Содержание

Вопрос № 9. Технология отпуска товаров со склада. Документальное оформление. 3

Вопрос 19. Упаковка и тара: понятие, назначение, классификация. Требования, предъявляемые к ней. 5

Вопрос 29. Сравнительная характеристика договора поставки и купли- продажи (общность и различия) 11

Вопрос 39. Задача. 14

Список литературы.. 16






















Вопрос № 9. Технология отпуска товаров со склада. Документальное оформление

При отпуске товаров поставщик выписывает счета- платежные требования, которые вместе с приложениями к ним ( спецификациями, квитанциями транспортных накладных и др.) поступают в бухгалтерию (или финансовый отдел). Здесь они регистрируются и передаются в снабженческие отделы для акцепта, контроля за оприходованием материалов на складах и оперативного учета выполнения договоров поставок.

         Прибывшие товары принимаются от железной дороги или водного транспорта уполномоченными представителями предприятия. Одновременно с грузом выдается сопровождающая его железнодорожная накладная.

         Для получения товаров со склада местного поставщик экспедитору выдается наряд и доверенность. Прием материалов на склад оформляется приходным кассовым ордером и приемным актом.

 Технология и схема движения документов на складе при отпуске товаров представлена на рисунке 1.















 


























Рис. 1. Технология и схема движения документов на складе при продаже и отпуске товаров со склада


Вопрос 19. Упаковка и тара: понятие, назначение, классификация. Требования, предъявляемые к ней

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре.

Упаковка- средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды от загряз нений, а также процесс обращения продукции.

Тара является элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции. В процессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без него [3, с. 123].

Разнообразие свойств и особенностей товаров, различные условия их транспортирования, хранения и отпуска вызывают необходимость производства тары множества видов: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, банки, бутылки, мешки и пакеты, корзины.

Роль упаковки и тары в торгово- технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим [5, с. 56]:

-         предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды о вредного воздействия товара;

-         защита товара от влияния других товаров;

-         обеспечение условий сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

-         придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;

-         создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;

-         выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

-         использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортировки и хранения, но и как средства для выкладки товаров в торговом зале магазина.

Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазина, повышая культуру торгового обслуживания.

Ассортимент тары, используемой для размещения товаров, постоянно расширяется. Он пополняется новыми видами тары, позволяющими расширить все функции, а, следовательно, и сделать еще более значимой в торгово-технологическом процессе.

Тара, используемая для упаковки товаров, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований [6, с. 145].

Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помещенных в нее товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении.

Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования как с товаром, так и в порожнем виде. Она должна обладать низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).

Тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.

         Тара представляет собой обширную номенклатуру изделий, используемых для размещения товаров. Эти изделия существенно отличаются одно от другого, поэтому классифицируют тару по достаточно широкому кругу признаков, основные из которых следующие [7, с. 267]:

-         функции, выполняемые в процессе товарного обращения;

-         назначение;

-         принадлежность;

-         кратность использования;

-         материал изготовления;

-         конструкция и метод изготовления;

-         устойчивость к внешним механическим воздействиям;

-         качество.

В процессе товарного обращения тара может выполнять различные функции, с учетом которых ее делят на транспортную, цеховую, потребительскую и тару- оборудование [6, 7 и др.].

Транспортная (внешняя) тара применяется для транспортировки и хранения товаров. К ней относят ящики, бочки, мешки и так далее.

Цеховая тара предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки и ящики специальной конструкции).

Потребительская тара (внутренняя) поступает к потребителю с продукцией и не представляет собой самостоятельной транспортной единицы. Стоимость потребительской тары - пакетов, коробок, тубов, банок и т.п., как правило, включается в стоимость товара. Она должна быть удобной, дешевой, легкой, красочно оформленной. Ее оформление должно нести большую рекламную и информационную нагрузку.

Одной из разновидностей потребительской тары является подарочная тара, художественно - конструкторское исполнение которой должно подчеркивать назначение продукции как подарка, сувенира.

Тара- оборудование- это устройство, предназначенное для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров.

По назначению тару делят на универсальную и специализированную. Универсальная тара может быть использована для затаривания различных товаров, специализированная тара - только для определенных товаров.

В зависимости от принадлежности следует различать тару общего и индивидуального пользования. Тара общего пользования может применяться различными предприятиями и организациями. К таре индивидуального пользования относится инвентарная тара, изготавливаемая по специальному заказу для централизованной доставки товаров на розничные торговые предприятия. Она является собственностью предприятий промышленности или оптовых торговых предприятий.

По кратности использования тара делится на многократную, возвратную и разового использования.

Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продукции. Сюда относятся ящики, бочки, фляги, мешки и другая транспортная тара.

К возвратной таре относится тара, бывшая в употреблении, которую целесообразно использовать повторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.

Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции.

В зависимости от материала изготовления тару подразделяют на деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.

деревянная тара наиболее распространена в обращении. Ее изготавливают из древесины различных пород. К этой группе тары относятся ящики, бочки, корзины.

Ящики бывают дощатые, фанерные и комбинированные. Конструктивными элементами ящиков являются: дно, две головки, две боковины и крышка. Для упаковки промышленных и продовольственных товаров используют плотно сколоченные ящики; для овощей, фруктов, вино- водочных изделий- решетчатые. В соответствии со стандартами выпускается несколько видов дощатых и фанерных ящиков для продукции рыбной промышленности, кондитерских изделий, консервов, овощей и фруктов, а также других продовольственных товаров, продукции легкой промышленности. Различаются они между собой по размерам, назначению, объему древесины, пошедшей на изготовление деталей ящиков, и по другим признакам.

Деревянные бочки изготавливают из древесины различных пород. Бочки подразделяются на заливные и сухотарные. В заливные бочки затаривают рыбу в тузлуке, пиво, вина и другие жидкие продукты, в сухотарные бочки- сухие молочные продукты, яичный порошок, сухую краску, замазку.

Деревянные бочки выпускают различной емкости. Например, соки, морсы, коньяк, вина затаривают в бочки емкостью от 50 до 600 л.

Сыпучие и пастообразные товары затаривают в фанерные барабаны емкостью от 10 до 100 л..

Для сбора, хранения, транспортировки овощей, фруктов, рыбы и некоторых других продуктов используют прутяные и драночные корзины.

Тара может быть изготовлена из шпона с прослойками эластичной резины. Производство тары из такого материала позволяет значительно уменьшить ее собственный вес без снижения показателей прочности и влагостойкости, характерных для деревянной тары.

К картонной таре относят коробки и ящики. Коробки изготавливают из прессованного картона, ящики – из прессованного и гофрированного. Картонная тара легче деревянной в 2,5- 4 раза, на единицу затаренной продукции. Для ее изготовления требуется в несколько раз меньше древесной массы. Сырьем для ее изготовления могут служить отходы деловой древесины. Производство картонной тары и процесс ее затаривания легче механизировать. В связи с этим картонная тара все шире применяется для затаривания как промышленных, так и продовольственных товаров.

В зависимости от назначения, конструкции, размеров и некоторых других признаков картонные ящики подразделяются на более чем 10 типов (для кондитерских изделий, для продукции мясной и молочной промышленности).

Для затаривания сыпучих товаров используется бумажная тара. К ней относятся бумажные мешки и пакеты. Мешки подразделяют на битумированные, дублированные и влагопрочные. Битумированные мешки пропитывают специальными растворами. Кроме того, по способу изготовления их подразделяют на склеенные и сшитые, с открытой и закрытой горловиной. Для изготовления пакетов используют специальную упаковочную бумагу.

Текстильно-мочальная тара в основном представлена тканевыми и сетчатыми мешками, паковочными тканями. Мешки изготавливают из льняных, полульняных и других тканей, а также из сетки гардинного полотна. В зависимости от назначения они делятся на мешки сетчатые из- под картофеля и овощей, мешки тканевые из- под сахара и мешки тканевые из- под хлебопродуктов и семян сельскохозяйственных культур. Как правило, мешки выпускаются вместимостью 50 и 100 кг.

Транспортирование и хранение жидких, летучих, огнеопасных и других товаров осуществляется в металлической таре, к которой относятся бочки, баллоны, барабаны, фляги, банки и канистры. Для их изготовления используют листовую сталь, специальную жесть, алюминий. Внутреннюю поверхность металлической тары покрывают специальными лаками или нейтральными металлами, для того, чтобы предотвратить ее взаимодействие с пищевыми продуктами.

Стеклянная тара используется для затаривания жидких товаров (молока, вина). В зависимости о формы и емкости различают банки, бутылки, баллоны и флаконы. Товары, затаренные в стеклянную тару, необходимо перевозить и хранить в жесткой транспортной таре и мягких упаковочных материалах.

Керамическая тара находит ограниченное применение. В основном она используется для затаривания некоторых ликероводочных изделий.

Полимерная тара получает все более широкое распространение. она изготавливается из литейных материалов, которые обладают прочностью, легкостью и хорошо защищают товары.

По конструкции тару делят на разборную, неразборную, складную, разборно-складную, с объемными деталями.

По методам изготовления различают тару: литую, штампованную, бондарную, клееную.

Вопрос 29. Сравнительная характеристика договора поставки и купли- продажи (общность и различия)

Под договором поставки согласно статье 506 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) понимается договор, по которому поставщик – продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Регулированию данного договора посвящен параграф 3 главы 30 ГК РФ.

Договор поставки признается разновидностью договора купли-продажи. Поэтому к нему на основании статьи 454 ГК РФ применяются общие положения о купле-продаже, содержащиеся в параграфе 1 главы 30 ГК РФ, если иное не предусмотрено нормами о договоре поставки.

Отграничить поставку товаров как отдельный вид договора купли-продажи от других его разновидностей позволяют два следующих признака. Во-первых, это правовой статус поставщика (им чаще всего выступает коммерческая организация или предприниматель без образования юридического лица), а во-вторых, это цель договора, поскольку по договору поставки товары закупаются, прежде всего, для осуществления предпринимательской деятельности, но в любом случае предполагается, что они не должны использоваться для личного или домашнего употребления [4,с . 79].

По мнению многих юристов-теоретиков, нормы ГК РФ о договоре поставки лучше регулируют отношения сторон по сравнению с нормами о договоре купли-продажи, поскольку в них предусмотрены конкретные сроки, конкретные механизмы решения тех или иных вопросов, возникающих при заключении и исполнении договора. В связи с этим организациям и индивидуальным предпринимателям при установлении более или менее длительных отношений между собой лучше руководствоваться правилами о договоре поставки.

Несколько слов о порядке заключения договора поставки и о тех условиях, которые должны в нем содержаться.

Договор поставки в соответствии со статьями 432 и 455 ГК РФ считается заключенным, если поставщик и покупатель достигли соглашения о товаре, поставляемом по договору (о его наименовании и количестве), а также о других условиях договора, на урегулировании которых настаивала хотя бы одна из сторон. Эти условия являются существенными условиями договора поставки.

Условие договора о наименовании и количестве товара считается согласованным, если из текста договора их можно определить. Конечно, самым лучшим вариантом является четкое указание в договоре полного наименования и количества поставляемого товара. Однако не во всех случаях представляется возможным это сделать. В связи с этим в договоре часто встречаются отсылки на приложения к нему или же на иные документы, которые признаются неотъемлемой частью договора. Данный вариант также может быть использован сторонами, если из этих документов можно понять, какой же все-таки товар должен быть поставлен по договору и в каком количестве. Но рекомендуем не откладывать подписание указанных приложений с тем, чтобы не получилось, что они совсем не будут подписаны, и в результате договор не будет заключен. Для этого в самом договоре можно предусмотреть срок, в течение которого такие приложения должны быть подписаны сторонами.

Если ни одна из сторон не настаивает на установлении в договоре каких-либо условий, то все остальные условия договора носят, с точки зрения закона, факультативный характер. Однако сторонам по договору поставки целесообразно определять в договоре и иные условия.

Исходя из существующей практики, в договоре поставки могут быть оговорены следующие положения:

·                    условие о качестве товара и о сроках годности (гарантийных сроках) товара. При урегулировании этого условия сторонам желательно не ограничиваться ссылкой на ГОСТ или ТУ, а более подробно излагать свои требования к качеству поставляемого товара,

·                    условие о сроках и порядке поставки товара, о размере партий поставляемого товара,

·                    условие об ассортименте товаров в случаях, когда поставляются товары по нескольким ассортиментным позициям,

·                    условие о комплектности товара, если поставляемый товар состоит из отдельных деталей, частей, узлов, или о комплекте товара, если он поставляется в наборе с другими товарами,

·                    не менее важным является и условие о цене единицы товара, стоимости всего поставляемого по договору товара и порядке расчетов по договору. Особенное внимание должно уделяться этому условию в тех случаях, когда цена на поставляемый по договору товар определена сторонами в условных единицах (возможность применения условных единиц предусмотрена частью 2 статьи 317 ГК РФ),

·                    не следует упускать из виду и условие об ответственности сторон за ненадлежащее исполнение договора поставки, то есть о санкциях по договору.

При заключении договора поставки между сторонами могут возникнуть определенные разногласия. В связи с этим следует обратить внимание на статью 507 ГК РФ. В соответствии с этой статьей сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании его условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения, если иной срок не согласован сторонами, принять меры по согласованию соответствующих условий либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения. В противном случае эта сторона обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.

Вопрос 39. Задача

         На склад ОАО «Ирида» поступил сыр «Российский» на сумму 6800 руб. При приемке установлено, что сыр по качеству не отвечает требованиям ГОСТа. Сумма дана по покупной цене.

Определите:

1)    Как поступить специалисту в данной ситуации?

2)    Какие документы необходимо оформить при предъявлении претензии поставщику?

3)    Сумма претензии, если договором предусмотрен штраф 10 % от суммы некачественного товара. Счет оплачен.

Ответ обоснуйте.

ОТВЕТ

Специалисту необходимо обратиться к поставщику с требованиям выполнения условия договора о поставке продукции надлежащего качества. ПР этом поставщик должен заменить продукцию ненадлежащего качества на сумму 6800 рублей. Кроме того, условием договора оговаривается штраф в случае поставки продукции ненадлежащего качества в размере 10 %от стоимости товара. Таким образом, покупатель может предъявить претензию поставщику в размере:

6800+6800*0,1 = 7480 (руб.)

         При предъявлении претензии поставщику покупатель должен подготовить акт о приемке- передачи товаров на складе , в котором за подписью членов приемочной комиссии указывается причина отказа от приемки товара : в данном случае- товар ненадлежащего качества.



























Список литературы

1)    Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 1999. – 345 с.

2)    Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 400 с

3)    Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговой организации: Учеб. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 596 с.

4)    Инструкция о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Госарбитражем при Совете Министров СССР от 15.06. 1965 года

5)    Оформление тарных операций. Упаковка товаров. – М.: Приор, 1996. – 48 с

6)    Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1999. – 320 с.

7)    Панкратов С.А., Серегина С.М. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра- М, 1998. – 678 с.

8)    Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 456 с.

9)    Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2000. – 560 с.

10)                      Щур Д.Л. и др. Основы торговли. Оптовая торговля. – М.: Приор, 2000. – 278 с.