения, для чего им необходимо создавать такую структуру своей архитектоники, которая бы позволила успешно развивать и предпринимательский, и приростной стили организационного поведения.
2. Интерференция краткосрочных долгосрочных аспектов деятельности предприятия
Под стратегическим управлением в долгосрочном периоде понимают такое управление организацией, которое опирается на ее потенциал, ориентирует на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в ответ на вызовы со стороны окружения, а также позволяет достичь конкурентных преимуществ и долгосрочных целей организации [2,с.13].
Основными элементами системы стратегического управления в долгосрочном периоде выступают [5, с.5]:
1) определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития в долгосрочном периоде;
2) анализ внешней среды организации;
3) внутренняя диагностика, то есть оценка сильных и слабых сторон организации;
4) определение миссии и целей организации;
5) разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;
6) разработка и развернутое определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий для достижения поставленных целей;
7) реализация стратегии;
8) оценка результатов деятельности;
9) обратная связь, то есть внесение корректировок в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых целей или новых возможностей.
Выделяют следующие главные особенности стратегического менеджмента в долгосрочном периоде, отличающие его от тактического в краткосрочном периоде[1, с.23]:
1) главная цель стратегического менеджмента в долгосрочном периоде в организации - это развитие организации в долгосрочной перспективе;
2) стратегический менеджмент в долгосрочном периоде ориентируется на внешнюю среду организации, на наличие возможностей в конкурентной среде, на адаптацию к изменения;
3) внешняя среда организации рассматривается с точки зрения потенциала, при этом под потенциалом организации понимают ее возможности, которые на данный момент могут не использоваться.
Стратегический менеджмент в долгосрочном периоде тем и отличается от тактического, что рассчитан на долгий период. В то время как тактика- это краткосрочные, адаптивные, активно- интерактивные действия, используемые для достижения своих целей, противостоящими друг другу силами во времени столкновения. Стратегии же направлены на создание устойчивой основы для упорядочивания таких адаптаций в соответствии с более широкими задачами в долгосрочной перспективе.
Стратегия в долгосрочном периоде нужна организации тогда, когда вы имеете дело с умным оппонентом, ответные действия которого могут существенным образом повлиять на итоговые результаты действий - вне зависимости от организационного уровня, занимаемого вами на предприятии. Но особенно остра в ней потребность, когда речь идет об очень важных собственных решениях, принимаемых на самой верхушке организационной иерархии. Тактические решения в краткосрочном периоде принимаются на различных организационных уровнях [6, с.24].
Стратегический менеджмент в долгосрочном периоде ставит перед организацией три основных вопроса [5, с. 9]:
1) куда мы идем? Если у организации нет ясности в том, каковы ее миссия и сфера деятельности, в чем ее цели и задачи, то она становится неуправляемой;
2) где мы? Отвечая на этот вопрос, необходимо объективно оценить внешнюю среду, конкурентов, угрозы и возможности, возникающие вовне, а также собственные слабые и сильные стороны. Необходимо добиться соответствия между целями организации и средствами их достижения;
3) как достичь целей? Составляются детальные планы действий и размещения ресурсов.
В стратегическом (долгосрочном) плане определяется то, что должно быть сделано, а в тактическом (краткосрочном) плане - как это сделать. В тактическом менеджменте в краткосрочном периоде описываются этапы действий и ставятся конкретные цели, которые должны быть достигнуты подразделениями, отделами, рабочими группами и отдельными работниками организации в течение точно определенного периода времени.
Таким образом, стратегическое управление в долгосрочном периоде - это компетенция высшего руководства, в то время как тактическое управление в краткосрочном периоде может быть функцией и более низких иерархических уровней. Стратегический менеджмент в долгосрочном периоде включает обширную аналитику, требующую существенных трудовых затрат времени. Высшие руководители организации должны принимать непосредственное участие в принятии решений, поскольку это - одна из важнейших их функций. Они должны также обеспечивать принятие и реализацию решений второго типа. Именно в выполнении стратегического плана и заключается стратегическое руководство в долгосрочном периоде.
В процессе стратегического менеджмента в долгосрочном периоде, как правило, участвуют несколько служб и отделов в организации, прежде всего, ведущим является отдел маркетинга. Однако, в некоторых организациях подобные службы не создаются.
Стратегический менеджмент в долгосрочном периоде имеет ряд ограничений [3,с.24]:
1) стратегический менеджмент в долгосрочном периоде не дает детального описания необходимых действий или состояния внешней среды для руководства организации;
2) несмотря на наличие большого количества строгих методик стратегического менеджмента в долгосрочном периоде , он остается во многом творческим инициативным процессом;
3) стратегический менеджмент в долгосрочном периоде не имеет четко отработанной технологии внедрения и достаточно сложно реализуется. Часто процесс стратегического планирования в долгосрочном периоде , составляющий основу стратегического менеджмента, носит тактический характер. Так называемые стратегические планы в долгосрочном периоде редко оказывают влияние на повседневную деятельность организации.
Можно выделить следующие основные принципы стратегического менеджмента организации в долгосрочном периоде [3,с.26]:
1) стратегия в долгосрочном периоде - это логически последовательная интегрированная система принятия решений. это означает, что разработка стратегии должна вестись осознанно, то есть упреждать влияние среды. Ее разработка должна предшествовать практическим действиям;
2) стратегия в долгосрочном периоде определяет назначение организации, ее долгосрочные цели, планы действий и определение ресурсов;
3) выбор стратегии в долгосрочном периоде означает определение конкурентной ниши организации и сферы ее деятельности;
4) в стратегии для создания конкурентного преимущества учитываются сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, возникающие во внешней среде;
5) стратегия в долгосрочном периоде логически обосновывает распределение задач на высшем и среднем уровне управления, что обеспечивает координацию функций и организационной структуры.
Итак, стратегический менеджмент в долгосрочном периоде представляет собой особое управление организацией, которое рассчитано на долгосрочную перспективу. Именно долгосрочности стратегических планов и состоит главная особенность стратегического менеджмента.
В отличие от стратегического оперативное управление в краткосрочном периоде занимается использованием существующей стратегической позиции организации с целью достижения ее целей. В коммерческой организации руководитель, занимающийся оперативными вопросами, должен превратить потенциал организации в реальную прибыль. Его задачи включают определение общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль как руководителей, так и исполнителей в рамках организации.
3. Матрица финансовой стратегии и прогноз финансово- хозяйственного состояния предприятия
Под финансовой стратегией фирмы понимают комплексное управление всеми активами и пассивами фирмы.
Стратегическая установка в поведении фирмы в целом обуславливает и ее финансовую стратегию. Однако связь здесь гораздо сложнее, чем простая причинно-следственная, как может показаться на первый взгляд.
Все возможные виды финансовой стратегии фирмы могут быть представлены в виде матрицы финансовых стратегий фирмы. Манипулируя в рамках данной матрицы, можно рассматривать проблему в динамике, давая возможность не только формулировать финансовую стратегию, но и модифицировать (менять) ее в результате изменения каких-то очень важных параметров функционирования предприятия как такового.
Результат хозяйственной деятельности (РХД) с экономической точки зрения может быть определен как денежные средства предприятия после финансирования развития. РХД говорит о ликвидности предприятия после финансирования всех расходов, связанных с его развитием. Положительное значение данного показателя дает основания готовиться к реализации масштабных инвестиционных проектов (предприятие стоит перед скачком постоянных затрат, который в значительной мере может быть компенсирован именно положительным значением РХД).
С точки зрения существующей бухгалтерской отчетности РХД тоже может быть определен.
Результат финансовой деятельности отражает финансовую политику предприятия (привлечение заемных средств или функционирование без привлечения таковых). При его подсчете пользуются только движением финансовых потоков. Решающее значение для определения знака РФД имеет знак изменения заемных средств. При увеличении использования заемных средств РФД возрастает и становится положительным. По мере роста издержек, связанных с оплатой заемных средств, РФД начинает снижаться (здесь еще добавляется увеличение налога на прибыль, так как рост заемных средств приводит в действие финансовый рычаг, который сказывается на выручке предприятия, его прибыли и выплате дивидендов).
Вскрытый механизм изменения РФД прекрасно “встроен” в жизненный цикл фирмы, дополняет его, подтверждает его реальность и объективность (независимость от “капризов” фирмы).
Таким образом, на фазе привлечения заемных средств РФД становится положительным, на фазе отказа от привлечения заемных средств РФД становится отрицательным.
Бухгалтерская отчетность позволяет определить и величину РФД для конкретной фирмы.
Определение изменения заемных средств предприятия за период сложностей не вызовет. РХД нужен для выявления величины и динамики денежных средств предприятия в результате его инвестиционно-хозяйственной деятельности. РФД нужен для определения величины и динамики денежных средств предприятия в результате его финансовой деятельности. Таким образом, РФХД показывает величину и динамику денежных средств предприятия после совершения всего комплекса инвестиционно-производственной и финансовой деятельности фирмы. Положительная величина результата финансово-хозяйственной деятельности дает основание утверждать, что в деятельности фирмы имеет место превышение доходов фирмы над ее расходами, причем вывод этот может быть распространен не только на сегодняшний день, но и на весь, по крайней мере, будущий краткосрочный период.
Стало быть, для фирмы желательно, чтобы РФХД был положительным. Но очевидно, что сам жизненный цикл фирмы не позволяет утверждать, что фирма всегда может иметь такое значение РФХД (например, в период реализации инвестиционного проекта с обязательным нарастанием постоянных затрат и снижением прибыли).
Динамика РФХД вписывается как раз в этот жизненный цикл фирмы. Период положительного РФХД сменяется периодом отрицательного РФХД и так далее при условии, конечно, что фирма нормально развивается). Фирма не может длительное время иметь отрицательный РФХД. Это — угроза краха. Необходимым представляется введение понятия равновесного РФХД, рассмотренного в рамках жизненного цикла фирмы (хотя бы одного). РФХД нормально работающей фирмы может колебаться в рамках жизненного цикла между 0% и 10% добавленной стоимости (в обе стороны). Это — безопасная зона для фирмы.
Финансовый менеджер должен так вести финансово-хозяйственную деятельность фирмы, чтобы она не выходила за границы этой зоны. Идеальный вариант — это колебания с еще меньшей амплитудой. Следует об этом помнить и в период значительных инвестирований (РХД резко снижается и “тянет” РФХД в отрицательную сторону), и в период достижения порога рентабельности и наращивания запаса финансовой прочности (РФД возрастает, но за этим неизбежно должны последовать период значительного снижения РФД и превращение его величины в отрицательную вместе с величиной РФХД).
Рассмотренное выше позволяет увидеть асинхронность в поведении РФД и РХД в рамках жизненного цикла фирмы, причем эта асинхронность усиливается тем, что она не накладывается на циклические колебания производства фирмы (выпуск ею продукции). Например, в период достижения высокой величины запаса финансовой прочности РФД начинает снижаться. Из этого следует, что ожидаемый оптимальный алгоритм поведения РФД и РХД фирмы (в рамках РФХД), когда желательно добиваться синхронного изменения РФД и РХД в разные стороны, представляется недостижимым без потери динамики оборота (выручки).
Матрица финансовых стратегий позволяет финансовому менеджеру снять большинство из тех вопросов, которые были поставлены выше (в связи с достижением РФХД оптимальной величины).
Данные этой матрицы были рекомендованы французскими учеными Ж. Франшоном и И. Романе.
Таблица 1
Матрица финансовых стратегий
|
РФД<<0 |
РФД=0 |
РФД>>0 |
РХД>>0 |
РФХД=0 1 |
РФХД>0 4 |
РФХД>>0 8 |
РХФ=0 |
РФХД<0 7 |
РФХД=0 2 |
РФХД>0 5 |
РХД<<0 |
РФХД<<0 9 |
РФХД<0 6 |
РФХД=0 3 |
Квадранты 4, 8, 5 связаны с созданием ликвидных средств фирмой (некоторый избыток оборотных средств). Квадранты 7, 6, 9 связаны с потреблением ликвидных средств фирмой (дефицит оборотных средств).
По горизонтали РФД связан с ростом заимствования средств фирмой. Мы идем от отрицательного значения РФД к положительному.
По вертикали РХД связан с реализацией фирмой инвестиционного проекта (массированное инвестирование средств). Только этим можно объяснить переход от положительного РХД (прекрасная возможность начать реализацию инвестиционного проекта) к отрицательному РХД (ситуация значительного инвестиционного вложения средств).
Проанализируем теперь каждое из возможных состояний (1-9) и те виды финансовой стратегии, которые могут быть применены предприятием [4, 7 и др.].
Начнем с первого квадранта. Он характеризуется состоянием, когда РФХД близок к нулю (РФД и РХД находятся как бы в противофазе). Возможны, по крайней мере, три варианта финансового развития: а) переход в квадрант 4, б) переход в квадрант 7, в) переход в квадрант 2. Рассмотрим все эти возможные сценарии.
Прежде всего, находясь в квадранте 1, фирма имеет все возможности для начала реализации инвестиционного проекта (РХД >> 0). С другой стороны, данное предприятие с финансовой точки зрения (с точки зрения финансовой деятельности) находится на стадии отказа от заемных средств, когда нарастают финансовые издержки, связанные с оплатой текущей задолженности, растут выплаты налога на прибыль и дивидендов (запас финансовой прочности у фирмы достаточен). То есть и с финансовой стороны деятельности такая фирма подошла к необходимости осуществления инвестиционного проекта.
Однако у предприятия еще сохраняется возможность наращивания запаса финансовой прочности за счет мобилизации эффекта финансового рычага. Это дает возможность поддерживать темпы роста производства. При этом фирма переходит в квадрант 4.
Но все-таки наиболее приемлемый сценарий, связанный с реализацией инвестиционного проекта, — переход в квадрант 2 или 7 (в зависимости от темпов роста оборота). При более высоких темпах роста — переход в квадрант 2. При более низких темпах фирма будет перемещаться в квадрант 7.
Теперь рассматриваем фирму, оказавшуюся в квадранте 2. Находясь в таком положении, фирма пребывает в положении финансового равновесия (в динамической смене неравновесных состояний возможно и положение, когда РФД и РХД близки к нулю).
Деятельность фирмы может “перевести” ее в один из шести квадрантов. Это и неудивительно - количество степеней свободы (типов неравновесия) у фирмы, находящейся в равновесном состоянии, больше, чем у фирмы, находящейся в неравновесном состоянии с тем или иным знаком.
Предприятие в результате осуществления каких-либо мероприятий может оказаться в квадрантах 1, 4, 7, 5, 3, 6.
В результате реализации инвестиционного проекта в зависимости от темпов роста производства фирма может оказаться в квадрантах 6 (невысокие темпы роста) и 3 (достаточные темпы роста).
В зависимости от принятого решения в области использования заемных средств предприятие может переместиться в квадрант 5 (нарастание использования заемных средств, активное использование эффекта финансового рычага) или в квадрант 7 (отказ от использования заемных средств и ослабление силы воздействия финансового рычага).
При сокращении финансово-эксплуатационных потребностей фирмы возможен переход в квадрант 4 (при достаточных темпах роста) или квадрант 1 (при умеренных темпах роста оборота).
Фирма находится в квадранте 3. Такое предприятие характеризуется вновь противофазой РФД и РХД, но уже с другим знаком (по сравнению с квадрантом 1). Отрицательный РХД говорит о том, что фирма либо осуществила инвестиционный проект, либо сократила финансово-эксплуатационные потребности (за счет нарастания кредиторской задолженности).
Возможный сценарии развития — переход в квадранты 5 или 6 (возвращение в квадрант 2 маловероятно — только в случае равенства темпов роста оборота и рентабельности).
Переход в квадрант 5 возможен в случае сокращения финансово-эксплуатационных потребностей предприятия. При этом возрастет рентабельность активов предприятия и увеличатся темпы роста оборота (выручки).
В случае уменьшения заимствований средств фирмой в виде кредита (ослабляется сила воздействия финансового рычага) предприятие может оказаться в квадранте 6, что свидетельствует о том, что у фирмы происходит нарастание собственных средств.
Для 4 квадранта характерна ситуация, когда РФХД положителен. У фирмы достаточно ресурсов для реализации инвестиционного проекта при нулевом значении РФД. Существует некоторый избыток ликвидных средств. Возможные сценарии развития — перемещение в квадранты 1, 2, 7.
В квадранты 2 и 7 предприятие переместится в случае реализации инвестиционного проекта. Если темпы роста будут достаточно высокими, то фирма перейдет в квадрант 2. При невысоких темпах роста оборота — в квадрант 7. В этом случае заимствования, связанные с реализацией инвестиционного проекта, негативно отразятся на величине РФД. Правда, за этим неизбежно последует необходимость принимать очень ответственные решения, так как из данного положения можно перейти как к положениям с еще большими возможностями для фирмы, так и к положениям, когда финансовая ситуация, связанная с предприятием, может и ухудшится.
В случае сокращения использования заемных средств фирма может переместиться в положение 1. Здесь ослабевает сила воздействия финансового рычага, несколько снижается и рентабельность собственных средств.
Следующее положение — квадрант 5. В целом положение предприятия очень хорошее, устойчивое (так же, как и в квадранте 4), существует некоторый излишек ликвидных средств, появляется возможность не только закрепиться на собственном сегменте рынка, но и расширить его за счет диверсификации производства.
При высоком уровне рентабельности и при росте финансовых выплат, связанных с наращиванием производства, фирма может переместиться в квадрант 2, но это равновесие диверсифицированной и растущей фирмы! Об этом не следует забывать. Впереди у такой фирмы достаточно большие перспективы.
При снижении экономической рентабельности эта фирма может ухудшить свое положение и переместиться в квадрант 6. Но опять же не стоит забывать, что в данное положение попадает фирма с диверсифицированной структурой. Здесь следует определиться, что важнее для предприятия: диверсифицированная структура или резко отрицательное значение РХД. Выбор непростой, но необходимый. Все дело — в мере.
Фирма находится в квадранте 6. РФХД меньше нуля за счет очень большой отрицательной величины РХД. Возможно, что фирма или только что реализовала инвестиционный проект, или осуществила диверсификацию своего производства (или деятельности). Имеется некоторый дефицит ликвидных средств.
Существуют три возможных сценария развития — квадратны 2, 7 или 9.
Наилучшая из перспектив — восстановление равновесия (возвращение в квадрант 2, но для этого придется очень аккуратно и напористо действовать). Здесь необходимо восстановить рентабельность активов до приемлемой величины (следует позаботиться об эффективности, проведя работу по сокращению расходов на предприятии). Если есть возможности, то следует поработать над сокращением финансово-эксплуатационных потребностей, в том числе и за счет грамотного управления дебиторской и кредиторской задолженностями предприятия.
Более вероятным представляется переход в квадрант 7. Это может быть осуществлено прежде всего за счет снижения использования заемных средств при проведении мероприятий, отмеченных в предыдущем абзаце. В данном случае не произойдет улучшения ситуации с ликвидными средствами предприятия, но кризисные явления в фирме будут трансформированы в другую форму, которая, может быть, приблизит предприятие к выходу из этого состояния.
Если же экономическая рентабельность и дальше будет снижаться, то не миновать более серьезных испытаний в виде перемещения в квадрант 9.
Квадрант 7. У фирмы нерадостное положение — дефицит ликвидных средств. Наиболее вероятная причина — асинхронность их поступления и потребления (вспомните важное замечание об асинхронности РФД и РХД, см. выше). Именно поэтому ситуация представляется поправимой (может быть, в большей мере, чем в предыдущем случае).
Если удастся достигнуть ситуации, когда экономическая рентабельность будет расти (причем быстрее оборота), то возможен переход в положение 2 или 1. Это будет означать преодоление кризиса. Правда, для достижения такой ситуации придется провести жесткую рационализацию на предприятии (особое внимание следует обратить на упорядочивание постоянных издержек, это даст возможность мобилизовать операционный рычаг). Следует учитывать и возможности манипулирования дебиторской и кредиторской задолженностями.
В случае, когда экономическая рентабельность не будет расти или будет снижаться, наиболее вероятный сценарий — углубление кризиса (переход в квадрант 9, может быть, через положение 6 (хотя и один и другой вариант не дает в этой ситуации желаемых результатов)).
Следующее положение — прямая противоположность двум предыдущим — квадрант 8.
В этой ситуации у фирмы ярко выраженный избыток ликвидных средств. Если фирма сможет с наибольшей эффективностью ими распорядиться, то положение может стать стабильным. Следует обратить внимание, что мы не смогли попасть в квадрант 8 традиционным переходом из какого-нибудь другого квадранта. Это означает, что данное положение связано не только с успехами в финансовой и производственной сферах. Здесь экономические успехи фирмы должны быть подкреплены успехами в учредительстве, создании разветвленной фирменной структуры (не увлекайтесь созданием структуры ради самой структуры(!), нельзя, даже в такой благоприятной ситуации, забывать о роли постоянных издержек).
Пожалуй, наиболее интересным и перспективным в этой ситуации является превращение фирмы в материнское общество (холдинг с хорошо разветвленной и развитой структурой).
Если при этом наша фирма исчерпает всю заемную силу за счет привлечения заемных средств (в попытке максимизировать рентабельность собственных средств с использованием эффекта финансового рычага), то возможным представляется переход в квадрант 4. Сократится величина результата финансовой деятельности предприятия (РФД).
Вторая возможность — перемещение в квадрант 5 вследствие исчерпывания рынка материнской компании из-за сокращения спроса на ее продукцию. Здесь придется поступиться результатом хозяйственной деятельности (РХД) за счет роста финансово-эксплуатационных потребностей, с которым придется столкнуться в случае изменения внешней среды предприятия
И, наконец, квадрант 9. Это реальное кризисное положение предприятия. Рецепты выхода из кризиса могут быть предложены следующие: дезинвестиции, финансовая поддержка правительства (если это возможно) или материнской компании (если таковая имеется), дробление предприятия (позволит резко сэкономить на постоянных издержках и сократить величину финансово-эксплуатационных потребностей).
В результате проведения отмеченных мероприятий возможен переход в квадрант 6 или 7.
Использование матрицы финансовых стратегий фирмы позволит фирме адекватно принимать решения о комплексном использовании всех активов и пассивов предприятия.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи. В заключении сделаем несколько основных выводов по работе.
Стратегическое управление представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.
В отличие от стратегического оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции организации с целью достижения ее целей. В коммерческой организации руководитель, занимающийся оперативными вопросами, должен превратить потенциал организации в реальную прибыль. Его задачи включают определение общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль как руководителей, так и исполнителей в рамках организации.
Как стратегическое, так и оперативное управление для нормального функционирования предполагают создание и поддержание определенной организационной архитектоники, подбора и воспитания кадров. Однако эти элементы различны для двух типов управления. Стратегическая архитектоника нацелена на изменения, является гибкой и не имеет жестких структур. Оперативная архитектоника устойчива к изменениям, нацелена на эффективность. Если руководитель, осуществляющий стратегическое управление, стремится к изменениям, склонен идти на риск, имеет навыки управления освоением новых направлений, то руководитель, осуществляющий оперативное управление, выступает против изменений, не склонен к риску, компетентен в анализе, координации и контроле сложной деятельности.
Таким образом, система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности – стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения. В последнее время организации в большей степени испытывают нужду в одновременном использовании обоих типов, поведения, для чего им необходимо создавать такую структуру своей архитектоники, которая бы позволила успешно развивать и предпринимательский, и приростной стили организационного поведения.
Под стратегическим управлением в долгосрочном периоде понимают такое управление организацией, которое опирается на ее потенциал, ориентирует на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в ответ на вызовы со стороны окружения, а также позволяет достичь конкурентных преимуществ и долгосрочных целей организации.
В стратегическом (долгосрочном) плане определяется то, что должно быть сделано, а в тактическом (краткосрочном) плане - как это сделать. В тактическом менеджменте в краткосрочном периоде описываются этапы действий и ставятся конкретные цели, которые должны быть достигнуты подразделениями, отделами, рабочими группами и отдельными работниками организации в течение точно определенного периода времени.
Все возможные виды финансовой стратегии фирмы могут быть представлены в виде матрицы финансовых стратегий фирмы. Манипулируя в рамках данной матрицы, можно рассматривать проблему в динамике, давая возможность не только формулировать финансовую стратегию, но и модифицировать (менять) ее в результате изменения каких-то очень важных параметров функционирования предприятия как такового.
Использование матрицы финансовых стратегий фирмы позволит фирме адекватно принимать решения о комплексном использовании всех активов и пассивов предприятия.
Список литературы
1) Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 1996.- 160 с.
2) Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с .
3) Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 1998.- 286 с.
4) Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 1996.- 245 с.
5) Менеджмент организации: современные технологии / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 480 с.
6) Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.
7) Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2000. – 331с.
8) Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 1999.- 321 с.
9) Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2000.- 412 с.
10) Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий / Пер с .анг. М.: ЮНИТИ, 1998. – 506 с.